Меры дисциплинарного взыскания в школе

За что могут наказывать в школе

В соответствии с п. 4 ст. 43 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» за неисполнение или нарушение Устава организации, осуществляющей образовательную деятельность, правил внутреннего распорядка и иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности (см. Устав на сайте школы) применяются меры дисциплинарного взыскания.

В 2013 года вступил в силу Приказ о дисциплинарных взысканиях к учащимся. Приказом предусмотрены следующие наказания:

  • замечание;
  • выговор;
  • отчисление из организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Такие меры наказания, как выставление двойки, привлечение к дежурству, оставление после уроков, ограничение допуска к занятиям, оскорбление или унижение человеческого достоинства, не говоря о применении физической силы, являются незаконными, расцениваются как нарушение прав учащихся на образование и могут быть обжалованы.

В соответствии с Приказом о дисциплинарных взысканиях не допускается применять меры взыскания в отношении учеников начальных классов, учащихся с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития и различными формами умственной отсталости).

При выборе меры дисциплинарного взыскания должны учитываться:

  • тяжесть дисциплинарного проступка,
  • причины и обстоятельства, при которых он совершен,
  • предшествующее поведение обучающегося,
  • его психофизическое и эмоциональное состояние,
  • мнение советов обучающихся, представительных органов обучающихся, советов родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.

По закону применить меру наказания к нерадивому ученику можно только в течение месяца после того, как он нарушил Устав школы.

Запрещено наказывать учеников во время болезни или каникул, академического отпуска или отпуска по уходу за ребенком. Мера взыскания по истечении одного года снимается, если в течение этого времени не было новых взысканий.

В течение трех дней после совершения проступка учащийся должен предоставить объяснительную. Школа имеет право требовать дачу объяснений от учащихся непосредственно, в отсутствие родителей. Отказ или уклонение обучающегося от предоставления им письменного объяснения не является препятствием для применения мер дисциплинарного взыскания. Далее издаётся приказ о применении наказания к обучающемуся, который доводится до обучающегося, родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося под роспись в течение трех учебных дней со дня его издания, не считая времени отсутствия обучающегося в организации, осуществляющей образовательную деятельность. Отказ обучающегося, родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося ознакомиться с указанным приказом (распоряжением) под роспись оформляется соответствующим актом.

В течение года директор школы имеет право отменить наказание обучающегося по собственной инициативе, по просьбе самого обучающегося или его родителей, по ходатайству советов обучающихся, представительных органов обучающихся или советов родителей. Каждое взыскание может быть обжаловано.

Обучающийся, родители несовершеннолетнего обучающегося вправе обжаловать меры дисциплинарного взыскания и их применение к обучающемуся. Для этого нужно обратиться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, решение которой является обязательным для всех участников образовательных отношений и подлежит исполнению в сроки, предусмотренные указанным решением.

Материал подготовил методист ГБОУ ГМЦ М.В. Рязанцев.

Выговор ребенку в школе — что значит? Как избежать?

Если в школе ребенку собираются сделать выговор, то:

— заносится ли куда-либо запись об этом выговоре? (личное дело и т.д.)

— могу ли я, как родитель, не подписывать никакие согласия на вынесение выговора

Ответы юристов (5)

Вопросы дисциплины в школе регулируются статьёй 43 ФЗ «Об образовании в РФ», а также Приказом Минобрнауки России «Об утверждении Порядка применения к обучающимся и снятия с обучающихся мер дисциплинарного взыскания». Кроме того, в каждой школе принимаются также локальные Правила применения к обучающимся и снятия с них мер дисциплинарного взыскания. Данные Правила не должны противоречить нормам законов.
Наказывают учеников путём наложения дисциплинарного взыскания. Их существует три вида:
• замечание
• выговор
• отчисление
За каждый дисциплинарный проступок может быть применена только одна мера дисциплинарного взыскания.
Дисциплина в организации, осуществляющей образовательную деятельность, поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся и педагогических работников. Законодательно установлен запрет на применение физического и (или) психического насилия по отношению к обучающимся.
Недопустимыми видами наказания является оставление после уроков, оскорбления, унижение человеческого достоинства, применения физической силы.
Кого наказывать нельзя?
Не допускается применять меры дисциплинарного взыскания в отношении:
• учеников начальных классов,
• учащихся с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития и различными формами умственной отсталости).
Не допускается применение мер дисциплинарного взыскания к обучающимся во время их болезни или каникул.
Что влияет на выбор наказания?
При выборе меры дисциплинарного взыскания должны учитывается:
• тяжесть дисциплинарного проступка,
• причины и обстоятельства, при которых совершён проступок,
• предшествующее поведение обучающегося,
• психофизическое и эмоциональное состояние ученика,
• мнение советов обучающихся, представительных органов обучающихся, советов родителей несовершеннолетних обучающихся.
Сроки применения дисциплинарного взыскания
Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка и не позднее шести месяцев со дня его совершения. В данные сроки не входит время, когда учащийся болел, был на каникулах, в академическом отпуске или отпуске по беременности и родам, отпуске по уходу за ребенком.

Мера взыскания по истечению 1 года снимается, если в течение этого времени не было новых взысканий.

не подписание документов не снимает наказание, если вы не согласны с мерой взыскание то напишите заявление директору или в комитет образования, аргументировав свою позицию.

Есть вопрос к юристу?

Здравствуйте, Наталья. С порядком применения мер дисциплинарной ответственности можно ознакомиться вот тут:

Помимо прочего в нем указано:

13. Применение к обучающемуся меры дисциплинарного взыскания оформляется приказом (распоряжением) руководителя организации, осуществляющей образовательную деятельность, который доводится до обучающегося, родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося под роспись в течение трех учебных дней со дня его издания, не считая времени отсутствия обучающегося в организации, осуществляющей образовательную деятельность. Отказ обучающегося, родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося ознакомиться с указанным приказом (распоряжением) под роспись оформляется соответствующим актом.

14. Обучающийся, родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося вправе обжаловать в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений меры дисциплинарного взыскания и их применение к обучающемуся.

Т.е. никуда не заносится, только приказ. Вы же можете указать, что ознакомлены и выразить свое несогласие.

Образовательная организация вправе наложить дисциплинарное взыскание на учащегося.

ФЗ «Об образовании»
Статья 43. Обязанности и ответственность обучающихся

4. За неисполнение или нарушение устава организации, осуществляющей образовательную деятельность, правил внутреннего распорядка, правил проживания в общежитиях и интернатах и иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности к обучающимся могут быть применены меры дисциплинарного взыскания — замечание, выговор, отчисление из организации, осуществляющей образовательную деятельность.

При этом к определенным категориям не применяются дисциплинарные взыскания:

5. Меры дисциплинарного взыскания не применяются к обучающимся по образовательным программам дошкольного, начального общего образования, а также к обучающимся с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития и различными формами умственной отсталости).
6. Не допускается применение мер дисциплинарного взыскания к обучающимся во время их болезни, каникул, академического отпуска, отпуска по беременности и родам или отпуска по уходу за ребенком.

Ваше несогласие на такое взыскание не повлияет.

Добрый день, Наталья! Вы можете высказать свое мнение относительно правомерности наложения взыскания на своего ребенка, оно будет учитываться при решении вопроса о его применении к ученику. Также у вас есть право обжаловать наложенное взыскание, если вы с ним не согласны. В случае отказа от дачи объяснений просто будет составлен акт, то есть ваш отказ никак не повлияет на этот вопрос если было нарушение.

Согласно ФЗ N 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016) «Об образовании в Российской Федерации» ст. 43

4. За неисполнение или нарушение устава организации, осуществляющей образовательную деятельность, правил внутреннего распорядка, правил проживания в общежитиях и интернатах и иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности к обучающимся могут быть применены меры дисциплинарного взыскания — замечание, выговор, отчисление из организации, осуществляющей образовательную деятельность.
5. Меры дисциплинарного взыскания не применяются к обучающимся по образовательным программам дошкольного, начального общего образования, а также к обучающимся с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития и различными формами умственной отсталости).
6. Не допускается применение мер дисциплинарного взыскания к обучающимся во время их болезни, каникул, академического отпуска, отпуска по беременности и родам или отпуска по уходу за ребенком.
7. При выборе меры дисциплинарного взыскания организация, осуществляющая образовательную деятельность, должна учитывать тяжесть дисциплинарного проступка, причины и обстоятельства, при которых он совершен, предыдущее поведение обучающегося, его психофизическое и эмоциональное состояние, а также мнение советов обучающихся, советов родителей.

11. Обучающийся, родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося вправе обжаловать в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений меры дисциплинарного взыскания и их применение к обучающемуся.
12. Порядок применения к обучающимся и снятия с обучающихся мер дисциплинарного взыскания устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Приказ Министерства образования и науки РФ от 15 марта 2013 г. N 185«Об утверждении Порядка применения к обучающимся и снятия с обучающихся мер дисциплинарного взыскания»

3. Меры дисциплинарного взыскания применяются за неисполнение или нарушение устава организации, осуществляющей образовательную деятельность, правил внутреннего распорядка, правил проживания в общежитиях и интернатах и иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности.

4. За совершение дисциплинарного проступка к обучающемуся могут быть применены следующие меры дисциплинарного взыскания:
замечание;
выговор;
отчисление из организации, осуществляющей образовательную деятельность.

5. К обучающимся специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа применяются меры взыскания, установленные Федеральным законом от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»*(2).
6. За каждый дисциплинарный проступок может быть применена одна мера дисциплинарного взыскания.
При выборе меры дисциплинарного взыскания организация, осуществляющая образовательную деятельность, должна учитывать тяжесть дисциплинарного проступка, причины и обстоятельства, при которых он совершен, предшествующее поведение обучающегося, его психофизическое и эмоциональное состояние, а также мнение советов обучающихся, представительных органов обучающихся, советов родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся организации, осуществляющей образовательную деятельность.

7. Не допускается применение мер дисциплинарного взыскания к обучающимся во время их болезни, каникул, академического отпуска, отпуска по беременности и родам или отпуска по уходу за ребенком*(3).

8. До применения меры дисциплинарного взыскания организация, осуществляющая образовательную деятельность, должна затребовать от обучающегося письменное объяснение. Если по истечении трех учебных дней указанное объяснение обучающимся не представлено, то составляется соответствующий акт.
Отказ или уклонение обучающегося от предоставления им письменного объяснения не является препятствием для применения меры дисциплинарного взыскания.

Добрый день! Прошу сообщить в связи с чем собираются объявить выговор? За какой проступок? Имеются ли какие письменные документы подтверждающие вину и именно, что в этом виновать только Ваш ребёнок?

— могу ли я, как родитель, не подписывать никакие согласия на вынесение выговора
Наталья

Вы как законный представитель несовершеннолетнего — родитель имеете право на ознакомление с документами, ситуацией.

собираются сделать выговор
Наталья

Кто собирается? Кто Вас об этом уведомил?

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Дисциплинарная ответственность учащихся

П.В. Гулидов,
юрист, консультант информационного центра «МЦФЭР Ресурсы образования»

Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» (далее – Закон об образовании), а также Типовое положение об общеобразовательном учреждении, утвержденное постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 № 196 (далее – Типовое положение) предусматривают лишь одну меру дисциплинарного взыскания для учащихся – исключение из общеобразовательного учреждения (далее – учреждение).

Согласно п. 7 ст. 19 Закона об образовании и п. 58 Типового положения по решению органа управления учреждения за совершенные неоднократно грубые нарушения устава учреждения допускается исключение из данного учреждения обучающегося, достигшего возраста пятнадцати лет. Исключение в данном случае применяется, если меры воспитательного характера не дали результата и дальнейшее пребывание обучающегося в учреждении оказывает отрицательное влияние на других обучающихся, нарушает их права и права работников учреждения, а также нормальное функционирование учреждения.

Напомним, что решение об исключении обучающегося, не получившего общего образования, принимается с учетом мнения его родителей (законных представителей) и с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Решение об исключении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принимается с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и органа опеки и попечительства.

При этом учреждение незамедлительно обязано проинформировать об исключении обучающегося из учреждения его родителей (законных представителей) и орган местного самоуправления, которые совместно с комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав в месячный срок принимают меры, обеспечивающие трудоустройство исключенного несовершеннолетнего и (или) продолжение его обучения в другом образовательном учреждении.

Между тем на практике нередко встречаются случаи, когда со стороны учащегося допускаются дисциплинарные нарушения, однако об исключении говорить еще рано. Здесь лишь само учреждение вправе решать, каким образом будет осуществляться наказание по отношению к виновным учащимся и какими могут быть виды таких наказаний.

Согласно подп. 15 п. 2 ст. 32 Закона об образовании любое образовательное учреждение вправе самостоятельно осуществлять образовательный процесс в соответствии с уставом учреждения, лицензией и свидетельством о государственной аккредитации. Исходя из данной нормы, а также общих основ ст. 32 Закона об образовании, можно сделать вывод о том, что установление дополнительных наказаний, не предусмотренных действующим законодательством, находится в компетенции самого учреждения, но лишь при условии соблюдения обязательных требований закона о защите прав и свобод учащихся. Это означает, что любые наказания, установленные учреждением, не могут быть связаны с физическим или психическим насилием над личностью учащегося, поскольку это прямо запрещено Конвенцией о правах ребенка и иными нормативно-правовыми актами в области защиты прав детей (как международными, так и российскими).

Как следует из указанного выше подп. 15 п. 2 ст. 32 Закона об образовании, дополнительные виды наказаний для учащихся (правильнее всего их назвать дисциплинарными взысканиями, поскольку все они, так или иначе, связаны с нарушением внутришкольной дисциплины) должны быть предусмотрены в уставе учреждения. Там же должен быть оговорен и порядок их применения.

Хотя, по нашему мнению, во избежание излишней «перегрузки» устава лучше всего оформить все, что касается дисциплинарных взысканий в отношении учащихся (далее – дисциплинарные взыскания), отдельным локальным актом учреждения (например, Положением о дисциплинарных взысканиях) и зарегистрировать данный акт в качестве дополнения к уставу, что предусмотрено п. 3 ст. 13 Закона об образовании.

В этом случае указанный локальный акт можно будет постоянно совершенствовать (путем внесения изменений и дополнений), а также, за ненадобностью, отменить, не затрагивая при этом устав учреждения. Кроме того, знакомить учащихся и их родителей (законных представителей) с таким локальным актом будет гораздо проще и эффективней, поскольку документ, посвященный каким-либо одним правоотношениям (в отличие от устава, где, как правило, написано обо всем, но понемногу), всегда воспринимается легче и лучше запоминается.

Впрочем, каким бы локальным актом не были урегулированы вопросы дисциплинарных взысканий, документ этот, в силу своего новаторства, должен быть достаточно подробным и проработанным. С нашей точки зрения, при установлении системы дисциплинарных взысканий целесообразней ориентироваться на то, что уже установлено для лиц, работающих по трудовому договору (работников) Трудовым кодексом РФ (далее – ТК РФ).

Это, по меньшей мере, позволит решить сразу две задачи:

  • во-первых, за основу будет взята уже апробированная система дисциплинарных взысканий, что априори уже будет свидетельствовать об ее законности и правомерности;
  • во-вторых, система дисциплинарных взысканий, предусмотренная в ТК РФ, построена по принципу постепенного ужесточения мер до наказания, связанного с прекращением трудового договора по инициативе работодателя (увольнением с работы), что в нашем случае соответствует исключению из школы. Таким образом, систему наказаний в учреждении можно будет построить аналогичным образом: от незначительного до исключения.

Кстати, в этом случае гораздо легче будет разобраться с такими категориями, как «неоднократность» и «грубость» нарушений устава учреждения, если, например, привязать их к какому-либо из видов дисциплинарного взыскания. К примеру, когда уставом или локальным актом учреждения будет предусмотрено, что за грубые нарушения устава на виновного учащегося налагается дисциплинарное взыскание в виде строгого выговора или просто выговора, то в дальнейшем будет еще проще: получил в течение года два (или более) строгих выговора (просто выговора) – будь готов к отчислению и т. д.

А поскольку дисциплинарные взыскания не могут быть связаны не только с насилием над личностью учащегося, но и с какими-бы то ни было штрафами (денег за допущенные нарушения дисциплины, не связанные с причинением вреда имуществу школы, с учащихся брать категорически запрещено), систему дисциплинарных взысканий необходимо строить по принципу «от простого к сложному», делая упор на усилении воспитательных мер. Вот, например, как может выглядеть такая система:

  • замечание;
  • выговор;
  • строгий выговор;
  • исключение из учреждения.

Для того чтобы данная система была максимально демократичной и не позволяла администрации учреждения «гнобить» неудобных им учеников, необходимо как можно тщательнее прописать в уставе (локальном акте) принципы наложения того или иного взыскания. К примеру:

  • за шумное поведение на уроке и за срыв урока – замечание;
  • за опоздание на урок – выговор;
  • за драку – строгий выговор и т. д.

При этом, естественно, не нужно забывать и принцип рецидива, когда за один и тот же проступок, совершенный в течение определенного времени (установленного уставом или локальным актом), наказание ужесточается. Например, от одного до пяти прогулов за четверть – выговор, более пяти – строгий выговор и т. д.

Для того чтобы, как указано выше, подвести грубые нарушения устава учреждения учеником под его исключение, необходимо в самом уставе перечислить, какие нарушения признаются грубыми. Затем в том же уставе (либо в специальном локальном акте) установить, что за грубые нарушения устава учащемуся объявляется строгий выговор или применяется иная мера дисциплинарного взыскания. Главное, чтобы эта мера применялась только за грубые нарушения. Тогда учащийся и его родители (законные представители) будут знать, что, получив два и более таких взыскания (в этом и заключается принцип неоднократности) в течение определенного времени (учебного года, четверти и т. д.), такой учащийся (естественно, достигший 15-летнего возраста) рискует быть исключенным из учреждения.

Поскольку в учреждении дисциплинарные взыскания применяются к несовершеннолетним, а воспитательный процесс происходит в коллективе под контролем взрослых, достаточно эффективным будет использование при наложении взысканий и элементов общественного порицания. Причем в отдельных случаях это может превратиться в самостоятельное наказание. Например, поведение учащихся, получивших дисциплинарные взыскания, можно рассмотреть на классном или общешкольном собрании, на совете школы и т. д. Только при этом нельзя допустить нарушения прав ребенка на неприкосновенность частной жизни, т. е. выносить на общественное рассмотрение можно лишь сам проступок, не затрагивая ничего, что не относится к делу.

Кроме того, любая мера дисциплинарного взыскания, связанная с общественным порицанием, может рассматриваться как более строгая. К примеру, между выговором и строгим выговором может располагаться такое наказание, как объявление выговора с вынесением рассмотрения поведения учащегося на классном (общешкольном) собрании и т. д.

Не следует игнорировать и иные – дополнительные – наказания, например: исключение из органов школьного самоуправления, лишение внутришкольного (внутриклассного) звания (староста класса, председатель дружины, лучший ученик и т. д.), лишение права нахождения фотографии провинившегося учащегося на доске почета учреждения и др.

Такие наказания могут применяться как в качестве самостоятельных (тогда круг дисциплинарных взысканий будет гораздо шире), так и в качестве второстепенных (в совокупности с основными): например, объявление выговора с одновременным исключением из совета школы и т. д.

Думается, что такой порядок позволит усилить воспитательное воздействие дисциплинарных взысканий, поскольку для многих учащихся их общественный статус в классе и в школе значит не мало. Тем более обидно, когда не ты добровольно отказываешься от специального положения, а тебя его лишают за совершенный проступок. Для многих подростков это достаточно серьезное наказание.

Принцип дисциплинарной ответственности, предусмотренный ТК РФ, предполагает полное освобождение от нее по прошествии определенного времени (в настоящее время – одного года). Поскольку дисциплинарные взыскания для учащихся должны служить исключительно воспитательным целям, а не применяться для подавления личности обучающегося, уставом (локальным актом) учреждения также должна быть предусмотрена возможность полного освобождения учащегося от наложенного взыскания.

Проще всего для этого установить определенный временной отрезок: например, ученик, получивший выговор и в течение четверти ни разу не нарушивший дисциплину, полностью освобождается от наказания и считается не привлекавшимся к дисциплинарной ответственности. Немаловажной является и общественная составляющая: можно, например, по аналогии с ТК РФ предусмотреть возможность освобождения от дисциплинарного взыскания по ходатайству класса (совета школы, совета старшеклассников и т. д.), естественно, при условии, что после наложения этого взыскания ученик ни разу не нарушил дисциплину и активно участвовал в жизни класса и школы.

Дисциплинарные взыскания (еще один элемент демократии) должны налагаться на учащихся в том же порядке, что и аналогичные взыскания для работников учреждения, предусмотренные ТК РФ. То есть до применения взыскания от ученика необходимо затребовать письменное (либо устное с одновременным занесением в акт опроса) объяснение. Непосредственное наложение взыскания производится приказом по учреждению. Несправедливость представителей администрации учреждения (иных уполномоченных лиц) в данном вопросе может навсегда породить у ребенка недоверие к лицам, вершащим правосудие. А поскольку речь в данном случае идет о несовершеннолетних, применение дисциплинарного взыскания по отношению к учащемуся требует от работников учреждения большого педагогического такта и выдержки. Процесс этот ни в коем случае не должен носить «инквизиционный» характер, поскольку главная его цель – не наказание, а предупреждение подобных нарушений в будущем.

Конечно, рассматриваемые в данной статье дисциплинарные взыскания не подлежат обжалованию в судебном порядке, однако если в учреждении будут созданы условия для пересмотра несправедливо наложенного взыскания, это окажет хорошее воспитательное действие. И ничего что приказ директора о наложении взыскания будет отменен решением совета школы, ведь директор принимал его на основании данных, предоставленных ему педагогическими работниками, которые не всегда могут поступать объективно и справедливо. Однако для реализации этого необходима хорошо развитая система внутришкольного самоуправления, что на сегодняшний день, к сожалению, встречается не так часто, как хотелось бы.

Последнее, о чем бы хотелось упомянуть, касается круга лиц, уполномоченных налагать дисциплинарные взыскания. По общему правилу данное право в силу закона принадлежит руководителю учреждения. Однако в целях развития внутришкольного демократизма неплохо было бы предусмотреть случаи, когда право принимать решение о наложении дисциплинарных взысканий передается органам внутришкольного самоуправления (совету школы, совету старшеклассников и т. д.). В этом случае руководитель учреждения своим приказом просто утверждает решение уполномоченного органа о наложении дисциплинарного взыскания. Единственное, что при этом необходимо, это, как уже отмечалось выше, развитая система внутришкольного самоуправления: жизнеспособная и эффективная.

Вообще же, любые дисциплинарные взыскания – не самоцель. Тем более что до достижения 15-летнего возраста учащийся (за исключением несовершеннолетних с девиантным поведением или отклонениями в развитии) имеет прочную позицию, подкрепленную положениями Конституции РФ об обязательном общем образовании. И это не позволяет администрации учреждения в течение многих лет прибегать к крайней мере, т. е. к исключению, а потому несправедливые дисциплинарные взыскания могут привести сначала к отчуждению, а впоследствии – и к затяжному конфликту между педагогическим коллективом и учеником, от которого в большей степени будут страдать сами педагоги.

Поэтому любое дисциплинарное взыскание должно иметь в первую очередь воспитательный характер. Наличие таких взысканий в учреждении уже само по себе дисциплинирует поведение учащихся, однако от педагогических работников требуется умение сделать так, чтобы учащиеся не испытывали страха перед возможным наказанием, а рассматривали его в качестве серьезного повода для пересмотра своего негативного поведения в прошлом.

Для того, чтобы получить доступ к дополнительным материалам, вы должны авторизоваться или зарегистрироваться

За что и как могут наказывать в школе?

Каждая образовательная организация принимает так называемые локальные нормативные акты — документы, которыми регулируются различные вопросы деятельности школы. К ним относятся Устав, Правила внутреннего распорядка, Правила проживания в общежитиях и интернатах и другие. За неисполнение или нарушение локальных нормативных актов школы обучающегося могут наказать.

Вопросы дисциплины в школе регулируются статьёй 43 ФЗ «Об образовании в РФ», а также Приказом Минобрнауки России «Об утверждении Порядка применения к обучающимся и снятия с обучающихся мер дисциплинарного взыскания». Кроме того, в каждой школе принимаются также локальные Правила применения к обучающимся и снятия с них мер дисциплинарного взыскания. Данные Правила не должны противоречить нормам законов.

Наказывают учеников путём наложения дисциплинарного взыскания. Их существует три вида:

За каждый дисциплинарный проступок может быть применена только одна мера дисциплинарного взыскания.

Дисциплина в организации, осуществляющей образовательную деятельность, поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся и педагогических работников. Законодательно установлен запрет на применение физического и (или) психического насилия по отношению к обучающимся.

Недопустимыми видами наказания является оставление после уроков, оскорбления, унижение человеческого достоинства, применения физической силы.

Кого наказывать нельзя?

Не допускается применять меры дисциплинарного взыскания в отношении:

• учеников начальных классов,

• учащихся с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития и различными формами умственной отсталости).

Не допускается применение мер дисциплинарного взыскания к обучающимся во время их болезни или каникул.

Что влияет на выбор наказания?

При выборе меры дисциплинарного взыскания должны учитывается:

• тяжесть дисциплинарного проступка,

• причины и обстоятельства, при которых совершён проступок,

• предшествующее поведение обучающегося,

• психофизическое и эмоциональное состояние ученика,

• мнение советов обучающихся, представительных органов обучающихся, советов родителей несовершеннолетн их обучающихся.

Сроки применения дисциплинарного взыскания

Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка и не позднее шести месяцев со дня его совершения. В данные сроки не входит время, когда учащийся болел, был на каникулах, в академическом отпуске или отпуске по беременности и родам, отпуске по уходу за ребенком.

Мера взыскания по истечению 1 года снимается, если в течение этого времени не было новых взысканий.

Дисциплинарная ответственность обучающихся образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в соответствии с новым Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»

Федеральным законом № 273-ФЗ комплексно регулируются вопросы правовых отношений в сфере образования в РФ. В частности, данный закон регулирует статус участников образовательного процесса, и, в том числе, обучающихся в образовательных организациях и иных организациях, осуществляющих образовательную деятельность. В сравнении с ранее действовавшим законодательством об образовании, новый федеральный закон можно охарактеризовать как более системно и детально регулирующий вопросы статуса обучающихся. Систематизируются, в том числе, и вопросы дисциплинарной ответственности обучающихся за допущенные нарушения.

Развитие законодательства об образовании в отношении дисциплинарных нарушений со стороны обучающегося во многом вытекает из сути образовательных отношений организации, осуществляющей образовательную деятельность, и физического лица, обучающегося в ней, зачастую, несовершеннолетнего. Сопоставление возможностей указанных лиц, в частности, в рамках защиты собственных прав и интересов, показывает на неравновесный характер отношений между обучающимся и организацией, осуществляющей образовательную деятельность. Обучающийся является более слабой стороной в этих отношениях, в связи с чем законодательство подробно регулирует права обучающегося, а также устанавливает пределы его ответственности. Во многом подобное сходство в неравенстве сторон правовых отношений предопределило сходство правовых решений с такой отраслью законодательства, как трудовое законодательство. Использование моделей правового регулирования, выработанных в рамках трудового права, в ходе разработки Федерального закона № 273-ФЗ, представляется в этом смысле предсказуемым и обоснованным сутью правовых отношений.

Вопросам дисциплинарной ответственности обучающихся посвящена ст. 43 Федерального закона № 273-ФЗ. При этом, согласно указанной статье, порядок применения к обучающимся и снятия с обучающихся мер дисциплинарного взыскания устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. Ряд важных норм, касающихся дисциплинарной ответственности обучающихся, таким образом, предусмотрены на подзаконном уровне. Данные вопросы регулируются приказом Министерства образования и науки РФ от 15 марта 2013 года № 185 «Об утверждении Порядка применения к обучающимся и снятия с обучающихся мер дисциплинарного взыскания» (далее – Приказ Минобрнауки России), проект которого был размещен на официальном сайте в сети Интернет и прошел предварительное общественное обсуждение в феврале 2013 года.

Ч. 3 ст. 43 Закона устанавливает, что дисциплина в организации, осуществляющей образовательную деятельность, поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся, педагогических работников. Применение физического и (или) психического насилия по отношению к обучающимся не допускается. Указанный запрет воспроизводит нормы ранее действовавшего законодательства. Данная норма коррелирует также со ст. 336 Трудового кодекса РФ, которая предусматривает в качестве дополнительного основания прекращения трудового договора с педагогическим работником применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника.

Указанные нормы в целом ограничивают рамки педагогического воздействия на обучающегося. Вместе с тем, в ст. 2 Федерального закона № 273-ФЗ образование определяется как единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, что фактически включает воспитательный компонент, а, значит, и меры воспитательного воздействия на обучающихся, в качестве неотъемлемой части образовательного процесса. Меры педагогического воздействия, в отличие от мер дисциплинарных взысканий, не имеют какого-либо существенного правового регулирования, за исключением указанного выше запрета применения насилия к обучающимся, а также закрепленных в ст. 48 Федерального закона № 273-ФЗ обязанностей педагогических работников, в частности, соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики; уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений. За исключением данных ограничений общего плана, воспитательная деятельность осуществляется организацией, осуществляющей образовательную деятельность, свободно, в том числе свободно выбираются меры воспитательного воздействия на обучающихся.

Законодательное регулирование дисциплинарной ответственности отличается коренным образом – понятие дисциплинарной ответственности вводится через строго ограниченное число установленных законом видов дисциплинарных взысканий, вводится целый ряд ограничений в ходе применения мер дисциплинарного взыскания, требования к процедуре их применения.

Основанием для наступления дисциплинарной ответственности обучающихся является совершение обучающимися дисциплинарного проступка. Дисциплинарный проступок не определяется в законодательстве об образовании, хотя сам термин «дисциплинарный проступок» использован в ст. 43 Федерального закона № 273-ФЗ. Анализ норм данного Закона позволяет сделать некоторые выводы о характере дисциплинарного проступка обучающегося.

Дисциплинарный проступок обучающегося понимается как неисполнение или нарушение устава организации, осуществляющей образовательную деятельность, правил внутреннего распорядка, правил проживания в общежитиях и интернатах и иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности. Таким образом, далеко не любые нарушения со стороны обучающегося могут рассматриваться в качестве дисциплинарного проступка, закон четко ограничивает основания для применения дисциплинарных взысканий посредством перечисления локальных нормативных актов, закрепляющих правила, нарушение которых рассматривается как дисциплинарный проступок.

Вопросы субъективной стороны дисциплинарного проступка законодательством прямо не регулируются. Вместе с тем, некоторые нормы позволяют сделать вывод о том, что дисциплинарный проступок должен быть совершен обучающимся виновно, т.е. обучающийся должен осознавать как запрещенный характер своих действий, так и предвидеть возможность наступления негативных последствий этих действий, если таковые последствия предусмотрены нормами соответствующих локальных актов организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Подобный вывод вытекает из ряда ограничений в применении мер дисциплинарного взыскания. В частности, меры дисциплинарного взыскания не применяются к обучающимся по образовательным программам дошкольного, начального общего образования, а также к обучающимся с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития и различными формами умственной отсталости). Фактически эта норма исключает возможность дисциплинарной ответственности для обучающихся, в силу своего возраста либо психического развития не способных осознавать характер своих действий.

Кроме того, требования к выбору и порядку применения мер дисциплинарного воздействия также соответствуют концепции виновного, осознанного отношения обучающегося к нарушению, являющемуся дисциплинарным проступком. Приказом Минобрнауки России предусмотрено обязательное затребование объяснения обучающегося, что также говорит о необходимости оценки вины обучающегося в совершенном проступке. Вина в совершении проступка также соответствует общим принципам права в отношении юридической ответственности, и принципам государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования.

Согласно ч. 4 ст. 43 рассматриваемого Федерального закона, за неисполнение или нарушение требований, установленных локальными нормативными актами по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности, к обучающимся могут быть применены меры дисциплинарного взыскания — замечание, выговор, отчисление из организации, осуществляющей образовательную деятельность. Перечень видов дисциплинарных взысканий четким и исчерпывающим образом перечислен в Федеральном законе № 273-ФЗ. Данный перечень является закрытым, что позволяет сделать вывод о том, что иные меры дисциплинарных взысканий не могут быть установлены нормативными правовыми документами с юридической силой ниже, чем федеральный закон, в том числе, локальными актами образовательной организации.

Федеральный закон № 273-ФЗ вводит ряд основополагающих требований к порядку применения дисциплинарных взысканий. Согласно ч. 6 ст. 43 данного Закона, не допускается применение мер дисциплинарного взыскания к обучающимся во время их болезни, каникул, академического отпуска, отпуска по беременности и родам или отпуска по уходу за ребенком. Указанная гарантия во многом копирует гарантии, установленные на случай применения дисциплинарных взысканий к работникам трудовым законодательством.

Согласно ч. 7 ст. 43 Федерального закона № 273-ФЗ, при выборе меры дисциплинарного взыскания организация, осуществляющая образовательную деятельность, должна учитывать тяжесть дисциплинарного проступка, причины и обстоятельства, при которых он совершен, предыдущее поведение обучающегося, его психофизическое и эмоциональное состояние, а также мнение советов обучающихся, советов родителей. Запрет произвольного выбора меры дисциплинарного взыскания, фактически, сложился на основе конституционных принципов права в рамках судебной практики судов общей юрисдикции по трудовым делам, и был впоследствии закреплен в Трудовом кодексе РФ в ст. 192. В Федеральном законе № 273-ФЗ данный запрет также воспроизводится, что обеспечивает гарантии соотносимости тяжести дисциплинарного проступка и выбранной меры дисциплинарного взыскания. Есть основания полагать, что судебная практика, как и в случае с оспариванием применения дисциплинарных взысканий к работникам, пойдет по пути признания незаконным и недопустимым применения такой жесткой меры, как отчисление обучающегося, за формальное нарушение требований локальных актов, не являющееся существенным нарушением.

При выборе меры дисциплинарного взыскания администрацией образовательных организаций должны учитываться не только особенности дисциплинарного проступка и личности обучающегося, но и мнение органов, представляющих интересы обучающихся в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в частности, должно быть учтено мнение советов обучающихся, советов родителей. Подобные органы создаются по инициативе обучающихся, родителей (законных представителей) в соответствии со ст. 26 Федерального закона № 273-ФЗ.

Применение такой меры дисциплинарного взыскания как отчисление к несовершеннолетним крайне затруднительно и требует соблюдения ряда дополнительных условий. В частности, частями 8-9 ст. 43 Федерального закона № 273-ФЗ установлены следующие нормы:

«8. По решению организации, осуществляющей образовательную деятельность, за неоднократное совершение дисциплинарных проступков, предусмотренных частью 4 настоящей статьи, допускается применение отчисления несовершеннолетнего обучающегося, достигшего возраста пятнадцати лет, из организации, осуществляющей образовательную деятельность, как меры дисциплинарного взыскания. Отчисление несовершеннолетнего обучающегося применяется, если иные меры дисциплинарного взыскания и меры педагогического воздействия не дали результата и дальнейшее его пребывание в организации, осуществляющей образовательную деятельность, оказывает отрицательное влияние на других обучающихся, нарушает их права и права работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, а также нормальное функционирование организации, осуществляющей образовательную деятельность.

9. Решение об отчислении несовершеннолетнего обучающегося, достигшего возраста пятнадцати лет и не получившего основного общего образования, как мера дисциплинарного взыскания принимается с учетом мнения его родителей (законных представителей) и с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Решение об отчислении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принимается с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и органа опеки и попечительства.»

Таким образом, для обучающегося возрастом младше 15 лет применение такой меры дисциплинарного взыскания, как отчисление, невозможно. Отчисление лиц младше 15 лет не может быть произведено в качестве меры дисциплинарного взыскания, даже в случае неисполнения ими таких предусмотренных ч. 1 ст. 43 обязанностей, как:

добросовестно осваивать образовательную программу, выполнять индивидуальный учебный план, в том числе посещать предусмотренные учебным планом или индивидуальным учебным планом учебные занятия, осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям, выполнять задания, данные педагогическими работниками в рамках образовательной программы;

выполнять требования устава организации, осуществляющей образовательную деятельность, правил внутреннего распорядка, правил проживания в общежитиях и интернатах и иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности;

уважать честь и достоинство других обучающихся и работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, не создавать препятствий для получения образования другими обучающимися.

В случае, если обучающийся уже достиг возраста 15 лет, отчисление возможно одновременно при соблюдении следующих условий:

дисциплинарные проступки были совершены неоднократно,

ранее применялись меры дисциплинарного взыскания и меры педагогического воздействия,

данные меры не дали результата, был совершен новый дисциплинарный проступок,

дальнейшее пребывание обучающегося в организации оказывает отрицательное влияние на других обучающихся, нарушает их права и права работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, а также нормальное функционирование организации.

При этом Приказом Минобрнауки России в пункте 10 конкретизируется условие о совершенном ранее дисциплинарном проступке дополнительно. Отчисление несовершеннолетнего обучающегося как мера дисциплинарного взыскания не применяется, если сроки ранее примененных к обучающемуся мер дисциплинарного взыскания истекли и (или) меры дисциплинарного взыскания сняты в установленном порядке.

В случае, если обучающийся еще не получил основного общего образования, порядок применения отчисления как меры дисциплинарного взыскания требует также соблюдения дополнительных требований к процедуре. Такое решение принимается с учетом мнения его родителей (законных представителей) и с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Решение об отчислении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принимается с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и органа опеки и попечительства.

Ч. 10 ст. 43 Федерального закона № 273-ФЗ закрепляется обязанность организации, осуществляющей образовательную деятельность, незамедлительно проинформировать об отчислении несовершеннолетнего обучающегося в качестве меры дисциплинарного взыскания орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования. Вторым предложением данной части установлена обязанность органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования, и родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося, отчисленного из организации, осуществляющей образовательную деятельность, не позднее чем в месячный срок принять меры, обеспечивающие получение несовершеннолетним обучающимся общего образования.

Приказом Минобрнауки России также закрепляется важная гарантия, вытекающая из принципов правового регулирования ответственности за совершенные нарушения, однако не закрепленная на уровне федерального закона. В частности, п. 6 Приказа Минобрнауки России предусматривается, что за каждый дисциплинарный проступок может быть применена одна мера дисциплинарного взыскания.

Приказ Минобрнауки России устанавливает также ряд дополнительных, по сравнению с Федеральным законом № 273-ФЗ, требований к порядку применения дисциплинарного взыскания к обучающемуся. Данные требования в большинстве своем коррелируют соответствующим требованиям трудового законодательства к применению дисциплинарных взысканий к работникам, и в этом смысле используются проработанные текстовые формулировки, в отношении которых накоплена судебная практика применения аналогичных норм в рамках трудового законодательства.

В частности, п. 8 Приказа Минобрнауки России устанавливает, что до применения меры дисциплинарного взыскания организация, осуществляющая образовательную деятельность, должна затребовать от обучающегося письменное объяснение. Если по истечении трех учебных дней указанное объяснение обучающимся не представлено, то составляется соответствующий акт. Отказ или уклонение обучающегося от предоставления им письменного объяснения не является основанием для освобождения его от дисциплинарного взыскания. Представляется рациональным распространение на аналогичные правовые отношения с обучающимися практики, сложившейся в рамках трудовых отношений, а именно: фиксация актом факта запроса письменных объяснений. Также представляется весьма вероятным, что судебная практика пойдет по пути жесткого толкования необходимости затребовать объяснение «до применения» дисциплинарного взыскания, и будет признавать получение такого объяснения после применения меры взыскания нарушением порядка применения дисциплинарных взысканий, влекущим отмену соответствующего дисциплинарного взыскания.

Пунктом 9 Приказа Минобрнауки России установлены также следующие требования к порядку применения мер дисциплинарных взысканий: «Мера дисциплинарного взыскания применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени отсутствия обучающегося, указанного в пункте 7 настоящего Порядка, а также времени, необходимого на учет мнения советов обучающихся, представительных органов обучающихся, советов родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся организации, осуществляющей образовательную деятельность, но не более семи учебных дней со дня представления руководителю организации, осуществляющей образовательную деятельность, мотивированного мнения указанных советов и органов в письменной форме». (п. 7 Приказа Минобрнауки России предусматривается отсутствие обучающихся во время их болезни, каникул, академического отпуска, отпуска по беременности и родам или отпуска по уходу за ребенком).

Таким образом, вводится фактически два требования к срокам применения дисциплинарных взысканий. С одной стороны, это время, отсчитанное от момента обнаружения дисциплинарного проступка, которое не может быть более месяца, за вычетом болезни, каникул, отпусков, а также за вычетом времени, необходимого на учет мнения советов обучающихся и их родителей. Время, необходимое на учет мнения, нормативно никак не определяется, и устанавливаться будет непосредственно для каждой образовательной организации, в зависимости от ее устава и иных локальных нормативных актов, определяющих порядок учета такого мнения. При этом, руководитель образовательной организации, получив мотивированное мнение указанных советов, должен принять решение о применении дисциплинарного взыскания не позднее семи учебных дней. Оба эти требования являются параллельно действующими и оба должны быть выдержаны образовательной организацией. Соответственно, если мнение было представлено существенно ранее, чем истекал бы месячный срок со дня обнаружения проступка (например, через 5 учебных дней после даты его обнаружения), администрация образовательной организации будет ограничена во времени применения взыскания семью учебными днями (несмотря на то, что эти семь дней стекут ранее месячного срока со дня обнаружения проступка).

Пунктом 13 Приказа Минобрнауки России предусмотрено, что применение к обучающемуся меры дисциплинарного взыскания оформляется в виде приказа руководителя организации, осуществляющей образовательную деятельность, который доводится до обучающегося, родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося под роспись в течение трех учебных дней со дня его издания, не считая времени отсутствия обучающегося в организации, осуществляющей образовательную деятельность. Отказ обучающегося, родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося ознакомиться с указанным приказом под роспись оформляется соответствующим актом.

Есть основания полагать, что данные нормы, во многом воспроизводящие нормы трудового законодательства в отношении дисциплинарных взысканий к работникам, будут применяться аналогичным трудовым нормам образом, в частности, их несоблюдение будет рассматриваться как нарушение порядка применения дисциплинарного взыскания.

Согласно ч. 11 ст. 43 Федерального закона № 273-ФЗ, обучающийся, родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося вправе обжаловать в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений меры дисциплинарного взыскания и их применение к обучающемуся. Исходя из общих принципов права, применение дисциплинарного взыскания может быть также обжаловано и в судебном порядке.

Ст. 45 Федерального закона № 273-ФЗ предусматривается формирование в организации, осуществляющей образовательную деятельность, нового органа — комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений. Указанная комиссия частично похожа на предусмотренную трудовым правом комиссию по трудовым спорам, и создается в целях урегулирования разногласий между участниками образовательных отношений по вопросам реализации права на образование, в том числе в случае обжалования решений о применении к обучающимся дисциплинарного взыскания. Комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений создается из равного числа представителей совершеннолетних обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников организации, осуществляющей образовательную деятельность. Решение комиссии является обязательным для всех участников образовательных отношений, и подлежит исполнению в сроки, предусмотренные указанным решением, а также может быть обжаловано в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Приказом Минобрнауки России предусматривается также срок действия дисциплинарного взыскания и возможность досрочного снятия дисциплинарного взыскания. Данные вопросы урегулированы по аналогии с трудовым законодательством. Согласно п. 17 Приказа Минобрнауки России, если в течение года со дня применения меры дисциплинарного взыскания к обучающемуся не будет применена новая мера дисциплинарного взыскания, то он считается не имеющим меры дисциплинарного взыскания. Руководитель организации, осуществляющей образовательную деятельность, до истечения года со дня применения меры дисциплинарного взыскания имеет право снять ее с обучающегося по собственной инициативе, просьбе самого обучающегося, родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося, ходатайству советов обучающихся или советов родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.

Таким образом, новое законодательство об образовании и подзаконные акты содержат ключевые нормы, касающиеся дисциплинарной ответственности обучающихся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность. Данные нормы содержат гарантии для обучающихся, направленные на необходимость обеспечить справедливое и адекватное применение мер дисциплинарных взысканий к лицам, зачастую неспособным эффективно защищать свои права и интересы. Анализ норм Федерального закона № 273-ФЗ и соответствующего Приказа Минобрнауки России показывает, что во многом используются проверенные и проработанные в рамках судебной и иной правоприменительной практики конструкции трудового права в отношении дисциплинарной ответственности. Данный подход представляется оправданным, учитывая некоторое сходство правовых отношений между работодателем и работником, с одной стороны, и организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и обучающимся, с другой стороны, в частности, неравновесный характер этих отношений, длительность и значимость отношений для работника и обучающегося, как «слабой» стороны правоотношений.

Смотрите еще:

  • Статья 290 ук судебная практика Статья 290 ук судебная практика Обзор судебной практики по уголовным делам о преступлениях, связанных с нарушением прав субъектов малого и среднего бизнеса, за 2013 - 2015 годы Количество […]
  • Приказ ск рф no 4 ПРИКАЗ Следственного комитета РФ от 15.01.2011 N 4 "ОБ УСТАНОВЛЕНИИ ЮРИСДИКЦИИ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ СЛЕДСТВЕННЫХ ОРГАНОВ СЛЕДСТВЕННОГО КОМИТЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" В целях установления […]
  • Налоговая декларация по авансовому платежу по налогу на имущество 2018 Налог на имущество организаций Большинство организаций должны платить налог на имущество. Так как налог региональный, ставки будут зависеть от места регистрации компании. Ниже рассмотрим […]
  • Мировое соглашение судебные расходы образец мировое соглашение в гражданском процессе образец В Реутовский городской суд Московской области 143969, Московская область, г. Реутов, Юбилейный проспект, д. 56 Иванов Иван […]
  • Гражданский кодекс 1922 года Гражданский кодекс РСФСР 1922 г. Отличительными чертами ГК РСФСР 1922 г. были: с одной стороны наличие многоукладной экономики, товарно-денежных отношений, проведение нэпа, с другой - […]
  • Москва воинская часть 3747 Войсковая Часть 3747 информация актуальна на 11.11.2018 на карточке организациис учетом всех используемыхисточников данных."> разделы Анкета Реквизиты Учредители Госзакупки […]
Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии запрещены.