Система высших органов власти конституция 1936

Конституция СССР 1936 года: права граждан, высшие органы государственной власти, судебная система

Новый Основной Закон СССР должен был закрепить основы победившего «социалистического строя», придать легитимные формы сформировавшейся административно-командной системе, но одновременно создать видимость подлинной демократии, отвлечь внимание граждан СССР и мирового общественного мнения от политических репрессий.

Текст Конституции подготовила Конституционная комиссия, образованная 7 февраля 1935 г. Комиссию лично возглавлял И.В. Сталин. При разработке проекта некоторые члены комиссии пытались отстоять линию на демократизацию советской политической системы, но в конечном итоге возобладала сталинская линия. При редактировании текста Сталин вычеркнул статьи о свободе художественного творчества и научных исследований, о праве каждого гражданина привлекать к суду чиновников за нарушение прав граждан.

12 июня 1936 г. текст Конституции был опубликован и вынесен на «всенародное» обсуждение, в ходе которого предложено свыше 150 тысяч различных поправок и дополнений. Власти внесли некоторые изменения в проект Конституции (43 поправки), но большинство конструктивных предложений (о превращении депутатов в профессиональных законодателей, о всенародном избрании председателя законодательного органа, об отмене смертной казни) было проигнорировано, так как обсуждение было необходимо в первую очередь для создания видимости демократических процедур.

5 декабря 1936 г. Чрезвычайный VIII Всесоюзный съезд Советов единогласно утвердил новую Советскую Конституцию, которая состояла из 13 глав и 146 статей.

Конституция официально провозгласила победу социализма в СССР. В ней четко определялось, что экономическую основу СССР составляет социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на средства производства в двух ее основных формах: государственной и кооперативно-колхозной.

В Конституции закреплялась федеративная форма государственного устройства и провозглашалось единое гражданство. Давался исчерпывающий перечень прав федеративных органов, а остальные полномочия (второстепенные) сохранялись за союзными республиками. Число союзных республик, входивших в состав СССР, возросло с 7 до 11. Азербайджан, Армения и Грузия, ранее составлявшие Закавказскую Федерацию, получили статус союзных республик. Также в 1936 г. союзными республиками стали Казахстан и Киргизия. В 1940 г. за счет присоединения к СССР новых территорий были образованы еще 5 союзных республик — Карело-Финская, Молдавская, Эстонская, Латвийская и Литовская ССР. Таким образом, накануне Великой Отечественной войны в состав СССР входили 16 союзных республик.

По сравнению с Конституцией 1924 г. новая Конституция существенно изменила систему органов Советской власти. Упразднялись областные и республиканские съезды Советов. На базе ЦИК СССР был создан Верховный Совет СССР, который по своему статусу являлся единственным законодательным органом власти. Верховный Совет СССР состоял из двух равноправных палат: Совета Союза (депутаты избирались по территориальным округам) и Совета Национальностей (формировался на основе пропорционального представительства союзных и автономных республик, автономных областей и национальных округов). Вместо Президиума ЦИК был создан Президиум Верховного Совета. Верховные советы должны были избираться на 4 года и работать в сессионном порядке. Правительство (Совет народных комиссаров СССР) формировалось на совместном заседании обеих палат Верховного Совета. СНК издавал постановления и распоряжения на основе действующих законов, принятых Верховным Советом. На местах избирались районные, городские, областные, республиканские Советы, которые стали именоваться Советами депутатов трудящихся. Формирование новых органов власти и управления завершилось к 1939 г.

Конституция СССР 1936 г. закрепила более демократическую избирательную систему, которой впервые в тексте Основного Закона была посвящена отдельная глава. Избирательное право стало всеобщим, так как были сняты классовые ограничения для участия в выборах. Лишались избирательных прав лишь две категории граждан: умалишенные и лица, осужденные с лишением избирательных прав. Были введены единые нормы представительства для городских и сельских избирателей. Вместо многостепенных выборов вводились прямые выборы, когда депутаты выбирались непосредственно избирателями. Был осуществлен переход от открытого к тайному голосованию. На смену производственно-территориальному принципу организаций выборов пришел территориальный принцип, когда голосование проводилось только по месту жительства.

Конституция декларировала всевластие Советов как органов представительной демократии. Вместе с тем, в ст. 126 Конституции впервые была закреплена особая руководящая роль ВКП(б) (ст. 126).

В Конституции закреплялась унифицированная система прокурорских и судебных органов. На основе конституционных норм в августе 1938 г. был принят закон «О судоустройстве СССР, союзных и автономных республик». Система общих судов включала народные суды (первая инстанция), краевые, областные, окружные суды и суд автономной области (вторая инстанция), верховные суды автономных и союзных республик и Верховный суд СССР (высшие инстанции). Суды были выборными и состояли из судей и народных заседателей. Наряду с общими судебными инстанциями сохранялись специальные суды: военные трибуналы, линейные суды железнодорожного и водного транспорта.

Впервые в текст Конституции была включена специальная глава, устанавливающая основные права и обязанности граждан. Декларировалось право граждан на труд, на отдых, на материальное обеспечение в старости и при потере трудоспособности, на образование, свобода слова, печати, собраний и митингов, уличных шествий и демонстраций, неприкосновенность личности и жилища, тайна переписки. На практике, однако, большинство из этих прав постоянно нарушалось. Попытки реально использовать конституционное право на свободу слова влекли за собой преследование со стороны органов НКВД и осуждение за «антисоветскую агитацию». Некоторые права власти сознательно не включили в текст Конституции, например, право на свободу передвижения.

Таким образом, Конституция СССР 1936 г. или, как ее еще называли, «Сталинская Конституция», являлась во многом декларативным документом, прикрывавшим многочисленные нарушения законности в условиях тоталитарного режима.

Если Вам необходимо написание реферата, курсовой или дипломной работы по данной теме, Вы можете

46.2. Органы власти и управления.

Конституция 1936 г. ввела новое название для советов всех уровней—Советы депутатов трудящихся.

Она также существенно изменила структуру и статус органов власти и управления. Эта структура была упрощена и стала более четкой.

Высшим органом власти Союза по конституции 1936 г. стал Верховный совет СССР. Он получил те права, которые раньше имели Всесоюзные съезды Советов и ЦИК Союза. Верховный совет воспринял от прежнего ЦИК двухпалатную структуру, отражающую многонациональность Советского государства, хотя название одой из палат немного изменилось: вместо Союзного Совета она стала называться Советом Союза.

Верховные советы должны были избираться на 4 года и работать подобно прежним ЦИКам в сессионном порядке.

Сессионный порядок работы Верховного Совета обусловил необходимость создания постоянно действующего органа. Им стал Президиум Верховного Совета. Он избирался на совместном заседании.

Система органов власти и управления союзных и автономных республик строилась по аналогии с общесоюзной, хотя, конечно, здесь были заметные отступления.

Что касается местных Советов, то на их судьбе отразилось в первую очередь проведение сплошной коллективизации. Она привела к тому, что на селе сложились как бы 2 руководящих органа—сельсовет и правление колхоза.

В условиях интенсивного развития промышленности и сельского хозяйства на основе сплошной коллективизации сложилась необходимость проведения строгого планирования всего народного хозяйства страны. Существовавшая ранее комиссия была преобразована в 1931 г. в комиссию при Совнаркоме СССР, наделенную правами самостоятельного наркомата.

Усложнение руководства промышленностью в результате увеличения количества предприятий и их размеров вызвало необходимость реорганизации управления отраслью.

Важная реформа была проведена в области управления трудовыми отношениями. В 1933 г. был упразднен Наркомат труда, а его центральный и местный аппарат слились с аппаратом ВЦСПС и иных профсоюзных органов.

В связи с кредитной реформой все дело кредитования было сосредоточено в Государственном банке. При этом Госбанк стал обслуживать лишь текущую эксплуатационную деятельность предприятий.

По новой системе органы управления сосредотачивали полное и всеобъемлющее руководство определенными отраслями производства или предприятиями, расположенными на определенной территории.

Функциональные звенья частично сохранились, но они уже не могли руководить предприятиями. Такая реорганизация позволила осуществить более действенное и оперативное руководство промышленностью, сельским хозяйством, торговлей.

92. Высшие органы СССР по Конституции 1936 г

92. Высшие органы СССР по Конституции 1936 г

Высшим органом государственной власти в СССР является Верховный Совет СССР, избиравшийся на 4 года.

Верховный Совет СССР осуществляет все права, присвоенные Союзу ССР, если только они не входят в компетенцию подотчетных Верховному Совету органов СССР.

Исключительно Верховный Совет СССР осуществляет законодательную власть.

Верховный Совет СССР состоит из двух палат: Совета Союза и Совета Национальностей, которым в одинаковой мере принадлежит законодательная инициатива.

Законы считаются утвержденными, если они приняты обеими палатами простым большинством голосов.

Верховный Совет СССР может назначать, когда сочтет нужным, следственные и ревизионные комиссии по любому вопросу, причем все учреждения и должностные лица обязаны выполнять требования этих комиссий и представлять им необходимые материалы и документы.

Конституция гарантировала неприкосновенность депутатов Верховного Совета СССР: их нельзя было привлечь к судебной ответственности или арестовать без согласия Верховного Совета СССР.

Конституция установила сессионный порядок работы Верховного Совета СССР.

Высшим органом власти Союза ССР в период между сессиями Верховного Совета СССР являлся подотчетный ему Президиум Верховного Совета СССР.

Президиум Верховного Совета СССР обладал широчайшими правами: созывал сессии, давал толкование действовавших законов, издавал указы, распускал Верховный Совет и назначал новые выборы; производил всенародный опрос (референдум); осуществлял право помилования; назначал и сменял высшее командование Вооруженных Сил СССР; объявлял состояние войны в случае военного нападения на СССР или в случае необходимости выполнения международных договорных обязательств по взаимной обороне от агрессии; объявлял общую и частичную мобилизацию; ратифицировал международные договоры и т. п.

Правительство СССР (Совнарком) было высшим исполнительным и распорядительным органом государственной власти, объединяя и направляя работу 8 общесоюзных наркоматов: обороны, иностранных дел, внешней торговли, путей сообщения, связи, водного транспорта, тяжелой и оборонной промышленности и 10 союзно-республиканских наркоматов: пищевой, легкой, лесной промышленности, земледелия и др.

58. Система органов государственной власти и управления по Конституции ссср 1936 г. И Конституции рсфср 1937 г

В главах III-VIII (ст.30-101) Конституции СССР рассматривалась организация, система и порядок деятельности высших органов власти и управления СССР и союзных республик, высших органов власти автономных республик, местных органов власти. Конституция СССР исходила из принципа верховенства представительных органов государственной власти, которые образуют подотчетные и подконтрольные им органы государственного управления. Высшим органом государственной власти в СССР являлся Верховный Совет СССР, избиравшийся на 4 года. Он осуществлял все права, присвоенные Союзу ССР, если только они не входили в компетенцию подотчетных Верховному Совету органов СССР. Законодательную власть в СССР осуществлял исключительно Верховный Совет СССР. Верховный Совет СССР состоял из двух палат: Совета Союза и Совета Национальностей, которым в одинаковой мере принадлежала законодательная инициатива. Сессии Совета Союза и Совета Национальностей начинались и заканчивались одновременно. Законы считались утвержденными, если были они приняты обеими палатами простым большинством голосов. Совет Союза и Совет Национальностей избирали мандатные комиссии, которые проверяли полномочия депутатов каждой палаты. Верховный Совет СССР мог назначить, когда сочтет нужным, следственные и ревизионные комиссии по любому вопросу, причем все учреждения и должностные лица обязаны были выполнять требования этих комиссий и представлять им необходимые материалы и документы. Конституция гарантировала неприкосновенность депутатов Верховного Совета СССР. Они не могли быть привлечены к судебной ответственности или арестованы без согласия Верховного Совета СССР, а в период между сессиями — без согласия Президиума Верховного Совета. Конституция установила сессионный порядок работы Верховного Совета СССР. Созыв его очередных сессий предусматривался два раза в год, а внеочередных — по усмотрению Президиума Верховного Совета СССР или по требованию одной из союзных республик. Высшим органом власти Союза ССР в период между сессиями Верховного Совета СССР являлся подотчетный ему Президиум Верховного Совета СССР, избиравшийся на совместном заседании обеих палат, компетенция которого была определена в Конституции СССР. Согласно ст. 49 Конституции Президиум Верховного Совета СССР созывал сессии Верховного Совета СССР, давал толкование действовавших законов СССР, издавал указы, распускал Верховный Совет СССР при отсутствии согласного решения двух его палат и назначал новые выборы; производил всенародный опрос (референдум) по своей инициативе или по требованию одной из союзных республик; отменял постановления СНК СССР в СНК союзных республик в случае их несоответствия закону и тд.

Конституция 1937 года учреждала в стране постоянный парламент — Верховный Совет России состоящий из одной палаты, избираемый на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании гражданами старше 18 лет, без различия пола, религии и национальности, сроком на 4 года. Верховный Совет принимал законы, устанавливал размеры налогов и пошлин, принимал государственный бюджет.

Заседания Верховного Совета вёл Председатель Верховного Совета (имел восемь заместителей), избираемый Верховным Советом.

К Верховному Совету переходило право формирования и подотчётность Совета Народных Комиссаров (в 1945 году переименован в Совет Министров). Конституция 1937 года также сохранила народные комиссариаты (в 1945 году переименованы в министерства) в качестве центральных исполнительно-распорядительных органов, во главе которых стояли народные комиссары.

Конституцией также создавался Президиум Верховного Совета (в составе председателя, заместителя председателя, заместителей Председателя от автономий, секретаря и 14 членов) — высший государственный совет осуществлявший полномочия главы государства (введенные Конституцией 1937 года — созыв сессий парламента, назначение выборов в парламент, установление и присвоение почётных званий, осуществление помилования).

Постоянными представительными органами местного самоуправления становились советы депутатов трудящихся избираемые на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании гражданами старше 18 лет сроком на 2 года. Заседания совета депутатов трудящихся вели председатель совета депутатов трудящихся и секретаря совета депутатов трудящихся, избираемые советом депутатов трудящихся.

К советам депутатов трудящихся переходило право избрания местных исполнительных комитетов. Конституция 1937 года также сохранила местные отделы в качестве местных исполнительно-распорядительных органов, во главе которых стояли начальники отделов.

К Верховному Совету также переходило право избрания Верховного Суда, а к областным советам депутатов трудящихся право избрания областных судов. Районные Народные Суды избирались совершеннолетними жителями района. Конституционно закреплялась независимость судей и открытость разбирательства дел.

60. Конституция СССР 1936 г. : структура и особенности.

7 февраля 1935г. ВЦИК СССР создает конституционную комиссию под председательством Сталина, которая по сути дела и занимается разработкой этого закона. Особенностью является то что не предпринимались попытки переработать Конституцию 1924г.

Проект конституции 1936г. Был утвержден чрезвычайным 8 съездом советов СССР 25 ноября 1936г.

Структурно конституция не имела преамбулы, состояла из 13 глав:

1. Общественное устройство

2. Гос. Устройство

3. Высшие органы гос. Власти Союза Советских Социалистических республик.

4. Высшие органы гос. Власти Союзных республика

5. Органы государственного управления СССР

6. Органы гос. Управления Союзных республика

7. Высшие органы гос власти автономной советской социалистической рспублики

8. Местные органы

9. Суд и прокуратура

10. основные права и обязанности гражданские

12. герб, флаг и столица

13. порядок изменения конституции

1. Гос. Устройство СССР — федеративное демократическая республика, где объединение союзных республик основано на добровольности, равноправии и суверенитете.

2. В качестве полит. Основы определялось создание советов трудящихся ( вместо советов рабочих крестьянский красноармейских депутатов)

3. В качестве экономической основы определялось социалистическая собственность и социалистические формы хозяйствования. (отмечалась ликвидация капиталистической системы хозяйствования, отмена частной собственности на орудия и средства производства, уничтожение эксплуатации человека человеком. ) Ключевым аспектом являлось установление плановой экономики.

Увеличение числа союзных республик. Централизация власти СССР.

6) Отмена ограничений в избирательном праве по классовому признаку. Выборы носили всеобщий добровольный и равный характер при тайном голосовании, всё остальное носило открытый характер при тайном голосовании

Граждане СССР гарантировалось свобода слова, печати, собраний, митингов, шествий, демонстраций, право на отдых, право на материальное обеспечение в старости. В случае нетрудоспособности право на образование. Для всех граждан определялось единое гражданство СССР. Устанавливалась ответственность за нарушение, ответственность устанавливалась за оскорбление по национальному признаку.

Устанавливалась новая система высших органов власти. ВЦИК вводил двухпалатный верховный совет СССР.

Избиралась, союзными республиками, автономиями областями на 4 года. Были равноправны. Выборы проходили на совместном заседании палат.

Смотрите еще:

  • Земельный участок брянская область Продажа земельных участков в районе Брянский в регионе Брянская область Продается земельный участок 104 сотки. Расположен вдоль трассы М13, в сторону Новозыбкова. Участок ровный. Газ и […]
  • Судебная практика по ст116 ук рф Жирова М.Ю. О некоторых проблемах, возникающих при рассмотрении мировыми судьями дел о преступлениях, предусмотренных ч. 1 ст. 116 УК РФ // Мировой судья. 2012. № 4. - С. 27-31. Жирова […]
  • Главным элементом содержания наказания в виде лишения свободы является Отдельные проблемные вопросы применения лишения свободы на определенный срок Меры государственного принуждения достаточно разнообразны. Одной из самых значительных мер государственного […]
  • Кража ук рф грабеж Кража ук рф грабеж Кража и мошенничество, грабеж и разбой Раздел VIII . Преступления в сфере экономики Глава 21. Преступления против собственности. 1.Закон определяет кражу как "тайное […]
  • Ст 193 ук армении Ст 193 ук армении Глава XXX преступления против экономической деятельности в России и Армении § 1. Общая характеристика преступлений против экономической деятельности в России и Армении […]
  • Статья за мелкое мошенничество ук рф Уголовный кодекс Российской Федерации Раздел VIII. Преступления в сфере экономики Глава 21. Преступления против собственности Статья 158. Кража 1. Кража, то есть тайное хищение чужого […]
Закладка Постоянная ссылка.

Обсуждение закрыто.