Земельный кадастр включает в себя

Глава 34. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗЕМЕЛЬНЫЙ КАДАСТР.

Статья 193. Определение государственного земельного кадастра.
1. Государственный земельный кадастр — это единая государственная система земельно-кадастровых работ, устанавливающая процедуру признания факта возникновения или прекращения права собственности и права пользования земельными участками и содержащая совокупность сведений и документов о месте расположения и правовом режиме этих участков, их оценку, классификацию земель, количественную и качественную характеристику, распределение среди собственников земли и землепользователей.
2. Государственный земельный кадастр является основой для ведения кадастров других природных ресурсов.

Статья 194. Назначение государственного земельного кадастра.
Назначением государственного земельного кадастра является обеспечение необходимой информацией органов государственной власти и органов местного самоуправления, заинтересованных предприятий, учреждений и организаций, а также граждан с целью регулирования земельных отношений, рационального использования и охраны земель, определения размера платы за землю и ценности земель в составе природных ресурсов, контроля за использованием и охраной земель, экономического и экологического обоснования бизнес-планов и проектов землеустройства.

Статья 195. Задачи ведения государственного земельного кадастра.
Основными задачами ведения государственного земельного кадастра являются:
а) обеспечение полноты сведений о всех земельных участках;
б) применение единой системы пространственных координат и системы идентификации земельных участков;
в) введение единой системы земельно-кадастровой информации и ее достоверности.

Статья 196. Составные части государственного земельного кадастра.
Государственный земельный кадастр включает:
а) кадастровое зонирование;
б) кадастровые съемки;
в) бонитирование почв;
г) экономическую оценку земель;
г1) денежную оценку земельных участков;
д) государственную регистрацию земельных участков;
е) учет количества и качества земель.

Статья 197. Кадастровое зонирование.
Кадастровое зонирование включает установление:
а) месторасположения ограничений по использованию земель;
б) границ кадастровых зон и кварталов;
в) границ оценочных районов и зон;
г) кадастровых номеров (территории административно-территориальной единицы).

Статья 198. Кадастровые съемки.
1. Кадастровые съемки — это комплекс работ, выполняемых для определения и восстановления границ земельных участков.
2. Кадастровая съемка включает:
а) геодезическое установление границ земельного участка;
б) согласование границ земельного участка со смежными владельцами и землепользователями;
в) восстановление границ земельного участка на местности;
г) установление границ частей земельного участка, содержащих отягощение и ограничение по использованию земли;
г1) изготовление кадастрового плана.

Статья 199. Бонитирование почв.
1. Бонитирование почв — это сравнительная оценка качества почв по их основным природным свойствам, которые имеют стабильный характер и существенно влияют на урожайность сельскохозяйственных культур, выращиваемых в конкретных природно-климатических условиях.
2. Бонитирование почв проводится по 100-балльной шкале. Высшим баллом оцениваются почвы с лучшими свойствами, имеющие наибольшую природную продуктивность.

Статья 200. Экономическая оценка земель.
1. Экономическая оценка земель — это оценка земли как природного ресурса и средства производства в сельском и лесном хозяйстве и как пространственного базиса в общественном производстве по показателям, характеризующим продуктивность земель, эффективность их использования и доходность с единицы площади.
2. Экономическая оценка земель разного назначения проводится для сравнительного анализа эффективности их использования. Данные экономической оценки земель являются основой денежной оценки земельного участка разного целевого назначения.
3. Экономическая оценка земель определяется в условных кадастровых гектарах или в денежном выражении.

Статья 201. Денежная оценка земельных участков.
1. Денежная оценка земельных участков определяется на рентной основе.
2. В зависимости от назначения и порядка проведения денежная оценка земельных участков может быть нормативной и экспертной.
3. Нормативная денежная оценка земельных участков используется для определения размера земельного налога, потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства, экономического стимулирования рационального использования и охраны земель и т. п.
4. Экспертная денежная оценка используется при осуществлении гражданско-правовых сделок в отношении земельных участков.
5. Денежная оценка земельных участков проводится по методике, утверждаемой Кабинетом Министров Украины.

Статья 202. Государственная регистрация земельных участков.
1. Государственная регистрация земельных участков осуществляется в составе государственного реестра земель.
2. Государственный реестр земель состоит из двух частей:
а) книги записей регистрации государственных актов на право собственности на землю и на право постоянного пользования землей, договоров аренды земли с указанием кадастровых номеров земельных участков;
б) Поземельной книги, содержащей сведения о земельном участке.

Статья 203. Учет количества и качества земель.
1. Учет количества земель отражает сведения, характеризующие каждый земельный участок по площади и составу угодий.
2. Учет качества земель отражает сведения, характеризующие земельные угодья по природным свойствам и приобретенным свойствам, влияющим на их плодородие, а также по степени загрязнения почв.

Статья 204. Порядок ведения государственного земельного кадастра.
1. Государственный земельный кадастр ведется уполномоченным органом исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов.
2. Порядок ведения государственного земельного кадастра устанавливается законом.

uristinfo.net

38. Государственный земельный кадастр

Ведение государственного земельного кадастра является непременным условием обеспечения рационального использования и охраны земель, а также соблюдения требований земельного законодательства.
Государственный земельный кадастр является основой территориального планирования использования земельных участков, их предоставления и изъятия.
Согласно ст. 70 ЗК РФ ведение государственного земельного кадастра осуществляется в соответствии с нормами, установленными в Федеральном законе РФ от 2 января 2000 г. № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре». Государственный земельный кадастр — это систематизированный свод документированных сведений, получаемых в результате проведения государственного кадастрового учета земельных участков, о местоположении, целевом назначении и правовом положении земель РФ и сведений о территориальных зонах и наличии расположенных на земельных участках и прочно связанных с этими земельными участками объектов.
Сведения государственного земельного кадастра содержат следующую информацию о земельном участке:
— местоположение;
— целевое назначение;
— правовое положение;
— наличие на нем объектов недвижимости.
Согласно ст. 12 этого Закона государственный земельный кадастр содержит общие сведения о:
— земельных участках;
— территориальных зонах (территориальная зона — это часть территории, которая характеризуется особым правовым режимом использования земельных участков и границы которой устанавливаются при проведении зонирования земель);
— землях и границах территорий, на которых осуществляется местное самоуправление;
— землях и границах субъектов Российской Федерации;
— землях и границах РФ.
Все сведения государственного земельного кадастра являются открытыми для ознакомления любого заинтересованного лица (гражданина, юридического лица). Но выделяются такие сведения, которые отнесены к категории ограниченного доступа. Все сведения должны быть сопоставимы и совместимы со сведениями, содержащимися в других государственных и иных кадастрах, реестрах и информационных ресурсах.
Государственный земельный кадастр ведется по единой для всей Российской Федерации системе. Государственный земельный кадастр включает в себя три основных вида документов:
1) основные документы:
— Единый государственный реестр земель — это документ, который предназначен для проведения государственного кадастрового учета земельных участков (содержит сведения о существующих и существовавших ранее земельных участках);
— кадастровые дела — это совокупность скомплектованных в установленном порядке документов, которые подтверждают факт возникновения (прекращения) существования земельного участка;
— кадастровые карты (планы) — это карта (план), на которой в графической либо в текстовой формах воспроизводятся сведения, содержащиеся в государственном земельном кадастре и подразделяются на дежурные и производные;
2) вспомогательные документы — книги учета документов; книги учета выданных сведений и каталоги координат пунктов опорной межевой сети;
3) производные документы — это документы, содержащие перечни земель, находящихся в собственности Российской Федерации, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований; доклады о состоянии и об использовании земельных ресурсов; статистические отчеты; аналитические обзоры; производные кадастровые карты (планы), а также иные справочные и аналитические документы. Система органов, осуществляющих ведение государственного земельного кадастра, определена в гл. II ФЗ «О государственном земельном кадастре».

12. Государственный земельный кадастр

В международной практике земельный кадастр понимается в широком и узком смысле. В узком смысле земельный кадастр представляет собой систематически поддерживаемый публичный свод документированных сведений об объектах государственного кадастрового учета, о правовом режиме земель в Российской Федерации, о кадастровой стоимости, местоположении, размерах земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимого имущества. В государственный земельный кадастр включается информация о субъектах прав на земельные участки. В настоящее время в зарубежной практике сформировалось и более широкое определение земельного кадастра, утверждённое ООН совместно с Международной федерацией геодизистов в Богорской (1996 г.), а затем и в Бафертской (1999 г.) декларациях.

Согласно данному определению, земельный кадастр – это основанная обычно на земельных участках современная земельная информационная система, содержащая записи о правах на недвижимость (например, о правах, ограничениях и обязательствах). Он включает геометрическое описание земельного участка, связанное с другими записями, описывающими сущность прав, собственность или управление в отношении данных прав, часто стоимость земельного участка и его улучшений. Кадастр может быть предназначен для фискальных целей (налогообложения), правовых целей (регистрации прав на недвижимость), помощи в управлении и использовании земли и создаёт возможность для устойчивого развития и охраны окружающей среды.

Таким образом, современное понятие земельного кадастра во многих странах мира постепенно сближается с понятием земельной информационной системы, включающей в себя: земельный кадастр (в узком смысле), систему регистрации прав, систему управления землепользованием. Под ведение земельного кадастра в зарубежной практике, понимается последовательные действия по сбору, накоплению, обработке, учёту и хранению сведений о земельных участках, а также предоставление сведений о земельных участках пользователям земельного кадастра[28].

Государственный земельный кадастр ведется по единой для Российской Федерации системе. Объектами государственного кадастрового учета являются земельные участки и прочно связанные с ними иные объекты недвижимого имущества.

Порядок ведения государственного земельного кадастра устанавливается федеральным законом о государственном земельном кадастре.

Ведение государственного земельного и других видов кадастра тесно связано с осуществлением мониторинга земель, иных природных ресурсов и землеустройства (см., например, Постановление Правительства РФ от 23.08.2000 № 622 «Об утверждении Положения о государственной службе наблюдения за состоянием окружающей природной среды»[29]).

Многие нормативные правовые акты регулируют одновременно земельные отношения, связанные с государственным мониторингом земель, землеустройством и государственным земельным кадастром.

Порядок, цели и принципы ведения государственного земельного кадастра устанавливаются в ФЗ о государственном земельном кадастре. В соответствии с ним целями создания и ведения государственного земельного кадастра выступает информационное обеспечение:

1) государственного и муниципального управления земельными ресурсами;

2) государственного контроля за использованием и охраной земель;

3) мероприятий, направленных на сохранение и повышение плодородия земель;

4) государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

6) экономической оценки земель и учета стоимости земли в составе природных ресурсов;

7) установления обоснованной платы за землю;

8) иной связанной с владением, пользованием и распоряжением земельными участками деятельности.

Принципами ведения государственного земельного кадастра выступают: единство системы и технологии его ведения на всей территории России; непрерывность внесения в кадастр изменяющихся характеристик земельных участков; сопоставимость и совместимость его сведений со сведениями, содержащимися в других кадастрах, реестрах, информационных ресурсах; учет земельных участков независимо от форм собственности на землю, целевого назначения и разрешенного использования земельных участков[30].

В ст. 13 ФЗ о государственном земельном кадастре документы подразделяются на основные, вспомогательные и производные. К основным относятся Единый государственный реестр земель, кадастровые дела и дежурные кадастровые карты (планы).

Вспомогательные документы — это книги учета документов, книги учета выданных сведений и каталоги координат пунктов опорной межевой сети. Производные документы государственного земельного кадастра включают доклады о состоянии и использовании земельных ресурсов, статистические отчеты, аналитические обзоры, иные справочные документы.

Порядок ведения и хранения этих документов устанавливается письмами Росземкадастра от 02.08.2001 № ВК/433 «О разъяснении порядка оформления документов государственного земельного кадастра»[31] и № ВК/435 «О порядке оформления документов государственного земельного кадастра»[32].

Большое внимание уделяется государственному земельному кадастру в Федеральной целевой программе «Развитие земельной реформы в Российской Федерации на 1999 — 2002 годы», согласно которой кадастр ведется (наряду с указанными выше целями) для планирования рационального использования земельных ресурсов, установления всех видов платежей за землю и налогообложения земли и недвижимости, для поддержки гражданского оборота земли и недвижимости[33].

На первом этапе реализации этой Программы предполагалось:

1) проведение кадастрового зонирования территории России в целях присвоения объектам недвижимости уникальных кадастровых номеров;

2) обеспечение единого порядка ведения кадастра во всех субъектах РФ и муниципальных образованиях; формирование информационной базы о федеральных землях, землях субъектов РФ и муниципальных образований;

3) обеспечение доступа граждан и юридических лиц к кадастровой информации, установление принципов оплаты за ее получение;

4) организация взаимодействия государственного земельного кадастра с отраслевыми кадастрами (градостроительным, лесным, водным и др.) на основе единых принципов, форм и процедур.

Государственный кадастровый учет земельных участков представляет собой последовательные действия по сбору, документированию, накоплению, обработке, учету и хранению сведений о земельных участках. Кадастр ведется органами исполнительной власти и осуществляется в процессе инвентаризации и мониторинга земель, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, инспекционного контроля, землеустройства.

Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 № 918[34] утверждены Правила предоставления сведений государственного земельного кадастра. В едином кадастровом документе земельного участка отражаются:

1) кадастровый номер участка; местоположение (адрес) и площадь участка;

2) категория земель и разрешенное использование участка; описание границ участка и его частей;

3) зарегистрированные в установленном порядке вещные права и ограничения (обременения); экономические характеристики, в том числе размеры платы за землю; качественные характеристики, в том числе показатели состояния плодородия земель для отдельных категорий земель; наличие объектов недвижимого имущества, прочно связанных с земельными участками.

Для государственной регистрации права на земельный участок заявителю выдается кадастровый план земельного участка[35].

Постановлением Правительства РФ от 06.09.2000 № 660[36] утверждены Правила кадастрового деления территории Российской Федерации и Правила присвоения кадастровых номеров земельным участкам. Росземкадастр издал 14.05.2001 соответствующий Приказ № П/89[37].

Требования к оформлению заявок на государственный кадастровый учет земельных участков установлены Приказом Росземкадастра от 13.06.2001 № П/115[38]. Правообладатели участков подают в организации Росземкадастра заявки, правоустанавливающие документы на участки, документы об их межевании.

Получение заявок о проведении государственного кадастрового учета земельных участков подтверждается соответствующими записями в книге учета документов и выдачей заявителям расписок о получении соответствующих документов (Росземкадастром установлены 10.04.2001 Требования к оформлению расписок о получении документов, представленных для постановки на государственный кадастровый учет земельных участков[39]).

Проведение государственного кадастрового учета включает в себя проверку представленных заявителями документов, составление описаний земельных участков в Едином государственном реестре земель, присвоение кадастровых номеров земельным участкам, изготовление кадастровых карт (планов) земельных участков и формирование кадастровых дел. Учет должен проводиться в течение 1 месяца со дня подачи заявки.

В случае если в представленных в органы Росземкадастра документах отсутствуют необходимые сведения или если такие сведения противоречивы, проведение государственного кадастрового учета земельных участков приостанавливается не более чем на один месяц и заявители немедленно извещаются в письменной форме с обоснованием этого решения (см. Требования к оформлению извещений о приостановлении проведения государственного кадастрового учета земельных участков и решений об отказе в проведении такого учета, утвержденные Приказом Росземкадастра 10.04.2001).

В проведении государственного кадастрового учета может быть отказано, если:

1) с заявкой обратилось ненадлежащее лицо;

2) представленные документы по форме или по содержанию не соответствуют требованиям законодательства РФ;

3) при межевании земельных участков нарушены права смежных землепользователей;

4) площадь земельного участка меньше минимального размера, установленного нормативными актами субъекта РФ и органа местного самоуправления для земель различного целевого назначения и разрешенного использования.

В ст. 170 УК РФ предусматривается уголовная ответственность должностных лиц за регистрацию заведомо незаконных сделок с землей, а равно умышленное занижение размеров платежей за землю, если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности с использованием служебного положения, искажение учетных данных государственного земельного кадастра.

В настоящее время в соответствии с административной реформой функции ведения земельного кадастра возложены на Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости.

[28] Сидоренко В.Н. Земельный кадастр: зарубежный опыт ведения // Экологическое право. 2003. № 4. С. 41.

[29] СЗ РФ. 2000. № 35. Ст. 3590.

[30] См.: Земельный участок. Вопросы и ответы / Под ред. С.А. Боголюбова. М.: Юстицинформ, 2004.

Основные особенности формирования земельного кадастра в России

Земельный кадастр является государственной информационной системой, которая содержит сведения о землевладении и землепользовании. Понятие «землепользование» – это процесс использования и постоянного развития земельных ресурсов. В понятие «землевладение» входят права, ограничения и ответственность людей по отношению к земле, а также сведения о различных формах землевладения – государственной, общественной, частной и т. д.

Рациональное и наиболее эффективное землепользование возможно лишь на основе полной информации о землевладении и состоянии земель.

Рациональное и наиболее эффективное землепользование возможно лишь на основе полной информации о землевладении и состоянии земель.

Экономическая оценка земель предусматривала выполнение некоторых видов оценки:

1) качественную оценку земель с точки зрения пригодности их использования в сельском хозяйстве;

2) частную экономическую оценку – проводится для изучения эффективности возделывания отдельных сельхоз культур и подсчета затрат на землях различного качества;

3) общую экономическую оценку земли как средства производства в сельском хозяйстве по экономическому плодородию в целом. По всей территории страны проводится кадастровое районирование и учет одинаковых местных климатических условий, физических и химических свойств почв и специализации хозяйств.

В СССР кадастровая оценка земель была направлена на плановую оптимизацию каждого хозяйства. Основная цель оценки природных ресурсов при теории плановой оптимизации заключалась в получении наиболее высокого экономического эффекта как разности между затратами замыкающими и затратами, характеризующими данный ресурс. С 1991 г. в стране начинаются рассуждения о создании в России полноценного рынка земли, т. е. о необходимости принятия Земельного кодекса, регулирующего оборот земли. Поэтому, в соответствии с Федеральным законом от 11.10.91 г. № 1738-1 «О плате за землю», использование земель в России является платным, формами платы являются нормативная цена земли, земельный налог, арендная плата. Затем в 2000 г. принимается Федеральный закон «О государственном земельном кадастре», который, по мнению специалистов, должен стать информационной системой с полным описанием характеристик всех земельных участков (угодий) вместе с

С 1991 г. в стране начинаются рассуждения о создании в России полноценного рынка земли, т. е. о необходимости принятия Земельного кодекса, регулирующего оборот земли. Поэтому, в соответствии с Федеральным законом от 11.10.91 г. № 1738-1 «О плате за землю», использование земель в России является платным, формами платы являются нормативная цена земли, земельный налог, арендная плата. Затем в 2000 г. принимается Федеральный закон «О государственном земельном кадастре», который, по мнению специалистов, должен стать информационной системой с полным описанием характеристик всех земельных участков (угодий).

Закон вступил в силу только в 2000 г., хотя Роскомзем начал работать над созданием земельного кадастра еще в 1996 г., руководствуясь Постановлением Правительства РФ от 25 августа 1992 г. № 622. Однако Роскомзем в основном продолжает заниматься только вопросами землеустройства, имея в виду, что земля является, прежде всего, средством производства, а не объектом недвижимости. В рыночной же экономике, наоборот, земля – это недвижимости, а затем – средство производства. Поэтому в законе определено, что органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также органы, осуществляющие специальную регистрацию или учет отдельных видов недвижимого имущества, природных ресурсов и территориальных зон, должны бесплатно в десятидневный срок представлять всю информацию для занесения ее в земельный кадастр.

По данным Федеральной службы земельного кадастра за 2000 г. было установлено, что картографический материал (карты и планы), пригодный для проведения инвентаризации, имеется менее чем на 50 % российских сельхозугодий, а по городам и поселкам – на 34 %. Инвентаризация за 1999 г. была выполнена всего лишь на 16,4 % от общей площади земель поселений, причем в городах и поселках на 29,8 %, а сельских населенных пунктах на 8,7 %. Инвентаризация земель была затруднена из-за недостатка бюджетных средств. Однако даже в этом случае было выявлено большое количество неучтенных землепользователей: самовольный захват, неиспользование отведенных участков, нерациональное использование. Все это наносит ущерб бюджету из-за потерь при налогообложении. Так или иначе, завершение создания земельного кадастра будет способствовать внедрению единой информационной системы [9]. Однако уже известно (подсчитано), что один доллар США, вложенный в информационную систему по недвижимости, приносит до 14 долларов прибыли.

Рассмотрим технологию государственного земельного кадастра (ГЗК) для земель сельскохозяйственного назначения, который является единой государственной информационной системой признания и удостоверения государством факта возникновения, существования или прекращения существования объектов кадастрового учета. Внесенные в учетные формы сведения об объекте кадастрового учета являются единственным доказательством существования учетного объекта в границах, признанных при его учете.

ГЗК как многоцелевой, многоуровневый банк данных о земельных ресурсах содержит необходимые сведения и документы о правовом режиме землепользования и землевладения.

Государственный земельный кадастр на всей территории РФ осуществляется по установленной Федеральным законом системе формирования объектов и их государственного кадастрового учета.

ГЗК включает Единый государственный реестр земель, кадастровые дела и дежурные кадастровые карты, базы земельно-кадастровых данных субъектов России и государства в целом.

Данные ГЗК подлежат обязательному применению при государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, при разрешении земельных споров, изъятия и предоставления земель, при оценке земель, определении размера платы за землю, налогообложении земли и иных объектов недвижимости, планировании использования (зонировании) земель, проведении землеустройства, осуществлении государственного контроля за использованием и охраной земель, принятии управленческих и иных решений в этой области.

Государственный земельный кадастр создается и ведется в целях:

— обеспечения признания государством факта существования или прекращения существования объекта учета;

— государственного учета земель, контроля за их использованием и охраной;

— планирования и регулирования использования земельных ресурсов;

— оценки земель и установления обоснованной платы за землю;

— обеспечения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

— защиты прав граждан и юридических лиц на землю;

— информационного обеспечения гражданского оборота земли.

Задачами ГЗК является обеспечение заинтересованных лиц признанными государством достоверными сведениями о характеристиках объектов учета и их местоположении.

Земля как природный ресурс характеризуется отдельными свойствами почв, которые по-разному влияют на ее продуктивность, поэтому возникает необходимость их сравнительной оценки, т. е. проведения бонитировки почв. Сведения регистрации землепользований и учет земель служат исходной информацией при бонитировке почв отдельных земельных участков.

Качество земли зависит не только от природных факторов, но и от экономических условий, поэтому возникает необходимость в экономической оценке земли как средства производства. Данные этой оценки основываются на регистрационно-учетных и бонитировочных сведениях. Такова связь и последовательность ведения земельного кадастра целостной системы.

В свою очередь, каждая из частей земельного кадастра имеет конкретное назначение и содержание, основывается на определенных методах и способах ведения. Каждая из них в определенных условиях может проводиться самостоятельно. Возможно также осуществление не всех, а лишь некоторых частей земельного кадастра и изменение последовательности их проведения. Целостность земельного кадастра как системы обусловливает необходимость единства организационных начал его осуществления и ведения документации. Рекомендуемая технологическая схема нового земельного кадастра включает три этапа:

1) формирование кадастрового дела объекта недвижимости, т. е. земельного участка, и выполненных на нем таких улучшений, перемещение которых без значительного ущерба их назначению невозможно (леса, многолетние насаждения, здания, сооружения и т. д.);

2) государственный кадастровый учет объектов недвижимости;

3) государственная регистрация прав на объекты недвижимости.

Первый этап предусматривает создание кадастрового дела по объекту недвижимости, которое включает в себя:

описание местоположения земельного участка: адрес границ на местности, координаты поворотных точек границ, площадь, согласование границ со смежными землепользователями, закрепление границ на местности;

границ со смежными землепользователями, закрепление границ на местности;

техническое описание улучшений (здания, сооружения): наименование и целевое назначение объекта, год постройки, этажность, типы коммуникаций, характеристика благоустройства и т. д.;

экономическое описание объекта недвижимости (оценка стоимости объекта недвижимости, включающая стоимость земельного участка и выполненных на нем улучшений).

Кадастровое дело содержит три группы документов: описывающие собственно объект недвижимости, удостоверяющие самого объекта права и подтверждающие право субъекта на объект недвижимости.

Документы группируются в отдельные регистры:

регистр титулов (правоустанавливающий документ и документы, подтверждающие правопреемственность);

регистр топогеодезический (материалы съемок, кадастровый план, каталог координат и высот, ведомости площадей, экспликация участка);

регистр имущества, расположенного на земельном участке (документы технических характеристик, правовая принадлежность зданий и сооружений);

регистр экономический (материалы стоимостной оценки объекта недвижимости на основе местоположения, почвенного покрова, инфраструктуры, залежей полезных ископаемых, сведения о налогах, платежах, льготах и т. д.);

регистр ограничений (ограничения, налагаемые на право пользования объекта недвижимости, сервитуты).

На втором этапе происходит процедура кадастрового учета объекта недвижимости:

проверка полноты и правильности формирования кадастрового дела;

заполнение кадастровой регистрационной карты на объект недвижимости;

присвоение земельному участку кадастрового номера;

занесение сведений об объекте недвижимости в документацию ГЗК;

нанесение границ объекта недвижимости на дежурный кадастровый план;

оформление свидетельства о кадастровом учете объекта недвижимости;

закрытие кадастрового дела и сдача его в архив органа государственного кадастрового учета объектов недвижимости; приобщение к кадастровому делу объекта недвижимости новых правоустанавливающих документов для отслеживания правовой истории объекта недвижимости.

На третьем этапе осуществляется государственная регистрация прав на объекты недвижимости посредством внесения информации о праве субъекта на объект недвижимости (земельный участок) в специальный документ, называемый Поземельной книгой.

Данная процедура включает следующие действия: анализ и экспертиза правоустанавливающих документов на объект недвижимости, проверка их подлинности и соответствия действующему законодательству;

запись в Поземельную книгу;

выписка в двух экземплярах свидетельства о регистрации прав на объект недвижимости;

извещение субъекта органом государственного кадастрового учета о праве произведенной регистрации.

Поземельная книга представляет собой картотеку и электронный банк данных.

Разделы книги включают описание:

первичных объектов недвижимости (здания, сооружения);

вторичных объектов недвижимости (помещения, квартиры, офисы и т. п.).

Сведения об объекте недвижимости могут для удобства пользования подразделяться на составные части (регистры) по числу существующих видов прав на объекты недвижимости:

регистр основных прав (кадастровый номер, адрес, целевое назначение, размеры, сведения о правообладателе, виде его прав на объект, ссылка на документы, на основе которых право зарегистрировано);

регистр аренды (арендные отношения, связанные с объектом);

В системе земельного кадастра выделяют семь основных категорий земель в соответствии с целевым назначением.

Земли сельскохозяйственного назначения. Предназначены для использования их в сельскохозяйственном производстве, где они выступают как главное средство производства в целях удовлетворения народного хозяйства в сырье.

Земли поселений (городов, поселков и сельских населенных пунктов). Данные земли выступают как пространственный базис или место для размещения зданий, сооружений в городах, поселках и других населенных пунктах в пределах границ, установленных для этих пунктов.

Земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения. Земли этой категории выполняют ту же функцию, что и земли населенных пунктов. Они располагаются небольшими массивами среди других категорий земель и предоставлены в пользование предприятиям, организациям и учреждениям для осуществления возложенных на них специальных задач.

Земли особо охраняемых территорий, т. е. земли природоохранного, природо-заповедного, оздоровительного, историко-культурного назначения. Это земельные участки, имеющие лечебные здания и благоприятные условия для организации оздоровительных мероприятий, и земли заповедников – земельные объекты, представляющие особую научную и культурную ценность. Находятся они в ведении соответствующих министерств и ведомств.

Земли лесного фонда. В состав земель данной категории входят земли, покрытые и непокрытые лесом, но предназначенные для нужд лесного хозяйства и находящиеся в пользовании лесохозяйственных предприятий, организаций, учреждений. Здесь земля, как и земли первой категории, выступает как средство производства.

Земли водного фонда. Эту категорию земель составляют земли, занятые водоемами, ледниками, гидротехническими и подобными сооружениями, а также земли, выделенные по берегам водоемов, под зоны охраны и т. д. Особенность этих земель с экономической точки зрения в том, что их функционирование связано с использованием другого средства производства – воды.

Земли запаса. Это резерв для организации новых предприятий и предоставления во временное пользование, т. е. сюда относятся те земли, которые не представлены землепользователям в бессрочное или долгосрочное пользование. Термин землепользование можно определить как пользование землей в установленном законом порядке. Пользование конкретным земельным участком, закрепленным государством за определенным землепользователем, приобретает правовой характер в результате выдачи ему документа. Обособленная территория выступает как объект права пользования отдельными лицами или группой лиц (коллективом). Под земельным участком как кадастровой единицей следует понимать территорию, предоставленную отдельному землепользователю для определенной цели, площадью, ограниченной на местности. Показателем, который выражает экономическую сущность землепользования, является земельное угодье. Под ним понимается территория, систематически используемая для конкретных хозяйственных целей и обладающая определенными естественными свойствами. Земельное угодье выступает носителем существенных свойств, присущих землепользованию как экономическому явлению. В силу этого угодье служит основным элементом при ведении земельного кадастра.

В сельском хозяйстве земля является как предметом труда, так и орудием труда. Поэтому классификацию земель по угодьям рассматривают, прежде всего, с позиции их применения в сельскохозяйственном производстве. Одни и те же территории могут использоваться как для основных, так и для побочных целей. Например, сенокос после уборки может использоваться для пастьбы скота. Однако эта территория не является пастбищем. Важно иметь не только общее понятие о земельном угодье, но и о каждом отдельном виде его и соответствующей характеристике, связанной с целевым назначением того или иного угодья.

В сельском хозяйстве, где земля выступает как главное средство производства, формы ее использования дифференцированы. Здесь земли могут использоваться так же, как и в других отраслях (под постройки, дороги и т. п.), и в то же время специфично (пашня, залежь, сенокос и т. п.). Пашня – земельная площадь, используемая под посевы культур. Многолетние продуктивные насаждения – сады, виноградники и т. п. Сенокосы и пастбища – естественные кормовые угодья, используемые для обеспечения животноводства кормами (угодья луговодства). Порядок использования земель внутри категории определяется собственником, пользователем, владельцем, арендатором земельных участков, в соответствии с зонированием земель, территориальным планированием использования земель и землеустроительной документацией. В отдельную группу выделяют угодья, где земля выступает как предмет труда. Это места добычи торфа, песка, глины, камня и т. п. В сельском хозяйстве они играют относительно меньшую роль, но необходимы для нормального его функционирования. На форму использования земли определенное влияние оказывают природные факторы и свойства земли. Так, под пашню отводят территории, имеющие незначительные уклоны местности, под многолетние насаждения – участки с определенной экспозицией склона и соответствующим залеганием грунтовых вод.

Климатические условия обусловливают зональность размещения культур и структуру угодий. Поэтому выделяют не только виды, но и подвиды угодий. За основу выделения подвидов принимаются главным образом природные признаки, характеризующие фактическое состояние того или иного угодья. Отражая качественное состояние угодий, эти признаки в какой-то мере влияют на их продуктивность. Например, в составе сенокосов выделяются суходольные, заливные, заболоченные участки. В составе пастбищ – суходольные, заболоченные. В составе землепользования, кроме используемых земель, могут быть и неиспользуемые (ямы, овраги, болота и т. п.).

Каждое угодье состоит из отдельных контуров. Под контуром обычно понимается территория, состоящая из однородного угодья и имеющая замкнутую внешнюю границу. Чем больше контуры, тем они удобнее для использования техники. Мелкая контурность создает неудобства в использовании угодий и вызывает дополнительные затраты на обработку и уборку урожая. Внутри угодья могут быть выделены почвенные контуры, т. е. те части угодья, которые отличаются по почвенным условиям. В районах орошаемого земледелия могут быть выделены поливные участки. В связи с улучшением качества путем мелиорации сельхозугодия подразделяются на орошаемые и осушаемые, а они, в свою очередь, – по видам и мелиоративному состоянию. Учет количества земель по угодьям проводят по фактическим размерам и состоянию земельных угодий, применяя определенную классификацию земель по видам и подвидам сельхозугодий, например, пашня орошаемая, сенокос осушаемый и т. д.

После количественного учета проводят учет качества земель в пределах определенных группировок почв и классификации земель. Земли характеризуются, прежде всего, по почвам, которые наиболее полно выражают ее сущность. Для определения качества земли учитывают дополнительно рельеф, климат, подстилающие породы грунтов и другие природные факторы, а также хозяйственную деятельность человека. В составе сельхозугодий выделяют специальные категории, зональные типы, классы, разряды и виды земель.

Существует три категории пригодности земель сельскохозяйственного использования:

— земли, пригодные под любое сельскохозяйственное использование, в том числе под полевые культуры;

— земли, малопригодные под полевые культуры, но пригодные под кормовые угодья (сенокос, пастбища);

— земли, не пригодные для использования в сельском хозяйстве без коренной мелиорации (болота, нарушенные земли и т. п.).

Классы земель – обособляемые части категорий пригодности по различию почв, их механического состава и почвообразующих пород, а также по условиям рельефа и увлажнению; т. е. класс земель выступает в качестве классификационной единицы и представляет земли с близкими природными и хозяйственными качествами, с характерной общностью использования, направлениями окультуривания, повышения продуктивности и их охраны.

Оценка агрономического качества почв, т. е. бонитировка (от лат. Bonitag – «доброкачественность»), является составной частью как земельного кадастра, так и частью общей оценки, основанной на анализе природных показателей почв, влияющих на производительность ведущих сельхозкультур при определенном уровне земледелия и степени окультуренности почв. Бонитировка выступает в роли уточненной агрономической инвентаризации, где учет качества по природному плодородию выражается в баллах (при сопоставлении и уточнении их со средней многолетней урожайностью зерновых, технических и кормовых культур) и показывает, во сколько раз данная почва лучше или хуже другой по своим естественным свойствам, влияющим на урожайность сельхозкультур или продуктивность сенокоса и пастбищ. Набор диагностических признаков для бонитировки в каждом природном районе свой, но в основном сводится к наличию следующих признаков: климатическим условиям, рельефу, типу и виду почв, механическому составу подстилающей породе грунтов, запасу гумуса в пахотном слое и во всем профиле, условиям увлажнения и характеру поглощающего комплекса. Окультуренность учитывается по запасам подвижных форм фосфора, калия и кислотности.

Последней составной частью земельного кадастра является экономическая оценка земель. Под экономической оценкой понимается оценка качества земли как средства сельскохозяйственного производства, обладающей рядом особых качеств, которые надо количественно соизмерить и оценить. Это можно сделать с помощью оценки плодородия земли и ее местоположения.

При сравнительной оценке земли выход продукции должен быть поставлен в определенную зависимость от издержек производства. Величина затрат на производство единицы продукции экономически выражает качество земли. Таким образом, в основе экономической оценки земли лежит различие в качестве земли, определяемое эффективностью равновеликих затрат, вложенных в землю разного качества. Урожайность при этой оценке является главным критерием. Другим критерием служит рациональный уровень затрат на производство той или иной культуры.

В качестве обобщающих экономических критериев при оценке земли могут быть использованы валовая продукция (в денежном выражении и в зерновых или кормовых единицах), валовой доход и чистый доход, дифференцированная рента, отнесенные к единице площади угодий. Данные критерии характеризуют качество земли при условиях:

если одинакова структура посевных площадей;

если сопоставимы цены на продукцию;

если соизмеримы издержки производства.

Достоверность оценки земли зависит от точности используемой экономической информации и способов расчета критериев.

Общие черты и подходы в проектировании систем ДКПиП

Освоение любой территории для сельского хозяйства, как правило, выявляло ее существенные черты, так что для каждого типа природно-территориального комплекса складывалась соответствующая планировочная структура сельскохозяйственного ландшафта: это освоение поймы и долины рек, размещение сельхозугодий по склонам в холмистой местности, проектирование полей в равнинном районе и других типов структуры. Формы и размеры сельхозугодий диктуются не только структурой ландшафта, но и производственной направленностью данного сельскохозяйственного комплекса, а также методами производства работ и технической оснащенностью сельхозпроизводителя.

Прямоугольные формы полей не только привычны и приятны глазу, но и удобны для обработки механизированными способами при любом методе производства работ (распашка «по прямой», «по горизонталям» или «лоскутного одеяла» – в предгорьях и при использовании робототехники в будущем). Технология и современные средства механизации обработки земли таковы, что требуют отходить от мелких и слишком крупных форм геометрического членения земной поверхности и дают возможность проектировать оптимальные размеры полей с учетом наименьшей контурности и выбора направления рабочего гона по основным горизонталям.

Оптимальные геометрические формы пахотных полей в холмистой и равнинной местности – это прямоугольники с размерами не более длины рабочего гона 800–1 000 м и шириной – 500–700 м с расстоянием между полями – 20–30 м, необходимым для организации лесных полезащитных насаждений, технологических проездов и укладки подземных, наземных и воздушных инженерных коммуникаций (трубопроводы, ВЛ и др.). Система лесных полезащитных полос выполняет основные функции по регулированию стока талых вод и ветрозащиты. Именно вторая функция определяет пространственный масштаб сельскохозяйственного ландшафта. Основные характеристики оптимальных культурных пашен и пастбищ:

средний уклон поля;

коэффициент качественного расчета площади рабочего участка;

географические показатели (ориентирование) для расчета солнечной радиации;

расчет дальностей эффективности ветрозащитных действий от высоты лесных полос;

коэффициент контурности, вычисляемый по фактической длине всех контуров поля (внешних и внутренних – околки, сооружения на поле), делѐнный на проектируемый периметр поля. Оптимальной контурностью поля считается коэффициент контурности, равный единице.

Заметим, что долголетние культурные пашни и пастбища по обработке равноценны и взаимозаменяемы после проведения на них севооборотов.

Основа агропромышленного комплекса – центральное хозяйство

Современное расселение базируется на формировании укрупненных поселений, связанных с обширными специализированными производственными территориями и развитой транспортной сетью.

Сохранность природного (естественного) ландшафта в агрогороде можно рассматривать лишь как частный случай, результат совпадения ряда обстоятельств. Например, сохранению ландшафта способствует отсутствие больших вредных промышленных выбросов и относительно стабильная численность населения.

Анализ специфических условий, которые складываются в современных городах, заставляет отнестись критически к перспективности такого подхода в формировании ландшафтного облика городских территорий. Воздушные потоки, влаго-температурный режим агрогорода существенно отличаются от природных условий окружающей местности, оказывают влияние на внешний облик внутригородских территорий и исключают возможность широкого использования местной природной флоры.

Кроме того, учитывается следующее обстоятельство: если район местности относится к землям первой категории и если говорить о перспективах развития агрогорода, то становится крайне важным разделение городских и сельскохозяйственных земель с помощью так называемой городской черты (границы).

Проект городской черты, наравне с генеральным планом и проектами застройки и благоустройства, выполняется на картах (планах) в масштабах 1: 2 000 или 1: 5 000 с учетом численности населения агрогорода в перспективе на 20–30 лет, а также с учетом объектов жизнеобеспечения (водозаборных и очистных сооружений и других федеральных и муниципальных объектов).

После проведения согласований и утверждения проекта городской черты выполняются вынос и закрепление границы, т. е. процесс межевания как технический этап реализации утвержденных решений о местоположении границы на местности с точностью межевания объектов землеустройства. Материалы межевания и карта (план) городской черты составляют землеустроительное дело, которое формируется в количестве не менее двух экземпляров.

Необходимо заметить, что проект городской черты, как правило, выполняется графическим способом по картматериалам прошлых лет в масштабе 1: 25 000 и крупнее, поэтому при проведении работ по межеванию границы города необходимо в первую очередь создать каркасную (опорную) межевую сеть по всему периметру границы (с учетом поворотных точек), а далее, с пунктов каркасной межевой сети инструментально выносить и закреплять проектные межевые знаки (МЗ) на местности. При данной технологии проектные координаты поворотных точек и расстояния между ними могут отличаться от фактического положения, так как за основу берется утвержденная проектная площадь агрогорода или муниципального образования.

В противном случае проводится анализ причин расхождения и подготавливается заключение, которое передается (с материалами межевания) заказчику для принятия им решения о дальнейшем проведении работ. За окончательное значение площади принимается вычисленная площадь Рвыч с указанием ΔPдоп. Площадь записывается в квадратных метрах с округлением до 1 м 2 . Заметим, что данная оценка точности выполняется для любого земельного участка.

Смотрите еще:

  • Коап нарушение 44 фз Как не нарваться на штраф по 44-ФЗ Как регулируются штрафы в госзакупках При ведении закупочной деятельности организация-заказчик может допустить нарушения в следующих сферах: […]
  • Ст 195 ч 15 коап Стаття 187. Порушення правил адміністративного нагляду Кодекс України про адміністративні правопорушення (КУпАП) перевірено сьогодні кодекс від 28.08.2018 вступив у чинність […]
  • Сроки подачи апелляционной жалобы гпк Сроки подачи апелляционной жалобы 11 февраля 2015 года получено решение суда в краткой версии, а 16 февраля 2015 года опубликовано решение суда в полной версии. На основании решения срок […]
  • 195 трудовой кодекс Статья 195 ТК РФ. Привлечение к дисциплинарной ответственности руководителя организации, руководителя структурного подразделения организации, их заместителей по требованию […]
  • Статья 34 часть 1 конституции рф Конституция РФ 1. Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. 2. Не […]
  • Закон о полиции осмотр досмотр Блог адвоката Безух Максима Игоревича Работники полиции имеют право осмотреть Ваш автомобиль. Такое право предусмотрено Законом “О национальной полиции” и Кодексом Украины об […]
Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии запрещены.