Земельный кодекс лесной участок

Статья 8 ЛК РФ. Право собственности на лесные участки

1. Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

2. Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.

Комментарии к ст. 8 ЛК РФ

В соответствии со ст. 3 Федерального закона «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» земли лесного фонда находятся в федеральной собственности. Комментируемая статья устанавливает, что и сформированные, и формируемые лесные участки в соответствии со ст. 7 настоящего Кодекса также находятся только в федеральной собственности, независимо от того, предоставлены они физическим или юридическим лицам на установленном праве пользования или нет. Содержание права собственности в целом как института гражданского права закреплено в ст. 209 ГК РФ. Собственнику принадлежит право владения, пользования и распоряжения своим имуществом. В соответствии со ст. 9 Конституции РФ земля и др. природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Общие положения об оборотоспособности объектов гражданских прав, в том числе земли и других природных ресурсов, закреплены в ст. 129 ГК РФ. Согласно п. 3 ст. 129 ГК РФ земля и др. природные ресурсы могут отчуждаться и переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах. Перечень земельных участков, изъятых из оборота, т.е. тех, которые нельзя предоставлять в частную собственность, а также перечень земельных участков, ограниченных в обороте, т.е. тех, которые, по общему правилу, также нельзя предоставлять в частную собственность, за исключением прямого разрешения о том федерального закона, содержатся в ст. 27 Земельного кодекса РФ. Статьей 33 Федерального закона «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» подп. 2 п. 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ был изложен в другой редакции. Так, ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки из состава земель лесного фонда.

Отметим, что правовой режим лесных участков в составе земель нелесного фонда, а иных категорий четко не определен, что породит немало спорных моментов. Как видим, формы собственности на такие лесные участки могут быть любые и должны определяться в соответствии с земельным законодательством. Пока такие нюансы земельное законодательство не содержит. Достаточно сложно будет определить критерий отнесения лесного участка в составе земель иных категорий к таковому при условии отсутствия на нем соответствующих насаждений.

Закон о чиновничьем лесе

Лесной участок приватизировать нельзя, а участок с лесом, похоже, можно

Лесной участок приватизировать нельзя, а участок с лесом, похоже, можно.

Подписанный вчера президентом Лесной кодекс, по мнению его критиков, не защищает леса от приватизации. Понятийная путаница позволяет получить лес в собственность. О проблемах, возникающих после вступления в кодекса в действие, в интервью «Газете.Ru—Комментарии» рассказывают заведующий кафедрой Московского государственного университета леса, академик РАСХН Николай Моисеев и Председатель комитета Торгово-промышленной палаты РФ по развитию лесной промышленности и лесного хозяйства Александр Беляков.

Николай Моисеев: «Леса находятся в федеральной собственности, но подменяется предмет отношений».
— Как вы оцениваете проект лесного кодекса?

— Кодекс трудно признать удовлетворительным. И его реализация принесет немало проблем. Для того, чтобы кодекс начал действовать, нужно разработать около шести десятков нормативных актов. Конечно, от их качества тоже будет немало зависеть. Главное в том, что большинство арендаторов пока не подготовлено к реализации положений кодекса. Немало проблем будет у представителей малого и среднего бизнеса. Вводимый кодексом институт аренды обязывает вести лесное хозяйство, а для мелких арендаторов с объемом заготовок до 50 тысяч кубометров, конечно, затраты на ведение хозяйства станут непосильными. Они должны будут строить дороги, чтобы поддерживать объем лесозаготовок на достигнутом уровне, и организовывать переработку. Кроме того, небольшие предприятия могут просто не выиграть аукцион. Особенно кодексом будут довольны крупные лесные корпорации. Прописанный в кодексе институт инвестиционных соглашений позволит корпорациям брать леса в долгосрочное пользование.

— Некоторые эксперты высказывают претензии к механизму контроля, каково ваше мнение?

— Реализация контроля более чем проблематична. Во-первых, в кодексе нет расшифровки понятия уполномоченный орган. Во-вторых, контроль передается на места, субъектам федерации. Они же должны обеспечить экспертизу. На федеральном уровне должен обеспечиваться контроль исполнения лесного законодательства. Но это положение декларативно, поскольку для его реализации необходима армия надзорных служащих. Составители кодекса считают, что контролем и управлением в целом должно заниматься правительство. Оно и будет принимать решения.

— Какая правовая ситуация создается после принятия Лесного кодекса, поскольку многие говорят о необходимости внести в него изменения сразу же после вступления его в силу?

— Напомню, что наряду с принятием самого Лесного кодекса принимается закон о введении его (ЛК) в действие, где записано, что до принятия определенных правовых актов действуют положения нынешнего ЛК. Например, продолжают действовать заключенные договоры лесопользования. Лесорубочный билет, который есть у предприятий, также действует до окончательно ввода в действие нового кодекса. Формально он вводится с 1 января 2007 года, но на самом деле отдельные статьи будут вступать в действие до 2008 года. Так, статус лесхозов и их право заниматься своей деятельностью сохраняется до 1 января 2008 года. Другое дело, что к февралю их имущество должно быть передано губернаторам, в собственность субъектов федерации.

— Эксперты говорят, что хотя частная собственность на лес не вводится, это положение можно в принципе обойти и владеть лесом.

—Кодекс представляет собой троянского коня. С одной стороны, леса государственного лесного фонда находятся в федеральной собственности, но подменяется предмет отношений. По существующему кодексу основным средством производства в лесном хозяйстве признаны леса. Но в новом кодексе этот объект подменяется объектом земельных отношений. Лесной участок — это участок из состава земель лесного фонда, при этом сами леса по закону «о порядке введения ЛК» предлагается в гражданском кодексе из недвижимого имущества перевести в движимое. Например, выйдет закон «об обороте лесных земель» — и оборот земли, на котором лес находится, будет регулироваться земельным и гражданским кодексами. То есть станет возможной его купля и продажа. Сейчас об этом рано говорить, поскольку федерального закона нет.

Александр Беляков: «Нас пугали частной собственностью на леса, но в итоге в новом кодексе превалирует фактически чиновничья собственность».
— Александр Семенович, одной из задач критиков нового Лесного кодекса было не допустить частную собственность на лес. Верно ли, что в итоге кодекс все же позволит лес приватизировать?

— Да, скрытая возможность приватизации, по крайней мере, части лесов там есть. В кодексе развели понятия «лес» и «лесной участок». Главный объект регулирования — лесной участок, но четкого описания этого понятия нет. Говорится лишь, что «лесным участком является земельный участок», на котором проведено лесоустройство. Но если оно не проведено, то юридически по новому Лесному кодексу это просто земельный участок и действия в отношении него регулируются Земельным кодексом, позволяющим приватизацию. Не нужно будет даже компенсацию платить за лес на изымаемых из лесного фонда и приватизируемых участках. Ведь по статье 38 Закона о введении нового ЛК «перевод земель или земельных участков из одной категории в другую» производится «без компенсации ущерба лесному хозяйству». Воспользовавшись неувязками закона, можно будет скупать леса как земельные участки. Ущерб государству из-за этого может быть огромным.

Положение усугубляется тем, что по новому кодексу права по распоряжению лесами делегируются регионам. Но соответствующие нормы и бюрократические процедуры не подготовлены. Это может привести к хаосу в управлении лесным фондом и расширить лазейки кодекса.

— Одним из основных оснований для скорейшего принятия кодекса называется необходимость привлечь инвестиции в отрасль.

— В новом ЛК нет четко прописанных стимулов для освоения нетронутых лесов — удаленных и без инфраструктуры. Претенденты, не обремененные расходами на лесообустройство, смогут получить сегодняшние 30% лесосеки, а в 70% лесов как была глухомань, так и останется. Произойдет лишь обыкновенный передел.

Дело в том, что право аренды лесов можно будет получить только на аукционах. То есть победят те, кто больше заплатит. А преференций для тех, кто уже вложил средства в инфраструктуру и переработку леса, нет. Причем победитель аукциона сможет получить прибыль, просто перепродав право аренды леса. Правда, есть пункт о том, что без аукциона аренда лесов возможна для приоритетных инвестиционных проектов. Но перечень приоритетных инвестиционных проектов определяется не законом, он будет готовиться в порядке, установленном правительством, решение принимать будет чиновник, что создает возможность для коррупции.

— Верна ли в целом идея кодекса, в частности его антиприватизационная направленность?

— Эта направленность декларируется, но не реализуется. Но я уверен, что бояться частной собственности на лес, в принципе, не стоит, тем более если вводить ее не через лазейки в законе, а через прозрачные нормы прямого действия.

Частная собственность — это не вседозволенность, а гарантированное частнику право работать в лесу по закону и эффективный инструмент для привлечения инвестиций в лесной комплекс. В странах с частной собственностью на леса есть серьезные ограничения для собственника. Например, в Финляндии, в США, Канаде существует свободное посещение частных лесов. Посетителям нельзя жечь костры, брать с собой спички, а гулять и собирать грибы или ягоды, охотиться — пожалуйста. Поэтому, повторюсь, меня частная собственность на лес не пугает. Но для России считаю ее пока преждевременной — из-за низкой культуры отношений между государством, обществом и собственниками.

Но если уж хотели разработчики ввести частную собственность на леса, то делать это надо честно, а не скрытно, как сейчас, через частную собственность на землю. Нужно записать, что получить лес в собственность можно будет, только заплатив и за земли под лесом, и за сам лес, но рубить можно только прирост. Например, на 1 гектаре растет 200 кубометров древесины, но владелец имеет право вырубить с него только 2 кубометра спелого леса в год. Тогда люди могли бы покупать леса, вести хозяйство, соблюдать правила. Вот эта форма привлекла бы огромные инвестиции. Теперь же, вероятно, смогут получать в собственность земельные участки, поросшие лесом, но без платы за лес.

Нас пугали частной собственностью на леса, но в итоге в новом кодексе превалирует фактически чиновничья собственность. Это беда нового Лесного кодекса, что статей непрямого действия там гораздо больше, чем в старом. Из-за многочисленных подзаконных актов, которые, в отличие от законов, могут меняться хоть каждый месяц, возможно много толкований со стороны чиновников. Осталось лишь узаконить в Гражданском кодексе само понятие «чиновничья собственность», поскольку новый Лесной кодекс именно чиновничью собственность и будет регулировать.

Чтобы устранить неувязки и сделать кодекс законом преимущественно прямого действия, нужно после вступления его в действие сразу принимать поправки.

Понятие земель лесного фонда, земельных участков и лесных участков

Статья 6 Лесного кодекса РФ устанавливает земли, на которых располагаются леса. В соответствии с Лесным кодексом РФ леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий.

Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются.

законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.

Напомним, что ст. 7 Лесного кодекса РФ (1997 г.) содержала понятие «лесной фонд». Действующий Лесной кодекс РФ такого понятия не содержит.

Между тем в соответствии с Земельным кодексом РФ установлены следующие категории земель:

земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов;

земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и иного специального назначения;

земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.

» Деление земель по их целевому назначению является характерной чертой российского земельного права и служит определению специфического правового режима охраны и использования земель в зависимости от их целевого назначения. Приведенные 7 основных категорий земель существуют (при некоторых изменениях названий) достаточно давно и оправдали себя на практике с точки зрения отграничения правового режима одной категории от другой. Не случайно Особенная часть Земельного кодекса РФ с описанием режимов земель строится в зависимости от категорий земель» .

Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации / Под ред. С.А. Боголюбова. М.: Проспект, 2001.

Федеральным законом от 4 декабря 2006 г. N 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» в содержание ст. 101 Земельного кодекса РФ внесены изменения:

пункты 2 — 5 ст. 101 Земельного кодекса РФ признаны утратившими силу со дня официального опубликования Федерального закона «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации», т.е. с 8 декабря 2006 года ;

День опубликования в «Российской газете».

пункты 1 и 6 ст. 101 Земельного кодекса РФ остались в силе, при этом п. 1 устанавливает, что к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления — вырубки, гари, редины, прогалины и др.) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и др.).

Таким образом, если старая редакция Лесного кодекса РФ (1997 г.) включала статью, посвященную составу земель лесного фонда с описанием лесных и нелесных земель и более подробным описанием составляющих, нежели в п. 1 ст. 101 Земельного кодекса РФ, то Лесной кодекс РФ упоминания о составе земель лесного фонда не содержит. Следовательно, это предмет регулирования Земельного кодекса РФ, хотя ст. 23 Лесного кодекса РФ и устанавливает, что земли лесного фонда состоят из лесничеств и лесопарков.

Между тем стандарт отрасли ОСТ 56-108-98 «Лесоводство. Термины и определения» , разработанный Всероссийским научно-исследовательским институтом лесоводства и механизации лесного хозяйства, содержит следующую классификацию состава земель лесного фонда (см. таблицу 2):

Утвержден Приказом Рослесхоза от 3 декабря 1998 г. N 203.

Классификация состава земель лесного фонда Термин Определение 3.1.28

Лесные земли* Земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее произрастания 3.1.29

Нелесные земли* Земли, предназначенные для нужд лесного хозяйства, но не для произрастания лесной растительности, а также непригодные для нее и неудобные для использования, расположенные в границах лесного фонда, лесов, не входящих в лесной фонд, и древесно-кустарниковой растительности.

Примечание. К нелесным землям относятся земли, занятые просеками, дорогами, сельскохозяйственными угодьями, а также болотами, каменистыми россыпями и другие 3.1.30

Покрытые лесной растительностью земли*

земли Лесные земли, на которых произрастают сомкнутые древостои 3.1.28

Лесные земли* Земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее произрастания 3.1.31 Не покрытые лесной растительностью земли*

земли Лесные земли, на которых нет сомкнутых древостоев.

Примечание. Лесонепокрытые земли включают: вырубки, гари, погибшие древостои, прогалины, пустыри, редины и другие 3.1.32

Прогалины Небольшие участки лесонепокрытых земель без деревьев, сохранившие элементы лесной растительности 3.1.33 Пустыри Значительные по площади старые вырубки, гари и другие участки лесонепокрытых земель, на которых спустя установленный в лесоводстве период нет возобновления леса 3.1.34

редины Участки лесных земель с редкими несомкнутыми древостоями и с молодыми деревьями периода возобновления, из которых не могут сформироваться сомкнутые древостои без мероприятий по возобновлению леса в условиях, где такие древостои могут произрастать 3.1.35

редина Лесные земли с редким древостоем в экстремальных лесорастительных условиях, не обеспечивающих произраста- Редколесье ние сомкнутых древостоев 3.1.36 Болота Участки избыточно увлажненных нелесных земель с древесной растительностью и без нее, на которых лесорастительные условия не обеспечивают произрастание сомкнутых древостоев 3.1.37 Поляны Участки нелесных земель, расположенные среди леса, заросшие травянистой растительностью. Примечание. В лесах, имеющих рекреационное значение, выделяются «ландшафтные поляны» как элементы рекреационного ландшафта, обладающие определенными эстетическими свойствами и подлежащие сохранению 3.1.38 Просеки Очищенные от деревьев и кустарников или специально не занятые ими при лесовыращивании полосы в лесу, имеющие различное назначение и относящиеся к нелесным землям.

Примечание. Ширину просек устанавливают в соответствии с их назначением 3.1.39 Опушка леса Полоса леса, расположенная на границе с безлесной территорией 3.1.40 Стены леса Полосы леса, примыкающие к вырубкам и часто выполняющие роль источников обсеменения и другие лесоводственно- экологические функции В соответствии с Лесным кодексом РФ леса могут располагаться не только на землях лесного фонда, но и на иных категориях земель. Ранее (в соответствии с Лесным кодексом РФ (1997 г.)) леса, расположенные не на землях лесного фонда, назывались лесами «не входящими в лесной фонд».

К ним относились леса обороны (располагавшиеся на землях обороны), городские леса (располагавшиеся на землях городских поселений) и леса на землях сельских поселений. Все они фактически не входили в лесной фонд, поэтому и квалифицировались как «леса, не входящие в лесной фонд».

Понятие «леса, не входящие в лесной фонд» Лесной кодекс РФ не применяет, указывая, однако, что леса могут располагаться на всех без исключения категориях земель. Но правовой режим у этих лесов будет различным — в зависимости от того, располагаются они на землях лесного фонда или нет.

В соответствии с п. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного режима использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

Федеральным законом «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» был исключен п. 4 части 1 ст. 10 Градостроительного кодекса РФ, который вступил в силу со дня официального опубликования Федерального закона «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» (см. соотв. примеч.). Напомним, что ст. 10 Градостроительного кодекса РФ содержала перечни схем территориального планирования Российской Федерации.

Одним из видов документов территориального планирования Российской Федерации были схемы территориального планирования Российской Федерации в области использования и охраны лесного фонда. В результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон .

Пункт 1 ст. 35 Градостроительного кодекса РФ.

Устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как и всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) (максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования участков и объектов капитального строительства являются градостроительным регламентом Градостроительного кодекса РФ.

Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается как ст. 8 Земельного кодекса РФ, так и Федеральным законом от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».

Порядок перевода земель лесного фонда в земли других категорий изменен. В чем же проявляются эти изменения?

Во-первых, если прежняя редакция данного Закона имела установленный порядок перевода для земель лесного фонда в целом, то новая редакция устанавливает особенности перевода земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий.

Во-вторых, изменились основания для перевода. Сегодня существует три основания для перевода: 1)

организация особо охраняемых природных территорий; 2)

установление или изменение границ населенных пунктов; 3)

размещение объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов.

Перевод земель лесного фонда, на которых расположены зеленые зоны, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий разрешается в случае размещения линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также (по решению Правительства РФ) в случае размещения аэродромов.

В-третьих, если ранее данный Закон предусматривал необходимость получения государственной экологической экспертизы на случай перевода земель лесного фонда в установленных случаях, то сегодня этого уже не требуется .

Учитывая формулировку пп. 4 п. 4 ст. 2 Федерального закона «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» о том, что заключение государственной экологической экспертизы требуется, если ее проведение предусмотрено федеральными законами.

В Федеральном законе «Об экологической экспертизе» об этом тоже не упоминается.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» земли, на которых расположены ранее созданные в целях освоения лесов поселки (в границах земель лесного фонда), подлежат переводу в земли населенных пунктов в порядке, установленном Федеральным законом «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».

В-четвертых, из текста Лесного кодекса РФ и Федерального закона «Об экологической экспертизе» исключено упоминание процедуры перевода лесных земель в нелесные. При этом сами понятия лесных и нелесных земель в Земельном кодексе РФ сохранились.

Поскольку в соответствии со ст. 3 Федерального закона «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» земли лесного фонда по-прежнему относятся к федеральной собственности, то в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 8 Земельного кодекса РФ их перевод в другую категорию земель возможен только по решению Правительства РФ .

Пуряева А.Ю. Комментарий к Лесному кодексу РФ (постатейный). М.: ЗАО «Юстицинформ», 2007.

Бывшая редакция Земельного кодекса РФ под земельным участком понимает часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке. Федеральным законом от 22 июля 2008 г. N 141- ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части совершенствования земельных отношений» понятие земельного участка изменено .

Изменения вступили в силу 24 октября 2008 г.

Понятие земельного участка отныне звучит так: это часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. Земная кора, как известно, — понятие более широкое, чем часть поверхности земли. Земная кора — самая верхняя часть литосферы, наиболее сложная область Земли, в которой происходят различные циклические процессы осадконакопления, магнетизма, формирования новых физико-химических структур, непосредственно влияющих на биотические компоненты планеты. Толщина земной коры составляет от 5 км (под океанами) до 75 км (под материками) .

Гимадеев М.М., Щеповских А.И. Экологический энциклопедический словарь / Под ред. М.М. Гимадеева. Казань: Природа, 2000.

Понятие лесного участка введено ст. 7 Лесного кодекса РФ. Лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 Лесного кодекса РФ.

Лесной кодекс РФ более не содержит понятия «участок лесного фонда, предоставляемого в пользование». Несмотря на тесную взаимосвязь лесного и земельного законодательства и то, что земли лесного фонда являются самостоятельной категорией земель, Лесной кодекс РФ имеет специфику, отличающую его в корне от земельного законодательства.

Объектом лесных отношений является участок лесного фонда — как комплекс земли и расположенной на ней растительности одновременно, участки нелесных земель, а также участки лесных земель, не покрытых лесной растительностью. Таким образом, к лесному законодательству неприменим термин «земельный участок», т.к. предметом договорных отношений становится именно участок лесного фонда .

Семьянова А.Ю. Комментарий к Лесному кодексу РФ (постатейный). М.: ЗАО «Юстицинформ», 2005.

Изменено и представление о предмете договорных отношений в области лесопользования. Теперь в пользование предоставляется земельный участок, именуемый тем не менее лесным участком.

Напомним, что в соответствии со ст. 6 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок как объект земельных отношений — это часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке. Однако при этом нужно учитывать следующее:

во-первых, если придерживаться данного определения в контексте Лесного кодекса РФ, следует исходить из того, что данное понятие земельного участка применимо не только для земельного участка как объекта земельных отношений, но и для земельного участка как объекта лесных отношений (лесного участка);

во-вторых, прочие составляющие, образующие понятие «лес» в качестве предоставляемого в пользование объекта, не учитываются и не должны учитываться — ни растительность, ни животные, ни водные объекты, ни другие составляющие экологической системы;

в-третьих, «предел» почвенного слоя не определен ни в отношении земельных отношений, ни в отношении лесных отношений .

В соответствии с Лесным кодексом РФ лесной участок может находиться не только в составе земель лесного фонда, но и в составе земель иных категорий.

Между тем практика применения Федерального закона «О разграничении государственной собственности на землю» не дала ожидаемого результата. Вопрос о разграничении государственной собственности на землю в настоящее время регулируется Федеральным законом «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» .

От 17 апреля 2006 г. N 53-ФЗ.

Этим Законом признан утратившим силу Федеральный закон «О разграничении государственной собственности на землю». Вопросы разграничения государственной собственности на землю также регулируются п. 10 ст. 3 и ст. 3.1 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» .

От 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ.

В соответствии с этим Законом распоряжение земельными участками осуществляется после государственной регистрации права собственности на них. Однако отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими.

Изданные Правительством РФ акты об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю, являются основанием для государственной регистрации права собственности соответственно Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований на такие земельные участки . Шуплецова Ю.И. Вещные права на природные ресурсы: публичные и частные интересы. М.: ИД » Юриспруденция», 2007. 2.

Статья 101 ЗК РФ. Земли лесного фонда (действующая редакция)

1. К землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, — вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).

2 — 5. Утратили силу. — Федеральный закон от 04.12.2006 N 201-ФЗ.

6. Порядок использования и охраны земель лесного фонда регулируется настоящим Кодексом и лесным законодательством.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 101 ЗК РФ

Порядок использования и охраны земель лесного фонда регулируется Земельным кодексом и лесным законодательством.

Необходимо отметить, что Лесной кодекс РФ не содержит понятия лесного фонда и указания на состав земель лесного фонда.

Основное понятие Лесного кодекса — леса. Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе.

Леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий.

Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются.

Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.

В соответствии с Инструкцией по проведению лесоустройства в лесном фонде России, утв. Приказом Федеральной службы лесного хозяйства России от 15 декабря 1994 г. N 265 «Об утверждении Инструкции по проведению лесоустройства в лесном фонде России», все земли лесного фонда делятся на две основные категории: лесные и нелесные.

К нелесным относятся земли, не предназначенные, а также непригодные для выращивания древостоев или кустарников без предварительных мелиораций или рекультивационных работ. Все остальные земли относятся к лесным, т.е. пригодным и предназначенным для лесовыращивания.

Лесные земли разделяются на следующие категории:

несомкнувшиеся лесные культуры;

лесные плантации и питомники;

не покрытые лесом.

К покрытым лесом лесным землям относятся:

земли, занятые молодняками древесных пород с полнотой 0,4 и выше, древостоями других групп возраста с полнотой 0,3 и выше;

вырубки, гари и другие естественно возобновляющиеся участки лесных земель, на которых количество и состояние экземпляров естественного возобновления или сохраненного при рубке леса подроста соответствует нормативному или превышает его для перевода в покрытые лесом земли;

участки, занятые кустарниками, на которых в силу естественно-географических условий не могут произрастать древесные породы или на которых специально организуются кустарниковые хозяйства. Для отнесения таких участков к покрытым лесом землям пользуются региональными нормами степени покрытия участка кустарниковой растительностью.

К питомникам и плантациям относятся земли, отведенные для выращивания лесопосадочного материала, маточные лесосеменные и плантации, предназначенные для получения черенков для лесокультурных или озеленительных работ, плантации новогодних елей, прутяных и высокотаннидных ив и других технических культур.

Плантации лесных пород, предназначенные для ускоренного выращивания древостоев с целью получения целевых сортиментов или древесной массы для химической переработки, учитываются как лесные культуры с отнесением их по таксационным показателям и состоянию к покрытым лесом землям или к несомкнувшимся лесным культурам.

К естественным рединам относятся древостои с полнотой 0,1 — 0,2, произрастающие в экстремальных физико-географических условиях, где формирование древостоев с большей полнотой невозможно.

К непокрытым лесом лесным землям относятся участки лесных земель, на которых в момент их таксации древесно-кустарниковая растительность отсутствует, которые по общему показателю полноты, сомкнутости или по количеству экземпляров древесных растений не позволяют отнести эти участки к покрытым лесом землям.

Также выделяются следующие категории не покрытых лесом земель:

гари — участки, на которых древесная растительность погибла в результате пожара;

участки погибших насаждений — древостои, усохшие на корню или полностью прекратившие вегетацию в результате массового повреждения их энтомо- или фитовредителями, стихийного воздействия (ветровала, бурелома, снеголома), выбросов в атмосферу вредных веществ промышленными предприятиями и других природных или антропогенных воздействий;

вырубки — участки, на которых древостой полностью вырублен в порядке главного пользования лесом или в результате сплошных санитарных рубок, а естественное возобновление либо отсутствует, либо количество и состояние его не соответствует нормативу перевода участка в покрытые лесом земли. К этой же категории относятся лесосеки, отведенные и переданные по лесорубочным билетам в сплошную рубку на год проведения полевых лесоустроительных работ;

прогалины и пустыри. К прогалинам относятся мелкие невозобновившиеся участки, возникшие в результате очагового вывала или вырубки древостоя вследствие каких-либо отрицательных воздействий локального характера. К пустырям относят значительные по площади старые вырубки, гари и другие участки с уничтоженной лесной растительностью, не возобновившиеся в течение прошедшего ревизионного периода.

Значительные по площади гари и погибшие насаждения могут разделяться на отдельные выделы по отсутствию или наличию на них мертвого или сырорастущего леса, по величине запаса и товарности пригодного для промышленной заготовки древесины, а также по разнице в типах лесорастительных условий, определяющих характер и успешность лесовосстановления на них.

Участки с наличием деревьев в возрасте молодняка или отдельных куртин их с общей полнотой или сомкнутостью 0,3 и менее относят к той категории не покрытой лесом земли, на которой они возникли, или соответственно к гари или погибшему насаждению, если они представляют собой остатки погибшего или сгоревшего молодняка.

Все земли лесного фонда, а также иные земли, на которых расположены леса, делятся на лесные участки.

Лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии с материалами лесоустройства и данными кадастрового учета.

Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.

Вопрос об объекте права собственности на леса является еще одной проблемой. В настоящее время ст. 8 Лесного кодекса установлено только право собственности на лесные участки, которыми в соответствии со ст. 7 Кодекса являются земельные участки (надо полагать, имеются в виду участки, занятые лесами или предназначенные для этого). Отдельно законодательством не устанавливается собственность на леса, хотя такое понятие широко используется в Лесном кодексе.

В соответствии со ст. 10 Лесного кодекса леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса. Леса, расположенные на землях иных категорий, могут быть отнесены к защитным лесам. В свою очередь, упоминавшаяся ст. 8 Лесного кодекса делит земли лесного фонда на лесные участки, наличие на которых лесов, как показывает практика, не является обязательным.

Разграничение собственности на леса и земли, занятые лесами и нелесной растительностью, до настоящего времени не проведено. В федеральной собственности находятся земли лесного фонда (ст. 3 Федерального закона от 4 декабря 2006 г. N 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса РФ») и лесные участки в составе земель лесного фонда. Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством. Поскольку земельное законодательство прямо не решает данный вопрос, видимо, необходимо руководствоваться ст. 27 Земельного кодекса. Данная статья устанавливает перечень земельных участков, изъятых из оборота или ограниченных в обороте, которые, следовательно, не могут находиться в частной собственности.

В остальных случаях право собственности на лесные участки, по нашему мнению, следует определять, исходя из общих начал земельного законодательства и принципа разграничения собственности на землю.

Решение вопроса о точном определении объекта права собственности (леса, земли лесного фонда, лесные участки) и разграничения лесной собственности позволит реализовать заложенный в лесном законодательстве механизм закрепления прав собственности на леса и иную растительность. Например, в соответствии со ст. 261 ГК РФ право собственности на земельный участок распространяется также на находящиеся на нем растения. Однако ни гражданское, ни земельное, ни лесное законодательство понятия «растение» не содержит. Поэтому и вопрос о собственности на такие растения остается открытым.

В соответствии со ст. 20 Лесного кодекса право собственности на древесину, которая получена при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда, принадлежит Российской Федерации.

Такое право возникает в тех случаях, когда на землях лесного фонда производятся работы по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых, для строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, специализированных портов, для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также для переработки древесины и иных лесных ресурсов.

Помимо права собственности лесные участки из состава земель лесного фонда могут предоставляться лесопользователям и на иных правах.

Право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного срочного пользования лесными участками возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством и земельным законодательством, если иное не предусмотрено Лесным кодексом.

Земли, на которых расположены ранее созданные в целях освоения лесов поселки в границах земель лесного фонда, подлежат переводу в земли населенных пунктов в порядке, установленном Федеральным законом от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».

Иные случаи перевода земель лесного фонда в земли других категорий предусмотрены названным Федеральным законом.

В частности, перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий разрешается в случае:

1) организации особо охраняемых природных территорий;

2) установления или изменения черты поселения;

3) размещения объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов.

Одной из новелл Лесного кодекса является то, что многие виды деятельности могут осуществляться на землях лесного фонда без перевода их в земли иных категорий. Такие случаи предусматриваются в ст. 21 Лесного кодекса.

Не требуют перевода земель строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда, если данные работы ведутся для следующего:

1) осуществление работ по геологическому изучению недр;

2) разработка месторождений полезных ископаемых;

3) использование водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов;

4) использование линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов;

5) переработка древесины и иных лесных ресурсов;

6) осуществление рекреационной деятельности;

7) осуществление религиозной деятельности.

Строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях иных категорий, на которых расположены леса, допускаются в случаях, определенных другими федеральными законами в соответствии с целевым назначением этих земель.

Земли, которые использовались для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, подлежат рекультивации.

Земли лесного фонда состоят из лесничеств и лесопарков, которые также располагаются на землях:

1) обороны и безопасности, на которых расположены леса;

2) населенных пунктов, на которых расположены городские леса;

3) особо охраняемых природных территорий, на которых расположены леса.

Количество лесничеств, лесопарков, их границы устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Использование лесов, представляющее собой предпринимательскую деятельность, осуществляется на землях лесного фонда лицами, зарегистрированными в Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Одним из видов предпринимательской деятельности, связанной с выращиванием лесных насаждений определенных пород (целевых пород), является создание лесных плантаций и их эксплуатация.

К лесным насаждениям определенных пород (целевых пород) относятся лесные насаждения искусственного происхождения, за счет которых обеспечивается получение древесины с заданными характеристиками.

Лесные плантации могут создаваться на землях лесного фонда и землях иных категорий.

Гражданам, юридическим лицам для создания лесных плантаций и их эксплуатации лесные участки предоставляются в аренду в соответствии с лесным законодательством, земельные участки — в соответствии с земельным законодательством.

На землях лесного фонда обязательно проводится лесоустройство.

Государственная инвентаризация лесов осуществляется в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда и землях иных категорий, наземными и аэрокосмическими способами.

Лесное законодательство предусматривает обязательный кадастровый учет лесных участков. Однако с учетом того, что ранее (до введения в действие Лесного кодекса 2006 г.) кадастровый учет земель лесного фонда практически не проводился, Федеральный закон от 4 декабря 2006 г. N 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» до 1 января 2010 г. разрешил предоставление гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда без проведения государственного кадастрового учета.

С 1 марта 2008 г. лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План лесного участка в составе земель лесного фонда, выданный до 1 января 2010 г., признается юридически действительным.

В случае если до 1 января 2010 г. государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков и идентификация лесного участка в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется по условному номеру, который присваивается такому лесному участку в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Любые сделки, совершаемые с лесными участками, подлежат государственной регистрации.

Это подтверждается также сложившейся судебной практикой. В качестве примера может быть приведено Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 13 марта 2008 г. N Ф04-1647/2008(1906-А45-31).

Общество с ограниченной ответственностью обратилось в суд с заявлением к территориальному управлению Федеральной регистрационной службы о признании незаконным отказа в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и об обязании Управления произвести государственную регистрацию сделки — договора аренды участка лесного фонда с учетом дополнительного соглашения.

В кассационной жалобе Управление, полагая, что судебный акт является незаконным и необоснованным и что судом применены нормы материального права, не подлежащие применению к данным правоотношениям, просит отменить решение суда полностью и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований отказать.

По мнению заявителя жалобы, поскольку Общество не привело представленный на регистрацию договор аренды участка лесного фонда в соответствие с действующим законодательством, в государственной регистрации было отказано правомерно; выводы суда о том, что на момент подачи документов для государственной регистрации договора аренды он соответствовал действующему законодательству, не соответствуют обстоятельствам дела, поскольку документы были поданы после вступления в силу Федерального закона от 4 декабря 2006 г. N 201-ФЗ, признавшего утратившим силу частично Лесного кодекса РФ от 29 января 1997 г. N 22-ФЗ, в том числе положения о договоре аренды участка лесного фонда.

Управление, сославшись на абз. 1 п. 1 ст. 20 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», отказало Обществу в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, мотивируя это тем, что право на объект недвижимого имущества, о государственной регистрации которого просит заявитель, не является правом, подлежащим государственной регистрации прав, и в соответствии с указанным Федеральным законом документы, представленные на государственную регистрацию права, по содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства.

Арбитражный суд, исследовав имеющиеся в деле доказательства и дав им надлежащую правовую оценку, удовлетворяя требования заявителя, принял законное и обоснованное решение. Кассационная инстанция поддержала выводы суда первой инстанции, в связи с чем отклонила доводы кассационной жалобы.

При этом кассационный суд исходил из того, что в соответствии с п. 2 ст. 609 ГК РФ договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом.

В соответствии с п. 1 ст. 17 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки.

Основания для отказа в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним перечислены в ст. 20 указанного Федерального закона.

Отказывая Обществу в государственной регистрации, регистрирующий орган, ссылаясь на Федеральный закон от 4 декабря 2006 г. N 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации», согласно которому из понятия недвижимого имущества исключены такие понятия, как «леса и многолетние насаждения», исходил из того, что договор аренды участка лесного фонда не может быть зарегистрирован, так как участок лесного фонда не является объектом недвижимого имущества, право на которое подлежит государственной регистрации.

Однако этот довод заявителя жалобы о том, что с 1 января 2007 г. договоры аренды лесных участков не подлежат государственной регистрации, не мог быть принят судом, поскольку из содержания указанного Закона усматривается, что сделки с лесными участками подлежат государственной регистрации (ст. 4.3 названного Закона). Кроме того, в соответствии со ст. 7 Лесного кодекса лесной участок является земельным участком, государственную регистрацию сделок с которым вновь принятый закон не отменяет.

Поэтому судом был сделан правомерный и обоснованный вывод, что договоры о передаче лесных участков в пользование (в частности, договоры аренды) подлежат обязательной государственной регистрации, и обоснованно признал незаконным отказ регистрирующего органа в государственной регистрации договора аренды участка лесного фонда.

Смотрите еще:

  • Дома на продажу в алтайском крае под материнский капитал Купить дом Алтайский край Всего 10 454 объявления Всего 10 454 объявления Продаю коттедж, 471 м², 13 соток. 9 ноября 1270 Агентство Пожаловаться Заметка Продам коттедж, […]
  • Трудовой кодекс рф 2018 выговор Статья 192 ТК РФ За совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель […]
  • Фз 8 статья 13 Федеральный закон от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" (с изменениями и […]
  • Право собственности граждан конституция Статья 36 Конституции РФ 1. Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. 2. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами […]
  • Код в рсв отпуск за свой счет 2018 Код в рсв отпуск за свой счет 2018 Вопрос: Сотрудник в 2018 году находился в очередном оплачиваемом отпуске с 9 по 22 июля. С 6 по 8 августа воспользовался дополнительным отпуском за […]
  • Михайловым лС Адвокат Городская коллегия адвокатов, г. Оренбург Информация Описание: Главный офис располагается по адресу: г. Оренбург ул. Терешковой д.26 Дополнительный офис располагается по адресу:г. […]
Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии запрещены.