Как учитывается материальная помощь в налоге на прибыль

Можно ли материальную помощь учесть в расходах по налогу на прибыль

В нашей организации очень часто выплачивается материальная помощь сотрудникам в связи с рождением ребенка, смертью родственника и т.д. Можем ли мы относить суммы материальной помощи на расходы, уменьшающие налоговоую базу по налогу на прибыль?

Спорный момент

Как известно, в целях применения гл. 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ). При этом расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, — убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. В ст. 270 НК РФ перечислены расходы, не учитываемые в целях налогообложения прибыли. В числе таких расходов названы суммы материальной помощи работникам (п. 23 ст. 270 НК РФ). Казалось бы, вот оно, прямое указание не относить матпомощь работникам к расходам. Однако не будем спешить с выводами, а обратимся к абз. 1 ст. 255 НК РФ, согласно которому в состав расходов на оплату труда включаются предусмотренные нормами законодательства РФ, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами:
— любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах;
— стимулирующие начисления и надбавки, а также компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда;
— премии и единовременные поощрительные начисления;
— расходы, связанные с содержанием этих работников.
Причем перечень расходов, предусмотренный ст. 255 НК РФ, является открытым, и п. 25 указанной статьи разрешает включать в состав расходов на оплату труда, помимо прямо поименованных в статье, и другие виды расходов, произведенных в пользу работника, предусмотренных трудовым и (или) коллективным договорами.
В итоге неясно, можно ли учитывать при исчислении налога на прибыль материальную помощь работникам, если ее выплата закреплена трудовыми и (или) коллективными договорами.

Ключевой вопрос. Учитываются ли в целях налогообложения прибыли расходы в виде сумм материальной помощи работникам, выплата которых предусмотрена трудовым и (или) коллективным договорами?

Посмотрим, какой вариант ответа на обозначенный вопрос был до недавнего времени выгоден налогоплательщикам и как поменялась ситуация.
— До 01.01.2010 — «нет, не учитываются«.
Не секрет, что пока действовала гл. 24 «Единый социальный налог» НК РФ налогоплательщики были заинтересованы в отрицательном ответе на данный вопрос. Дело в том, что на основании п. 3 ст. 236 НК РФ организация — плательщик ЕСН не признавала выплаты и вознаграждения, перечисленные в п. 1 названной статьи, объектом налогообложения, если эти выплаты не включались в состав расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном периоде. Налоговая ставка по ЕСН составляла 24%, а по налогу на прибыль — 20%. Таким образом, выгоднее было осуществлять расходы за счет прибыли организации, но не платить ЕСН. При этом налогоплательщик не имел права выбирать, по какому налогу (ЕСН или налогу на прибыль) уменьшать налоговую базу на сумму соответствующих выплат. Если конкретный вид выплат был отнесен нормами гл. 25 НК РФ к расходам, уменьшающим налогооблагаемую прибыль, налогоплательщик не мог исключать суммы таких расходов из налоговой базы по ЕСН независимо от того, за счет каких средств были фактически осуществлены данные выплаты (п. 3 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 14.03.2006 N 106).
— После 01.01.2010 — «да, учитываются«.
С 2010 г. вместо ЕСН уплачиваются страховые взносы. Закон N 212-ФЗ (Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в ПФР, ФСС РФ, ФФОМС и ТФОМС») не делает никаких различий между выплатами, учтенными при исчислении налога на прибыль, и выплатами, не отнесенными к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль. В соответствии с ч. 1 ст. 7 Закона N 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые ими в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в п. 2 ч. 1 ст. 5 Закона N 212-ФЗ). Согласно разъяснениям Минздравсоцразвития материальная помощь сотруднику (в том числе не предусмотренная трудовым договором) производится в рамках его трудовых отношений с организацией, вследствие чего подлежит обложению страховыми взносами (Письма от 10.03.2010 N 10-4/306657-19, от 17.05.2010 N 1212-19). Не облагаются страховыми взносами суммы единовременной материальной помощи (п. 3 ч. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ):
— физическим лицам в связи со стихийным бедствием или другим чрезвычайным обстоятельством в целях возмещения причиненного им материального ущерба или вреда их здоровью, а также физическим лицам, пострадавшим от террористических актов на территории РФ;
— работнику в связи со смертью члена (членов) его семьи;
— работникам (родителям, усыновителям, опекунам) при рождении (усыновлении (удочерении)) ребенка, выплачиваемые в течение первого года после рождения (усыновления (удочерения)), но не более 50 000 руб. на каждого ребенка.

Суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам по иным основаниям, не подлежат обложению страховыми взносами в размере, не превышающем 4000 руб. на одного работника за расчетный период (п. 11 ч. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ). Материальная помощь в суммах, превышающих 4000 руб., подлежит обложению страховыми взносами (Письмо Минздравсоцразвития России от 05.04.2010 N 5905-17).

Чиновники: материальная помощь не учитывается в расходах

По мнению чиновников, материальная помощь работнику, предусмотренная трудовым и (или) коллективным договорами, не учитывалась в расходах по налогу на прибыль и, соответственно, не облагалась ЕСН в период действия гл. 24 НК РФ.
ФНС поясняет свою позицию: перечень расходов на оплату труда работника открытый (п. 25 ст. 255 НК РФ), но это не значит, что все выплаты работнику, предусмотренные трудовым и (или) коллективным договорами, являются оплатой труда в смысле норм ст. 255. Заработная плата представляет собой вознаграждение за труд, а также компенсационные и стимулирующие выплаты (ст. 129 ТК РФ). Она устанавливается трудовым договором на основании действующих у работодателя систем оплаты труда. Последние (включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного и стимулирующего характера и системы премирования) определяются коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (ст. 135 ТК РФ). Материальная помощь (даже если она предусмотрена трудовым или коллективным договором) выдается работнику организации для личных нужд и не является оплатой труда за фактически отработанное время. Подобная выплата носит социальный характер и на основании ст. 270 НК РФ не учитывается в целях налогообложения прибыли (Письмо от 27.04.2010 N ШС-37-3/[email protected]).
Минфин, так же как и налоговое ведомство, отмечает тот факт, что перечень расходов на оплату труда открытый, но при этом акцентирует внимание на том, что в целях применения гл. 25 НК РФ к расходам на оплату труда относятся любые виды расходов, произведенных в пользу работника, если они предусмотрены трудовым и (или) коллективным договорами, за исключением расходов, перечисленных в ст. 270 НК РФ. То есть материальная помощь, даже если она предусмотрена трудовым или коллективным договором, включается в состав расходов в силу прямого указания п. 23 ст. 270 (Письмо от 31.07.2009 N 03-03-06/1/504).

Арбитры не пришли к единому мнению

Арбитры не так единодушны в интересующем нас вопросе, как чиновники. В арбитражной практике можно выделить два подхода к налогообложению материальной помощи (учитывая, что гл. 24 НК РФ утратила силу только с 2010 г., судебная практика имеется именно по ЕСН, а некоторым налогоплательщикам еще предстоит встречать выездные проверки по вопросам уплаты ЕСН в 2009 и 2008 гг., поэтому мы не будем забывать об этом налоге).
1. Материальную помощь нельзя включать в базу по налогу на прибыль и не нужно облагать ЕСН (Постановления ФАС МО от 14.01.2011 N КА-А40/16837-10, от 30.10.2009 N КА-А40/11455-09, Девятого арбитражного апелляционного суда от 05.10.2010 N 09АП-23570/2010-АК, ФАС ПО от 30.08.2010 по делу N А55-35672/2009, ФАС СЗО от 30.10.2009 по делу N А05-13609/2008).
Аргументация:
— материальная помощь работникам к отпуску не относится к расходам в силу прямого указания п. 23 ст. 270 НК РФ, даже если коллективным договором на работодателя была возложена обязанность оказывать такую помощь своим работникам;
— не всегда расходы, связанные с исполнением условий коллективного договора, экономически обоснованны для целей налогообложения прибыли;
— упоминание в ст. 255 НК РФ расходов в пользу работников и включение соответствующих выплат в трудовые договоры (коллективный договор) сами по себе не означают их безусловного отнесения к расходам, учитываемым в целях применения гл. 25 НК РФ. Если выплаты работникам материальной помощи к отпуску не имеют признаков начислений стимулирующего характера, связанных с производственными результатами, профессиональным мастерством и высокими достижениями в труде, либо признаков начислений стимулирующего или компенсационного характера, связанных с режимом работы и условиями труда, в силу п. 23 ст. 270 НК РФ матпомощь работникам не учитывается в расходах;
— матпомощь к отпуску не связана с выполнением трудовых обязанностей (с режимом работы, условиями труда, производственными результатами и содержанием труда работника) и не носит стимулирующего либо компенсационного характера. Она может быть выплачена только при наличии финансовой возможности у организации (то есть это необязательно), не отвечает принципам экономической обоснованности затрат и не направлена на получение прибыли;
— матпомощь, выплачиваемая работникам на основании коллективного договора, является одной из гарантий социальной защиты работодателем работников предприятия. Источник выплат социального характера — прибыль, остающаяся в распоряжении налогоплательщика.
2. Материальную помощь можно отнести к расходам по налогу на прибыль и следует облагать ЕСН (Постановления ФАС СЗО от 21.12.2010 по делу N А26-1859/2010, от 05.08.2009 по делу N А13-12387/2008, ФАС ДВО от 22.03.2010 N Ф03-1121/2010, ФАС ВВО от 01.09.2010 по делу N А39-2814/2009, Девятого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2010 N 09АП-28245/2010-АК).
Выплаты материальной помощи к отпуску, предусмотренные коллективным и (или) трудовым договорами:
— производятся работникам, не имеющим нарушений трудовой дисциплины, по своей правовой природе носят стимулирующий характер и, соответственно, входят в систему оплаты труда;
— зависят от соблюдения работником трудовой дисциплины и от размера заработной платы, установленного системой оплаты труда;
— производятся в пределах фонда оплаты труда ежегодно при уходе работника в очередной оплачиваемый отпуск (то есть связаны с выполнением трудовых функций и получением дохода) и входят в систему оплаты труда на предприятии;
— фактически являются формой оплаты труда работников, поскольку определены договором (производятся раз в год всем работникам при уходе в отпуск, без заявления работников и издания руководством специального приказа) и осуществляются за счет средств фонда оплаты труда предприятия в размере среднемесячного заработка.
Размер материальной помощи определяется налогоплательщиком в зависимости от непрерывного стажа работы в обществе исходя из тарифной ставки присвоенного разряда (должностного оклада) работника. Матпомощь не оказывается работникам, уволенным по собственному желанию, имеющим дисциплинарные взыскания, совершившим хищения собственности общества и нанесшим обществу невозмещенный материальный ущерб.
То есть материальная помощь к отпуску не носит социального характера, связана с производственной деятельностью и выполнением работниками трудовых обязанностей, зависит от таких факторов, как добросовестный труд, соблюдение трудовой дисциплины и др. Следовательно, матпомощь является выплатой стимулирующего характера и относится к расходам на оплату труда.

Президиум ВАС РФ: главное — характер выплаты

Как было отмечено в начале статьи, Президиум ВАС РФ сформулировал свою позицию по вопросу налогообложения материальной помощи. Поскольку комментарии даны в мотивировочной части Постановления, вынесенного по результатам пересмотра конкретного налогового спора, изложим обстоятельства этого дела.
Организация ежегодно выплачивала своим работникам материальную помощь к отпуску. Обязанность выплаты была закреплена коллективным договором, при этом ее размер зависел от стажа работы и величины должностного оклада. Работникам, отмеченным за особые трудовые достижения орденами, медалями и почетными званиями, материальная помощь выплачивалась в повышенном на 15% размере при условии отсутствия нарушений трудовой и производственной дисциплины. Выплаты материальной помощи организация не включала в состав расходов по налогу на прибыль и, соответственно, не облагала ЕСН, поскольку считала, что они:
— не входят в систему оплаты труда (выплачиваются единовременно, а не на регулярной основе, не связаны непосредственно с производительностью труда, то есть не имеют стимулирующего и премиального характера);
— квалифицируются как материальная помощь, подпадающая под действие п. 23 ст. 270 НК РФ.
Рассмотрев обстоятельства дела в кассационной инстанции, ФАС ЗСО (Постановление от 17.12.2009 по делу N А46-9365/2009) пришел к выводу, что материальная помощь к отпуску является выплатой, непосредственно связанной с выполнением трудовых функций и получением дохода, входит в установленную налогоплательщиком систему оплаты труда, зависит от стажа и оклада работника, носит стимулирующий характер, поскольку зависит от соблюдения трудовой дисциплины, а значит, подлежит включению в состав расходов на оплату труда и, соответственно, в налоговую базу по ЕСН. Решение суда апелляционной инстанции о том, что материальная помощь к отпуску, выплачиваемая на основании коллективного договора, имеет социальный характер и подпадает под действие п. 23 ст. 270 НК РФ, было признано ошибочным.
Не согласился с налогоплательщиком и Президиум ВАС РФ, пересмотревший в порядке надзора судебные акты по делу в связи с отсутствием единообразия при разрешении аналогичных споров о толковании и применении п. 23 ст. 270 НК РФ (Постановление N ВАС-4350/10). Высшие арбитры посчитали необходимым пояснить, что следует понимать под материальной помощью, подпадающей под действие названного пункта. Они указали, что матпомощь — это выплата:
— не связанная с выполнением получателем трудовой функции;
— направленная на удовлетворение социальных потребностей, обусловленных возникновением трудной жизненной ситуации или наступлением определенного события (например, причинением вреда в связи со стихийным бедствием или другим чрезвычайным обстоятельством, смертью члена семьи, рождением или усыновлением ребенка, тяжелым заболеванием и др.).

Ключевой вывод. Материальная помощь, не учитываемая в расходах, — это выплата:
— не связанная с выполнением получателем трудовой функции;
— направленная на удовлетворение социальных потребностей, обусловленных возникновением трудной жизненной ситуации или наступлением определенного события (причинением вреда в связи со стихийным бедствием или другим чрезвычайным обстоятельством, смертью члена семьи, рождением или усыновлением ребенка, тяжелым заболеванием и др.).

С учетом названных критериев выплаты работникам к отпуску, производимые налогоплательщиком, не могли быть квалифицированы как материальная помощь, которая подпадает под действие п. 23 ст. 270 НК РФ. Условия получения таких выплат работниками и определения их размеров позволили Президиуму ВАС РФ заключить: эти выплаты входят в установленную на предприятии систему оплаты труда, экономически обоснованны, направлены на осуществление приносящей доход деятельности. Стало быть, эти выплаты следовало включать в состав расходов на оплату труда и облагать ЕСН.
Важно отметить, что, согласившись с правомерностью доначисления налоговой инспекцией ЕСН по рассматриваемому эпизоду, высшие арбитры признали недействительным решение налоговиков в части взыскания с организации штрафа на основании п. 1 ст. 122 НК РФ за неуплату ЕСН, доначисленного за 2006 г. в отношении выплат, производимых работникам при уходе в ежегодный отпуск. Объяснение этому следующее. Налогоплательщик не может быть привлечен к ответственности при отсутствии вины в совершении налогового правонарушения. Обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения, признается выполнение им письменных разъяснений о порядке исчисления налога, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом госвласти в пределах его компетенции (пп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ). Минфин является органом, уполномоченным давать письменные разъяснения налогоплательщикам по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах (п. 1 ст. 34.2 НК РФ). При рассмотрении дела налогоплательщик сослался на то, что не учитывал суммы матпомощи в расходах, следуя разъяснениям, приведенным в Письме Минфина России от 18.08.2006 N 03-03-04/1/637. По этой причине Президиум ВАС РФ счел налогоплательщика невиновным в совершении налогового правонарушения и отменил наложенные на него штрафные санкции.

До 2010 г. материальную помощь было выгоднее не учитывать в расходах по налогу на прибыль из-за экономии на ЕСН. С 2010 г. материальная помощь облагается страховыми взносами вне зависимости от невозможности ее признания для целей налогообложения прибыли, значит, налогоплательщику стало выгодно ее включение в состав расходов. На основании п. 23 ст. 270 НК РФ суммы материальной помощи работникам не могут быть отнесены к налоговым расходам. Однако в этой норме имеются в виду выплаты, которые не связаны с выполнением трудовой функции, направлены на удовлетворение социальных потребностей, обусловлены возникновением трудной жизненной ситуации или наступлением определенного события. Таким образом, не любая выплата, которую организация называет материальной помощью, фактически является таковой. Если выплата работнику не отвечает критериям, сформулированным Президиумом ВАС РФ применительно к п. 23 ст. 270 НК РФ, она может быть учтена в составе налоговых расходов (разумеется, при условии, что является экономически обоснованной и документально подтвержденной).
Постановление N ВАС-4350/10 было опубликовано на официальном сайте ВАС РФ 19.01.2011. С этого момента практика применения законодательства, на положениях которого основано данное Постановление, считается определенной для арбитражных судов (Постановление Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 62). Таким образом, принимая решение или вынося постановление по делу со схожими обстоятельствами, судьи будут учитывать Постановление N ВАС-4350/10 (см. Постановления ФАС ЗСО от 21.01.2011 по делу N А75-12631/2009, СЗО от 15.02.2011 по делу N А56-4883/2010, ФАС ЗСО от 03.02.2011 по делу N А75-13089/2009, от 21.01.2011 по делу N А75-12631/2009 и др.). Напомним: в 2011 г. налоговики могут проводить проверки по ЕСН за 2009 и 2008 гг. (п. 4 ст. 89 НК РФ).
Опасаться пересмотра уже состоявшихся судебных актов по аналогичным делам по вновь открывшимся обстоятельствам не стоит. Дело в том, что такой пересмотр допускается только при условии, что в соответствующем постановлении Пленума ВАС РФ или Президиума ВАС РФ содержится прямое указание на возможность придания приведенному в нем толкованию норм права обратной силы (абз. 4 п. 4 Постановления КС РФ от 21.01.2010 N 1-П). В рассмотренном Постановлении N ВАС-4350/10 такого указания нет. Вероятно, это связано с тем, что оно ухудшает положение тех налогоплательщиков, которые уплачивали ЕСН до 01.01.2010. А согласно абз. 4 п. 5 Постановления КС РФ N 1-П не может иметь обратной силы постановление Пленума ВАС РФ или Президиума ВАС РФ, содержащее толкование нормы права, вследствие которого ухудшается положение налогоплательщиков, поскольку в силу ст. ст. 54 и 57 Конституции РФ недопустимо придание обратной силы законам, ухудшающим положение налогоплательщиков, в том числе, как отмечено в Постановлении КС РФ от 08.10.1997 N 13-П, в актах официального или иного толкования либо в правоприменительной практике (см. также Постановление Президиума ВАС РФ от 16.11.2010 N 10914/09).

Примечание. 28.03.2011 вступит в силу Федеральный закон от 23.12.2010 N 379-ФЗ, которым внесены поправки в АПК РФ. Согласно данным изменениям основания для пересмотра судебных актов разделены:
— на вновь открывшиеся обстоятельства, существовавшие на момент принятия судебного акта;
— на новые обстоятельства, возникшие после принятия судебного акта, но имеющие существенное значение для правильного разрешения дела.
К последним отнесены, в частности, определение либо изменение в постановлении Пленума ВАС РФ или Президиума ВАС РФ практики применения правовой нормы, если в соответствующем акте ВАС РФ содержится указание на возможность пересмотра вступивших в законную силу судебных актов ввиду данного обстоятельства (ст. 311 АПК РФ в редакции Федерального закона N 379-ФЗ). При этом в АПК РФ будет сделана оговорка, согласно которой в случае отмены судебного акта на основании рассматриваемого нового обстоятельства судебный акт, принятый в результате повторного рассмотрения дела, не может быть изменен в сторону ухудшения положения лица, привлекаемого или привлеченного к ответственности.

Материальная помощь: порядок предоставления, налогообложение и учет

Определенные льготы в налогообложении материальной помощи побуждают предприятия оформлять некоторые выплаты (премии, различные поощрительные и компенсационные выплаты) именно как матпомощь. Рассмотрим порядок предоставления и обложения налогами и сборами (взносами) сумм материальной помощи с учетом требований Закона Украины от 24.12.2002 г. №349-IV «О внесении изменений в Закон Украины «О налогообложении прибыли предприятий».

  • Как облагать суммы матпомощи подоходным налогом

Бухгалтеру, как никому иному, известно, насколько важную роль в учете и налогообложении играет правильное документальное оформление тех или иных операций. По мнению автора, предоставление материальной помощи является взаимно согласованной между работодателем и сотрудником операцией. Формами такого согласования могут быть:

1) указание в коллективном договоре или трудовом соглашении с отдельным сотрудником событий, при которых последнему предоставляется материальная помощь. Такими событиями могут быть определенные праздники, уход в отпуск, смерть члена семьи и т. п. При наступлении одного из этих событий такая выплата осуществляется на основании приказа руководителя предприятия с указанием основания (факт наступления оговоренного события) и суммы выплаты;

2) заявление работника на предоставление ему материальной помощи в связи с определенными обстоятельствами. Решение о выдаче сотруднику материальной помощи также оформляется приказом руководителя предприятия с указанием основания (заявления сотрудника) и суммы помощи.

Ранее ГНАУ требовала: для отражения сумм начисленной материальной помощи в составе валовых расходов возможность (или обязанность) работодателя предоставлять сотрудникам такую помощь должна быть предусмотрена в коллективном договоре (в разделе, оговаривающем условия оплаты труда). Теперь же Законом Украины от 22.05.97 г. №283/97-ВР «О налогообложении прибыли предприятий», с изменениями и дополнениями (далее — Закон о налоге на прибыль), четко указано, что в валовые расходы не включается только та часть материальной помощи, которая не облагается подоходным налогом. Материальная помощь сверх льготной суммы уменьшает налогооблагаемую прибыль вне зависимости от того, указана возможность такой выплаты в коллективном договоре или нет.

Это обусловлено тем, что, в соответствии с пп. 5.6.1 ст. 5 Закона о налоге на прибыль, в валовые расходы включаются «расходы на выплату основной и дополнительной заработной платы и других видов поощрений и выплат, исходя из тарифных ставок, . любые другие выплаты в денежной или натуральной форме, установленные по договоренности сторон«. А как мы уже отмечали, стороны могут договориться и путем согласия руководителя предприятия выдать сотруднику материальную помощь на основании поданного последним заявления.

При выплате сотруднику материальной помощи в расходном кассовом ордере необходимо указать: «Материальная помощь согласно приказу руководителя №___ от ______». Такое же направление использования наличных денежных средств должно быть указано и в чеке на их получение с текущего счета предприятия в банке.

Подоходный налог

При обложении подоходным налогом сумм материальной помощи следует учитывать требования пункта «ч» ст. 5 Декрета КМУ от 26.12.92 г. №13-92 «О подоходном налоге с граждан», с изменениями и дополнениями (далее — Декрет), согласно которому в совокупный налогооблагаемый доход не включается сумма помощи, предоставляемой один раз в календарном году в пределах размера прожиточного минимума, установленного законом на трудоспособное лицо, за счет юридических, физических лиц и общественных организаций.

Согласно Закону Украины от 15.11.2001 г. №2780-III «Об утверждении прожиточного минимума на 2002 год», действие которого продлено на 2003 год, размер прожиточного минимума на одно трудоспособное лицо составляет 365 грн, т. е. материальная помощь в пределах этой суммы не облагается подоходным налогом.

Пунктом 5.30 Инструкции о подоходном налоге с граждан, утвержденной приказом ГГНИУ от 21.04.93 г. №12, с изменениями и дополнениями (далее — Инструкция) определен механизм применения данной льготы. Так, если в течение года работнику предоставляется материальная помощь несколько раз, то льгота по подоходному налогу действует только при первой ее выдаче и только в пределах 365 грн. Последующие суммы материальной помощи, выдаваемые работнику в течение года, облагаются подоходным налогом в полном объеме, даже если предельная граница (с учетом суммы материальной помощи, предоставленной в первый раз) не превышен. По итогам года из совокупного налогооблагаемого дохода вычитается сумма материальной помощи в пределах 365 грн независимо от того, сколько раз в течение года предоставлялась такая помощь.

Обобщим особенности обложения подоходным налогом сумм материальной помощи:

— в течение года льгота по подоходному налогу действует только при выдаче материальной помощи в первый раз и только в пределах 365 грн;

— при годовом перерасчете остается только суммовое ограничение (размер прожиточного минимума на одно трудоспособное лицо, действующий на конец отчетного года). При этом не имеет значения, сколько раз предоставлялась такая помощь.

Это подтверждается и письмом ГНАУ от 04.02.2002 г. №2030/7/17-0217 «О некоторых особенностях проведения годовых перерасчетов подоходного налога с доходов граждан, полученных в 2001 году».

Аналогичный порядок обложения подоходным налогом применяется и при выплате материальной помощи совместителям, лицам, работающим на основании гражданско-правовых договоров, прочим физическим лицам, не являющимся сотрудниками предприятия, т. е. для граждан, для которых это предприятие не является основным местом работы. При выплате данным категориям граждан материальной помощи с сумм, превышающих 365 грн или предоставляемых более одного раза в календарный год, подоходный налог удерживается по ставке 20%.

Суммы выплаченной материальной помощи как основным сотрудникам предприятия, так и совместителям отражаются в справке по форме №8-ДР 1 отдельной строкой с признаком дохода 03. При этом, согласно Порядку заполнения и представления юридическими лицами всех форм собственности и физическими лицами — субъектами предпринимательской деятельности справки ф. №8-ДР, утвержденному приказом от 06.01.99 г. №10, если сложно выделить часть подоходного налога, приходящуюся в общей сумме подоходного налога на ту долю материальной помощи, которая превышает ее необлагаемую часть, разрешается в строке с признаком «Матеріальна допомога» в графе «Прибутковий податок» проставить цифру «0», а в строках с признаками «Дохід за основним місцем роботи» или «Дохід за неосновним місцем роботи», в зависимости от того, по какому месту работы выплачивалась материальная помощь, указать общую сумму подоходного налога, удерживавшегося с учетом материальной помощи.

1 1 Пока именно в ней: новая форма отчета о начисленных и выплаченных суммах доходов и удержанных налогах еще не утверждена ( см. «Дебет-Кредит» №12/2003 ).

Пенсионный сбор и соцвзносы

При предоставлении в течение года материальной помощи та ее часть, которая не подлежит обложению подоходным налогом, не включается также в базу для начисления сборов в Пенсионный фонд (1 или 2%; 32%), взносов в Фонд государственного социального страхования по временной утрате трудоспособности (0,25 или 0,5%; 2,9%), в Фонд социального страхования на случай безработицы (0,5%; 1,9%), в Фонд социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (согласно установленному тарифу).

Но проблема в том, что для указанных сборов и взносов перерасчет сумм обязательств (аналогично перерасчету подоходного налога) не осуществляется. Получается, что уменьшение совокупного налогооблагаемого дохода на суммы предоставленной несколько раз в году материальной помощи в пределах прожиточного минимума на одно трудоспособное лицо (при проведении годового перерасчета) приводит к уменьшению объектов для удержания и начисления сборов в Пенсионный фонд и взносов в фонды соцстраха. А так как перерасчет по данным сборам и взносам не производится, у предприятия нет возможности вернуть излишне уплаченные им суммы.

Материальная помощь может включаться в валовые расходы предприятия независимо от того, упомянута ли в коллективном договоре возможность ее предоставления, но только в пределах годового прожиточного минимума на одно лицо и только при первой выплате.

В связи с этим представляется логичным, что для обложения вышеуказанными сборами и взносами сумм выдаваемой в течение года материальной помощи во внимание должен приниматься только суммовой критерий без ограничения одноразовости выплаты.

Пенсионный фонд Украины в письмах от 15.10.2002 г. №04/6326 и от 21.11.2002 г. №04/7214 2 придерживается аналогичного мнения. Приведем выдержку из второго из них:

«Поскольку действующим законодательством предусмотрено освобождение от налогообложения сумм материальной помощи в пределах прожиточного минимума, то в течение года сбор на обязательное государственное страхование в размере 32 и 1 — 2 процентов на указанные выплаты не начисляется (не удерживается)».

2 См. «Документы для работы» №51/2002 и №5/2003 .

Итак, например, если сотруднику в марте предоставляется материальная помощь в размере 200 грн, то такая сумма не облагается ни подоходным налогом, ни 32-х и 1 — 2-процентными сборами в Пенсионный фонд. В июле сотруднику опять выплачивается материальная помощь в размере 200 грн. Эта выплата подлежит обложению подоходным налогом в полном объеме, а сборы в Пенсионный фонд в размере 32-х и 1 — 2% будут начислены (удержаны) из 35 грн (200 грн + 200 грн — 365 грн) такой выплаты.

Фонды социального страхования не высказали четкого мнения по данному вопросу, а обходятся общими фразами. Приведем цитату из письма Фонда соцстраха по временной потере трудоспособности от 20.01.2003 г. №05-2: «Таким образом, страховые взносы уплачиваются в Фонд, если указанная. материальная помощь включается в расходы на выплату основной и дополнительной заработной платы, других поощрительных и компенсационных выплат, в том числе в натуральной форме, определяемых в соответствии с Законом Украины «Об оплате труда», которые подлежат обложению подоходным налогом с граждан».

Такая же формулировка содержится и в «соцстраховских» законах, из которой при формальном прочтении следует, что при выплате материальной помощи второй и более раз в году необходимо начислить и уплатить соцстраховские взносы с таких сумм, так как они подлежат обложению подоходным налогом. В связи с этим не рекомендуем плательщикам применять для соцстраховских взносов такой же подход, как для сборов в Пенсионный фонд.

Несмотря на запрет отражения в составе валовых расходов предприятия не облагаемой подоходным налогом суммы материальной помощи, предоставлять ее все равно выгодно. Ведь на ее сумму не начисляется ни сбор в ПФ, ни сборы в социальные фонды.

Налог на прибыль

Как уже было отмечено, согласно изменениям, внесенным в пп. 5.6.1 ст. 5 Закона о налоге на прибыль, в состав валовых расходов не включаются суммы материальной помощи, которые освобождаются от налогообложения в соответствии с нормами закона, регулирующего вопросы налогообложения доходов физических лиц (законодательства, устанавливающего правила обложения подоходным налогом с граждан).

Законодательством, устанавливающим правила обложения подоходным налогом с граждан, являются Декрет и Инструкция. А следовательно, особенности обложения подоходным налогом сумм материальной помощи, рассмотренные нами выше, в полной мере распространяются на обложение данных выплат налогом на прибыль. И здесь нам представляются два варианта отражения сумм материальной помощи в составе валовых расходов.

1. Четко следовать принципу: есть подоходный — есть валовые расходы, нет подоходного — нет валовых расходов. В данном случае валовые расходы предприятие не отражает только при первой в течение года выплате материальной помощи и только в пределах прожиточного минимума. Все последующие выплаты материальной помощи включаются в состав валовых расходов в полном объеме. При проведении годового перерасчета подоходного налога (при котором учитывается только суммовое ограничение) предприятие корректирует валовые расходы (в сторону уменьшения). Результаты такой корректировки отражаются в декларации о прибыли предприятия за I квартал года, следующего за отчетным.

2. Учитывать только установленное Декретом и Инструкцией суммовое ограничение существующей льготы по налогообложению материальной помощи, не принимая в расчет, сколько раз в течение года она предоставляется.

По нашему мнению, целесообразно руководствоваться вторым подходом. Это объясняется тем, что в совокупный налогооблагаемый доход не включается (с учетом механизма годового перерасчета) сумма материальной помощи в размере прожиточного минимума на одно трудоспособное лицо из расчета на один календарный год. Действительно, предоставление материальной помощи в течение года сопряжено с определенными особенностями обложения подоходным налогом, однако в конечном итоге сумма материальной помощи, освобождаемая от налогообложения в соответствии с нормами закона, регулирующего вопросы налогообложения доходов физических лиц (законодательства, устанавливающего правила обложения подоходным налогом с граждан), соответствует размеру прожиточного минимума на одно трудоспособное лицо в год. В связи с этим предприятие имеет полное право в течение календарного года ориентироваться при отражении валовых расходов исключительно на суммовое ограничение без учета количества выплат материальной помощи.

Так, если сотруднику в течение года дважды выплачивается материальная помощь: в марте 200 грн и в июне — 200 грн, то в I квартале сумма материальной помощи не отражается в составе валовых расходов, а в декларации за I полугодие в составе валовых расходов будет отражена сумма 35 грн (200 грн + 200 грн — 365 грн).

Предполагаем, что ГНАУ по данному вопросу будет придерживаться именно такой позиции: в валовые расходы не включается предоставляемая один раз в календарном году сумма материальной помощи в размере, не превышающем на данный момент 365 грн. Возможно, до появления официальных разъяснений следует поступать именно так, а впоследствии у предприятия всегда будет возможность откорректировать (увеличить) валовые расходы.

Следует также обратить внимание еще на один момент. Изменение в течение календарного года уровня прожиточного минимума на одно лицо, судя по данным последних лет, в нашем законодательстве не практикуется. Однако такая возможность существует и даже предусмотрена Инструкцией, так как при годовом перерасчете подоходного налога в расчет берется размер прожиточного минимума на одно трудоспособное лицо, действующий на конец отчетного года. В случае изменения в течение года величины данного показателя (как правило, в сторону увеличения), предприятию необходимо будет уменьшить валовые расходы на эту разницу.

На основании данных предыдущего примера сделаем допущение, что на 31.12.2003 г. размер прожиточного минимума на одно трудоспособное лицо будет составлять 385 грн. В этом случае валовые расходы в декларации о прибыли предприятия за год необходимо уменьшить на сумму 20 грн (385 грн — 365 грн).

Бухгалтерский учет

В бухгалтерском учете не произошло каких-либо изменений в отражении начисления и выплаты сумм материальной помощи. Такие суммы, как включаемые, так и не включаемые в состав валовых расходов предприятия, по-прежнему отражаются на счетах учета расходов предприятия 23 «Производство», 91 «Общепроизводственные расходы», 92 «Административные расходы», 93 «Расходы на сбыт», 94 «Прочие расходы» в зависимости от направления таких затрат. При использовании в учете класса 8 счетов сумма материальной помощи отражается на субсчете 816 «Прочие расходы на оплату труда».

Сотруднику управленческого аппарата И. Иванову в марте начислена и выплачена материальная помощь в размере 150 грн, а в июле ему опять предоставлена материальная помощь в размере 300 грн. Оклад сотрудника — 650 грн.

Отражение в учете указанных операций см. в таблице.

Как влияет материальная помощь работникам на налог на прибыль?

Материальная помощь налог на прибыль уменьшает? Этот вопрос нередко приводит к спорам между проверяющими и налогоплательщиками. С одной стороны, материальная помощь налог на прибыль изменить не может, так как, согласно п. 23 ст. 270 НК РФ, не включается в расходы в целях налогообложения. Однако если выплаты материальной помощи связаны с выполнением трудовой функции работником, то их можно включить в расходы. Далее пойдет речь о том, какая материальная помощь не включается в расходы, а какую можно учесть в целях налогообложения.

Что такое материальная помощь

Материальная помощь обычно уплачивается работникам в связи с трудными жизненными обстоятельствами или при наступлении определенного события.

Но в НК РФ не разъяснено, что понимается под материальной помощью.

Определение материальной помощи можно найти в положениях Национального стандарта РФ ГОСТ Р 52495-2005 «Социальное обслуживание населения. Термины и определения», утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30.12.2005 N 532-ст. Под материальной помощью понимается социально-экономическая услуга, состоящая в предоставлении клиентам денежных средств, продуктов питания, средств санитарии и гигиены, средств ухода за детьми, одежды, обуви и других предметов первой необходимости, топлива, а также специальных транспортных средств, технических средств реабилитации инвалидов и лиц, нуждающихся в постороннем уходе.

Наиболее распространенные виды материальной помощи:

  • в связи с рождением ребенка;
  • в связи со смертью близких родственников;
  • в связи со сложным материальным положением;
  • в связи со стихийными бедствиями;
  • на лечение;
  • по случаю праздников, каких-либо памятных дат и др.

Как оформить выдачу материальной помощи

Обычно для получения материальной помощи работник должен написать соответствующее заявление, а также приложить подтверждающие документы. Например, по случаю рождения ребенка таким документом будет соответствующее свидетельство.

При удовлетворении заявления работника руководитель дает указание бухгалтерии выплатить материальную помощь. Для этих целей может издаваться приказ об оказании материальной помощи, либо руководитель может оставить свою резолюцию на самом заявлении. Каждая организация самостоятельно определяет порядок и процедуру оказания материальной помощи.

Когда материальная помощь не учитывается в расходах

По общему правилу, материальная помощь налог на прибыль не уменьшает, так как не включается в расходы. Об этом напрямую сказано в п. 23 ст. 270 НК РФ.

Материальная помощь носит социальный характер, выдается работникам для личных нужд, поэтому не связана с оплатой труда и выполнением работником своей трудовой функции.

Например, организация оказала помощь своим работникам, пострадавшим при наводнении, в том числе передала им предметы первой необходимости. С одной стороны, работодатель заинтересован в нормальном физическом и моральном состоянии своих сотрудников в целях надлежащего исполнения ими трудовых функций. Однако Минфин в своем письме от 24.08.2012 N 03-03-06/4/87 сделал вывод, что подобные выплаты материальной помощи не учитываются в целях налогообложения. Кроме того, контролирующий орган отметил, что, согласно п. 16 ст. 270 НК РФ, при определении налоговой базы не учитываются расходы в виде стоимости безвозмездно переданного имущества.

Также судьи ВАС РФ в постановлении Президиума от 30.11.2010 N 4350/10 указали, что нельзя учитывать в расходах ту материальную помощь, которая не связана с выполнением работником трудовой функции. Например, это выплаты на удовлетворение социальных потребностей работников, в связи со стихийными бедствиями, смертью членов семьи, рождении детей и т. п. То есть как раз те выплаты, которые носят ярко выраженную социальную, а не производственную направленность. Подробнее о том, какие виды помощи освобождены от налогообложения, рассмотрим ниже.

Если работник решит вернуть полученную материальную помощь, то эти суммы не включаются в доходы по налогу на прибыль (письмо Минфина России от 30.05.2013 N 03-03-06/1/19741).

Облагается ли материальная помощь налогом с доходов физлиц

Для того чтобы выяснить, облагается ли налогом материальная помощь работнику, следует проанализировать ст. 217 НК РФ. По общему правилу, материальная помощь облагается налогом в случае, если ее размер превышает 4 000 руб. (п. 28 ст. 217 НК РФ). В этом случае налог с материальной помощи удерживается при ее выплате.

В других случаях для того, чтобы выяснить, материальная помощь облагается налогом или нет в 2016-2017 гг., следует ознакомиться со списком исключений. Так, материальная помощь, не облагаемая налогом 2016-2017 гг. – это выплаты в связи со:

  • стихийным бедствием или с другим чрезвычайным обстоятельством (п. 8.3 ст. 217 НК РФ). Доказательством наступления такого события послужит справка, подтверждающая форс-мажор, к примеру – из МЧС (Письмо Минфина от 04.08.2015 № 03-04-06/44861);
  • террористическим актом на территории России (п. 8.4 ст. 217 НК РФ);
  • выходом на пенсию, для оплаты медицинских услуг, что подтверждено документами. Условием для того, чтобы это была сумма материальной помощи не облагаемая налогом 2016-2017 гг. является то, чтобы источником ее выплаты была чистая прибыль компании-работодателя (п. 10 ст. 217 НК РФ, Письмо ФНС от 17.01.2012 № ЕД-3-3/[email protected]);
  • выходом на пенсию либо смертью бывшего работника для членов его семьи. Если речь идет о единовременной выплате, то налоги с материальной помощи в 2016 году не удерживаются (п. 8 ст. 217 НК РФ).

Кроме того, не облагается НДФЛ единовременная материальная помощь, выплаченная работнику в связи с рождением (усыновлением) ребенка – в течение первого года после его рождения (усыновления) в сумме не более 50 000 руб. на каждого ребенка в расчете на обоих родителей (п. 8 ст. 217 НК РФ). То есть, если один из родителей получил материальную помощь в полном размере, то выплаченная другому родителю материальная помощь уже должна облагаться НДФЛ (Письмо Минфина от 24.02.2015 № 03-04-05/8495).

Материальная помощь не облагаемая налогом 2016 – проводки:

Дт 91.2 Кт 73(76) – начисление материальной помощи сотруднику (родственникам умершего сотрудника);

Дт 73(76) Кт 50 (51) – выдача из кассы (выплата на расчетный счет) материальной помощи сотруднику (родственникам умершего сотрудника).

Когда материальная помощь может учитываться при исчислении налога на прибыль

Между тем не всегда материальная помощь не учитывается при налогообложении прибыли. Если такие выплаты можно связать с выполнением трудовой функции работника, то они могут быть приняты в целях налогообложения. В таком случае это будет уже не материальная помощь по смыслу п. 23 ст. 270 НК РФ, а расходы на оплату труда.

Например, при уходе в отпуск сотрудники получают единовременные выплаты, поименованные в коллективном договоре как материальная помощь. В уже указанном постановлении Президиума ВАС от 30.11.2010 N 4350/10 судьи пришли к выводу, что подобные выплаты являются элементом системы оплаты труда, а значит, учитываются при налогообложении прибыли.

Причем об этом говорят не только судьи, но уже и специалисты Минфина России. По мнению контролирующих органов, для того чтобы такие расходы уменьшали налог на прибыль, необходимо соблюдение следующих условий:

  • выплата предусмотрена трудовым (коллективным) договором;
  • размер выплаты зависит от размера заработной платы и соблюдения трудовой дисциплины, т. е. связан с выполнением физическим лицом его трудовой функции.

В таком случае выплата будет являться элементом системы оплаты труда, и, следовательно, уменьшит налог на прибыль (см. письмо Минфина России от 02.09.2014 N 03-03-06/1/43912).

Приведем еще один пример, когда материальная помощь может учитываться при налогообложении.

В коллективном договоре закреплено, что организация по заявлению оказывает работникам материальную помощь не чаще двух раз в год в фиксированном размере, соответствующем должностному окладу. При этом получение материальной помощи не зависит от наступления каких-либо обстоятельств, событий, в том числе чрезвычайного характера, а связано исключительно с выполнением работниками трудовых обязанностей.

Минфин России в своем письме от 22.10.2013 N 03-03-06/4/44144 указал, что такие выплаты не признаются материальной помощью по смыслу п. 23 ст. 270 НК РФ. Следовательно, они принимаются к налогообложению, т. к. согласно ст. 255 НК РФ относятся к расходам на оплату труда, носят стимулирующий характер и связанны с выполнением сотрудником его трудовой функции.

Как видим, и судебная практика, и Минфин России допускают включение подобных выплат в расходы в целях налогообложения. Но в любом случае налоговые органы внимательно отнесутся к таким выплатам, и чтобы избежать доначислений, необходимо с особой тщательностью подойти к оформлению подтверждающих документов.

Для того чтобы понимать, какие доводы можно привести в защиту своей позиции, предлагаем обратить внимание на постановление Арбитражного суда Московского округа от 05.12.2014 N Ф05-13874/2014 по делу N А40-12724/2014.

Компании удалось доказать в суде обоснованность включения в расходы выплат работникам премий к праздничным дням, к профессиональному празднику и юбилейным датам.

Вот какими доводами компания убедила суд в своей правоте:

  • выплаты предусмотрены трудовыми и коллективным договорами и считаются частью системы оплаты труда;
  • в коллективном договоре нет прямого указания на то, что они финансируются из прибыли, остающейся после уплаты налога на прибыль;
  • выплаты носят поощрительный и стимулирующий характер;
  • выплаты производятся за достижения в трудовой деятельности, инициативность, добросовестность, соблюдение трудовой дисциплины;
  • размеры выплат зависят от трудовых результатов работников.

Кроме того, компания привела доказательства, что она действительно перевыполнила плановые показатели, и поэтому работники заслуживают дополнительного поощрения.

Также обращаем внимание на то, что в рассматриваемом случае в коллективном договоре нет указания на то, что спорные выплаты финансируются из прибыли, остающейся после уплаты налога на прибыль. Поэтому если такие формулировки встречаются в коллективном или трудовом договоре, то их необходимо исключить.

Кроме того, если вы решите подобные выплаты учитывать в расходах, то рекомендуем их не называть «материальной помощью». Это привлекает дополнительное внимание налоговиков. Можно просто назвать их «дополнительными выплатами» или «единовременными вознаграждениями». Тогда вам будет проще доказать налоговикам, что спорные выплаты являются расходами на оплату труда, а не материальной помощью.

По общему правилу материальная помощь не учитывается в целях налогообложения. Материальная помощь носит социальный характер и не связана с оплатой труда. Однако если выплаты связаны с выполнением работником своей трудовой функции, установлены коллективным и трудовым договорами, то они могут быть учтены в расходах по налогу на прибыль. Вместе с тем налогоплательщик должен понимать, что включение таких выплат в расходы может повлечь за собой претензии со стороны налоговиков.

Смотрите еще:

  • Государственный земельный надзор контрольная работа Контроль в сфере использовния и охраны земель 500 р уб. 300 р уб. Курсовая работа — пример Содержание Введение 3 1. Общие положения по надзору и контролю за состоянием земель 5 1.1. […]
  • Ленинский военный комиссариат ульяновской области Военкоматы Ульяновска: адреса и телефоны На данной странице находятся адреса и контактные телефоны военных комиссариатов в Ульяновске. С помощью данного списка вы можете с легкостью найти […]
  • Трудовой кодекс рб 2014 г ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ от 8 января 2014 года №131-З О внесении изменений и дополнений в Трудовой кодекс Республики Беларусь Принят Палатой представителей 16 декабря 2013 года Одобрен […]
  • Какова форма внешнеэкономической сделки и последствия ее несоблюдения Какова форма внешнеэкономической сделки и последствия ее несоблюдения Статья 162. Последствия несоблюдения простой письменной формы сделки 1. Несоблюдение простой письменной формы сделки […]
  • Вакансии в госслужбе в оренбурге Вакансии в госслужбе в оренбурге Деятельность по профилю организации Главный государственный налоговый инспектор Прием документов заканчивается через 2 дня Инспекция Федеральной налоговой […]
  • Типовой договор займа сотруднику Договор займа Здесь вы можете посмотреть и скачать шаблон договора займа за 2018 год в удобном для вас формате. Помните, что вы всегда можете получить нашу юридическую помощь, в том числе […]
Закладка Постоянная ссылка.

Обсуждение закрыто.