Финансовые правонарушения и ответственность за них

Глава 10 Виды ответственности за нарушение финансового законодательства

За совершенные в финансовой сфере противоправные деяния может наступить уголовная, административная, налоговая, гражданско-правовая, материальная и дисциплинарная ответственность. Причем для физического лица возможно наступление всех перечисленных видов ответственности, а для юридического — только административная (частично), гражданская и материальная (например, за вред, причиненный экологическим правонарушением).

Уголовная ответственность — это вид юридической ответственности, заключающийся в ограничении прав и свобод лиц, виновных в совершении преступления, предусмотренного Уголовным кодексом РФ. При этом лицо подлежит уголовной ответственности (ст. 5 УК РФ) только за те общественно опасные действия (бездействие) и наступившие общественно опасные последствия, в отношении которых установлена его вина. Кроме того, уголовной ответственности подлежит только вменяемое физическое лицо, достигшее возраста, установленного УК РФ.

Уголовная ответственность начинается с момента вступления в силу обвинительного приговора, а полностью реализуется в отбытии наказания, назначенного судом. Основанием к наступлению уголовной ответственности является совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного УК РФ (ст. 8 УК РФ).

Административная ответственность — это вид юридической ответственности граждан, должностных лиц, юридических лиц за совершенное административное правонарушение. Порядок и основания привлечения к административной ответственности регулируются Кодексом административных правонарушений (КоАП) и другими правовыми актами.

Административным правонарушением (проступком) признается посягающее на государственный или общественный порядок, социалистическую собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность (ст. 10 КоАП). При этом административная ответственность за правонарушения, предусмотренные КоАП, наступает, если эти нарушения по своему характеру не влекут за собой в соответствии с действующим законодательством уголовной ответственности.

К административной ответственности граждане Российской Федерации могут быть привлечены с 16-летнего возраста.

За совершение административных правонарушений могут применяться следующие административные взыскания:

— возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения;

— конфискация предмета, явившегося орудием совершения и непосредственным объектом административного правонарушения;

— лишение специального права, предоставленного гражданину (например, права охоты);

— административный арест (не могут быть подвергнуты лица, не достигшие 18 лет);

— административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного лица или лица без гражданства.

Административная ответственность за административные правонарушения, совершенные на территории Российской Федерации, несут на общих основаниях иностранные граждане и лица без гражданства, если они не пользуются иммунитетом от административной юрисдикции РФ.

За некоторые административные правонарушения, например связанные с несоблюдением установленных правил в сфере охраны порядка управления, государственного и общественного порядка, природы, здоровья населения, обеспечение выполнения которых входит в их служебные обязанности, административной ответственности подлежат только должностные лица. К должностным лицам могут быть применены только два вида административной ответственности: предупреждение и штраф.

За нарушение правил охраны природы, экологии, санитарии, пожарной безопасности, налогового законодательства в ряде федеральных законов РФ предусмотрена административная ответственность для юридических лиц. Например, в соответствии с Законом «Об охране окружающей природной среды» должностные, физические и юридические лица несут административную ответственность за превышение предельно допустимых выбросов и сбросов вредных веществ в окружающую среду, невыполнение обязанностей по проведению государственной экологической экспертизы и требований, содержащихся в заключении экологической экспертизы, предоставление заведомо неправильных и необоснованных заключений, несвоевременное предоставление информации и предоставление искаженной информации, отказ от предоставления своевременной, полной, достоверной информации о состоянии природной среды и радиационной обстановке и т.д.

Налоговая ответственность — это вид юридической ответственности физических и юридических лиц за налоговые правонарушения.

Налоговое правонарушение — это виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и их представителей, за которое установлена ответственность Налоговым кодексом РФ (ч. 1). Иными словами, налоговое правонарушение — это противоправное деяние, т. е. деяние, нарушающее нормы налогового законодательства, причем деяние виновное (сознательное) и заслуживающее наказания.

К налоговым правонарушениям в соответствии с Налоговым кодексом РФ (ч.1) относятся:

— нарушение срока постановки на учет в налоговом органе (ст. 116);

— уклонение от постановки на учет в налоговом органе (ст. 117);

— нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке (ст. 118);

— нарушение срока представления налоговой декларации или иных документов (ст. 119);

— грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения (ст. 120);

— нарушение правили составления налоговой декларации (ст. 121);

— неуплата или неполная уплата сумм налога (ст. 122);

— невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов (ст. 123);

— незаконное воспрепятствование доступу должностного лица налогового органа на территорию или в помещение (ст. 124);

— несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест (ст. 125);

— непредставление налоговому органу сведений о налогоплательщике (ст. 126);

— отказ от представления документов и предметов по запросу налогового органа (ст. 127);

— неявка либо уклонение от явки без уважительных причин свидетеля по делу о налоговом правонарушении, а также отказ от дачи показаний и дача заведомо ложных показаний (ст. 128);

— отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки, дача заведомо ложного заключения или осуществление заведомо ложного перевода (ст. 129).

Налоговая ответственность физического лица, предусмотренная Налоговым кодексом РФ, наступает только в том случае, если совершенное им деяние не содержит признаков состава преступления по уголовному законодательству РФ. Привлечение организации к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает должностных лиц этих организаций (при наличии соответствующих оснований) от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами Российской Федерации (ст. 108 Налогового кодекса РФ, ч. 1). Физическое лицо может быть привлечено к налоговой ответственности с 16-летнего возраста.

Налоговая ответственность распространяется на всех налогоплательщиков, независимо от форм собственности, организационно-правовых форм, ведомственной принадлежности и т.п. К налоговой ответственности не могут привлекаться филиалы, представительства и другие обособленные подразделения организаций, так как они не являются самостоятельными участниками налоговых правоотношений (налогоплательщиками, налоговыми агентами и т.п.).

Налоговая ответственность состоит в применении к нарушителю специальных финансовых санкций — денежных штрафов. В связи с этим налоговая ответственность носит исключительно имущественный характер.

Гражданско-правовая ответственность — это система мер имущественного характера, принудительно применяемых к нарушителям гражданских прав и обязанностей с целью восстановить положение, существовавшее до правонарушения. Система мер гражданско-правовой ответственности включает два вида — возмещение убытков (компенсация морального вреда) и санкции. По признаку основания применения тех или иных мер гражданско-правовую ответственность подразделяют на договорную и внедоговорную (ответственность за причинение вреда и неосновательное обогащение).

В гражданско-правовой ответственности противоправным является деяние, нарушающее императивные нормы гражданского права либо противоречащее общим началам и смыслу гражданского законодательства и нарушающее права и охраняемые законом интересы третьего лица. Например, в экологической сфере гражданско-правовая ответственность выражается в основном в возложении на правонарушителя обязанности возместить потерпевшей стороне имущественный или моральный вред, понесенный в результате нарушения правовых экологических требований.

Особой мерой гражданско-правовой ответственности является ответственность за неисполнение денежного обязательства, предусмотренная ст. 395 Гражданского кодекса РФ. Данная ответственность состоит в обязанности должника, нарушившего денежное обязательство, уплатить проценты на его сумму за время, прошедшее от нарушения до даты его фактического исполнения. Проценты являются мерой гражданско-правовой ответственности, а взыскание процентов носит зачетный характер, т. е. убытки возмещаются в доле, превышающей сумму процентов.

Одним из видов гражданско-правовой ответственности является субсидиарная ответственность, предполагающая дополнительную ответственность лиц, которые наряду с должником отвечают перед кредитором за надлежащее исполнение обязательства в случаях, предусмотренных законом или договором.

В соответствии с Гражданским кодексом РФ субсидиарную ответственность несут:

— члены полного товарищества по обязательствам товарищества;

— члены потребительского кооператива по его обязательствам в пределах невнесенной части дополнительного взноса каждого из членов кооператива;

— собственник имущества, закрепленного за учреждением, по обязательствам учреждения при недостаточности указанного имущества;

— в случае несостоятельности (банкротства) дочернего общества по вине основного общества (товарищества) последнее несет субсидиарную ответственность по его долгам и т.д.

Материальная ответственность — это обязанность работника возместить в установленном порядке и в определенных размерах имущественный ущерб, причиненный по его вине предприятию (организации) в результате ненадлежащего исполнения им своих трудовых обязанностей. Вопросы материальной ответственности регулируются Кодексом законов о труде РФ и рядом других нормативных актов.

Материальная ответственность за ущерб, причиненный предприятию, учреждению, организации при исполнении трудовых обязанностей, возлагается на работника при условии, если ущерб причинен по его вине. Эта ответственность, как правило, ограничивается его средним месячным заработком. При определении ущерба учитывается только прямой ущерб, неполученные доходы не учитываются.

Трудовое законодательство предусматривает ограниченную и полную материальную ответственность (ст. 119 и 121 КзоТ РФ).

Полная материальная ответственность наступает в следующих случаях:

— когда ущерб причинен преступными действиями работника, установленными приговором суда;

— когда такая ответственность возложена на работника по законодательству;

— когда между работником и предприятием заключен письменный договор о полной материальной ответственности;

— когда ущерб причинен не при исполнении трудовых обязанностей;

— когда имущество и другие ценности были получены работником под отчет по разовой доверенности или по другим разовым документам;

— когда ущерб причинен недостачей, умышленным уничтожением или умышленной порчей материалов, полуфабрикатов, изделий (продукции), в том числе при их изготовлении, а также инструментов, измерительных приборов, специальной одежды и других предметов, выданных предприятием, учреждением, организацией работнику в пользование;

— когда ущерб причинен работником, находившимся в нетрезвом виде.

Коллективная (бригадная) материальная ответственность вводится при совместном выполнении работ, когда невозможно разграничить материальную ответственность каждого письменного договора между предприятием, учреждением, организацией и всеми членами коллектива (бригады). Перечень работ, при выполнении которых может вводиться коллективная (бригадная) материальная ответственность, утвержден постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 14 сентября 1981 г.

В экологической сфере, например, материальную ответственность несут должностные лица и другие работники, по вине которых предприятие понесло расходы по возмещению вреда, причиненного экологическим правонарушением.

Дисциплинарная ответственность — это санкция, которая применяется администрацией предприятия, учреждения, организации к работнику в виде дисциплинарного взыскания за дисциплинарный проступок.

Под дисциплинарным проступком понимается противоправное виновное невыполнение или ненадлежащее выполнение работником своих трудовых обязанностей.

В постановлении Пленума ВС РФ от 22 декабря 1992 г. № 16 «О некоторых вопросах применения судами Российской Федерации законодательства при разрешении трудовых споров» (п. 24) в редакции от 25 октября 1996 г. указано, что дисциплинарная ответственность может наступить за следующие нарушения:

а) отсутствие работника без уважительной причины на работе в пределах трех часов в течение рабочего дня, а также нахождение без уважительной причины не на своем рабочем месте, хотя и в помещении другого или того же самого цеха, отдела и т.п., в том числе и более трех часов в течение рабочего дня;

б) отказ работника без уважительных причин от выполнения трудовых обязанностей в связи с изменением в установленном порядке норм труда (ст. 103 КЗоТ РФ), так как в силу трудового договора лицо обязано выполнять обусловленную работу с подчинением правилами внутреннего трудового распорядка (ст. 15 КЗоТ);

в) отказ или уклонение без уважительных причин от медицинского освидетельствования работников некоторых профессий, а также отказ работника от прохождения в рабочее время специального обучения и сдачи экзаменов по технике безопасности и правилам эксплуатации, если это является обязательным условием допуска к работе.

Кроме того, если в соответствии с законодательством с работником должен быть заключен договор о полной материальной ответственности и если выполняемые им обязанности составляют основную трудовую функцию, и это было оговорено при приеме на работу, то отказ работника заключить договор о полной материальной ответственности рассматривается как неисполнение трудовых функций со всеми вытекающими отсюда правовыми последствиями.

Дисциплинарная ответственность существует в двух видах:

— общая, предусмотренная КЗоТ;

— специальная, возлагающаяся на работников в соответствии с уставами и положениями о дисциплине.

Меры взыскания при общей дисциплинарной ответственности жестко урегулированы КЗоТ (ст. 135) и расширительному толкованию не подлежат. К этим мерам относятся:

3) строгий выговор;

4) увольнение в случаях:

а) систематического неисполнения работником без уважительных причин обязанностей, возложенных на него трудовым договором (контрактом) или правилами внутреннего трудового распорядка, если к работнику ранее применялись меры дисциплинарного или общественного взыскания;

б) прогула (в том числе отсутствия на работе более трех часов в течение рабочего дня) без уважительных причин;

в) появления на работе в нетрезвом состоянии, в состоянии наркотического или токсического опьянения;

г) совершения по месту работы хищения (в том числе мелкого) государственного или общественного имущества, установленного вступившим в законную силу приговором суда или постановлением органа, в компетенцию которого входит наложение административного взыскания или применение мер общественного воздействия;

д) однократного грубого нарушения трудовых обязанностей руководителем предприятия, учреждения, организации (филиала, представительства, отделения и другого обособленного подразделения) и его заместителями.

Законодательством о дисциплинарной ответственности и уставами, положениями о дисциплине, кроме того, могут быть предусмотрены и другие дисциплинарные взыскания для других категорий работников.

Так, на государственных служащих может быть наложено дисциплинарное взыскание в виде предупреждения о неполном служебном соответствии (Федеральный закон «Об основах государственной службы Российской Федерации» от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ). По специальным положениям несут дисциплинарную ответственность судьи, прокуроры, следователи.

При наложении дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совершенного проступка, обстоятельства, при которых он совершен, предшествующая работа и поведение работника.

До применения дисциплинарного взыскания от работника должно быть затребовано письменное объяснение. Дисциплинарное взыскание применяется непосредственно за обнаружением проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, не считая времени болезни работника или пребывания его в отпуске. Причем за каждое нарушение трудовой дисциплины может быть наложено только одно дисциплинарное взыскание.

Дисциплинарное взыскание может быть снято до истечения года применявшим его органом или должностным лицом по собственной инициативе или по ходатайству непосредственного руководителя или трудового коллектива, если подвергнутый дисциплинарному взысканию не совершил нового проступка и проявил себя как добросовестный работник.

В экологической области, например, дисциплинарная ответственность носит перспективный, превентивный характер, обладает свойствами быстроты и оперативности наложения, простоты исполнения, легко доходит до сознания и воздействует на волю участников общественных отношений. Дисциплинарная ответственность в сфере экологии выражается в том, что администрация предприятия (организации) или вышестоящая организация налагают на виновного работника дисциплинарное взыскание за невыполнение им обязанностей по службе или договору, связанных с охраной окружающей среды.

Финансовые правонарушения и ответственность за них

16. Основные виды правонарушений в области финансовой деятельности

Финансово-правовая ответственность является разновидностью юридической ответственности, содержит все её признаки, т. е. наступает за правонарушение, устанавливается государством, связана с применением к правонарушителю санкций правовых норм, уполномоченными на это субъектами, связана с применением к правонарушителю неблагоприятных последствий и реализуется в процессуальной форме.

Особенности финансово-правовой ответственности:

1. Она наступает за финансовые правонарушения – это виновное совершенное деяние нарушающее нормы финансового права, за которое законодательством установлена финансово-правовая ответственность, которое также характеризуется противоправностью, виновностью и наказуемостью.

2. Финансово-правовая ответственность установлена в финансово-правовых нормах, которые содержат в своей структуре финансово-правовые санкции. Финансово-правовая санкция – это мера государственного принуждения, которая возлагает на правонарушителя обременение в виде пеней, штрафов, приостановления операций по счетам и др. Выделяют бюджетные, налоговые, кредитно-денежные и валютные санкции.

3. Финансово-правовая ответственность появляется в особой процессуальной форме. В БК РФ применение финансово-правовой санкции предусмотрено в рамках бюджетного процесса. Производство по делу о налоговых правонарушений устанавливается НК РФ разнообразном порядке в отношении налогоплательщиков и лиц, не являющихся таковыми; привлечение к налоговой ответственности возможно на основании решения налогового либо судебного органа.

Целью финансово-правовой ответственности является обеспечение гарантированности реализации финансово-правовых норм. К принципам финансово-правовой ответственности относят:

– полное возмещение вреда.

Таким образов можно выделить четыре вида правонарушения в области финансовой деятельности: бюджетные, налоговые, кредитно-денежные и валютные.

Налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое законодательством установлена ответственность.

Ответственность за совершение налоговых правонарушений несут организации и физические лица. Физическое лицо может быть привлечено к налоговой ответственности с шестнадцатилетнего возраста.

Виновным в совершении налогового правонарушения признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности.

Налоговое правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, осознавало противоправный характер своих действий (бездействия), желало либо сознательно допускало наступление вредных последствий таких действий (бездействия).

Налоговое правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, не осознавало противоправного характера своих действий (бездействия) либо вредного характера последствий, возникших вследствие этих действий (бездействия), хотя должно было и могло это осознавать.

Налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании налоговой санкции не позднее шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта (срок давности взыскания санкции).

В случае отказа в возбуждении или прекращения уголовного дела, но при наличии налогового правонарушения срок подачи искового заявления исчисляется со дня получения налоговым органом постановления об отказе в возбуждении или о прекращении уголовного дела.

Остальные виды правонарушений будут освящены в других вопросах.

Ответственность за нарушение финансового законодательства

Ответственность наступает для каждого человека и гражданина, а также для юридического лица, после совершения ими правонарушений в отдельных сферах деятельности. Каждая отдельная сфера деятельности предусматривает определенный вид ответственности. Так, например ответственность за нарушение налогового законодательства может наступить в форме налоговой, административной и уголовной ответственности, ответственность за нарушение валютного законодательства , предусматривает административную, гражданско-правовую и уголовную ответственность и так далее.

В области финансовой деятельности определяют три вида правонарушений – это финансово-правовые нарушения, административный проступок и уголовное преступление. Основаниями для применения финансовых санкций, как мер ответственности, будут являться нарушения требований правовых норм в сфере финансов, которые в итоге представляют собой специфические финансовые правонарушения.

Ответственность за нарушения финансового законодательства являет собой правовосстановительную ответственность, которая выражается в предотвращении негативных последствий для публичных финансов. При этом, особенностью финансовой ответственности является тот факт, что она призвана восстановить права и обеспечить реализацию интересов, не просто отдельного лица, а общества в целом.

Финансовая ответственность позволяет обеспечить применение государством принудительных мер финансового характера. Ее реализация состоит в применении к правонарушителям соответствующих санкций, являющихся самих по себе самостоятельными мерами финансово -правового применения. В настоящее время ответственность в сфере финансов определяют следующие законодательные акты часть IV БК РФ (статьи с 281 по 306), ст. 75 НК РФ.

Ответственность за нарушение финансового законодательства предусматривает налоговую, административную, гражданско-правовую, материальную, дисциплинарную и уголовную ответственность. При этом, ко всем перечисленным видам ответственности могут быть подвергнуты физические лица, юридические несут только административную, гражданскую и материальную ответственность.

Уголовная ответственность в сфере нарушения финансового законодательства, являет собой вид ответственности, который заключается в ограничении прав и свобод лица, виновного в доказанном соответствующими органами деянии. Уголовная ответственность наступает с момента вступления в силу приговора суда, основанием к ее наступлению является совершение лицом проступка, содержащего признаки состава преступления, указанных в УК РФ.

Административная ответственность в сфере финансового законодательства являет собой ответственность граждан, должностных и юридических лиц, которыми было совершено административное правонарушение. Основания и порядок привлечения к административной ответственности прописаны в КоАП РФ.

Налоговая ответственность в сфере финансового законодательства наступает вследствие совершения субъектом деяния, нарушающие нормы налогового законодательства. Особенностью налоговой ответственности является факт применения к нарушителю финансовых санкций – денежных штрафов.

Ответственность за нарушения финансового законодательства гражданско-правового характера являет собой систему мер, принудительно применяемых к лицам, совершившим нарушения в с сфере гражданских прав и обязанностей человека и гражданина. Целью применения гражданско-правовой ответственности является восстановления положения, предшествующего совершению правонарушения. Всего системой мер такой ответственности предусмотрено два вида реализации: возмещение убытков и санкции.

Материальная и дисциплинарная ответственность за нарушения финансового законодательств заключаются в обязанности возмещения гражданином имущественного ущерба, который был причинен по его вине предприятию, и возможность администрации предприятия применять дисциплинарное взыскание с работника в отдельном случае.

Ответственность за нарушение финансового законодательства

Заказать нужный документ у специалиста влетит в копеечку. Причина — это квалифицированный труд, требующий знаний. Начальник невольно выстраивает мнение о человеке, который изложил собственные взгляды, воспринимая обращение и его смысл. В процессе обращение это описание интеллекта подписавшегося. Это бывает архи влиятельнымв случаях, когда ответ зависит от эмоционального состояния.

Ответственность наступает для каждого человека и гражданина, а также для юридического лица, после совершения ими правонарушений в отдельных сферах деятельности. Каждая отдельная сфера деятельности предусматривает определенный вид ответственности. Так, например ответственность за нарушение налогового законодательства может наступить в форме налоговой, административной и уголовной ответственности, ответственность за нарушение валютного законодательства, предусматривает административную, гражданско-правовую и уголовную ответственность и так далее.

В области финансовой деятельности определяют три вида правонарушений – это финансово-правовые нарушения, административный проступок и уголовное преступление. Основаниями для применения финансовых санкций, как мер ответственности, будут являться нарушения требований правовых норм в сфере финансов, которые в итоге представляют собой специфические финансовые правонарушения.

Ответственность за нарушения финансового законодательства являет собой правовосстановительную ответственность, которая выражается в предотвращении негативных последствий для публичных финансов. При этом, особенностью финансовой ответственности является тот факт, что она призвана восстановить права и обеспечить реализацию интересов, не просто отдельного лица, а общества в целом.

Финансовая ответственность позволяет обеспечить применение государством принудительных мер финансового характера. Ее реализация состоит в применении к правонарушителям соответствующих санкций, являющихся самих по себе самостоятельными мерами финансово -правового применения.

В настоящее время ответственность в сфере финансов определяют следующие законодательные акты часть IV БК РФ (статьи с 281 по 306), ст. 75 НК РФ.

Ответственность за нарушение финансового законодательства предусматривает налоговую, административную, гражданско-правовую, материальную, дисциплинарную и уголовную ответственность. При этом, ко всем перечисленным видам ответственности могут быть подвергнуты физические лица, юридические несут только административную, гражданскую и материальную ответственность.

Уголовная ответственность в сфере нарушения финансового законодательства, являет собой вид ответственности, который заключается в ограничении прав и свобод лица, виновного в доказанном соответствующими органами деянии. Уголовная ответственность наступает с момента вступления в силу приговора суда, основанием к ее наступлению является совершение лицом проступка, содержащего признаки состава преступления, указанных в УК РФ.

Административная ответственность в сфере финансового законодательства являет собой ответственность граждан, должностных и юридических лиц, которыми было совершено административное правонарушение. Основания и порядок привлечения к административной ответственности прописаны в КоАП РФ.

Налоговая ответственность в сфере финансового законодательства наступает вследствие совершения субъектом деяния, нарушающие нормы налогового законодательства. Особенностью налоговой ответственности является факт применения к нарушителю финансовых санкций – денежных штрафов.

Ответственность за нарушения финансового законодательства гражданско-правового характера являет собой систему мер, принудительно применяемых к лицам, совершившим нарушения в с сфере гражданских прав и обязанностей человека и гражданина. Целью применения гражданско-правовой ответственности является восстановления положения, предшествующего совершению правонарушения. Всего системой мер такой ответственности предусмотрено два вида реализации: возмещение убытков и санкции.

Материальная и дисциплинарная ответственность за нарушения финансового законодательств заключаются в обязанности возмещения гражданином имущественного ущерба, который был причинен по его вине предприятию, и возможность администрации предприятия применять дисциплинарное взыскание с работника в отдельном случае.

Ответственность за нарушение финансового законодательства

За совершенные в финансовой сфере противоправные деяния законодательством предусмотрены следующие виды ответственности.

Уголовная ответственность — вид юридической ответственности, заключающийся в ограничении прав и свобод лиц, виновных в совершении преступления, предусмотренного Уголовным кодексом РФ. При этом лицо подлежит уголовной ответственности (ст. 5 УК РФ) только за те общественно опасные действия (бездействие) и наступившие общественно опасные последствия, в отношении которых установлена его вина. Кроме того, уголовной ответственности подлежит только вменяемое физическое лицо, достигшее возраста, установленного УК РФ.

Уголовная ответственность начинается с момента вступления в силу обвинительного приговора, а полностью реализуется в отбытии наказания, назначенного судом. Основанием к наступлению уголовной ответственности является совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного УК РФ (ст. 8 УК РФ).

Административная ответственность — ответственность граждан, должностных лиц, юридических лиц за совершенное административное правонарушение. Порядок и основания привлечения к административной ответственности регулируются Кодексом об административных правонарушениях РФ (КоАП РФ) и другими правовыми актами. Ответственность за правонарушения, предусмотренные КоАП РФ, наступает, если эти нарушения по своему характеру не влекут за собой в соответствии с действующим законодательством уголовной ответственности.

Налоговая ответственность наступает за налоговые правонарушения. Налоговое правонарушение — противоправное деяние, т.е. деяние, нарушающее нормы налогового законодательства, причем деяние виновное (сознательное) и заслуживающее наказания.

Налоговая ответственность физического лица, предусмотренная Налоговым кодексом РФ, наступает только в том случае, если совершенное им деяние не содержит признаков состава преступления по уголовному законодательству РФ. Привлечение организации к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает должностных лиц этих организаций (при наличии соответствующих оснований) от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами Российской Федерации (ст. 108 ч. 1 НК РФ).

Налоговая ответственность состоит в применении к нарушителю специальных финансовых санкций — денежных штрафов. В связи с этим налоговая ответственность носит исключительно имущественный характер.

Гражданско-правовая ответственность — система мер имущественного характера, принудительно применяемых к нарушителям гражданских прав и обязанностей с целью восстановить положение, существовавшее до правонарушения. Система мер гражданско-правовой ответственности включает два вида:

1) возмещение убытков (компенсация морального вреда);

Особой мерой гражданско-правовой ответственности является ответственность за неисполнение денежного обязательства, предусмотренная ст. 395 Гражданского кодекса РФ. Данная ответственность состоит в обязанности должника, нарушившего денежное обязательство, уплатить проценты на его сумму за время, прошедшее от нарушения до даты его фактического исполнения.

Материальная ответственность — обязанность работника возместить в установленном порядке и в определенных размерах имущественный ущерб, причиненный по его вине предприятию (организации) в результате ненадлежащего исполнения им своих трудовых обязанностей. Вопросы материальной ответственности регулируются Трудовым кодексом РФ и рядом других нормативных актов.

Материальная ответственность за ущерб, причиненный предприятию, учреждению, организации при исполнении трудовых обязанностей, возлагается на работника при условии, если ущерб причинен по его вине. Эта ответственность, как правило, ограничивается его средним месячным заработком. При определении ущерба учитывается только прямой ущерб, неполученные доходы не учитываются.

Дисциплинарная ответственность — санкция, применяемая администрацией предприятия, учреждения, организации к работнику в виде дисциплинарного взыскания за дисциплинарный проступок, под которым понимается противоправное виновное невыполнение или ненадлежащее выполнение работником своих трудовых обязанностей.

Меры взыскания при общей дисциплинарной ответственности жестко урегулированы ст. 192 Трудового кодекса РФ и расширительному толкованию не подлежат. К этим мерам относятся: замечание, выговор, увольнение. При наложении дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совершенного проступка, обстоятельства, при которых он совершен, предшествующая работа и поведение работника.

Ответственность за нарушение бюджетного законодательства

Ответственность за нарушение бюджетного законодательства можно определить как обязанность лица, нарушившего бюджетное законодательство, претерпевать лишения государственно-властного характера, выражающиеся в применении к нему санкций.

Неисполнение либо ненадлежащее исполнение установленного БК РФ порядка составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения бюджетов, исполнения и контроля за исполнением бюджетов бюджетной системы РФ признается нарушением бюджетного законодательства РФ, которое влечет применение к нарушителю мер принуждения (ст. 281 БК РФ).

Основанием бюджетно-правовой ответственности выступает бюджетное правонарушение. Статья 283 БК РФ содержит перечень оснований применения мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства, среди которых: неисполнение закона (решения) о бюджете; нецелевое использование бюджетных средств; неперсчисление бюджетных средств получателям бюджетных средств; неполное перечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств; несвоевременное перечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств; несвоевременное зачисление бюджетных средств на счета получателей бюджетных средств; несвоевременное представление отчетов и других сведений, связанных с исполнением бюджета, и т.д.

За совершение нарушений бюджетного законодательства, в зависимости от их характера и степени общественной вредности, могут быть применены следующие меры, установленные ст. 282 БК РФ.

1. Предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса. Данная мера применяется при непредставлении либо несвоевременном представлении отчетов и иных сведений, необходимых для составления проектов бюджетов, их исполнения и контроля за их исполнением (ст. 292); несвоевременном доведении уведомлений о бюджетных ассигнованиях и лимитах бюджетных обязательств до получателей бюджетных средств (ст. 294); несоответствии бюджетной росписи расходам, утвержденным бюджетом (ст. 295); несоответствии уведомлений о бюджетных ассигнованиях и лимитах бюджетных обязательств бюджетной росписи (ст. 296); финансировании расходов сверх утвержденных лимитов (ст. 297); предоставлении бюджетных кредитов с нарушением установленного порядка (ст. 298); предоставлении государственных или муниципальных гарантий с нарушением установленного порядка (ст. 300); осуществлении государственных или муниципальных закупок с нарушением установленного порядка (ст. 301); нарушении запрета на размещение бюджетных средств на банковских депозитах либо передачу их в доверительное управление (ст. 302); несвоевременном осуществлении платежей по подтвержденным бюджетным обязательствам (ст. 306).

Кодекс РФ об административных правонарушениях (ст. 3.2, 3.3) выделяет предупреждение в качестве основного административного наказания.

2. Блокировка расходов. Данная мера представляет собой невозможность использовать выделенные средства бюджета, причем применяется она на любом этапе исполнения бюджета.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 7 апреля 2004 г. № 185 «Вопросы Министерства финансов Российской Федерации» Минфин России осуществляет блокировку расходов и отмену блокировки расходов федерального бюджета, применение иных предусмотренных бюджетным законодательством РФ санкций.

3. Изъятие бюджетных средств. Эта мера носит предупредительный характер и применяется за следующие нарушения: 1) нецелевое использование бюджетных средств; 2) несоблюдение обязательности зачисления доходов бюджетов; 3) финансирование расходов сверх утвержденных лимитов; 4) нарушение запрета на размещение бюджетных средств на банковских депозитах либо передачу их в доверительное управление; 5) предоставление бюджетных инвестиций с нарушением установленного порядка; 6) предоставление бюджетных кредитов с нарушением установленного порядка; 7) невозврат либо несвоевременный возврат бюджетных средств, полученных на возвратной основе; 8) несоответствие уведомлений о бюджетных ассигнованиях и лимитах бюджетных обязательств бюджетной росписи.

4. Приостановление операций по счетам кредитных организаций. Данная мера заключается в том, что уполномоченные органы имеют право приостанавливать текущие операции организаций и учреждений, использующих денежные средства федерального бюджета.

5. Наложение штрафа. Взыскание штрафов проводится в соответствии с законодательством об административных правонарушениях (ст. 15.14 КоАП РФ). Данная мера заключается в том, что с лиц, допустивших нарушение бюджетного законодательства, взимается денежная сумма в наказание за допущенные нарушения.

6. Начисление пени. При этом взысканию подлежат только начисленные пени. К мерам принуждения, применяемым к нарушителям бюджетного законодательства, необходимо отнести правовую конструкцию «взыскание начисленных пени».

Пеня как мера принуждения в бюджетном праве обычно применяется как дополнительная к основной мере наказания за невозврат или несвоевременный возврат бюджетных средств, полученных на возвратной основе (ст. 290 БК РФ); неперечисление или несвоевременное перечисление процентов за пользование бюджетными средствами (291 БК РФ) и др.

К иным мерам, указанным в ст. 282 БК РФ, следует отнести меры принуждения, предусмотренные в законах о бюджете.

Процесс привлечения к финансовой ответственности регулируется в основном на подзаконном уровне (приказами Минфина России от 26 декабря 2005 г. № 162н «Об утверждении Порядка сокращения лимитов бюджетных обязательств главным распорядителям средств федерального бюджета но фактам нецелевого использования средств федерального бюджета, установленным Федеральной службой финансово-бюджетного надзора и Счетной палатой Российской Федерации», от 4 сентября 2007 г. № 75н «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой финансово-бюджетного надзора государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации при использовании средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности» и др.).

Отметим, что административная ответственность наступает за нарушения бюджетного законодательства, содержащие признаки административных правонарушений.

В КоЛП РФ закреплены следующие составы нарушений бюджетного законодательства: нецелевое использование бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов (ст. 15.14); нарушение срока возврата бюджетных средств, полученных на возвратной основе (ст. 15.15); нарушение сроков перечисления платы за пользование бюджетными средствами (ст. 15.16).

Росфиннадзор осуществляет функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, рассматривает дела об административных правонарушениях в отношении получателей средств федерального бюджета и получателей средств бюджетов государственных внебюджетных фондов (ст. 23.7 КоАП РФ).

В некоторых случаях может наступить уголовная ответственность за нарушения бюджетного законодательства. Уголовный кодекс РФ устанавливает ответственность за нецелевое использование бюджетных средств (ст. 285. 1) и нецелевое использование средств государственных внебюджетных фондов (ст. 285.2).

Мерами уголовной ответственности за нарушения бюджетного законодательства, содержащие признаки преступлений, являются штраф, арест, лишение свободы и лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter

Ответственность за нарушение финансового законодательства

Раздел: Финансовое право |

Ответственность наступает для каждого человека и гражданина, а также для юридического лица, после совершения ими правонарушений в отдельных сферах деятельности. Каждая отдельная сфера деятельности предусматривает определенный вид ответственности. Так, например ответственность за нарушение налогового законодательства может наступить в форме налоговой, административной и уголовной ответственности, ответственность за нарушение валютного законодательства. предусматривает административную, гражданско-правовую и уголовную ответственность и так далее.

В области финансовой деятельности определяют три вида правонарушений – это финансово-правовые нарушения, административный проступок и уголовное преступление. Основаниями для применения финансовых санкций, как мер ответственности, будут являться нарушения требований правовых норм в сфере финансов, которые в итоге представляют собой специфические финансовые правонарушения.

Ответственность за нарушения финансового законодательства являет собой правовосстановительную ответственность, которая выражается в предотвращении негативных последствий для публичных финансов. При этом, особенностью финансовой ответственности является тот факт, что она призвана восстановить права и обеспечить реализацию интересов, не просто отдельного лица, а общества в целом.

Финансовая ответственность позволяет обеспечить применение государством принудительных мер финансового характера. Ее реализация состоит в применении к правонарушителям соответствующих санкций, являющихся самих по себе самостоятельными мерами финансово -правового применения. В настоящее время ответственность в сфере финансов определяют следующие законодательные акты часть IV БК РФ (статьи с 281 по 306), ст. 75 НК РФ.

Ответственность за нарушение финансового законодательства предусматривает налоговую, административную, гражданско-правовую, материальную, дисциплинарную и уголовную ответственность. При этом, ко всем перечисленным видам ответственности могут быть подвергнуты физические лица, юридические несут только административную, гражданскую и материальную ответственность.

Уголовная ответственность в сфере нарушения финансового законодательства, являет собой вид ответственности, который заключается в ограничении прав и свобод лица, виновного в доказанном соответствующими органами деянии. Уголовная ответственность наступает с момента вступления в силу приговора суда, основанием к ее наступлению является совершение лицом проступка, содержащего признаки состава преступления, указанных в УК РФ.

Административная ответственность в сфере финансового законодательства являет собой ответственность граждан, должностных и юридических лиц, которыми было совершено административное правонарушение. Основания и порядок привлечения к административной ответственности прописаны в КоАП РФ.

Налоговая ответственность в сфере финансового законодательства наступает вследствие совершения субъектом деяния, нарушающие нормы налогового законодательства. Особенностью налоговой ответственности является факт применения к нарушителю финансовых санкций – денежных штрафов.

Ответственность за нарушения финансового законодательства гражданско-правового характера являет собой систему мер, принудительно применяемых к лицам, совершившим нарушения в с сфере гражданских прав и обязанностей человека и гражданина. Целью применения гражданско-правовой ответственности является восстановления положения, предшествующего совершению правонарушения. Всего системой мер такой ответственности предусмотрено два вида реализации: возмещение убытков и санкции.

Материальная и дисциплинарная ответственность за нарушения финансового законодательств заключаются в обязанности возмещения гражданином имущественного ущерба, который был причинен по его вине предприятию, и возможность администрации предприятия применять дисциплинарное взыскание с работника в отдельном случае.

Смотрите еще:

  • Дополнительные услуги в супермаркетах Дополнительные услуги в супермаркетах Федеральное агентство по образованию ГОУСПО Новосибирский торгово-экономический колледж По дисциплине: Организация коммерческой деятельности Тема: […]
  • Билеты пдд онлайн 2014 в гибдд категория в с ПДД 2018 онлайн России Новые правила ПДД экзамена 2018 5 вопросов за ошибку Официальные экзаменационные билеты ПДД 2018 новые с 10 апреля 2018 категории ABM A1B1 Частные Автоинструкторы […]
  • Федеральный закон n 128-фз о лицензировании отдельных видов деятельности Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 N 99-ФЗ ст 23 (ред. от 03.08.2018) Статья 23. Признание утратившими силу отдельных законодательных актов […]
  • Онлайн юрист для вконтакте Юридическая консультация юриста бесплатно онлайн Информация Описание: Бесплатная юридическая консультация бесплатно онлайн, Консультация юриста бесплатно онлайн, юридическая помощь и […]
  • Наследник гражданский кодекс Статья 1142. Наследники первой очереди 1. Наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя. 2. Внуки наследодателя и их потомки наследуют по праву […]
  • Задолженность по приставам мурманск В Мурманской области приставы провели рейд по коммунальным должникам С целью повышения эффективности погашения задолженностей в пользу предприятий ТЭК судебные приставы Мурманской […]
Закладка Постоянная ссылка.

Обсуждение закрыто.