Мотивация на второго ребенка

Оглавление:

6 способов мотивировать ребенка

«Тебе ничего не интересно», «займись уже хоть чем-нибудь» — такие слова часто можно услышать от родителей. Что мы можем сделать для того, чтобы нашим детям стало интересно?

Мы хотим, чтобы ребенок проявлял интерес, но интерес к чему? Мы хотим, чтобы он что-то делал, но что именно? «Что угодно, лишь бы не сидел перед телевизором» — это не самый лучший ответ. Несколько советов о том, как мы можем помочь своим детям почувствовать интерес к чему-либо, дает Алан Каздин (Alan Kazdin), доктор психологических наук и директор Йельского центра воспитания детей и клиники по работе с детьми.

1. Поставить цель

Составьте четкий список тех видов деятельности, к которым вы хотели бы привлекать ребенка. Отличный вариант — так называемые «пробные занятия». Ребенок мог бы получить представление о таких вещах, как танцы, спорт, музыкальные инструменты, науки, садоводство. Вы можете понять, что именно вызывает интерес вашего ребенка, что можно бы изучать глубже. Она любит животных? Он обожает фильмы о боевых искусствах? Почему? Постарайтесь выяснить, как можно более четко определить, в чем суть возможного интереса. Она может в результате пойти, скажем, волонтером в приют для животных или начать учиться верховой езде. А он, возможно, захочет больше узнать о кунг-фу или о том, как снимать фильмы.

Витис Вилюнас «Психология развития мотивации»

Почему и зачем мы действуем так, и не иначе; что заставляет нас добиваться цели; ради чего мы готовы преодолевать препятствия? В теории Витиса Вилюнаса синтезированы разнородные представления о таком сложном и многоуровневом предмете, как мотивационная сфера человека.

2. Установить требования

Очень полезно как можно раньше установить некоторые разумные, не слишком сложные в выполнении требования к ребенку. Например, договориться о делах, которые он должен выполнять дома. Это не окажет вам особой помощи в хозяйстве, но будет чрезвычайно полезно для ваших отношений. Да и ребенку так гораздо легче понять, чего вы от него ожидаете.

Мотивацию можно развивать, как любую привычку. Когда вы постоянно ожидаете от ребенка выполнения каких-то обязанностей, которых с возрастом становится все больше, это приучает его к тому, что активность и участие в жизни — совершенно нормальное дело. Это осознание может стать мощной силой, противостоящей пассивности и потере интереса.

3. Показать на личном примере

Родители часто имеют склонность к поучениям и нравоучительным беседам и гораздо меньше внимания уделяют возможности влиять на детей собственным примером, хотя именно личный пример родителей оказывает на детей самое сильное влияние.

Вы можете использовать собственную модель жизни, чтобы развивать характер, интересы и мотивацию ребенка. Например, если вы любите чем-то заниматься вне дома, то по возможности берите туда с собой ребенка. Музеи, какие-то социальные или политические события, спорт, волонтерство — неважно, что именно. Главным является сам факт, что вы занимаетесь этим и получаете удовольствие. Беря ребенка с собой, вы, во-первых, мотивируете своего ребенка, а во-вторых, укрепляете ваши отношения. Конечно, совместное выполнение обычных домашних дел, например, походы в магазин за продуктами, уборка, тоже служат этой цели. Но сейчас мы говорим об определенной задаче: вовлечь ребенка в такую деятельность, которая поможет ему определить собственные интересы, развить какие-то навыки, получить знания и умения. Они подпитывают желание ребенка выбраться из дома и заняться чем-нибудь. А ваше непосредственное участие оказывает неоценимое влияние на восприятие ребенка.

4. Развивать навыки

Многие навыки можно развить у ребенка и без личного примера. Но очень важно помочь ему приобрести какие-то новые знания и умения, познакомить его с новыми видами деятельности. Возможно, чем-то он будет потом заниматься еще много лет и это, несомненно, принесет свои плоды в виде социальной вовлеченности вашего ребенка. Например, уроки музыки не только учат играть на музыкальном инструменте. В результате участия в концертах, школьном оркестре у него появляются новые знакомства из числа музыкантов — и это мотивирует его.

5. Давать скрытые подсказки

Как уговорить пассивного ребенка проявить интерес хоть к чему-то? Делая это осторожно, ни в коем случае не давя, используя любые возможности.

Мы часто даже не осознаем тех мелочей и деталей, которые влияют на наши решения и действия. Наш мозг постоянно занят обработкой информации, и чаще всего это происходит на бессознательном уровне. «Во время исследований мы наблюдали, как сканируемый мозг реагирует на определенные раздражители, но объект исследования обычно на вопрос «Что случилось?» отвечал: «Ничего», — рассказывает Алан Каздин. — Во время наших исследований мы также выяснили, что если подсказку демонстрировать слишком быстро для того, чтобы испытуемый заметил ее, то подсознание все равно использует ее для принятия решений. Например, легкий запах моющих средств заставляет людей начать наводить порядок на рабочем столе. Но если спросить их, почему они это сделали, они не скажут про запах, а скорее приведут какие-то убедительные доводы, совершенно с ним не связанные».

Книги, журналы, музыкальный инструмент, готовый к игре. Пусть эти (мотивирующие) предметы всегда будут в поле зрения ребенка. Это не требует больших усилий, пусть они просто лежат там, где их очень легко заметить. Такой прием может иметь очень серьезный результат, но при этом важно позволить ребенку самому взаимодействовать с такими зацепками. Только представьте: ваша дочь только бегло взглянула на журнал, а вы уже врываетесь в комнату и начинаете восклицать: «О, ты видела эти фотографии? Они восхитительные, правда? Я забронировала нам билет, чтобы поехать туда на выходные!» Скорее всего, этим вы убьете всякий интерес. Дайте возможность ребенку самому придумать, что делать с этой зацепкой. Используйте силу личного примера, чтобы ненавязчиво показать, как это делается.

6. Поощрять общение

Поощряйте своего ребенка, когда он приглашает своих друзей к вам домой. Когда ваш дом открыт для друзей, это превращает его в центральное место вашей семейной жизни и дает возможность оказывать более сильное влияние на ребенка в течение более долгого времени. Достигнув подросткового возраста, дети часто отделяют вас от своих друзей. Но если вы готовы принять новый мир ребенка, то у вас появляется шанс избежать такого отторжения. Кроме того, вы в состоянии наблюдать за ребенком и защищать его, не ведя себя с ним при этом как с маленьким ребенком. И подростку в такой ситуации легче устоять, когда ровесники будут пытаться оказывать негативное влияние на него.

Если вы планируете заняться чем-нибудь вне дома, позвольте ребенку пригласить с вами кого-нибудь из друзей. Позвольте им обоим увидеть, что вы сами наслаждаетесь этой деятельностью. Постепенно необходимость в вашем участии отпадет, потому что ребенок уже сам начнет выбирать, куда пойти, у него появятся собственные предпочтения. Но если вы примете его друзей в свою семью, то сделаете первый шаг к сохранению близких отношений с собственным ребенком на долгие годы, не подавляя его и не заставляя выбирать между вами и общением с ровесниками.

Управление мотивацией

Казалось бы, главное — сильно захотеть. Чем сильнее побуждение к действию, тем выше активность и лучше результат. Но это не так: наилучшие результаты достигаются при определенном уровне мотивации, отнюдь не самом высоком.

Стоит только захотеть?

Все чаще встречающийся феномен: нас лично частота, с которой мы занимаемся сексом, вполне устраивает. Однако почему-то кажется, что этого недостаточно. Мы будто бы хотим хотеть секса. Что (с нами) происходит?

У ребенка нет способностей? Не может быть!

Если ребенок не любит ходить в школу и, несмотря на все старания учителей, интерес к учебе разбудить в нем не удается, могут ли родители как-то исправить ситуацию?

Научить ребенка прилагать усилия

Добиваться успеха непросто. Да, для этого нужны смелость и упорство. Но чтобы втолковать это своему ребенку, нужно для начала быть в этом уверенным самому. И помнить о нескольких важных моментах.

Твой Малыш

Новые игрушки: как научить ребенка играть?

Что мешает наладить грудное вскармливание?

«Темно, опущены все шторы, у мужа 37 и 2»: что делать, если мужчина заболел?

Новогодние праздники с размахом в Княжестве Киевская Русь

Маленький вес большой проблемы: уникальный фотопроект в помощь преждевременно рожденным детям

Календарь прививок

Календарь беременности

Таблица прикорма

7 правильных способов мотивировать ребенка к учебе

Нежелание учиться – это отсутствие правильной мотивации. Как мотивировать ученика правильно? Есть несколько идей.

Существует внутренняя мотивация и внешняя. Обе важны, но в разной степени. Главная задача родителя — помочь ребенку формировать внутреннюю мотивацию к любой нужной ему деятельности.

У ребенка желание учиться – базовая потребность. Но ведь ходить в школу и учиться – разные понятия. Поэтому мы часто слышим, что ребенок не хочет учиться.

К сожалению, современная школа в системном кризисе, она не успевает за развитием детей и требованием времени. Но другой у нас нет. Поэтому давайте искать способы мотивации ребенка к обучению.

1.Поддерживайте любознательность

Книги, видеоуроки, виртуальные курсы, экскурсии, путешествия, интеллектуальные игры и квесты – все это может дополнять школьное обучение, давать возможность получать удовольствие от приобретения знаний и личных открытий.

2. Учите критическому мышлению

Это один из способов поддерживать любознательность, прививать любовь к личным открытиям, размышлениям и выводам. Особое удовольствие любого думающего человека состояние «эврика!», когда он сам приходит к инсайту, а не просто зазубривает то, что ему преподают.

3. Поддерживайте креативных учителей

Приглашайте в школу тренеров, людей с альтернативными способами обучения, психологов, которые помогут учителям расширить свой арсенал методик и способов взаимодействия с ребенком.

4. Используйте гаджеты

Игры, виртуальные курсы, новые способы преподавания могут мотивировать ученика воспринимать информацию как «свою». Внутренняя установка многих детей к обычным школьным методам преподавания: скучно и чуждо. Нам придется использовать современные технологии. Лучше начинать сейчас. Старайтесь расширять функционал гаджетов в понимании ребенка с уровня развлечений до уровня окна в мир и способа обучения.

5. Признавайте маленькие победы

Умные и образованные люди не всегда получали хорошие оценки. Оценки – внешняя мотивация, которая, к сожалению, стала по большей степени карательной. Начните с того, что активнее и ярче реагируйте на хорошие оценки. Ну и замечайте, к примеру, оригинально написанное эссе, а не помарки и ошибки в тексте.

Исправление ошибок можно превратить в квест: искать, какая буква потерялась, испачкалась, упала, что нужно, чтобы она больше так себя не вела… Понятно, что такое возможно не всегда (для этого нужны отдохнувшие родители и не выгоревшие учителя), но старайтесь учить ребенка превращать любую ошибку в способ развития, а не повод для самобичевания.

6. Слушайте, читайте, замечайте

Все проекты ребенка, его работы и открытия, даже самые маленькие и, на ваш взгляд, незначительные, несовершенные заслуживают вашего внимания. Если вы чувствуете радость и восхищение — появляйте его, если заметили старание — отметьте его.

Всегда приходите в школу, когда ребенок выступает и вас пригласили поприсутствовать, смотрите видео его выступлений, если такое есть, читайте его сочинения. Это одна из самых мощных мотиваций. Пусть и внешняя. Поймите: вскоре ваш восхищенный образ займет место Внутреннего Родителя,, с которым ребенку жить всю жизнь. Пусть у детей будет приятная альтернативая их Внутреннему критику (он и так силен).

7. Используйте разные техники для формирования правильной мотивации

Если под необходимость учиться, идти в школу, делать домашнюю работу подвязать приятные ощущения, эмоции от чего-то очень крутого для ребенка, если с «обязаловки» снять ощущение тяжести и скуки, то учеба пойдет проще. Например, можно в процессе обсуждения захватывающей игры на смартфоне поговорить об математических открытиях: на волне радостных эмоций, которые окрашивают мир в более яркие краски, даже скука кажется не такой уж скучной.

Более подробно о технике позитивной мотивации на видео коуча Алеси Калягиной.

Darya.pro Ты не один! Психолог Дарья Константинова Санкт-Петербург метро Академическая, метро Гражданский проспект, метро Девяткино, метро Политехническая, метро Лесная, терапевтические группы, работа с внутренним ребенком, работа с насилием, индивидуальные консультации, психотерапия

Психолог метро Академическая Дарья Константинова, индивидуальные консультации, авторские тренинги, терапевтические группы в г.Санкт-Петербурге, искусство отношений, психологическая помощь, работа с внутренним ребенком, работа с насилием, психолог Гражданский проспект, психолог Политехническая, психолог Площадь Мужества, психолог Лесная, психолог Девяткино

Мотивация рождения ребёнка

Семья – как живой организм, имеет определенные законы развития. В разные периоды жизни желание иметь ребенка определяется разными мотивами. Есть мотивы конструктивные, спо­собствующие гармоничному развитию маленького человека, есть — деструктивные, приводящие ребенка к серьезным личностным проблемам.

Существует много вариантов деления жизнедеятельности семьи на этапы, периоды. В любой семье могут возникать кризисы. А кризис – это нормальная и естественная ступень развития любой семейной системы. Рождение ребенка в период кризиса в семье, а зачастую попытка разрешить семейные проблемы с помощью беременности и родов ставят новорожденного в неблагоприятные условия развития.

Чтобы показать влияние семейной ситуации на развитие лично­сти ребенка, условно применяется следующее деление на периоды жиз­ненного цикла семьи:

1. Период влюбленности и заключения брака.

2. Период противостояния.

3. Период компромиссов.

4. Период зрелой семьи.

5. Период экспериментирования с независимостью (часто совпа­дает с периодом личностного кризиса середины жизни одного или обоих супругов).

По мнению профессора Добрякова И.В., закономерность чередования этих стадий прослеживается в подавляющем большинстве семей, однако сроки смены одного этапа на другой в разных семья могут быть различными.

В данной статье мы рассмотрим подробно первые два этапа: период влюблённости и период противостояния — благоприятны ли они для планирования и рождения ребёнка.

Период влюблённости

Первый период — влюбленности — продолжается в среднем око­ло девяти — двенадцати месяцев. Он характеризуется состоянием эйфории, то есть приподнятого настроения у влюбленных.

Все представляется в розовом свете. На свою избранницу (избран­ника) человек смотрит с восторгом. Все восхищает или умиляет. Влюб­ленные мечтают проводить друг с другом каждое мгновение, в раз­луке думают только о предмете страсти. Через несколько недель (или дней, или месяцев) отношения переходят в интимные. Это еще боль­ше обогащает, укрепляет их.

Но постепенно этот период оканчивается, розовые очки спадают, и наступает «протрезвление». Появляется критическое отно­шение к предмету любви.

Часто отношения оканчиваются разрывом. Однако, если за это время люди стали близки и дороги друг другу, расставаться очень не хочется. Часто обоими овладевает своеобразная ностальгия по тому замечательному состоянию влюбленности, которое делает человека таким счастливым! Именно для того, чтобы вернуть это, и заключа­ется часто брак. И как только решение принято, тревога неизвестно­сти проходит и молодые опять почти счастливы, захвачены круго­воротом предсвадебных хлопот.

Давайте рассмотрим такие отношения между влюблёнными, когда появление ребенка оказывается случайным. Рождение ребенка в этой ситуации, как правило, не укрепляет, а расшатывает союз и нередко доводит до разрыва. По словам Зайцева Г.К., молодой отец в этот период «психологически бывает не готов к рождению первого ребёнка – он еще слишком увлечен своей женой. Новость о будущем ребенке может побудить его меньше обращаться со своей женой (сторониться домашних дел, больше пропадать на работе и даже ухаживать за другими женщинами)». Карл Витакер объясняет, что «при беременности мать ослабляет связь с отцом и все больше и больше занимается значимым другим, растущим в ее утробе. А «непривязан­ный» отец находит себе иную привязанность — деньги, секретаршу, новую машину или собственную мать. Когда ребенок рождается, мать привязывается к нему еще сильнее. Отец в еще большей степени вынужден прилепиться к чему-то на стороне, пока ребенку не испол­нится года полтора. И тогда мать поворачивается к отцу, а его нет рядом. У нее развивается чувство одиночества». Разумеется, отчужден­ность родителей, тревогу и одиночество матери, ревность и агрессию отца чувствует плод, а затем ребенок.

Часто заключение брака и образование новой семьи напрямую связано с ожиданием рождения малыша. Незапланированная, случай­ная беременность служит своеобразным катализатором развития отношений. В ряде случаев, узнав о ней, мужчина и женщина делают­ся еще ближе друг другу, чувствуют ответственность за жизнь будуще­го ребенка, заключают брак и принимаются создавать условия для совместного проживания, воспитания ребенка. Такая ситуация может быть довольно благоприятна для развития малыша, являющегося «ви­новником» соединения папы и мамы. Благодаря ребенку отец и мать получают новый социальный статус — родителей, и они благодарны ему за это. Его же социальная роль — создатель семьи. В семье при этом царит атмосфера любви и психологического комфорта, супруги склонны уступать друг другу, идти на компромиссы, ссоры быстро заканчиваются примирением. Домашние дела и обязанности по ухо­ду за ребенком распределяются соответственно возможностям и си­лам всех членов семьи. Совместные хлопоты не разъединяют, а еще больше сплачивают их. Ребенок, развивающийся в такой атмосфере, открыт миру, доброжелателен, уравновешен. С удивлением вспомина­ются супругами прошлые сомнения относительно целесообразности рождения малыша, заключения брака.

Г.К. Зайцев призывает женщину (жену) «готовить мужа к своей беременности и рождению ребёнка, обсуждая с ним прямо или косвенно вопросы, связанные с рождением и воспитанием ребёнка. До тех пор, пока он сам не скажет «роди мне ребёнка!». Возможно, кому-то придется долго этого ждать. Многое зависит от социальной зрелости мужчины (мужа). Но лучше подождать и помочь ему дозреть до состояния «отцовства», чтобы в будущем не потерять его ни как мужа, ни как отца своего ребёнка».

Период противостояния

Второй период — противостояния — продолжается в среднем один-два года. Брак заключен, и молодожены начинают жить вместе. Строя новую семью, каждый из них опирается на свой опыт, полу­ченный в семьях родителей, имеет определенные привычки, взгляды на обязанности и стереотипы взаимоотношений мужа и жены.

Зачастую эти представления противоречивы, что приводит к кон­фликтам. Только начав совместную жизнь, молодожены с удивлени­ем отмечают, что избранник (избранница) сильно отличается от того образа, который они себе создали. Так начинается противостояние.

В зависимости от темперамен­та супругов выяснение отношений может быть бурным и кратковре­менным или выражаться длительным демонстративным, изнуряю­щим обоих охлаждением друг к другу. Нередко конец такого проти­востояния печален — развод.

Если же молодые люди, несмотря на конфликты, стали по-настоя­щему близки и нужны друг другу, то постепенно, в сладкие (но часто краткие) периоды примирения, они пытаются упрочить свой союз. К сожалению, иногда они надеются достичь этого с помощью рож­дения ребенка.

Еще хуже, если такая идея приходит в голову кому-то одному и он (чаще она) пытается воплотить ее в жизнь, не считаясь с мнением партнера. Малышом, еще не родившимся и даже не зачатым, пытают­ся манипулировать, решать с его помощью свои проблемы. Личность ребенка, появившегося на свет в подобной ситуации, развивается в весьма неблагоприятных условиях. Надежды, что случайно зачатый в разгаре конфликтных отношений ребенок улучшит семейную си­туацию, также лишены основания.

Если отношения мужчины и женщины недостаточно глубоки, не удовлетворяют обоих, то с рождением ребенка женщина старается найти утешение в нем. При этом муж, поняв, что жена отвернулась от него, склонен вкладывать свои чувства в борьбу за добывание де­нег или за влияние во внешнем мире или в любовь к другой женщи­не. Когда он отворачивается от жены, потому что она отвернулась от него, начинается мучительный процесс. Гордость подогревает вечное соревнование в семье за обладание теплом и лаской. Такое соревно­вание не по силам ребенку. Оно не идет на пользу развитию его лич­ности. И как отмечает Карл Витаке, часто все это провоцирует настоящий развод, выражающий и усугубляющий уже произошедший эмоциональный развод, а когда ребенку исполнится около трех лет, жена устанет быть только матерью и отправится искать мужа.

Добряков И.В. считает, что супруги должны вначале нормализовать свои отношения, а уже затем планировать беременность. В противном случае, как пра­вило, семью и всех ее членов ждут тяжелые испытания. Нестабильность отношений в семье — один из самых небла­гоприятных факторов развития личности маленького человека.

Период компромиссов

Третий период — компромиссов — знаменуется окончанием про­тивостояния. Иногда это происходит постепенно, иногда — стреми­тельно. Во втором случае после очередного серьезного конфликта, приведшего обоих супругов к пропасти окончательного разрыва, они внезапно осознают невозможность существования друг без друга. Им становится страшно потерять близкого человека. Несмотря на все сложности второго периода, муж и жена стали за это время по-настоящему близки друг другу. Они никого не могут представить рядом, кроме супруга. Страх потерять его застав­ляет идти на уступки, принимать его таким, какой он есть на самом деле со всеми недостатками и достоинствами. Чтобы улучшить отно­шения, партнеры уже не столько пытаются изменить другого, сколько меняют себя. Совместными усилиями определяются и принимаются семейные роли, права, обязанности каждого из супругов. В этот пери­од они начинают больше понимать, уважать друг друга. Отношения постепенно становятся все более конструктивными.

Вызывающие столько трений сознательные или неосознанные безус­пешные попытки создать копию родительской семьи наконец-то остав­лены. Так начинается строительство по-настоящему новой семьи, имеющей свои вкусы, ритуалы, обычаи, традиции. Начинается взросление семьи, укрепление ее границ от внешних посягательств. Совместное творчество увлекает, сплачивает еще больше. И вершиной этого творче­ства может стать совместное желание иметь ребенка, а также деятельность, направленная на достижение этой замечательной цели.

Личность ребенка, рожденного в семье, находящейся в этом сози­дательном периоде своего жизненного цикла, развивается в исклю­чительно благоприятных условиях. Ребенок желанен, любим. Для родителей он представляет самостоятельную ценность, а не средство манипуляции, позволяющее решать какие-то свои личные проблемы. Ему не приходится играть роль цемента, которым безуспешно пыта­ются скрепить трещины разрушающейся семьи. Обстановка, в кото­рой малыш будет расти и развиваться, это преимущественно обста­новка уюта, покоя, радости. Стабильность отношений, пронизанных взаимопониманием, любовью и благодарностью родителей друг к другу, — главный гарант безопасности младенца. «Женщина рожает ребёнка для любимого мужчины (мужа), чтобы он освоил главную профессию – воспитателя – и сумел воспитать своих детей так, чтобы они не забывали своих родителей и чтобы в старости ими можно было гордиться и продолжать жить, в том числе и их жизнью».

Период зрелой семьи

Четвертый период — период зрелой семьи — характеризуется стабильностью и всеми особенностями, характерными для заключи­тельного этапа периода компромиссов. Это его итог.

Неудивительно, что через некоторое время после рождения, в отмеченный выше период компромиссов, малыша, приносящего столько радости, у супругов возникает желание родить ему братика или сестричку. В периоде зрелой семьи рождение детей происходит в ситуации, благоприятствующей развитию их личностных качеств.

Период экспериментирования с независимостью

Пятый период часто совпадает с периодом личностного кризиса середины жизни одного или обоих супругов. К этому времени дети подросли, отношения между супругами стали привычными, рутинны­ми, потеряли остроту.

Бессознательный страх того, что оставшаяся половина жизни бу­дет сплошь состоять из выполнения семейных и служебных обязан­ностей, которые порядком надоели, заставляет предпринимать по­пытки каких-то изменений. Человек нередко пытается выйти за рам­ки своего жизненного сценария, поменяв работу, семью, место и даже страну проживания.

Если до этого семейная жизнь протекала гладко, и супруг был достаточно внимателен к своей «половине», то она своевременно по­нимает, что с любимым происходит неладное, помогает ему спра­виться с кризисом. Дело в том, что единственным лекарством, спо­собным вывести из кризиса, человек почти всегда считает новую любовь. Он хочет влюбиться и, естественно, влюбляется. Тут возмож­ны различные варианты.

Счастливы те, кому в этот период удается повторно влюбиться в собственного супруга. Отношения в этом случае переживают «ре­нессанс», семья становится от этого еще крепче. Кризис у второго супруга при этом не наступает или неглубок, проходит почти неза­метно. Детям, рожденным в период «ренессанса», повезло. Они люби­мы, их появление на свет радует всех, включая сестер и братьев. Семейная ситуация благоприятствует их развитию.

Если отношения супругов формальны и потеряли прежнюю теплоту, то понимание того, что партнер нуждается в сильных чув­ствах, порой наступает слишком поздно. Он (она) любит другую (другого). Часто предмет любви значительно младше по возрасту. В этом проявляется бессознательный страх старения, в этом — по­пытка удержать молодость. Измена, ревность делают острее отноше­ния супругов. Зачастую в борьбе за сохранение семьи используются не самые подходящие средства. Например, к сожалению, нередки по­пытки наладить отношения при помощи детей, как посредством манипулирования уже имеющимися детьми, так и рождением новых. Далеко не всегда это останавливает развод, а страданий приносит много. Плохо всем, но прежде всего — детям. Рождение ребенка в подобной семейной ситуации неблагоприятно сказывается на его развитии, как правило, приводит к возникновению у него невроти­ческих реакций.

Человек, находящийся в периоде кризиса середины жизни, за­шедший слишком далеко в желании изменений, может фактически, или даже оформив все юридически, поменять семью. Разорвать сразу все прежние связи и отношения оказывается весьма непросто. В несколько более выигрышном положении при этом (хотя и не на­много) женщины, так как дети обычно остаются с ними. Попытка упрочить новую семью путем рождения ребенка, мягко говоря, неконструктивна. Тем более что в новой семье, если отношения серь­езны, ситуация повторяет периоды влюбленности и конфронтации, уже рассмотренные нами. Дети рождаются в атмосфере тяжелых кон­фликтов, ненавидимые одними и несущие бремя надежд, возлагае­мых на них другими. Разумеется, все это не может не сказаться отрицательно на их развитии вообще и на предпосылках личности в частности.

Итак, наиболее благоприятным для развития личности ребенка в жизнен­ном цикле семьи является заключительный этап периода компромис­сов и период зрелой семьи.

Дарья Константинова, перинатальный психолог

5 видов мотивации ребенка, которая портит ему жизнь

18:54, 14 Март 2016

Найбільш цікаві новини

В процессе воспитания все родители ищут рычаги влияния на своих чад. А чаще используют методы доставшиеся «по наследству» от собственных родителей. Но нередко даже действенные приемы имеют разрушительные и опасные последствия, как для ребенка, так и для отношений в семье. Предлагаем перечень самых распространенных неправильных способов мотивации детей.

Шантаж бойкотом

Фраза «Я с тобой не разговариваю, пока ты не…» действительно работает. Но недолго. Затем эту тактику начинает использовать сам ребенок. Несколько раз из чувства вины он сделает то, что от него требуют или будет просить и умолять простить его, а потом сам не будет разговаривать с родителями.

Примерно таким же эффектом обладает фраза «Ты меня в гроб вгонишь». Она провоцирует чувство вины и чувство долга. Это достаточный стимул для того, чтобы ребенок убрал в комнате, сделал домашнее задание и закончил игру на мобильном. Но это разрушает доверие и создает напряжение, что ухудшает отношения.

Мотивировать подарками за будущие достижения

«За «отлично» в четверти по математике, получишь игровую приставку». Для ребенка дисциплинировать себя ежедневно ради достижения отдаленной цели – непосильная задача. Второклассник просто не может держать эту цель в голове всю четверть. Кроме того, такая постановка вопроса напоминает морковку, которую вешают перед мордочкой осла, и получится ее съесть или нет – неизвестно. Ведь если по математике будет не «отлично», а «удовлетворительно» для ребенка это станет сильным разочарованием и он может решить, что теперь он даже не будет пробовать стараться.

Как правильно мотивировать? Подарками можно мотивировать ребенка решиться что-то попробовать, поощрить маленькие достижения. Например, если он боится плавать, сказать «Если ты пройдешь три индивидуальных занятия с тренером, тебе понравится. После каждого занятия мы будем ходить в кафе». Но если и после этого ребенок не захочет идти в бассейн – не нужно его заставлять.

Подарки за достижения в том, чем ребенок занимается с удовольствием

Психологи провели эксперимент среди детей, которые любили рисовать. Их разделили на группы. Первым за рисование делали подарки, вторым – нет. Через неделю подарки для первой группы отменили, и большинство детей не захотели рисовать. Во второй группе все рисовали как обычно. Таким способом у детей из первой группы удовольствие как мотив для рисования был заменен на подарок, то есть внутренняя мотивация была заменена на внешнюю.

Как же хвалить за достижения в том, чем ребенку нравиться заниматься? Если достижение значимое, например картину выбрали для участия в выставке, отметить этот факт походом в аквапарк или собрать друзей дома для празднования.

Оплата успехов в учебе или домашних обязанностей

«За каждую пятерку в четверти 100 гривен». Деньги не могут повлиять на качество успеваемости. Если начать ребенку платить в два раза больше. Это не изменит его способностей к предмету и желания учиться. Этот подход может принести кратковременный эффект, на большее рассчитывать не имеет смысла.

«50 гривен за вымытые полы». Схема подобная наградам за достижения. Обычные семейные отношения, в которых полы моет тот чья это обязанность, заменяются на внешнюю мотивацию.

В каких случаях можно платить деньги? Когда ребенок делает что-то не для семьи, а для других целей. Например, старшеклассник делает и обрабатывает фото для страницы в соцсети фирмы, на которой работает отец.

Сравнение с другими детьми или с собой в детстве

На фразы «Вот Катя уже бегло говорит по-английски» и «Я в твои годы уже на заводе подрабатывал, приносил деньги в семью», ребенок справедливо может ответить, что «Катя мне не интересна точно так же, как ее успехи в английском, у меня свои приоритеты в выборе предметов и планы в жизни. А обстоятельства, в которых ты рос, не имеют ничего общего с нынешними условиями, и твой опыт работы на заводе в них не так уж и ценен».

Действительно ли я хочу ребенка?

Как это понять, когда Вы не можете забеременеть

Иногда бывает, что женщина, страдающая бесплодием, сильно сфокусирована на том, чтобы забеременеть, и не сильно задумывается, а нужен ли ей вообще ребенок и зачем. Она когда-то решила, что нужен, и увлеклась исполнением принятого решения. Оказывается, если у Вас не получается забеременеть, неправильная мотивация может создавать то самое напряжение в Вашем организме, которое препятствует наступлению беременности. Давайте сначала разберемся, какая вообще может быть мотивация к рождению ребенка. Вот несколько наиболее распространенных примеров:

1. Соответствие общественному мнению и реализация общественных или семейных установок типа: «В семье должны быть дети», «Дети — это наше все», «Жить нужно для детей», «Женщина не может быть счастливой без ребенка».

2. Соответствие собственному представлению о себе, своей «идеальной картине» себя, например: «Я всегда добиваюсь поставленной цели», «Я достойна быть матерью», «Мне уже пора родить», др.

3. Способ самореализации и повышения самооценки, т. е. ребенок является способом повысить самооценку, чтобы было, за что похвалить себя и чем гордиться, или — чтобы ощущать себя не хуже других.

4. Ребенок, как способ повлиять на отношения с партнером: добиться любви и признания, сохранить брак, заставить жениться.

5. Ребенок, как подарок, возврат долга или как спасение для старших родителей. Ваши родители просят внуков, и чтобы они наконец обрадовались и успокоились, вы хотите родить малыша. Или же, чтобы ваши родители не страдали больше от одиночества и нереализованности.

6. Ребенок, как бегство от одиночества, что всегда был кто-то рядом.

7. Гарантия комфортной старости, чтобы «было кому подать стакан воды».

8. Улучшение материального положения, например, за счет отца ребенка или материнского капитала.

9. Очень редко, как укрепление здоровья женщины. Еще в Советское время существовал такой миф, что беременность оздоровляет и омолаживает организм женщины. Медики уже давно пришли к выводу, что это далеко не так.

10. Желание иметь ребенка: чтобы быть с ним, общаться, играть, заботиться, воспитывать, помогать, направлять, любить.

Психологи считают, что только последний вариант мотивации, т. е. ради самого ребенка, способствует быстрому наступлению беременности. Многочисленные жизненные примеры свидетельствуют о противоположном: беременность часто наступает при совершенно неадекватной мотивации. Мое мнение — мотивация не всегда играет ключевую роль в вопросах репродукции. Более того, это дело наживное — захотеть ребенка ради него самого можно не только в ходе беременности, но и после его рождения и некоторого контакта с ним.

Если Вы столкнулись с бесплодием, важно проверить, какова Ваша ведущая мотивация, чтобы забеременеть и родить ребенка. Неадекватная ведущая мотивация может служить фактором сильнейшего стресса для Вашего организма, и тем самым тормозить наступление беременности. Также она может привести Вас к послеродовой депрессии, когда окажется, что ребенок есть, а ожидаемой радости нет, ведь хотелось-то на самом деле совсем другого. Как это происходит, здорово объясняет моя коллега, Александра Стригункова: «Если за счет беременности планируется решать какие-то другие задачи, помимо рождения ребенка, и эти задачи очень важны, то, возможно, именно эта подмена мешает наступлению беременности.
Так, беременность, необходимая, к примеру, для удержания мужчины, может не наступать из-за сильного переживания по поводу ухода этого мужчины. Организм не обмануть, поэтому бессознательно ресурсы женщины будут мобилизованы для решения самой главной задачи — удержать мужчину, и на беременность их может просто не оставаться. А действие, направленное, вроде бы, на выполнение этой главной задачи, на самом деле отвлекает от него. Вместо решения проблем в отношениях с мужчиной женщина тратит усилия на попытки забеременеть, и эти попытки являются скорее помехой для главной задачи.

Представьте, что Вы очень хотите есть. Что Ваш организм делает в такие моменты? Всячески отмечает в окружающем мире продуктовые магазины и палатки с пончиками, улавливает ароматы свежего хлеба и латте из ближайшей кофейни. А Вы решаете, что отличным выходом из ситуации будет — купить новые сапоги. И вместо супермаркета или кафе идете в обувной магазин. Что Вам будет мешать выбрать и купить сапоги? Голод, постоянно напоминающий о себе. Получится ли у Вас забыть о голоде, увлеченно выбирая сапоги? Сомневаюсь.

Дальше может происходить усугубление ситуации. Проблемы в отношениях с мужчиной не решаются, потому что «ребенок нам поможет», но и беременность не наступает. Стресс со временем усиливается, и этот фактор снижает, в свою очередь, вероятность самой беременности. И даже если беременность в итоге наступит и ребенок родится, проблемы в отношениях, скорее всего, не решатся и даже приумножатся. Рождение ребенка является испытанием для отношений, поскольку меняются многие аспекты жизни в паре. И это может способствовать не укреплению отношений, а спровоцировать их окончательный разрыв или привести к послеродовой депрессии.

Важно отметить, что слишком сильная или чрезмерная мотивация, в которой преобладает неадекватная, т. е. пункты с 1 по 9, приведенные выше, может препятствовать наступлению беременности вот по какой причине. Если Ваши ожидания от жизни таковы, что ребенок должен решить сразу несколько актуализированных проблем, то важность Вашей цели (забеременеть) возрастает настолько, что поражение угрожает сильнейшей фрустрацией. Еще в начале прошлого века эту закономерность независимо друг от друга описали американские психологи Йеркс и Додсон, с тех пор об этой закономерности говорят, как о законе Йеркса-Додсона (Yerkes-Dodson law). Согласно этому закону, для достижения успеха необходим оптимальный (а проще говоря — умеренный, средний) уровень мотивации, избыток ее столь же плох, как и недостаток. И чем более сложную задачу предстоит решить, тем более низкий уровень мотивации является оптимальным для ее успешного решения. Так, организм женщины, крайне сконцентрированной на том, чтобы забеременеть, вместо того, чтобы расслабиться для наступления беременности, реагирует на напряжение, как на опасность. В результате стресса он мобилизируется, и работа репродуктивных органов подавляется. Как проверить, какая Ваша ведущая мотивация к беременности, и есть ли у Вас та самая правильная мотивация «ради ребенка»? Вот несколько рекомендаций, которые помогут Вам исследовать и скорректировать свою мотивацию:

1. Начните планировать беременность, а именно — совершать какие-то действия, которые способствуют ее наступлению. Сходите к врачу, сдайте анализы, перестаньте предохраняться. Иногда, чтобы понять, хотим ли мы чего-то, нужно просто начать двигаться по направлению к желаемому и посмотреть, как изменяется наше желание: растет или снижается. Если Ваше возбуждение по поводу рождения ребенка уменьшается по мере выполнения каких-либо действий для этого, то, возможно, Вы не так уж хотите самого ребенка.

2. Попробуйте ответить себе на вопросы: зачем я хочу ребенка? Есть ли в моей жизни другие проблемы, которые мой ребенок невольно предназначен решить? Существуют ли какие-либо другие способы решения без участия ребенка? Попробуйте начать действовать, чтобы удовлетворить эти неудовлетворенные потребности. Замечайте как меняется Ваше эмоциональное состояние и как меняется Ваша мотивация к беременности.

3. Представьте ситуацию будущего: вы уже беременны или у Вас есть ребенок. Иногда без опыта это достаточно сложно, но можно пообщаться с подругой, у которой есть малыш, или понаблюдать за мамами на детской площадке и попытаться представить себя на их месте. Проверьте свои чувства: какие эмоции это приносит? Если в них совсем нет радости или страхи, сомнения и прочие отрицательные эмоции сильнее, то это означает, что, может быть, другая потребность важнее. Тогда Вам нужно ее осознать и найти более эффективный способ удовлетворения.

4. Если Вы выявили свою неадекватную мотивацию, то попробуйте сделать следующее упражнение. Представьте себя своим будущим ребенком и ответьте на следующие вопросы из роли ребенка: «Кто ты: девочка или мальчик? Как ты себя сейчас чувствуешь? Готовишься ли ты к рождению? Твоя будущая мама хочет, чтобы ты помог(ла) ей решить ряд проблем. Как тебе это? Как ты думаешь, сможешь ли ты это сделать? Помогает ли тебе это побыстрее родиться или ты хочешь подождать?». Осознайте свои эмоции в этом упражнении. Что Вам теперь хочется поменять в своей жизни?

5. Чтобы актуализировать или вырастить адекватную мотивацию к рождению ребенка, чаще примеряйте на себя роль мамы и следите за своими эмоциями. Отмечайте, что Вам нравится, а что нет. Попробуйте чаще общаться с маленькими детьми, например, поиграйте с ребенком подруги или родственницы. Попробуйте найти то занятие с ребенком, которое приносит Вам удовольствие. Походите по детским магазинам, посмотрите и потрогайте детские вещи или игрушки, найдите те, которые Вам нравятся.

Помните, что самый оптимальный вариант мотивации к рождению ребенка — это желание иметь ребенка, а все остальные возможные бонусы второстепенны. Если Ваша мотивация другая, то, станете Вы мамой или нет, важно найти более эффективные способы удовлетворения Ваших потребностей без участия в этом ребенка.

Написано в соавторстве с психологом Александрой Стригунковой.

Смотрите еще:

  • Земский доктор алименты Выплата по программе "Земский доктор" подпадает под выплату алиментов? Данная выплата является компенсацией. Постановление Правительства РФ от 18.07.1996 N 841 (ред. от 17.01.2013) "О […]
  • Крупный и особо крупный размер для ст 228 ук рф 2014 таблица Таблица крупного и особо крупного размера наркотических средств ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 7 февраля 2006 г. N 76 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КРУПНОГО И ОСОБО КРУПНОГО РАЗМЕРОВ […]
  • Мошенничество ст 165 ук рф Различия между мошенничеством и причинением имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием (ст. 165 УК РФ) Мошенничество следует отличать от причинения имущественного […]
  • Ст 819 гпк Статья 819. Кредитный договор 1. По кредитному договору банк или иная кредитная организация (кредитор) обязуются предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, […]
  • Счет-фактура для ип без ндс образец Образец счета на оплату без НДС: заполняем правильно Образец счет без НДС– с помощью такой фразы пользователи, которым требуется выставить своим покупателям счет на оплату без налога, […]
  • Клевета способ защиты Дела о клевете: что и как доказывать, каков размер компенсации? В современном мире информация все более активно распространяется в социальных сетях и Интернете. Параллельно с развитием […]
Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии запрещены.