Дискриминация это википедия

ПОЗИТИВНАЯ ДИСКРИМИНАЦИЯ

Политика. Толковый словарь. — М.: «ИНФРА-М», Издательство «Весь Мир». Д. Андерхилл, С. Барретт, П. Бернелл, П. Бернем, и др. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М. . 2001 .

Политология. Словарь. — РГУ . В.Н. Коновалов . 2010 .

Смотреть что такое «ПОЗИТИВНАЯ ДИСКРИМИНАЦИЯ» в других словарях:

ПОЗИТИВНАЯ ДИСКРИМИНАЦИЯ — Политика или принцип, означающий предоставление преимуществ при трудоустройстве, продвижении по службе, получении образования, а также при выдвижении в выборные органы власти представителям групп, традиционно дискриминируемым по признаку пола,… … Словарь бизнес-терминов

Позитивная дискриминация — Часть серии статей о дискриминации Основные формы Расизм · Сексизм … Википедия

Позитивная дискриминация — см. Равенство полов … Термины гендерных исследований

Дискриминация в области занятости — Часть серии статей о дискриминации Основные формы Расизм · Сексизм … Википедия

Дискриминация буракуминов — 1990 год. Демонстрация движений по защите прав бураку Дискриминация буракуминов одной из групп населения Японии официально не признаётся в современной Японии, что, однако, не мешает сущест … Википедия

Дискриминация русских на постсоветском пространстве — Часть серии статей о дискриминации Основные формы Расизм · Сексизм … Википедия

Дискриминация — Часть серии статей о дискриминации Основные формы Расизм · Сексизм … Википедия

Дискриминация лиц, страдающих психическими расстройствами — Часть серии статей о дискриминации Основные формы Расизм · Сексизм … Википедия

Дискриминация по возрасту — Часть серии статей о дискриминации Основные формы Расизм · Сексизм … Википедия

Дискриминация наркоманов — Содержание 1 Стигмы 2 Причины 3 Проявления … Википедия

ГЕНДЕРНАЯ ДИСКРИМИНАЦИЯ

Энциклопедический словарь . 2009 .

Смотреть что такое «ГЕНДЕРНАЯ ДИСКРИМИНАЦИЯ» в других словарях:

Гендерная дискриминация — любое различие, исключение или предпочтение, которое ограничивает или отрицает осуществление прав человека по признаку пола. Источник: МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН О ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГАРАНТИЯХ РАВНЫХ ПРАВ И РАВНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ДЛЯ МУЖЧИН И ЖЕНЩИН … Официальная терминология

Гендерная психология — раздел дифференциальной психологии, в котором изучаются закономерности поведения человека в обществе, определённые его биологическим полом, социальным полом (гендером) и их соотношением. В гендерных исследованиях социальной психологии изучаются… … Википедия

Гендерная статистика — это статистика о положении мужчин и женщин в следующих сферах: население, семья, здравоохранение, образование и коммуникации, занятость, права человека и политика. Оценка прогресса женщин в этих и других областях является новой и развивающейся… … Термины гендерных исследований

Гендерная асимметрия — непропорциональная представленность социальных и культурных ролей обоих полов (а также представлений о них) в различных сферах жизни. Например, в населении большинства стран женщины составляют более половины (от 51% до 54%), в то время как среди… … Термины гендерных исследований

Дискриминация женщин в оплате труда — см. Гендерная дифференциация оплаты труда … Термины гендерных исследований

Чикалова, Ирина Ромуальдовна — Чикалова Ирина Ромуальдовна (14 августа 1961(19610814), Минск) историк, социолог, политолог. В 1983 г. закончила с отличием исторический факультет, в 1989 г. аспирантуру Минского государственного педагогического… … Википедия

Чикалова Ирина Ромуальдовна — ( 14 августа 1961, г. Минск) – белорусский историк. В 1983 г. закончила исторический факультет, в 1989 г. – аспирантуру Минского государственного педагогического института им. А. М. Горького. В 1990 г. защитила кандидатскую диссертацию… … Википедия

Чикалова — Чикалова, Ирина Ромуальдовна Чикалова Ирина Ромуальдовна ( 14 августа 1961, г. Минск) – белорусский историк. В 1983 г. закончила исторический факультет, в 1989 г. – аспирантуру Минского государственного педагогического института им. А. М.… … Википедия

ГЕНДЕРНЫЕ ПРОБЛЕМЫ — (англ. gender род, пол), общественные и психологические проблемы, связанные с ролью в обществе лиц мужского и женского пола, так как различия в моделях поведения мужчин и женщин могут стать причинами внутриличностных, межличностных и межгрупповых … Энциклопедический словарь

Конвенции и соглашения

Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации

Принята резолюцией 2106 (XX) Генеральной Ассамблеи от 21 декабря 1965 года

Государства — участники настоящей Конвенции,

считая, что Устав Организации Объединенных Наций основан на принципах достоинства и равенства, присущих каждому человеку, и что все государства — члены Организации обязались предпринимать совместные и самостоятельные действия в сотрудничестве с Организацией Объединенных Наций для достижения одной из целей Организации Объединенных Наций, состоящей в поощрении и развитии всеобщего уважения и соблюдения прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка или религии,

считая, что Всеобщая декларация прав человека провозглашает, что все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах и что каждый человек должен обладать всеми правами и свободами, провозглашенными в ней, без какого бы то ни было различия, в частности без различия по признаку расы, цвета кожи или национального происхождения,

считая, что все люди равны перед законом и имеют право на равную защиту закона от всякой дискриминации и от всякого подстрекательства к дискриминации,

считая, что Организация Объединенных Наций осудила колониализм и любую связанную с ним практику сегрегации и дискриминации, где бы и в какой бы форме они не проявлялись, и что Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам от 14 декабря 1960 г. (резолюция 1514 (XV) Генеральной Ассамблеи) подтвердила и торжественно провозгласила необходимость незамедлительно и безоговорочно положить всему этому конец,

считая, что Декларация Организации Объединенных Наций о ликвидации всех форм расовой дискриминации от 20 ноября 1963 г. (резолюция 1904 (XVIII) Генеральной Ассамблеи) торжественно подтверждает необходимость скорейшей ликвидации расовой дискриминации во всем мире, во всех ее формах и проявлениях, и обеспечения понимания и уважения достоинства человеческой личности,

будучи убеждены в том, что всякая теория превосходства, основанного на расовом различии, в научном отношении ложна, в моральном — предосудительна и в социальном — несправедлива и опасна, и что не может быть оправдания для расовой дискриминации, где бы то ни было, ни в теории, ни на практике,

подтверждая, что дискриминация людей по признаку расы, цвета кожи или этнического происхождения является препятствием к дружественным и мирным отношениям между нациями и может привести к нарушению мира и безопасности среди народов, а также гармоничного сосуществования лиц даже внутри одного и того же государства,

будучи убеждены в том, что существование расовых барьеров противоречит идеалам любого человеческого общества,

встревоженные проявлениями расовой дискриминации, все еще наблюдающимися в некоторых районах мира, а также государственной политикой, основанной на принципе расового превосходства или расовой ненависти, как, например, политикой апартеида, сегрегации или разделения,

преисполненные решимости принять все необходимые меры для скорейшей ликвидации расовой дискриминации во всех ее формах и проявлениях и предупреждать и искоренять расистские теории и практику их осуществления с целью содействия взаимопониманию между расами и создания международного сообщества, свободного от всех форм расовой сегрегации и расовой дискриминации,

принимая во внимание Конвенцию о дискриминации в области найма и труда, утвержденную Международной организацией труда в 1958 году, и Конвенцию о предотвращении дискриминации в области образования, утвержденную Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры в 1960 году,

желая осуществить принципы, изложенные в Декларации Организации Объединенных Наций о ликвидации всех форм расовой дискриминации, и обеспечить для достижения этой цели скорейшее проведение практических мероприятий,

согласились о нижеследующем:

1. В настоящей Конвенции выражение «расовая дискриминация» означает любое различие, исключение, ограничение или предпочтение, основанное на признаках расы, цвета кожи, родового, национального или этнического происхождения, имеющие целью или следствием уничтожение или умаление признания, использования или осуществления на равных началах прав человека и основных свобод в политической, экономической, социальной, культурной или любых других областях общественной жизни.

2. Настоящая Конвенция не применяется к различиям, исключениям, ограничениям или предпочтениям, которые государства-участники настоящей Конвенции проводят или делают между гражданами и негражданами.

3. Ничто в настоящей Конвенции не может быть истолковано как влияющее в какой-либо мере на положения законодательства государств-участников, касающиеся национальной принадлежности, гражданства или натурализации, при условии, что в таких постановлениях не проводится дискриминация в отношении какой-либо определенной национальности.

4. Принятие особых мер с исключительной целью обеспечения надлежащего прогресса некоторых расовых или этнических групп или отдельных лиц, нуждающихся в защите, которая может оказаться необходимой для того, чтобы обеспечить таким группам или лицам равное использование и осуществление прав человека и основных свобод, не рассматривается как расовая дискриминация, при условии, однако, что такие меры не имеют своим последствием сохранение особых прав для различных расовых групп и что они не будут оставлены в силе по достижении тех целей, ради которых они были введены.

1. Государства-участники осуждают расовую дискриминацию и обязуются безотлагательно всеми возможными способами проводить политику ликвидации всех форм расовой дискриминации и способствовать взаимопониманию между всеми расами, и с этой целью:

а) каждое государство-участник обязуется не совершать в отношении лиц, групп или учреждений каких-либо актов или действий, связанных с расовой дискриминацией, и гарантировать, что все государственные органы и государственные учреждения, как национальные, так и местные, будут действовать в соответствии с этим обязательством;

b) каждое государство-участник обязуется не поощрять, не защищать и не поддерживать расовую дискриминацию, осуществляемую какими бы то ни было лицами или организациями;

c) каждое государство-участник должно принять эффективные меры для пересмотра политики правительства в национальном и местном масштабе, а также для исправления, отмены или аннулирования любых законов и постановлений, ведущих к возникновению или увековечению расовой дискриминации всюду, где она существует;

d) каждое государство-участник должно, используя все надлежащие средства, в том числе и законодательные меры, в зависимости от обстоятельств, запретить расовую дискриминацию, проводимую любыми лицами, группами или организациями, и положить ей конец;

е) каждое государство-участник обязуется поощрять в надлежащих случаях объединяющие многорасовые организации и движения, равно как и другие мероприятия, направленные на уничтожения расовых барьеров, и не поддерживать те из них, которые способствуют углублению расового разделения.

2. Государства-участники должны принимать, когда обстоятельства этого требуют, особые и конкретные меры в социальной, экономической, культурной и других областях, с целью обеспечения надлежащего развития и защиты некоторых расовых групп или лиц, к ним принадлежащих, с тем чтобы гарантировать им полное и равное использование прав человека и основных свобод. Такие меры ни в коем случае не должны в результате привести к сохранению неравных или особых прав для различных расовых групп по достижении тех целей, ради которых они были введены.

Государства-участники особо осуждают расовую сегрегацию и апартеид и обязуются предупреждать, запрещать и искоренять всякую практику такого характера на территориях, находящихся под их юрисдикцией.

Государства-участники осуждают всякую пропаганду и все организации, основанные на идеях или теориях превосходства одной расы или группы лиц определенного цвета кожи или этнического происхождения, или пытающиеся оправдать, или поощряющие расовую ненависть и дискриминацию в какой бы то ни было форме, и обязуются принять немедленные и позитивные меры, направленные на искоренение всякого подстрекательства к такой дискриминации или актов дискриминации, и с этой целью они в соответствии с принципами, содержащимися во Всеобщей декларации прав человека, и правами, ясно изложенными в статье 5 настоящей Конвенции, среди прочего:

а) объявляют караемым по закону преступлением всякое распространение идей, основанных на расовом превосходстве или ненависти, всякое подстрекательство к расовой дискриминации, а также все акты насилия или подстрекательство к таким актам, направленным против любой расы или группы лиц другого цвета кожи или этнического происхождения, а также предоставление любой помощи для проведения расистской деятельности, включая ее финансирование;

b) объявляют противозаконными и запрещают организации, а также организованную и всякую другую пропагандистскую деятельность, которые поощряют расовую дискриминацию и подстрекают к ней, и признают участие в таких организациях или в такой деятельности преступлением, караемым законом;

с) не разрешают национальным или местным органам государственной власти или государственным учреждениям поощрять расовую дискриминацию или подстрекать к ней.

В соответствии с основными обязательствами, изложенными в статье 2 настоящей Конвенции, государства-участники обязуются запретить и ликвидировать расовую дискриминацию во всех ее формах и обеспечить равноправие каждого человека перед законом, без различия расы, цвета кожи, национального или этнического происхождения, в особенности в отношении осуществления следующих прав:

а) права на равенство перед судом и всеми другими органами, отправляющими правосудие;

b) права на личную безопасность и защиту со стороны государства от насилия или телесных повреждений, причиняемых как правительственными должностными лицами, так и какими бы то ни было отдельными лицами, группами или учреждениями;

с) политических прав, в частности права участвовать в выборах — голосовать и выставлять свою кандидатуру — на основе всеобщего и равного избирательного права, права принимать участие в управлении страной, равно как и в руководстве государственными делами на любом уровне, а также права равного доступа к государственной службе;

d) других гражданских прав, в частности:

i) права на свободу передвижения и проживания в пределах государства;

ii) права покидать любую страну включая свою собственную, и возвращаться в свою страну;

iii) права на гражданство;

iv) права на вступление в брак и на выбор супруга;

v) права на владение имуществом, как единолично, так и совместно с другими;

vi) права наследования;

vii) права на свободу мысли, совести и религии;

viii) права на свободу убеждений и на свободное выражение их;

ix) права на свободу мирных собраний и ассоциаций;

e) прав в экономической, социальной и культурной областях, в частности:

i) права на труд, свободный выбор работы, справедливые и благоприятные условия труда, защиту от безработицы, равную плату за равный труд, справедливое и удовлетворительное вознаграждение;

ii) права создавать профессиональные союзы и вступать в них;

iii) права на жилище;

iv) права на здравоохранения, медицинскую помощь, социальное обеспечение и социальное обслуживание;

v) права на образование и профессиональную подготовку;

vi) права на равное участие в культурной жизни;

f) права на доступ к любому месту или любому виду обслуживания, предназначенному для общественного пользования, как, например, транспорт, гостиницы, рестораны, кафе, театры и парки.

Государства-участники обеспечивают каждому человеку, на которого распространяется их юрисдикция, эффективную защиту и средства защиты через компетентные национальные суды и другие государственные институты в случае любых актов расовой дискриминации, посягающих, в нарушение настоящей Конвенции, на его права человека и основные свободы, а также права предъявлять в эти суды иск о справедливом и адекватном возмещении или удовлетворении за любой ущерб, понесенный в результате такой дискриминации.

Государства-участники обязуются принять немедленные и эффективные меры, в частности, в областях преподавания, воспитания, культуры и информации, с целью борьбы с предрассудками, ведущими к расовой дискриминации, поощрения взаимопонимания, терпимости и дружбы между нациями и расовыми или этническими группами, а также популяризации целей и принципов Устава Организации Объединенных Наций, Всеобщей декларации прав человека, Декларации Организации Объединенный Наций о ликвидации всех форм расовой дискриминации и настоящей Конвенции.

1. Должен быть учрежден Комитет по ликвидации расовой дискриминации (в дальнейшем именуемый «Комитет»), состоящий из восемнадцати экспертов, обладающих высокими моральными качествами и признанной беспристрастностью, избираемых государствами-участниками из числа своих граждан, которые должны выполнять свои обязанности в личном качестве, причем уделяется внимание справедливому географическому распределению и представительству различных форм цивилизации, а также главных правовых систем.

2. Члены Комитета избираются тайным голосованием из числа внесенных в список лиц, выдвинутых государствами-участниками. Каждое государство-участник может выдвинуть одно лицо из числа своих граждан.

3. Первоначальные выборы проводятся через шесть месяцев после вступления в силу настоящей Конвенции. Каждый раз по крайней мере за три месяца до даты выборов Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций обращается с письмом к государствам-участникам, приглашая их представить имена выдвигаемых ими лиц в течение двух месяцев. Генеральный секретарь готовит список, в котором в алфавитном порядке внесены все выдвинутые таким образом лица, с указанием государств-участников, которые выдвинули их, и представляет этот список государствам-участникам Конвенции.

4. Выборы членов Комитета проводятся на заседании государств-участников Конвенции, созываемом Генеральным секретарем в Центральных учреждениях Организации Объединенных Наций. На этом заседании, на котором две трети государств-участников составляют кворум, избранными в Комитет членами являются те кандидаты, которые получили наибольшее число голосов и абсолютное большинство голосов присутствующих и участвующих в голосовании представителей государств-участников Конвенции.

а) Члены Комитета избираются на четыре года. Однако срок полномочий девяти членов, избранных на первых выборах, истекает в конце двухлетнего периода; немедленно после первых выборов имена этих девяти членов определяются по жребию председателем Комитета.

b) Для заполнения непредвиденных вакансий государство-участник Конвенции, эксперт которого не состоит более членом Комитета, назначает другого эксперта из числа своих граждан при условии одобрения Комитетом.

6. Государства-участники несут ответственность за покрытие расходов членов Комитета в период выполнения ими обязанностей в Комитете.

1. Государства-участники обязуются представлять Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций для рассмотрения Комитетом доклад о принятых законодательных, судебных, административных или других мерах, с помощью которых проводятся в жизнь положения настоящей Конвенции: а) в течение года после вступления в силу настоящей Конвенции для данного государства; и b) впоследствии каждые два года и всякий раз, когда этого требует Комитет. Комитет может запрашивать у государств-участников Конвенции дополнительную информацию.

2. Комитет ежегодно через Генерального секретаря представляет доклад Генеральной Ассамблее Организации Объединенных Наций о своей деятельности и может делать предложения и общие рекомендации, основанные на изучении докладов и информации, полученных от государств-участников Конвенции. Такие предложения и общие рекомендации сообщаются Генеральной Ассамблее вместе с замечаниями государств-участников Конвенции, если таковые имеются.

1. Комитет устанавливает свои собственные правила процедуры.

2. Комитет избирает своих должностных лиц сроком на два года.

3. Секретариат Комитета обеспечивается Генеральным секретарем Организации Объединенных Наций.

4. Заседания Комитета обычно проводятся в Центральных учреждениях Организации Объединенных Наций.

1. Если какое-либо государство-участник считает, что другое государство-участник не выполняет положений Конвенции, то оно может довести об этом до сведения Комитета. Комитет затем передает это сообщение заинтересованному государству-участнику. В течение трех месяцев получившее уведомление государство представляет Комитету письменные объяснения или заявления, освещающие этот вопрос и меры, которые могли быть приняты этим государством.

2. Если вопрос не урегулирован к удовлетворению обеих сторон путем двусторонних переговоров или каким-либо иным доступным им путем в течение шести месяцев после получения таким государством первоначального уведомления, то любое из этих двух государств имеет право вновь передать этот вопрос на рассмотрение Комитета путем соответствующего уведомления Комитета, а также другого государства.

3. Комитет рассматривает переданный ему вопрос в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи после того, как он установит в соответствии с общепризнанными принципами международного права, что все доступные внутренние средства правовой защиты были испробованы и исчерпаны в данном случае. Это правило не действует в тех случаях, когда применение этих средств чрезмерно затягивается.

4. По любому переданному на его рассмотрение вопросу Комитет может предложить заинтересованным государствам-участникам представить любую относящуюся к делу информацию.

5. Если какой-либо вопрос, вытекающий из положений настоящей статьи, находится на рассмотрении Комитета, то заинтересованные государства-участники имеют право направить своих представителей для участия в заседаниях Комитета без права голоса на период рассмотрения данного вопроса.

а) После того как Комитет получил и тщательно проверил всю информацию, которую он считает необходимой, Председатель назначает специальную Согласительную комиссию (в дальнейшем именуемая «Комиссия») в составе пяти человек, которые могут быть или не быть членами Комитета. Члены Комиссии назначаются с единодушного согласия сторон в споре, и Комиссия предоставляет свои добрые услуги заинтересованным государствам в целях миролюбивого урегулирования данного вопроса на основе соблюдения положений Конвенции.

b) Если между государствами, являющимися сторонами в споре, не будет в течение трех месяцев достигнуто согласия относительно всего состава или части состава Комиссии, то те члены Комиссии, о назначении которых не было достигнуто согласия между государствами, являющимися сторонами в споре, избираются из состава членов Комитета большинством в две трети голосов путем тайного голосования.

2. Члены Комиссии выполняют свои обязанности в своем личном качестве. Они не должны быть гражданами государств, являющихся сторонами в споре, или государства, не участвующего в Конвенции.

3. Комиссия избирает своего председателя и устанавливает свои собственные правила процедуры.

4. Заседания Комиссии обычно проводятся в Центральных учреждениях Организации Объединенных Наций или в любом другом удобном месте по решению Комиссии.

5. Секретариат, который обеспечивается в соответствии с пунктом 3 статьи 10 Конвенции, также обслуживает Комиссию, если спор между государствами-участниками Конвенции приведет к созданию Комиссии.

6. Государства, являющиеся сторонами в споре, в равной мере несут все расходы членов Комиссии в соответствии со сметой, представляемой Генеральным секретарем Организации Объединенный Наций.

7. Генеральный секретарь имеет право оплачивать расходы членов Комиссии, если это необходимо, до их возмещения государствами, являющимися сторонами в споре, в соответствии с пунктом 6 настоящей статьи.

8. Полученная и изученная Комитетом информация предоставляется в распоряжение Комиссии, и Комиссия может предложить заинтересованным государствам представить любую относящуюся к делу информацию.

1. Когда Комиссия полностью рассмотрит вопрос, она должна подготовить и представить Председателю Комитета доклад, содержащий ее заключения по всем вопросам, относящимся к фактической стороне спора между сторонами, и такие рекомендации, которые она признает необходимыми для миролюбивого разрешения спора.

2. Председатель Комитета должен направить доклад Комиссии каждому из государств, участвующих в споре. В течение трех месяцев эти государства должны сообщить Председателю Комитета о том, согласны ли они с рекомендациями, содержащимися в докладе Комиссии.

3. По истечении периода, предусмотренного в пункте 2 настоящей статьи, Председатель Комитета должен направить доклад Комиссии и заявления заинтересованных государств-участников другим государствам-участникам Конвенции.

1. Государство-участник может в любое время заявить, что оно признает компетенцию Комитета в пределах его юрисдикции принимать и рассматривать сообщения от отдельных лиц или групп лиц, которые утверждают, что они являются жертвами нарушения данным государством-участником каких-либо прав, изложенных в настоящей Конвенции. Комитет не должен принимать никаких сообщений, если они касаются государства-участника Конвенции, не сделавшего такого заявления.

2. Любое государство-участник, которое делает заявление, предусмотренное в пункте 1 настоящей статьи, может учредить или указать орган в рамках своей национальной правовой системы, который будет компетентен принимать и рассматривать петиции отдельных лиц и групп лиц в пределах своей юрисдикции, которые заявляют, что они являются жертвами нарушения какого-либо из прав, изложенных в настоящей Конвенции, и которые исчерпали другие доступные местные средства правовой защиты.

3. Заявление, сделанное в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, а также наименование любого органа, учрежденного или указанного в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, должны быть депонированы соответствующим государством-участником у Генерального секретаря Организации Объединенных Наций, который препровождает их копии остальным государствам-участникам. Заявление может быть в любое время взято обратно путем уведомления об этом Генерального секретаря, но это не должно ни в коей мере отражаться на сообщениях, находящихся на рассмотрении Комитета.

4. Список петиций составляется органом, учрежденным или указанным в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, а заверенные копии этого списка ежегодно сдаются через соответствующие каналы Генеральному секретарю, причем их содержание не должно предаваться гласности.

5. В случае, если петиционер не удовлетворен действиями органа, учрежденного или указанного в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, он имеет право в течение шести месяцев передать данный вопрос в Комитет.

а) Комитет в конфиденциальном порядке доводит любое полученное им сообщение до сведения государства-участника, обвиняемого в нарушении какого-либо из положений Конвенции, но соответствующее лицо или группа лиц не называются без его или их ясно выраженного согласия. Комитет не должен принимать анонимных сообщений.

b) В течение трех месяцев получившее уведомление государство представляет Комитету письменные объяснения или заявления, освещающие этот вопрос и меры, которые могли быть приняты этим государством.

а) Комитет рассматривает сообщения с учетом всех данных, представленных в его распоряжение заинтересованным государством-участником и петиционером. Комитет не должен рассматривать никаких сообщений от какого-либо петиционера, если он не установит, что петиционер исчерпал все доступные внутренние средства правовой защиты. Однако это правило не действует в тех случаях, когда применение этих средств чрезмерно затягивается.

b) Комитет направляет свои предложения и рекомендации, если таковые имеются, заинтересованному государству-участнику и петиционеру.

8. Комитет включает в свой ежегодный доклад резюме таких сообщений и, в случае надобности, краткое изложение объяснений и заявлений заинтересованных государств-участников, а также свои собственные предложения и рекомендации.

9. Комитет компетентен выполнять функции, предусмотренные в этой статье, лишь в тех случаях, когда по крайней мере десять государств-участников Конвенции сделали заявления в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.

1. До достижения целей Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам, содержащейся в резолюции 1514 (XV) Генеральной Ассамблеи от 14 декабря 1960 г., положения настоящей Конвенции никоим образом не ограничивают право подачи петиций, предоставленного этим народам в силу других международных документов или Организацией Объединенный Наций и ее специализированными учреждениями.

а) Комитет, учрежденный в соответствии с пунктом 1 статьи 8 настоящей Конвенции, получает копии петиций от органов Организации Объединенных Наций, которые занимаются вопросами, непосредственно относящимися к принципам и целям данной Конвенции, и представляет им мнения и рекомендации по этим петициям при рассмотрении петиций от жителей подопечных и несамоуправляющихся территорий и для всех других территорий, в отношении которых применяется резолюция 1514 (XV), касающихся вопросов, предусмотренных настоящей Конвенцией, которые находятся на рассмотрении этих органов.

b) Комитет получает от компетентных органов Организации Объединенный Наций экземпляры докладов, касающихся законодательных, судебных, административных и других мероприятий, непосредственно относящихся к принципам и целям настоящей Конвенции и проводимых управляющими державами в территориях, упомянутых в подпункте а настоящего пункта, а также выражает по этому поводу свое мнение и делает рекомендации этим органам.

3. Комитет включает в свой доклад Генеральной Ассамблее резюме петиций и докладов, полученных им от органов Организации Объединенных Наций, а также мнения и рекомендации Комитета, относящиеся к данным петициям и докладам.

4. Комитет запрашивает у Генерального секретаря Организации Объединенных Наций всю относящуюся к целям данной Конвенции и находящуюся в его распоряжении информацию относительно территорий, упомянутых в пункте 2, а настоящей статьи.

Положения настоящей Конвенции, касающиеся урегулирования споров или рассмотрения жалоб, применяются без ущерба для других методов разрешения споров или жалоб в области дискриминации, изложенных в основополагающих документах Организации Объединенных Наций и ее специализированных учреждений или в конвенциях, одобренных последними, и не препятствуют государствам-участникам использовать другие методы для разрешения споров в соответствии с общими или специальными международными соглашениями, действующими в отношениях между ними.

1. Настоящая Конвенция открыта для подписания любым государством — членом Организации Объединенных Наций или членом любого из ее специализированных учреждений, любым государством-участником Статута Международного Суда и любым другим государством, приглашенным Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций к участию в настоящей Конвенции.

2. Настоящая Конвенция подлежит ратификации. Ратификационные грамоты депонируются у Генерального секретаря Организации Объединенных Наций.

1. Настоящая Конвенция будет открыта для присоединения для любого государства, указанного в пункте 1 статьи 17 настоящей Конвенции.

2. Присоединение совершается путем сдачи на хранение документа о присоединении Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций.

1. Настоящая Конвенция вступает в силу на тридцатый день после сдачи на хранение Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций двадцать седьмой ратификационной грамоты или документа о присоединении.

2. Для каждого государства, которое ратифицирует настоящую Конвенцию или присоединится к ней после сдачи на хранение двадцать седьмой ратификационной грамоты или документа о присоединении, настоящая Конвенция вступает в силу на тридцатый день после сдачи на хранение его собственной ратификационной грамоты или документа о присоединении.

1. Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций получает и рассылает всем государствам, которые являются или могут стать участниками настоящей Конвенции, текст оговорок, сделанных государствами в момент ратификации или присоединения. Любое государство, возражающее против оговорки, должно в течение девяноста дней со дня вышеуказанного извещения уведомить Генерального секретаря о том, что оно не принимает данную оговорку.

2. Оговорки, несовместимые с целями и задачами настоящей Конвенции, не допускаются, равно как и оговорки, могущие препятствовать работе каких-либо органов, созданных на основании настоящей Конвенции. Оговорка считается несовместимой или препятствующей работе, если по крайней мере две трети государств-участников Конвенции возражают против нее.

3. Оговорки могут быть сняты в любое время путем соответствующего уведомления, направленного на имя Генерального секретаря. Такое уведомление вступает в силу в день его получения.

Каждое государство-участник может денонсировать настоящую Конвенцию путем письменного уведомления о том Генерального секретаря Организации Объединенных Наций. Денонсация вступает в силу через один год со дня получения уведомления об этом Генеральным секретарем.

Любой спор между двумя или несколькими государствами-участниками относительно толкования или применения настоящей Конвенции, который не разрешен путем переговоров или процедур, специально предусмотренных в настоящей Конвенции, передается по требованию любой из сторон в этом споре на разрешение Международного Суда, если стороны в споре не договорились об ином способе урегулирования.

1. Требование о пересмотре настоящей Конвенции может быть выдвинуто в любое время любым государством-участником путем письменного уведомления, направленного на имя Генерального секретаря Организации Объединенных Наций.

2. Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций принимает решение о том, какие меры, если таковые необходимы, следует провести в связи с таким требованием.

Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций сообщает всем государствам, упомянутым в пункте 1 статьи 17 настоящей Конвенции, следующие сведения:

а) о подписании, ратификации и присоединении, в соответствии со статьями 17 и 18;

b) о дате вступления в силу настоящей Конвенции, в соответствии со статьей 19;

с) о сообщениях и декларациях, полученных в соответствии со статьями 14, 20 и 23;

d) о денонсациях, в соответствии со статьей 21.

1. Настоящая Конвенция, английский, испанский, китайский, русский и французский тексты которой являются равно аутентичными, хранится в архиве Организации Объединенных Наций.

2. Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций препровождает заверенные копии настоящей Конвенции всем государствам, принадлежащим к любой из категорий, упомянутых в пункте 1 статьи 17 Конвенции.

Источник: United Nations, Treaty Series, vol. 660, p. 240–266.

Википедию уличили в дискриминации по половому признаку

Исторически так сложилось, что технологии — это область интересов мужчин. В конце концов, известные имена в этой сфере в основном принадлежат мужчинам. Но эта тенденция начала меняться с появлением социальных сетей — женщин на Facebook и Twitter, к примеру, на самом деле больше, чем мужчин.

Тем не менее, предубеждения насчет женщин по-прежнему пронизывают интернет-пространство. Исследования университетского колледжа науки и техники Миннесоты показывают, что это плохо сказывается не только на женщинах, но и на интернете в целом, а точнее на доступе к информации. В этой связи они изучали всемирную энциклопедию Википедия (Wikipedia), которая предназначена для использования опыта тысяч редакторов, пишущих и следящих за объективностью и точностью статей.

В работе над Википедией, ставшей более 10 лет назад источником информации для миллионов людей, как отмечено в исследовании, задействовано меньшее количество женщин-редакторов. Таким образом, исследователи пришли к выводу, что содержание энциклопедии в большей степени наполнено темами, представляющими интерес для мужчин.

Команда аналитиков рассмотрела информацию о гендерной самооценке более чем 110 тысяч редакторов в период между 2005 и 2011 годами. Они исследовали три широких области, связанные с разницей полов и обнаружили, что только 16 процентов новых редакторов Википедии, присоединившихся к ресурсу в 2009 году, идентифицировали себя как женщины, и лишь 9 процентов из них участвовали в редактировании статей. Женщины-редакторы чаще всего прекращали редактирование и покидали Википедию, когда их правки обозначались, как «обновления».

Они также обнаружили, что список тем по интересам в Википедии для женщин редакторов был намного короче мужского. Таковыми были, к примеру, статьи о кино.

Но реальная проблема заключается, по мнению экспертов, в том, как гендерное неравенство влияет на создание сообществ. Например, исследователи обнаружили, что женщины-редакторы имеют больше шансов стать администраторами. Также, вопреки стереотипу, у женщин, редактировавших Википедию, было больше шансов заняться спорными темами, но в то же самое время, наиболее вероятным был тот факт, что они будут заблокированы, если их правки изменятся.

Исследователи пришли к выводу, что такое гендерное неравенство в целом плохо сказывается на Википедии. Если существует дискриминация по половому признаку, которая предусматривает меньшее участие женщин, то это может сократить и число людей, готовых взять на себя ведущую роль, отметили они.

Википедия — не единственный интернет-ресурс, уличенный в гендерном неравенстве. Еще в 2006 новостной сайт, специализирующийся на технических темах, Slashdot был раскритикован за сексистскую атмосферу редакции.

От аутинга до эйджизма: Словарь злободневных терминов

Засилью англицизмов в русском языке принято возмущаться, но у целого ряда важных понятий в русском языке нет ни аналогов, ни устоявшегося перевода. Рассказываем о двадцати существующих в современной России проблемах и понятиях, обозначения которых пришли к нам из английского языка.

В отличие от каминг-аута, когда человек осознанно и добровольно рассказывает о своей сексуальной ориентации или гендерной идентичности, аутинг подразумевает разглашение этой информации о другом человеке без его согласия. Американская ЛГБТ-организация GLAAD предупреждает, что аутинг может привести к тяжёлым последствиям: представители ЛГБТ-сообщества могут потерять из-за него работу, жильё, друзей и родных, аутинг может угрожать их жизни и здоровью. Так, режиссёр «Матрицы» Лилли Вачовски недавно была вынуждена сделать каминг-аут и объявить, что она является трансгендерной женщиной, опасаясь, что журналисты расскажут о её гендерной идентичности без её согласия.

Бодипозитив

(англ. body positive)

Суть бодипозитивного движения укладывается в ёмкую формулу «моё тело — моё дело»: представители движения выступают за свободу от постоянно меняющихся стандартов красоты, за принятие себя и собственной внешности, против фэтфобии, или фэтшейминга (осуждения полных людей) и скинни-шейминга (осуждения худых людей).

При этом представители движения не призывают полностью отказываться от работы над собственным телом — но только в том случае, если это осознанное и добровольное решение человека, и в том объёме, который покажется ему необходимым и достаточным. Как следствие, идеология бодипозитива не поддерживает фитнес-фашизм — болезненную озабоченность собственным телом и доведение себя до изнеможения бесконечными тренировками.

Газлайтинг

Газлайтинг — форма психологического насилия, при которой один из партнёров пытается запутать второго, высказывает сомнения в его адекватности, искажает информацию так, что жертва насилия начинает сомневаться в своих воспоминаниях, эмоциональной стабильности и в объективности своего восприятия. Абьюзер обесценивает чувства, переживания и воспоминания жертвы («Этого не было», «Ты выдумываешь», «Ты просто слишком остро на всё реагируешь»), а также может отрицать таким образом другие эпизоды насилия.

Термин возник благодаря пьесе «Газовый свет» («Gas Light»), по которой был снят одноимённый фильм Джорджа Кьюкора, где описывается аналогичный случай партнёрского насилия: муж заставляет жену считать, что она выжила из ума, чтобы скрыть собственные преступления.

Гендерцид — систематическое убийство людей по признаку пола. Термин был придуман американкой Мэри Энн Уоррен, автором книги «Гендерцид: последствия выбора пола», вышедшей в 1985 году. Гендерцид может принимать две формы: фемицид (систематическое убийство женщин) и андроцид (систематическое убийство мужчин).

Проблема фемицида часто связана с семейным и сексуальным насилием. Нередко жертвами фемицида становятся нерождённые девочки: в Китае и Индии, где в семьях с древних времён предпочитали иметь сыновей, на каждые 120 рождённых мальчиков приходится всего 100 девочек. Теперь, когда пары в среднем заводят меньше детей, а технологии позволяют определить пол ребенка до рождения, семьи нередко жертвуют нерождёнными дочерьми, чтобы у них появился сын.

Колоризм — дискриминация людей с более тёмным оттенком кожи, распространённая в Южной Азии, Африке, Китае, США и Латинской Америке. В США колоризм возник ещё до Гражданской войны: рабам с более светлым оттенком кожи (часто они были детьми рабов и рабовладельцев) обычно давали более лёгкую работу.

Колоризм проявляется в разных формах: например, актёры и музыканты с более тёмным оттенком кожи меньше представлены в массовой культуре (и получают менее интересные роли), а женщины с более светлым оттенком кожи, по статистике, с большей вероятностью выходят замуж. О масштабах проблемы говорит и то, какой популярностью пользуются отбеливающие косметические средства в Америке, Азии и Африке.

Квир — обобщающий термин, которым обозначают представителей ЛГБТ-сообщества. В конце девятнадцатого века слово «queer», означающее «странный», использовалось в качестве уничижительного обозначения гомосексуальных отношений. Позднее некоторые представители ЛГБТ-сообщества также начали его использовать, чтобы лишить его унизительного значения. Организация GLAAD предупреждает, что слово «квир» до сих пор не является общеупотребительным — использовать его следует только в том случае, когда представитель ЛГБТ-сообщества так себя идентифицирует.

Понятие «лукизм» возникло в 70-х годах прошлого века в рамках борьбы за права полных людей. Этим словом обозначают дискриминацию по внешности: оно описывает подсознательное доверие и расположение к людям, чья внешность соответствует нормам и стандартам, принятым в обществе. Люди склонны положительно оценивать поступки людей, которых считают красивыми (история «самого красивого преступника» Джереми Микса — ещё одно тому подтверждение), а данные исследований показывают, что красивым людям достаются лучшие должности, более высокие зарплаты и более привлекательные супруги.

Менсплейнинг

Словом «менсплейнинг», не так давно вошедшим в Oxford Dictionaries, описывают снисходительную манеру, в которой мужчина что-то объясняет женщине, которая якобы не способна понять эту информацию самостоятельно, без мужской помощи. Слово придумала журналистка и писательница Ребекка Солнит, впервые использовавшая его в книге «Мужчины учат меня жить».

Последствия менсплейнинга не стоит недооценивать: к женским голосам в политике, прессе и массовой культуре привыкли не прислушиваться; слова жертв насилия и изнасилований, увы, также часто остаются без внимания.

Объективация

(сексуальная, англ. objectification)

Слово «объективация» всё чаще используется в русском языке — но в его написании по-прежнему часто ошибаются, по аналогии с английским языком называя явление «объектификацией». Сексуальная объективация — процесс «опредмечивания» женщины, сведения всей сложности её личности к объекту, отражающему интересы мужчин, который подчиняется мужской воле и используется для реализации мужских потребностей. Собственные желания и потребности женщины при этом во внимание не принимаются; именно поэтому одно из самых тяжёлых следствий объективации — обвинение жертв изнасилования в произошедшем.

Позитивная дискриминация

(также «положительная дискриминация», англ. positive discrimination)

Позитивная (положительная) дискриминация — это политика или меры, направленные на предоставление преимуществ членам групп, которые становятся жертвами дискриминации. Считается, что система, при которой представители меньшинств получают определённые привилегии (преимущества при получении образования и трудоустройстве, продвижении по службе и во многом другом), позволяет уравнять шансы тех, кто подвергается дискриминации, и тех, кто ей не подвергается. Одно из нежелательных следствий такого подхода — ущемление прав большинства в пользу меньшинств, а квалификация представителей меньшинств может не учитываться.

В некоторых странах, как, например, в Великобритании, введена система «позитивного действия»: в этом случае работодатель имеет право отдать предпочтение представителю дискриминируемой группы (например, нанять женщину вместо мужчины), при условии, что оба кандидата обладают равными способностями.

Представители пролайф-движения выступают против абортов, а также нередко и контрацепции. Активная борьба за репродуктивные права женщин ведётся уже не одно десятилетие, но отношение общества к абортам продолжает оставаться неоднозначным. В ряде стран, например в Ирландии, аборты по-прежнему запрещены, в некоторых странах они разрешены только по медицинским показаниям, то есть если беременность угрожает здоровью матери, а представители религиозных конфессий продолжают осуждать контрацепцию и аборты (отдельные исключения, которые делает папа римский, на общую ситуацию не влияют). Российские законодатели нередко также придерживаются пролайферской позиции и выступают за ограничение возможности абортов — но, к счастью, пока ни одна из подобных инициатив не была принята.

Секс-позитив

(англ. sex positive)

Секс-позитивное движение признаёт сексуальность важной частью личности человека и поддерживает здоровое отношение к сексу. Его представители выступают за безопасный и консенсуальный секс («consensual sex»: установка, при которой секс возможен, только когда оба партнёра выражают согласие), уважительное отношение к своим сексуальным желаниям и желаниям партнёра, а также против слатшейминга. Кроме того, представители движения говорят о необходимости сексуального образования.

Идея о том, что секс является важной частью человеческой жизни, зародилась в 20-х годах прошлого века благодаря ученику Фрейда, психологу Вильгельму Райху. Она была подхвачена и развита в годы сексуальной революции, а сейчас воспринимается как совершенно естественная: к секс-позитивному движению относятся даже те, кто не причисляет себя к феминистам.

«Секс-работа»

Секс-работниками называют совершеннолетних людей, получающих деньги за оказание секс-услуг. ООН отмечает, что секс-работниками следует называть только тех, кто делает это добровольно, чтобы избежать смешения секс-работы с секс-торговлей и торговлей людьми.

Секс-работников делят на «официальных» (то есть тех, кто так себя идентифицирует и зарабатывает на жизнь, оказывая секс-услуги) и «неофициальных» (для них оказание секс-услуг не является основным источником дохода, они, как правило, не идентифицируют себя как секс-работников, а основной их деятельностью может быть, например, работа официанткой, парикмахером или массажисткой). В ряде стран (Германии, Нидерландах) секс-работа легализована и регулируется трудовым законодательством.

Слатшейминг

Слатшейминг — стремление осуждать женщину за «фривольный» и развратный внешний вид и поведение. Слатшейминг принимает множество форм: от осуждения внешности, действий и количества сексуальных партнёров человека до унижения женщины из-за её откровенных снимков и обвинения жертвы изнасилования в произошедшем. Слатшейминг — одно из проявлений сексизма и двойных стандартов, поскольку за «развратное» поведение осуждают только женщин и девушек: в патриархальном обществе ценность женщины определяется в первую очередь её внешней привлекательностью и сексуальностью, но свободное сексуальное поведение женщины чаще всего вызывает осуждение.

Сталкинг — одна из форм насилия, заключающаяся в навязчивом преследовании жертвы, настойчивом слежении за ней. Чаще всего сталкерами становятся бывшие романтические партнёры, которые думают, что таким образом могут спасти распавшиеся отношения или брак. Проблему сталкинга часто не воспринимают всерьёз, считая, что навязчивое внимание является, скорее, комплиментом. Подобное отношение к сталкингу щедро подпитывается массовой культурой: в романтических комедиях преследования часто показываются в положительном ключе, навязывается идея о том, что за отношения надо бороться до конца, не принимая во внимание чувства партнёра.

Во многих странах сталкинг считается правонарушением и за него предусмотрено наказание; в России правовой базы для этого пока не существует.

«Стеклянный потолок»

(англ. glass ceiling)

«Стеклянный потолок» — термин, которым обозначают невидимый барьер, мешающий карьерному росту женщин. При этом реальные достижения и профессионализм женщин в подобных ситуациях не играют никакой роли: часто руководящие позиции, которые легко занимают мужчины, остаются недостижимыми для женщин из-за гендерных стереотипов. Путь к равенству обещает быть долгим: по данным Всемирного экономического форума, при нынешних темпах мирового развития мужчины и женщины будут получать равную заработную плату за выполнение одинаковой работы только к 2133 году.

Харассмент

Харассментом называют сексуальные домогательства и приставания. К харассменту относят запугивание жертвы или принуждение её к сексу, нежеланные объятия или прикосновения, нападения на жертву с целью изнасилования, а также пристальное рассматривание и комментарии от незнакомцев на улице. Женщины сталкиваются с харассментом в самой разной обстановке — на улице, на работе, в интернете.

Опасность харассмента принято недооценивать: женщин призывают воспринимать уличные приставания как комплимент (хотя на самом деле они не имеют ничего общего с комплиментами) и получать удовольствие от сексуальных домогательств. При этом всё больше стран ведёт борьбу с харассментом на законодательном уровне: например, недавно в Португалии уличные приставания были признаны правонарушением.

Сторонники идеологии чайлдфри осознанно и принципиально не хотят иметь детей. Суть чайлдфри-движения часто понимают неверно: речь в данном случае не идёт о невозможности иметь детей по каким-либо причинам или об откладывании рождения детей на более поздний срок; решение чайлдфри не иметь детей — следствие осознанного и добровольного выбора. Не все чайлдфри не любят детей как таковых; людей, не любящих детей, называют чайлдхейтерами (при этом они не всегда разделяют взгляды чайлдфри и могут заводить собственных детей).

Часто чайлдфри, и в первую очередь женщины, сталкиваются с дискриминацией и непониманием, особенно в обществе, где сильно влияние стереотипов и где рождение детей считается главной задачей женщины.

Эйблизм — относительно новый термин, которым обозначают дискриминацию людей с инвалидностью и особенностями развития. Cамо слово появилось в начале 80-х годов прошлого века, примерно тогда же, когда в мире начало набирать силу движение в защиту прав людей с инвалидностью, а относительно широко употреблять его начали всего несколько лет назад.

Под эйблизмом понимают самые разные виды и формы дискриминации: для людей с инвалидностью и особенностями развития унизительным может быть не только отсутствие специальных условий, но и распространённое представление о том, что им априори нужна помощь — даже если они не просят об этом.

Эйджизм — дискриминация по возрасту, с которой сталкиваются в основном люди старшего возраста. Она может выражаться в политике и мерах, направленных против людей определённого возраста (например, пожилым людям часто труднее найти работу), насаждении стереотипов о людях старшего возраста и унизительном отношении к пожилым людям. С проявлениями эйджизма также могут сталкиваться дети и подростки: их идеи и мнения часто не воспринимают всерьёз из-за возраста.

Смотрите еще:

  • Уголовная ответственность статья 1451 ук рф Новые нормы в Уголовном кодексе по невыплате заработной платы сотрудникам. Будут ли они работать на практике? Последствия экономического кризиса в России постепенно идут на спад, но до […]
  • Федеральный закон об акционерных обществах 208-фз Федеральный закон «Об акционерных обществах» Федеральный закон «Об акционе́рных о́бществах» — один из основополагающих законов в Российской Федерации, регулирующих деятельность и правовой […]
  • Юрист жмаев в миассе Юрист жмаев в миассе Жмаев Михаил Юрьевич (26.08.1956, г. Миасс), глава города с 1991 по 1994 год. В 1979 году окончил автотракторный факультет Челябинского политехнического института. В […]
  • Органы законодательной исполнительной и судебной власти в рф Страницы истории Тема 16. Законодательная, исполнительная и судебная власти в Российской Федерации Разделение законодательной, исполнительной и судебной властей является важнейшим […]
  • Ст 333 24 нк рф Глава 25. Налог на прибыль организаций (ст.ст. 246 - 333) Информация об изменениях: Федеральным законом от 29 мая 2002 г. N 57-ФЗ в главу 25 настоящего Кодекса внесены изменения, […]
  • Отказ от литовского гражданства Восстановление в гражданстве Литовской Республики Восстановление в гражданстве Литовской Республики — осуществление права на восстановление в гражданстве Литовской Республики по […]
Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии запрещены.