Курсовая таможенный досмотр

Таможенное оформлние и таможенный контроль

Главная > Реферат >Таможенная система

С 1991 года, с момента создания ГТК России, таможенные органы являются активным административным регулятором, в том числе наряду с другими федеральными органами исполнительной власти обеспечивают соблюдение законности на рынке внешней торговли.

Таможенные органы, развиваясь вместе с участниками внешнеэкономической деятельности (ВЭД), прошли путь от «анархии» при перемещении товаров через границу до обеспечения нормальных, цивилизованных взаимоотношений между государственным контролирующим органом и организациями, фирмами.

Имеется и другая сторона вопроса. Наличие ограниченных ресурсов у таможенных органов. Нельзя поставить с каждым товаром, с каждой «фурой», с каждым вагоном таможенного инспектора. Нельзя досмотреть все ввозимые партий товаров на территорию Российской Федерации. Да, это и не нужно.

Философия, которая была нормой при становлении таможенной службы, очевидно уже не соответствует современным условиям развития таможенных органов, и задачам, стоящим перед нами.

Философия тотального контроля, тотального досмотра, которая основывается на подходах «никому не доверяй» приводит к мерам по усилению таможенного контроля, создающих условия для неоправданных материальных и временных издержках участников ВЭД.

Дальнейшее совершенствование системы таможенного контроля, реализация положений Таможенного кодекса, требует от таможенной службы Российской Федерации перехода к новым принципам осуществления таможенного контроля, их максимального приближения к международной практике.

Глава 1. Основные аспекты таможенного оформления и таможенного контроля

1.1. Принципы проведения таможенного контроля

Статья 360 Таможенного кодекса определяет, что товары и транспортные средства, ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации, считаются находящимися под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы Российской Федерации и до момента:

выпуска для свободного обращения;

отказа в пользу государства;

обращения товаров в федеральную собственность;

фактического вывоза с таможенной территории Российской Федерации.

Основным принципом проведения таможенного контроля является принцип выборочности. Предлагается уходить от сплошного контроля всего грузопотока к целенаправленным, «точечным», проблемноориетированным видам и формам таможенного контроля, выбор которых должен быть достаточным для обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации. В основу этого выбора положена система управления рисками. Смысл данной системы в анализе тех областей таможенных правоотношений, в которых нарушения таможенного законодательства происходят наиболее часто, выработке эффективных и действенных мер таможенного контроля, которые помогут не только снизить количество преступлений в сфере таможенного дела, но и предупредить вероятность их совершения в будущем.

При проведении таможенного контроля, в целях сокращения времени и повышения его оптимизации и эффективности таможенными органами используются различные технические средства, перечень и порядок применения которых определяются ФТС РФ.

Кодексом допускается проведение, и после выпуска товаров, проверок таможенными органами достоверности заявленных при таможенном оформлении сведений, но только в течение одного года со дня утраты товарами статуса находящихся под таможенным контролем. Эти проверки могут проводиться в форме таможенной ревизии, либо как проверка наличия на товарах маркировки или иных идентификационных знаков.

Проверка товаров может осуществляться только в зонах таможенного контроля. Для этих целей в местах проведения таможенного осмотра и досмотра товаров и транспортных средств, их хранения и перемещения под таможенным наблюдением, создаются зоны таможенного контроля. Чаще всего зонами таможенного контроля являются склады временного хранения и таможенные склады (помещения для хранения товаров, стоянки транспортных средств, открытые и контейнерные площадки). Зоны таможенного контроля могут быть постоянными и временными. Порядок создания и обозначения зон таможенного контроля, а также требования к их обустройству и оснащению устанавливаются ФТС РФ.

Для всех лиц, основной вид деятельность которых, так или иначе, регулируется нормами таможенного законодательства, Таможенным кодексом установлена обязательность представления, по запросу таможенных органов, документов и сведений, необходимых для проведения таможенного контроля. Это могут быть, относящиеся к внешнеэкономическим и к последующим операциям с товарами, коммерческие документы, документы бухгалтерского учета и отчетности, в том числе в форме электронных документов. В связи с этим Кодексом устанавливается, что документы, необходимые для таможенного контроля, должны храниться от трех до пяти календарных лет в зависимости от вида деятельности в области таможенного дела.

При проведении таможенного контроля не допускается причинение вреда контролируемым и иным лицам, а также товарам и транспортным средствам.

1.2. Формы таможенного контроля

По формам осуществления таможенного контроля выделяют (ст. 366 ТК РФ):

а) проверка документов и сведений;

в) получение пояснений;

г) таможенное наблюдение;

д) таможенный осмотр товаров и транспортных средств;

е) таможенный досмотр товаров и транспортных средств;

ж) личный досмотр;

з) проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков;

и) осмотр помещений и территорий для целей таможенного контроля;

к) таможенная ревизия.

В соответствии с инструкцией о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль при декларировании и выпуске товаров, установленной приказом ГТК РФ № 1356 от 28.11.2003, проверка документов и сведения отнесена к операциям документального контроля, а таможенный осмотр и досмотр товаров и транспортных средств, таможенное наблюдение, проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков — к операциям фактического контроля.

При оформлении товаров в соответствии с таможенным режимом выпуска для внутреннего потребления используются не все формы таможенного контроля и их можно, условно, разделить на две группы: основные и дополнительные. К основной группе относятся те формы таможенного контроля, которые применяются постоянно и без их использования, в принципе не возможно, провести таможенное оформление, это:

— проверка документов и сведений;

— таможенный осмотр товаров и транспортных средств;

— таможенный досмотр товаров и транспортных средств.

Дополнительные формы: устный опрос, получение пояснений, таможенное наблюдение и проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков применяются не всегда, чаще всего, когда по результатам основного контроля выявились обстоятельства, требующие дополнительной проверки, либо проводится таможенный контроль в отношении какого-то специфического товара, либо с применением особого порядка оформления.

Основные положения, относящиеся к таможенному оформлению

Порядок производства таможенного оформления определяется Таможенным Кодексом и принимаемыми в соответствии с ним правовыми актами ФТС и устанавливается в зависимости от видов товаров, перемещаемых через таможенную границу, вида транспорта, используемого для такого перемещения либо категорий лиц, перемещающих товары и транспортные средства.

Действующий Таможенный кодекс не дает определение понятию «таможенное оформление», в старом Кодексе в статье 18 таможенное оформление определяется как процедура помещения товаров и транспортных средств под определенный таможенный режим и завершения действия этого режима в соответствии с требованиями и положениями настоящего Кодекса.

Но если взять за основу положения статьи 60 ТК РФ — начало и завершение таможенного оформления действующего Кодекса, то получится следующее определение понятия «таможенное оформление» (для ввозимых товаров):

Таможенное оформление — процедура, начинающаяся с момента представления таможенному органу предварительной таможенной декларации, либо документов и сведений, обязательных к представлению при прибытии товаров и транспортных средств на таможенную территорию Российской Федерации (в зависимости от того, какое действие совершается ранее), а в некоторых случаях — устного заявления либо совершения иных действий, свидетельствующих о намерении лица осуществить таможенное оформление и завершающаяся совершением таможенных операций, необходимых в соответствии с настоящим Кодексом для применения к товарам таможенных процедур, для помещения товаров под таможенный режим или для завершения действия этого режима, если такой таможенный режим действует в течение определенного срока, а также для исчисления и взимания таможенных платежей.

Исходя из приведенной формулировки, получается, что таможенное оформление товара начинается уже с момента, когда перевозчик представил документы в пункте пропуска, а заканчивается выполнением каких-то операций необходимых «для помещения товаров под таможенный режим или… для исчисления и взимания таможенных платежей». То есть, получается, что уже непосредственно сам процесс выпуска товара в соответствии с выбранным таможенным режимом — с проверкой ГТД, списанием денежных средств и т.д. не является процессом таможенного оформления.

При производстве таможенного оформления заинтересованные лица обязаны представлять таможенным органам документы и сведения, необходимые для таможенного оформления. Документы могут представляться в виде оригиналов либо копий, заверенных соответствующим образом, а также и в форме электронных документов.

Таможенное оформление может быть завершено только после осуществления всех необходимых видов государственного контроля за ввозом/вывозом товаров.

Основным документом, определяющим порядок производства таможенного оформления, является инструкция о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль при декларировании и выпуске товаров, установленная приказом ГТК РФ № 1356 от 28.11.2003.

В соответствии с этим приказом должностные лица таможенных органов при осуществлении таможенного оформления и таможенного контроля товаров в режиме выпуска для внутреннего потребления осуществляют:

а) фиксирование факта подачи таможенной декларации и документов;

б) контроль соблюдения условий принятия таможенной декларации;

в) пересылку (получение) таможенной декларации (при необходимости);

г) регистрацию (принятие) поданной таможенной декларации;

д) проверку соответствия сведений, заявленных в таможенной декларации о наименовании товаров, их количественных данных (количество мест, вес и пр.), со сведениями, содержащимися в документах, представленных в таможенный орган при декларировании товаров, а также в электронных копиях таможенных документов;

е) контроль правильности определения классификационного кода товара по ТН ВЭД России;

ж) контроль правильности определения страны происхождения товаров;

з) контроль соблюдения мер нетарифного регулирования;

и) контроль в целях применения мер, связанных с защитой интеллектуальной собственности;

к) валютный контроль и контроль за исполнением внешнеторговых бартерных сделок;

л) контроль таможенной стоимости;

м) контроль статистической стоимости;

н) контроль правильности исчисления и своевременности уплаты таможенных платежей;

о) контроль соблюдения условий помещения под данный таможенный режим;

п) контроль соблюдения дополнительных условий выпуска;

р) выявление рисков, содержащихся в профилях риска, доведенных до таможенных органов в бумажном и (или) в электронном виде;

с) подготовку и принятие решения о приостановлении выпуска товаров;

т) принятие решения о продлении срока проверки товаров;

у) принятие решения о выпуске (условном выпуске), либо о невозможности выпуска товаров в соответствии с заявленным таможенным режимом.

Тут важно отметить, что должностным лицам таможенного органа на проведение указанных операций с пункта д) до пункта т), т.е. на документальный контроль, приказом ГТК 1356 от 28.11.03 отведено всего 1,5 часа.

Таможенный досмотр

Таможенный_досмотр итоговя.doc

Глава 1. Характеристика таможенного досмотра и таможенного осмотра как

форм таможенного контроля………………………………………….. 5

1.1. Понятие, принципы, цели и задачи таможенного досмотра и осмот-

ра товаров и транспортных средств………………………………. 5

1.1.1. Присутствие лиц при таможенном досмотре и осмотре товаров и

1.2. Классификация таможенного досмотра товаров и транспортных

1.2.1. Документы, оформляемые при таможенном досмотре и осмотре

товаров и транспортных средств………………………………… 13

Глава 2. Порядок проведения таможенного досмотра и таможенного осмотра

товаров и транспортных средств……………………………………. 17

2.1. Технические средства таможенного досмотра и таможенного ос-

мотра товаров и транспортных средств ………………………….. 17

2.2. Действия должностных лиц при проведении таможенного досмот-

ра и осмотра различных видов транспорта……………………….. 22

2.3. Правонарушения, выявленные при таможенном досмотре и осмот-

ре в регионе деятельности Выборгской таможни.. 26

Список использованных источников………………………………………… 33

Большие изменения, произошедшие в экономической и социально-политической жизни современной России внесли изменения во многие области деятельности и сферы управления. Одной из таких областей является внешнеэкономическая деятельность нашего государства, проводником которой являются таможенное дело и таможенная политика. Они с началом экономических преобразований приобретают качественно иное, более важное значение, становясь регуляторами и средствами формирования новых экономических отношений и связей. С переходом к рыночной экономике возникает и реализуется новая демократическая концепция таможенного дела, учитывающая прогрессивные явления и тенденции в развитии экономических отношений в стране и мировой таможенно-правовой опыт, и соответствующее ему российское таможенное законодательство.

Одной из целей таможенной политики является обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля. Преобразования, произошедшие в социально-экономическом строе страны и внесшие изменения в развитие таможенного дела, непосредственно затронули и таможенный контроль и, соответственно, его формы проведения. Таможенный контроль стал развиваться в связи с увеличением объема деятельности в таможенной сфере, товарообмена и пассажирооборота, расширения внешнеэкономических связей. Вообще тема таможенного контроля и форм его проведения является одной из важнейших в сфере таможенного дела. Таможенный контроль во многом определяет характер и содержание деятельности таможенных органов. Вследствие чего актуальность исследования порядка проведения таможенного контроля, а именно таких форм его проведения, как таможенный досмотр и таможенный осмотр, заключается в том, что эти формы являются наиболее распространенными формами таможенного контроля, которые обеспечивают предотвращение нарушения таможенного законодательства и, соответственно, выработка рациональной внешнеэкономической политики, благоприятных условия для продвижения российских товаров на внешние рынки, развития сотрудничества в сфере международной торговли.

Целью работы является исследование института таможенного контроля, а именно одних из основных форм его проведения – таможенного досмотра и таможенного осмотра товаров и транспортных средств.

Достижение поставленной цели исследования невозможно без определения конкретных задач.

Задачами работы являются:

— общая характеристика таможенного досмотра и таможенного осмотра, как форм таможенного контроля;

— изучение практического применения таможенного досмотра и таможенного осмотра товаров и транспортных средств;

— определение роли таможенного досмотра и таможенного осмотра в организации таможенного контроля товаров и транспортных средств.

Объектом исследования является порядок проведения таможенного контроля.

Предметом исследования является проведение таможенного контроля в формах таможенного досмотра и таможенного осмотра товаров и транспортных средств.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.

Глава 1. Характеристика таможенного досмотра и таможенного осмотра форм таможенного контроля.

1.1. Понятие, принципы, цели и задачи таможенного досмотра и осмотра товаров и транспортных средств.

Таможенные досмотр и осмотр являются формами таможенного контроля товаров и транспортных средств. Согласно статье 116 Таможенного Кодекса Таможенного Союза (ТК ТС) таможенный досмотр – действия должностных лиц таможенных органов, связанные со вскрытием упаковки товаров или грузового помещения транспортного средства либо емкостей, контейнеров и иных мест, где находятся или могут находиться товары, с нарушением наложенных на них таможенных пломб или иных средств идентификации, разборкой, демонтажем или нарушением целостности обследуемых объектов и их частей иными способами. В соответствии со статьей 115 ТК ТС таможенный осмотр – внешний визуальный осмотр товаров, в том числе транспортных средств, багажа физических лиц, а также грузовых емкостей, таможенных пломб, печатей и иных средств идентификации, без вскрытия транспортных средств, упаковки товаров, демонтажа и нарушения целостности обследуемых объектов и их частей иными способами. Таможенный осмотр является визуальным наблюдением, однако отличается от таможенного наблюдения тем, что происходит исследование не деятельности лиц, а конкретных предметов. Отличием же таможенного осмотра от таможенного досмотра является то, что это внешнее обследование товаров и транспортных средств, не связанное со вскрытием упаковки товара, транспортного средства или его грузового помещения. Таможенный осмотр и таможенный досмотр товаров и транспортных средств могут применяться «как самостоятельные формы таможенного контроля (например, при оформлении завершения таможенного транзита), так и как произвольные формы (например, при проведении таможенной проверки).»[1]

Цели и задачи таможенного досмотра и осмотра товаров и транспортных средств соответственно связаны и схожи с целями и задачами таможенного контроля. К целям таможенного досмотра и осмотра товаров и транспортных средств относятся:

— определение соответствия досматриваемых товаров данным, заявленным в таможенной декларации;

— определение соответствия досматриваемых товаров нормам, установленным соответствующими регламентирующими перечнями и списками;

— контроль за разрешительным порядком перемещения товаров.

Основными задачами таможенного досмотра и осмотра являются:

— установление законности перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств;

— обнаружение товаров, запрещенных к ввозу, вывозу, товаров, перемещение которых через таможенную границу допускается только с соблюдением установленных на этот счет положений и предоставление их незаконного перемещения;

— выявление товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу без документов;

Основными принципами проведения таможенного досмотра и таможенного осмотра являются:

— их выборочность.[2] Иными словами, должностное лицо таможенного органа вправе выбрать, в каком направлении он будет производить таможенный контроль.

-применение системы управления рисками для определения лиц, товаров и транспортных средств, которые должны подлежать проверке. Решение о проведении таможенного досмотра может быть принято уполномоченным должностным лицом только при выявлении риска, содержащегося в действующем профиле риска, предусматривающего проведение таможенного досмотра.

— принцип недопустимости причинения неправомерного вреда при проведении таможенного контроля. Так согласно статье 104 ТК ТС при проведении таможенного контроля не допускается причинение неправомерного вреда перевозчику, в том числе таможенному перевозчику, декларанту, их представителям, владельцам складов временного хранения, таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли и иным заинтересованным лицам, чьи интересы затрагиваются действиями (бездействиями) и решениями таможенных органов при проведении таможенного контроля, а также товарам и транспортным средствам.

1.1.1. Присутствие лиц при таможенном досмотре и осмотре товаров и транспортных средств.

Таможенный досмотр и осмотр проводят сотрудники досмотровых подразделений, отделов таможенного оформления и таможенного контроля или таможенных постов, а также сотрудники других подразделений таможенных органов. Также «таможенный досмотр и осмотр проводится исключительно уполномоченными должностными лицами таможенных органов:

а) в должностных инструкциях или должностных регламентах которых определены соответствующие права и функциональные обязанности;

б) ознакомленными в установленным порядке с Инструкцией о порядке заполнения, регистрации, хранения и учета актов таможенного досмотра (осмотра) товаров и транспортных средств.

в) ознакомленными с Правилами по охране труда в таможенных органах и учреждениях, находящихся в ведении ФТС России и прошедшими проверку знаний требований охраны труда.»[3]

Должностные лица таможенных органов при проведении таможенного досмотра и осмотра товаров и транспортных средств вправе:

— требовать от декларанта, иных лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров и транспортных средств, и их представителей предъявления товаров и транспортных средств для проведения досмотра и осмотра;

— проводить устный опрос лиц, присутствующих при досмотре и осмотре;

— по согласованию с начальником досмотрового подразделения увеличивать объем и степень досмотра при наличии оснований полагать, что установленные в поручении на досмотр объем и степень досмотра не позволяют выполнить требования таможенного законодательства;

— привлекать в соответствии с таможенным законодательством специалистов других правоохранительных и контролирующих органов, организаций, а также экспертов для оказания содействия в проведении таможенного досмотра. Действия по привлечению экспертов таможенных лабораторий, а также иных соответствующих организаций осуществляются лицом, принявшим решение о проведении таможенного досмотра, по согласованию с начальником таможенного органа.

Декларант, иные лица, обладающие полномочиями в отношении товаров при проведении досмотра вправе:

1) присутствовать по собственной инициативе при досмотре и осмотре;

В соответствии со статьей 116 ТК ТС в целях эффективности осуществления таможенного контроля таможенный орган имеет право проводить таможенный досмотр и таможенный осмотр в отсутствие декларанта, либо иных лиц, обладающих полномочиями в отношении товаров, и их представителей в установленных законом случаях:

— при неявке указанных лиц либо такие лица неизвестны;

— при существовании угрозы национальной (государственной) безопасности, жизни и здоровью человека, окружающей среде, сохранению объектов национального культурного достояния государств-членов таможенного союза и при иных обстоятельствах, не терпящих отлагательства, в том числе при наличии признаков, указывающих на то, что товары являются легковоспламеняющимися веществами, взрывоопасными предметами, взрывчатыми, отравляющими, опасными химическими и биологическими веществами, наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими, ядовитыми, токсичными, радиоактивными веществами, ядерными материалами и другими подобными товарами, если товары распространяют неприятный запах;

— при пересылке товаров в международных почтовых отправлениях;

— при оставлении на таможенной территории таможенного союза товаров в нарушение таможенной процедуры, предусматривающей их вывоз.

Кроме того, в вышеперечисленных случаях таможенный досмотр проводится в присутствии двух понятых. При пересылке товаров в международных почтовых отправлениях в ходе досмотра присутствуют работники почтовой службы.

2) давать пояснения в отношении товаров и транспортных средств и делать заявления, относящиеся к досмотру (осмотру);

3) получать копию акта таможенного досмотра;

4) требовать внесения своих пояснений, имеющих отношения к досмотру, в акт таможенного досмотра (осмотра);

5) требовать от сотрудников таможенного органа соблюдения и защиты своих прав и законных интересов при досмотре.

При проведении таможенного досмотра помимо лиц, указанных выше, с разрешения лица, проводящего таможенный досмотр, могут присутствовать представители склада временного хранения либо иные лица, осуществляющие грузовые и иные операции с товарами, необходимые в целях проведения таможенного досмотра. По требованию должностных лиц таможенного органа декларанты или иные лица, обладающие полномочиями в отношении товаров, и их представители обязаны присутствовать при таможенном досмотре и оказывать должностным лицам таможенного органа необходимое содействие. При отсутствии представителя, специально уполномоченного перевозчиком, таковым является физическое лицо, управляющее транспортным средством.

1.2 Классификация таможенного досмотра товаров и транспортных средств.

Таможенный досмотр можно классифицировать по различным признакам. Так «в зависимости от оснований (рисков) досмотр может быть:

-основной (обычный досмотр, обусловленный технологией проверки таможенной декларации)

-повторный (для проверки результатов основного досмотра)

-направленный (с целью проверки сведений о перемещении товаров и транспортных средств в нарушение установленных запретов и ограничений; для выявления фактов сокрытия от таможенного контроля)

По степени таможенного досмотра товаров и транспортных средств можно выделить:

— досмотр с пересчётом грузовых мест и их взвешиванием;

— досмотр с выборочным вскрытием грузовых мест;

— досмотр со вскрытием всех грузовых мест;

— досмотр с пересчетом количества товаров в грузовых местах.»[4]

Таможенный досмотр и осмотр осуществляются в зонах таможенного контроля, за исключением случая, когда таможенный досмотр и осмотр осуществляются в ходе таможенного осмотра помещений и территорий и (или) в ходе выездной таможенной проверки. В этом случае таможенный досмотр проводится без создания зоны таможенного контроля. Согласно статьи 97 ТК ТС зонами таможенного контроля называются места перемещения товаров через таможенную границу, территории складов временного хранения, таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли и иные места, определенные законодательством государств – членов таможенного союза. Должностное лицо при принятии решения о проведении таможенного досмотра устанавливает местонахождение товаров и, исходя из количества товаров, его характеристики и упаковки, а также объема и степени досмотра, оценивает достаточность оснащенности места, в котором находятся товары для проведения таможенного досмотра. Проведение таможенного досмотра в местах, не имеющих достаточной оснащенности (отсутствие весового оборудования, крытой площадки, погрузочно-разгрузочной техники, места для выгрузки товаров из транспортного средства и т.д.), не допускается.

Таможенный досмотр и осмотр

kursovaya_rabota.docx

ГЛАВА 1. Таможенный осмотр и досмотр как форма таможенного контроля 6

1.1 Общие положения о Таможенном контроле 6

1.2 Формы и порядок проведения таможенного контроля 16

1.3 Таможенный осмотр и досмотр, общая характеристика и история 28

ГЛАВА 2. Особенности проведения таможенного досмотра (осмотра) 30

2.1.Принятие решения о проведении таможенного досмотра (осмотра) 30

2.2. Организация проведения таможенного досмотра (осмотра) 37

2.3. Порядок проведения таможенного досмотра (осмотра) 40

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 48

Актуальность темы. Процесс перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу является ключевым объектом деятельности таможенных органов, а от состояния институтов таможенного контроля напрямую зависит экономическое благосостояние государства и его безопасность.
Таким образом, цель курсовой работы — дать анализ осуществления одной из формы таможенного контроля «Таможенный досмотр и осмотр»

Большие изменения, произошедшие в экономической и социально-политической жизни современной России внесли изменения во многие области деятельности и сферы управления. Одной из таких областей является внешнеэкономическая деятельность нашего государства, проводником которой являются таможенное дело и таможенная политика. Они с началом экономических преобразований приобретают качественно иное, более важное значение, становясь регуляторами и средствами формирования новых экономических отношений и связей. С переходом к рыночной экономике возникает и реализуется новая демократическая концепция таможенного дела, учитывающая прогрессивные явления и тенденции в развитии экономических отношений в стране и мировой таможенно-правовой опыт, и соответствующее ему российское таможенное законодательство.

Перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу связано с выполнением различных таможенных процедур. Среди них особая роль отводится таможенному контролю, осуществляемому в различных формах и нацеленному на выявление, пресечение и предупреждение нарушений таможенного законодательства:

  1. Проведение таможенного контроля призвано обеспечить:
    создание условий, способствующих ускорению внешнеэкономического оборота;
  2. разрешительный порядок перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств;
  3. ведение борьбы с контрабандой, нарушениями таможенных правил и налогового законодательства, а также пресечение незаконного оборота через таможенную границу наркотических средств, оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, предметов художественного, исторического и археологического достояния народов;
    своевременное и полное взимание таможенных пошлин, налогов и иных таможенных платежей;
  4. ведение таможенной статистики внешней торговли и специальной таможенной статистики России;
  5. осуществление в пределах компетенции таможенных органов валютного контроля;
  6. ведение Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности и др.

Наиболее распространенной формой таможенного контроля является таможенный досмотр и осмотр, проводимый в отношении товаров и транспортных средств. В процессе его осуществления должностными лицами таможенных органов выявляются случаи недостоверного декларирования, сокрытия предметов, являющихся предметом контрабанды, уклонения от уплаты таможенных платежей и т.д. Таким образом, наряду с иными формами таможенного контроля, таможенный досмотр (осмотр) направлен на обеспечение соблюдения таможенного и административного законодательства.

Цель работы. Целью работы является исследование института таможенного контроля, а именно одной из основной формы его проведения – таможенного досмотра (осмотра).

Достижение указанной цели обеспечивается решением ряда взаимосвязанных задач:

— раскрыть общую характеристику таможенного досмотра (осмотра), как формы таможенного контроля;

— изучить общие положения о таможенном контроле;

-изучить основные этапы исторического развития таможенного досмотра и осмотра в России;

-установить особенности проведения таможенного контроля в форме таможенного досмотра (осмотра) .

Объект исследования. Организация проведения таможенного контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу

Предмет исследования. Проведение таможенного контроля в формах таможенного досмотра и осмотра.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

ГЛАВА 1. Таможенный осмотр и досмотр как форма таможенного контроля

1.1 Общие положения о Таможенном контроле

В соответствии с подпунктом 31 пункта 1 статьи 4 ТК ТС таможенный контроль — совокупность мер, осуществляемых таможенными органами, в том числе с использованием системы управления рисками, в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства таможенного союза и законодательства государств — членов таможенного союза, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы.

ТК ТС установлено, что все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному оформлению и таможенному контролю. При осуществлении таможенного оформления и таможенного контроля таможенные органы и их должностные лица не вправе устанавливать требования и ограничения, не предусмотренные положениями ТК ТС и законодательством стран участниц ТС, где производится таможенное оформление. 1

Требования таможенных органов, предъявляемые при осуществлении таможенного оформления и таможенного контроля, не могут служить препятствием для перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу и осуществления деятельности в области таможенного дела в большей степени, чем это минимально необходимо для обеспечения соблюдения актов таможенного законодательства.

В соответствии со ст. 94 ТК ТС 2 вышеуказанные обстоятельства определяют основной принцип проведения таможенного контроля — выборочность форм таможенного контроля (таможенные органы, как правило, ограничиваются только теми формами таможенного контроля, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства ТС). При выборе форм таможенного контроля используется система управления рисками. При этом под риском понимается вероятность несоблюдения таможенного законодательства РФ.

Система управления рисками (СУР) (гл. 18 ТК ТС и ст. 162 Закона) основывается на эффективном использовании ресурсов таможенных органов для предотвращения нарушений таможенного законодательства ТС и применяется для определения товаров, транспортных средств международной перевозки, документов и лиц, подлежащих таможенному контролю, форм таможенного контроля, применяемых к таким товарам, транспортным средствам международной перевозки, документам и лицам, а также степени проведения таможенного контроля.

Таможенные органы применяют методы анализа рисков для определения товаров, транспортных средств, документов и лиц, подлежащих проверке, и степени такой проверки. Федеральная служба, уполномоченная в области таможенного дела (ФТС России), определяет стратегию таможенного контроля, исходя из системы мер оценки рисков. Такая стратегия определяется документами, к которым установлен ограниченный доступ.

Статьей 96 ТК ТС 3 установлены критерии отнесения товаров и транспортных средств, ввезенных на таможенную территорию ТС, считающихся находящимися под таможенным контролем. Так, товары и транспортные средства считаются находящимися под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы при их прибытии на таможенную территорию ТС и до момента:

1) помещения под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления, за исключением условно выпущенных товаров, или реимпорта;

2) приобретения условно выпущенными товарами статуса товаров таможенного союза в соответствии с пунктом 4 статьи 200 ТК ТС;

3) помещения товаров под таможенные процедуры отказа в пользу государства или уничтожения в соответствии с настоящим Кодексом и (или) законодательством государств — членов таможенного союза;

4) обращения в собственность государства — члена таможенного союза в соответствии с законодательством этого государства (гл. 21 Закона);

5) фактического вывоза с таможенной территории таможенного союза;

6) отнесения отходов, образовавшихся в результате операций переработки иностранных товаров на таможенной территории, к непригодным для их дальнейшего коммерческого использования;

7) признания части иностранных товаров, помещенных под таможенные процедуры переработки на таможенной территории или переработки для внутреннего потребления, производственными потерями.

При этом товары таможенного союза находятся под таможенным контролем при их вывозе с таможенной территории таможенного союза с момента регистрации таможенной декларации или иных документов, используемых в качестве таможенной декларации, либо совершения действия, непосредственно направленного на осуществление вывоза товаров с таможенной территории таможенного союза, и до пересечения таможенной границы. Таможенные органы осуществляют контроль за исполнением лицами обязательств об обратном ввозе или вывозе товаров, в том числе товаров, полученных в результате переработки товаров, если такие товары подлежат обязательному обратному ввозу или вывозу в соответствии с таможенными процедурами, установленными ТК ТС.

Дополнительно следует учитывать, что таможенными органами может проводиться таможенный контроль и после осуществления выпуска товаров, но только в течение одного года со дня утраты товарами статуса находящихся под таможенным контролем.

Кроме того, таможенные органы вправе останавливать транспортные средства, а также принудительно возвращать покинувшие таможенную территорию таможенного союза без разрешения таможенного органа морские, внутренние водные и воздушные суда. При этом действия по задержанию (возвращению) иностранных судов и судов, находящихся на территории других государств, проводятся в соответствии с законодательством государств — членов таможенного союза и (или) международными договорами.

В случае остановки автомобильных транспортных средств вне зон таможенного контроля в целях осуществления таможенного контроля товаров и документов на них время такого контроля не должно превышать 2 (двух) часов. Об осуществлении такого контроля составляется акт по форме, определяемой решением Комиссии таможенного союза, один экземпляр которого подлежит вручению перевозчику.

Таможенный контроль проводится таможенными органами на различных стадиях таможенного оформления товаров, что предопределяет установленное ТК ТС требование о предоставлении документов и сведений, необходимых для таможенного контроля. Такие документы и сведения установлены ТК ТС (ст.98 ТК ТС) . 4

Таможенный орган вправе запрашивать документы и сведения, необходимые для таможенного контроля, в письменной форме и устанавливать срок их представления, который должен быть достаточен для этого. По мотивированному обращению лица указанный срок продлевается таможенным органом на время, необходимое для представления указанных документов и сведений.

Для проведения таможенного контроля таможенные органы вправе получать от банков и иных кредитных организаций справки о связанных с внешнеэкономической деятельностью и уплатой таможенных платежей операциях лиц, на которые в соответствии с ТК ТС возложена обязанность по совершению таможенных операций, а также справки об операциях таможенных брокеров, владельцев складов временного хранения, владельцев таможенных складов и таможенных перевозчиков.

В целях осуществления проверки достоверности сведений после выпуска товаров таможенные органы вправе запрашивать (п.4 ст. 98 ТК ТС) и получать коммерческие документы, документы бухгалтерского учета и отчетности и другую информацию, в том числе в форме электронных документов, относящуюся к внешнеэкономическим операциям с этими товарами, а в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию ТС, — также и к последующим операциям с данными товарами, у декларанта или иного лица, имеющего отношение к операциям с товарами.

Документы, необходимые для проведения таможенного контроля, должны храниться лицами и таможенными органами в течение 5 (пяти) лет со дня окончания нахождения товаров под таможенным контролем, если иной срок не установлен законодательством государств — членов таможенного союза. Лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела, должны хранить документы, необходимые для таможенного контроля, в течение 5 (пяти) лет после года, в течение которого проводились таможенные операции. (п. 5 ст. 98 ТК ТС)

Освобождение от отдельных форм таможенного контроля устанавливается ТК ТС (ст. 105 ТК ТС). 5

К таким случаям относятся:

Таможенному досмотру не подлежит личный багаж:

1) глав государств — членов таможенного союза и следующих вместе с ними членов их семей;

Смотрите еще:

  • Какова форма внешнеэкономической сделки и последствия ее несоблюдения Какова форма внешнеэкономической сделки и последствия ее несоблюдения Статья 162. Последствия несоблюдения простой письменной формы сделки 1. Несоблюдение простой письменной формы сделки […]
  • Какой максимальный срок лишения свободы по ук рф Статья 56 УК РФ. Лишение свободы на определенный срок Новая редакция Ст. 56 УК РФ 1. Лишение свободы заключается в изоляции осужденного от общества путем направления его в […]
  • Продаю дом на 2 хозяина Продаю дом на 2 хозяина 979 230 грн. Договорная 293 769 грн. 979 230 грн. Договорная 1 035 186 грн. Договорная 100 000 грн. Договорная 559 560 грн. Договорная 477 206 грн. 1 […]
  • Часть 1 статья 20 ук рф Каков возраст, с которого наступает уголовная ответственность за терроризм и террористическую деятельность? Отвечает старший помощник прокурора области по надзору за исполнением законов о […]
  • Гражданский иск о возмещении материального ущерба образец Исковое заявление о возмещении материального ущерба, причиненного преступлением и морального вреда (тяжкие телесные) В Орджоникидзевский районный суд г. Мариуполя Донецкой обл. Истец […]
  • Право на жилище план Право на жилище план Адрес: 660049, г. Красноярск пр. Мира, 32 Электронная почта: [email protected] Телефон приемной: (391) 265-84-00 Телефон дежурного прокурора: (391) […]
Закладка Постоянная ссылка.

Обсуждение закрыто.