Правовая защита государственной тайны в российской федерации

Закон РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-I «О государственной тайне» (с изменениями и дополнениями)

Закон РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-I
«О государственной тайне»

С изменениями и дополнениями от:

6 октября 1997 г., 30 июня, 11 ноября 2003 г., 29 июня, 22 августа 2004 г., 1 декабря 2007 г., 18 июля 2009 г., 15 ноября 2010 г., 18, 19 июля, 8 ноября 2011 г., 21 декабря 2013 г., 8 марта 2015 г., 26 июля 2017 г., 29 июля 2018 г.

См. комментарии к настоящему Закону

См. комментарии к преамбуле настоящего Закона

Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации.

Президент Российской Федерации

Москва, Дом Советов России

21 июля 1993 года

Закон регулирует отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности РФ.

Положения Закона обязательны для исполнения на территории РФ и за ее пределами органами представительной, исполнительной и судебной властей, МСУ, предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, должностными лицами и гражданами РФ, взявшими на себя обязательства либо обязанными по своему статусу исполнять требования законодательства РФ о государственной тайне.

Под государственной тайной понимаются защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ.

Определены полномочия органов государственной власти и должностных лиц в области отнесения сведений к государственной тайне и их защиты. Самостоятельный раздел Закона закрепляет перечень сведений, которые могут быть отнесены к государственной тайне.

Засекречивание сведений и их носителей — это введение для сведений, составляющих государственную тайну, ограничений на их распространение и на доступ к их носителям. Оно осуществляется в соответствии с принципами законности, обоснованности и своевременности. Определены сведения, не подлежащие засекречиванию (о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, преступности и др.).

Устанавливаются три степени секретности и соответствующие этим степеням грифы секретности для носителей сведений: «особой важности», «совершенно секретно» и «секретно».

Отнесение сведений к государственной тайне осуществляется в соответствии с их отраслевой, ведомственной или программно-целевой принадлежностью руководителями органов государственной власти в соответствии с Перечнем должностных лиц, наделенных полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, утверждаемым Президентом РФ. Для осуществления единой государственной политики в области засекречивания сведений межведомственная комиссия по защите государственной тайны формирует Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне.

Рассмотрены вопросы ограничения прав собственности предприятий, учреждений, организаций и граждан РФ на информацию в связи с ее засекречиванием, порядка засекречивания сведений и их носителей, реквизитов носителей сведений, составляющих государственную тайну.

Законом регламентирован и порядок рассекречивания сведений и их носителей — снятия ранее введенных ограничений на распространение сведений, составляющих государственную тайну, и на доступ к их носителям. Основаниями для рассекречивания сведений являются: взятие на себя РФ международных обязательств по открытому обмену сведениями, составляющими в РФ государственную тайну; изменение объективных обстоятельств, вследствие которого дальнейшая защита сведений, составляющих государственную тайну, является нецелесообразной. Закреплены положения о распоряжения сведениями, составляющими государственную тайну.

Определены органы защиты государственной тайны. Допуск должностных лиц и граждан РФ к государственной тайне осуществляется в добровольном порядке. Допуск лиц, имеющих двойное гражданство, лиц без гражданства, а также лиц из числа иностранных граждан, эмигрантов и реэмигрантов к государственной тайне осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.

Устанавливается три формы допуска к государственной тайне: к сведениям особой важности, совершенно секретным или секретным. Наличие у должностных лиц и граждан допуска к сведениям более высокой степени секретности является основанием для доступа их к сведениям более низкой степени секретности.

Определены основания для отказа в допуске к государственной тайне, условия прекращения допуска. Рассмотрены вопросы ограничения прав лиц, допущенных или ранее допускавшихся к государственной тайне, организации доступа к таким сведениям и ответственности за нарушение законодательства о государственной тайне.

Средства защиты информации должны иметь сертификат, удостоверяющий их соответствие требованиям по защите сведений соответствующей степени секретности. Координация работ по организации сертификации средств защиты информации возлагается на межведомственную комиссию по защите государственной тайны.

Финансирование деятельности органов государственной власти, бюджетных предприятий, учреждений и организаций и их структурных подразделений по защите государственной тайны осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов, а остальных предприятий, учреждений и организаций — за счет средств, получаемых от их основной деятельности при выполнении работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну.

За обеспечением защиты государственной тайны предусмотрены парламентский, межведомственный и ведомственный контроль, а также прокурорский надзор.

Закон РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-I «О государственной тайне»

Настоящий Закон вводится в действие с момента его опубликования, за исключением положений части первой статьи 17 и части первой статьи 27 настоящего Закона о предоставлении предприятиям, учреждениям и организациям лицензий на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, которые вводятся в действие не позднее 1 января 1995 г.

Текст Закона опубликован в «Российской газете» от 21 сентября 1993 г. N 182, в газете «Российские вести» от 30 сентября 1993 г. N 189, в «Ведомостях Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации» от 21 сентября 1993 г. N 38 ст. 1480

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 256-ФЗ

Изменения вступают в силу с 10 августа 2018 г.

Федеральный закон от 26 июля 2017 г. N 193-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2018 г.

Федеральный закон от 8 марта 2015 г. N 23-ФЗ

Изменения вступают в силу с 15 сентября 2015 г.

Федеральный закон от 21 декабря 2013 г. N 377-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 8 ноября 2011 г. N 309-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2012 г.

Федеральный закон от 19 июля 2011 г. N 248-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 августа 2011 г.

Федеральный закон от 15 ноября 2010 г. N 299-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 18 июля 2009 г. N 180-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 318-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 294-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 11 ноября 2003 г. N 153-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении трех месяцев со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 июня 2003 г. N 86-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2003 г

Федеральный закон от 6 октября 1997 г. N 131-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2018. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

11.2. Правовые основы защиты государственной тайны

В соответствии с Федеральным законом от 20.02.95 г. № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» вся документированная информация делится на открытую и информацию с ограниченным доступом.

Под информацией с ограниченным доступом понимается информация, доступ к которой ограничен в соответствии с законом с целью защиты прав и законных интересов субъектов права на тайну.

Она, в свою очередь, подразделяется на государственную тайну и конфиденциальную информацию.

В перечень сведений конфиденциального характера входит шесть видов информации, утвержденных Указом Президента РФ от 6.03.97 г. № 188 «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера»:

1) персональные данные – сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность, за исключением сведений, подлежащих распространению в средствах массовой информации в установленных федеральными законами случаях;

2) тайна следствия и судопроизводства;

3) служебная тайна – служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с ГК РФ и федеральными законами;

4) профессиональная тайна – сведения, связанные с профессиональной деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами (врачебная, нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений и т.д.);

5) коммерческая тайна – сведения, связанные с коммерческой деятельностью, доступ к которым ограничен в соответствии с ГК РФ и федеральными законами;

6) сведения о сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации информации о них.

Государственная тайна – это защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации.

Перечень сведений, составляющих государственную тайну – это совокупность категорий сведений, в соответствии с которыми сведения относятся к государственной тайне и засекречиваются на основаниях и в порядке, установленных федеральным законодательством.

Этот перечень закреплен в ст. 5 Федерального закона «О государственной тайне» № 5485-I от 21.07.93 г. (в ред. от 29.06.2004 г.). При этом на основании ст. 7 этого же закона из данного перечня исключаются следующие сведения, которые не подлежат отнесению к государственной тайне и засекречиванию:

1) о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях;

2) состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства и преступности;

3) привилегиях, компенсациях и льготах, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам, предприятиям, организациям;

4) фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина;

5) размерах золотого запаса и государственных валютных резервах РФ;

6) состоянии здоровья высших должностных лиц РФ;

7) фактах нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами.

Государство в отношении сведений, составляющих государственную тайну, имеет право:

1. Устанавливать степень секретности информации и гриф секретности носителей этих сведений в соответствии со степенью тяжести возможного ущерба в случае их распространения:

¨ особой важности (ОВ) – ущерб интересам Российской Федерации;

¨ совершенно секретно (СС) – ущерб интересам министерства (ведомства) или отрасли экономики;

¨ секретно (С) – ущерб интересам предприятия, учреждения или организации.

2. Рассекречивать сведения, составляющие государственную тайну.

3. Разрешать и прекращать допуск граждан, должностных лиц, предприятий, учреждений и организаций к государственной тайне с ограничением их прав и законных интересов в установленном законом порядке.

Допуск к государственной тайне – это процедура оформления права граждан на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, а предприятий, учреждений и организаций – на проведение работ с использованием таких сведений.

4. Разрешать доступ лиц, имеющих допуск к государственной тайне, к конкретным сведениям, составляющим государственную тайну.

Доступ к государственной тайне – это санкционированное полномочным должностным лицом ознакомление конкретного лица со сведениями, составляющими государственную тайну.

5. Ограничивать право собственности российских предприятий, учреждений, организаций и граждан РФ на информацию в связи с ее засекречиванием.

6. Распоряжаться сведениями, составляющими государственную тайну (передавать другим государственным органам РФ, предприятиям, учреждениям, организациям, а также другим государствам).

7. Требовать соблюдения законодательства о государственной тайне от органов государственной власти, предприятий, учреждений или организаций, их должностных лиц и граждан РФ.

8. Требовать обязательной сертификации средств защиты информации на соответствие требованиям защиты сведений определенной степени секретности (проводят Гостехкомиссия при Президенте РФ, ФСБ, МО РФ).

9. Требовать привлечения к ответственности лиц, виновных в нарушении законодательства о государственной тайне.

Режим государственной тайны

Кидяева Дарья Сергеевна,студент1 курсаОренбургского государственного университета г. Оренбурга[email protected]

Режим государственной тайны

Аннотация.Вданной научной статье рассмотреназащита охраняемой законом государственной тайны, раскрываютсяпонятиягосударственная тайна, режим государственной тайны,а также иные сведения, отнесенные к данной теме.Перечисляются законодательные и нормативные правовые основы регулирования отношений в области защиты государственной тайны. Ключевые слова:государственная тайна, режим государственной тайны, защита государственной тайны, Межведомственная комиссия.

Одним из наиболее охраняемых объектов в современном государстве является информация. Существует множество способов ее правовой защиты, в числе которых выступает институт тайны. В рамках этого института особой значимостью обладает государственная тайна. Ейуделяется повышенное внимание, т.к. ее разглашение наносит огромный ущерб национальной безопасности государства. Охрана государственной тайны является средством обеспечения суверенитета любого государства и напрямую связана с его функциями и интересами, поэтому правовое регулирование государственной тайны требует глубокого теоретического осмысления.Объектом тайны является не любая информация, а лишь обладающая свойством конфиденциальности или ограниченного доступа.Конфиденциальные сведения, по сути, представляют собой доверительные сведения, не подлежащие огласке, доступ к которым ограничивается в соответствии с законодательством, при этом конфиденциальность сведений определяет и доверяет посторонним лицам сам владелец этих сведений. Причиной актуальности данной темы является необходимость модернизации нормативноправового регулирования данного вопроса для повышения эффективности защиты информации, составляющей государственную тайну, в виду возможности нанесения непоправимого ущерба Российской Федерации в случаи ее разглашения.Согласно Закону РФ от 21.07.1993 г. № 54851(ред. От 08.03.2015) «О государственной тайне» государственную тайну составляют защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативнорозыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации.Одним из приоритетных направлений государственной политики в сфере государственной безопасности было и остается укрепление конституционноправовых основ защиты сведений, составляющих государственную тайну.Правовой основой режима государственной тайны являются Конституция РФ, Закон «О безопасности»; Закон «О государственной тайне»; Указ президента «Об утверждении перечня сведений отнесенных к государственной тайне»; Положение«О сертификации средств защиты»; ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»; Положение «О государственной системе защиты информации в РФ от иностранных технических разведок и от ее утечкипо техническим каналам»; Положение «О лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны»; Постановление Правительства РФ «О предоставлении социальных гарантий гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны».Какие сведения стоит засекречивать, самостоятельно решают органы государственной власти и учреждения, получившие эти сведения. Перечень сведений содержится в УказеПрезидента РФ от 30.11. 1995 (ред. 17.04.2017) N 1203 «Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне».К ним относят:1.Сведения в военной области2.Сведения в области экономики, науки и техники3.Сведения в области внешней политики и экономики4.Сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативноразыскной деятельности, в области противодействия терроризму и обеспечения безопасности лиц, в отношении которых принято решение о применении мер государственной защиты.Основным критерием отнесения сведений к государственной тайне является необходимость обеспечения обороны,безопасности государства.Согласно ст.8 Федерального Закона «О государственной тайне» установлено три степени секретности сведений, составляющих государственную тайну, и соответствующие этим степеням грифы секретности для носителей указанных сведений: «особой важности», «совершенно секретно» и «секретно».Основным критерием при отнесении сведений к тому или иному грифу секретности служит степень тяжести ущерба, который может быть нанесен безопасности Российской Федерации вследствие распространения указанных сведений.Правила отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности утверждены Постановлением Правительства РФ.Данные Правила являются обязательными для исполнения органами государственной власти, руководители которых наделены полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, при разработке ими развернутого перечня сведений, подлежащих засекречиванию.Одновременно, Закон от 21.07.1993(ред. От 08.03.2015) «О государственной тайне» предусматривает перечень сведений, которые не могут быть отнесены к государственной тайне, если при этом будут сужаться содержание и объем конституционных прав и свобод человека и гражданина, причиняться вред здоровью и безопасности населения:—о состоянии окружающей среды, о качестве пищевых продуктов и предметов быта;—об авариях, катастрофах, опасных явлениях и других чрезвычайных событиях, которые произошли или могут произойти и угрожают безопасности граждан;—о состоянии здоровья населения, его жизненном уровне, включая питание, одежду, жилье, медицинское обслуживание и социальное обеспечение, а также о социальнодемографических показателях, состоянии правопорядка, образования и культуры населения;—о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина;—о незаконных действиях органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц;—иная информация, которая в соответствии с законами и международноправовыми договорами не может быть засекречена.При раскрытии режима государственной тайны нельзя обойти стороной защиту сведений, представляющих собой государственную тайну. Каждая страна тщательно оберегает свои секреты от внимания потенциальных противников и конкурентов. Для этих целей в государстве создаются специальные органы, в компетенции которых разработка порядка и правил обращения со сведениями ограниченного доступа, организации проверок и допуска лиц к ним.Защита государственной тайны наиболее важное направление деятельности государственныхорганов, требующих для обеспечения и защиты безопасности страны и ее граждан значительные бюджетные средства. За понятием «государственная тайна» стоят огромные финансовые активы, труд множества поколений учёных, научноисследовательских институтов, экспериментальных баз и многое другое.Средства защиты информации должны иметь сертификат, удостоверяющий их соответствие требованиям по защите сведений соответствующей степени секретности. Организация сертификации средств защиты информации возлагается на Государственную техническую комиссию при Президенте РФ, Федеральную службу безопасности РФ, Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте РФ, Министерство обороны РФ. Также нужно немного сказать о системе защиты. Система защиты государственной тайны совокупность органов защиты государственной тайны, используемых ими средств и методов защиты сведений, составляющих государственную тайну, и их носителей, а также мероприятий, проводимых в этих целях. Все эти компоненты часто в литературе укладываются в понятие «административно правовой режим».Для проведения работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну необходима лицензия. Она выдается на основании результатов специальной экспертизы предприятия, учреждения, организации и государственной аттестации их руководителей, ответственных за защиту сведений.

В ст.20 Федерального Закона «О государственной тайне»к органам, непосредственно обязанным защищать государственную тайну, относят Межведомственную комиссию по защите государственной тайны;органы федеральной исполнительной власти (Федеральная служба безопасности Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации), Служба внешней разведки Российской Федерации, Федеральная служба по техническому и экспортному контролю и их органы на местах;органы государственной власти, предприятия, учреждения и организации и их структурные подразделения по защите государственной тайны.Межведомственная комиссия по защите государственной тайны является коллегиальным органом, регулирующим деятельность органов государственной власти по защите государственной тайны в интересах разработки и выполнения государственных программ, нормативных и методических документов, обеспечивающих реализацию законодательства Российской Федерации о государственной тайне. Функции данной комиссии по защите государственной тайны и ее полномочия реализуются в соответствии с Положением о межведомственной комиссии по защите государственной тайны, утверждаемым Президентом Российской Федерации.Режим секретности (специальный административноправовой режим охраны государственной тайны) в органах власти обеспечивается специальными отделами, которые осуществляют хранение документации, защиту информационных систем и средств связи.Ответственность за организацию защиты сведений, составляющих государственную тайну, в органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях и организациях возлагается на их руководителей.

Контроль надобеспечением защиты государственной тайны осуществляют Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации в пределах полномочий, определяемых Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами. Надзор за соблюдением законодательства при обеспечении защиты государственной тайны и законностью принимаемых при этом решений осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры. Система защиты государственной тайны включает в себя в качестве необходимого компонента и такую процедуру как допуск должностных лиц и граждан к государственной тайне (статья 21 Закона «О государственной тайне»)Допуск должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне осуществляется в добровольном порядке.

Заинтересованные лица подают заявления в компетентные органы, прилагая к ним необходимые документы. Властные субъекты проверяют, нет ли оснований для отказа (наличие судимости за тяжкое преступление, медицинских противопоказаний, постоянное проживание заявителя или его близких родственников за границей и др.). Допуск лиц, имеющих двойное гражданство, лиц без гражданства, а также лиц из числа иностранных граждан, эмигрантов и реэмигрантов к государственной тайне осуществляется в исключительно разрешительномпорядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.Допуск не разрешается, если лицо уклоняется от проверочных мероприятий, сообщает заведомо ложные анкетные данные. С учетом результатов проверочных мероприятийруководитель организации принимаетрешение о допуске или об отказе в нем. При положительном решении определяется одна из трех форм допуска, соответствующая трем степеням секретности.Лица, допущенные к государственной тайне, становятся носителями специального административноправового статуса, который включает ряд специальных обязанностей и прав. Допуск предполагает, в частности, принятие гражданами на себя обязательств по нераспространению доверенных им сведений, составляющих государственную тайну; письменные согласия на проведение в отношении их полномочными органами проверочных мероприятий; определение видов, размеров и порядка предоставления льгот, ознакомление с нормами законодательства Российской Федерации о государственной тайне, предусматривающими ответственность за его нарушение.Допуск связан с согласием лица на частичное, временное ограничение права выезда за границу.За работу со сведениями, составляющими государственную тайну, лица, допущенные к ней на постоянной основе, получают ежемесячно процентную надбавку к должностному окладу в зависимости от степени секретности сведений.А сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны производится ежемесячная надбавка за стаж работы в этих подразделениях в размере:10% –при стаже работы от 1 до 5 лет;15%–при стаже работы от 5 до 10 лет;20 % –при стаже работы свыше 10 лет.Допуск должностного лица, гражданина к государственной тайне может быть прекращен по решению руководителя органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации в связи с проведением организационноштатных мероприятий (сокращения штатов, ликвидации, организации и т. д.), а также даже за однократное нарушение лицом взятых на себя обязательств по соблюдению режима секретности.Прекращение допуска является дополнительным основанием для расторжения с гражданином трудового договора (контракта), но не освобождает его от взятых обязательств по неразглашению сведений.В соответствие со ст. 27 Закона Российской Федерации №54851 «О государственной тайне» допуск организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну,осуществляется путем получения ими лицензий на право проведения работ со сведениями соответствующей степени секретности.Все организации, в автоматизированных системах которых обрабатывается и хранится информация, относящаяся к сведениям, составляющим государственную тайну, при выборе технических средств защиты государственной тайны, должны помимо технических характеристик средств защиты, руководствоваться наличием у технических средств защиты государственной тайны сертификатов ФСТЭК России и ФСБ России.На сегодняшний день отсутствие методик расчёта ущерба приводит к незащищённости государственной тайны. Одним из основных квалифицирующих признаков таких преступлений, как государственная измена и шпионаж, является наличие ущерба, определить которых в настоящее время не представляется возможным. За нарушения законодательства в области защиты государственной тайны установлена уголовная ответственность. Выявление каналов утечки и лиц, причастных к такому роду деятельности, осуществляется Федеральной службой безопасности. В Вооруженных силах задачи по защите государственной тайны решаются особыми отделами военной контрразведки, которые имеются во всех воинских частях и гарнизонах.Итак, в целом можно заключить, что система защиты государственной тайны в Российской Федерации сформирована, в первую очередь речь идет о нормативной ее базе. Приняты законы о государственной тайне, о безопасности, на основе и с соблюдением конституционных норм и норм ратифицированных международных договоров, а также ряд других подзаконных актов. Для успешного развития государства, если рассматривать отдельно государственную тайну, необходимо совершенствовать механизмы защиты этой информации от третьих лиц для укрепления и сохранения своего суверенитета.

Ссылки на источники1.Конституция Российской Федерации 1993 года. Принята всенародным голосованием (12.12.1993) «Российская газета», N 237, 25.12.1993;2.Федеральный закон «О государственной тайне» (в ред. От 08.03.2015№54851ФЗ).

3.Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195ФЗ (принят ГД ФС РФ 20.12.2001) (ред. от 03.04.2017) // Первоначальный текст документа опубликован в изданиях «Российская газета», N 256, 31.12.2001;4.Постановление Правительства РФ от 18 сентября 2006 г.N 573 «О предоставлении социальных гарантий гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны»5.Гатагонова Р. М. Становление и развитие института защиты государственной тайны России // Бизнес в законе. 2010 № 56.Вопросы Межведомственной комиссии по защите государственной тайны: Указ Президента РФ от 6 окт2004 г. №1286 // Рос. Газ.2004.8 окт.

Защита государственной тайны в Российской Федерации на современном этапе ее развития

(Мальцев В. А.) («Конституционное и муниципальное право», 2008, N 4) Текст документа

ЗАЩИТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ ЕЕ РАЗВИТИЯ

Мальцев В. А., доцент кафедры конституционного права России и зарубежных стран Воронежского государственного университета, кандидат юридических наук.

Одним из приоритетных направлений государственной политики в сфере государственной безопасности было и остается укрепление конституционно-правовых основ защиты сведений, составляющих государственную тайну. Сложившееся к настоящему времени положение в этой области требует разработки новой концепции обеспечения правовой защиты государственной тайны . В ее рамках необходимо определить оптимальное основание для отнесения информации к содержащей государственную тайну; при этом найти критерии достижения баланса интересов государства, общества и личности в сфере обеспечения ее защиты. ——————————— Под концепцией правовой защиты сведений, составляющих государственную тайну, следует понимать политический документ, отражающий с учетом имеющихся ресурсов и возможностей совокупность официально закрепленных целей, задач, принципов, основных направлений и государственной стратегии в области обеспечения правовой защиты такого рода сведений от внешних и внутренних угроз политического, экономического, военного характера.

Для того чтобы максимально полно (исчерпывающе) выявить потребности в разработке новой концепции правовой защиты государственной тайны в Российской Федерации, необходимо выяснить, каким критериям не отвечает нынешняя концепция и каковы факторы, обусловившие насущную потребность в ее совершенствовании. Ответ на этот вопрос предполагает рассмотрение существенных недостатков и ряда негативных моментов, проявившихся в этой сфере на протяжении двух последних десятилетий. 1. В настоящее время одним из самых серьезных недостатков, весьма затрудняющих процедуру обжалования (оспаривания) нормативных правовых актов, возникающих из публичных правоотношений, связанных с разглашением государственной тайны, является наличие чрезмерно усложненной, иерархической и «закрытой» системы, действующей в отношении сведений, представляющих строго конфиденциальную информацию в интересах государства и общества в целом. Об этом свидетельствует излишне большое количество инстанций, разрабатывающих и согласовывающих перечни такого рода сведений. Как известно, конкретный перечень сведений, составляющих государственную тайну, закреплен в статье 5 Закона РФ «О государственной тайне» от 21 июля 1993 г. N 5485-1 . ——————————— В ред. Федеральных законов от 6 октября 1997 г. N 131-ФЗ, от 30 июня 2003 г. N 86-ФЗ, от 11 ноября 2003 г. N 153-ФЗ, от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ, от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ, с изм., внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ от 27 марта 1996 г. N 8-П, Определениями Конституционного Суда РФ от 10 ноября 2002 г. N 293-О, от 10 ноября 2002 г. N 314-О.

По причине того, что этот перечень носит слишком общий характер, а приведенные в нем сведения являются весьма общими и внутри каждой из их подгрупп содержатся данные различной важности, определяемой величиной ущерба, который может быть нанесен их несанкционированным разглашением, для этих подгрупп трудно установить какую-то определенную степень важности и, следовательно, степень засекречивания. Именно в связи с этим ст. 9 Закона «О государственной тайне» потребовала дальнейшей последовательной детализации перечня сведений, составляющих государственную тайну: «Для осуществления единой государственной политики в области засекречивания сведений, — говорится в ней, — Межведомственная комиссия по защите государственной тайны формирует по предложению органов государственной власти и в соответствии с перечнем сведений, составляющих государственную тайну, Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне. В этом Перечне указываются органы государственной власти, наделяемые полномочиями по распоряжению данными сведениями. Указанный Перечень утверждается Президентом Российской Федерации, подлежит открытому опубликованию и пересматривается по мере необходимости» . ——————————— См.: О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О государственной тайне»: Федеральный закон от 6 октября 1997 г. N 131-ФЗ // СЗ РФ. 1997. N 41. Ст. 4673.

Такой Перечень был утвержден Указом Президента РФ в 1995 г. (затем уточнен в 1998 и 2006 гг.). В него первоначально вошли 87 групп сведений, отнесенных к государственной тайне . ——————————— См.: Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне: Указ Президента РФ от 30 ноября 1995 г. N 1203 // СЗ РФ. 1995. N 49. Ст. 4775.

В Указе Президента РФ от 24 января 1998 г. 6 групп сведений, составляющих государственную тайну и указанных в п. 1 ст. 5 Федерального закона «О государственной тайне» (сведения в военной сфере), были детализированы в виде соответствующих 22 групп сведений, отнесенных к государственной тайне . ——————————— См.: О перечне сведений, отнесенных к государственной тайне: Указ Президента РФ от 24 января 1998 г. N 61 // СЗ РФ. 1998. N 5. Ст. 561.

С 11 февраля 2006 г. вступила в силу новая редакция Указа Президента РФ N 90 «О перечне сведений, отнесенных к государственной тайне». Действующая редакция этого Перечня определяет уже 113 групп сведений, составляющих государственную тайну. Указанный Перечень увеличился за счет чрезмерной детализации и конкретизации сведений, составляющих государственную тайну . ——————————— См. об этом: Спектор Е. И. Комментарий к Закону Российской Федерации «О государственной тайне» (постатейный). М.: ЗАО «Юстицинформ», 2006. С. 47.

Таким образом, произошла первая детализация Перечня сведений, составляющих государственную тайну. Не изменяя масштаба и объема сведений, указанных в статье 5 Закона РФ «О государственной тайне», Указ Президента РФ позволяет представить и выбрать уже более узкие группы сведений, отнесенных к государственной тайне. Тем самым повышается точность и быстрота определения (оценки) величины ущерба для обороны и безопасности страны в случае незаконного рассекречивания незаконопослушными гражданами частных и конкретных сведений, отнесенных к государственной тайне. Однако и после этого группы сведений, указанные в рассматриваемом Перечне, все еще являлись достаточно широкими и не позволяли точно оценить количественную величину ущерба для обороны и безопасности страны от разглашения конкретных частных сведений, составляющих государственную тайну. Поэтому была осуществлена вторая детализация Перечня сведений, составляющих государственную тайну, которая производится, согласно ст. 9 Закона РФ «О государственной тайне» от 6 октября 1997 г., органами государственной власти, руководители которых наделены полномочиями по отнесению указанных сведений к строго конфиденциальным. Этими органами в соответствии с настоящим Перечнем разрабатываются развернутые перечни сведений, подлежащих засекречиванию , которые утверждаются соответствующими руководителями органов государственной власти. ——————————— См.: абзац 5 статьи 9 Закона РФ «О государственной тайне» в ред. от 6 октября 1997 г.

Степень детализации развернутых перечней проявляется в учете ведомственной или отраслевой специфики, что, в свою очередь, позволяет (вследствие достаточно полной информации о деятельности того или иного объекта и характере проводимых на нем работ) оценивать ущерб, причиняемый распространением указанных в них сведений. Экспертная оценка количественных и качественных показателей такого ущерба, наносимого интересам предприятия, учреждения или организации, может осуществляться организацией-владельцем (собственником) указанных сведений или вышестоящим органом в соответствии с вышеупомянутыми нормативно-методическими документами . ——————————— См. об этом: Сумин А. А. Комментарий к Закону РФ «О государственной тайне». М.: Изд-во «НОРМА» (Издат. группа «НОРМА-ИНФРА-М»), 2001. С. 38 — 40.

Отдельные перечни сведений, подлежащих засекречиванию, составляются в рамках целевых программ по разработке и модернизации образцов вооружения и военной техники, опытно-конструкторских и научно-исследовательских работ. Целесообразность засекречивания таких перечней определяется их содержанием . Они утверждаются соответствующими руководителями органов государственной власти. По этой причине в названные перечни не только включаются сведения, полномочиями по распоряжению которыми наделены указанные органы государственной власти, но и устанавливается степень их секретности. ——————————— Например, Приказ Министра обороны РФ от 10 августа 1996 г. N 055 «Об утверждении Перечня сведений, подлежащих засекречиванию исключительно в Вооруженных Силах Российской Федерации».

Указанные выше развернутые перечни сведений, подлежащих засекречиванию, которые утверждаются соответствующими руководителями органов государственной власти, носят закрытый характер. Поэтому рядовые граждане или судебные работники, не ознакомленные с перечнями министерств, ведомств и других субъектов, наделенных правом засекречивания сведений, не могут определить, что есть секрет, а что нет . ——————————— См.: Трунов И., Трунова Л. Правовое регулирование государственной тайны // Юрист. 2002. N 8. С. 13.

А следовательно, прокурорским работникам приходится обосновывать свои обвинения по поводу неопубликованных нормативных актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина. 2. Как недостаток ныне действующей концепции правовой защиты государственной тайны следует отметить и неоднозначное понимание сущности, формы и масштабов понятия «перечень сведений, составляющих государственную тайну». Обращает на себя внимание существующее расхождение формулировок относительно различных видов охраняемых перечней сведений в различных российских законах и нормативных правовых актах. При этом отсутствуют их четкие определения и разграничение между собой понятий (точнее, юридических конструкций): «перечень сведений, составляющих государственную тайну», «перечень сведений, отнесенных к государственной тайне», «перечень сведений, подлежащих засекречиванию». Эти виды перечней сегодня не согласованы (ни по названию, ни по содержанию, ни по форме) с требованиями ст. 275, 276, 283 и 284 УК РФ. Например, в Конституции РФ и УК РФ говорится о перечнях сведений, составляющих государственную тайну. В УК РФ также говорится о «содержащих государственную тайну документах» . ——————————— См.: ч. 4 ст. 29 Конституции РФ. См.: ч. 1 ст. 283 УК РФ. См.: ст. 284 УК РФ.

В Законе РФ «О государственной тайне» (в редакции от 21 июля 1993 г. N 5485-1) упоминаются сведения, которые могут быть отнесены к государственной тайне (ст. 5); Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне, формируемый Межведомственной комиссией по защите государственной тайны и утверждаемый Президентом РФ (ст. 9); развернутые перечни сведений, подлежащих засекречиванию, с установленной степенью их секретности, утверждаемые руководителями органов государственной власти, наделенных Президентом РФ полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне (ст. 9); сведения, не подлежащие засекречиванию (ст. 7). В Законе РФ «О государственной тайне» (в редакции от 6 октября 1997 г. N 131-ФЗ) содержится ст. 5 «Перечень сведений, составляющих государственную тайну»; ст. 7 «Сведения, не подлежащие отнесению к государственной тайне и засекречиванию». Опираясь на словарные дефиниции литературного русского языка, можно сделать вывод, что между понятиями «составляющие», «содержащие», «отнесенные», «подлежащие» и «не подлежащие» существует значительная разница. И поэтому использование данных слов как синонимов (взаимозаменяют друг друга и сближают соответствующие понятия) в различных толкованиях закона не только является нарушением законодательной техники, но и одновременно нарушает право человека на получение достоверной правовой информации. Указанная смысловая аморфность и нескоординированность понятий в различных видах перечней способствует принятию лицами, обвиненными в разглашении государственной тайны, решения о подаче жалобы в Конституционный или Верховный Суды РФ . ——————————— См.: Спектор Е. И. Указ. соч. С. 49 — 50.

3. В качестве еще одного недостатка ныне действующей концепции правовой защиты государственной тайны следует отметить отсутствие в российском законодательстве четко и строго установленного числа и круга лиц, которые вправе относить сведения к государственной тайне. Как было отмечено выше, в Российской Федерации присутствует излишне большое количество инстанций, разрабатывающих и согласовывающих перечни сведений, составляющих государственную тайну. В настоящее время это число никем и ничем не ограничено. А это обстоятельство может, в свою очередь, привести к постоянному расширению «арсенала» секретных сведений в стране, его конъюнктурному (в интересах тех или иных групп) увеличению. Распоряжениями Президента РФ Перечень должностных лиц органов государственной власти, наделяемых полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, периодически изменяется и утверждается: а) прежний Перечень, утвержденный распоряжением Президента РФ в 1997 г. , включал 34 должностных лица органов государственной власти ; ——————————— См.: распоряжение Президента РФ от 30 мая 1997 г. N 226-РП // СЗ РФ. 1997. N 22. Ст. 2573 (в редакции распоряжения Президента РФ от 23 июля 1998 г. N 280-РП // СЗ РФ. 1998. N 32. Ст. 3869). См.: Котов Б. А. Юридический справочник руководителя. Тайна. М.: Изд-во «ПРИОР», 1999. С. 30 — 31.

б) новый Перечень, утвержденный распоряжением Президента РФ в 2000 г. , включает в себя уже 39 должностных лиц органов государственной власти . ——————————— См.: распоряжение Президента РФ от 17 января 2000 г. N 6-РП // СЗ РФ. N 4. Ст. 388 (в редакции распоряжения Президента РФ от 26 сентября 2000 г. N 419 // СЗ РФ. 2000. N 40. Ст. 3959). См.: Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства: Комментарий к главе 29 УК РФ. С постатейным приложением нормативных актов и документов / Авт.-сост. А. Ю. Шумилов. М.: Издатель И. И. Шумилова, 2001. С. 114 — 115 (библиотека оперативника (открытый фонд)).

Если следовать количеству должностных лиц органов государственной власти в вышеназванном Перечне должностных лиц, то лишь в период с 1997 по 2001 г. в России существовало уже от 34 до 39 развернутых перечней сведений, подлежащих засекречиванию, и соответственно столько же нормативно-методических документов по оценке количественно-качественной величины ущерба, наносимого незаконным распространением сведений, подлежащих засекречиванию. По понятным причинам своевременное и регулярное следование такому большому количеству перечней… и нормативно-методических документов… не обеспечивается. В настоящее время они неэффективны, ибо существуют только на бумаге в соответствующих министерствах и ведомствах, поэтому, как правило, об их содержании не знают ни следователи, ни прокуроры. Судьи же просто не в силах охватить такой значительный объем засекреченных сведений. Указанное многообразие привело к тому, что не только у граждан, но и у должностных лиц отсутствует реальная возможность ознакомиться со всеми закрытыми перечнями сведений, составляющих государственную тайну. Представляется, что многоуровневая и многоэтапная процедура отнесения сведений к государственной тайне, требующая многих участников, с одной стороны, предоставляет больше гарантий для засекречивания информации, которая относится к государственной тайне с точки зрения ее содержания. Но, с другой стороны, такая динамическая, сложная и «закрытая» от законодательных органов процедура не гарантирует в полной мере гражданской свободы мнения и слова и открытости общественной дискуссии. Кроме того, чрезмерная детализация современного правового регулирования защиты государственной тайны заметно усложняет не только сам этот процесс, но и своевременное пресечение шпионажа в нашей стране. С учетом изложенного представляется целесообразным упростить неоправданно сложную иерархическую процедуру засекречивания всевозможных перечней сведений. Во времена СССР подобных указанным выше трем типам перечней не было. Усложненная же процедура засекречивания сведений с помощью различных перечней приводит к трудностям при обеспечении необходимого в современных условиях баланса интересов личности, государства и общества в сфере обеспечения защиты прав граждан, обороны и государственной безопасности. Вследствие же неэффективного функционирования рассмотренных Перечней «подрывается» сама идея существующей концепции правовой защиты государственной тайны в демократической стране. Чтобы найти более приемлемый вариант процедуры отнесения сведений к государственной тайне, целесообразно обратиться к мировому опыту. Сравнение концепции правового регулирования защиты государственной тайны в России (для ее переходного периода), использующей перечень сведений, составляющих государственную тайну (с последующей его детализацией), и аналогичных концепций в США и ФРГ показывает, что эти страны весьма успешно построили свою защиту государственной тайны без ее конкретизации в Конституции, не применяя в законодательстве конкретного и подробного перечня сведений, составляющих государственную тайну. В этих зарубежных странах используются более широкие критерии степени секретности сведений, составляющих государственную тайну. В качестве примера можно привести «Свод законов США — Титул 18», в главах 37 (параграфы 793 — 795) и 87 (параграф 1905) которого говорится о преступлениях по сбору, передаче или утрате информации оборонного значения и разглашении секретных сведений, отвечающих следующим критериям: 1) отнесенность информации к сведениям об объекте национальной обороны США (корабле, самолете и т. д.); 2) предоставление информации о месте изготовления и технических характеристиках такого рода объекта; 3) попытки приобрести документ о стратегических объектах США; 4) вступление в сговор, подрывающий обороноспособность США; 6) публикация, разглашение или любое иное предание гласности, не имея на то права, «какой-либо» информации, полученной в ходе осуществления своих служебных или должностных полномочий, исследований или расследований, проведенных тем, кто является должностным лицом или служащим Соединенных Штатов, и т. п. Такое толкование в США понятия «государственная тайна» при помощи словосочетания «какой-либо» позволяет подвести под само понятие государственной тайны более широкий круг сведений, чем просто обеспечение национальной (государственной) безопасности. Более широкая трактовка категории безопасности и защиты государственной тайны в законодательстве не только США, но и других зарубежных стран способствует совершенствованию деятельности органов, обеспечивающих безопасность, усилению с их стороны противодействия нанесению ущерба безопасности государств и защите государственной тайны, а также приводит к оптимизации правовой системы для обеспечения обороны и государственной безопасности указанных стран, хотя и вполне может при такой неопределенности ущемлять права граждан. Такая уязвимость системы правового регулирования в сфере государственной безопасности США ставит перед Российской Федерацией насущную задачу выработки собственной оригинальной концепции правовой защиты государственной тайны, учитывающей, безусловно, мировой опыт, но при этом совершенствующей подходы к обеспечению государственной безопасности. 4. Существенным недостатком ныне действующей концепции правового регулирования защиты государственной тайны является отсутствие в России специального органа, занимающегося правовым регулированием обеспечения защиты различных видов тайны и поиском соотношения между ними. Такой орган сегодня крайне необходим, ибо до сих пор не найден четкий ответ на вопрос, кто должен заниматься толкованием положений Закона РФ «О государственной тайне», анализируя отнесение к государственной тайне той или иной информации; при определении отдельных пунктов, составляющих государственную тайну; при определении степени секретности конкретных сведений или их групп, а также структуры самого перечня сведений. К тому же перед судьями регулярно ставится и другой конкретный вопрос: какой вид тайны разгласил тот или иной субъект — государственную, военную, служебную или профессиональную? Ответ на такой вопрос судьи должны знать еще и потому, что им самим не по силам разбираться в вопросе о том, кому, какой и в каком размере был непосредственно нанесен ущерб в результате несанкционированного разглашения тайны: обществу, государству или конкретной личности. Сегодня получить такую помощь судьям не от кого. Если раньше согласно ст. 10 Закона РФ «О безопасности» функции определения приоритетов в защите жизненно важных интересов объекта безопасности, разработки системы правового регулирования отношений в сфере безопасности и установления порядка организации и деятельности органов обеспечения безопасности находились в компетенции органа законодательной власти (в частности, в ведении Верховного Совета Российской Федерации) , то в настоящее время эти функции исключены из полномочий высшего законодательного органа страны. Согласно Указу Президента РФ от 24 декабря 1993 г. N 2288 ряд положений Закона «О безопасности» был признан недействующим и не подлежащим дальнейшему применению, в результате чего были исключены полномочия Верховного Совета РФ по разработке системы правового регулирования в сфере безопасности; был также изъят контроль за деятельностью по обеспечению безопасности со стороны Верховного Совета РФ. ——————————— Согласно ст. 10 Закона РФ «О безопасности» от 5 марта 1992 г. N 2446-1.

Таким образом, решение вопросов защиты государственной тайны в стране находится в компетенции в основном исполнительной власти при недостаточном контроле со стороны российских законодателей. Передача полномочий Верховного Совета РФ по разработке системы правового регулирования в сфере безопасности Администрации Президента РФ не повышает конституционность защиты прав человека, однако в результате такого изменения заметно повышаются полномочия главы государства по делегированию законодательных полномочий в области государственной тайны федеральным органам исполнительной власти. А это приводит к ряду негативных последствий. Учитывая актуальность и важность рассматриваемого вопроса, целесообразно вернуться к прежней практике и включить в число полномочий нынешнего законодательного органа власти (Государственной Думы РФ) такие функции, как разработка системы правового регулирования в сфере безопасности и контроль за деятельностью по обеспечению безопасности. С учетом изложенного предлагается и другой вариант — создать в России орган, который бы координировал законодательство (правовое регулирование) в области защиты государственной тайны и обеспечения обороны и безопасности государства, а также других видов конституционной безопасности (военной, информационной, научной и др.). 5. Серьезный недостаток нынешней концепции правовой защиты государственной тайны — отсутствие официально изданной и общеизвестной методики определения и оценки размеров ущерба, нанесенного безопасности РФ вследствие несанкционированного распространения сведений, составляющих государственную тайну. Дифференцировав понятия «национальная безопасность», «государственная безопасность», «информационная безопасность», «государственная тайна» и др., закон умалчивает о том, как, например, необходимо оценить ущерб, нанесенный безопасности страны разглашением государственной тайны, по какой общеизвестной методике проводить эту оценку, кто и как должен определять параметры этой оценки. В качестве одного из недостатков Закона РФ «О государственной тайне» следует указать на то, что в нем отсутствует закрепление конкретных методик оценки ущерба от разглашения секретных сведений и упущенной выгоды при несанкционированном разглашении конкретных сведений, содержащих государственную тайну. Сегодня такая методика неизвестна даже работникам правоохранительных органов. Немаловажен и вопрос о том, насколько «чувствительна» указанная методика к тому, что конкретно человек разгласил и как разграничить сведения секретные и экологические, секретные и военные и т. п. Не вызывает сомнения и то, что критерии оценки этих сведений должны быть разными. Что касается российских судей, то необходимо отметить, что они, не имея представления о ней, не могут даже пытаться оценить размер ущерба, нанесенного разглашением государственной тайны. Конечно, судьи могли бы обратиться за соответствующей помощью, но о том, к кому именно, Закон умалчивает. Особо актуальна задача создания и закрепления на законодательном уровне соответствующей методики определения ущерба, нанесенного безопасности страны утечкой секретной информации. В настоящее время в Российской Федерации потенциальный (реальный) ущерб от разглашения государственной тайны определяется лишь качественно: существующие нормативно-методические документы не позволяют производить количественную оценку величины ущерба от разглашения сведений, указанных в Перечне сведений, отнесенных к государственной тайне. Это, в свою очередь, не позволяет согласовывать этот ущерб с нормами УК РФ, на основе которых накладываются конкретные санкции. Среди других недостатков, присущих действующему Закону РФ «О государственной тайне», уже называлось наличие в его статье 5 излишне широкого определения различных групп (категорий) сведений, которые составляют государственную тайну. Большой масштаб этих категорий позволяет быстро определить, даже в первом приближении, конкретную группу сведений, составляющих государственную тайну. Однако под каждую такую группу сведений подпадает или может подпасть значительный объем частных сведений, поэтому оценить конкретную величину количественного ущерба для обороны и безопасности всего государства от разглашения конкретных частных сведений, составляющих государственную тайну, в этом случае весьма затруднительно и, как правило, невозможно. Например, нормативно-методические документы, утверждаемые руководителями органов государственной власти, которые наделены полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, и согласованные с Межведомственной комиссией по защите государственной тайны, не позволяют (или мало вероятно, что позволят) учесть вклад в ущерб обороны и безопасности всего государства от таких малых категорий сведений, относящихся к государственной тайне, которые в свое время разгласил А. К. Никитин . ——————————— См. об этом: Мальцев В. А. Государство и информация // Конституционные права в России: дела и решения: Учеб. пособие / Отв. ред. А. Шайо. М.: Институт права и публичной политики, 2002. С. 585 — 694.

В качестве еще одного недостатка процедуры оценки размеров ущерба, нанесенного разглашением государственной тайны, можно отметить то, что указанная процедура сегодня отличается излишней сложностью. В ней задействованы по крайней мере три инстанции: Правительство РФ, руководители органов государственной власти, наделенные полномочиями относить сведения к государственной тайне, и Межведомственная комиссия. В соответствии со ст. 8 Закона «О государственной тайне»: порядок определения размеров ущерба, нанесенного безопасности Российской Федерации, устанавливается Правительством РФ; количественные и качественные показатели этого ущерба определяются в соответствии с нормативно-методическими документами, утверждаемыми руководителями органов государственной власти, наделенных полномочиями относить сведения к государственной тайне; каждый такой документ согласовывается с Межведомственной комиссией по защите государственной тайны. Руководители органов государственной власти, наделенные полномочиями относить сведения к государственной тайне, вряд ли смогут самостоятельно и, самое главное, качественно разработать общедоступные нормативно-методические документы, в соответствии с которыми можно определять количественные и качественные показатели соответствующего ущерба, причем «на все случаи жизни». Вследствие того что методики оценки ущерба от разглашения государственных секретов являются трудоемкими и специфическими (относятся к сфере деятельности конкретной организации) выдача заключений о нанесенном ущербе в отношении лиц, которые нарушили законодательство о государственной тайне, должна производиться специализированными органами (а не адвокатами). 6. В качестве имеющегося недостатка ныне действующей концепции правовой защиты государственной тайны следует назвать и неприемлемость существующей неофициальной методики оценки (определения) размеров ущерба, нанесенного разглашением государственной тайны. В интересах «соблюдения баланса жизненно важных интересов личности, общества и государства и взаимной ответственности их по обеспечению безопасности» граждане должны знать и уметь определять размер ущерба, который может быть ими нанесен безопасности Российской Федерации вследствие несанкционированного распространения ими сведений, составляющих государственную тайну, а также ущерба, наносимого предприятиям, учреждениям и организациям, в связи с засекречиванием информации, находящейся в их собственности. ——————————— См.: статья 5 Закона РФ «О безопасности».

В связи с этим возникает целый ряд обоснованных вопросов: где гражданам можно ознакомиться с документами по определению (оценке) размера потенциального и реального ущерба безопасности Российской Федерации, каков порядок и правила допуска граждан к этим нормативно-методическим документам, имеют ли граждане возможность воспользоваться этими документами, если же не имеют такой возможности, то уменьшает ли это степень их возможной вины? В настоящее время отсутствуют как классификатор, так и конкретные методики расчета ущерба, причиненного преступными посягательствами в сфере защиты государственной тайны, что само по себе приводит, во-первых, к незащищенности самой государственной тайны, а во-вторых, к отсутствию возможности оценить тяжесть последствий и надлежаще квалифицировать деяние . ——————————— См.: Трунов И., Трунова Л. Правовое регулирование государственной тайны // Юрист. 2002. N 8. С. 12.

Относительно официальных документов по определению (оценке) размера потенциального и реального ущерба, нанесенного безопасности Российской Федерации, следует сослаться на п. 3 ст. 4 Зак она РФ «О государственной тайне»: Правительство должно «установить порядок, определение размеров ущерба, наступившего в результате несанкционированного распространения сведений, составляющих государственную тайну, а также ущерба, наносимого собственнику информации в результате ее засекречивания», т. е. определить методики, согласно которым можно рассчитать размер ущерба . Однако Российская Федерация до сих пор не имеет общедоступных документов, в которых были бы представлены методики оценки ущерба от разглашения государственной тайны. ——————————— См.: п. 3 ст. 4 Закона РФ «О государственной тайне» от 21 июля 1993 г. N 5485-1 (в редакции Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О государственной тайне» от 6 октября 1997 г. N 131-ФЗ).

Наряду с этим согласно Правилам отнесения сведений, составляющих государственную тайну к различным степеням секретности , «обоснование необходимости отнесения сведений к государственной тайне с указанием соответствующей степени секретности осуществляется собственниками этих сведений» с определением «количественных и качественных показателей ущерба безопасности Российской Федерации в соответствии с нормативно-методическими документами, утверждаемыми руководителями органов государственной власти, которые наделены полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, и согласованными с Межведомственной комиссией по защите государственной тайны». ——————————— Утв. Постановлением Правительства РФ от 4 сентября 1995 г. N 870.

Однако порядок и правила допуска граждан к этим нормативно-методическим документам также до сих пор не разработаны. Это значит, что гражданин не имеет возможности ознакомиться с этими документами, и, следовательно, отсутствие такой возможности уменьшает степень возможной вины лица, распространившего сведения, составляющие государственную тайну. Таким образом, в настоящее время на практике существует своеобразное противоречие, связанное с тем, что в России имеется специализированный (не общедоступный) подход к оценке ущерба, который наносится разглашением государственной тайны, но отсутствуют общеизвестные критерии и методики оценки этого ущерба, известные гражданам страны. В то же время необходимо признать, что эти методики и не могут быть общедоступными, так как в этом случае разглашается сама государственная тайна. Возникающее противоречие между необходимостью иметь доступ к методикам оценки ущерба и необходимостью запрета на ее разглашение (общедоступной методики) также требует пересмотра существующей концепции (разработки, процедуры) защиты государственной тайны в нашей стране. С учетом того, что в настоящее время в нашей стране отсутствует общедоступная для всех граждан методика оценки ущерба от разглашения государственной тайны, требуется либо изменить УПК РФ в части осуждения преступников, либо поручить разработку качественных и количественных показателей данного ущерба особым компетентным и независимым военно-промышленным экспертам — специалистам в сфере обеспечения защиты государственной тайны или же специализированным военно-промышленным ведомствам (организациям). В связи со сложностью и многообразием методов оценки ущерба от разглашения государственной тайны и отсутствием возможности открытого их опубликования для граждан из-за интересов государства, целесообразно вернуться к прежней практике, в соответствии с которой дела лиц, виновных в разглашении государственной тайны, передавались на рассмотрение военных судов (трибуналов). Таким образом, анализ даже небольшого количества недостатков, существующих в сфере защиты государственной тайны, диктует насущную необходимость оптимизации концепции ее правовой защиты с учетом нынешнего положения России в современном мире.

Смотрите еще:

  • Федеральный закон 183 фз об экспортном контроле Федеральный закон от 18 июля 1999 г. N 183-ФЗ "Об экспортном контроле" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 18 июля 1999 г. N 183-ФЗ"Об экспортном контроле" С изменениями и […]
  • Пмр закон об обязательном страховании Закон Приднестровской Молдавской Республики «О внесении изменения в Закон Приднестровской Молдавской Республики «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев […]
  • Закон о регистрации статья 19 пункт 1 Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ"О государственной […]
  • Фз 131 статья 1 Федеральный закон от 29 декабря 2017 года № 463-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и отдельные […]
  • Уголовный кодекс опубликован в российской газете Федеральный закон от 3 октября 2018 г. № 352-Ф3 "О внесении изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации" Комментарии Российской Газеты Принят Государственной Думой 25 сентября 2018 […]
  • Статья 259 российской федерации Статья 259. Подача заявления о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации Информация об изменениях: Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N […]
Закладка Постоянная ссылка.

Обсуждение закрыто.