Дефицит бюджета понятие и источники финансирования дефицита бюджета

Дефицит и профицит бюджета

Бюджетный дефицит

Бюджетный дефицит — состояние бюджета, характеризующееся превышением объема предусмотренных в бюджете расходных обязательств над объемом планируемых в нем доходов и ведущее к образованию отрицательного сальдо бюджета.

Дефицит бюджета должен быть сбалансирован, для чего существует целый ряд специальных методов.

Механизм образования дефицита или профицита государственного бюджета может быть представлен следующим образом (рис.31):

  • Сбалансированный бюджет — равенство доходов и расходов бюджета.
  • Дефицит бюджета — это превышение расходов госбюджета над его доходами.
  • Профицит бюджета — превышение бюджетных доходов над расходами.

Возникновение бюджетного дефицита не является идеальной ситуацией для национальной экономики. Покрытие дефицита бюджета осуществляется специальными финансовыми методами:

  • выпуск в обращение дополнительной денежной массы (инфляция);
  • выпуск облигаций государственного займа (внутренний долг);
  • финансирование и кредитование других государств (внешний долг).

Все источники финансирования дефицита госбюджета можно представить следующим образом (рис. 32):

Рис. 32. Структура источников финансирования дефицита государственного бюджета

Дефицит госбюджета — показатель «нездоровья» национальной экономики. Он подлежит урегулированию в направлении сокращения.

Общими же мерами по регулированию (сокращению) дефицита госбюджета являются:

  • реорганизация налоговой системы в сторону повышения ее эффективности;
  • реструктуризация государственного внешнего долга;
  • усиление контроля за расходованием бюджетных средств;
  • сокращение расходов бюджета на дотации убыточным отраслям;
  • упорядочение действующей системы социальных льгот.

Профицит бюджета

Крайне редко при составлении бюджета складывается противоположное дефициту бюджета состояние — его профицит, т. е. превышение доходов над расходами.

Если в стране в течение ряда лет бюджет дефицитен, то первый шаг по его регулированию — создание бюджетного профицита или выработка возможностей по сокращению многолетнего дефицита.

Следует обратить особое внимание на понятие «первичный профицит». Это понятие используется при оценке возможностей сокращения государственного долга.

Первичный профицит означает, что доходы бюджета за вычетом привлеченных займов должны превышать расходы, уменьшенные на величину обслуживания государственного долга (проценты и погашение основной суммы).

Первичный профицит показывает, что часть доходов бюджета идет на погашение государственного долга (т. е. бюджетные доходы минус займы больше бюджетных расходов минус выплаты по государственному долгу).

Реально это означает следующее:

ДБ — К > РБ — ОГД,

  • ДБ — доходы госбюджета;
  • К — кредиты и займы;
  • РБ — расходы госбюджета;
  • ОГД — обслуживание госдолга (выплата процентов и погашение капитальной части долгов).

В случае бюджетного профицита при составлении бюджета согласно статьи 88 Бюджетного кодекса РФ следует:

  • сократить привлечение доходов от продажи государственной собственности;
  • предусмотреть направление бюджетных средств на дополнительное погашение долговых обязательств;
  • увеличить расходы бюджета, в том числе за счет передачи части доходов бюджетам других уровней.

Возможной мерой является и сокращение налоговых доходов бюджета.

Дефицит федерального бюджета и его финансирование

В ходе составления и рассмотрения бюджета может выясниться, что бюджет будет сведен с превышением расходов над доходами, т. е. с дефицитом.

В мировой практике безопасным уровнем бюджетного дефицита считается его объем не более 3% от ВВП. В 1991-1999 гг. бюджетные дефициты в России были значительными. В 1997 г. сложился особенно большой дефицит, и законодательная власть была вынуждена осуществить секвестр бюджетных расходов.

В случае принятия бюджета на очередной год с дефицитом, одновременно утверждаются источники финансирования дефицита бюджета.

Источниками финансирования дефицита федерального бюджета являются: 1. Внутренние источники, а именно:

  • кредиты, полученные от кредитных организаций в рублях;
  • государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;

2. Внешние источники следующих видов:

  • государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;
  • кредиты правительств иностранных государств, юридических лиц и международных финансовых организаций в иностранной валюте.

Кредиты Банка России, а также приобретение Банком России долговых обязательств Российской Федерации при их первичном размещении не могут быть источниками финансирования дефицита бюджета. Это означало бы, что дефицит финансируется за счет денежной эмиссии.

Источники финансирования дефицита федерального бюджета

Финансирование бюджетного дефицита — покрытие отрицательного сальдо бюджета путем привлечения финансовых ресурсов за счет государственных займов и уменьшения остатков ликвидных финансовых средств государства.

В составе источников внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета учитываются:

  • разница между средствами, поступившими от размещения государственных займов, осуществляемых путем выпуска государственных ценных бумаг от имени Российской Федерации, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации, и средствами, направленными на их погашение;
  • разница между полученными и погашенными Российской Федерацией в валюте Российской Федерации бюджетными кредитами, предоставленными федеральному бюджету другими бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;
  • разница между полученными и погашенными Российской Федерацией в валюте Российской Федерации кредитами кредитных организаций;
  • разница между полученными и погашенными Российской Федерацией в валюте Российской Федерации кредитами международных финансовых организаций;
  • изменение остатков средств на счетах по учету средств федерального бюджета в течение соответствующего финансового года;
  • иные источники внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета (поступления от продажи акций и иных форм участия в капитале, от продажи земельных участков, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, уменьшенные на выплаты на их приобретение; курсовая разница по средствам федерального бюджета и др.).

В составе источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета учитываются:

  • разница между средствами, поступившими от размещения государственных займов, осуществляемых путем выпуска государственных ценных бумаг от имени Российской Федерации, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, и средствами, направленными на их погашение;
  • разница между полученными и погашенными Российской Федерацией в иностранной валюте кредитами иностранных банков и организаций, международных финансовых организаций и правительств иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты;
  • разница между полученными и погашенными Российской Федерацией в иностранной валюте кредитами кредитных организаций.
  • прочие источники внешнего финансирования дефицита федерального бюджета ( например, объем средств, направляемых на исполнение государственных гарантий Российской Федерации в иностранной валюте).

Предельные значения дефицита бюджета

Предельные значения дефицита федерального бюджета

Дефицит федерального бюджета, утвержденный федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, не может превышать размер ненефтегазового дефицита федерального бюджета (размер последнего не может превышать 4,7 процентов от валового внутреннего продукта, прогнозируемого в соответствующем финансовом году (с 2012 г.).

Утверждение федерального бюджета с дефицитом допускается только в случае, если прогнозируемая на соответствующий финансовый год цена на нефть не превышает базовой цены на нефть, установленной в соответствии с настоящим Кодексом.

Кредиты Центрального банка Российской Федерации, а также приобретение Центральным банком Российской Федерации государственных ценных бумаг Российской Федерации при их размещении не могут быть источниками финансирования дефицита федерального бюджета.

Предельные значения дефицита бюджета субъекта Российской Федерации и муниципального образования:

Предельное значение дефицита бюджета субъекта Российской Федерации не должно превышать 15% утвержденного годового объема доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета безвозмездных поступлений.

При этом предельное значение дефицита бюджета субъекта Российской Федерации в отношении которого осуществляются меры, предусмотренные пунктом 4 статьи 130 настоящего Кодекса не должно превышать 10% утвержденного годового объема доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета безвозмездных поступлений. В случае утверждения законом субъекта Российской Федерации о бюджете в составе источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации поступлений от продажи акций, долей, паев, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, а также земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и снижения остатков средств на счетах по учету средств бюджета субъекта Российской Федерации предельный размер дефицита бюджета субъекта Российской Федерации может быть утвержден в пределах указанных поступлений и снижения остатков средств на счетах с превышением установленных настоящим пунктом ограничений.

Предельное значение дефицита бюджета муниципального образования не должно превышать 10% утвержденного годового объема доходов бюджета муниципального образования без учета безвозмездных поступлений и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.

При этом предельное значение дефицита бюджета муниципального образования, в отношении которого осуществляются меры, предусмотренные пунктом 4 статьи 136 настоящего Кодекса не должно превышать 5% утвержденного годового объема доходов бюджета муниципального образования без учета безвозмездных поступлений и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.

В случае утверждения муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования о бюджете в составе источников финансирования дефицита местного бюджета размера поступлений от продажи акций, долей, паев, находящихся в собственности муниципального образования, а также земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования и снижения остатков средств на счетах по учету средств местного бюджета предельный размер дефицита местного бюджета, может быть утвержден в пределах указанных поступлений и снижения остатков средств на счетах с превышением установленных настоящим пунктом ограничений.

15 . Дефицит бюджета: понятие и источники его покрытия.

Бюджетный дефицит – это превышение расходов бюджета над его доходами.
Процессом финансирования дефицита бюджета можно управлять с помощью выбора тех или иных источников финансирования, маневрируя условиями выпуска государственных ценных бумаг, соотношением внутренних и внешних займов, создавая благоприятные условия для сохранения внутренних сбережений населения, индексируя ценные бумаги и вклады, ограничивая расходы по обслуживанию государственного долга и т.д.

Источники финансирования дефицита бюджета утверждаются органами законодательной власти в законе о бюджете на текущий год. На уровне Федерации такими источниками являются:
— внутренние кредиты, полученные Российской Федерацией от кредитных организаций в национальной валюте; государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени РФ; бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;
— внешние – государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте; путем выпуска ценных бумаг от имени РФ; кредиты правительств иностранных государств, банков, фирм, международных финансовых организаций в иностранной валюте.
Основным источником финансирования дефицита государственного бюджета служат государственные займы. Если расходы растут намного быстрее, чем доходы, значимость заемных средств, как источника финансирования, возрастает. При этом погашение ранее выпущенных займов может осуществляться за счет выпуска новых займов, т.е. за счет рефинансирования. Происходит рефинансирование государственного долга.
В мировой практике выделяют два традиционных способа покрытия бюджетного дефицита: это государственные займы и ужесточение налогообложения. Но есть и третий способ, предусматривающий увеличение денежной массы в обращении, — это собственное производство денег.
Главные причины бюджетного дефицита в нашей стране: 1. Снижение эффективности общественного производства, усугубленное низкой результативностью внешнеэкономических связей. 2. Несовершенство финансовой системы страны. 3. Консерватизм структур финансовой системы, их ориентированность на административно-командные методы управления экономикой. 4. Нерациональность бюджетного механизма, не позволяющего государству использовать его в качестве стимула развития экономики и социальной сферы. 5. Неэффективные структуры бюджетных расходов, усиленное стремление жить не по средствам, осуществляется крупное государственное инвестирование и расходы.

Дефицит бюджета и его регулирование, источники финансирования дефицита бюджета

Бюджетный дефицит – это превышение расходов бюджета над его доходами. Процессом финансирования дефицита бюджета можно управлять с помощью выбора тех или иных источников финансирования, маневрируя условиями выпуска государственных ценных бумаг, соотношением внутренних и внешних займов, создавая благоприятные условия для сохранения внутренних сбережений населения, индексируя ценные бумаги и вклады, ограничивая расходы по обслуживанию государственного долга и т.д

Источники финансирования дефицита бюджета утверждаются органами законодательной власти в законе о бюджете на текущий год. На уровне Федерации такими источниками являются: — внутренние кредиты, полученные Российской Федерацией от кредитных организаций в национальной валюте; государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени РФ; бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ; — внешние – государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте; путем выпуска ценных бумаг от имени РФ; кредиты правительств иностранных государств, банков, фирм, международных финансовых организаций в иностранной валюте

Основным источником финансирования дефицита государственного бюджета служат государственные займы. Если расходы растут намного быстрее, чем доходы, значимость заемных средств, как источника финансирования, возрастает. При этом погашение ранее выпущенных займов может осуществляться за счет выпуска новых займов, т.е. за счет рефинансирования. Происходит рефинансирование государственного долга

В мировой практике выделяют два традиционных способа покрытия бюджетного дефицита: это государственные займы и ужесточение налогообложения. Но есть и третий способ, предусматривающий увеличение денежной массы в обращении, — это собственное производство денег

Главные причины бюджетного дефицита в нашей стране: 1. Снижение эффективности общественного производства, усугубленное низкой результативностью внешнеэкономических связей. 2. Несовершенство финансовой системы страны. 3. Консерватизм структур финансовой системы, их ориентированность на административно-командные методы управления экономикой. 4. Нерациональность бюджетного механизма, не позволяющего государству использовать его в качестве стимула развития экономики и социальной сферы. 5. Неэффективные структуры бюджетных расходов, усиленное стремление жить не по средствам, осуществляется крупное государственное инвестирование и расходы

30. Структура мировых финансов, их роль в развитии международного сотрудничества.

Мировые финансы можно разделить на три направления:

1. Финансовая помощь:

межгосударственные кредиты и гранты; кредиты и гранты международных финансовых организаций

2. Мировой финансовый рынок:

валютный спот-рынок (рынок, на котором товары продаются за наличные и поставляются немедленно; рынок, на котором сделки улаживаются в течение нескольких деловых дней (2дн.) со дня сделки.); кредитный рынок; рынок страховых услуг; рынок долговых и долевых ценных бумаг; рынок банковских кредитов; рынок деривативов (Производных финансовых инструментов, рыночная ценность которых регулируется ценой базового актива — например, наличного товара, фьючерсного контракта или другого финансового инструмента. Операции с дериватами могут осуществляться на биржах и на внебиржевом рынке.)

3. Золотовалютные резервы:

частные золотовалютные резервы (резервы коммерческих банков); официальный золотовалютный резерв (в России в 2006 г. равен 220 млрд.$)

В мировом хозяйстве постоянно происходит перелив денежного капитала формирующегося в процессе кругооборота капитала. Стержнем мировых финансовых потоков являются материальные процессы воспроизводства

Мировые финансовые потоки обслуживают движение товаров, услуг и межгосударственное перераспределение денежного капитала между конкурирующими субъектами мирового рынка. Кроме того, они подают сигналы о состоянии конъюнктуры, которые служат ориентиром для принятия решений менеджерами

Движение мировых финансовых потоков осуществляется по следующим основным каналам: a. валютно-кредитное и расчетное обслуживание купли-продажи товаров и услуг; b. зарубежные инвестиции в основной и оборотный капитал; c. операции с ценными бумагами и разными финансовыми инструментами; d. валютные операции; e. перераспределение части национального дохода через бюджет в форме помощи развивающимся странам и взносов государств в международные организации

Объективная основа развития мировых валютных, кредитных, финансовых рынков – закономерности кругооборота функционирующего капитала. На одних участках высвобождаются временно свободные капиталы, на других постоянно возникает спрос на них

Дата добавления: 2015-03-11 ; просмотров: 695 . Нарушение авторских прав

32. Дефицит бюджета: понятие, порядок утверждения, источники финансирования

Сбалансированность бюджета является одним из основных принципов составления бюджета и построения бюджетной системы. В общем виде сбалансированность бюджета предполагает равенство его доходной и расходной частей, что в условиях многообразия экономических процессов труднодостижимо, результатом чего является дефицит или профицит бюджета.

Превышение расходов бюджета над его доходами означает наличие дефицита бюджета (ст. 48 БК). Дефицит бюджета может быть как краткосрочный, так и долгосрочный, активный и пассивный.

Краткосрочный – в пределах финансового года.

Долгосрочный – на протяжении нескольких лет.

Активный – сознательно создается гос. организациями через увеличение расходов для стимулирования экономики.

Пассивный – из-за снижения налоговых поступлений, что может вызвать снижение экономической активности из-за напряженного бизнес-климата.

В соответствии со ст. 48 БК предельный размер дефицита республиканского бюджета, а также предельные уровни дефицита консолидированных бюджетов областей и бюджета г. Минска по отношению к доходам соответствующего консолидированного бюджета области или бюджета г. Минска устанавливаются законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год.

Как правило, предельный уровень дефицита республиканского бюджета закрепляется в абсолютной величине путем сопоставления конкретных совокупных величин доходов и расходов республиканского бюджета. Утверждение бюджета с дефицитом допускается, если есть источники его финансирования. В случае принятия бюджета с дефицитом источники финансирования дефицита бюджета утверждаются:

1.1. по республиканскому бюджету — законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год;

1.2. по местным бюджетам — решениями соответствующих местных Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый год.

2. Кредиты Нацбанка, а также средства от приобретения Нацбанком долговых обязательств РБ при их первичном размещении не могут быть источниками финансирования дефицита бюджета, за исключением случаев, предусмотренных законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год и (или) Президентом.

Источниками финансирования дефицита республиканского бюджета являются:

средства от операций с имуществом, находящимся в республиканской собственности, кроме средств от операций с имуществом, являющихся доходами и расходами республиканского бюджета в соответствии с бюджетным законодательством;

изменения остатков средств на счетах по учету средств республиканского бюджета;

иные источники в соответствии с бюджетным законодательством.

Источниками финансирования дефицита местных бюджетов являются:

займы, осуществленные путем выпуска ценных бумаг местными исполнительными и распорядительными органами;

средства от операций с имуществом, находящимся в коммунальной собственности, кроме средств от операций с имуществом, являющихся доходами и расходами местных бюджетов в соответствии с бюджетным законодательством;

изменения остатков средств на счетах по учету средств соответствующего местного бюджета;

иные источники в соответствии с бюджетным законодательством.

В процессе исполнения бюджета возможен временный кассовый разрыв, под которым понимается несбалансированность доходов и расходов, временно образовавшаяся при исполнении бюджета. Временный кассовый разрыв означает прогнозируемую в определенный период текущего финансового года недостаточность бюджетных средств для финансирования определенных выплат из бюджета.

блокирование, т.е. временная приостановка финансирования по отдельным статьям расходов бюджета (ст. 2 БК).

— институт бюджетного кредита/ссуды/займа (бюджетный кредит краткосрочный – 1 год, долгосрочный на срок реализации инвестиционной программы сроком до 5 лет)

— специальные денежные фонды

Однако на практике, как правило, используется механизм определения оборотной кассовой наличности и предоставление бюджетного кредита.

Оборотная кассовая наличность – сумма средств бюджета сверх предусмотренных расходов за счет остатков средств на начало планируемого финансового года и доходов бюджета текущего года, используемая в течение года на покрытие временных кассовых разрывов, восстанавливаемая к концу текущего года в размере, установленном при утверждении бюджета.

Бюджетный кредит – бюджетные средства, предоставляемые из вышестоящего бюджета нижестоящему бюджету, а также из республиканского бюджета бюджету государственного внебюджетного фонда или из бюджета государственного внебюджетного фонда республиканскому бюджету на возвратной основе.

§ 28. Дефицит бюджета и источники его финансирования

В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации размер дефицита федерального бюджета утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период и не может превышать размер ненефтегазового дефицита федерального бюджета. При этом ненефтегазовый дефицит федерального бюджета не может превышать 4,7 процента прогнозируемого в финансовом году валового внутреннего продукта .

Размер дефицита бюджета субъекта Российской Федерации, утвержденный законом субъекта Российской Федерации о бюджете на соответствующий год, не может превышать 15 процентов общего годового объема доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета утвержденного размера безвозмездных поступлений.

Для субъекта Российской Федерации, в отношении которого осуществляются меры по контролю за организацией исполнения бюджета или проводится внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджета Счетной палатой Российской Федерации или Федеральной службой финансово-бюджетного надзора, дефицит бюджета не может превышать 10 процентов утвержденного общего годового объема доходов без учета объема безвозмездных поступлений. В случае утверждения законом субъекта Российской Федерации о бюджете в составе источников финансирования дефицита бюджета поступлений от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и снижения средств на счетах по учету средств бюджета дефицит бюджета субъекта Российской Федерации может превышать установленные ограничения в пределах суммы ука-занных поступлений.

Размер дефицита местного бюджета, утвержденный нормативным актом (решением) представительного органа местного самоуправления о бюджете на соответствующий год, не может превышать 10 процентов годового объема доходов местного бюджета без учета утвержденного размера безвозмездных поступлений.

Для муниципального образования, в отношении которого осуществляются меры по контролю за организацией исполнения бюджета со стороны контрольных органов субъекта Российской Федерации дефицит бюджета не должен превышать 5 процентов утвержденного общего годового объема доходов местного бюджета без учета безвозмездных поступлений и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.

Превышение по данным годового отчета об исполнении соответствующего бюджета установленных размеров дефицита бюджетов является нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации и влечет применение мер принуждения, предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Источники финансирования дефицита федерального бюджета делятся на два вида: внутренние и внешние.

К внутренним источникам относятся:

разница между средствами, поступившими от размещения государственных ценных бумаг Российской Федерации, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации, и средствами, направленными на их погашение;

разница между средствами, полученными от возврата бюджетных кредитов за счет средств целевых иностранных кредитов (заимствований), предоставленных внутри страны, и суммой предоставленных внутри страны бюджетных кредитов за счет средств целевых иностранных кредитов (заимствований);

разница между полученными и погашенными Российской Федерацией в валюте Российской Федерации бюджетными кредитами, предоставленными федеральному бюджету другими бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;

разница между полученными и погашенными Российской Федерацией в валюте Российской Федерации кредитами кредитных организаций;

разница между полученными и погашенными Российской Федерацией в валюте Российской Федерации кредитами международных финансовых организаций;

изменение остатков средств на счетах по учету средств федерального бюджета в течение соответствующего финансового года;

иные источники внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета (поступления от продажи акций, находящихся в собственности Российской Федерации, поступления от реализации государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, уменьшенные на размер выплат на их приобретение и др.).

Внешние источники выступают в следующих формах:

разница между средствами, поступившими от размещения государственных займов, которые осуществляются путем выпуска государственных ценных бумаг от имени Российской Федерации и номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, и средствами, направленными на их погашение;

разница между полученными и погашенными Российской Федерацией в иностранной валюте кредитами иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты (заимствования), с учетом средств, перечисленных из федерального бюджета российским поставщикам товаров и услуг на экспорт в счет погашения государственного внешнего долга Российской Федерации, международных финансовых организаций, иностранных юридических лиц;

разница между полученными и погашенными Российской Федерацией в иностранной валюте кредитами кредитных организаций;

иные источники внешнего финансирования дефицита федерального бюджета.

Кредиты Центрального банка Российской Федерации, а также приобретение им государственных и муниципальных ценных бумаг при их размещении не могут быть источниками финансирования дефицита соответствующего бюджета.

Утвержденный федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период общий объем источников финансирования дефицита федерального бюджета, не связанных с использованием средств Резервного фонда, не может превышать 1 процент прогнозируемого валового внутреннего про-дукта (ВВП), указанного в соответствующем федеральном законе о федеральном бюджете. Однако это ограничение может быть превышено на сумму бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации, не использованных в отчетном финансовом году.

Финансирование дефицита бюджета субъектов Российской Федерации осуществляется также за счет внутренних и внешних источников, а местных бюджетов только за счет источников внутреннего финансирования.

В целях преодоления дефицита бюджета и обеспечения сбалан-сированности федерального бюджета в его структуре образуются Резервный фонд и Фонд национального благосостояния. Формирование этих фондов осуществляется за счет нефтегазовых доходов федерального бюджета, которые состоят из поступлений от уплаты:

налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (нефть, газ горючий природный, газовый конденсат);

вывозных таможенных пошлин на нефть сырую;

вывозных таможенных пошлин на газ природный;

вывозных таможенных пошлин на товары, выработанные из нефти.

Резервный фонд представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учету и управлению в целях осуществления нефтегазового трансферта в случае недостаточности нефтегазовых доходов для его финансового обеспечения. Нефтегазовый трансферт — это часть средств федерального бюджета, используемая для финансирования ненефтегазового дефицита бюджета за счет нефтегазовых доходов. Ненефтегазовый дефицит возникает при превышении расходов федерального бюджета в соответствующем финансовом году над объемом доходов без учета нефтегазовых доходов федерального бюджета и доходов от управления средствами Резервного фонда и Фонда будущих поколений.

Резервный фонд формируется за счет нефтегазовых доходов в объеме, превышающем утвержденную величину нефтегазового трансферта при условии, что накопленный объем фонда не превышает его нормативной величины и доходов от управления средствами Резервного фонда. Так, объем нефтегазового трансферта на 2009 год утвержден в сумме 2,1 трлн рублей, а нормативная величина Резервного фонда в сумме 3,9 трлн рублей . Федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период может быть предусмотрено использование средств фонда на досрочное погашение государственного внешнего долга Российской Федерации. При этом Министерству финансов Российской Федерации предоставлено право в ходе исполнения федерального бюджета использовать средства Резервного фонда на финансовое обеспечение нефтегазового трансферта в случае недостаточности для его осуществления фактически поступивших в отчетном периоде текущего финансового года нефтегазовых доходов федерального бюджета. Внесение изменений в федеральный закон о федеральном бюджете в этом случае не требуется.

Фонд национального благосостояния представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учету и управлению. Формируется Фонд национального благосостояния за счет нефтегазовых доходов в объеме, превышающем утвержденный на соответствующий финансовый год объем нефте-газового трансферта , в случае если накопленный объем средств фонда достигает или превышает его нормативную величину, а также доходы от управления средствами фонда.

Целью управления средствами Резервного фонда является обеспечение сохранности его средств и стабильного уровня доходов от его размещения в долгосрочной перспективе. При управлении средствами указанного фонда в целях обеспечения стабильного уровня доходов от его размещения в долгосрочной перспективе допускается возможность получения отрицательных финансовых результатов в краткосрочном периоде. Управление средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния осуществляется Министерством финансов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Отдельные полномочия по управлению средствами Резервного фонда могут осуществляться Центральным банком Российской Федерации, а Фонда национального благосостояния — Центральным банком Российской Федерации и специализированными финансовыми организациями в соответствии с договорами, заключаемыми Минфином России в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Средства резервного фонда могут размещаться в иностранную валюту и следующие виды финансовых активов, номинированных в иностранной валюте:

долговые обязательства иностранных государств и иност-ранных государственных агентств;

долговые обязательства международных финансовых организаций в виде ценных бумаг;

депозиты в иностранных банках и кредитных организациях.

Все средства нефтегазовых доходов федерального бюджета, Резервного фонда и Фонда национального благосостояния учитываются на отдельных счетах по учету средств федерального бюджета, открытых Федеральным казначейством в Центральном банке Российской Федерации. Операции с нефтегазовыми доходами федерального бюджета, а также со средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния отражаются в отчете об исполнении федерального бюджета. Министерство финансов Российской Федерации ежемесячно публикует сведения о поступлениях и использовании нефтегазовых доходов федерального бюджета, величине активов Резервного фонда и Фонда национального благосостояния на начало отчетного месяца, зачисление средств в указанные фонды, их размещении и использовании в отчетном месяце.

Превышение доходов над расходами при исполнении бюджета называется профицитом бюджета. Однако в соответствии с принципом сбалансированности бюджетов федеральный бюджет, бюд-жеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты должны составляться и утверждаться без профицита. Если в ходе исполнения бюджета профицит все же возникает, то дополнительно полученные доходы направляются в первую очередь на погашение долговых обязательств и иные цели в соответствии с законом (решением) о бюджете.

За последние годы в Российской Федерации бюджет принимается с профицитом1. Это в первую очередь связанно с увеличением доходов от продажи нефти и газа в связи с резким ростом их цены на мировом рынке . В Федеральном законе «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» превышение доходов над расходами утверждено в сумме 74,1 млрд в 2008 году, в сумме 14,2 млрд рублей в 2009 году, а в 2010 году прогнозируется достичь равенства общего объема доходов и расходов.

Контрольные вопросы и задания

Назовите основные виды доходов бюджетов.

Каковы полномочия федеральных органов власти по формированию доходов?

Что включается в состав доходов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований?

На основе чего возникают расходные обязательства?

В каких видах осуществляются расходы бюджетов?

Перечислите основные формы межбюджетных трансфертов.

Каковы цели создания и виды резервных фондов?? — Раскройте понятия «дефицит» и «профицит» бюджета.

В каком размере устанавливается дефицит бюджета?

Каковы источники финансирования дефицита федерального бюджета?

Назовите цели создания и порядок использования средств Резервного фонда и Фонда будущих поколений.

Смотрите еще:

  • Компенсация за снос жилья Компенсация за снос частного дома Какая компенсация полагается собственнику приватизированного частного дома в случае его изъятия или сноса? Собственнику могут быть предоставлены следующие […]
  • Исковое заявление о взыскании денежных средств образец в арбитражный суд Исковое заявление о взыскании денежных средств образец в арбитражный суд Автострахование Жилищные споры Земельные споры Административное право Участие в долевом […]
  • Ст 381 гк рф судебная практика Ст 381 гк рф судебная практика Автострахование Жилищные споры Земельные споры Административное право Участие в долевом строительстве Семейные споры […]
  • Гк рф ст 331 Гк рф ст 331 Автострахование Жилищные споры Земельные споры Административное право Участие в долевом строительстве Семейные споры Гражданское право, ГК РФ […]
  • Как написать сопроводительное письмо в налоговую образец Сопроводительное письмо в налоговую Сопроводительное письмо в налоговую - это пояснительная записка к уточненной декларации по НДС, а также другим документам, отправленным в налоговую […]
  • Как продать машину в гта криминальная россия по сети Как в САМП продать машину? В жизни любого человека может возникнуть ситуация, когда срочно нужны деньги, и, как следствие, приходится пожертвовать каким-либо движимым или недвижимым […]
Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии запрещены.