Курсовая работа система российского права

Конспекты юриста

Система источников российского права

Содержание дипломной работы

1. Понятие и сущность источников права.

  • 1.1. Понятие и виды источников права.
  • 1.2. Источники права и форма права.

2. Понятие системы источников права.

  • 2.1. Определение системы источников права.
  • 2.2. Система источников права РФ.

3. Структура источников российского права.

  • 3.1. Закон как основной источник российской системы права.
  • 3.2. Подзаконные нормативные акты и иные источники права.
  • 3.3. Судебное правотворчество в российской федерации и источники российского права.

Актуальность темы исследования. Тема источников российского права всегда была значима для российской правовой науки, на ней постоянно заостряли внимание различные исследователи. Но, учитывая длинную историю изучения данной темы, нельзя не отметить, что сущность, содержание, и эволюция источников права всегда вызывали разные мнения по широкому кругу относящихся к ним вопросов.

Необходимость разработки темы дипломной работы обусловлены складывающимися современными условиями развития российского права, для которых характерно реформирование системы права в различных отраслях. На протяжении последних 30 лет в России происходят различные социальные, политические и экономические изменения. Они по-разному отражаются на источниках права, так как охватывают все направления жизни современного общества, зачастую противоречат друг другу и становятся причиной различных кризисных явлений в развитии российской правовой системы.

Неоднозначность развития системы источников российского права, ее недостаточная эффективность в новых условиях обусловливают необходимость не только объективного научного анализа причин, вызвавших столь кардинальные изменения, и оценки последствий этих изменений, но и выработки мер, позволяющих оптимизировать дальнейшее развитие системы источников отечественного права. Сложность решения обозначенной задачи предопределяется тем, что, будучи во многом обусловлено разрушением советской системы, развитие системы источников российского права также в значительной степени определяется глобализационными процессами, затронувшими в той или иной мере практически каждую из существующих правовых систем и предопределившими существенное сближение внешних форм выражения правовых норм в различных государствах мира. Влияние этих процессов на правовую сферу до сих пор остается малоисследованным и вызывает столько же споров, сколько и вопрос о сущности и содержании источников права.

На основе вышеизложенного моно сказать об актуальности исследования вопросов, связанных с развитием источников современного российского права.

Степень разработанности темы исследования. Проблемы развития источников отечественного права неоднократно становились предметом теоретико-правового анализа и полемических обсуждений в дореволюционной, советской и постсоветской правовой науке.

В конце XIX – начале ХХ века различные аспекты проблемы источников российского права нашли свое отражение в трудах Е.В. Васьковского, Н.М. Коркунова, И.В. Михайловского, Л.И. Петражицкого, Н.К. Ренненкампфа, Ф.В. Тарановского, Г.Ф. Шершеневича и многих других исследователей.

В советский период комплексным исследованием вопросов, связанных с источниками отечественного права, занимались Н.Г. Александров, С.И. Вильнянский, А.М. Даниелян, А.И. Денисов, С.Л. Зивс, Д.А. Керимов, С.Ф. Кечекьян, М.С. Строгович, А.Ф. Шебанов, Л.С. Явич и другие ученые.

Наряду с комплексными исследованиями проблем источников права имеется множество работ, посвященных отдельным источникам российского права – нормативным правовым актам (О.В. Богатова, И.В. Воронкова, Т.А. Золотухина, С.А. Иванов, А.Д. Каюмов, Е.А. Лукьянова, С.В. Поленина, И.Н. Сенякин, А.А. Федосеев и др.), нормативным правовым договорам (А.А. Васечко, М.Ф. Воронина, С.Г. Восканов, Ю.А. Горшенева, В.В. Иванов, Ю.Ю. Кулакова, А.А. Мясин, М.А. Нечитайло, В.И. Новосёлов, Т.А. Парфенова, О.В. Урсалова, В.А. Черепанов, О.В. Ширабон, Ц.А. Ямпольская, F.3. Ярмухаметов и др.), правовым обычаям (А.А. Белкин, Р.-М. Зумбулидзе, Е.В. Колесников, Н.И. Кочетыгова, О.В. Малова, А.И. Поротиков, А.В. Прохачев, Т.В. Сергеева и др.).

Несмотря на неизменно высокий интерес к проблеме источников отечественного права, исследований их в реальном действии с учетом специфики современных условий, в которых происходит ее формирование и развитие, не имеется.

Объект исследования – система правоотношений, возникающих при реализации норм российской системы права.

Предметом исследования является современная система российского права.

Цель исследования – изучить особенности понятия и сущности системы действующих источников российского права, определить их систему и структуру.

Для достижения поставленной цели ставятся следующие задачи:

  • — изучить понятие и сущность источников права;
  • — дать определение и характеристику системе источников современного российского права;
  • — определить структуру системы источников российского права на современном этапе.

Методологическая основа исследования. При написании дипломной работы использовались системный, структурно-функциональный, диалектический, формально-логический методы.

Теоретическую основу дипломной работы составили труды таких ученых как Честнов И.Л., Черненко А.К., Тлембаева Ж.У. Суханов Е. А., Марочкин С.Ю., Марченко М.Н. и др.

Нормативную основу исследования составило российское законодательство: Конституция РФ, федеральные законы, подзаконные акты по вопросам организации и осуществления правотворчества.

Теоретическое значение исследования заключается в том, что оно дает возможность по-новому взглянуть на проблему источников российского права на современном этапе развития.

Практическое значение. Результаты исследования могут быть использованы в качестве основы дальнейшей научной разработки как общих проблем источников российского права, так и вопросов, связанных с источниками отдельных отраслей.

Структура исследования. Работа состоит из введения, трех глав, объединяющих 7 параграфов, заключения и списка использованной литературы.

Система российского права (3)

Главная > Реферат >Государство и право

Оглавление

Глава 1. Понятие и структурные элементы системы права 3

Понятие системы права 3

Структурные элементы системы права 5

Глава 2. Система российского права 8

Особенности системы российского права 8

Систематизация юридических норм 12

Список использованной литературы: 17

Термин «система» является универсальным, используемым в самых различных отраслях человеческих знаний. В философском аспекте этой категорией охватывается специфически выделенное из окружающей среды целостное множество элементов, объединенных между собой совокупностью внутренних связей или отношений.

Следовательно, вопрос о системе права — это вопрос о составных элементах права, их взаимосвязи между собой, способе организации в процессе развития. Другими словами, исследовать систему права, значит выявить ее структурную организацию, указать принципы строения и развития.

Строение и развитие отечественного права, как и права вообще, предопределены, в конечном счете, системой общественных отношений, складывающихся на соответствующем этапе развития общества. Система права, будучи явлением объективным, складывается не произвольно, а в связи с состоянием системы конкретно-исторических общественных отношений, являясь выражением современного ей государства, причем выражением внутренне согласованным, таким, «которое не опровергало бы само себя в силу внутренних противоречий».

И если российскому праву надлежит представлять собой внутренне согласованную, взаимосвязанную систему правового регулирования, то законодатель не может, произвольно издавая правовые нормы, изменять исторический тип права, его основные черты.

Глава 1. Понятие и структурные элементы системы права

Понятие системы права

Дабы перейти к более подробному рассмотрению конкретно системы Российского права рассмотрим само понятие. Итак, «система права» часто раскрывается как результат систематизации юридических норм, т.е. как продукт рациональной деятельности государственных органов.

Наше правопонимание исключает характеристику системы права как искусственной конструкции и результата построения государством логически стройной структуры. Если право — продукт естественно-исторического развития, то и объективно присущая ему системность — того же самого происхождения. Оно изначально структурировано, упорядочено, и рассматривать его структуру (системность) в отрыве от него самого, можно только условно, понимая, что речь идет лишь об искусственном препарировании для частных познавательных целей. После их достижения придется снова вернуться к рассмотрению системности как стороны, момента самого права. Ведь изучать право — значит изучать его систему, а изучать его систему — значит изучать право с одной из его существенных сторон.

В свою очередь, право — только сторона (момент) общества, и изучать общество — значит изучать и право, а изучать право — значит изучать и общество, поскольку оно представлено в юридической действительности.

Гражданское общество сформировалось как единство трех относительно самостоятельных и вместе с тем взаимообусловленных сфер — социально-бытовой, экономической и политической, — которые имеют, однако, общую основу — обмен. В каждой их них складываются характерные лишь для нее общественные отношения и формируются свои типичные виды деятельности, а стало быть, и свои правила поведения. Общая основа объективно обусловливает только то, что все они — и общественные отношения, и виды деятельности, и правила поведения — во всех сферах соответствуют коренным принципам обмена — свободе и равенству частных собственников. Институционализация связей субъектов общественной жизни и определяемая ею институционализация правил поведения и приводят к группировке юридических норм в зависимости от типа общественных отношений, которые они регулируют.

Чтобы воспроизвести эти объективные процессы и явления в теории, юриспруденция пользуется понятиями «предмет правового регулирования», «метод правового регулирования».

Под предметом правового регулирования понимается совокупность общественных отношений, требующих правового воздействия и подвергающихся ему 1 .

Метод правового регулирования — обусловленный предметом регулирования способ воздействия права на общественные отношения. Поскольку право — правила поведения людей, оно, прежде всего, воздействует на человеческие поступки, а уже через них — на общественные отношения. Поэтому метод правового регулирования можно определить и как способ воздействия права на поведение людей – субъектов общественных отношений. Соответствующая оговорка может быть сделана и по поводу определения предмета правового регулирования.

Структурные элементы системы права

Структурными элементами системы права являются: а) норма права; б) отрасль права; в) подотрасль права; г) институт права; д) субинститут. Именно они образуют юридическую ткань рассматриваемого явления.

Правовая норма – первичный элемент системы права. Это исходящее от государства общеобязательное правило поведения властного характера. Правовые нормы регулируют не все, а лишь определенные виды и разновидности общественных отношений, объективно нуждающихся в таком опосредовании. Остальные отношения регулируются другими социальными нормами.

Отрасль права представляет собой обособившуюся внутри данной системы совокупность однородных правовых норм, регулирующих определенную область (сферу) общественных отношений. Объективная необходимость предрешает выделение отрасли права. Законодатель лишь осознает и оформляет («протоколирует») эту потребность.

Институт права – это сравнительно небольшая, устойчивая группа правовых норм, регулирующих определенную разновидность общественных отношений. Если юридическая норма – «исходный элемент, «живая» клеточка правовой материи, то правовой институт представляет собой первичную правовую общность».

Правовые институты призваны регламентировать отдельные участки, фрагменты, стороны общественной жизни. Институт – составная часть, блок, звено отрасли, В каждой отрасли их множество. Они обладают относительной автономией, так как касаются в известной мере самостоятельных вопросов 1 .

Примеры правовых институтов: в уголовном праве – институт необходимой обороны, институт крайней необходимости, невменяемости; в гражданском праве – институт исковой давности, институт дарения, сделки, купли-продажи; в государственном праве – институт гражданства; в административном – институт должностного лица; в семейном праве – институт брака и т.д. Все институты функционируют в тесной взаимосвязи друг с другом – как внутри данной отрасли, так и вне ее.

Прежде всего, институты делятся по отраслям права на гражданские, уголовные, административные, финансовые и т.д. Сколько отраслей – столько соответствующих групп институтов. Отраслевая принадлежность правовых институтов – наиболее общий критерий их дифференциации. По этому же признаку они подразделяются на материальные и процессуальные. Далее институты классифицируются на отраслевые и межотраслевые (или смешанные), простые и сложные (или комплексные), регулятивные, охранительные и учредительные (закрепительные).

Внутриотраслевой институт состоит из норм одной отрасли права, а межотраслевой – из норм двух и более отраслей. Например, институт государственной собственности, институт опеки и попечительства.

Простой институт, как правило, небольшой и не содержит в себе никаких других подразделений. Сложный или комплексный, будучи относительно крупным, имеет в своем составе более мелкие самостоятельные образования, называемые субинститутами. Например, институт поставки в гражданском праве включает в себя институт штрафа, неустойки, ответственности.

Регулятивные институты направлены на регулирование соответствующих отношений, охранительные – на их охрану, защиту (типичны для уголовного права), учредительные – закрепляют, учреждают, определяют положение (статус) тех или иных органов, организаций, должностных лиц, а также граждан (характерны для государственного и административного права).

Таким образом, система права представляет собой сложное, полиструктурное динамическое образование, в котором четко выделяются четыре ступени: 1) структура отдельного нормативного предписания; 2) структура правового института; 3) структура правовой отрасли; 4) структура права в целом. Все эти уровни субординированы, логически и функционально предполагают друг друга. Вместе взятые, они образуют достаточно сложную конструкцию 1 .

Материальное и процессуальное право. В правовой науке все юридические нормы подразделяются на материальные и процессуальные. Первые – регулируют реально складывающиеся между людьми и их объединениями отношения, связанные с владением, пользованием и распоряжением имуществом, его куплей-продажей, формами собственности, трудовой и политической деятельностью, государственным управлением, реализацией субъектами прав и обязанностей, вступлением в брак и т.д.

Вторые – определяют порядок разрешения споров, конфликтов, расследования и судебного рассмотрения преступлений и иных правонарушений, т.е. регламентируют чисто процедурные или организационные вопросы, имеющие, однако, важное, принципиальное значение.

Система Российского права (4)

Главная > Контрольная работа >Государство и право

ГОУ ВПО «Московский государственный университет путей сообщения»

По дисциплине «Правоведение»

На тему «Система Российского права»

Выполнил: студент 4 курса

1. Понятие и элементы системы права…………………………………………..4

2. Основные отрасли Российского права………………………………………..9

3. Соотношение системы права и системы законодательства………………. 14

4. Особенности системы Российского права……………………………….….17

Процесс преобразования российского общества находит свое отражение в функционировании многих закономерностей социально-правового характера. Одновременно с формированием новых социально-экономических, политических и духовных предпосылок построения российского правового государства обновляется содержание нормативного материала, видоизменяются тенденции его совершенствования и развития. Это необходимость строгого обеспечения верховенства закона во всех сферах жизни общества; специализация, унификация, интенсификация законодательства; увеличение массива технико-юридических предписаний. Четкость, логичность и последовательность нормативных актов говорит о характере государственного режима, существующего в стране. Несомненна актуальность данной проблемы. Особую важность она приобретает в процессе построения правового государства, потому что от построения системы законодательства зависит не только деятельность государства в целом, но и жизнь каждого человека. Свободным и защищенным чувствует себя человек, который знает, что существующие нормативно-правовые акты закрепляют его права и обязанности, что законы не имеют обратной силы и т.п.

1. Понятие и элементы системы права.

Система права — это объективно существующее строение права, которое выражается в разделении единого права на отдельные части (отрасли), связанные между собой.

Другое определение, в котором указаны все структурные элементы системы права, звучит так: «Система права — это его внутренняя структура, состоящая из взаимосогласованных норм, институтов, подотраслей и отраслей».

Система права — это исторически сложившаяся внутренняя структура права, отражающая состав и взаимодействие составляющих ее элементов.
Характерные черты системы права:

1) объективность — система права складывается объективно как отражение исторически предопределенных и реально существующих общественных отношений и потребностей их урегулирования. Так, законодатель США даже при большом желании не может создать отрасль колхозного права;
2) единство и согласованность входящих в нее норм. Единство системы права обусловлено единством экономической и политической систем, единством воли, зафиксированной в праве, а также общностью принципов национальной правовой системы, которые объединяют правовой материал, придавая ему некую целостность и внутреннюю согласованность. Эта согласованность проявляется в иерархии правовых норм разной юридической силы, в конкретизации абстрактных норм локальными предписаниями, в функциональном взаимодействии различных видов юридических норм и т.д.;
3) способность к дифференциации (делению) — следствие многообразия общественных отношений;

4) способность к развитию — результат постоянного изменения общественных отношений, требующих адекватной трансформации средств и способов правового воздействия.

Основные элементы системы права: нормы права, правовые институты, отрасли права. Институт права — это обособленный комплекс правовых норм (их первичная общность), регулирующий определенный вид родственных отношении.

Он характеризуется следующими чертами:

1) однородностью фактического содержания — регулирует типичные отношения);
2) юридическим единством норм — нормы, составляющие институт, выступают как единый согласованный комплекс;

3) нормативной обособленностью — нормы закрепляются в виде глав, разделов.
Виды правовых институтов:

1) по отраслям: уголовно-правовые, гражданско-правовые и т.д.;
2) по функциональной направленности: регулятивные, охранительные;
3) по распространенности в отраслях права: а) простые — группа правовых норм, регулирующих отношения в рамках одной отрасли; б) сложные (межотраслевые) — группа правовых норм, регулирующих отношения в нескольких отраслях (институт штрафов, государственной собственности и др.).

Совокупность нескольких однородных институтов составляет подотрасль права (авторское, патентное право).

Норма права — это установленное (или санкционированное) и обеспеченное государством общеобязательное формально определенное правило поведения, предоставляющее адресатам субъективные права и возлагающее на них юридические обязанности.

Отрасль права — это система правовых норм, регулирующих определенную сферу общественных отношений с помощью соответствующего режима (набора методов) правового регулирования.

Разделение права на отдельные части (отрасли и институты) объясняется определенными различиями, которые и обусловливают группировку норм права по отраслям. Различия норм единого права неизбежны, ибо нормы каждой отрасли регулируют разные по содержанию и характеру общественные отношения и разными методами.

Объективность системы права заключается в том, что она образуется в соответствии с объективно существующими общественными отношениями. Система права отражает структуру (систему) реально существующих общественных отношений, которые и предопределяют систему права.

Иерархичность системы права проявляется в том, что она складывается из норм разной юридической силы. Есть нормы высшего иерархического порядка с высшей юридической силой и нормы низшего иерархического уровня, подчиненные нормам высшего уровня. Иерархичность норм системы права обусловлена иерархичностью органов государства, издающих нормы права.

Отрасль права — это совокупность норм, составляющих самостоятельную часть системы права и регулирующая специфическим методом качественно однородные общественные отношения.

Правовой институт есть совокупность правовых норм, образующая обособленную часть отрасли права. Следовательно, отрасль права — часть системы права, а правовой институт — часть отрасли права. Если отрасль права регулирует определенный род общественных отношений, то институт — определенный вид отношений внутри данного рода. Например, отрасль гражданского права регулирует главным образом имущественные отношения в их стоимостном выражении (род отношений), а такие институты гражданского права, как подряд, наследственное право и др., регулируют лишь определенную часть имущественных отношений. Институт подряда объединяет все нормы, регулирующие вид имущественных отношений, которые вытекают из договора подряда, а институт наследственного права -вид имущественных отношений, вытекающих из права наследования.

В ряде наиболее крупных отраслей права выделяют подотрасли. Например, традиционно выделяют наследственное и авторское право в качестве подотраслей гражданского права. Подотрасль права — это обособившаяся внутри отрасли права совокупность норм и институтов, регулирующих специфические общественные отношения.

Необходимо сказать, что проблема системы права прочно заняла одно из ключевых мест в юридической науке и практике, многие вопросы неоднозначно трактуются юристами. О дискуссии по данной теме имеются публикации, по этой теме написаны диссертационные исследования, к ней неоднократно обращались известные ученые.

Основания разграничения норм права по отраслям.

В основу разграничения норм права на отдельные отрасли положены предмет и метод правового регулирования.

Предмет правового регулирования составляют общественные отношения, регулируемые правом. Их разнообразие обусловливает различие норм права и группирование их по отраслям. Каждой отрасли соответствует определенная часть качественно однородных общественных отношений. Так, предметом регулирования отрасли трудового права являются трудовые отношения, административного правоотношения, складывающиеся в сфере исполнительно-распорядительной деятельности органов государственного управления, и т.д.

Общественные отношения, составляющие предмет регулирования отдельной отрасли права, должны быть качественно однородными с точки зрения их общественно-политической характеристики. Только такие отношения могут быть положены в основу выделения норм права в отдельную отрасль. Если учитывать несущественные, например технические, признаки общественных отношений, то на этой основе можно создать неопределенное число отраслей.

В процессе развития предмета правового регулирования правовой институт может развиться в самостоятельную отрасль права. Таковыми в свое время были институты семейного и трудового права в рамках гражданского права.

Метод правового регулирования представляет собой совокупность приемов, способов воздействия права на определенную область общественных отношений. Если предмет правового регулирования отвечает на вопрос, какие общественные отношения регулируются нормами той или иной отрасли права, то метод правового регулирования показывает, как, каким образом регулируются данные отношения. Метод правового регулирования характеризует нормы определенной отрасли права с точки зрения их юридических признаков, особенностей воздействия на общественные отношения. Многообразие методов правового регулирования проявляется главным образом в различном юридическом положении субъектов той или иной отрасли права, в характере юридических фактов, юридических последствий (санкций), способе защиты прав.

Наиболее ярко выражено различие методов в отраслях гражданского и административного права. Гражданское право характеризуется методом автономии. Субъекты гражданского права выступают как равноправные, независимые друг от друга участники отношений. Административному праву присущ «авторитарный» метод, метод властвования. Субъекты административного правового отношения, как правило, неравноправны: один из них всегда выступает в качестве носителя власти, предписывающего другому субъекту определенный образ действий в рамках, установленных законом.

Метод правового регулирования проявляется также в характере оснований возникновения и движения правоотношений, т. е. в характере юридических фактов (отраслям административного, финансового права в качестве таких оснований свойственны властные акты государственных органов, гражданскому праву — сделки, договоры и т.д.); юридических санкций (для гражданского права специфичны пени, неустойки, возмещение причиненного ущерба и т.д., для уголовного — лишение свободы, ссылка и т. д.); форм юридической защиты субъективных прав (основной формой защиты гражданских субъективных прав является судебная и арбитражная, для трудового права — с участием профсоюзов и судебная, финансового права — административная и судебная и т. д.).

Метод правового регулирования является необходимым признаком, который наряду с предметом правового регулирования лежит в основе разделения и группирования норм по отраслям. По одним лишь общественным отношениям, взятым в общем виде, не всегда можно разграничить нормы права на отрасли, так как некоторые общественные отношения регулируются нормами различных отраслей права. Например, имущественные отношения регулируются нормами гражданского, административного права, но осуществляется это регулирование разными методами.

В качестве основного критерия распределения норм права по отраслям выступает предмет регулирования, ибо отдельные черты метода в некоторых отраслях могут совпадать, или ряд отраслей может иметь идентичный метод. Например, «авторитарный» (властный) метод присущ не только административному праву, но также финансовому, земельному и в определенной мере другим отраслям права, а метод автономии присущ и трудовому праву. Метод регулирования в значительной мере зависим, производен от предмета регулирования.

Таким образом, система права — это объективно существующее строение права, которое выражается в разделении единого права на отдельные части (отрасли), связанные между собой.

Отрасль права — это совокупность норм, составляющая самостоятельную часть системы права и регулирующая специфическим методом качественно однородные общественные отношения.

Правовой институт — небольшая группа норм, регулирующих небольшую группу однородных общественных отношений.

Подотрасль права — выделившаяся внутри отрасли группа норм, регулирующих специфические общественные отношения.

Основанием деления права на отрасли являются предмет и метод правового регулирования.

Курсовая работа система российского права

Право – это динамичная, сложная, способная к эволюционированию система, которая может приспосабливаться к меняющимся условиям. Термин «система» является универсальным, используемым в самых различных отраслях человеческих знаний. В философском аспекте этой категорией охватывается специфически выделенное из окружающей среды целостное множество элементов, объединенных между собой совокупностью внутренних связей или отношений. Следовательно, вопрос о системе права – это вопрос о составных элементах права, их взаимосвязи между собой, способе организации в процессе развития. Другими словами, исследовать систему права – значит выявить ее структурную организацию, указать принципы строения и развития. Строение и развитие отечественного права, как и права вообще, предопределено в конечном счете системой общественных отношений, складывающихся на соответствующем этапе развития общества. Система права, будучи явлением объективным, складывается не произвольно, а в связи с состоянием системы конкретно-исторических общественных отношений, являясь выражением современного ей государства, причем выражением внутренне согласованным, таким, «которое не опровергало бы само себя в силу внутренних противоречий». И если российскому праву надлежит представлять собой внутренне согласованную, взаимосвязанную систему правового регулирования, то законодатель не может, произвольно издавая правовые нормы, изменять исторический тип права, его основные черты. Наоборот, законодатель в соответствии с потребностями общественного развития лишь устанавливает правовые нормы, которые подключаются к регулированию соответствующей отрасли уголовного, гражданского, административного и т. д. права в соответствии с объективно существующим типом общественных отношений. И, следовательно, система права есть объективное свойство права, исторически порождаемое экономическим и социальным строем данной общественной формации. Целью работы является уточнение сущности системы российского права. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач: — раскрыть понятие и структуру системы права, нормы, основные отрасли и институты права; — рассмотреть общую характеристику системы российского права; — выявить сходство и различие системы права системы законодательства. Объект исследования – система отношений по поводу определения сущности права. Предметом исследования является структура системы права как объективно существующая внутренняя структура права. Теоретико-методологическую и информационную основу исследования составили работы отечественных и зарубежных ученых по вопросам сущности системы права. Автор использовал такие научные методы как анализ, синтез, обобщение. Структурно работа включает введение, три главы, заключение, список использованной литературы.

Система российского права представляет собой совокупность отраслей, которые, в свою очередь, объединяют в себе институты и подинституты российского права. Отрасли формируются из правовых норм в зависимости от предмета регулирования. Разделение норм на такие тематические группы необходимо с целью предотвращения коллизий между ними. Одни и те же отношения не могут одновременно являться предметом регулирования нескольких отраслей. Отрасли права делятся на процессуальные и материальные. Материальные законы закрепляют нормы, которые необходимо выполнять, и прописывают негативные последствия за их несоблюдение в виде санкций. Процессуальные кодексы регламентируют процесс реализации права лица на защиту своих материальных прав. Материальными являются такие отрасли, как гражданское, уголовное, земельное, семейное право и др. Примерами процессуальных отраслей служат гражданский процесс и уголовный процесс. Некоторые юристы говорят о необходимости выделения процедурного права. Процедурные нормы регламентируют процесс осуществления материального права, а не процесс его защиты в компетентных органах и ведомствах. В эту группу предлагается относить налоговое процедурное право, представленное процедурными нормами налогового законодательства и подзаконными нормами, принимаемыми Министерством финансов РФ и подчинёнными ему ведомствами, а также гражданское процедурное право, представленное нормами о регистрации юридических лиц, о регистрации сделок и т.д. Однако пока данный подход не получил всеобщего признания, а потому говорить о том, что система российского права включает в себя процедурное право, будет неточным и некорректным. Разделяют отрасли частного права и публичного права. Первые регулируют отношения между равноправными лицами, а во вторых одна из сторон всегда наделена властными полномочиями, равенство субъектов отсутствует. Зачатки частного права, построенного на диспозитивном методе регулирования, были заложены в Риме. Современная континентальная семья, к которой относится и система российского права, восприняла лучшие традиции римских юристов путём рецепции. Не случайно русский юридический лексикон переполнен латинской терминологией. В эту группу включают гражданское, жилищное, земельное, семейное право и др. Публично-правовые отношения выросли из права народов, господствовавшего между представителями разных стран и предписывающего им определённое отношение к властям. Оно возникло с появлением государства и развивалось вместе с ним. В эту группу включают конституционное, уголовное, административное, налоговое, бюджетное право и др. В юридической литературе часто приходится читать о том, что есть подотрасли российского права, нередко причисляемые к институтам. Это избирательное право, конкурентное право, коммерческое право и т.д. Они имеют свой предмет, но этот предмет входит в более широкий, являющийся основным для определённой отрасли. Муниципальное право одними исследователями воспринимается как самостоятельная комплексная отрасль, а другими как правовой институт. Чтобы определить место отрасли в национальной правовой системе, нужно понять, на какие правоотношения она направлена и при помощи чего она влияет на развитие этих правоотношений. Так, место трудового права в системе российского права определяется следующим образом: предмет – отношения между работодателем и работником по вопросу исполнения последним своей функции, метод – сочетание императивных и диспозитивных начал. Место экологического права определяется так: предмет – природоохранные и природоресурсные отношения, метод – преимущественно императивный.

1. Актуальные проблемы теории государства и права: Учебное пособие / Под ред. М. М. Рассолова, [и др.] — М.: ЮНИТИ, 2010. — 447 с. 2. Взгляд на определение системы права с позиции различных концепций правопонимания. / Курдюк Г.П. // Юристъ – Правоведъ, 2009. — № 4. — С. 69-72. 3. Государство и право: теория и практика: Учебное пособие / Под ред. Е. Ю. Аврутина — М.: ЮНИТИ, 2009. — 503 с. 4. Гармонизация законодательства как общеправовой феномен. / Баранов В.М., Пшеничнов М.А. // Журнал российского права. 2009. № 6. 5. Источники права: сущность проблемы и основные предпосылки ее разрешения. / Лановая Г.М. // Ученые труды российской академии адвокатуры. 2008. № 5. 6. К проблеме соотношения системы права и правовой системы. / Шминке А.Д. // Вестник Саратовской государственной академии права, 2010. — № 4. — С. 65-67. 7. К вопросу о соотношении понятий «система права» и «система законодательства». / Головизнин А.В. // Вестник Московского университета МВД России, 2010. — № 12. — С. 81-84. 8. О некоторых проблемах определения предмета отрасли. / Осинцев Д.В. // Российский юридический журнал. 2011. № 1./ СПС КонсультантПлюс. 9. Понятие системы права. / Вопленко Н.Н. // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 5: Юриспруденция, 2009. — № 11. — С. 11-16. 10. Правовая определенность как системное качество российского законодательства. / Пресняков М.В. // Журнал российского права. 2009. № 5. 11. Проблемы правопонимания, формирования системы права и системы законодательства. / Бобылев А.И. // Право и политика. 2002. № 9. 12. Система права и система законодательства: проблемы разграничения. / Антонов М.В. // Правовая система общества: проблемы теории и практики: Труды международной научно-практической конференции. – СПб., 2011. 13. Система права, система законодательства и правовая система. / Баранова В.М., Паленина С.В. // Нижний Новгород. – М., 1999. 14. Системность российского законодательства в контексте единого правового пространства. / Егорова Ю.В. // История государства и права. 2007. № 1. 15. Система и структура права. Система законодательства. / Иванов С.А. Лекции. М., 1999. 16. Система права и ее структура: некоторые аспекты историко-теоретического и методологического анализа. / Азми Д.М. // Современное право, 2011. — № 12. — С. 3-7. 17. Структура системы права: понимание, значение, срезы. / Азми А.М. // Академический юридический журнал, 2010. — № 39. — С. 9-12. 18. Теория государства и права. Власенко Н.А. — М.: 2011. — 416 с. 19. Теория государства и права. Григорьева И.В. — Тамбов: ТГТУ; 2009. – 304 с. 20. Теория государства и права. Мелехин А.В. — М.: 2009. — 640 с. 21. Теория государства и права. Конспект лекций. Петренко А.В. — М.: 2010. — 160 с. 22. Теория государства и права. Конспект лекций. Шевчук Д.А. — М.: Эксмо, 2009. — 299 с. 23. Теория государства и права: Учебник / Под ред. А. Б. Венгерова — М.: Омега-Л, 2009. — 607 с. 24. Теория государства и права: Учебник / Под ред. М. Н. Марченко. — М.: Зерцало, 2009. — 836 с. 25. Теория государства и права: Учебник / Под. ред Н.И. Матузова — М.: Юристъ, 2009. – 540 с. 26. Функциональные особенности системы права. / Мартынов В.С. // История государства и права. 2007. № 12. 27. Эволюция понятия системы права. / Шминке А.Д. // Вестник Саратовской государственной академии права, 2010. — № 1. С. — 28-32.

Система российского права

История развития понятие «система права». Развитие простого товарного производства. Структурные элементы системы права. Сущность и особенности системы российского права. Характеристика систематизации юридических норм. Методы правового регулирования.

Подобные документы

Понятие, предмет и метод финансового права, его место в системе российского права. Характеристика финансов как одной из экономических категорий. Особенности правового регулирования финансовой системы РФ. Структура системы и источники финансового права.

курсовая работа, добавлен 01.07.2011

Понятие системы права, ее структурные элементы. Понятие и структура системы законодательства. Формы систематизации законодательства. Соотношение и взаимосвязь системы права и системы законодательства: анализ теоретических аспектов и тенденции развития.

курсовая работа, добавлен 05.12.2013

Понятие, элементы и структурное построение системы права. Предмет и метод правового регулирования. Системообразующие и системоприобретенные правовые связи. Соотношение системы права, системы законодательства, правовой системы и системы юридических наук.

реферат, добавлен 01.08.2010

Элементы системы права, представляющие собой совокупность норм права и регулирующих качественно однородную группу общественных отношений. Предмет и методы правового регулирования. Процессуальные нормы в различных отраслях системы права Украины.

реферат, добавлен 17.10.2011

Основания возникновения толкования норм права. Признаки толкования норм права, его виды, принципы и функции, структурные элементы. Разработка научно обоснованной концепции толкования норм современного российского права. Акты толкования юридических норм.

курсовая работа, добавлен 21.03.2012

Общая характеристика, анализ построения и изучение структуры российской системы права. Изучение основных отраслей российского права. Раскрытие сущности, оценка специфики и определение основных тенденций в развитии российского права на современном этапе.

курсовая работа, добавлен 08.01.2012

Понятие, элементы и объективность системы права. Основные отрасли Российского права. Понятие и элементы системы законодательства. Разделение права на отдельные части. Соотношение системы права и системы законодательства. Гражданско-процессуальное право.

реферат, добавлен 15.10.2008

Система права: понятие, структурные элементы, соотношение и взаимосвязь с системой законодательства; развитие и способ организации. Предмет и методы правового регулирования как основания деления права на отрасли и институты; частное и публичное право.

курсовая работа, добавлен 13.03.2011

Административное право как отрасль права и наука, история его развития. Понятие и элементы механизма административно-правового регулирования. Источники , среда и система административного права. Место административного права в системе российского права.

лекция, добавлен 12.10.2008

Понятие и структурные элементы системы права, различные классификации права. Предмет и методы правового регулирования как основания деления права на отрасли. Международное право и его взаимодействие с системой и нормами права Республики Беларусь.

контрольная работа, добавлен 21.12.2011

Смотрите еще:

  • Начальник отдела информационной безопасности банка Руководитель отдела информационной безопасности Требования: • Опыт работы в ИТ безопасности более 5-ти лет, либо опыт работы в схожих областях ИТ более 7 лет; • Опыт управления проектами • […]
  • Работа в днепропетровске юрист без опыта Работа в днепропетровске юрист без опыта ЭЛИКСИР Группа компаний • Днепропетровск Юрист Underdog The Unlawyers • Днепропетровск Юрист-хозяйственник Партнер Днепр • Днепропетровск Юрист с/х […]
  • Сайт укрпочты отследить заказное письмо Отследить посылку Введите номер декларации в поле и нажите кнопку отследить. Укрпочта – единственное государственное предприятие на территории Украины, которое имеет огромную разветвленную […]
  • Воинская часть 92910 ВОЙСКОВАЯ ЧАСТЬ 92910 30 декабря 2002 юр.лицу присвоен ОГРН 1022500678639 Регистратор — Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 7 по Приморскому краю Адрес регистратора — […]
  • Специальное страховое законодательство рф Специальное страховое законодательство рф 10. Специальное страховое законодательство России Основным законодательным актом, регулирующим общественные отношения, возникающие при […]
  • Военный комиссариат тында Военный Комиссариат Города Тында Амурской области информация актуальна на 11.11.2018 на карточке организациис учетом всех используемыхисточников данных."> разделы Анкета Ликвидация […]
Закладка Постоянная ссылка.

Обсуждение закрыто.