Ук рф двойное гражданство

Оглавление:

Статья 330.2. Неисполнение обязанности по подаче уведомления о наличии у гражданина Российской Федерации гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного действительного документа, подтверждающего право на проживание

СТ 330.2 УК РФ. Неисполнение обязанности по подаче уведомления о наличии у гражданина
Российской Федерации гражданства (подданства) иностранного государства либо
вида на жительство или иного действительного документа, подтверждающего право
на его постоянное проживание в иностранном государстве

Неисполнение лицом установленной законодательством Российской Федерации обязанности
по подаче в соответствующий территориальный орган федерального органа исполнительной власти,
уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, уведомления
о наличии у гражданина Российской Федерации гражданства (подданства) иностранного государства
либо вида на жительство или иного действительного документа, подтверждающего право на его
постоянное проживание в иностранном государстве, —
наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы
или иного дохода осужденного за период до одного года либо обязательными работами на срок до
четырехсот часов.

Комментарий к Ст. 330.2 Уголовного кодекса

1. Объективная сторона выражена бездействием — неисполнением обязанности по подаче уведомления в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции. Основаниями возникновения обязанности являются наличие или приобретение гражданином Российской Федерации гражданства (подданства) иностранного государства либо действительного документа, подтверждающего право на его постоянное проживание в иностранном государстве (кроме случаев, предусмотренных международными договорами Российской Федерации или федеральными законами).

Федеральным законом от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» установлено, что обязанность уведомления возникает в случае приобретения гражданином РФ каждого иного гражданства или получения им каждого нового документа на право постоянного проживания в иностранном государстве.

2. Под уведомлением закон понимает письменный документ, несущий необходимую для реализации обязанности информацию о гражданине РФ в частности, о дате и основании приобретения им иного гражданства или получения документа на право постоянного проживания в иностранном государстве, о продлении срока действия соответствующего документа. Уведомление должно подаваться в течение 60 дней со дня появления основания обязанности.

Не содержит уголовно наказуемого деяния нарушение установленного порядка подачи уведомления, выразившееся в несвоевременной его подаче либо в представлении сведений, которые должны содержаться в таком уведомлении, в неполном объеме либо в предоставлении заведомо недостоверных сведений (ст. 19.8.3 КоАП РФ).

3. Субъект специальный: гражданин РФ, имеющий или получивший гражданство (подданство) иностранного государства либо документ о праве постоянного проживания в иностранном государстве (за исключением граждан РФ, постоянно проживающих за пределами Российской Федерации); законный представитель такого гражданина РФ, не достигшего возраста восемнадцати лет или ограниченного в дееспособности.

Двойное гражданство – цена молчания

За двойное гражданство государство пока не накажет, но контролировать российских граждан с иностранными паспортами будет

По мнению государственных органов, гражданин РФ, не представивший сведения о гражданстве другого государства либо праве на постоянное проживание на территории иностранного государства, создает высокую общественную опасность. Однако правовых обоснований, которые позволили бы ввести уголовную ответственность, юристы не видят

Совет Федерации РФ 28 мая 2014 года одобрил закон «О внесении изменений в статьи 6 и 30 федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Закон обязует граждан Российской Федерации (за исключением российских граждан, постоянно проживающих за пределами нашей страны) уведомлять соответствующий федеральный орган исполнительной власти о наличии иного гражданства или документа, подтверждающего право на постоянное проживание в иностранном государстве. За неисполнение этой обязанности предполагается уголовная ответственность, за нарушение установленного порядка уведомления – административная ответственность.

Надо отметить, что закон принят в рекордные сроки: с момента поступления законопроекта №485228-6 в Госдуму 31 марта до его принятия депутатами в третьем чтении 23 мая прошло менее двух месяцев.

А вот одновременно поступивший в Госдуму законопроект №485143-6, запрещающий высокопоставленным чиновникам и членам их семей иметь гражданство иного государства либо право на постоянное проживание на территории иностранного государства, пока не прошел даже первое чтение.

Ответственность

После подписания президентом РФ и вступления в силу изменений в закон о гражданстве Уголовный кодекс Российской Федерации пополнится статьей 330.2 «Неисполнение обязанности по уведомлению о наличии гражданства (подданства) иностранного государства», предусматривающей наказание в виде штрафа в размере до 200 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года либо обязательных работ на срок до 400 часов.

Несоблюдение установленного порядка уведомления (нарушение сроков уведомления, неполнота либо недостоверность предоставленных сведений) влекут административную ответственность по ст. 19.8.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 0,5-1 тыс. рублей.

Несоответствия

Действующее с 31 мая 2002 года законодательство о гражданстве РФ допускает наличие двойного гражданства. Гражданин Российской Федерации, имеющий также иное гражданство, рассматривается только как гражданин России, за исключением случаев, предусмотренных международным договором или федеральным законом. Если российский гражданин приобретает гражданство другой страны, это не влечет за собой прекращение гражданства РФ (ст. 6 №62-ФЗ от 31.05.2002 «О гражданстве Российской Федерации» (редакция от 20.04.2014)). Действовавший ранее федеральный закон №1948-1 от 28.11.1991 «О гражданстве Российской Федерации» также не содержал запрета на приобретение гражданином РФ иного гражданства или каких-либо изъятий в правах при наличии иного гражданства.

В соответствии с действующим законодательством одним из признаков преступного деяния является его общественная опасность (ст. 14 Уголовного кодекса РФ от 13.06.1996 №63-ФЗ). Согласно позиции Конституционного суда РФ, законодатель обязан устанавливать меры уголовной ответственности, адекватные общественной опасности преступления (постановление Конституционного суда РФ от 27.05.2008 №8-П «По делу о проверке конституционности положения части первой статьи 188 Уголовного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки М.А. Асламазян»).

Уголовная ответственность за деяния, не обладающие общественной опасностью, представляет собой нарушение указанной позиции Конституционного суда РФ и неконституционность ограничения права на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22 Конституции РФ).

Применяя выявленные общие принципы к положениям рассматриваемого закона, следует констатировать неадекватность предлагаемого правового регулирования, так как общественная опасность такого деяния, как неуведомление всяким гражданином государственного органа о наличии иного гражданства или документа на право постоянного проживания в иностранном государстве, – без учета его отношения к государственной или военной службе и других подобных особенностей – как минимум неочевидна.

Из пояснительной записки к законопроекту №485228-6 следует, что наличие гражданства иностранного государства снижает для гражданина РФ значение российского гражданства как политико-юридического выражения ценности связи с отечеством и его волеизъявление может обусловливаться не только интересами РФ и ее народа, но и требованиями, вытекающими из принадлежности к иностранному государству.

Однако остается неясно, каким образом волеизъявление гражданина РФ может контролироваться либо влиять на его статус на территории РФ в отношениях с Российской Федерацией. Какие негативные последствия наступят и какие общественно значимые интересы будут нарушены, если гражданин РФ не уведомит уполномоченные органы о наличии гражданства иного государства либо права на постоянное проживание на территории иного государства?

Оценивая новый документ, надо признать, что отсутствие какой-либо очевидной общественно значимой цели введения подобных мер влечет признание их неконституционными. С учетом действующего российского законодательства, рассматривающего гражданина РФ, даже имеющего иное гражданство, только как гражданина РФ, сведения о наличии другого гражданства или права на проживание в иностранном государстве представляют собой сведения, составляющие тайну частной жизни, а обязанность уведомлять об этом государство есть вмешательство в право на неприкосновенность частной жизни (ст. 24 Конституции РФ).

Последствия

Безусловно, новые правила не окажут непосредственного влияния на оборот зарубежной недвижимости, на интенсивность заграничных поездок россиян. Однако введение такой обязанности в совокупности с мерами уголовной ответственности за ее несоблюдение повлечет усиление государственного контроля над гражданами РФ.

Стоит отметить неопределенность формулировок вводимой в Уголовный кодекс РФ статьи 330.2. Например, «соответствующий территориальный орган федерального органа исполнительной власти». Исходя из буквального толкования (как наиболее предпочтительного в области уголовного права) данной нормы, если уведомление направить, например, по месту пребывания, а не по месту жительства (при наличии такового), можно попасть под уголовно-правовые санкции, предусмотренные ст.330.2 Уголовного кодекса РФ.

Также неясным остается исключение для граждан РФ, постоянно проживающих за пределами нашей страны. Предполагается, что их волеизъявление, выраженное в момент пребывания на территории РФ (либо на территории посольства, консульства РФ на территории иностранного государства), не обусловливается интересами народа, на территории которого они постоянно проживают? Чем, кроме территориального расположения, будут отличаться граждане РФ, находящиеся в пределах России и уже имеющие иностранное гражданство или вид на жительство в иностранном государстве, и граждане РФ, проживающие на территории иностранного государства и получающие (или имеющие) иностранное гражданство либо вид на жительство? Установление различных правил для лиц, находящихся в равных условиях, представляет собой дискриминацию и нарушает положения ст. 19 Конституции РФ, что вновь подтверждает неадекватность вводимого регулирования.

Непонятно, как граждане РФ, имеющие также гражданство другого государства, но временно проживающие в третьей стране, должны уведомить госорганы: законодательные новеллы устанавливают, что уведомление надо направить в государственный орган по месту жительства (места пребывания или места фактического нахождения) в пределах территории России.

Гипотетическая возможность обусловленности волеизъявления данной категории граждан интересами иного народа либо конституционными требованиями иного государства не может стать основанием для обязанности уведомлять российское государство об отношениях с другими государствами для всех граждан РФ, без учета их отношения к государственной либо военной службе или степени активности их политической деятельности. Последствия сбора такой информации и способы ее дальнейшего использования уполномоченными органами РФ также остались за рамками одобренного Советом Федерации закона.

Подобные нововведения выражают развивающуюся в российской политико-правовой сфере тенденцию к сужению прав и свобод, усилению контроля государства над частной жизнью граждан.

Власть и право

Первое за второе

В России впервые возбуждено уголовное дело за сокрытие двойного гражданства

Следственный комитет по Ленинградской области возбудил первое уголовное дело за сокрытие двойного гражданства. Подозреваемым стал местный житель, получивший разрешение на постоянное проживание в Эстонии. Мужчина был задержан сотрудниками ФСБ на выезде из России. Теперь ему грозят штраф и принудительные работы.

Как сообщили в Следственном комитете по Ленинградской области, 51-летний мужчина занялся получением гражданства Эстонии еще в 2011 году.

«По версии следствия, не позднее апреля 2011 года житель Ленинградской области, являясь гражданином Российской Федерации, получил в Эстонской Республике вид на жительство, — сообщили в СК. — Не позднее марта 2013 года приобрел в Эстонской Республике статус лица без гражданства, подтверждающий право на его постоянное проживание в указанном иностранном государстве».

В Россию житель Ленинградской области вернулся осенью этого года, когда закон об уведомлении о втором гражданстве уже вступил в силу.

«Прибыв в сентябре 2014 года на территорию Российской Федерации, в нарушение требований ч. 3 ст. 6 Федерального закона от 31.05.2002 №62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» мужчина не подал письменное уведомление в отдел УФМС о наличии у него вида на жительство в Эстонской Республике и статуса лица без гражданства данного иностранного государства», — рассказывают в СК.

С 17 августа гражданам, имеющим два гражданства, нужно будет ставить в известность ФМС

В результате, когда мужчина поехал обратно в Эстонию, его не выпустили на границе.

«При попытке выехать из Российской Федерации через международный автомобильный пункт пропуска «Ивангород» мужчина был задержан сотрудниками УФСБ России», — подытожили в СК.

В Следственном комитете по Ленинградской области приняли решение возбудить уголовное дело по новой статье УК — 330.2 («Неисполнение обязанности по подаче уведомления о наличии у гражданина Российской Федерации вида на жительство или иного действительного документа, подтверждающего право на его постоянное проживание в иностранном государстве»).

В Следственном комитете по Ленинградской области «Газете.Ru» уточнили, что мужчина является резидентом, то есть не проводил более 180 дней за пределами России.

«Фактически он жил на две страны», — уточнила официальный представитель ленинградского СК Юлия Матолыгина.

Она также уточнила, что мужчине не грозит арест, а следствие не опасается, что он попытается скрыться, поскольку у него изъяты документы.

Стоит также отметить, что вероятнее всего для возбуждения уголовного дела следователям потребовались дополнительные основания, нежели просто нарушение закона об уведомлении. Однако чем именно мотивировали свои действия следователи — в СК не уточняют.

«Следствие пока не будет разглашать эту информацию», — заявила Матолыгина.

В ФМС тем временем «Газете.Ru» сообщили, что не вникали в историю с жителем Ленинградской области, и указали на то, что она находится в компетенции правоохранительных органов.

Руководство ФМС России ответило на вопросы пользователей фейсбука о двойном гражданстве и беженцах

Этот случай можно считать прецедентным — до этого момента уголовных дел по факту неуведомления о двойном гражданстве не возбуждалось. Это подтвердили «Газете.Ru» и в федеральном управлении Следственного комитета.

Согласно статье 330.2 УК, тюремный срок нарушителям не грозит — максимальное наказание составляет штраф до 200 тысяч рублей или обязательные работы на срок до 400 часов.

Стоит также отметить, что теоретически уголовное дело может грозить каждому гражданину, который до сих пор не уведомил ФМС о двойном гражданстве. Количество нарушителей миграционная служба не называет, однако ранее СМИ сообщали, что уже 43 тысячи россиян привлекли к административной ответственности за несвоевременное уведомление о втором гражданстве. Случай же, когда гражданин вовсе не сообщает о гражданстве, трактуется как его сокрытие.

Напомним, закон, обязывающий россиян сообщать о наличии у них иностранного гражданства, вступил в силу 4 августа. Теперь россияне обязаны письменно уведомлять территориальные органы ФМС России о наличии у них гражданства (подданства) другого государства, или вида на жительство, или любого другого документа, который дает право постоянного проживания в другом государстве.

Граждане обязаны сообщить о своем двойном гражданстве в течение 60 дней, начиная с 4 августа 2014 года, если оно у них уже есть. Также 60 дней дается тем, кто в будущем получит второе гражданство или вид на жительство.

Закон об уведомлении подвергся критике из-за расплывчатости своих формулировок и непонятной процедуры уведомления. Так, граждане указывали на то, что закон вступил в силу, когда еще не был проработан механизм подачи обращений. Например, в «Почте России», через которую граждане пытались сообщить о двойном гражданстве, поначалу относились к просьбе с недоумением и отказывались помочь.

Заключение общественного совета

Закон налагает на граждан России обязанность раскрывать перед государственными органами информацию о наличии у них иного гражданства, вида на жительство, или документа, предоставляющего право на постоянное проживание в иностранном государстве. За несвоевременное раскрытие информации (по истечению 60 дней с момента получения такого документа) гражданин подлежит административной ответственности в виде предупреждения или штрафа в размере 500-1000 рублей. В случае, если наличие иного гражданства выявляется государственными органами, а не раскрывается самим гражданином, гражданин может быть признан виновным в совершении уголовного преступления и приговорен к штрафу до 200 тысяч рублей, либо в размере годового дохода осужденного, либо к обязательным работам на срок до 400 часов.

Общественно-политический контекст

Ужесточение политики по отношению к гражданам России, имеющим иное гражданство, помимо российского, непосредственно связано с международной ситуацией и внешнеполитическим курсом России. В 2014 году к России был присоединен Крым, после чего постоянно проживающими на территории России оказались сотни тысяч граждан Украины. Вовлечение России в конфликт на востоке Украины, существенное ухудшение отношений с постсоветскими странами, странами Евросоюза и США, а также введение санкций со стороны целого ряда государств повлекли за собой изменения во внутренней политики российских властей: резко возросло недоверие к собственным гражданам, что выразилось в принятии целого ряда репрессивных законов. Еще большее недоверие возникло к гражданам России, имевшим тесные связи с иностранными государствами, поскольку, по логике законодателей, данные связи могли быть использованы во вред России. Этим и объясняется потребность в контроле наличия у своих граждан политико-правовых отношений с иностранными государствами со стороны российских властей.

В пояснительной записке к законопроекту указывается, что «поскольку гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство (подданство) иностранного государства, находится в политико-правовой связи одновременно с Российской Федерацией и с соответствующим иностранным государством, перед которым он также несет конституционные и иные, вытекающие из законов данного иностранного государства, обязанности, значение для него гражданства Российской Федерации как политико-юридического выражения ценности связи с Отечеством объективно снижается.» Несмотря на то, что этому утверждению нет никаких подтверждений и обоснований, именно оно составляет мотивационную основу данного закона.

Дискриминационность закона

Закон является дискриминационным по целому ряду признаков:

Закон налагает на граждан неконституционную обязанность.

Обязанность граждан России уведомлять органы о наличии иного гражданства не предусмотрена Конституцией РФ и не была предусмотрена никакими нормативными актами до момента принятия данного Закона. Конституцией РФ напрямую закреплено, что наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод, но, после принятия данного Закона, на таких граждан налагаются дополнительные обязанности по письменному уведомлению органов власти об этом факте. При этом данный закон объявляет преступлением не уведомление о гражданстве иностранного государства.

Закон носит дискриминационный характер по отношению к гражданам, имеющим иное гражданство, вид на жительство или иные документы, предоставляющие право на постоянное проживание в иностранном государстве.

Закон дискриминирует граждан, имеющих отличное от российского гражданство или иной документ подтверждающий право на постоянное проживание в иностранном государстве. Закон принуждает их раскрывать информацию государственным органам России, нарушая их право на частную жизнь, и кроме того, влечет за собой уголовное и административное наказание за не уведомление или несвоевременное уведомление о наличии таких документов.

Закон возводит в разряд уголовных преступлений невыполнение обязанности уведомительного характера, не взирая на отсутствие какой-либо общественной опасности данного деяния.

Возведение деяния, выраженного в «неисполнении обязанности по подаче уведомления о наличии иного гражданства, либо вида на жительство или иного документа подтверждающего права на постоянное проживание в иностранном государстве» в разряд уголовных преступлений полностью противоречит основам уголовному праву и уголовного наказания, поскольку одним из признаком преступления является его общественная опасность, которая в данном случае неочевидна и никаким образом не обоснована законодателем или реальной правовой или политической ситуацией.

Противоречия с Конституцией РФ

Закон противоречит целому ряду статей Конституции РФ.

Части второй статьи 19 Конституции РФ, в которой указывается, что Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Законом нарушается равенство прав и свобод гражданина по критерию его места жительства и «других обстоятельств», выраженных в наличии иного гражданства или документов о праве постоянного проживания в иностранном государстве. Граждане, по объективным причинам не уведомившие государственные органы о таком документе, или даже не подозревающие о наличии права на проживание в иностранном государстве (а в ряде случаев, при которых право на проживание предоставляется по праву почвы или по праву крови такое возможно) могут стать преступниками, со всеми вытекающими из этого статуса последствиями.

Части первой статьи 23 Конституции РФ, в которой указывается, что каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.

Возложением обязанности о раскрытии перед государственными органами информации о наличии иного гражданства или документов, подтверждающих право на постоянное проживание в РФ, государство грубо вмешивается в частную жизнь граждан, посягает на личную и семейную тайну.

Части второй и третьей статьи 55 Конституции РФ, которые указывают, что в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.

Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Введение уголовной ответственности за деяние, не содержащее общественной опасности является прямым нарушением части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, что следует из правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной постановлению от 27.05.2008 №8-П «По делу о проверке конституционности положения части первой статьи 188 Уголовного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки М.А. Асламазян». В данном постановлении Конституционный суд указал, что «уголовная ответственность может считаться законно установленной и отвечающей требованиям статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации лишь при условии, что она адекватна общественной опасности преступления и что уголовный закон ясно и четко определяет признаки этого преступления, отграничивая его от иных противоправных и тем более — от законных деяний.»

Федеральный закон Российской Федерации от 4 июня 2014 г. №142-ФЗ «О внесении изменений в статьи 6 и 30 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» налагает на граждан России неконституционную обязанность, дискриминирует их, нарушает их право на частную жизнь, вводит в Уголовный Кодекс преступление, не имеющее какой-либо общественной опасности. Закон противоречит духу и нормам Конституции РФ, и должен быть отменен.

Рассматриваемый Закон состоит из семи статей.

Первая статья Закона вносит поправки в закон «О гражданстве», устанавливающие обязанность граждан России, за исключением граждан постоянно проживающих за пределами Российской Федерации, имеющих иное гражданство либо действительный документ, подтверждающий право на постоянное проживание в иностранном государстве, подать письменное уведомление о наличии таких документов в территориальный орган ФМС России по месту жительства в пределах Российской Федерации в течение шестидесяти дней со дня приобретения иного гражданства или получения документа на право постоянного проживания в иностранном государстве, а также устанавливает порядок и перечень предоставляемых сведений.

Вторая статья Закона посредством введения в Уголовный Кодекс статьи 330.2 вводит меры уголовной ответственности за неисполнение лицом обязанности о предоставлении сведений о наличии иного гражданства или документа, подтверждающего права на постоянное проживание на территории иностранного государства в виде штрафа в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода, осужденного за период до одного года либо обязательными работами на срок до четырехсот часов.

В контексте анализа данных статей Закона следует отметить, что Конституцией РФ предусмотрена возможность наличия у гражданина РФ гражданства иностранного государства (т.н. двойное гражданство). Регулирование этого вопроса было отнесено Конституцией к федеральному закону или международному договору Российской Федерации.

При этом, в части первой статьи 6 Федерального закона от 31.05.2002 N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» указывается, что гражданин Российской Федерации, имеющий также иное гражданство, рассматривается Российской Федерацией только как гражданин Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации или федеральным законом. На данный момент Российская Федерация заключила лишь два договора с иностранными государствами – с Таджикистаном и с Туркменией. Таким образом исходя из законодательства РФ Российская Федерация не признает гражданина РФ гражданином иной страны – то есть не признает ту самую политико-правовую связь, о которой указано в обосновании данного закона. Таким образом возникает коллизия – гражданин России не признается гражданином иностранного государства (за исключением граждан Таджикистана и Туркменистана), но при этом за утаивание такого гражданства полагается уголовная ответственность.

Кроме того, законом не регламентируется, что есть «постоянное проживание на территории иностранного государства». Это создает мощный инструмент для злоупотребления данной нормой, поскольку освобождение от обязанности наступает при «постоянном проживании за пределами Российской Федерации», что может быть истолковано достаточно широко. Кроме того, нет закрытого перечня документов, обязанность сообщить о которых возникает с момента получения их гражданином России, что также позволяет применять уголовное наказание избирательно.

Четвертая статья рассматриваемого Закона устанавливает административную ответственность (статья 19.8.3 КоАП) за нарушение порядка предоставления сведений о наличии иного гражданства или документов о постоянном проживании, выраженном в несвоевременной подаче документов, или их подаче в неполном или недостоверном виде в виде штрафа от 500 до 1000 рублей. Рассмотрение дел о данном правонарушении Кодекс об административных правонарушениях относит к ведению органов внутренних дел. При этом Законом не определяется, каким образом органы внутренних дел определяют точный размер штрафа.

Статьи 3 и 5

Третья и пятая статьи вносят технические правки в Уголовно-Процессуальный Кодекс и в Федеральный закон «О персональных данных».

Шестая статья рассматриваемого Закона регулирует вопрос, связанный с предоставлением сведений об уже имеющемся на момент принятия Закона ином гражданстве или документе, предоставляющем право на постоянное проживание в иностранном государстве. Согласно этой норме Закона, граждане России, имеющие иное гражданство на момент принятия закона должны были сообщить о нем в течение 60 дней. За несовершеннолетних и недееспособных граждан данную обязанность должны были выполнить их законные представители. При этом отдельно оговаривается, что граждане, получившие гражданство России в результате присоединения Крыма и г. Севастополь к России, должны были предоставить информацию в миграционные органы до 1 января 2016 года.

Седьмая статья устанавливает момент вступления в силу данного Закона — спустя 60 дней со дня его официального опубликования.

Анализ правоприменительной практики

Правоприменительная практика данного Закона являет собой применение статьи 19.8.3 Кодекса об административных правонарушениях и статьи 330.2 Уголовного Кодекса Российской Федерации.

Статистика административных правонарушений и штрафов.

Главное управление по вопросам миграции МВД России не раскрывает полную статистику о количестве налагаемых ежегодно штрафов за несвоевременное предоставление информации о наличии иного гражданства или документов, предоставляющих право на постоянное проживание в иностранном государстве. Тем не менее, опираясь на информацию из открытых источников, можно констатировать что за первые семь месяцев действия закона (с сентября 2014 года по март 2015 года) штрафам за несвоевременное или некорректное предоставление информации подверглось 70 тысяч граждан России. При этом только за первое полугодие 2015 года было оштрафовано 12,5 тысяч человек на общую сумму свыше 7 миллионов рублей.

В дальнейшем и ФМС, и её преемник в лице ГУМВ МВД России отказалось от публикации сведений о количестве вынесенных штрафов или о их консолидированной сумме, в связи с этим сложно выявить динамику, количество оштрафованных и объем средств, собираемых с граждан в рамках исполнения данного закона. Тем не менее, принимая во внимание истечение сроков, в которые было возможным предоставление информации об уже имеющемся на момент принятия закона гражданстве, а также различные оценки числа граждан, подпадающих под данный закон (по некоторым данным, под данный закон попадают до 10 миллионов граждан России) о большом репрессивном потенциале использования данной статьи кодекса об административных правонарушениях.

Статистика уголовного наказания по статье 330.2 УК РФ.

Неисполнение обязанности по подаче уведомления о наличии у гражданина Российской Федерации гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного действительного документа, подтверждающего право на его постоянное проживание в иностранном государстве.

Первая информация о возбуждении уголовных дел по статье 330.2 УК РФ появилась в декабре 2014 года. Первым обвиняемым по данной статье оказался 51 летний житель Ленинградской области, сокрывший от российских государственных органов право на проживание в Эстонии.

Число
осужденных по 330.2 УК РФ как по основной статье

Число лиц, приговоренных к штрафу до 5 тысяч рублей

Число лиц, приговоренных к штрафу от 5 тысяч до 25 тысяч рублей

Число лиц, приговоренных к штрафу от 25 тысяч до 100 тысяч рублей

Закон о «двойном гражданстве»

С 4 августа 2014 года вступил в силу Федеральный закон от 4 июня 2014 г. № 142-ФЗ «О внесении изменений в статьи 6 и 30 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон).

Согласно статьи 6 Федерального закона в течение шестидесяти дней со дня вступления в силу настоящего Федерального закона (с 4 августа 2014 года по 2 октября 2014 года) обязанность подачи письменного уведомления о наличии иного гражданства (подданства) либо вида на жительство или иного действительного документа, подтверждающего право на постоянное проживание в иностранном государстве возлагается на следующих граждан:

— граждан Российской Федерации, имеющих на день вступления в силу настоящего Федерального закона гражданство (подданство) иностранного государства либо вид на жительство или иной действительный документ, подтверждающий право на постоянное проживание в иностранном государстве;

— законных представителей граждан Российской Федерации, не достигших возраста восемнадцати лет либо ограниченных в дееспособности, имеющих на день вступления в силу настоящего Федерального закона гражданство (подданство) иностранного государства либо вид на жительство или иной действительный документ, подтверждающий право на постоянное проживание в иностранном государстве.

Исключения (подача уведомления не требуется):

в отношении граждан Российской Федерации, постоянно проживающих за пределами Российской Федерации;

— в случаях, предусмотренных международными договорами или федеральным законом (граждане Таджикистана, Туркменистана).

Письменное уведомление подается:

в территориальный орган ФМС России по месту жительства данного гражданина в пределах Российской Федерации;

— в случае отсутствия места жительства – по месту его пребывания в пределах Российской Федерации;

— в случае отсутствия места жительства и места пребывания в пределах Российской Федерации – по месту фактического нахождения в Российской Федерации.

Порядок и правила подачи уведомления предусмотрен статьями 6 и 30 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации». Предполагается, что подача уведомления возможна будет почтовым отправлением.

Порядок подачи уведомления:

— уведомление подается лично лицом, подающим указанное уведомление в территориальное подразделение ФМС России (предполагается также почтовым отправлением);

— предъявляется паспорт гражданина Российской Федерации или иной документ, удостоверяющий его личность на территории Российской Федерации (в том числе документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина на территории Российской Федерации и признаваемый в Российской Федерации в этом качестве, в случае, если указанное уведомление подается иностранным гражданином, являющимся законным представителем гражданина Российской Федерации) (копия прилагается к уведомлению);

— предъявляется паспорт иностранного государства либо иной документ, подтверждающий наличие иного гражданства, и (или) документа на право постоянного проживания в иностранном государстве (копия прилагается к уведомлению).

В случае приобретения гражданином Российской Федерации каждого иного гражданства или получения им каждого нового документа на право постоянного проживания в иностранном государстве данный гражданин или его законный представитель обязан подать об этом новое уведомление в течение шестидесяти дней со дня приобретения данным гражданином иного гражданства или получения им документа на право постоянного проживания в иностранном государстве.

В отношении граждан Российской Федерации, приобретших гражданство Российской Федерации в соответствии с Договором между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов от 18 марта 2014 года и Федеральным конституционным законом от 21 марта № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя», вышеназванные правила о необходимости уведомления о наличии у гражданина Российской Федерации иностранного гражданства либо право постоянного проживания в иностранном государстве применяются с 1 января 2016 года.

Ответственность за неисполнение данной обязанности:

— неисполнение обязанности по подаче уведомления о наличии у гражданина Российской Федерации гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного действительного документа, подтверждающего право на его постоянное проживание в иностранном государстве — уголовная ответственность (статья 330.2 Уголовного кодекса Российской Федерации), в частности штраф в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года либо обязательными работами на срок до четырехсот часов.

Ответственность за нарушение установленного порядка подачи вышеназванного уведомления:

нарушение установленного порядка подачи гражданином Российской Федерации или законным представителем гражданина Российской Федерации уведомления о наличии у гражданина гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного действительного документа, подтверждающего право на его постоянное проживание в иностранном государстве, выразившееся в несвоевременной подаче такого уведомления, либо в предоставлении сведений, которые содержатся в таком уведомлении, в неполном объеме, либо заведомо недостоверных сведений — административная ответственность (статья 19.8.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) , в частности наложение административног о штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей.

Бланки уведомления можно получить в отделении УФМС России по Москве по месту жительства.

Уплата государственной пошлины за подачу уведомления и за бланки уведомления не предусмотрена.

Смотрите еще:

  • Если не платить алименты пол года что будет За каждый день просрочки по уплате алиментов можно будет требовать неустойку Около 600 тыс. детей, которые живут в неполных семьях, сейчас не получают алименты Власти всерьез решили […]
  • Можно ли вернуть товар в магазин если он сломался Как вернуть деньги за сломанный товар, если он на гарантии? Купили триммер 22 июня, а 24 он сломался, как вернуть деньги за сломанный товар, мне не нужен отремонтированный, мы еще на […]
  • Можно ли отказаться от уже заявленного наследства Можно ли отказаться от части наследства У меня два сына 19 и 13 лет у них умер отец от него осталась квартира, две машины и еще по мелочи. одна из машин в кредите, другую родители […]
  • Отказ свидетеля от дачи показаний упк Вы - свидетель: права и обязанности Кто такой свидетель и его права Свидетелем согласно ст. 60 УПК является лицо, в отношении которого имеются основания полагать, что ему известны […]
  • Юридическая помощь пенсионерам в москве Юридическая помощь пенсионерам в москве В наше время юридическая помощь - удовольствие не из дешевых. Однако для некоторых людей она остается совершенно бесплатной. Кому осуществляется […]
  • Статья злостное уклонение от алиментов Уголовная ответственность за неуплату алиментов В связи со вступлением в силу 6 февраля с. г. Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно […]
Закладка Постоянная ссылка.

Обсуждение закрыто.