Клевета анализ ахматова

Стихотворение Анны Ахматовой «Клевета»

А нна Ахматова – достойная дочь Cеребряного века. Искренне выносит она на суд читателя переживания, рожденные в глубинах своего лирического «я».

Гениальность любого поэта состоит в его умении предельно обнажить свою душу, попытке сродниться с читателем, увлечь его и быть с ним на равных. Ведь поэт берёт на себя ответственность сказать не только за себя, но и за читателя, обобщить, раскрыть те истины, которые доступны всем, но не всякому подвластны.

Стихотворение Ахматовой «Клевета» написано спустя год после смерти мужа, Н.С. Гумилёва. В это время в России было много таких семей, «безвинно виноватых», только потому, что они были жёнами, детьми, братьями и сёстрами так называемых врагов народа. Им не подавали руки при встрече, «не узнавали». Но никто из этих людей не сумел поэтически описать трагедию отвергнутого человека, так как это сделала Анна Ахматова в стихотворении «Клевета».

«И всюду клевета сопутствовала мне» – это звучит как приговор и зачин для дальнейшего повествования.

«Её ползучий шаг я слышала во сне». «Ползучий шаг» – эпитет-образ, вызывающий у нас самые мерзкие, отвратительные ассоциации. Ахматова олицетворяет клевету, одушевляет её, придавая ей вездесущность, беспредельность. Она становится тенью лирической героини, которая даже во сне «слышит её ползучий шаг», и «в мёртвом городе под беспощадным небом, // Скитаясь наугад за кровом и за хлебом». Оксюморонное выражение «мёртвый город» помогает нам почувствовать весь ужас одиночества героини. Для неё город мёртв, потому что в нём нет ни единой родственной души, во всех глазах лишь предательство и страх, равнодушие, рождённые горящими отблесками клеветы. Не зря отблески её «горят». Огонь – это не только символ жизни, но и символ уничтожения, испепеления всего живого.

Но «я не боюсь её!» – утверждает лирическая героиня, пытаясь противостоять клевете, убеждая себя в своём бесстрашии. Синтаксически это оформлено предложениями без многоточий, восклицательных и вопросительных знаков, а значит, это полновесное утверждение. Аргументируя это далее, она говорит: «. на каждый вызов новый // Есть у меня ответ достойный и суровый».

Но есть ли на самом деле этот «достойный ответ»? Может быть, это честь и достоинство или преждевременный уход из жизни несломленной души.

Здесь у Ахматовой большое «но» – противоречие самой себе, так как последующие строки полны смирения и покорности.

Но неизбежный день уже предвижу я, –
На утренней заре придут ко мне друзья,
И мой сладчайший сон рыданьем потревожат.

Полное смирение со своей судьбой, которое подчёркивается эпитетом «неизбежный» и глаголом «предвижу». В русской поэзии заря всегда ассоциировалась с пробуждением природы – у Тютчева, рождением новой жизни – у поэтов-революционистов. Ахматова употребила это слово в том же значении. Естественно, возникает вопрос: «Как можно соединить рождение нового дня и смерть, когда «образок на грудь остывшую положат»?»

В том-то и чудо поэтического слова, что истина рождается из противоречий, сопоставления несопоставимого. Со смертью телесной наступает рождение духовного, освобожденного от земных реалий, возвышенного – души.

Поэтесса намеренно называет смерть «сладчайшим сном», так как это избавление от суровой яви под «беспощадным небом» в «мёртвом городе». У Ахматовой здесь небо «беспощадно», что необычно воспринимается нами, так как мы привыкли считать его символом величия, чистоты и милосердия или открытием истины, как это было у Андрея Болконского и Наташи Ростовой.

Казалось бы, что ещё может сделать клевета? Что может быть страшнее для человека, чем потеря собственной жизни? Но оказывается, может быть, и даже после смерти. Мы видим это в полуфантастической, гротесковой форме, впечатляющей до внутреннего содрогания.

«Никем не знаема тогда она войдет» уже к остывшему телу.

В моей крови её неутолённый рот
Считать не устаёт небывшие обиды,
Вплетая голос свой в моленья панихиды.

Отравлен последний путь усопшей, нарушены покой и умиротворённость, достигаемые моленьями панихиды, отвергается святость обряда. И далее она пишет: «И станет внятен всем её постыдный бред».

Клевета вновь достигает своей цели, разобщает людей, собравшихся у гроба.

Чтоб на соседа глаз не мог поднять сосед.
Чтобы в последний раз душа моя горела.

Горело не только тело живого человека, но и душа, продолжая томиться в неземных муках, но «земным бессилием», «летя в рассветной мгле».

Последняя строчка звучит как гимн любви к жизни, которая, несмотря ни на что, даже на вынужденный уход, есть самая высокая ценность, так как душа «горела» «дикой жалостью к оставленной земле».

Личная драма, показанная через переживания лирической героини, перерастает в философское обобщение вечной борьбы добра со злом, человека с обстоятельствами.

Стихотворение предельно короткое, всего 22 строчки, но очень ёмкое и многоплановое. Здесь не только ощущения героини в её исповеди, – автор прибегает и к сценической образности, вызывающей у читателя яркую картину жизненных реалий. Мы видим, как на утренней заре приходят к ней друзья, слышим их рыдания.

Поэтесса тщательно отбирает эпитеты-символы, эпитеты-образы: «сон сладчайший», «город мёртвый», «беспощадное небо»; метафоры: «душа горела». Личное местоимение «я», неоднократно повторяющееся по ходу повествования, усиливает эмоциональный накал, подчёркивает глубину переживания: «сопутствовала мне», «я не боюсь её», «есть у меня», «предвижу я», «придут ко мне», «мой сон», «в моей крови», «душа моя». Чувствуется вселенское одиночество человека, и этому «я» противопоставлены отблески клеветы «во всех глазах». Слово «всех» и подчёркивает степень отверженности героини, трагедию одиночества.

Кажущаяся простота стихосложения (рифмовка парная, мужская) несёт в себе глубокий смысловой подтекст: небом–хлебом. Символ возвышенного, духовного сочетается с символом земного, насущного. Глаза–страх, тело–горело, мгле–земле, обиды–панихиды отражают суть всего произведения.

Удачное использование анафоры в придаточных предложениях, начинающихся с союза «чтобы», усиливает их побудительное значение:

Чтоб на соседа глаз не мог поднять сосед,
Чтоб в страшной пустоте моё осталось тело,
Чтобы в последний раз душа моя горела.

Показывая отвратительную сущность клеветы, сравнивая её с «ползучим» пресмыкающимся, Ахматова прибегает к аллитерации, чередуя звуки [з]–[ш], [с]–[ч].

Её ползучий шаг я слышала во сне.

Это стихотворение как нельзя лучше показывает незащищённость души лирической героини перед невзгодами жизни, хотя она и восклицает: «Я не боюсь её». Оно вызывает сочувствие к ней и негодование не только к клевете, но и к поверившим в неё.

C тихи Ахматовой близки нам. Они написаны женщиной бессильной и сильной в слабости своей, отвергнутой и любимой, бесстрашной и побежденной, мятежной и смиренной.

Из этих противоречий состоит не только поэтическое обаяние А.Ахматовой, но и обаяние её как личности. На её хрупкие женские плечи выпали огромные жизненные испытания. Она не только выдержала их, но и продолжала творить, перебросив поэтический мостик из девятнадцатого в двадцатый век.

«Клевета» А. Ахматова

«Клевета» Анна Ахматова

И всюду клевета сопутствовала мне.
Ее ползучий шаг я слышала во сне
И в мертвом городе под беспощадным небом,
Скитаясь наугад за кровом и за хлебом.
И отблески ее горят во всех глазах,

То как предательство, то как невинный страх.
Я не боюсь ее. На каждый вызов новый
Есть у меня ответ достойный и суровый.
Но неизбежный день уже предвижу я,-
На утренней заре придут ко мне друзья,
И мой сладчайший сон рыданьем потревожат,
И образок на грудь остывшую положат.
Никем не знаема тогда она войдет,
В моей крови ее неутоленный рот
Считать не устает небывшие обиды,
Вплетая голос свой в моленья панихиды.
И станет внятен всем ее постыдный бред,
Чтоб на соседа глаз не мог поднять сосед,
Чтоб в страшной пустоте мое осталось тело,
Чтобы в последний раз душа моя горела
Земным бессилием, летя в рассветной мгле,
И дикой жалостью к оставленной земле.

Анализ стихотворения Ахматовой «Клевета»

В начале 1920-х годов свет увидел пятый ахматовский сборник «Anno Domini». В него было включено стихотворение «Клевета». В тексте слышатся отголоски трагедии, произошедшей в конце лета 1921 года. В августе Гумилев – первый супруг Анны Андреевны – был арестован. Его подозревали в участии в заговоре «Петроградской боевой организации В. Н. Таганцева». За поэта пытались бороться друзья – Лозинский и Оцуп. К сожалению, старания их не принесли никаких результатов. 26 августа Николая Степановича расстреляли. Место его захоронения по сей день точно не выяснено, так как в документах того времени оно не фигурирует. Много неясного и в самом деле, касающемся «Петроградской боевой организации В. Н. Таганцева». В частности, доподлинно неизвестно, какое отношение к ней имел Гумилев.

Лирическая героиня рассматриваемого текста в первой же строке обозначает свою главную проблему: «И всюду клевета сопутствовала мне…». У клеветы – мерзкой, гадкой, отвратительной – ползучий шаг. Из-за нее героиня чувствует себя в городе, названном мертвым, одинокой. Впрочем, страха перед ней нет. На каждый наговор найдется достойный ответ. Зато есть предвидение страшного дня. Лирическая героиня боится, что клевета все-таки настигнет ее на собственных похоронах, ведь мертвые не способны защитить себя от наветов. Пришедшие проститься друзья и знакомые поверят в «постыдный бред», навсегда отвернувшись от покойницы.

Клевета, по мысли Ахматовой, — вещь страшная. Как только к поэтессе пришла слава, появилась необходимость бороться с различными слухами и сплетнями. Понятно, что их вокруг личной жизни Анны Андреевны, в частности, ее брака с Гумилевым, возникало предостаточно. Как бы ни была ужасна так называемая бытовая клевета, есть нечто похуже. Из рассматриваемого стихотворения можно сделать вывод – Ахматова полагала, что ее бывшего супруга оклеветали, что ни в какой контрреволюционной деятельности он участия не принимал. Есть еще один важный момент. «Клевета» выглядит как предсказание дальнейших кошмаров. Расстрелы и аресты, случившиеся в первые годы после революции, оказались только началом. Позже Сталин развернет масштабную кампанию по уничтожению врагов народов, неотъемлемой частью которой станут написанные простыми гражданами доносы. Клевета превратится в мощное оружие, способное уничтожить практически любого человека.

Клевета анализ ахматова

Произведение знаменитой русской поэтессы Анны Ахматовой «Клевета» вышло в свет в 1922 году. Это было смутное, тяжёлое для России время, омрачённое всеобщим недоверием и боязнью. В сердцах людей доминировал страх, заставлявший предавать даже самых близких и дорогих людей. Гонения распространялись не только на инакомыслящих, но и на их семьи и близкое окружение. Стихотворение олицетворяет личную драму писательницы, её переживания и внутреннее одиночество. За год до написания этого стихотворения, по сфабрикованному обвинению, был расстрелян первый муж Ахматовой, Николай Гумилёв. Подвергаясь гонениям со стороны власти, неся на себе клеймо неугодной, писательница изливает свои переживания в творении, ставшим отображением состояния её души.

«Скитаясь наугад за кровом и за хлебом. И отблески её горят во всех глазах» — эта фраза отображает потребность героини в помощи и защите, и одновременно показывает тщетность её надежд. И одновременно показывает жалость к людям за их слабость и неспособность противостоять тоталитарному режиму, царящему в то тяжелое время.

«Я не боюсь её. На каждый вызов новый. Есть у меня ответ достойный и суровый» — оставшись одна, героиня не сломилась под натиском жизненных невзгод, решив бороться до конца.

Однако последние строки произведения как бы кричат о покорности судьбе, сломленная героиня будто сгорает, не найдя ни помощи, ни сострадания. Но этой смиренной погибелью, она бросает немой укор тем, кто отвернулся от неё в трудную минуту, кто придет на могилу пряча глаза, сожалея о содеянном, желая вернуть время вспять, и осознавая бесповоротность сотворённого.

«Земным бессилием, летя в рассветной мгле, и дикой жалостью к оставленной земле» — заключительные строки звучат, как прощение людям, которые предали и отвернулись при жизни. Прятались, пытаясь отгородиться от чужого горя, как от заразной болезни, надеясь таким образом сохранить собственное благополучие. Не оскверняя себя злобой и ненавистью, героиня воспаряет над земными пороками, мелочностью и меркантильностью, злобой и страхом.

Стоит обратить внимание также на название стихотворения. дело в том, что из целого синонимического ряда на обозначение неправдивый сведений (например, неправда, ложь, враки, сплетни и так далее), поэтесса выбрала именно слово клевета. Оно обозначает злонамеренную дачу ложных сведений с целью причинения вреда тому, о ком говориться. Именно о клевете в полном значении слова и рассказывается в стихотворении поэтессы.

Анализ стихотворения Ахматовой «Клевета»

Стихотворение “Клевета” написано Ахматовой через год после смерти ее мужа – Н.С.Гумилева. Это было тяжелое время и для поэтессы и для всего народа, время, когда печать “врага народа” разбивала не только дружбу, но и любовь, и родственные узы.

В своем стихотворении Ахматова показала всю отвратительность и мерзость того времени, когда повсюду клевета. “И всюду клевета сопутствовала мне”- эта фраза задает тон всему стихотворению. В 22 рифмованных строчках поэтесса показывает всю трагедию отвергнутого человека, человека, живущего в обществе, но одинокого человека, потому что нет родственной души. Из-за этого город, в котором она живет, Ахматова называет “мертвым городом”. В глазах людей, окружающих ее, равнодушие и страх, страх перед всеобъемлющей и всепроникающей клеветой.

Повествование в стихотворении ведется от первого лица, часто произносит “я” лирическая героиня и этим она усиливает свои переживания, передает их нам.

Ахматова одушевляет клевету, придает ей особенную подлость и мерзость, сравнивая ее с пресмыкающимся. Она везде проникает и даже во сне преследует лирическую героиню.

Но Ахматова не сдается, она не смириться с ней. “Я не боюсь ее”,- говорит поэтесса, но без восклицательного знака, ее фраза – это утверждение. У Ахматовой есть для клеветы “ответ достойный”. Но так ли это на самом деле? Ведь дальше героиня говорит, что уже предвидит неизбежный исход. Уже ждет поэтесса момента, когда погрузиться в “сладчайший сон”, это ли ответ, это скорее бегство.

Но смерть – это не выход, от ползучей клеветы и душа лирической героини не может скрыться. Земное тело жгла клевета, и за чистой небесной душой погналась. Таким образом, даже уход из жизни и прощание друзей героини с телом “отравлен” клеветой, ее “постыдным бредом”.

Образ героини у Ахматовой получился ярким и емким, эпитеты передают глубину переживаний и сильнейшие эмоции. Ее стихи показывают состояние одинокого человека, смиренного и мятежного, бесстрашного и бессильного одновременно. От того, сколько трудностей и горестей пришлось пережить такой хрупкой женщине, ее стихи и получаются такие проникновенные и искренние.

Стихотворение было написано в 1922 году, когда Советской Россией прокатилась волна арестов и репрессий, тысячи людей получили позорное клеймо «враг народа». С первых же строк становится понятным, насколько героине тяжело и горько от того, что происходит с ее страной: всюду клевета и предательство, люди озабочены лишь поисками куска хлеба, моральные ценности утратили всякий смысл. Героиня, также как и все остальные, беспокоится о своем пропитании, но больше голода и смерти ее пугает клевета, которая отражается в глазах прохожих. Кто-то клевещет из страха, а кто-то просто хочет выслужиться перед новой властью и заслужить местечко потеплее, но факт остается фактом: клевета завладела этим мертвым городом.

Сама героиня не боится доносов, ей кажется, что на каждое лживое слово у нее найдется достойный и суровый ответ. Но за этими уверенными строками скрывается обреченность. Она четко понимает, что бессильна против толпы, против режима, который никого не пощадит. Героиня предвидит тот день, когда друзья придут на ее поминки. Для них ее смерть станет тяжелой утратой, а для нее она будет сладким сном, освобождением от суровой и жалкой действительности. Героиня жаждет этого покоя, в смерти она хочет укрыться от унизительной клеветы и человеческого цинизма. Одновременно с этим желанием вечного покоя она искренне верит, что ее смерть откроет глаза окружающим. У них появится не только сожаление, но и стыд за своей поведение, за свою утраченную свободу слова и мысли.

Героиня предвидя, и в некоторой степени даже предрекая свою скорую кончину, надеется, что душа не изменит ее прижизненным идеалам и стремлениям. Она хочет, чтобы душа ее горела, а бессилие и покорность остались здесь, на бренной земле. Но в последней строке становится очевидным, что смерть героини — это вынужденный уход, она жаждет жизни, мечтает ее изменить, искоренить клевету. Однако исправить уже что-либо невозможно: душа героини с дикой жалостью к этой земле растворяется в предрассветной мгле.

Смотрите еще:

  • Согласие на выезд без сопровождения Согласие на выезд несовершеннолетнего В связи с предстоящим сезоном отпусков, который сопровождается массовым выездом несовершеннолетних на отдых за рубеж, актуальным является вопрос о […]
  • Анализ днк на отцовство саратов цена НАШИ УСЛУГИ НОВЫЕ СТАТЬИ // ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ // Установление отцовства теперь и по суду Установление отцовства, Любые ДНК анализы, Саратов В Саратове ДНК тест на установление отцовства […]
  • Смерть 5 месячного ребенка в бресте Брест: 20-летняя пьяная мать до полусмерти избила 5-месячного сына, потому что он мешал спать Новости Беларуси. Черепно-мозговая травма, ушиб, отек и гематома головного мозга с […]
  • Семейный кодекс ст 88 Сімейний кодекс України (СКУ). Науково-практичний коментар. Стаття 88. Право на утримання того з подружжя, з ким проживає дитина-інвалід 1. Якщо один із подружжя, в тому числі і […]
  • Трудовые споры адвокат спб Трудовой спор Трудовой спор - это конфликтная ситуация между работодателем и его сотрудником. Зачастую причинами трудового спора могут быть: невыплата заработной платы, незаконное […]
  • Комментарий к ст 624 коап рф Ст. 6.24 КоАП РФ с комментариями Статья 6.24 КоАП РФ. Нарушение установленных законодательством о физической культуре и спорте требований к положениям (регламентам) об официальных […]
Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии запрещены.