Налог на землю земельный участок

Земельный налог 2017: кто, когда и сколько должен заплатить

Использование земли в Украине — платное. Поэтому земельный налог — обязательный платеж, который входит в состав налога на имущество. В этом году его нужно заплатить до 29 августа, времени осталось не так уж много. Об этом сообщает Минфин.

Основной законодательный акт, регулирующий земельные отношения в нашей стране — Земельный кодекс Украины. Порядок уплаты земельного налога (платы за землю, налога на землю) регламентируется Налоговым кодексом Украины. Плательщиками земельного налога являются собственники участков земли (земельных паев или долей), а также землепользователи.

Когда нужно платить

Начисление земельного налога проводится контролирующими (налоговыми) органами. Налоговики до 1 июля должны выдать (отправить) решение-уведомление о необходимости уплаты налога на землю. Граждане должны уплатить земельный налог в течение 60 дней с даты вручения налогового уведомления-решения. То есть земельный налог в 2017 году нужно уплатить до 29 августа текущего года.

В сельской и поселковой местностях плата за землю может осуществляться через кассы сельсоветов по квитанции о принятии налоговых платежей. Если налоговое уведомление-решение не пришло, есть смысл самостоятельно обратиться в налоговую по месту расположения земельного участка.

Что является объектом и базой

Объектом налогообложения являются земельные участки, которые находятся в собственности или постоянном пользовании. Базой обложения земельным налогом является: нормативная денежная оценка (далее — НДО) земельных участков с учетом коэффициента индексации. Если НДО не проведена, то базой налогообложения будет площадь земельных участков.

При этом, согласно п 8 подразд 6 разд ХХ НКУ, индекс потребительских цен за 2016 год, который используется для определения коэффициента индексации НДО земель, применяется со значением:

• для сельхозугодий (пашни, многолетних насаждений, сенокосов, пастбищ и перелогов) — 100 %;

• для земель несельскохозяйственного назначения — 106 %.

То есть для расчета земельного налога на 2017 год к НДО нужно применять следующие коэффициенты:

• для сельхозугодий — 1,0;

• для земель несельскохозяйственного назначения — 1,06.

Ставки земельного налога в 2017 году

Ставки земельного налога устанавливают органы местного самоуправления по местонахождению земельных участков (п 284 1 НКУ).

Следовательно, ставка налога для каждого конкретного земельного участка определяется решением органа местного самоуправления, на территории которого находится этот участок. Решение о ставках земельного налога и предоставленных относительно него льгот подается органу ГФС по местонахождению земельного участка до 25 декабря года, предшествующего отчетному.

Если в указанный срок орган местного самоуправления не принял решение о размере ставок земельного налога, то в текущем году применяются ставки, которые действовали до 31 декабря предыдущего года.

Кто не платит

Право на освобождение от уплаты земельного налога имеют (ст 281 HKУ ):

• инвалиды I и II групп;

• пенсионеры (по возрасту);

• граждане, которые воспитывают троих и более детей возрастом до 18 лет;

• граждане, пострадавшие в результате Чернобыльской катастрофы;

• ветераны войны и граждане, на которых распространяется действие Закона О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты;

Освобождение от уплаты земельного налога для вышеуказанных категорий лиц распространяется только на один земельный участок по каждому из видовземлепользования в пределах граничных норм, а именно:

• ведение индивидуального крестьянского хозяйства — не более 2 га;

• строительство и обслуживание жилого дома, хозяйственных сооружений и строений (приусадебный участок):

— для сел — не более 0,25 га;

— для поселков — не более 0,15 га;

— для городов — не более 0,1 га.

• индивидуальное дачное строительство — не более 0,1 га;

• гаражное строительство — не более 0,01 га;

• садоводческая деятельность — не более 0,12 га.

Освобождение от уплаты земельного налога, начинается с месяца, следующего за месяцем возникновения у плательщика прав на льготу. В случае же утраты права на льготу уплата начинается с месяца, следующего за месяцем утраты этого права. Право на льготу также теряется при передаче участка земли либо отдельных строений, сооружений или их частей, находящихся на данном участке в аренде.

Смотри также — Кто и как должен платить за землю:

Земельный участок (собственный) в садоводческом товариществе

Пoлoжениями cт. 35 Земельного кодекса oпределенo, чтo граждане — члены садоводческого товарищества имeют правo приватизировать земельный участок без сoгласия на тo других членов этoго товарищества.

Земли oбщегo пользования садоводческого товарищества являются егo сoбственностью, к ним oтносятся земельные участки, занятые защитными полoсами, дорогaми, прoездами, зданиями и сooружениями и другими объектами oбщего пользования. Испoльзование земельных участков садоводческих товариществ oсуществляется в сoответствии с закoном и уставами этих товариществ.

Освoбoждение oт уплаты налога за земельные участки, предусмoтренное для сooтветствующей категoрии физических лиц п. 281.1 cт. 281 Налогового кoдекса, распрoстраняется на oдин земельный участoк пo каждoму виду испoльзoвания в границах предельных нoрм, в чаcтнoсти для ведения садоводства — не бoлее 0,12га.

Основаниями для предоставлeния налоговых льгот являются особенности, хaрактеризующие определенную группу налогоплательщиков, вид иx деятельности, объект налогообложения или хaрактер и общественное значение оcуществляемых ими расходoв (п. 30.2 cт. 30 Налогового кодекса).

Еcли земельные участки приватизирoваны гражданaми — членами садоводческого товарищества и кaждый гражданин пoлучил дoкумент, удoстоверяющий право на земельный участок, тaкие граждане, крoме тех, кoму предoставлены льготы пo уплате земельного налога сoгласно cт. 281 Налогового кoдекса, самoстоятельно уплачивают земельный налог в бюджет. Зa земельные участки oбщегo пользования, кoтoрые находятся в сoбственности товарищества, земельный налог в бюджет будeт уплачиваться товариществом.

Статьeй 286 Налогового кoдекса oпределено, что oснованием для начисления земельного налога являютcя данные гoсударственнoгo земельного кадастра.

В сooтветствии с нoрмами cт. 126 Земельного кoдекса документами, удостоверяющими правo собственности или правo пользования землей, являются Гoсударственный акт на право сoбственности на земельный участoк и Государственный акт на правo постояннoгo пoльзования земельным участком.

Следовательнo, еcли собственником земли или пользователeм земельных участков, предоставленныx для ведения садоводства, являетcя садоводческое товарищество и членaми товарищества нe оформлено право на свoй земельный участок, то такoе товарищество и будeт плательщиком земельного налога.

Еcли физическое лицо имеет в сoбственнoсти земельный участок, кoтoрый предoставлен для ведения садоводства и такoй участок удостоверяется Государственным актoм на право собственности, тo в этом случае указаннoе лицо дoлжно самoстoятельно уплатить земельный налог. При этoм нужнo учесть наличие льготы пo уплате земельного налога для даннoй категoрии лиц в соoтветствии сo cт. 281 Налогового кoдекса.

Страницы пo теме Земельный налог (плата за землю), Земельний податок (податок на землю) :

Можно ли избежать уплаты налога на землю?

«ФАКТЫ» уже рассказали своим читателям о двух «имущественных» налогах, квитанции о которых должны быть разосланы до 1 июля: о налоге на автомобили и на недвижимость. Однако у нас есть еще третий «имущественный» налог, который наши сограждане уплачивают каждый год, — налог на землю. И квитанции о его уплате также должны быть разосланы до 1 июля. О том, кто платит налог на землю, на какие земельные участки он распространяется и можно ли избежать его уплаты, «ФАКТАМ» рассказал партнер юридического объединения ID LegalGroup Олег Добровольский.

— Начнем с главного. Кто платит земельный налог?

— Его обязаны платить физические лица, которым принадлежит право собственности на земельные участки.

— Какие именно земельные участки?

— Все паи, которые находятся в собственности физических лиц. Это могут быть участки для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок), земельные участки сельскохозяйственного назначения, для садоводства, для личных сельских хозяйств, огородничества и так далее.

— Относятся ли к объектам, с которых платится налог, дачные участки?

— Да, относятся, и не только дачные. Объектами такого налогообложения являются земельные участки, занятые садовыми и дачными домами физических лиц для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, сенокоса и выпаса скота.

Очень важным условием для определения объекта налогообложения земельным налогом является то, что этот участок находится в собственности такого физического лица.

— А участки земли, на которых стоят обычные дома в селе?

— Применяются те же правила, что и для дачных участков. Это земельные участки для личных сельских хозяйств.

— При каких условиях считается, что земельный участок находится именно «в собственности»? Он должен быть оформлен должным образом?

— Если земельный участок зарегистрирован в Государственном земельном кадастре и имеет кадастровый номер, то считается законодательно оформленным.

— А если участок не оформлен и у него нет номера?

— Действительно, есть такие случаи. Земельные участки, на которые право собственности получено до 2004 года, не имеют кадастрового номера. Но при этом они считаются сформированными в соответствии с Законом Украины «О государственном земельном кадастре».

Отсутствие кадастрового номера говорит о том, что сведения о таком участке не внесены в Государственный реестр земель. Этот недостаток правового режима земельного участка легко исправить, подав соответствующее заявление от имени владельца.

— Какой именно налог платится с земли? По какой ставке?

— Ставка земельного налога устанавливается исключительно решением органа местной власти на территориях, где находятся земельные участки. Однако есть ограничение — она не может быть больше трех процентов от нормативной денежной оценки участка (с учетом коэффициента индексации).

— А как люди узнают, сколько стоит их участок?

— Каждое физическое лицо, которому принадлежит право собственности на земельный участок, вправе получить информацию о своем участке по его кадастровому номеру. Для этого нужно обратиться в центр предоставления административных услуг или заказать выписку в электронном виде о нормативной денежной оценке земли на сайте Госгеокадастра.

Для получения услуги Госгеокадастра физическому лицу необходимо осуществить следующие действия:

  • зайти на вышеупомянутый интернет-адрес;
  • зарегистрироваться в электронном кабинете с помощью электронной почты, электронной цифровой подписи или платежной карты банка (BankID);
  • в окне электронного кабинета «Е-сервисы», в разделе «НДО», заполнить заявку для получения выписки. Обязательно указать кадастровый номер земельного участка, ФИО заявителя, заполнить другие поля формы заявки, дать согласие на обработку персональных данных заказчика и «отправить» заявку.

После обработки запроса на электронный адрес заявителя придет письмо с информацией, как получить заказанную выписку из технической документации НДО.

Услуга предоставляется бесплатно. Срок исполнения — не более трех рабочих дней с даты получения заказа.

— А каким образом контролирующий орган получает информацию о нормативно-денежной оценке земельных участков? Я должна ее самостоятельно предоставить налоговой службе?

— А вот тут у нас произошли изменения — с 1 января 2018 года вступили в силу изменения относительно процедуры получения контролирующими органами информации о нормативной денежной оценке земельных участков.

— Какие именно?

Теперь Государственное агентство земельных ресурсов направляет фискальному органу информацию (в электронном виде) о проведенной нормативно-денежной оценке земельных участков по состоянию на 1 февраля 2018 года. Эту информацию контролирующий орган публикует на своем официальном сайте.

Таким образом, на официальном сайте фискального органа размещается сводная информация о размере установленных ставок земельного налога и нормативной денежной оценке земельных участков на соответствующих территориях.

— Ясно. А если не была проведена нормативная денежная оценка участка?

— В случае, если такая денежная оценка земли отсутствует, базой налогообложения будет площадь земельного участка. Она указана в документе, который подтверждает право собственности на землю: в свидетельстве о праве собственности на недвижимое имущество.

— Так, я совсем запуталась. Кто должен определить, какой земельный налог нужно уплатить человеку — сам человек или фискальная служба?

— Рассчитывают и определяют сумму налога, которую нужно заплатить в бюджет, исключительно контролирующие органы по месту нахождения земельного участка.

— Когда?

Решение об уплате земельного налога направляется контролирующим органом по почте или вручается налогоплательщику по месту его регистрации до 1 июля.

Но я вам хочу сказать, что в связи с внесенными в Налоговый кодекс изменениями с 2018 года физическое лицо — собственник земельного участка освобождается от штрафа и пени за несвоевременную уплату земельного налога, если контролирующий орган не направил либо не вручил решение в срок до 1 июля.

— Понятно. То есть, если мне до 1 июля никаких решений и квитанций не пришло, то это не моя забота?

— С 2018 года — да. В случае, если контролирующий орган не выносит решения об уплате налога или физическое лицо не получает такое решение, ответственность собственника земельного участка действующим законодательством не предусмотрена.

— Тогда очень важным является ответ на вопрос: в каком случае считается, что налоговое решение является врученным?

Нормами действующего законодательства определено, что решение считается врученным физическому лицу в следующих случаях:

  • если решение направлено по месту жительства с уведомлением о вручении;
  • вручено лично физическому лицу или его представителю.

— А если я отказываюсь брать решение?

Есть четкие позиции, которыми определено, когда решение считается врученным физлицу. Если его вручили лично гражданину или его представителю, а также, когда отправили по адресу местожительства с уведомлением о вручении.

Если почта не может вручить такое решение в случае отсутствия владельца по месту жительства или он отказывается принять решение, получать письмо, либо не пришел за письмом в почтовое отделение, то налоговое уведомление-решение все равно считается врученным со дня, отмеченного почтовой службой в уведомлении о вручении с указанием причин невручения.

— Имеет ли право контролирующий орган начислить земельный налог за 2018 год после законодательно определенного срока — после 1 июля 2018 года?

Да. Новшества, вступившие в силу с января 2018 года, предусматривают, что контролирующие органы имеют право начислить физическим лицам, являющимся собственниками земельных участков, земельный налог за 2018 год не позднее 1095 дней (трех лет) от последнего дня предельного срока уплаты земельного налога за 2018 год.

То есть налоговая служба может начислять земельный налог за 2018 год до 1 июля 2021 года.

— Понятно. В какой срок нужно заплатить земельный налог?

— Физическое лицо — собственник земельного участка должен уплатить налог в течение 60 дней со дня вручения решения об уплате.

— А какое наказание предусмотрено для тех, кто не уплатил налог?

— В случае получения решения от контролирующего органа и неуплаты налога в течение 60 дней законодательством предусмотрена ответственность в виде штрафа и пени.

— За какой период будут начислять земельный налог в 2018 году?

— За отчетный 2018-й год.

— То есть наперед?

— А если я заплачу налог в июле, а в августе продам участок?

В случае перехода права собственности на земельный участок в течение 2018 года уплата земельного налога осуществляется двумя владельцами.

Предыдущий платит налог за период с 1 января 2018 года до начала месяца, в котором прекратилось его право собственности на такой участок.

А новый владелец земли должен уплатить налог с того месяца, в котором он приобрел право собственности.

— Но ведь я уже полностью уплачу налог в июле!

— В таком случае предыдущий владелец земли должен предоставить фискальной службе информацию о переходе права собственности на участок.

— А деньги мне вернут? Как?

Предыдущий владелец предоставляет в контролирующий орган оригиналы документов о переходе права собственности на земельный участок. Контролирующий орган в течение десяти рабочих дней проводит перерасчет суммы земельного налога и отправляет или вручает физическому лицу новое налоговое уведомление-решение. Предыдущее же считается отмененным или отозванным. А сумма переплаты по этому налогу должна быть возвращена.

— Допустим, мне не пришло решение до 1 июля, но я очень сознательный гражданин и хочу заплатить налог. Я могу это как-то сделать?

— Да. В случае, когда плательщик не получает решение, или владелец участка имеет право на пользование льготой, либо меняется собственник, то человек вправе обратиться в фискальные органы (по месту нахождения земельного участка) и предоставить соответствующие документы.

— Кстати, а если мне пришло решение по моему участку, но оно не соответствует его площади — вместо шести соток мне посчитали налог на 60 соток?

— В случае выявления несоответствия данных (площадь участка, право на пользование льготой, размер ставки налога, начисленная сумма налога) физическое лицо имеет право обратиться с письменным заявлением в контролирующий орган для проведения сверки данных.

Если контролирующий орган выявляет несоответствия на основании предоставленных к проверке физическим лицом оригиналов документов, то в течение десяти рабочих дней осуществляет перерасчет налога и направляет или вручает новое налоговое решение.

Предыдущее решение считается отмененным.

Кроме того, владелец участка имеет право в административном порядке обжаловать решение в течение 30 дней после получения квитанции.

— А кому предоставляются льготы по уплате земельного налога?

От уплаты земельного налога, в соответствии с законодательством, освобождаются следующие лица:

  • инвалиды первой и второй группы;
  • физические лица, воспитывающие трех и более детей в возрасте до 18 лет;
  • пенсионеры по возрасту;
  • ветераны войны и лица, на которых распространяется действие Закона Украины «О статусе ветеранов войны»;
  • физические лица, пострадавшие вследствие Чернобыльской катастрофы и официально признанные законом.

Очень важно: с 1 января 2018 года было отменено ограничение применения льготы для одного вида участка.

— Что это значит?

А то, что с 2018 года применение льгот распространяется на участки по каждому виду использования в пределах граничных норм. До 2018 года эта льгота касалась только одного участка каждого вида.

Допустим, физическое лицо имеет в собственности два или больше земельных участков одного вида использования, и общая сумма этих участков превышает льготные нормы. В этом случае возникает необходимость самостоятельного выбора того земельного участка, который будет освобожден от уплаты налога на землю.

Рассмотрим на примере.

В собственности у физического лица находится два земельных участка. Целевое назначение одинаковое — для ведения садоводства. Площади участков 0,07 га и 0,08 га. Общая суммарная площадь 0,15 га. В соответствии с Налоговым кодексом, льготная норма для такого вида земельного участка (для ведения садоводства) составляет не более 0,12 га.

Поскольку общая площадь этих двух участков превышает льготные 0,12 га, значит, необходимо выбрать из них (0,07 га или 0,08 га) один, который будет льготным. И предоставить в фискальный орган письменное заявление. Тогда за него не придется платить земельный налог.

Но сделать это нужно было до 1 мая 2018 года.

* Фото Светланы ЕЛШАНСКОЙ, «ФАКТЫ»

Налоговые льготы по земле: после 1 мая их можно потерять

Юристы и налоговики рассказали о новациях 2018 года по уплате земельного налога

До 1 мая 2018 года физлицам-собственникам земли надо успеть проинформировать налоговые органы о выборе земельных участков, для которых будет применяться льгота по уплате земельного налога. Как сообщают в ГФС, те, кто имеет право на льготное налогообложение, должны подать письменное заявление в произвольной форме в контролирующий орган по месту нахождения земельного участка. То же самое необходимо сделать при желании сменить земельный участок для применения льготы.

Кто должен платить

Как известно, земельные отношения в Украине регулируются Земельным кодексом, а плата за нее — Налоговым. С 2015 года плата за землю — это обязательный платеж в составе местного налога на имущество, который взимается в форме земельного налога или арендной платы (если речь идет об участках государственной и коммунальной формы собственности).

Соответственно, платить земельный налог обязаны владельцы земельных участков и земельных долей (паев), а также постоянные землепользователи.

Как рассказал UBR.ua управляющий партнер адвокатского объединения «Suprema Lex», адвокат Виктор Мороз, базой налогообложения является нормативная денежная оценка земли (НДО), с учетом коэффициента индексации, а в случае отсутствия такой оценки — площадь земельных участков.

Размер налога зависит от местонахождения участка, так как ставки утверждают местные власти. Также имеет значение находится ли земельный участок в пределах населенного пункта или за его пределами. Наконец, важно, кто является владельцем земельного надела – физлицо или юрлицо. Свои особенности имеет оплата земельного налога плательщиками единого налога.

Кто имеет право на льготы

В этом году новации коснулись в основном физлиц-владельцев земли. Сами категории лиц, которые могут не платить земельный налог, остались те же (определены в ст.281 НК):

  1. пенсионеры (по возрасту);
  2. инвалиды первой и второй группы;
  3. лица, воспитывающие трех и более детей в возрасте до 18 лет;
  4. ветераны войны и лица, на которых распространяется действие закона о статусе ветеранов войны, то есть и участники АТО;
  5. пострадавшие вследствие Чернобыльской катастрофы.

От уплаты налога также освобождаются владельцы и пользователи земли, которые передали свои участки в аренду сельхозпроизводителям, которые платят единый налог (четвертая группа).

Зато в 2018 году были сняты ограничения по применению такой льготы только для одного участка по каждому из возможных видов использования.

Как пояснил юрист ЮФ ILF Арсен Бучковский, ранее можно было не платить только за один земельный участок по каждому из видов:

  • для ведения личного крестьянского хозяйства — в размере не более 2 га;
  • для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных зданий и сооружений (приусадебный участок): в селах — 0,25 га, в поселках — 0,15 га, в городах — 0,1 га (10 соток);
  • для индивидуального дачного строительства — 0,1 га;
  • для строительства индивидуальных гаражей — 0,01 га;
  • для ведения садоводства — 0,12 га.

Раньше, если во владении у физлица было больше одного участка (даже если они очень маленькие), надо было подать в налоговую заявление и указать, какой из земельных участков будет освобожден от налога.

Теперь же, количество участков, например, для ведения личного крестьянского хозяйства, значения не имеет. Главное, чтобы их общая площадь вписывалась в льготный размер 2 га. Тогда можно не платить за оба участка.

Как получить льготу

Для применения льготы нужно подать в налоговую инспекцию документы, подтверждающие это право льготника: паспорт, пенсионное удостоверение, удостоверение чернобыльца, участника боевых действий и т.д. Причем успеть это сделать до 1 мая 2018 года.

Важная деталь: если есть два участка, например, для дачного строительства (по 0,06 га, или шесть соток), их общая площадь окажется больше льготных 0,1 га. В таком случае придется выбрать, какой из них будет освобожден от уплаты земельного налога.

Если до 1 мая не подать заявление, то в текущем году будут облагаться налогом все земельные участки, находящиеся в собственности, кроме земельного участка, на который подано заявление в предыдущие годы.

Заявление о самостоятельном избрании (или изменении) земельных участков для применения льготы нужно подать в налоговую по месту нахождения земельного участка.

Льгота начинает применяться в том налоговом (отчетном) периоде, в котором подано заявление. Если заявление подано после 1 мая этого года, то льгота начинает применяться со следующего налогового периода. Если у физлица общая площадь однотипных участков вписывается в льготные пределы, то подавать заявление не требуется.

Как платить

Как поясняют в ГФС, плательщики земельного налога освобождаются от его уплаты, начиная со следующего месяца после даты возникновения прав на льготу. Точно так же, в случае утраты права на льготу, уплата налога проводится, начиная с месяца, следующего за месяцем утраты этого права.

При смене собственника земли земельный налог уплачивается предыдущим владельцем за период с 1 января до начала месяца, в котором им были утрачены права собственности, а новым хозяином — начиная с месяца возникновения такого права на данный земельный участок. При этом Налоговая должна выслать налоговое решение-уведомление новому собственнику участка (с расчетом суммы налога), как только получит информацию о переходе прав собственности.

Как рассказал Виктор Мороз, начисление земельного налога для физлиц проводится до 1 июля и присылается в виде налоговых уведомлений. Оплатить налог надо в течение 60 дней со дня вручения такого уведомления (ст.287.5 НК). Доказательством вручения является либо личная расписка налогоплательщика, либо почтовая квитанция установленного образца.

И здесь юристы отмечают еще один важный нюанс. С 2018 года физлица освобождаются от ответственности за несвоевременную уплату налогового обязательства по плате за землю, если налоговый орган не направил (не вручил) налоговое уведомление-решение (закон № 2245-VIII).

Надо также помнить, что письма налоговая направляет по месту прописки плательщика (неважно, живет он там или нет). Поэтому может случиться так, что уведомление отправлено, а плата не получена в срок. Тогда владельца земли ждут штрафы (10% или 20% суммы налогового долга в зависимости от срока задержки) и пени.

Однако, в некоторых разъяснениях региональные подразделения ГФС указывают, что если налоговое уведомление-решение не вручено физлицу или отправлено письмом без уведомления о вручении, то контролирующий орган начисляет плательщику сумму земельного налога без применения штрафных санкций и пени. Такое же разъяснение содержится в подкатегории 112.07 системы «ЗІР».

Если вы не согласны с размером налога или чтобы узнать размер насчитанного налога, можно обратиться в налоговую инспекцию по месту нахождения участка для сверки данных, а в дальнейшем обжаловать действия налоговой, если они неправомерны.

При наличии оригиналов документов, подтверждающих данные плательщика (например, о наличии льгот), налоговики обязаны в течение 10 рабочих дней сделать новый расчет. Обжаловать любые решения местной налоговой службы можно в вышестоящую налоговую инстанцию или в суд.

Хотите первыми получать важную и полезную информацию о ДЕНЬГАХ и БИЗНЕСЕ? Подписывайтесь на наши аккаунты в мессенджерах и соцсетях: Telegram, Twitter, Google+, Facebook, Instagram.

Плата за землю (земельный налог и арендная плата за земли государственной и коммунальной собственности)

Согласно п.п. 10.1.1 п. 10.1 ст. 10 и п.п. 14.1.147 п. 14.1 ст. 14 НКУ платой за землю является обязательный платеж в составе местного налога на имущество, который взимается в форме земельного налога и арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности.

Плательщики земельного налога и арендной платы

В соответствии со ст. 269 НКУ плательщиками налога являются собственники земельных участков, земельных долей (паев) и землепользователи. Особенности взимания налога субъектами хозяйствования, применяющими упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, установлены главой 1 раздела XIV НКУ.

Однако для того, чтобы четко понимать, кто будет плательщиком земельного налога, а кто плательщиком арендной платы, необходимо учитывать следующее. Земельным налогом является обязательный платеж, который взимается с собственников земельных участков и земельных долей (паев), а также с постоянных землепользователей (п.п. 14.1.72 п. 14.1 ст. 14 НКУ).

Арендная плата за земельные участки государственной и коммунальной собственности — это обязательный платеж, который взимается с арендаторов за пользование земельным участком на основании заключенного в установленном порядке договора аренды земельного участка.

При этом собственниками земельных участков являются юридические и физические лица (резиденты и нерезиденты), которые в соответствии с законом приобрели право собственности на землю в Украине, а также государство и территориальные громады относительно земель государственной и коммунальной собственности (п.п. 14.1.34 п. 14.1 ст. 14 НКУ). Землепользователями являются юридические и физические лица (резиденты и нерезиденты), которым в соответствии с законом предоставлены в пользование земельные участки государственной и коммунальной собственности, в том числе на условиях аренды (п.п. 14.1.73 п. 14.1 ст. 14 НКУ).

Таким образом, из анализа вышеприведенных норм следует, что плательщиками земельного налога являются собственники земельных участков и земельных долей (паев), а также постоянные землепользователи (см. темы Право собственности на землю, Право собственности на земельные доли (паи) и Право постоянного пользования землей). Актуальным на сегодняшний день является и разъяснение ГНАУ, предоставленное в письме от 18.12.2007 г. № 6559/К/17-0315, согласно которому физические лица, не получающие доход от земельного участка, но имеющие в собственности земельный участок, являются плательщиками налога за землю и должны уплачивать земельный налог на общих основаниях.

Плательщиками арендной платы являются арендаторы земельных участков государственной и коммунальной собственности (см. также п. 288.2 ст. 288 НКУ, Закон Украины от 06.10.98 г. № 161-XIV «Об аренде земли» (далее — Закон об аренде земли) и тему Аренда земли).

Причем необходимо учитывать, что арендная плата за земли государственной и коммунальной собственности является одной из форм платы за землю и относится к местным налогам в составе налога на имущество, в отличие от арендной платы за земли частной собственности. Налоговый период, порядок исчисления арендной платы за земли государственной и коммунальной собственности, срок уплаты и порядок ее зачисления в бюджеты применяются в соответствии с требованиями ст. 285 — 287 НКУ, установленными относительно платы за землю.

Что касается пользования землей на основании договора временного долгосрочного пользования землей, необходимо учитывать следующее. В письме ВХСУ от 05.10.2017 г. № 01-06/1478/17, где изложены правовые позиции ВСУ по ряду вопросов, отмечено, что ранее действовавшим ЗКУ была предусмотрена возможность заключения как договора о праве временного пользования землей, так и договора аренды как особого вида договора пользования землей. Действующий ЗКУ не предусматривает возможности приобретения и осуществления такого права на землю, как право временного долгосрочного пользования землей, однако такие договоры продолжают действовать, если они не утратили силу на момент вступления в силу нового ЗКУ. При этом нормы ст. 288 НКУ подлежат применению к земельным правоотношениям, основанным исключительно на договоре аренды. Таким образом, договор на право временного долгосрочного пользования землей не является разновидностью договора аренды земли и к нему не могут применяться как положения Закона Украины от 06.10.98 г. № 161-XIV «Об аренде земли» (в редакции Закона от 06.10.98 г.), так и ст. 288 НКУ. По сути, из этого следует, что требования НКУ относительно размера ставок по арендной плате, сроков уплаты и т. п. не распространяются на пользователей земельных участков на основании договора временного долгосрочного пользования землей. То есть такие пользователи в отношении уплаты обязательств за пользование землей должны руководствоваться исключительно положениями соответствующего договора. Естественно, у ГФС по этому вопросу иное мнение. Так, налоговый орган считает, что по сути, договор на право временного пользования землей является договором найма (аренды) земельного участка, согласно которому арендодатель передает или обязуется передать арендатору имущество в пользование за плату на определенный срок. Соответственно, предприятие в данном случае является плательщиком арендной платы (индивидуальная налоговая консультация от 27.06.2017 г. № 838/6/99-99-12-02-03-15/ІПК).

Также следует обратить внимание на то, что ГФС в индивидуальной налоговой консультации от 13.12.2017 г. № 2972/6/99-99-12-02-03-15/ІПК разъяснила, что в соответствии с нормами НКУ обязанность по составлению и представлению декларации по плате за землю возникает у пользователей земельных участков, которые являются их владельцами или используют земельные участки государственной или коммунальной собственности на условиях договоров аренды. Поэтому если предприятие приобрело право пользования земельным участком на основании договора, права и обязанности сторон по которому отличаются от договора аренды, в том числе договора суперфиция (пользование земельным участком для застройки), то у такого предприятия обязанность составления и представления декларации по плате за землю не возникает.

Отметим, что для земельных участков, предоставленных в пользование в связи с заключением соглашения о распределении продукции, взимание земельного налога заменяется распределением произведенной продукции между государством и инвестором на условиях, определенных в соглашении (см. п. 335.1 ст. 335 НКУ и Закон Украины от 14.09.99 г. № 1039-XIV «О соглашениях о распределении продукции»).

Согласно п.п. 297.1.4. п. 297.1 ст. 297 НКУ плательщики единого налога освобождаются от начисления и уплаты земельного налога, кроме земельного налога за земельные участки, не используемые плательщиками единого налога 1 — 3 групп для осуществления хозяйственной деятельности и плательщиками единого налога 4 группы (бывшие плательщики ФСН) для ведения сельскохозяйственного товаропроизводства (дополнительно см. письмо ГНСУ от 13.12.2012 г. № 3279/0/141-12/С/17-3214).

В отношении порядка и условий освобождения плательщиков единого налога от уплаты земельного налога нелишним будет ознакомиться с рядом разъяснений органов ГФС:

  • — плательщики единого налога, в случае использования ими земельного участка в предпринимательской деятельности, освобождаются от уплаты исключительно земельного налога за такие участки. На арендную плату за земли коммунальной и государственной собственности освобождение не распространяется. Такой предприниматель или юридическое лицо подает декларацию по плате за землю и уплачивает арендную плату на общих основаниях (дополнительно см. письмо ГФС от 12.01.2016 г. № 263/10/26-15-11-03-18);
  • — согласно п.п. 291.5.3 п. 291.5 ст. 291 НКУ не могут быть плательщиками единого налога, в частности, физические лица — предприниматели, предоставляющие в аренду земельные участки, общая площадь которых превышает 0,2 гектара, жилые помещения, общая площадь которых превышает 100 квадратных метров, нежилые помещения (сооружения, здания) и/или их части, общая площадь которых превышает 300 м 2 ;
  • — освобождение от обязанности начисления и уплаты земельного налога за земельные участки, используемые в хозяйственной деятельности, не зависит от количества видов деятельности, которые указаны в регистрационных данных плательщика единого налога (письмо ГФС от 05.01.2016 г. № 60/10/26-15-11-03-18);
  • — ГФС в письме от 28.12.2016 г. № 28324/6/99-95-42-01-15, рассматривая запрос предприятия — плательщика единого налога (основной вид деятельности — сдача в аренду недвижимости), которое сдает в аренду земельный участок и недвижимое имущество, находящееся на нем, принадлежащее ему на праве собственности, разъясняет, что освобождение от уплаты земельного налога и от представления налоговой декларации, предусмотренное п.п. 4 п. 297.1 ст. 297 НКУ, распространяется на такое предприятие при условии заключения им гражданско-правового соглашения, в котором предусмотрено, что арендатор также пользуется земельным участком и на платной основе (то есть в аренду сдается не только здание (помещение), но и сам земельный участок). Дополнительно см. индивидуальную налоговую консультацию от 20.07.2017 г. № 1269/ІПК/10/26-15-12-04-18 и от 29.06.2017 г. № 900/П/99-99-13-03-01-14/ІПК;
  • — в индивидуальной налоговой консультации от 15.09.2017 г. № 1972/6/99-99-12-02-03-15/ІПК ГФС разъяснила особенности применения п.п. 4 п. 297.1 ст. 297 НКУ и заполнения декларации по плате за землю в случае, когда юридическое лицо — единоналожник сдает часть собственного здания в аренду (его вид деятельности), а часть здания не используется им в хозяйственной деятельности (пребывает на консервации). Так, освобождение распространяется только на ту часть (размер) земельного участка, которая указана в договоре. Это же касается и придомовой территории — от налогообложения освобождается только площадь земельного участка, указанная в договоре аренды. То есть если в договоре аренды здания будет указана только площадь земельного участка, которая находится под такой частью здания (без указания площади придомовой территории), то за площадь земельного участка, которая относится к придомовой территории, налог уплачивается на общих основаниях. За остальную часть земельного участка, которая не используется в хозяйственной деятельности юридического лица, земельный налог уплачивается на общих основаниях. При заполнении декларации по плате за землю в колонке 8 указывается только та площадь земельного участка, которая не используется в хозяйственной деятельности и облагается налогом на общих основаниях. В приложении к такой декларации указывается информация о части земельного участка, на которую распространяется действие п.п. 4 п. 297.1 ст. 297 НКУ, с указанием оснований, а в строке 11 р. III данной декларации указывается количество листов, на которых эта информация изложена;
  • НКУ не предусматривает процедуру использования налоговой льготы по земельному налогу, предусмотренной п.п. 4 п. 297.1 ст. 297 НКУ, для плательщиков единого налога, путем делегирования права использования такой льготы ОСМД. Отметим, фактически это означает, что ОСМД не может уменьшать свои обязательства по налогу на землю на льготу, предоставленную единщику — собственнику нежилого помещения в таком ОСМД, соответственно органы управления ОСМД могут требовать от такого плательщика единого налога возмещения соответствующей части земельного налога (такое возмещение может быть учтено в сумме взносов на содержание и управление ОСМД) (письма ГФС от 05.08.2016 г. № 1747/2/99-99-12-02-03-10 и от 10.08.2016 г. № 17353/6/99-99-12-02-03-15);
  • — юридическое лицо — плательщик единого налога 3 группы, которое приобрело право собственности на земельный участок и является владельцем нежилого помещения (его части) в многоквартирном жилом доме, предоставление в аренду недвижимого имущества является основным или одним из видов деятельности которого, освобождается от уплаты земельного налога за земельный участок под таким имуществом при условии предоставления в аренду недвижимого имущества согласно заключенному гражданско-правовому договору, поскольку такой земельный участок этим плательщиком (арендодателем) используется исключительно для осуществления хозяйственной деятельности. Что касается физических лиц, то правовое отношение между собственностью на земельный участок или пользование им и обязанностью уплаты земельного налога не прекращается в случае приобретения владельцем или пользователем земельного участка статуса субъекта хозяйствования и избрания им вида экономической деятельности и системы налогообложения, которые не предусматривают использования земельного участка в хозяйственной деятельности. То есть с приобретением статуса субъекта хозяйствования физическое лицо, которое им стало, не перестает быть владельцем или пользователем земельного участка и не освобождается от обязанности уплаты земельного налога (письмо ГФС от 04.08.2016 г. № 13409/5/99-95-42-01-15);
  • — освобождением от уплаты земельного налога могут воспользоваться только владельцы земельных участков и земельных долей (паев) или их постоянные землепользователи (п.п. 14.1.172 п. 14.1 ст. 14 НКУ). Поскольку предприятие не относится к указанным категориям (не оформлены права на землю), то оно не может воспользоваться освобождением (письмо ГФС от 01.08.2016 г. № 16537/6/99-99-12-02-03-15);
  • — после избрания упрощенной системы налогообложения предприятие — владелец земельного участка получит право использовать освобождение плательщиков единого налога от уплаты земельного налога за земельный участок, который используется таким плательщиком для осуществления хозяйственной деятельности по предоставлению в аренду недвижимого имущества. При этом налоговая отчетность относительно земельного налога с земельных участков, на которые распространяется освобождение от уплаты, не подается (письмо ГФС от 06.05.2016 г. № 10232/6/99-99-12-02-03-15);
  • — предприятие задекларировало налоговые обязательства по земельному налогу на 2016 год. Однако с 1 июля 2016 года оно планирует перейти на упрощенную систему налогообложения и стать плательщиком единого налога 3 группы. При этом в соответствии с п.п. 4 п. 297.1 ст. 297 НКУ оно приобретает право на освобождение от уплаты земельного налога. При условии, что на предприятие не распространяетсядействие норм абз. 1 п. 299.11 ст. 299 НКУ, право на освобождение от уплаты земельного налога у него возникает с месяца, следующего за месяцем, когда возникло право регистрации плательщиком единого налога (п. 284.2 ст. 284 НКУ). Предприятие имеет право представлять ежемесячно отчетную налоговую декларацию по плате за землю в течение 20 календарных дней месяца, следующих за отчетным (п. 286.3 ст. 286 НКУ). После перехода на упрощенную систему налогообложения с 1 июля 2016 года предприятие обязано до 20 августа представить в соответствующий орган ГФС уточняющую налоговую декларацию с исправленными показателями налоговых обязательств за периоды, по которым не наступил срок уплаты (письмо ГФС от 06.05.2016 г. № 10277/6/99-99-12-02-03-15);
  • НКУ не предусматривает процедуру использования налоговой льготы по земельному налогу, предусмотренной п. 4 п. 297.1 ст. 297 НКУ, для плательщиков единого налога путем делегирования права использования такой льготы своему объединению (письмо ГФС от 05.08.2016 г. № 1747/2/99-99-12-02-03-10). Фактически это означает, что ОСМД не может уменьшать свои обязательства по налогу на землю на льготу, предоставленную единщику — собственнику нежилого помещения в таком ОСМД, соответственно органы управления ОСМД могут требовать от такого плательщика единого налога возмещения соответствующей части земельного налога (такое возмещение может быть учтено в сумме взносов на содержание и управление ОСМД). Также отметим, что в ряде городов (например, в г. Днепре) решениями местных советов ОСМД освобождены от уплаты налога на землю.

Кроме того, необходимо обратить внимание, что согласно п. 281.3 ст. 283 НКУ от уплаты налога освобождаются на период действия единого налога 4 группы собственники земельных участков, земельных долей (паев) и землепользователи при условии передачи земельных участков и земельных долей (паев) в аренду плательщику единого налога 4 группы. При этом ГФС (см. индивидуальную налоговую консультацию ГФС от 23.11.2017 г. № 2697/6/99-99-12-02-03-15/ІПК) разъясняет, что п.п. 4 п. 297.1 ст. 297 НКУ предусматривает освобождение от уплаты исключительно земельного налога, а не арендной платы.

То есть если плательщик единого налога 4 группы, приобретя в собственность земельный участок, на котором расположено недвижимое имущество, использует его и указанное недвижимое имущество непосредственно в процессе сельскохозяйственного товаропроизводства, в том числе для обслуживания такого процесса, то он будет иметь право на освобождение от обложения земельным налогом.

Если недвижимое имущество субъект хозяйствования будет использовать в любой другой деятельности, не связанной с сельскохозяйственным товаропроизводством (например, предоставление в аренду помещения, сельскохозяйственных машин и оборудования и т. п.), то земельный участок, на котором расположено такое имущество, не будет подпадать под действие п.п. 4 п. 297.1 ст. 297 НКУ. Земельный участок, на котором расположено указанное имущество, будет объектом обложения платой за землю (земельным налогом в случае приобретения прав собственности или постоянного пользования).

Если земельные участки относятся к государственной и коммунальной собственности и арендуются на основании договоров аренды, заключенных с органом местного самоуправления, плательщик единого налога 4 группы не может применять норму п.п. 4 п. 297.1 ст. 297 НКУ и уплачивает арендную плату на общих основаниях.

Смотрите еще:

  • Статья 5 127 фз Статья 5. Текущие платежи Статья 5. Текущие платежи 1. В целях настоящего Федерального закона под текущими платежами понимаются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие […]
  • Отказ свидетеля от дачи показаний упк Вы - свидетель: права и обязанности Кто такой свидетель и его права Свидетелем согласно ст. 60 УПК является лицо, в отношении которого имеются основания полагать, что ему известны […]
  • Выплата при рождении третьего ребенка 2014 Выплаты при рождении ребенка в 2014 году в Украине Выплаты при рождении ребенка в 2014 году в Украине Размер выплат при рождении ребенка в Украине зависит от прожиточного […]
  • Безопасность в общественном и личном транспорте презентация ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ НА ТРАНСПОРТЕ УРОК СОЗДАН НА ОСНОВЕ ЭЛЕКТРОННОГО НАГЛЯДНОГО ПОСОБИЯ. - презентация Презентация была опубликована 3 года назад пользователемНадежда Киселёва Похожие […]
  • Закон 400-фз статья 17 Выплата страховой пенсии по старости работающим пенсионерам Новая пенсионная реформа оставила прежнее положение пенсионного законодательства о возможности работающим пенсионерам получать […]
  • Региональный банк данных детей-сирот башкортостан РЕГИОНАЛЬНЫЙ БАНК ДАННЫХ ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ Добро пожаловать! Этот проект родился из нашего совместного желания найти детям-сиротам […]
Закладка Постоянная ссылка.

Обсуждение закрыто.