Содержание работы с родителями детей раннего возраста

Взаимодействие и сотрудничество с родителями по вопросам развития детей дошкольного возраста

Взаимодействие и сотрудничество с родителями по вопросам развития детей дошкольного возраста

Современная жизнь характеризуется быстрыми и глубокими изменениями. Изменяется и совершенствуется и система дошкольного образования, которая всегда выполняла и выполняет важнейший социальный заказ общества, являясь одним из факторов его развития.

Однако в условиях финансово-экономического, политического и социального кризиса дошкольное звено образовательной отрасли оказалось самым незащищенным. Остро встал вопрос сохранения, выживания и обеспечения жизнедеятельности ДОУ.

Проблема взаимодействия ДОУ и семьи в последнее время попала в разряд самых актуальных. Изменившаяся современная семья (финансовое и социальное расслоение, обилие новейших информационных технологий, более широкие возможности получения образования и др.) заставляет искать новые формы взаимодействия.

Работа с родителями – это сложная и важная часть деятельности педагогов.

На наш взгляд, основные трудности возникают при реализации сотрудничества детского сада и семьи при использовании только традиционных методов и форм работы с семьей. В то время как необходимо иное решение задач сотрудничества воспитателей и родителей.

На определенном этапе жизненного пути ребенок поступает в детский сад. Теперь его окружают новые люди, взрослые и дети, которых он раньше не знал и которые составляют иную общность, чем его семья.

Если родители и педагоги объединят свои усилия и обеспечат малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома, а детский сад будет способствовать его развитию, умению общаться со сверстниками, то можно с уверенностью сказать, что произошедшие изменения в жизни ребенка – ему во благо.

Однако сами сотрудники дошкольных учреждений иногда берут на себя все заботы по воспитанию и обучению детей, забывая, что и родители должны проявлять заинтересованность и инициативу в общении с педагогическим коллективом учреждения.

Современный родитель. Какой он? Надо ли учить и воспитывать родителей?

Преобладающая часть родителей не профессиональные воспитатели. Они не имеют специальных знаний в сфере воспитания и образования детей, нередко испытывают трудности в установлении контактов с детьми.

Большое внимание мы уделяем работе с родителями. Наше дошкольное учреждение участвовало в конкурсе инновационных проектов Российского образовательного форума, где представляло инновационную разработку «Этот важный ранний возраст: взаимодействие и сотрудничество с родителями по вопросам развития детей дошкольного возраста». Значимость нашей работы состоит в том, чтобы достичь грамотного подхода родителей к проблеме адаптации ребенка к ДОУ, а педагогическим работникам активизировать сотрудничество с семьей. Мы работаем над тем, чтобы создать равновесие и взаимодействие между психолого-педагогической теорией и практикой.

1. Повышение уровня педагогической культуры родителей.
2. Достижение оптимального уровня взаимодействия детского сада и семьи через созданную систему сотрудничества и партнерства.

Основные задачи, решаемые внедрением разработки

  1. Разработать и внедрить в практику ДОУ разнообразные формы и методы взаимодействия детского сада с семьей.
  2. Способствовать активному включению родителей в воспитательно-образовательный процесс детского сада.
  3. Апробировать методики диагностического исследования и адаптационной карты.
  4. Популяризировать деятельность ДОУ среди населения микрорайона.

Ожидаемые результаты от внедрения разработки

Участие родителей в воспитательно-образовательном процессе детского сада.

Повышение педагогической культуры родителей.

Объединение интересов семьи и ДОУ в вопросах адаптации детей к условиям детского сада.

Сокращение сроков адаптации детей раннего возраста и создание условий для психофизического благополучия детей в ДОУ

В результате реализации проекта качественно изменится работа педагогов, которые смогут эффективно решать задачи взаимодействия детского сада и семьи. Будет продолжена работа по привлечению узких специалистов из Центра психолого-медико-социального сопровождения «Лабиринт», детской поликлиники (психологов, логопедов, врачей) и в дальнейшем открытие группы ранней диагностики и коррекции детей.

Для осуществления поставленных целей были разработаны следующие этапы работы:

Первый этап: подготовительный

Цель: определить основные направления работы.

Задачи: подготовить материально-техническую базу, изучить аналогичный опыт работы, решить вопрос о заключении договора на сотрудничество с детской поликлиникой, с ЦМПСС «Лабиринт»

Второй этап: организационный

Цель: составить программу работы с родителями.

Задачи: диагностировать родительские качества и стили воспитания в семье; организовать совместную с родителями работу по внедрению методов сотрудничества семьи и детского сада; искать оптимальные пути и разрабатывать модель взаимодействия с семьей.

Третий этап: Аналитический

Цель: систематизировать методический материал

Задачи: количественная и качественная обработка промежуточных итогов работы

Четвертый этап. Заключительный

Цель: обобщение полученного опыта; осмысление его в виде модели психолого-педагогического взаимодействия родителей с педагогами

Задачи: представлять опыт по итогам работы, проводить обучающие семинары

Социальная работа в нашем ДОУ в сфере благополучной адаптации детей предполагает активное участие родителей в воспитании детей.

Мы считаем необходимым систематизировать и обновить наиболее целесообразные формы и методы работы с семьей, новые пути взаимодействия между семьей и ДОУ.

В рамках работы над проектом была организована «Школа заботливых родителей», где родители могли прослушать цикл лекций и бесед на интересующие их темы, приглашались специалисты детской поликлиники, с ЦПМСС «Лабиринт» Таким образом, адаптация ребенка в ДОУ будет проходить эффективно, если между образовательным учреждением и семьей будет создано взаимодействие по вопросам: возрастной педагогики, детской психологии, педиатрии.

Выявив низкий уровень знаний и опыта родителей по вопросам развития и воспитания детей, мы поставили перед собой задачу вовлечь семьи в образовательный процесс с целью повышения педагогической культуры родителей и укрепления сотрудничества с дошкольным учреждением. Наше дошкольное учреждение предполагает дальнейшее тесное взаимодействие всех участников воспитательного процесса: детей, педагогов, родителей, т.к. наметились новые подходы к педагогическому взаимодействию детского сада и семьи.

Основными направлениями этого взаимодействия являются:

  • изучение потребности родителей в образовательных услугах для определения перспектив развития учреждения, содержания работы и форм организации. С этой целью будет проводиться анкетирование, социологические исследования, опросы;
  • просвещение родителей с целью повышения педагогической культуры

В ходе разработки нами были продуманы как традиционные, так и нетрадиционные формы взаимодействия с родителями.

Наиболее удачными, нам показались такие формы как:

Родительские гостиные, дискуссии. Они позволяют достичь психологического контакта между родителями и педагогами, обеспечить активное усвоение, осмысление информации. Особый интерес у родителей вызывают занятия «Школы заботливых родителей», которые проводятся в различной форме с привлечением специалистов в области медицины, педагогики и психологии. С учетом пожеланий и интересов родителей составляется тематический план занятий «Школы заботливых родителей» /Приложение 1/

Дни открытых дверей;

Консультации. Они устраиваются для тех родителей, кто в них нуждается. Часто мы приглашаем родителей из разных возрастных групп детского сада и обсуждаем, например, такие темы: «Чтобы ваш ребенок не болел», «Детская агрессия. Истоки самостоятельности» и т.д.

Семинары-практикумы, которые проводятся с целью совершенствования сотрудничества педагогов с родителями. Готовясь к семинару-практикуму, необходимо продумать, как создать атмосферу, при которой родители могли бы рассказать о своем положительном опыте, о своих трудностях. Активные формы обучения родителей целесообразно сочетать с передачей знаний о закономерностях психического развития детей, методах воспитания в семье, детском саду.

Семинар-практикум для родителей
«Организация рационального питания детей от 1,5 до 3 лет»

Цель: обогащение знаний родителей в вопросах организации питания детей дошкольного возраста

— «Особенности питания детей раннего возраста»
— «Питание детей в период адаптации к дошкольному учреждению»
— «Рецептура приготовления блюд. Дегустация.»
— «О полезных и вредных привычках»
— Анкетирование
— Обмен мнениями и опытом

Участники семинара-практикума:

  • родители групп раннего возраста;
  • врач-педиатр
  • заведующая ДОУ
  • старшая медсестра ДОУ
  • старший воспитатель ДОУ
  • Шеф-повар

В перспективе работы нашего учреждения:

  • создание справочно-информационной службы по вопросам воспитания и образования дошкольников для жителей микрорайона;
  • привлечение средств массовой информации к проблемам дошкольного воспитания и открытие родительского клуба в цикле телепередач Мобилтелеком;
  • разработка рекламных буклетов учреждения;
  • организация семинаров городского и республиканского уровней по данной теме;
  • распространение опыта работы среди дошкольных учреждений города

Содержание работы с родителями детей раннего возраста

Автор: Медведева Жанна Витальевна

Организация: МАДОУ №112

Населенный пункт: Мурманская область, г. Мурманск

В настоящее время актуальными задачами продолжают оставаться индивидуальная работа с семьей, дифференцированный подход к семьям разного типа, забота о том, чтобы не упустить из поля зрения и внимания специалистов не только трудные, но и не совсем благополучные в каких – то конкретных, но и важных вопросов воспитания детей дошкольного возраста на групповых собраниях, во время педагогических бесед, консультаций необходимо связывать их с реальными возможностями семейного воспитания.

Существует три формы работы с родителями:

— наглядные

— словесные

— смешанные

Словесные методы и формы – беседа, консультации, родительские собрания, индивидуальные беседы с родителями.

Наглядные методы – оформление стендов, папок-передвижек, день открытых дверей, оформление выставок детских работ, рекомендации для родителей и т.д.

Смешанные формы (комбинированные) – посещение семьи ребенка, родительские собрания, конференции.

В настоящее время используются всевозможные методы и формы педагогического просвещения родителей, как и уже утвердившиеся в этой области, так и новаторские, нетрадиционные: устные журналы, круглые столы, организация клубов, организация деловых игр.

Стоит коснуться некоторых форм и методов более подробно.

Посещение семьи ребенка много дает для изучения, для установления контакта с ребенком, его родителями, выяснение условий воспитания, если не превращается в формальное мероприятие. Педагогу необходимо заранее согласовывать с родителями удобное для них время для посещения, а так же определить цель своего визита.

Посещая семьи своих воспитанников для изучения условий их жизни, педагоги стремятся раскрыть специфические возможности семьи и в первую очередь родителей в воспитании ребенка. Прийти к ребенку, значит прийти в гости, следовательно, надо быть в хорошем настроении, приветливым, доброжелательным. Переступив порог дома, педагог улавливает атмосферу семьи: как и кто из членов семьи встречает, поддерживает разговор, насколько непосредственно обсуждаются поднятые вопросы. Поведение и настроение ребенка помогут понять психологический климат семьи.

Также во время посещений на дому педагог отмечает, что можно перенять из положительного опыта семейного воспитания. Можно предложить родителям поделиться этим опытом на родительских собраниях или написать небольшую статью для папки-передвижки.

День открытых дверей, являясь достаточно распространенной формой работы, дает возможность познакомить родителей с дошкольным учреждением, его традициями, правилами, особенностями воспитательно-образовательной работы, заинтересовать его и привлечь к участию.

Беседы проводятся как индивидуальные, так и групповые. И в том и в другом случае четко определяется цель: что необходимо выяснить, в чем хотели помочь.

Содержание беседы лаконичное, значимое для родителей преподносится таким образом, чтобы побудить собеседников к высказыванию. Педагог должен уметь не только говорить, но и слушать родителей, выражать свою заинтересованность, доброжелательность.

Консультации. Обычно составляется система консультаций, которые проводятся индивидуально или подгруппы родителей. На групповые консультации можно приглашать родителей разных групп, имеющих одинаковые проблемы или, наоборот, успехи в воспитании (капризные дети, дети с ярко выраженными способностями). Целями консультаций являются усвоение родителями определенных знаний, умений, помощь им в разрешении проблемных вопросов. Формы проведений консультаций различны:

— квалифицированное сообщение специалиста с последующим обсуждением;

— обсуждение статьи, заранее прочитанной всем приглашенным на консультацию;

— практическое занятие.

Семинары-практикумы. Родители, особенно молодые, нуждаются в приобретении практических навыков воспитания детей. Их следует и целесообразно пригласить на семинары-практикумы. Эта форма работы дает возможность рассказать о способах и приемах обучения и показать их:

— как читать книгу,

— рассматривать иллюстрации,

— беседовать о прочитанном,

— как готовить руку ребенка к письму и д.р.

В первую младшую группу дети поступают из семей и из яслей. Это требует от нас, воспитателей, дифференцированного подхода к детям и к родителям. Мы учитываем, что дети, пришедшие из ясельной группы, привыкли к условиям жизни в детском саду, к определенному режиму. Этим детям легче включиться в жизнь группы, общаться с воспитателем, няней. Они быстрее привыкают к сверстникам, тем более, что с некоторыми из них были в одной группе. Мамы и папы «ясельников» в известной мере знакомы с детским учреждением. Большое значение имеет знакомство с семьей ребенка, впервые поступившего в детский сад.

Контакты с родителями детей раннего возраста в детском саду начинаются уже с того момента, когда они приносят медицинскую карту будущего воспитанника. Организуется первичное знакомство с родителями малыша, в ходе которого проводятся беседа и анкетирование, направленные на изучение специфики семьи.

Затем родителей и ребенка знакомят с первой младшей группой. Проводится экскурсия по групповым помещениям, чтобы как можно более подробно ознакомить родителей с условиями и режимом группы. Обязательно демонстрируем, где дети спят, играют, умываются, какие культурные и гигиенические навыки прививаются малышам, что важно учесть родителям для правильной организации жизни детей.

Одной из форм традиционного взаимодействия с родителями являются родительские собрания, на которых обсуждаются вопросы питания, методы воспитания детей, требования к обустройству группы. Часто на родительских собраниях говорит только воспитатель, а родители слушают и ждут окончания. Если у родителей и возникают вопросы, то обычно они касаются питания детей. Мы решили в корне изменить этот стереотип и внесли инновационные принципы в свою работу. Поэтому большое внимание уделяется подготовке к родительскому собранию. Заранее вывешиваются объявления с просьбой продумать вопросы, на которые они хотели бы получить ответы, с кем из специалистов желали бы встретиться.

Родительские собрания проводятся за чаепитием. Большинство родителей приходят на такие встречи после трудового дня, и в такой неформальной обстановке чувствуют себя свободнее, легче делятся своими проблемами.

При таком подходе родители стремятся к индивидуальным контактам с воспитателями, так как их интересуют вопросы, касающиеся формирования личности маленького ребенка, его внутреннего мира, отношений с родителями и окружающим миром.

Традиционно в группах раннего возраста не проводят дни открытых дверей, однако в нашей группе внесены инновации и в данной сфере деятельности. Дни открытых дверей начинаем проводить уже в ноябре, когда у большинства детей прошел адаптационный период. Родители проявляют большой интерес к тому, как проводят время их малыши без пап и мам в детском саду, чем занимаются.

Подготовка к этому дню ведется заранее: вывешивается объявление, в котором указывается время данного мероприятия, правила поведения для родителей, а также цели и содержание мероприятия. Родители могут понаблюдать за своими детьми со стороны, оценить их поведение в ситуации, отличной от семейной, а также перенять у нас приемы обучения и воспитательных воздействий.

Родительские конференции. Основная цель конференций – обмен опытом семейного воспитания. Родители заранее готовят сообщение, педагог при необходимости оказывает помощь при выборе темы, оформлении выступления. На конференции может выступить специалист. Важно определить актуальную тему конференции (забота о здоровье детей; роль семьи в воспитании ребенка). К конференции готовятся выставка детских работ, педагогической литературы; материалов, отражающих работу дошкольных учреждений и т. п.

Можно выделить пять уровней участия семей в жизни ДОУ:

Оказание разовой помощи.

Участие в организации образовательной работы с детьми на занятиях, в деятельности кружков и т.п.

Участие в качестве постоянных добровольных помощников.

Участие в принятии решений относительно ребенка или группы, которую он посещает.

Участие в обсуждении вопросов и принятие решений, касающихся деятельности ДОУ в целом.

Выделение уровней не означает, что каждая семья в процессе взаимодействия с детским садом будет продвигаться от одного уровня к другому. Это значит только, что строить взаимоотношения с семьями нужно на основе индивидуализации, признания за семьей права выбора характера и степени своего участия в совместной с педагогами деятельности.

Становясь активными участниками «общественной» жизни и процесса обучения своих детей, мамы и папы чувствуют себя «хорошими родителями», поскольку вносят свой вклад в обучение и приобретают все новые умения.

В сознании детей возникает позитивная связь между семьей и детским садом: если дети чувствуют, что членов их семьи принимают в саду с открытым сердцем, то у них возникает более доверительное отношение к работающим в группе взрослым.

Связь между семьей и детским садом строится на доверии. А взаимное доверие возникает в результате эффективного обмена информацией. Если воспитатели хотят стимулировать успешное вовлечение родителей в свою работу, им необходимо установить персонифицированный, непрерывный, гибкий и позитивный обмен информацией с родителями. Для этого педагоги должны находить способы документировать и сообщать информацию о ежедневных успехах воспитанников так, чтобы менялись представления родителей о их собственной роли и их взгляды на опыт, который приобретают дети в ДОУ.

Такой подход к взаимодействию с родителями детей раннего возраста повышает их ответственность за воспитание детей в семье, развивает педагогическую активность – показатель заинтересованного отношения к воспитанию своих детей. Создается благоприятная эмоциональная атмосфера в отношениях между родителями и педагогами. Что обеспечивает совместный успех в деле воспитания, развития и социализации детей раннего возраста, а значит, и успех всего ДОУ.

Список литературы:

Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ: практическое пособие / Авт. – сост. Белкина Л.В. – Воронеж «Учитель», 2006.

Арнаутова Е. П. Педагог и семья. М: Педагогика, 2001.

Евдокимова Н.В., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.А. Детский сад и семья: методика работы с родителями: пособие для педагогов и родителей. М.: Мозаика-Синтез, 2007.

Зверева О.Л., Кротова Т.В. Родительские собрания в ДОУ: метод. пособие. М.: Айрис-пресс, 2008.

Родительские собрания в детском саду: младшая группа / Авт.-сост. Чиркова С.В. – М.: ВАКО, 2012.

Содержание работы с родителями детей раннего возраста

Как показывает практика, дети начинают посещать дошкольные учреждения с 1 г. 2 (5) мес. Для того чтобы пребывание маленького ребенка в ДОУ было комфортным, полноценно развивались его духовные и физические силы, необходимо наладить взаимодействие педагога с родителями.

В настоящее время используется термин «взаимодействие» детского сада и семьи, что предполагает совместную деятельность педагогов и родителей по воспитанию ребенка, общение, обмен мыслями, чувствами, переживаниями. Родители выступают в позиции партнеров, а не учеников воспитателей.

Почему необходимо установить контакт с семьей ребенка? Один из важных механизмов социализации ребенка (по И.О. Кону) — подкрепление, что предполагает повторение одних и тех же требований к ребенку изо дня в день, единство воспитательных воздействий и их последовательность со стороны всех взрослых. Если этот механизм нарушается, то у ребенка плохо формируются навыки, привычки, он плохо усваивает правила поведения, начинает приспосабливаться, хитрить, могут даже возникнуть невротические проявления.

Педагоги-практики приводят многочисленные примеры, свидетельствующие об отсутствии единства воздействий на детей в семье и ДОУ, что негативно сказывается на развитии детей, Типичным является различное поведение детей дома и в ДОУ. Так, в детском саду формируются у ребенка навыки самообслуживания, а мама или бабушка говорят, что ребенок еще маленький, и начинают одевать его, обувать или выполнять за него еще какую-то работу, не давая возможности проявить ему самостоятельность. Часто стремление ребенка к самостоятельности родители расценивают как упрямство или «вредность», что дает повод к конфликтам. Позже эти родители сами будут удивляться, почему их ребенок ленив.

Педагоги приводят и такие примеры: дети приходят из дома по-разному подготовленными к детскому саду. Один ребенок уже может себя обслужить, у него достаточно развита речь, навыки делового общения, другой ребенок заметно отстает в развитии в силу чрезмерной опеки взрослых. Доказано, если у ребенка налажено «деловое общение» со сверстниками и взрослыми, развиты навыки самообслуживания, адаптация проходит более успешно.

Складывается парадоксальная ситуация: с одной стороны, семья — самая благоприятная среда для воспитания ребенка в возрасте до трех лет, где отношения построены на любви и взаимной привязанности; с другой — возможности семьи в воспитании не всегда используются родителями, и семья не справляется с воспитанием.

Иногда родители используют неоправданные наказания, запугивают ребенка, делают ему многочисленные замечания. Так, мы были свидетелями сцены, когда один папа кричал на ребенка, а на замечание педагога ответил: «Тихо! Я воспитываю!»

К сожалению, родители и другие члены семьи допускают типичные ошибки, которые «кочуют» из поколения в поколение. К ошибкам относятся укачивание детей, ограничение их двигательной активности, нарушение режима, недостаток общения, использование угроз, наказаний и др. Сейчас появляются и новые проблемы, связанные с увлечением просмотра телепередач, занятиями с компьютером. Например, одна мама регулярно ставила ребенку 2,5 лет для просмотра видеокассету с фильмом «Титаник», чтоб он «не мешал», не задумываясь при этом о нагрузке на его нервную систему, на зрение.

Воспитатели приводят многочисленные примеры: родители иногда «забывают» забрать ребенка из сада, после выходных дней дети приходят невыспавшиеся, от них пахнет табаком. В играх дети отражают некоторые стороны жизни взрослых («пьют пиво», собирают кегли, которые выполняют роль бутылки и идут их «сдавать» и многое другое). Часто это происходит от недопонимания родителями значения примера, подражательности в воспитании, необходимости охраны нервной системы ребенка. Л.Н. Павлова показывает, что в современной семье в 3 раза больше детей с задержкой психического развития, вырос детский травматизм, родители не проводят занятий с детьми, не знакомятся с педагогикой раннего возраста и не подозревают, что малыш живет своей эмоциональной жизнью, требует не только пищи телесной, но и духовной. Из этого следует вывод о том, что семье необходимо оказывать педагогическую помощь. Эта помощь может быть разной: патронаж ребенка на дому, создание диагностических центров и групп коррекции, общение с родителями в ДОУ и др.

Содержание, формы и методы общения педагога с родителями детей раннего возраста в условиях ДОУ имеют свою специфику, вытекающую прежде всего из особенностей самого периода раннего детства. (Хотя в работе педагога с родителями самых маленьких воспитанников имеется много общего с работой родителей дошкольников.) Родителям необходимо показать уникальность и значение того или иного возрастного периода. Много примеров можно привести о незнании или недопонимании родителями периода «кризиса трех лет». Родители, не подозревая о новообразованиях в психике ребенка, стремятся поддерживать сложившийся уже стиль отношений, ограничивая самостоятельность ребенка, иногда при этом жалуются, что «ребенок был раньше хороший, а сейчас стал вредный и упрямый, как подменили». Родители не хотят видеть особенностей развития ребенка, и пытаются во всем обвинить именно его.

Педагогам ДОУ следует убедить родителей в важности правильного воспитания ребенка с первых дней его жизни.

Сложности встречаются в период адаптации ребенка к детскому саду. Здесь особенно важен контакт родителей и педагогов, поскольку для малыша отрыв от семьи — очень тяжелый и болезненный процесс. Педагогам и родителям следует помнить, что в детском саду можно облегчать требования к детям, а в семье повышать их, поскольку там воспитание происходит безболезненно и естественно. В период адаптации педагогу важно выявить особенности ребенка, побеседовав с мамой, а также узнать некоторые его привычки, привязанности и то, как к нему обращаются дома. Бывают случаи, когда воспитатель обращается к ребенку по имени, какое записано в документах, но ребенок привык к другому обращению, «домашнему имени» и не реагирует на взрослого. Следует развивать самостоятельность ребенка, предметную деятельность, деловое общение со взрослыми и сверстниками.

К специфике общения с родителями данного контингента детей относится и то, что педагог не проводит с родителями открытые просмотры видов деятельности как, например, в старших возрастных группах. Дети могут сорвать занятие, эмоционально реагируя на появление родителей. Но открытые просмотры родители очень любят, поэтому их могут заменить современные технические возможности, например, использование фотоальбомов, стенгазет, записи занятий с детьми или других видов деятельности на видеопленку. Это хорошая «память» для родителей, кроме того на собраниях с родителями в ДОУ видеозапись поможет убедительно подкрепить рассказ. Использование этих методов, безусловно, повысит интерес родителей к проводимым в ДОУ мероприятиям.

Какие знания необходимо преподнести родителям? Прежде всего им нужны знания особенностей психики ребенка, закономерностей его развития, умения разобраться в действиях и поступках детей, в причинах тех или иных высказываний их ребенка. Ребенок — не копня взрослого, и родители должны знать, что представляет собой малыш того или иного возраста, что он знает и может. Иногда родители сами проявляют интерес к данной проблеме и просят педагога рассказать об этом. В настоящей статье мы не будем подробно останавливаться на особенностях развития детей раннего возраста, так как они подробно изложены в других источниках, и воспитатели могут на них опираться. Иногда педагоги не решаются общаться с родителями, поскольку не уверены в своей компетентности, но следует помнить, что воспитатели — специалисты, и в любом случае они знают больше, чем родители. Важно помнить, что для детей старше двух лет контакт со взрослыми и сверстниками в единстве с семейным общением составляет самое важное условие правильного развития.

М.И. Лисина выделяет факторы, влияющие на успешность воспитания ребенка раннего возраста. К ним относятся следующие: предоставление ребенку возможности активно действовать со многими разнообразными предметами; постоянное участие взрослого или старших в играх и занятиях с ребенком; организация общения ребенка со сверстниками и помощь им в налаживании игр и занятии; сочетание семейного (эмоционального) и общественного (деловые контакты) воспитания. Об этом следует знать родителям и почаще общаться с ребенком, отвечать на его вопросы, читать книжки и рассматривать картинки, развивать его предметную и игровую деятельность. Родители считают, что на это нет времени: 15—20 минут в день достаточно для организации игры или другого общения в семье. Общение с детьми может осуществлять в разных бытовых ситуациях, по дороге домой.

Как и в какой форме сообщать родителям знания? Это может быть использование традиционных форм общения, например, родительских собраний, конференций, бесед, консультаций, ширм, папок-передвижек и др. Какой-либо вопрос можно осветить устно на собрании, другой письменно, или же проводить «заочную» консультацию, где в одном конвертике будут помещаться вопросы родителей, а в другом — ответы на них.

В настоящее время используются нетрадиционные формы общения. Например, встреча «За круглым столом», где родители на равных могут обсудить с педагогами волнующие их проблемы; «Вечера вопросов и ответов»; «Устные журналы», к которым можно подобрать рубрики: «Это интересно знать», «Советы специалиста», «Говорят дети» и др. Каждая страница — это устное сообщение с иллюстрациями. К обсуждению проблем хорошо подключать и самих родителей, особенно тех, у кого имеется опыт воспитания, или же специалистов, имеющих отношение к миру детства (педиатр, юрист, библиотекарь и др.). Можно с родителями рассмотреть и частные вопросы воспитания детей, например, о развитии их речи, детской изобразительной деятельности, о физическом развитии и др., используя при этом детские рисунки, пособия для родителей, детскую литературу и др. Темы подбираются по желанию как педагога, так и родителей.

Встречи педагога с родителями не должны быть длительными, примерно 30—40 минут с использованием методов активизации родителей. К методам активизирующего характера относятся вопросы к родителям, приведение примеров из жизни группы конкретных детей, просмотр видеороликов, «ранжирование» по степени значимости каких-либо позиций (задач воспитания, потребностей ребенка и др.). Например, мы предлагаем родителям перечень потребностей ребенка раннего возраста, такие как: потребность в ласке, общении, в движениях, в красивой одежде, сладостях, во внешних впечатлениях и др. Родителям надо оценить эти потребности по трехбалльной шкале, выделив, на их взгляд, самые важные.

Ассоциации с собственным опытом и рефлексивное отношение к своей воспитательной деятельности поможет установить метод анализа педагогических ситуаций. Ситуации для анализа рекомендуется брать из книг Л.Ф. Островской «Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников» М., 1990; Г.Г. Петроченко «Педагогические ситуации в дошкольной педагогике», Минск, 1984, где представлен материал по раннему возрасту.

Приведем примеры использования данного метода.

«На столе книги, бумаги — папа работает. Он сосредоточен и несколько расстроен: не все получается. К нему подходит дочь Лера, ей всего 1 год 6 месяцев. Ей хочется к папе на руки, «помочь» ему. Папа отстранил ее, но она настойчиво лезла. Папа не выдержал и крикнул: «Дуй отсюда!» Лера отступила, вытянула ладошку и начала на нее дуть.

Вопросы родителям: какие психологические особенности проявились в действиях Леры? Как можно поступить в данном случае?

«Оксане три года, девочка полна энергии. Все она хочет сделать сама. Пришедшему с работы папе она пытается подать газеты. Бабушке помогает найти очки. Но как только Оксана возьмется за какое-нибудь дело, взрослые тут же: «Мала, еще, все впереди, наработаешься».

Вопросы: дайте психологическое обоснование стремления девочки все делать самой. Как может сказаться на формировании самостоятельности ребенка стремление взрослых оградить ее от всякой работы?

К методам активизации родителей можно отнести и метод родительских «сочинений», где им предлагается по плану написать сочинение на тему «Мой ребенок». Например, ответить на такие вопросы плана: «Что вас радует в вашем ребенке?», «Что огорчает?», «Какие изменения произошли с ребенком за последнее время?», «В чем, на ваш взгляд, заключаются потребности ребенка?» и др. Родители по-разному относятся к этому заданию, пишут «сочинения», разные как по объему, так и по содержанию. Так, один родитель вернул листок, на обороте обозначенный как «ответник», формально ответив на вопросы. Другая мама исписала четыре страницы. Ответив подробно на все вопросы, приводя примеры их опыт воспитания сына, она в конце «сочинения» добавила: «Сколько разных историй, шуток можно рассказывать о нашем маленьком Зайчике!» Использование данного метода поможет родителям внимательнее относиться к своему ребенку, наблюдать за ним, видеть новообразования в психике. Родители начинают задумываться о собственной воспитательной деятельности. Например, отец, отвечающий на вопрос: «Как ребенок реагирует на наказания и поощрения?», удивленно заметил, что он и не задумывался, «наказал и все». На вопрос: «Какие проблемы с ребенком 2-х лет?» мы получили ответ: «Да никаких проблем, отлуплю и все». Обработка результатов «сочинений» родителей о своем ребенке, несомненно, будет полезна и для изучения семьи педагогами ДОУ.

Комплекс рекомендуемых форм и методов общения с семьей поможет установить контакт педагога с родителями, заинтересовать последних вопросами воспитания, помочь им переосмыслить свои методы воспитания, грамотно их использовать, что в конечном итоге скажется на изменениях педагогического воздействия на ребенка в семье. Родители будут апеллировать к чувствам, сознанию ребенка, использовать игровые методы, редко обращаться к наказаниям.

Презентация к уроку (младшая группа) на тему:
формы и методы работы с родителями в группе раннего возраста

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА

«От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».

2.Семья – уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности, «эмоционального тыла», поддержку, а для дошкольника в особенности.

3. Главная цель педагогов дошкольного учреждения – профессионально помочь семье в воспитании детей, при этом не подменяя ее, а дополняя и обеспечивая более полную реализацию ее воспитательных функций:

4. — развитие интересов и потребностей ребенка;

— распределение обязанностей и ответственности между родителями в постоянно меняющихся ситуациях воспитания детей;

— поддержка открытости во взаимоотношениях между разными поколениями в семье;

— выработка образа жизни семьи, формирование семейных традиций;

— понимание и принятие индивидуальности ребенка, доверие и уважение к нему как к уникальной личности.

5. Эффективность работы педагога в ДОУ во многом зависит от правильно выбранных форм и методов работы с родителями при условии применении их в системе.

6. Методы работы: наблюдение; беседа; тестирование; анкетирование.

Формы работы педагога с родителями подразделяются на групповые, индивидуальные и наглядно-информационные, а также на: традиционные и нетрадиционные.

7. Групповые формы работы с родителями наиболее распространены. Они подразумевают работу со всем или большим составом родителей ДОУ (группы). Это совместные мероприятия педагогов и родителей. В некоторых из них могут участвовать и дети. Перечислим их:

• Дни открытых дверей

• родительские собрания, включающие выступления мед.сестры, заведующего, психолога

• групповые беседы, лекции и консультации психолога

8. Индивидуальные формы предназначены для индивидуальной работы с родителями (или другими членами семьи) воспитанников. К ним можно отнести индивидуальные консультации и беседы.

выделим наиболее часто встречающиеся:

• — проблемы адаптации ребенка к условиям детского сада;

• — проблемы поведения (агрессивное поведение, капризы, упрямство);

• — проблемы в развитии познавательных процессов (внимания, памяти, мышления т.д.);

• — внутрисемейные конфликты (ситуация развода родителей, конфликты между бабушкой и родителями);

• — воспитание ребенка в неполной семье;

• — нарушения речи у ребенка;

— индивидуальные консультации педагога

9. Наглядно-информационные формы работы педагога с родителями играют роль опосредованного общения между педагогом и родителями.

Из наглядно-информационных форм работы в детском саду используются следующие:

• информационные проспекты для родителей;

10. Традиционные формы работы с родителями:

— посещение на дому

— групповые и общесадовые конференции

11. Нетрадиционные формы работы с родителями:

12. В заключении хотелось процитировать слова В.А.Сухомлинского

«Только вместе с родителями, общими усилиями, педагоги могут дать детям большое человеческое счастье».

Семья и дошкольное учреждение – два важных социальных института социализации ребенка. И хотя их воспитательные функции различны, положительные результаты достигаются только при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу всех членов коллектива дошкольного учреждения и членов семей воспитанников. Главное в работе – завоевать доверие и авторитет, убедить родителей в важности и необходимости согласованных действий семьи и дошкольного учреждения . Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Поэтому особое внимание должно уделяться внедрению новых нетрадиционных форм сотрудничества, направленных на организацию индивидуальной работы с семьей, дифференцированный подход к семьям разного типа.

План работы с родителями в группе раннего возраста

1.Беседа с группой родителей на тему «Режим дня. Это важно или нет?

Цель: рассказать, что упорядоченный домашний режим, ежедневные вечерние прогулки, полноценный ночной сон ребенка, а в выходные дни полноценный отдых на свежем воздухе, будут способствовать нормальному росту и развитию ребенка, его физическому и душевному благополучию.

2.Папка передвижка на тему «Родительские заповеди».

Цель: познакомить родителей со списком памяток, соблюдение которых просто обязательно для формирования нормальной психики ребенка, для правильного воспитания и развития.

3.Беседа на тему «Пространство счастливого детства».

Цель: побеседовать с родителями о периоде адаптации у детей впервые поступивших в детский сад, рекомендовать родителям создать в семье спокойную дружескую атмосферу, быть терпеливыми.

4.Родительское собрание на тему «Физическое воспитание детей раннего возраста»

Цель: познакомить родителей воспитанников с основными факторами, способствующими укреплению и сохранению здоровья дошкольников в домашних условиях и условиях детского сада.

Смотрите еще:

  • Какова форма внешнеэкономической сделки и последствия ее несоблюдения Какова форма внешнеэкономической сделки и последствия ее несоблюдения Статья 162. Последствия несоблюдения простой письменной формы сделки 1. Несоблюдение простой письменной формы сделки […]
  • Договор залога первой очереди Залог, как обеспечение банковского кредита По масштабу использования банковского кредита гражданами и коммерческими организациями можно судить о стабильности и развитии экономики […]
  • Адвокат авто юрист Програма АВТОЮРИСТ Адвокатське об’єднання “ПРАВОВИЙ СТАНДАРТ” разом із партнером Юридичною фірмою “АВТО-ЮРИСТ” впроваджують на Волині ПРОГРАМУ ЗАХИСТУ ПРАВ АВТОВЛАСНИКІВ: консультації […]
  • Исковое заявление об устранении нарушения прав собственника земельного участка Образцы судебных документов Раздел содержит образцы и конкретные примеры документов по различным категориям дел. Здесь можно найти исковые заявления, заявления, ходатайства, жалобы и […]
  • Ст 9 федерального закона о защите прав потребителей Статья 9. Информация об изготовителе (исполнителе, продавце) Новая редакция СТ 9 Закона о Защите Прав Потребителей России: 1. Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до […]
  • Лучший адвокат по наркотикам Лучшие адвокаты по наркотикам в Москве Защита лучших адвокатов по делам о незаконном обороте наркотических средств Одной из самых больших бед России являются наркотики. Самые громкие […]
Закладка Постоянная ссылка.

Обсуждение закрыто.