Права и обязанности граждан урок обществознания в 7 классе

Конспект урока + презентация по обществознанию на тему: «Права и обязанности граждан» (7 класс)

Выбранный для просмотра документ Права и обязанности граждан.docx

Тема урока: Права и обязанности граждан.

Цель урока: познакомить учащихся с основным законом страны; работая с текстом Конституции РФ углубить знания о правах и обязанностях человека и гражданина; привить уважение к правам другого человека.

Тип урока: Смешанный урок.

Основные понятия и термины : конституция, права человека, гражданин, гражданские (личные) права, политические права, экономические и социальные, культурные права, обязанности.

Постановка проблемного вопроса, темы урока

1) Дайте определения: права; обязанность; ценность.

2) Чем права отличаются от обязанностей? Приведите примеры.

3) Приведите примеры прав и свобод граждан.

4) Во Всемирной истории, как и в истории России, существует много примеров борьбы за получение своих прав и свобод. Приведите их.

5) Как называется документ, в котором закреплены права и свобода граждан?

6) Когда впервые конституция появилась в России?

Изучение нового материала.

Сегодня мы с Вами будем знакомиться с текстом основного закона нашей страны — Конституцией. Работая с текстом, мы заполним таблицу и определим к каким группам прав относится, та или иная статья.

См. Приложение 1. Фрагмент Конституции. Глава 2. Права и свободы человека и гражданина

Работа в паре с таблицей.

Гражданские (личные) права

Экономические и социальные

Примеры прав и свобод из Конституции РФ:

гражданские или личные (право на жизнь; на охрану достоинства; на свободу и личную неприкосновенность; на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, и др.);

политические (право на объединение; право участвовать в управлении делами государства; право обращаться в государственные органы и органы МСУ и др.);

экономические (право частной собственности; на предпринимательскую деятельность; на труд и др.);

социальные (право на безопасность труда; на вознаграждение за труд; на отдых; на охрану здоровья и медицинскую помощь; на образование; на социальное обеспечение и др.);

культурные (свобода литературного, художественного, научного, технического и др. видов творчества, преподавания; право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям и др.).

— Как вы считаете права человека и гражданина одинаковые?

— А чем они отличаются?

— А что выше Конституция или указ президента?

Найдите в тексте конституции статьи, которые подтверждают ваши слова.

А теперь узнаем какие обязанности существуют у граждан РФ. Работа с Конституцией.

См. Приложение 2. Фрагмент Конституции. Конституционные обязанности граждан РФ:

К конституционным обязанностям человека и гражданина относятся:
1. Соблюдение Конституции РФ и законов РФ (статья 15, часть 2).
2. Уважение прав и свобод других лиц (статья 17, часть 3).
3. Забота о детях и нетрудоспособных родителях (статья 38, части 2, 3).
4. Получение основного общего образования (статья 43, часть 4).
5. Забота о памятниках истории и культуры (статья 44, часть 3).
6. Уплата налогов и сборов (статья 57).
7. Охрана природы и окружающей среды (статья 58).
8. Защита Отечества (статья 59).

А сейчас мы с вами вспомним сказки и найдем в них нарушение прав человека. Кроме прав существуют и обязанности, которые мы, как граждане РФ, должны выполнять. Найдите их в тексте. ( Ст. № 15, 57, 58, 59, 44, 43).

Итак, если человек является гражданином РФ, то он имеет определённые права и обязанности. В Конституции записаны все важные правила совместной жизни людей. Эти юридические правила следует исполнять, они создаются для сохранения безопасной жизни людей в обществе. Мы все свободны и имеем равные права.

Написать эссе-рассуждение на выбранную цитату:

1) «Обязанность без права есть рабство, право без обязанности – анархия» (Фелисите де Ламеннэ)

2) «Желание с излишеством пользоваться своим правом есть средство их потерять» (Станислав Лещинский).

3) «Равенство прав не в том, что все ими пользуются, а в том, что они всем предоставлены» (Сенека).

Приложение 1. Фрагмент Конституции. Глава 2. Права и свободы человека и гражданина

1. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

2. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.

3. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

1. Все равны перед законом и судом.

2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

3. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.

1. Каждый имеет право на жизнь.

2. Смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей.

1. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления.

2. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.

1. Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность.

2. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.

1. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.

2. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения.

1. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.

2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.

1. Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности.

2. Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.

1. Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

2. Каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию.

Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.

2. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

3. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.

4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.

5. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.

1. Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.

2. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем.

Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

1. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.

2. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

3. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

4. Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе.

5. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия.

Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

1. Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

2. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

1. Право частной собственности охраняется законом.

2. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

3. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

4. Право наследования гарантируется.

1. Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю.

2. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

3. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.

1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

2. Принудительный труд запрещен.

3. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

4. Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.

5. Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

1. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

2. Забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей.

3. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

1. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

2. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

3. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.

1. Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

3. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

1. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

2. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.

3. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.

Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

1. Каждый имеет право на образование.

2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.

4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

1. Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом.

2. Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.

3. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

1. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.

2. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

1. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

2. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

3. Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

1. Никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.

2. Обвиняемый в совершении преступления имеет право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом.

1. Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно.

2. Каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения.

1. Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда.

2. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность.

3. Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого.

1. Никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление.

2. При осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона.

3. Каждый осужденный за преступление имеет право на пересмотр приговора вышестоящим судом в порядке, установленном федеральным законом, а также право просить о помиловании или смягчении наказания.

1. Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом.

2. Федеральным законом могут устанавливаться иные случаи освобождения от обязанности давать свидетельские показания.

Права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба.

Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

1. Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет.

2. Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.

1. Перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина.

2. В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.

3. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

1. В условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия.

2. Чрезвычайное положение на всей территории Российской Федерации и в ее отдельных местностях может вводиться при наличии обстоятельств и в порядке, установленных федеральным конституционным законом.

3. Не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные статьями 20, 21, 23 (часть 1), 24, 28, 34 (часть 1), 40 (часть 1), 46 — 54 Конституции Российской Федерации.

Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

1. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.

2. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.

3. Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.

Гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет.

1. Гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству.

2. Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами.

Приложение 2. Фрагмент Конституции. Конституционные обязанности граждан РФ:

Статья 15 часть 2.

Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Статья 17 часть 3.

Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Статья 38 часть 2 и 3.

2. Забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей.

3. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

Статья 43 часть 4.

4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

1. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.

2. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.

3. Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.

Урок обществознания в 7 классе «Права и обязанности граждан»

На уроке учащиеся знакомятся с основными правами и обязанностями и принципами, которые лежат в их ос­нове, группами гражданских прав. Работая в группах, ученики ищут информацию, анализируют, сравнивают, классифицируют и обобщают факты и явления; дают определения понятия: права, естественные права, неотчуждаемые права.

Просмотр содержимого документа
«Урок обществознания в 7 классе «Права и обязанности граждан»»

Тема: Права и обязанности граждан

Цели и задачи: познакомить учащихся с основными правами и обязанностями граждан и принципами, которые лежат в их ос­нове, группами гражданских прав.

Планируемые результаты: предметные: научиться объяснять сущность правового статуса человека; определять принципы, ле­жащие в основе прав и свобод человека и гражданина; находить нужную правовую информацию в различных источниках; приме­нять основные правовые термины и понятия права, естественные права, неотчуждаемые права, обязанности, анализировать, обоб­щать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями; давать оценку социаль­ным и правовым явлениям с позиций, принятых в современном Российском обществе; метапредметные — 1) коммуникативные: слушать и слышать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения; определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения; 2) регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности 3) познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятий; личностные: фор­мирование умения анализировать свои поступки с точки зрения правового статуса человека, чувства ответственности за свои ре­шения; развитие творческих способностей через активные формы деятельности.

Оборудование: учебник, схемы к уроку, пакет с рабочим материалом для работы в группах.

Тип уроков: открытия новых знаний.

Вопросы к классу

1.Объясните смысл высказывания итальянского писателя X. Мандзони: «Действовать без правил — самое трудное и самое утомительное занятие на свете».

2.На с. 15 учебника приведен фрагмент «Сетикета» — правил поведения в Интернете. Один из пользователей, познакомившись с ними, сказал: «Я не увидел здесь ничего нового. Все это нормы нашей повседневной жизни». Прав ли он? Свое мнение обоснуйте.

(Проверка выполнения заданий.)

-Послушайте отрывок из сказки Л. Кэрролла «Алиса в Стра­не чудес» и ответьте на вопросы.

Пусть присяжные решают, виновен он или нет, — произнес Король в двадцатый раз за этот день.

Нет! — сказала Королева. — Пусть выносят приговор! А виновен он или нет — потом разберемся!

Чепуха! — сказала громко Алиса. — Как только такое в голову может прийти!

Молчать! — крикнула Королева, багровея.

И не думаю, — ответила Алиса.

Рубите ей голову! — крикнула Королева во весь голос.

Вопросы к классу

-Предположите, о чем мы будем говорить.

Тема уроков: «Права и обязанности граждан».

-На какие вопросы нам предстоит ответить?

1.Права и свободы человека и гражданина.

2.Механизм защиты и реализации прав и свобод человек и гражданина.

3.Права ребенка и их защита.

4.Нет прав без обязанностей.

3.Введение в новый материал

Задание: вспомните, сколько раз задень вы употребили слова

«свобода» и «права».

Какие ассоциации у вас возникают при этих словах?

Обсудим на наших уроках вопросы соотношения прав и сво­бод человека.

1. Права и свободы человека и гражданина

По своей природе и системе гарантий права и свободы гра­жданина не имеют принципиальных отличий. Термин «свобода» призван подчеркнуть более широкие возможности индивидуаль­ного выбора: свобода совести, мысли, слова, выбора профессии или рода деятельности и др. Термин «право» определяет конкрет­ные действия человека: право избирать и быть избранным, право на участие в митингах и демонстрациях, на занятие государствен­ных должностей, на образование, медицинскую помощь и т. п.

Существует и такое понимание свободы и прав человека:

что хочу, то и ворочу;

долой любые законы и порядки — да здравствует свобода;

Но свобода человека не означает вседозволенности.

Известна история о хулигане, утверждающем, что, будучи сво­бодным гражданином, он может двигать своим кулаком в любом направлении, но судья мудро ответил: «Свобода движений вашего кулака ограничена положением носа вашего соседа».

Нельзя вести себя, руководствуясь принципом: «Раз я свобод­ный человек, то могу делать все, что хочу». Не следует забывать и о границах, в рамках которых эта свобода должна проявляться.

Демократия — это свобода граждан осуществлять свой выбор, однако нельзя ущемлять интересы других людей. Например, одно из важных гражданских прав — свобода слова — подразумевает возможность любого человека выражать свое мнение. Но при этом в своей устной или письменной речи люди не должны под­рывать репутацию других граждан.

Задание: работая в группах, придумайте ситуации, в которых ваши права не должны нарушать права других.

(Проверка выполнения задания.)

Следовательно, права, свободы и обязанности человека свя­заны между собой. Вместе они составляют правовой статус гражданина .

В современной политологии выделяют три основных поко­ления прав человека (по времени их возникновения и кругу рас­пространения).

К первому поколению относят личные и политические права человека: право на жизнь, свободу, безопасность и собственность. Они появились в XVII—XVIII вв. и были направлены на защиту от произвола государства.

Второе поколение социальные и экономические права — по­явились в XIX — начале XX в. Они связаны с усложнением техники, подразумевают ограничение хозяев предприятий при использовании труда наемных работников.

Третье поколение — коллективные права, защищающие ин­тересы больших групп людей. Они возникли после Второй ми­ровой войны. Мир становится «теснее», и локальные проблемы государства превращаются в глобальные проблемы всего человечества.

Международные документы, закрепляющие важнейшие права и свободы человека:

Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.) — состоит из 30 статей, в которых перечислены основные права;

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (принят Генеральной Ассамблеей ООН в 1966 г., вступил в силу в 1976 г.);

Международный пакт о гражданских и политических пра­вах (принят Генеральной Ассамблеей ООН в 1966 г., всту­пил в силу в 1976 г.);

Конвенция ООН о правах ребенка (1989 г.);

Правовой статус человека в нашей стране определяется в Кон­ституции Российской Федерации (гл. 2 «Права и свободы чело­века и гражданина»).

Задание: работая с материалом на с. 18, 19 учебника заполните таблицу.

(Во время выполнения задания составляется таблица.)

Принципы, лежащие в основе прав и свобод человека и гражданина

— Как вы думаете, на чем основаны права человека?

Все люди рождаются свободными и равными в своем досто­инстве и правах. «Человеческое достоинство ненарушимо» (Кон­венция о защите прав человека и основных свобод).

Как вы понимаете, что такое человеческое достоинство.

Человеческое достоинство — это свобода выбора и проявление своего внутреннего мира, уважение и самоуважение человека. Унижение и потеря достоинства личности означают утрату внутренних ценностей, неуважение к ним. Цивилизованное общество развивалось, стремительно шагая к равноправию всех, и с тече­нием времени государства приняли решение, что достоинство личности не будет определяться происхождением, богатством, образованием или социальным положением.

Задание: составьте словесный портрет человека с достоинством. Приведите примеры из жизни, в которых подчеркивалась бы зна­чимость этого качества для конкретного человека.

(Проверка выполнения задания.)

Достойное поведение человека определяется положительны­ми чертами характера, которые были привиты родителями в про­цессе воспитания, или развиты окружением (искренность, храб­рость, преданность, ответственность, дисциплинированность, целеустремленность, доброжелательность, терпение, настойчи­вость, независимость, благодарность, сильная воля и т. д.).

Права человека можно классифицировать по различным при­знакам.

Задание: изучите и прокомментируйте данные таблицы.

Творческое задание. Ответьте на вопросы.

В какой сказке и кто нарушил право зайца на неприкосно­венность жилища? (Сказка «Лиса и заяц», лиса выгнала зайца из лубяной избы.)

Кто из сказочных героев воспользовался правом на сво­бодное передвижение ? (Лягушка-путешественница, старик Хоттабыч, Элли из Изумрудного города.)

В какой сказке и кто нарушил право на свободный труд за вознаграждение и держал героев в рабстве? («Золотой ключик или Приключения Буратино», Карабас-Барабас.)

Кто пользовался правом на свободное передвижение, ис­пользуя нетрадиционный летательный аппарат? (Баба-яга летала в ступе, Аладдин — на ковре-самолете, Гарри Пот­тер — на метле.)

Кто нарушил право на свободу и держал несовершеннолет­него мальчика в холодном плену? (Снежная королева.)

Кто пользовался правом иметь подсобное хозяйство и вы­растил гигантский урожай? (Дед из сказки «Репка».)

Разделившись на команды, обсудите, какие права человека и гражданина нарушил тот или иной сказочный персонаж или какими правами воспользовался. При ответе используйте выдерж­ки из гл. 2 Конституции РФ. (Ученики получают раздаточный материал.)

Кощей Бессмертный из сказки «Царевна-лягушка» (нару­шил право на свободу — держал в плену Василису Премудрую)’,

лиса из сказки «Колобок» (нарушила право на личную непри­косновенность);

медведь из сказки «Теремок», волк из сказки «Три поросен­ка» (нарушили право на неприкосновенность жилища),

барон Мюнхгаузен, Карлсон, Колобок (воспользовались пра­вом на свободу передвижения)

Буратино, Знайка (воспользовались правом на образование).

звери из сказки «Айболит» (воспользовались правом на меди­цинскую помощь),

. три поросенка, заяц из сказки «Лиса и заяц» (воспользова­лись правами на труд и частную собственность — построили избушки и владели ими).

(Проверка выполнения задания.)

2. Механизм зашиты и реализации прав и свобод человека и гра­жданина

Но важно не только иметь права. Необходимо уметь их за­щищать.

— Необходимо ли нам обсуждать эту проблему?

Вы хорошо понимаете, что грамотного человека в области права достаточно трудно обмануть. В законах закреплены спо­собы защиты прав человека и установлены процедуры, обеспе­чивающие восстановление справедливости и наказание тех, кто нарушает права.

Сегодня вокруг нас достаточно много несправедливости. А как было в давние времена?

Проблемное задание. Разделитесь на три группы. Каждая груп­па получит индивидуальное задание (прочитает материал), а затем ответит на вопросы.

Рабочий материал для первой группы

Из законов Хаммурапи (1750 г. до и. э.)

Если человек украл имущество храма, он должен быть казнен. Если человек украл осла, овцу или раба, он должен быть казнен.

Если сын ударил отца, ему следует отрубить руку. Если человек вы­бил зуб человеку, ему самому следует выбить зуб. Если человек выколол глаз человеку, ему самому следует выколоть глаз.

Если человек не укрепил насыпь на своей земле и вода затопила поля соседей, пусть возместит им убытки. Если ему нечем платить, следует продать все его имущество и его самого, а полученное серебро пусть со­седи разделят между собой.

Вопросы для первой группы

Справедливы ли эти законы? Свое мнение обоснуйте.

Какие законы, известные вам из курса истории, отражают древний принцип талиона (око за око)?

Рабочий материал для второй группы

Суд древних германцев

Судьи у древних германцев выбирались из богатых и знатных людей, т. е. из «лучших».

Заподозренный в убийстве должен был очиститься от подозрений. Для этого ему было необходимо найти 72 свидетеля, которые поклянутся в его невиновности. Если же такого количества людей он набрать не сумеет, то ему надо пройти следующее испытание — опустить руку в кипящую воду и вытащить кольцо. Если рука заживет за неделю, то Бог показывает невиновность этого человека, а если нет, то он признается виновным и обязан отдать свое имущество.

В случае, если его имущества недостаточно, то он должен был вы полнить старинный обряд: собрать землю из углов своего дома и бросить через плечо на ближайшего родственника. После этого родственник был обязан помочь в выплате долга.

Вопросы для второй группы

-Что вам кажется справедливым в германском суде?

-Что вам кажется несправедливым? Свою позицию аргумен­тируйте.

Рабочий материал для третьей группы
История суда в России

В прошлом многие конфликты разрешались бесхитростно. Истец и ответчик выходили на поляну и в присутствии судей начинали драть­ся. Тот, кто одерживал верх, признавался правым. В Москве, например, такие судебные поединки случались и в XVI в. у Никольских ворот.

Сами понимаете, что правым оказывался обычно тот, у кого боевые навыки были лучше и сил побольше. Впрочем, с определенной поры истцу и ответчику было предоставлено право не сражаться самим, а на­нимать для боя других людей.

Исходы таких поединков со временем стали противоречить представ­лению участников и наблюдателей о справедливости. В конце концов ре­шать, кто прав, а кто виноват, стали специально уполномоченные люди. Чтобы решение спора не зависело от произвола начальника, судьи или любого другого человека, все правила поведения и различные запреты записали, а судей обязали руководствоваться только этими правилами.

Вопросы для третьей группы

Кажутся ли вам подобные способы урегулирования отно­шений справедливыми? Почему?

Какие изменения в правила восстановления справедливо­сти были внесены после XVI в.?

(Проверка выполнения задания.)

Мы выяснили, что древние законы не были справедливыми, в них нередко закреплялось неравное положение людей в об­ществе: за один и тот же поступок следовали разные наказания. На определенном этапе развития общество стало нуждаться в спе­циальных органах, которые должны были защищать права и ин­тересы тех, кто оказался в беде.

Задание: изучите схему и дайте характеристику современной системы защиты прав человека.

(Проверка выполнения задания.)

Проблемное задание. Разделитесь на три группы. Каждая груп­па выступит в роли консультантов по вопросам защиты прав че­ловека. Результаты работы представьте графически.

Задание для первой группы: представьте способы защиты прав человека на национальном уровне (в России).

Задание для второй группы: представьте способы защиты прав человека на международном уровне.

Задание для третьей группы: представьте способы защиты прав человека в Европейском союзе (региональный уровень).

3. Права ребенка и их защита

Задание: изучите текст рубрики «Учимся пользоваться своими правами» на с. 22 учебника и ответьте на вопросы.

В каком международном документе провозглашены права детей?

Каковы основные права детей?

(Проверка выполнения задания.)

Какие права и обязанности появляются в 14-летнем возрасте?

-Давать согласие на изменение своего имени и фамилии

-Выражать своё мнение, с кем из родителей (в случае расторжения их брака) ты хотел бы проживать, а также при решении в семье любого вопроса, затрагивающего твои интересы;

-Быть заслушанным в ходе любого судебного или админи­стративного разбирательства.

Когда тебе исполнится 14 лет, ты приобретёшь возможность:

-выбирать своё место жительства (с согласия родителей);

-совершать любые сделки (с согласия родителей) и само­стоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией, иными доходами;

-вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими;

-поступать на работу (на лёгкий труд не более четырёх часов в день) с согласия одного из родителей;

-обучаться вождению мотоцикла и управлять велосипедом при движении по дороге.

Задание: работая с материалом на с. 20 учебника, графически отобразите основные направления деятельности государства в об­ласти защиты прав человека.

(Составляется логическая схема.)

В игровой форме проверим наши знания. Игра называется «Защитим свои права».

Творческое задание. Разделитесь на две группы — «пострадав­ших» и «правозащитников». Первая группа определяет, в каких ситуациях были нарушены права ребенка. Вторая группа дает ре­комендации: куда следует обратиться в данной ситуации, чтобы защитить свои права.

хулиганы отобрали на улице мобильный телефон у ребенка;

учитель на уроке оскорбил ученика;

два мальчика подрались между собой и нанесли друг другу увечья;

неизвестные ограбили квартиру;

милиционеры задержали подростка и не сообщили об этом родителям;

человека не приняли на работу без объяснения причины;

соседи по дому громко включают музыку, шумят, на прось­бы уменьшить звук не реагируют;

одноклассник приходит в школу со следами побоев, а после уроков задерживается в школе, объясняя, что дома никого нет и ему нечем там заняться;

подростки отняли сумочку и пригрозили, что если вы рас­скажете кому-то об этом, то они вас найдут и накажут;

в поликлинике отказались оказывать необходимую меди­цинскую помощь.

(Проверка выполнения задания.)

Какие группы прав выделены в тексте параграфа?

Как происходило признание прав человека в международ­ном масштабе?

Каким образом обеспечивается защита прав ребёнка в Рос­сийской Федерации?

Задание 1 «В классе и дома»

Представь, что тебе предложили создать законы для ново­го государства. Перечисли три права, которые, по твоему мнению, должны быть гарантированы каждому человеку в новой стране.

Смотрите еще:

  • Покупка дома витязево Дома в Витязево Сегодня 21:27 | Купить дом в Витязево Жилой дом, 440 кв.м., 9 сот. Продается в п.Витязево двух этажный кирпичный дом с мансардой 440 кв.м ,земельный участок 9 соток . […]
  • Что полагается молодой семье за второго ребенка Лужковские выплаты молодым семьям в Москве В целях поддержки молодых семей в решении их социально-бытовых проблем, связанных с рождением ребенка, органы исполнительной власти города Москвы […]
  • Как получить регистрацию в москве для граждан узбекистана Как получить регистрацию в москве для граждан узбекистана ЭКСПЕРТНЫЙ ЦЕНТР "ЛЕГАЛИЗАЦИЯ-КОНСАЛТ" Регистрация для граждан Узбекистана Граждане Узбекистана, прибывшие в г. Москву, имеют […]
  • Обвинительный акт постановление заключение Обвинительный акт Обвинительный акт — это итоговый документ стадии предварительного расследования, в котором дознаватель, а в исключительных случаях и следователь (п. 7 ч. 3 ст. 151 УПК), […]
  • Трудовой кодекс рф сокращение работников выплаты Какие выплаты полагаются работнику при увольнении по сокращению? Юридический Яндекс Дзен! Там наши особенные юридические материалы в удобном и красивом формате. Подпишитесь прямо […]
  • Крупный и особо крупный размер для ст 228 ук рф 2014 таблица Таблица крупного и особо крупного размера наркотических средств ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 7 февраля 2006 г. N 76 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КРУПНОГО И ОСОБО КРУПНОГО РАЗМЕРОВ […]
Закладка Постоянная ссылка.

Обсуждение закрыто.