Езда по снегу на авто

Первый снег: как ездить, чтобы уберечь себя и авто

В жизни автомобилиста вот-вот наступит очень сложный для езды зимний период. Но, кроме машины, нужно адаптировать к зиме и свой стиль вождения: даже небольшая ошибка, которая никак не сказывалась на безопасности езды летом, сейчас может привести к ДТП. Сегодня узнала, как автомобилистам подготовить себя к «зимовке».

Летом водители могли позволить себе слегка полихачить, резко стартуя с места, проезжая на скорости перекрестки, резво маневрируя между рядами и обгоняя тихоходы с выездом на встречную полосу. Зимой любое из описанных действий может привести к аварии со смертельным исходом. Так как сразу перестроиться на спокойную езду невозможно, первый снегопад с гололедом даже окрестили Днем жестянщика (так называют мастеров по рихтовке кузова, работы у которых сразу становится очень много). Так что ездите потише.

Приоритеты. Действия водителя за рулем должны быть направлены в первую очередь на прогнозирование потенциально опасных ситуаций и предупреждение потери управляемости автомобилем. Например, скорость и дистанция выбираются с учетом того, что тормозной путь вырос, как минимум на треть. Причем, не только у вас, но и у окружающих автомобилей. Кроме того, нужно быть психологически готовым к тому, что в любой момент машину может начать крутить (на 180—360—720 градусов) и при возникновении заноса знать, что делать.

Внимание на руль. Советы по контраварийному вождению бесполезны в том случае, если в автошколе водителю закрепили неверные навыки работы с рулем. Прежде всего, нужно обратить внимание на посадку: спина должна плотно прилегать к спинке сидения, кисти находиться в верхнем секторе рулевого колеса (если представить себе циферблат, то в положении 9 часов 15 минут), чуть согнуты локтях. Теперь попробуйте вывесить передние колеса (например, с помощью двух домкратов) и проверить, с какой скоростью у вас получается произвести 5 циклов рулежки от упора до упора. Автоспортсмены укладываются в 8—9 секунд. Достаточным для того, чтобы выйти из заноса, является результат в 13—14 секунд. Если больше, то лучше потренироваться — 2—2,5 часа для закрепления навыка вполне достаточно.

И на тормоза. В основе безопасного вождения главное — грамотное торможение. Любая оплошность может привести к вращению, заносу или опрокидыванию автомобиля. Важно понимать, что в тот момент, когда вы нажали на педаль тормоза, передние колеса автомобиля перегружаются, а задние колеса, наоборот, недогружаются, автомобиль как бы клюет носом. Если нажать на педаль тормоза во время поворота, может возникнуть занос задних колес (их как бы слегка оторвет от земли) — и машина потеряет управление. Если летом эта ошибка была критична лишь на высокой скорости, то на мокрой дороге достаточно нажать на тормоз и при 30 км/час — часто машину несет при выезде из-за поворота.

Уроки зимнего вождения от Алексея Мочанова:

Типичные ошибки водителей при езде осенью и зимой

1. Резкий старт и финиш

Летняя привычка — резко рвануть на светофоре — на скользкой дороге может сыграть злую шутку. Водитель жмет на педаль газа, но машина, вместо того чтобы ехать прямо, буксует и соскальзывает вбок, прямо в соседа по потоку (либо по парковке, если речь идет о начале движения). Есть опасность и при резком торможении: если машина без АБС (антиблокировочной системы тормозов), то возникает такое явление, как юз: колеса блокируются, авто теряет управление и движется по инерции. Иногда — в зад другого авто или в пешехода.

Совет. Представьте себе, что вы плывете в басейне, где вода смягчает и замедляет все движения. Примерно с таким замедлением и нужно нажимать на педаль газа поздней осенью и в течение всей зимы (кроме аварийных ситуаций). Кстати, если под колесами лед, а у вас автомобиль с механической КПП и без электронных систем стабилизации, лучше всего стартануть со второй передачи.

Аналогично плавно нужно нажимать и на педаль тормоза (при отсутствии АБС). Кстати, работу АБС можно сымитировать: сильно нажать на тормоз и отпустить, повторив этот прием несколько раз, пока автомобиль не остановится полностью. Для повышения эффективности торможения используйте торможение двигателем, быстро переходя с повышенной на пониженную передачу (например, с 4-й на 2-ю и сразу на 1-ю). И еще один совет — не нажимайте на педаль сцепления до полной остановки автомобиля: даже если двигатель заглохнет, сэкономленные сантиметры спасут от столкновения.

На всякий случай также напоминаем, что летнюю резину уже нужно заменить на зимнюю — среднесуточная температура уже давно ниже +7 °С. Если еще не успели, учтите, что при пяти градусах мороза тормозной путь вырастет на треть.

2. Желтый свет

Летняя привычка проскакивать на запрещенный сигнал светофора на перекрестке в гололед может сыграть злую шутку. Хотя ПДД и разрешают (и даже требуют) закончить маневр, если к тому моменту, как загорелся желтый свет, ваш автомобиль уже выехал на перекресток, но лучше остановиться сразу, как только замигал зеленый. Дело в том, что другие автомобили могут резко стартануть, а остановиться из-за скользкой дороги вовремя вы просто не успеете или машину понесет. Второй вариант этой аварийной ситуации — вы стартанули сразу же после того, как красный сменился на желтый, а другой «джигит» в этот момент решил проскочить на «остатки зеленого».

Совет. К регулируемым перекресткам относитесь в холодное время года точно также, как к нерегулируемым. То есть, при начале движения на зеленый сигнал светофора сделайте секундную паузу и посмотрите по сторонам.

Также всегда нужно сделать поправку на видимость. Ведь при тумане человеческому глазу все предметы сквозь водяной пар и капли представляются примерно в полтора-два раза более удаленными, чем в действительности. Кроме того, желтый цвет становится красноватым, а зеленый — желтоватым. А если туман настиг вас в пути ночью.

Кстати, для лучшей видимости даже днем включайте фары ближнего света: помимо того, что лучше будете видеть вы, лучше будет видно и вас.

3. Занос авто

Стандартная ситуация — водитель пытается выехать из двора (или со второстепенной дороги) и повернуть налево через 2-3 полосы на Т-образном перекрестке. Естественно, он пытается осуществить свой маневр как можно скорее — и слева, и справа движется транспорт. Летом выполнить такой поворот несложно, а вот на скользкой осенне-зимней дороге. Резко крутанул руль, вошел в поворот на слишком высокой скорости или переборщил с ускорением или торможением — авто понесет.

Совет. Заноса лучше не допускать, а секрет успеха — плавность и четкость движений. Планируйте свои действия заранее, смотрите в оба и сбавляйте (а не тормозите) скорость в случае любого изменения рельефа дороги. Понятное дело, что в городе эта задача осложняется тем, что маневр нужно осуществить как можно быстрее, чтобы вклиниться в поток. Учтите, что при оценке дистанции до идущего справа и/или слева автомобиля, нужно учесть не только его скорость, но и расстояние. Хватит ли у него остановочного пути в том случае, если вы ошибетесь и, к примеру, застрянете посреди дороги? Также нужно убедиться в том, что вас вообще видят другие участники дорожного движения, а вы видите их (при выезде из двора из-за неправильно припаркованных машин часто видимость ограничена).

Если есть хоть какие-то сомнения, то лучше повернуть направо, проехать расстояние до ближайшего безопасного разворота, чем рисковать.

Что делать при заносе

Если занос все-таки произошел, нужно оперативно применить один из приемов контраварийного вождения:

Передний привод. При заносе переднеприводного автомобиля водитель должен повернуть руль в сторону заноса и нажать на газ — в этом случае ведущие колеса будут вытягивать автомобиль. Но увеличение скорости в повороте и при входе в него может вызвать пробуксовку передних колес. Для восстановления сцепления колес с дорогой и возвращения автомобиля к движению в заданном ему направлении необходимо плавно уменьшить подачу топлива до восстановления сцепления ведущих колес с дорогой и после этого снова поднажать.

Задний привод. Если заднюю часть автомобиля начинает заносить влево и он как бы пытается развернуться поперек дороги, нужно убрать ногу с педали газа и четко поворачивать руль влево. Если понесло вправо — вправо.

4. Вода вместо незамерзайки

Проблема характерна для межсезонья, когда на улице температура колеблется от +2 до -2 градусов Цельсия. Водитель хочет очистить стекло и распрыскивает летний омыватель. Так как под капотом возле бачка горячо, сделать это несложно (омыватель находится в жидком состоянии). Но на стекле смесь воды и ПАВ тут же кристализуется, и лобовое стекло моментально покрывается белым налетом. Пока дворники с ним справятся, проходит около двух секунд, в течение которых водитель «слепнет». Хорошо, если за это время не происходит ДТП.

Совет. Заливать дорогущий зимний омыватель (20-30 грн за литр) жалко: дороги грязные и 3-литровая канистра уходит за день. Простое и логичное решение — разбавить зимний с летним (и/или с водой). Но нужно знать, что делать, чтобы в том случае, если температура опустится еще ниже, жидкость не замерзла в бачке. Учтите, что рекламная надпись на канистре, например, «-20», не всегда правдива. Более того, очень часто водитель разбавляет такую жидкость в пропорции 50х50 и остается без омывателя уже при температуре ниже 5 градусов. Правильная пропорция обычно указана внизу канистры мелким шрифтом.

5. Неверное расстояние

Очень часто водители современных дорогих автомобилей неверно оценивают возможности соседей по потоку. Соответственно, держат дистанцию и интервал точно такие же, как и летом. Между тем, к примеру, старенькие Жигули или Таврию заносит, крутит; в случае столкновения виновным часто признают не того, кого занесло, а того, кто в него из-за этого въехал: п. 12.3 ПДД гласит, что в случае возникновения опасности или препятствия водитель обязан уменьшить скорость вплоть до полной остановки. А столкновение произошло из-за того, что водитель идущего сзади авто не держал дистанцию либо интервал.

Совет. Если дорога скользкая, то даже если вы управляете суперсовременным автомобилем с шипованной резиной и множеством электронных систем безопасности, нужно оставлять достаточное для маневра пространство и избегать резких движений. Дело в том, что снег или лед почти вдвое уменьшают сцепные свойства с дорогой, а значит, произойти может все что угодно. И даже если вы на 500% уверены в надежности и сверхвозможностях своей машины, подумайте: можете ли вы то же самое сказать обо всех автомобилях на дороге?

Эпилог. Наглядные последствия превышения скорости на скользкой дороге:

Управление автомобилем зимой: езда по снегу и в гололед – полезные советы

На курсах в автошколах потенциальных водителей предупреждают, что в первый год после выдачи прав лучше отказаться от идеи самостоятельного управления автомобилем в зимний период. Связано это с повышенной сложностью вождения транспортного средства по заснеженным дорогам. Даже в крупных городах дорожные службы не всегда справляются со снежным покровом на дорогах, а в сельской местности или за пределами основных трасс и вовсе очистке дороги не уделяют должного внимания. В целях собственной безопасности водитель должен заучить основные правила езды по снегу и в гололед в зимнее время года. К тому же, эти правила совсем простые и очевидные, но их несоблюдение может стоить водителю и пешеходам жизни.

Езда по снегу – основные правила

С опытом водители начинают лучше чувствовать свой автомобиль, и они даже не задумываются о том, как водить машину зимой. Но в первые годы за рулем, во время движения по участкам дороги, которые замело снегом, следует помнить об основных правилах предосторожности:

  • Двигаться следует только по дорогам, которые обозначены знаками и бордюрами. Если данное правило не соблюдается, увеличивается риск попасть колесом в яму, наехать на колдобину, бордюр или другой опасный для шины и колеса объект;
  • Поворачивать необходимо с предельной осторожности на максимально низкой скорости и очень плавно. Ни в коем случае не думайте «бросать» машину в поворот!;
  • Необходимо максимально оградиться от движения по спускам и уклонам. Если автомобиль застрянет, то задним ходом самостоятельно выбраться под уклон практически невозможно;
  • В зимний период водитель обязан устанавливать специализированную резину. Лучше, если она будет с настоящими шипами для повышения сцепления с дорогой. Не следует накачивать шину до предельных значений в зимний период;
  • Не залезайте на автомобиле в снег, который может оказаться выше радиуса колеса. Проблемы возникнут не только в краткосрочной перспективе в виде необходимости доставать автомобиль с посторонней помощью, но и велик риск попадания снега в элементы двигателя.

Озвученные выше правила применимы к любому типу снега. Всего же автомобилисты разделяют снег на дороге на 3 основных категории. Для каждого типа снега характерен свой стиль вождения, который позволит избежать аварий.

Езда по рыхлому снегу

В середине или начале зимы снег часто идет без дождевых осадков, и он рыхло ложится на землю. Часто за пределами города на проселочных или небольших дорогах, где практически нет трафика, такой снег может лежать нетронутый автомобилями и дорожными службами. Данный тип снега преодолевать проще всего – его необходимо проехать на хорошей скорости, старясь не тормозить.

Рыхлый снег должен разлетаться из-под колес автомобиля, и застрять в нем невозможно, если соблюдать правила движения по заснеженным дорогам.

Езда по мокрому снегу

Сложным условием для водителя автомобиля является движение по мокрому снегу. Главное правило при езде по «тяжелому» снегу – необходимо максимально исключить возможность полной остановки автомобилю. Машина должна создать собственную колею и по ней двигаться, закатывая в нее новый снег и преодолевая его шинами. Исходя из законов геометрии, чтобы задние шины на поворотах могли пройти по колее, созданной передними, лучшим вариантом будет проходить их с максимальным радиусом.

Внимание: Если машина полностью остановилась в мокром снегу, по которому она двигалась с большим трудом, лучше немного сдать назад, а после этого вновь начать движение. Это позволит вернуть автомобиль в нужную колею и дальше двигаться накатом на нее.

Обратите внимание, что если ставится задача преодолеть на автомобиле большой участок дороги с мокрым снегом, лучше озаботиться спуском давления в шинах. При движении по дороге со столь сложными погодными условиями, опустите давление в шинах до 0,7-1 атмосфер. Двигаться рекомендуется на заранее выбранной передаче, стараясь держать обороты двигателя на одном уровне. Если вы стали ощущать, что автомобиль может заглохнуть, лучше остановиться, но не с помощью тормозов, а продолжая движение на сцеплении (для ручной коробки передач) или без нажатия педали акселератора (для автоматической трансмиссии).

Езда по снежному насту

Снежный наст является одним из самых сложных условий для движения автомобиля. Если предстоит долгая поездка по снежному насту и избежать ее нельзя – важно подготовить к данному испытанию шины, а еще лучше найти партнера, которому также необходимо преодолеть тяжелый участок заснеженной дороги.

Двигаться по снежному насту следует на спущенной резине до значения в 0,3-0,4 атмосфер. Из-за льда, образованного на снежной массе, сцепление колес автомобиля снижается практически до нуля. При этом жесткая ледяная корка имеет большое сопротивление и с трудом проминается под шинами. Опускать давление в шинах рекомендуется, чтобы увеличить площадь давления на снежный наст, что позволит прогибать и разламывать ледяную корку.

Опытные водители рекомендуют при движении по снегу, покрытому льдом, поворачивать с помощью предварительной «раскатки» поворота. Для этого необходимо:

  1. Полностью остановиться перед поворотом не используя тормоза;
  2. Далее руль слегка выкручивается в сторону противоположную повороту, а автомобиль сдает назад;
  3. После этого руль поворачивается немного в сторону поворота, и автомобиль движется вперед.

В зависимости от крутизны поворота, массы автомобиля, мощности двигателя, обледенелости снега и других параметров, может потребоваться повторить описанную выше процедуру 2-3 раза. Это необходимо чтобы максимально расширить колею, с которой будет производиться поворот.

Если удалось найти партнера для езды через дорогу, на которой образовался снежный наст, он будет выступать в качестве страховки. Один из автомобилей должен двигаться вперед , продавливая под собой ледяную корку, а второй при необходимости сможет вытянуть его назад, если машина застрянет.

Езда в гололед

Правила безопасного движения в гололед практически не отличаются от методов продвижения по снегу. Однако если снежная насыпь часто встречается на дорогах малой интенсивности, то гололеду свойственно образовываться на трассах, протяженных дорогах общего пользования и в городе. При езде в гололед требуется быть предельно внимательным и не забывать о следующих правилах:

  • Из-за слабого сцепления с дорогой любые резкие движения могут привести к проскальзыванию и нежелательным заносам. Чтобы этого избежать, соблюдайте «золотое правило» — никогда не следует на скользкой дороге делать резкие движения;
  • Из правила выше выходит, что останавливать автомобиль на перекрестке или светофоре предстоит долго из-за запрета на резкий тормоз. Это значит, что необходимо увеличить дистанцию до автомобиля, следующего впереди;
  • При повороте автомобиля в гололед нога должна быть убрана с педали газа, даже если скорость автомобиля очень низкая;
  • Ни в коем случае не старайтесь объезжать такие препятствия, как люки или увеличенная снежная насыпь. Резкое движение руля может увести автомобиль в занос – лучше понизить скорость и преодолеть препятствие.

Перед тем как выезжать на дороги зимою, внимательно отнеситесь к подготовке автомобиля:

  • На нем должна быть «обута» зимняя резина;
  • Зеркала и стекла очищены от наледи;
  • С крыши должна быть удалена «снежная шапка», которая рискует оказаться на лобовом стекле при торможении, что приведет к опасной ситуации;
  • Фары, задние фонари и другие средства освещения и индикации должны быть очищены.

Если вы направляетесь в дальнюю поездку, обязательно убедитесь, что аккумулятор хорошо заряжен, и не придется заводить автомобиль при севшем источнике питания в экстремальных условиях.

Всё о езде по глубоком снегу

Зима… Водитель, торжествуя, на авто обновляет путь… Действительно, благодаря непогоде и нерасторопности дорожных служб автомобилистам даже в крупных городах с трудом приходится прокладывать себе путь по снегу. А ведь такая езда, как мы помним из курса обучения вождению, чревата некоторыми неприятностями. Чем же грозит вождение по глубокому снегу, и как правильно ездить зимой, если снег только что выпал?

Опасность на каждом шагу

Под снегом может прятаться что угодно: колдобины, большие ямы, бордюры, всевозможные камни.

В глубоком снегу можно запросто застрять так, что без помощи буксировки не обойтись. Автоинструкторы на своих занятиях предупреждают своих учеников, что есть три состояния «опасного» снега:

Это свежевыпавший снег, очень рыхлый и не плотный. Если его много, то преодолеть такую преграду лучше на скорости, поддерживая инерцию. Снег легко разлетается в стороны, и проехать преграду легко.

Тяжелый и мокрый снег

Здесь спасением будет снижение давления в шинах. 0,7-1 атмосфер достаточно (смотрим от ситуации), чтобы машина легко ездила по такому снегу.

Во время движения по такой поверхности создается немалое сопротивление качению колес, поэтому машина быстро теряет ускорение. Поэтому следует выбрать оптимальный режим работы движка и такую передачу, чтобы хотя бы немного компенсировать сопротивление и не допустить пробуксовку колес. Двигаться лучше, так скажем, в натяг, «натаптывая» колею. Таким образом, вы почувствуете, как ведет себя автомобиль, его двигатель, колеса и другие элементы конструкции, непосредственно задействованные в столь сложной задаче.

Почувствовали, что машина идет как-то тяжеловато, начинает глохнуть? Обязательно остановитесь, но не используя тормоза.

На автоматической коробке достаточно убрать ногу с газа, а на механике выжать сцепление. Сдайте назад, при необходимости выйдите из автомобиля и посмотрите, что именно вам мешает. Далее вторая попытка, третья и далее. Движениями вперед-назад образуется колея, по которой проехать будет легче.

Особенно важно не допустить пробуксовки колес, иначе автомобиль начнет вязнуть, а уже накатанный слой сорвется. Начинать движение рекомендуется, когда передние колеса выровнены прямо. Постарайтесь, чтобы задние ехали по колее, протоптанными передними. Это позволит уменьшить сопротивление качению. А вот повороты следует просчитывать так, чтобы у них был максимально возможный радиус. Так, задние колеса пройдут по колее передних.

Наст и крупа

Это самое опасное состояние снега. Двигаться по нему нужно крайне осторожно, причем со спущенными шинами, вплоть до 0,3 атм. Двигаться лучше вперед-назад, расчищая себе путь. Наст создает большее сопротивление, а сцепление у колес минимальное.

Оптимальный вариант движения — в паре, когда первый автомобиль служит неким тараном, а второй — страховкой, то есть вытягивает первый назад.

Правила езды

Попеременно включайте заднюю и переднюю передачи, постепенно прочищая себе дорогу колесами. Если нужно повернуть, то следуйте следующим правилам:

  • Подъезжаете к повороту по прямой траектории.
  • Руль нужно немного повернуть в сторону противоположную повороту, а затем отъехать назад. На данной стадии половина каждого колеса машины должна проезжать уже по прокатанной колее, при этом вторая половина расширяет эту колею.
  • Далее немного поворачиваем руль уже в сторону поворота и едем вперед. Накатанная колея расширяется.
  • Повторяем предыдущие два шага до тех пор, пока не проедем поворот.

Видео о том, как ездить по глубокому снегу:

8 советов, как ездить по снегу

Как ездить по снегу? Не так, как по льду – хотя и то, и другое считается зимними условиями эксплуатации.

О том, как ездить по снегу, жители Украины успевают забыть за долгий период теплого сезона: к счастью, на большей части территории страны основную часть года преобладает отнюдь не снежная погода. Так что давайте освежим наши знания и навыки.

Итак, чем плох снег – если он еще в воздухе, то мешает видеть дорогу. Если он уже на земле, то мешает колесам нормально катиться, причем ведущим не дает отталкиваться от дороги, а управляемым колесам – изменять направление движения. Особенно обидно, что даже уровень автомобиля не всегда играет тут решающую роль. Сам снег, мы, автомобилисты, можем разделить на два вида: свежевыпавший, нетронутый и старый, уже перемолотый колесами.

Снежная каша на дороге опасна тем, что под ней часто скрывается лед. Тогда нужно использовать те же приемы езды, что и при гололеде.

— Как и на льду, главная заповедь езды по снегу – делать все плавно. Прибавлять и убавлять газ, вращать руль, выжимать сцепление и тормозить – все нужно делать без резких движений. Заснеженная дорога не такая скользкая, как обледеневшая, но снег может скрывать под собой тот же лед, и к этому нужно быть готовым. К тому же при резких маневрах колеса могут зарыться глубже в снег и вызвать буксование.

— На снегу – и свежем, и уже уплотненном – нужно стараться ехать с равномерной скоростью и что называется, на «ровном газу». Поскольку при каждой смене темпа движения ведущие колеса могут легко забуксовать (машин 4х4 это касается в меньшей мере). Тем же грозит каждая лишняя остановка.

— Следует тщательнее подходить к выбору передач, особенно, если снег глубокий (более 15 см). Чрезмерный запас тяги (крутящего момента) на колесах не нужен, но и внатяжку (на предельно низких для выбранной скорости оборотах двигателя) по снегу ехать тоже годится.

Как ездить по снегу при автоматической коробке передач? Или ориентируйтесь по тахометру, удерживая обороты порядка 2000-2500 об./мин., или перейдите в ручной режим коробки, чтобы проще было контролировать обороты. На АКП старого типа перейдите в режим ограничения переключений вверх 1 или 2, или поставьте селектор на W (winter – зима).

— Если снег особенно глубокий, или под слоем перемолотого колесами снега есть лед, или вы преодолеваете подъем или опасный заснеженный поворот, вам очень важно не потерять скорость и не забуксовать. Чтобы слышать, насколько точно обороты двигателя соответствуют скорости движения и вовремя заметить начало буксования, устраните все источники шума в салоне: музыку, вентилятор отопителя, разговоры пассажиров.

— Трогаться на снегу нужно также аккуратно, как и на льду, возможно, со второй передачи – чтобы автомобиль не забуксовал на месте и не «зарылся». Если это случилось, немедля прекращайте буксование, чтобы под колесами не образовались лунки. Плавно трогаясь (не обязательно отпуская сцепление до конца), раскачайте автомобиль взад-вперед, попеременно включая то первую, то заднюю передачу, и накатав таким образом чистую дорожку (колею), длиной не менее 30 – 40 см, пробуйте разогнаться по ней и выехать вперед или назад.

— Глубокие, от 20 — 30 см, наметы на дороге и сугробы преодолевайте с разгона, предварительно убедившись, что по ту сторону снежного препятствия нет никакой опасности, ведь остановиться сразу вам вряд ли удастся.

Глубокие, но недлинные снежные переметы можно преодолевать с небольшого разгона, но важно выбрать направление заранее и въезжать в снег одновременно обоими передними колесами — иначе машину может развернуть.

— Если поездка более-менее долгая, снимите тяжелую и громоздкую зимнюю одежду. Без нее вам будет легче рулить и переносить ноги с педали на педаль, воспринимать колебания кузова и звуковую информацию о работе силового агрегата и колес.

— В случае снегопада, при небольшой скорости движения снег может налипать на стекла, также в подобных условиях не исключено запотевание окон. Поэтому перед поездкой протопите салон, включите электроподогрев стекол, возможно, приоткройте окно. И не включайте дальний свет фар, поскольку густой падающий снег подобен туману, «бороться» с которым нужно или ближним светом, или «противотуманками».

Как уже сообщалось, эксперты Auto24 поделились секретами по очистке лобового стекла от льда .

Езда по снегу на авто

Учитывая изменение погодных условий, мы решили поднять вопрос о неписанных правилах зимней езды. Думается этот репортаж будет интересен не только тем, кто встречает «первую зиму» за рулем, но и автомобилистам со стажем.
В качестве эксперта выступят директор московской школы Audi Quattro Геннадий Брославский, который дал несколько рекомендаций для портала www.gazeta.ru и сотрудники ГАИ.

Вы можете высказать и свои наблюдения в нашем форуме.

Без чего зимняя езда вообще небезопасна

Существует несколько неотъемлимых атрибутов зимней езды, прежде всего – это зимняя резина, морозоустойчивая жидкость для омывателя, а также исправная светотехника.
Если вы едете не на зимней резине, считает директор школы Audi Quattro Геннадий Брославский, дальнейший разговор просто бесполезен. А вот шипы, по мнению Брославского – не такой принципиальный момент. На голом чистом асфальте, которым иногда радуют автомобилистов столичные коммунальщики, шипы держат машину даже хуже, чем нешипованная резина. Но на перекрестках и у светофоров, где дорога всегда особенно скользкая, шипы очень помогают.

Правило №1. Управлять на снегу и льду надо плавно.

Речь идет и о руле, и о педалях. Инструктора советуют представлять себе, что вы не спеша плывете в бассейне, где вода смягчает и замедляет все движения.
Но это общая рекомендация, а когда утром вы садитесь в машину и обнаруживаете, что не только плавно ехать, но даже тронуться с места не получается, все советы как-то сразу забываются. Водитель газует, а машина, вместо того чтобы выезжать куда положено, соскальзывает вбок, где стоит еще одна машина. Тут желательно вспомнить еще одно правило –

Правило №2. Газ при зимней езде должен быть минимальным.

Запас тяги, который так приятно иметь летом, сейчас только мешает – колеса срываются в пробуксовку, и вся тяга уходит исключительно на шлифование ледовой корки на асфальте. Даже трогаться с места зимой иногда приходится на второй передаче (не зря же по этому принципу работают многие автоматические коробки, снабженные зимним режимом).

Итак, вы выезжаете со стоянки на минимальном газу (лучше несколько раз заглохнуть и снова завестись, чем прокопать колесами колеи, которые помешают выбраться). Если не получается, пытайтесь выбраться враскачку. Нажал газ – отпустил и нажал сцепление – снова нажал газ. Настоящие мастера могут вытащить таким способом машину из очень неприятных ситуаций, но и обычным водителям этот прием довольно полезен. А вообще-то кое о чем не мешало подумать еще накануне, когда ее сюда ставили – не заезжать впритирку к другим машинам, чтобы, если ваш автомобиль начнет скользить вбок, не упереться в них. А если останавливаетесь ненадолго, лучше не подъезжать близко к тротуару, где больше всего снега – въехать-то вы с разгона въедете, а выбраться обратно не удастся. Лучше встать чуть дальше от края. Совсем плохо останавливаться на горке, если потом не будет возможности съехать обратно задним ходом. При трогании с места колеса точно забуксуют.

Какой привод лучше под горку?

Тут кстати упомянуть один нюанс: на заднем приводе въезжать в гору легче, потому что машина приседает при старте и нагрузка на заднюю ось увеличивается, соответственно уменьшая вероятность пробуксовки. А передние ведущие при трогании на горке, наоборот, разгружаются. Отсюда известный рецепт: на переднем приводе заезжать на горку задним ходом. Впрочем, не стоит этот способ переоценивать – может, лучше осторожно съехать вниз и попробовать еще раз, но только посильнее разогнавшись. Конечно, если вокруг нет стоящих машин, которые ваша может поцарапать, съехав вбок.

Правило №3. По возможности,тормозить лучше двигателем.

Кстати, современные автоматы, как правило, этому не препятствуют – они «понимают», что при отпущенном газе водитель, скорее всего, хочет затормозить двигателем. И, конечно, не стоит ждать от тормозной динамики автомобиля чего-то сверхъестественного. Надо держать большую дистанцию и тормозить заблаговременно. Проклятые летние привычки дают о себе знать: водитель жмет на педаль и ожидает обычной в таких случаях реакции машины – а она все едет. Лучше, выехав из двора, сразу же, не дожидаясь пока жизнь заставит, сделать несколько пробных торможений и сразу понять, чего от этого процесса можно ожидать. Тем, у кого АБС, остается просто давить на педаль.

При отсутствии АБС ее можно сымитировать

Это называется прерывистым торможением. Есть еще ступенчатое, когда сила нажатия изменяется от раза к разу, а также множество других видов. Но прерывистое торможение – самое простое, и людям не слишком опытным лучше им и ограничиться.

На прямой, если тормозить не приходится, особых проблем не возникает даже зимой. Разве что заднеприводную машину может чуть водить из стороны в сторону, и это подсказывает водителю, что не все сегодня хорошо на дорогах. А переднеприводник и этого предупреждения лишен – пока он не задумает какой-нибудь маневр, машина будет идти ровно. Поворот – главная зимняя проблема после торможения.

Поворот зимой – основная проблема, если вы не известный спортсмен.

Зима для спортсменов только в радость. Занос для них – привычное и полезное явление, а отрабатывать его на льду намного проще, потому что скорость для достижения желаемого эффекта нужна гораздо меньшая. Для простого гражданина – наоборот. Зимой всякий водитель должен стремиться к тому, чтобы не стать нехотя спортсменом. Для этого надо заранее затормозить и перейти на пониженную передачу, с тем чтобы по дуге ехать ровно, не тормозя, с небольшим газом.

Если же вы к повороту подъехали слишком быстро, машина просто перестает в него вписываться. От типа привода это совершенно не зависит – любой автомобиль в этом случае выносит наружу, что сопровождается неприятным скрипом колес. Именно по скрипу неопытные водители обычно и понимают, что не все гладко. Когда машина не хочет поворачивать, естественная реакция – закрутить руль сильнее. Получается еще хуже: передним колесам в такой ситуации еще сложнее восстановить сцепление с дорогой. Едва ли у кого-то это получится без тренировки, но в принципе правильный способ состоит в том, чтобы, во-первых, отпустить газ, а во-вторых, чуть уменьшить угол поворота руля. Передние колеса при отпускании газа нагружаются (машина делает клевок), а поскольку они стоят уже под меньшим углом к дороге, больше вероятность, что они за нее зацепятся и начнут крутиться. Затем уже можно опять довернуть руль в сторону поворота. А все остальное, что касается поворота, – это уже из околоспортивной сферы, куда обычному, совсем не тренированному автолюбителю лучше не соваться.
Ведь у спортсменов все наоборот – они еще и сами вызывают занос. На заднем приводе для этого нужно после поворота руля добавить газа. Задняя ось скользит, и машина начинает поворачивать нос куда нужно. Но проблема в том, что как только начался занос, надо немедленно крутить руль в ту же сторону, куда несет зад машины, чтобы ее из него вывести. А это, увы, сложнее, чем вызвать занос. На переднем приводе добавление газа никакого заноса не вызовет. На маленькой скорости создать занос задней оси может помочь ручник – поворачиваем руль и тянем рычаг. Задние колеса блокируются, зад разворачивает. На большой скорости так не делают – может повредиться ручник. Тут надо прежде всего бросить газ – машина при этом клюет носом, передние колеса нагружаются и становятся менее склонны к скольжению. После этого, если повернуть руль, уже может начаться небольшой занос задней оси, который помогает направить нос машины в нужном направлении. Чтобы занос стал сильнее, надо чуть-чуть нажать на тормоз. Но только совсем чуть-чуть, лишь коснутся тормоза, иначе заблокируются все колеса, и автомобиль просто будет скользить наружу. А при очень легком нажатии за счет перераспределения массы вперед (клевка) облегченная задняя ось начинает скользить. Еще раз повторив, что все это не для простых водителей, упомянем третий способ вызвать занос задней оси на переднем приводе. Подъезжая к повороту, надо сначала повернуть руль в противоположную сторону. И только после того, как машина послушается, уже крутить в сторону поворота. Этим предварительным поворотом вы как бы раскачиваете машину, а раскачка приводит к заносу задней оси. Но в том-то и проблема, что всякий занос требует выхода из него – а это сложнее, чем его вызвать. Чтобы получилось, надо повторять одно и то же упражнение много раз. Наш опыт обучения показывает, что чем дольше повторяешь, тем лучше понимаешь, как это на самом деле не просто. А такое чувство уже хороший знак, считайте, преодолели первый этап.

Дополнительные рекомендации для заднего привода

Многие думают, что, правильно подбирая скорость движения по зимней дороге, можно легко избежать заноса. Но это верно только отчасти. Конечно, «партизанский шаг» — это очень, очень предусмотрительно, однако вероятность заноса остается — при резком сбросе газа или торможении, даже во время разгона или ускорения… В общем, понесёт совершенно неожиданно.

В отличие от «переднеприводника», автомобиль с задними ведущими колесами больше склонен к заносу задней оси. Объясняется это просто: при классической компоновке основная масса приходится на переднюю часть машины — ее нагружает силовой агрегат + коробка передач, задняя часть загружена гораздо меньше, а, значит, хуже сцепление ведущих колес с дорогой.

Но это не мешает истинным асам «фигурного катания» управлять подобным авто на скользкой дороге абсолютно безопасно.

Ситуация первая, распространенная. Поворот, голый лед, полное неповиновение рулю — т.е. снос передней оси. Рецепт один — «обратить» остояние сноса «передка» в занос задних ведущих колес. Если понесло на большой скорости — достаточно сбросить газ, при условии, что передние колеса уже «смотрят» в сторону поворота, а скользкое покрытие хоть как-то, но держит автомобиль. Но запомните на всю, еще пока оставшуюся, слава Богу, жизнь: превышение скорости на голом льду является грубейшей ошибкой, исправить которую практически невозможно!

На небольшой скорости не следует и пытаться справиться с заносом «передка» с помощью рабочих тормозов — это только усугубит ситуацию. Дергайте ручник или резко и коротко нажмите на газ, что вызовет пробуксовку задних колес. Кстати, второй вариант требует определенных навыков и «чувства» автомобиля: «переборщив» с оборотами, вы рискуете развернуться на все 180 градусов. Включение пониженной передачи с намеренно резким отпусканием сцепления тоже поможет делу, но и тут понадобится немалая сноровка…

Ситуация вторая, очень распространенная. Багажник начинает «обгонять» капот. «Игра на опережение», в общем… Отсюда и рекомендация: не дожидаться заноса, а упредить его своими опытными каскадерскими действиями, в данном случае чрезвычайно парадоксальными — искусственным провоцированием заноса. Может не получиться. Тогда — пресечь начавшееся скольжение резким поворотом руля в сторону заноса и сразу же обратно, сопровождая это сбросом газа. Здесь главное — возвращать руль сразу, не дожидаясь реакции. Иначе такие манипуляции могут привести к «смене позиции»: машину понесет другим боком под еще большим углом.

Вопреки устоявшемуся мнению, автоматическая коробка, если ею пользоваться аккуратно, облегчает зимнюю езду. Дело в том, что ведущий «мост» связан с двигателем не жестко, а через гидромуфту, которая сглаживает рывки и толчки в трансмиссии и не позволит колесам неожиданно провернуться (заблокироваться) при резком нажатии (отпускании) педали газа. Т.е. трансмиссия «сгладит» возможные ошибки водителя (до определенного предела, разумеется). Но надо учитывать скорость! Принудительные пониженные передачи плюс превышение скорости часто равняется принудительно сломанной коробке или блокировке ведущих колес с последующим принудительным же заносом.

Передний привод. Дополнительные рекомендации.

«Езжу зимой, поэтому предпочитаю передний привод» — так рассуждают многие автомобилисты. Они увереннее чувствуют себя и в повороте, и на прямой, и уверяют, что их машины почти не буксуют. Действительно, благодаря прекрасной курсовой устойчивости, переднеприводный автомобиль дает водителю несколько большее чувство уверенности, чем «задний привод». Передние колеса «тянут», задние послушно катятся за ними. Кроме того, двигатель своим весом постоянно нагружает передние колеса, что значительно улучшает их сцепление с дорогой, а если машина забуксовала, то у водителя в запасе большой резерв: поворачивая передние ведущие, обычно можно найти за что зацепиться.

Все это так. Но, бывает, на обледенелом повороте машина теряет управление, и как бы водитель ни крутил руль, начинает скользить по прямой. Что сделает неподготовленный: интуитивно повернет руль еще круче и затем «вдарит» по тормозам, чем окончательно выведет ситуацию из-под контроля. «Не бросайте газ!» — советуют авто-асы. Это верно, но способов вернуть неуправляемой машине послушность — много.

Сначала усвойте простую истину: если начался снос передних колес, единственное, что может вернуть их «к жизни» — занос задней оси. Каковой можно вызвать разными способами, в зависимости от текущей скорости автомобиля.

На небольшой скорости достаточно на мгновение заблокировать задние колеса. Достигается это аккуратным торможением: можно либо слегка «поддернуть» ручник, либо нежно наступить на педаль. «Газ» в этот момент ослаблять нельзя, а лучше даже усилить.

Главным отличием управляемого скольжения переднеприводного автомобиля от заднеприводного является то, что колеса нужно направлять на дорогу, то есть в ту сторону, куда автомобиль обязан ехать, а отнюдь не в сторону заноса, как нас раньше учили в автошколе. Это аксиома. Но на скоростях до 40-50 км/ч от нее можно отступить: кратковременный поворот руля именно в сторону начинающегося заноса поможет сориентировать автомобиль в нужном направлении. Ну, а дальше газуйте потихоньку, «вытягивая» машину из скольжения в прямолинейное движение по дороге.

При высоких скоростях все меняется.

«Переднеприводник» очень сильно реагирует на резкий сброс газа заносом задней оси. И наш неопытный водитель, сильно пугаясь обледенелого поворота, невольно отпускает педаль газа. Не готов, ох, не готов он к реакции автомобиля на это судорожное действие — а тут еще совет «бывалого»: «не бросай газ, если машину понесло». А ведь он правильно сделал, ведь нам этого-то и нужно, только ненадолго! Кратковременный сброс газа «переставит» машину на дороге, и останется только «подбавить» обороты и «вытянуть» авто в поворот.

Но для «чайника» это сложно. Судите сами — машину несет на приличной скорости, а вместо «спасительной» педали тормоза надо жать на «газ». Поэтому еще раз «проговорим» правильный алгоритм действий: резкий сброс газа провоцирует снос задней оси, и в этот самый момент водитель выворачивает руль в сторону начинающегося заноса и прибавляет газ. Имейте в виду: смотреть надо только в ту сторону, куда вам нужно ехать (т.е. на выход из поворота) и ни в коем случае не туда, куда «несет» автомобиль!

Если все-таки машину «закрутило», то следуйте примеру опытных автогонщиков — тормоз и сцепление в пол! Не думая! Это позволит стабилизировать и остановить вращающийся автомобиль, а главное — не заглохнет двигатель, что поспособствует вам быстро убраться со встречной полосы и отъехать в безопасное место.

Остается лишь напомнить: резкий сброс газа может вызвать вращение автомобиля даже на прямом участке дороги, если под колесами неожиданно оказался лед. С педалью газа надо обращаться очень осторожно: плавно и дозированно нажимать и точно также отпускать. И если не хотите «фигурного катания» — никаких резких движений рулем! Но если оно все-таки началось — то, наоборот, действуйте решительно. Чем резче поворот руля в сторону заноса, тем быстрее выравнивающая реакция автомобиля. Вывернув колеса в сторону заноса, возвращайте их обратно, не дожидаясь реакции автомобиля — иначе машина попадет в ритмический занос с увеличивающейся амплитудой.

Смотрите еще:

Закладка Постоянная ссылка.

Обсуждение закрыто.