Федеральный закон о налоге на недвижимость 2014

Новые правила налога на имущество физических лиц

Пожалуй, одно из самых громких изменений, внесенных в НК РФ в последнее время, – это введение главы 32 «Налог на имущество физических лиц» (Федеральный закон от 4 октября 2014 г. № 284-ФЗ), которая призвана заменить Закон РФ от 9 декабря 1991 г. № 2003-I «О налогах на имущество физических лиц» (далее – Закон № 2003-I). Нововведения вступят в силу уже с 1 января 2015 года. Разберемся, как эти поправки повлияют на порядок расчета налога и какие льготы предусмотрены законодательством.

НАША СПРАВКА

Единый недвижимый комплекс – совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, неразрывно связанных физически или технологически, в том числе линейных объектов (железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы), либо расположенных на одном земельном участке, если в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество зарегистрировано право собственности на совокупность указанных объектов в целом как одну недвижимую вещь (ст. 133.1 ГК РФ). К единому недвижимому комплексу можно отнести, например, базу отдыха, гостиницу, автозаправку.

По действующим сегодня правилам налог уплачивается с жилого дома, квартиры, комнаты, дачи, гаража и иного строения помещения и сооружения, находящегося в собственности налогоплательщика (ст. 2 Закона № 2003-I). С начала 2015 года, помимо указанных объектов, облагаться налогом будут находящиеся в собственности машино-место, единый недвижимый комплекс и объект незавершенного строительства (п. 3-5 ст. 401 НК РФ). Что касается дач, то они, как в действующем на сегодняшний день Законе № 2003-I, прямо не будут поименованы в списке объектов, подлежащих обложению. Тем не менее, законодатель предусмотрел, что налогом будет облагаться жилой дом, который расположен на земельном участке, предназначенном для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства и индивидуального жилищного строительства (п. 2 ст. 401 НК РФ).

Сегодня налоговой базой для исчисления налога является инвентаризационная стоимость имущества, но уже с 1 января 2015 года расчет налога будет производиться на основании кадастровой стоимости имущества (п. 1 ст. 402 НК РФ). Государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа субъекта и не чаще, чем раз в три года. Для Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя максимальная периодичность оценки сокращена до двух лет (ст. 24.12 гл. III.1 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», далее – Закон № 135-ФЗ). Соответственно, размер налоговой базы по налогу на имущество чаще меняться не может.

Кадастровую стоимость своей недвижимости можно узнать из Публичной кадастровой карты (работает в тестовом режиме). Если же нужных сведений на этом ресурсе не оказалось, можно направить в ведомство электронный запрос на получение сведений из государственного кадастра недвижимости 1 . Ответ должны прислать уже через пять рабочих дней (п. 41 Порядка предоставления сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости; далее – Порядок). При этом форму ответа заявитель может выбрать самостоятельно – либо электронным письмом (для этого необходимо указать адрес электронной почты), либо на бумажном носителе (высылается почтой на указанный почтовый адрес, или направляется в любое территориальное отделение Почты России до востребования) (п. 27 Порядка). В первом случае размер госпошлины за услугу составит 150 руб., во втором – 400 руб. (скан-копия платежки должна быть приложена к запросу).

ПОЛЕЗНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

Рассчитать госпошлину за получение сведений из государственного кадастра недвижимости можно с помощью нашего калькулятора.

Если налогоплательщик считает, что кадастровая стоимость его имущества серьезно отличается от рыночной, он вправе обжаловать результаты кадастровой оценки. Обратиться можно в суд или комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при территориальном управлении Росреестра. Физлицам, в отличие от предпринимателей в комиссию можно и не обращаться, а напрямую подавать заявление в суд (ст. 24.18 гл. III.1 Закона № 135-ФЗ).

Юрий Ефремов, адвокат юридической компании «Хренов и Партнеры»:

«Достаточно сложно спрогнозировать тенденцию оспаривания кадастровой стоимости физическими лицами. Ведь размер налога должен быть настолько существенным, что для оспаривания порядка его исчисления гражданин будет готов обратиться в суд, тратить время и нести расходы на представителей, а также по назначенным судом оценочным экспертизам. Такие расходы, возможно, будут существенно превышать подлежащую уплате сумму налога на имущество физических лиц и смогут себя оправдать лишь в далекой перспективе».

Для обращения в комиссию нужно подать заявление об оспаривании кадастровой стоимости и следующие документы (ст. 24.18 гл. III.1 Закона № 135-ФЗ) :

БЛАНК

Заявление на пересмотр кадастровой стоимости

  • кадастровую справку о стоимости объекта недвижимости;
  • нотариально заверенную копию правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости (например, свидетельства о праве собственности);
  • документы, подтверждающие недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости – если кадастровая стоимость оспаривается по этому основанию (например, оценщик исходил из ошибочного метража квартиры, что можно подтвердить техпаспортом помещения);
  • отчет независимого оценщика, составленный на бумажном носителе и в форме электронного документа – если кадастровая стоимость оспаривается на основании несоответствия ее рыночной стоимости;
  • положительное экспертное заключение на проведенную независимым оценщиком оценку (на бумажном носителе и в форме электронного документа), подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков.

Юрий Ефремов, адвокат юридической компании «Хренов и Партнеры»:

«Рассматривая систематичность нарастания налогового бремени, можно предположить, что валовой нагрузки ни на комиссии при управлениях Росреестра, ни на суды не ожидается. Возможно некоторое увеличение числа сделок с недвижимостью, когда собственники будут переписывать свое имущество на лиц, имеющих право на льготу. Принимая во внимание, что в последнее время все чаще совершается фиктивная регистрация недвижимости на пенсионеров, инвалидов, отставных военных и иных лиц, поименованных в ст. 407 НК РФ и имеющих право на льготы по налогу, можно предположить, что судебные разбирательства будут скорее касаться не правильности определения кадастровой стоимости недвижимого имущества и исчисления и уплаты в бюджет налога, а установления права собственности. Так как пенсионеры и инвалиды фактически окажутся владельцами имущества, им не принадлежащего, и вынуждены будут платить большие налоги».

Если же объект недвижимости новый и не имеет кадастровой стоимости, то для ее получения нужно обратиться в территориальное БТИ с заявлением на вызов технического специалиста. Вместе с заявлением нужно предоставить паспорт собственника и правоустанавливающие документы на имущество. Специалист оформит технический и кадастровый планы. Результат оценки будет зафиксирован в оценочном акте, при этом владелец имущества может попросить выписку из этого акта.

Информация о кадастровой стоимости объекта может потребоваться не только для проверки правильности исчисления налога на имущество, но также и в случае обременения недвижимости залогом, при разделе наследства и исчислении НДФЛ при дарении имущества.

Налоговый период и сроки уплаты налога

Как и раньше, налог нужно будет уплачивать один раз в год до 1 октября года, следующего за отчетным годом. Налоговые органы вправе направить уведомление об уплате налога, исчисленного не более чем за три предыдущих года. Причем если в уведомлении указано больше налоговых периодов, то налогоплательщик может не уплачивать налог за них (п. 1-4 ст. 409 НК РФ). Если срок уплаты налога уже подошел, а уведомление так и не получено, то узнать сумму налога и произвести его оплату можно в «Личном кабинете налогоплательщика» на сайте ФНС России.

НАША СПРАВКА

Существует несколько видов территориальных зон. К ним относятся: жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные (п. 1 ст. 35 Градостроительного кодекса РФ).

Некоторые из них, в свою очередь, могут включать и более мелкие зоны. Так, например, в состав жилых зон могут входить: зоны застройки индивидуальными жилыми домами, зоны застройки малоэтажными жилыми домами, зоны застройки среднеэтажными жилыми домами, зоны застройки многоэтажными жилыми домами, зоны жилой застройки иных видов (п. 2 ст. 35 Градостроительного кодекса РФ).

Законом установлены три базовые ставки по налогу:

  • 0,1% от кадастровой стоимости жилых домов и помещений, незавершенных жилых домов, единых недвижимых комплексов, в состав которых входит хотя бы одно жилое помещение (жилой дом), гаражей и машино-мест, хозяйственных строений или сооружений, площадью не более 50 кв. м, расположенных на земельных участках личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства;
  • 2% от кадастровой стоимости административно-деловых и торговых центров и помещений в них, нежилых помещений под офисы, торговые объекты, объекты общественного питания и бытового обслуживания, а также для имущества, кадастровая стоимость которого превышает 300 млн руб.;
  • 0,5% от кадастровой стоимости прочих объектов (п. 2 ст. 406 НК РФ).

Однако каждый муниципалитет вправе самостоятельно устанавливать дифференцированные налоговые ставки в зависимости от кадастровой стоимости объекта, его вида, места нахождения, а также вида территориальных зон, в границах которых расположено имущество. При этом снизить ставку можно до нуля, а увеличить только в три раза по сравнению с базовой ставкой (п. 3 ст. 406 НК РФ). Узнать действующую ставку можно будет на официальном сайте муниципалитета.

Так, например, в Москве могут установить следующие налоговые ставки (проект Закона г. Москвы «О налоге на имущество физических лиц», внесен в Мосгордуму 15 октября 2014 г.):

Налог на имущество физических лиц на 2018 год

Каждому гражданину РФ необходимо знать о том, что налог на имущество физических лиц является обязательным для всех, кто владеет недвижимостью, к которой относятся: дома, квартиры, дачи, хозяйственные и прочие строения. Оплачивать этот налог обязаны все лица, которые не освобождены от него или же не имеют специальных льгот на выплату данного налога.

Отметим и тот момент, что даже несовершеннолетние лица, в чьем владении находятся объекты недвижимости, обязаны выплачивать этот налог. До наступления совершеннолетия, за данных лиц совершают оплату их опекуны или родители, что соответствует НКРФ, пункт №2, статьи №27.

Квитанция на оплату налога по недвижимости, приходит к вам по почте, и вы можете оплатить ее в любом филиале Сбербанка. В случае, если вы не получили по почте квитанцию, вам надлежит обратиться в налоговую инспекцию по месту жительства или того региона, где находится ваше недвижимое имущество. Согласно существующим на сегодня законам РФ, некоторые лица могут иметь льготы по оплате данного налога. Для того, чтобы получить льготы на оплату налога на имущество для физических лиц, вам необходимо собрать нужные документы и предоставить их в налоговую инспекцию. Если вы представили необходимые документы позже, чем получили льготы, тогда вам будет произведен перерасчет суммы налога на имущество для физических лиц. Но в данной ситуации, есть небольшой момент – перерасчет налога, имеет строгие ограничения, которые заключаются в том, что вам могут сделать его только за три последних года, которые предшествовали предоставлению вам льгот.

До 2015 года процесс расчета и уплаты налога на имущество физических лиц регламентировался Федеральным Законом №2003-1. Согласно законодательству, данным видом налога облагается недвижимость (жилые дома, квартиры и дачи), являющиеся собственностью физических лиц. Формирование расчета осуществлялось на основе налоговой базы, определенной по инвентаризационной стоимости объекта.

Но с 1 января 2015 года правительство решило отменить данный закон. Вместо него введена новая глава Налогового кодекса под названием «Налог на имущество физических лиц». Введение новой главы привнесло несколько важных изменений в процесс формирования и исчисления данного вида налога. Например, со следующего года расчет налога обязан производиться не по инвентаризационной, а по кадастровой стоимости имущества. Во время расчета кадастровой стоимости учитываются такие факторы, как: расположение недвижимости, ее площадь, сегмент, год постройки и т.д. Соответственно, кадастровая стоимость наиболее точно отображает рыночную стоимость объекта. Поскольку инвентаризационная стоимость, как правило, намного ниже рыночной цены, стоимость НДФЛ с 2015 года увеличится.

Кто будет рассчитывать налог на имущество физических лиц в 2018 году

Данный вид фискального сбора относится к налогу местного значения. В связи с чем, он регулируется как НК РФ, так и нормативно-правовыми актами муниципальных органов, а также городов, имеющих статус федерального значения. В новой главе сказано, что расчет суммы налога, с последующим уведомлением налогоплательщика об его уплате будет производиться местными налоговиками.

Введение в действие НИФЛ ляжет на плечи субъектов РФ

Чтобы НИФЛ был введен в действие, каждый субъект РФ обязан, во-первых, установить порядок расчета кадастровой стоимости объектов, а, во-вторых, определить единую дату для взимания налога. Пока субъекты не осуществят данные процедуры, расчет налога производится по текущему порядку.

Согласно решению правительства, субъекты РФ начали использовать новый порядок для расчета налога на имущества с 1 января 2015 года.

Что будет считаться объектами налогообложения

Согласно новым правилам, с 2015 года объектами налогообложения принято считать: жилые дома, жилые помещения (квартиры, комнаты), гаражи (машино-место), недвижимые комплексы, незавершенные объекты строительства, а также другие помещения и строения.

При этом в законодательстве уточняется, что жилые строения, которые используются для ведения дачного хозяйства, садоводства, хранения инвентаря и т.д. в личных целях, относятся к категории жилых домов.

Расчет налоговой базы и налоговых вычетов

Как отмечалось выше, налоговая база по НИФЛ, согласно нововведениям, будет определяться для каждого объекта налогообложения в строгом соответствии с его кадастровой стоимостью, прописанной в государственном кадастре недвижимости.

Также в новой главе НК РФ учтены и возможные налоговые вычеты, на сумму которых уменьшается кадастровая стоимость объекта налогообложения.

Налоговые вычеты для каждого объекта имущества

Уменьшение кадастровой стоимости с учетом налоговых вычетов

Закон «О налогах на имущество физических лиц»

Утратил силу с 1 января 2015 года на основании
Федерального закона от 4 октября 2014 года № 284-ФЗ

Закон РФ от 09.12.1991 № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» — последняя действующая редакция от 02.11.2013г.

9 декабря 1991 года № 2003-1

Российская Федерация

О налогах на имущество физических лиц

(в ред. Закона РФ от 22.12.1992 № 4178-1; Федеральных законов от 11.08.1994 № 25-ФЗ,
от 27.01.1995 № 10-ФЗ, от 17.07.1999 № 168-ФЗ,
от 24.07.2002 № 110-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ,
от 05.04.2009 № 45-ФЗ, от 28.11.2009 № 283-ФЗ,
от 22.07.2010 № 167-ФЗ, от 27.07.2010 № 229-ФЗ,
от 29.06.2012 № 96-ФЗ, от 02.07.2013 № 185-ФЗ,
от 23.07.2013 № 248-ФЗ, от 02.11.2013 № 306-ФЗ)

Оглавление:

Статья 1. Плательщики налогов

(в ред. Федерального закона от 17.07.1999 № 168-ФЗ)

1. Плательщиками налогов на имущество физических лиц (далее — налоги) признаются физические лица — собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.

2. Если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей долевой собственности нескольких физических лиц, налогоплательщиком в отношении этого имущества признается каждое из этих физических лиц соразмерно его доле в этом имуществе. В аналогичном порядке определяются налогоплательщики, если такое имущество находится в общей долевой собственности физических лиц и предприятий (организаций).

3. Если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей совместной собственности нескольких физических лиц, они несут равную ответственность по исполнению налогового обязательства.
(в ред. Федерального закона от 28.11.2009 № 283-ФЗ)

Статья 2. Объекты налогообложения

(в ред. Федерального закона от 28.11.2009 № 283-ФЗ)

Объектами налогообложения признаются следующие виды имущества:

  • 1) жилой дом;
  • 2) квартира;
  • 3) комната;
  • 4) дача;
  • 5) гараж;
  • 6) иное строение, помещение и сооружение;
  • 7) доля в праве общей собственности на имущество, указанное в пунктах 1 — 6 настоящей статьи.
Статья 3. Ставки налога

(в ред. Федерального закона от 17.07.1999 № 168-ФЗ)

1. Ставки налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, умноженной на коэффициент-дефлятор, определяемый в соответствии с частью первой Налогового кодекса Российской Федерации (далее — коэффициент-дефлятор).

Представительные органы местного самоуправления (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) могут определять дифференциацию ставок в установленных пределах в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости, умноженной на коэффициент-дефлятор, и типа использования объекта налогообложения, а также в зависимости от места нахождения объекта налогообложения применительно к муниципальным образованиям, включенным в состав внутригородской территории города федерального значения Москвы в результате изменения его границ, в случае, если в соответствии с законом города федерального значения Москвы налог на имущество физических лиц отнесен к источникам доходов бюджетов указанных муниципальных образований.

Ставки налога устанавливаются в следующих пределах:

(п. 1 в ред. Федерального закона от 02.11.2013 № 306-ФЗ)

2. Исключен. — Федеральный закон от 24.07.2002 № 110-ФЗ.

3. Налоги зачисляются в местный бюджет по месту нахождения (регистрации) объекта налогообложения.

Статья 4. Льготы по налогам

1. От уплаты налогов на имущество физических лиц освобождаются следующие категории граждан:
(в ред. Федерального закона от 11.08.1994 № 25-ФЗ)

Герои Советского Союза и Герои Российской Федерации, а также лица, награжденные орденом Славы трех степеней;
(в ред. Федерального закона от 11.08.1994 № 25-ФЗ)

инвалиды I и II групп, инвалиды с детства;
(в ред. Федерального закона от 11.08.1994 № 25-ФЗ)

участники гражданской и Великой Отечественной войн, других боевых операций по защите СССР из числа военнослужащих, проходивших службу в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, и бывших партизан;

лица вольнонаемного состава Советской Армии, Военно-Морского Флота, органов внутренних дел и государственной безопасности, занимавшие штатные должности в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны, либо лица, находившиеся в этот период в городах, участие в обороне которых засчитывается этим лицам в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях, установленных для военнослужащих частей действующей армии;
(в ред. Федерального закона от 11.08.1994 № 25-ФЗ)

лица, имеющие право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в соответствии с Федеральным законом от 26 ноября 1998 года № 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча»;
(в ред. Федерального закона от 05.04.2009 № 45-ФЗ)

военнослужащие, а также граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющие общую продолжительность военной службы 20 лет и более;
(абзац введен Федеральным законом от 27.01.1995 № 10-ФЗ)

лица, принимавшие непосредственное участие в составе подразделений особого риска в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;
(абзац введен Федеральным законом от 11.08.1994 № 25-ФЗ)

члены семей военнослужащих, потерявших кормильца. Льгота членам семей военнослужащих, потерявших кормильца, предоставляется на основании пенсионного удостоверения, в котором проставлен штамп «вдова (вдовец, мать, отец) погибшего воина» или имеется соответствующая запись, заверенная подписью руководителя учреждения, выдавшего пенсионное удостоверение, и печатью этого учреждения. В случае, если указанные члены семей не являются пенсионерами, льгота предоставляется им на основании справки о гибели военнослужащего.
(абзац введен Федеральным законом от 11.08.1994 № 25-ФЗ)

2. Налог на строения, помещения и сооружения не уплачивается:

пенсионерами, получающими пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством Российской Федерации;

гражданами, уволенными с военной службы или призывавшимися на военные сборы, выполнявшими интернациональный долг в Афганистане и других странах, в которых велись боевые действия. Льгота предоставляется на основании свидетельства о праве на льготы и справки, выданной районным военным комиссариатом, воинской частью, военной образовательной организацией, предприятием, учреждением или организацией Министерства внутренних дел СССР или соответствующими органами Российской Федерации;
(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 № 185-ФЗ)

родителями и супругами военнослужащих и государственных служащих, погибших при исполнении служебных обязанностей. Льгота предоставляется им на основании справки о гибели военнослужащего либо государственного служащего, выданной соответствующими государственными органами. Супругам государственных служащих, погибших при исполнении служебных обязанностей, льгота предоставляется только в том случае, если они не вступили в повторный брак;

со специально оборудованных сооружений, строений, помещений (включая жилье), принадлежащих деятелям культуры, искусства и народным мастерам на праве собственности и используемых исключительно в качестве творческих мастерских, ателье, студий, а также с жилой площади, используемой для организации открытых для посещения негосударственных музеев, галерей, библиотек и других организаций культуры, — на период такого их использования;

с расположенных на участках в садоводческих и дачных некоммерческих объединениях граждан жилого строения жилой площадью до 50 квадратных метров и хозяйственных строений и сооружений общей площадью до 50 квадратных метров.
(абзац введен Федеральным законом от 17.07.1999 № 168-ФЗ)
(п. 2 в ред. Федерального закона от 11.08.1994 № 25-ФЗ)

3. Исключен. — Федеральный закон от 24.07.2002 № 110-ФЗ.

4. Органы местного самоуправления имеют право устанавливать налоговые льготы по налогам, установленным настоящим Законом, и основания для их использования налогоплательщиками.
(п. 4 в ред. Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

Статья 5. Порядок исчисления и уплаты налогов

1. Исчисление налогов производится налоговыми органами.
(в ред. Федерального закона от 17.07.1999 № 168-ФЗ)

Лица, имеющие право на льготы, указанные в статье 4 настоящего Закона, самостоятельно представляют необходимые документы в налоговые органы.
(в ред. Федерального закона от 11.08.1994 № 25-ФЗ)

2. Налог исчисляется ежегодно на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 1 марта 2013 года, с учетом коэффициента-дефлятора.
(в ред. Федерального закона от 02.11.2013 № 306-ФЗ)

За имущество, признаваемое объектом налогообложения, находящееся в общей долевой собственности нескольких собственников, налог уплачивается каждым из собственников соразмерно их доле в этом имуществе. В целях настоящего Закона инвентаризационная стоимость доли в праве общей долевой собственности на указанное имущество определяется как произведение инвентаризационной стоимости имущества и соответствующей доли.

В целях настоящего Закона инвентаризационная стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения и находящегося в общей совместной собственности нескольких собственников без определения долей, определяется как часть инвентаризационной стоимости указанного имущества, пропорциональная числу собственников данного имущества.
(п. 2 в ред. Федерального закона от 28.11.2009 № 283-ФЗ)

2.1. Для объектов налогообложения, права на которые возникли до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», налог исчисляется на основании данных о правообладателях, которые представлены в установленном порядке в налоговые органы до 1 марта 2013 года.
(п. 2.1 введен Федеральным законом от 02.11.2013 № 306-ФЗ)

3. Исключен. — Федеральный закон от 24.07.2002 № 110-ФЗ.

4. Утратил силу. — Федеральный закон от 23.07.2013 № 248-ФЗ.

5. По новым строениям, помещениям и сооружениям налог уплачивается с начала года, следующего за их возведением или приобретением.
(в ред. Федерального закона от 24.07.2002 № 110-ФЗ)

Абзац исключен. — Федеральный закон от 17.07.1999 № 168-ФЗ.

За строение, помещение и сооружение, перешедшее по наследству, налог взимается с наследников с момента открытия наследства.

В случае уничтожения, полного разрушения строения, помещения, сооружения взимание налога прекращается начиная с месяца, в котором они были уничтожены или полностью разрушены.
(в ред. Федерального закона от 24.07.2002 № 110-ФЗ)

6. При переходе права собственности на строение, помещение, сооружение от одного собственника к другому в течение календарного года налог уплачивается первоначальным собственником с 1 января этого года до начала того месяца, в котором он утратил право собственности на указанное имущество, а новым собственником — начиная с месяца, в котором у последнего возникло право собственности.
(в ред. Федерального закона от 24.07.2002 № 110-ФЗ)

7. При возникновении права на льготу в течение календарного года перерасчет налога производится с месяца, в котором возникло это право.

В случае несвоевременного обращения за предоставлением льготы по уплате налогов перерасчет суммы налогов производится не более чем за три года по письменному заявлению налогоплательщика.
(абзац введен Федеральным законом от 17.07.1999 № 168-ФЗ)

8. Налоговые уведомления об уплате налога вручаются плательщикам налоговыми органами в порядке и сроки, которые установлены Налоговым кодексом Российской Федерации.
(в ред. Федеральных законов от 28.11.2009 № 283-ФЗ, от 27.07.2010 № 229-ФЗ)

9. Уплата налога производится не позднее 1 ноября года, следующего за годом, за который исчислен налог.
(п. 9 в ред. Федерального закона от 27.07.2010 № 229-ФЗ)

10. Лица, своевременно не привлеченные к уплате налога, уплачивают его не более чем за три года, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с привлечением к уплате налога.
(в ред. Федерального закона от 28.11.2009 № 283-ФЗ)

11. Перерасчет суммы налога в отношении лиц, которые обязаны уплачивать налог на основании налогового уведомления, допускается не более чем за три года, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом суммы налога.
(п. 11 в ред. Федерального закона от 28.11.2009 № 283-ФЗ)

12. Возврат (зачет) суммы излишне уплаченного (взысканного) налога в связи с перерасчетом суммы налога осуществляется за период такого перерасчета в порядке, установленном статьями 78 и 79 Налогового кодекса Российской Федерации.
(п. 12 введен Федеральным законом от 28.11.2009 № 283-ФЗ)

Президент
Российской Федерации
Б.ЕЛЬЦИН

Москва, Дом Советов РСФСР
9 декабря 1991 года
№ 2003-1

Налогообложение в 2014 году налогом на имущество организаций

Налогообложение в 2014 году

налогом на имущество организаций

I. Вопрос: какие изменения внесены в порядок исчисления и уплаты налога на имущество организаций, которые подлежат применению с 01.01.2014 года (какое имущество включать / не включать в налогооблагаемую базу, какую стоимость имущества учитывать и т.д.).

Ответ: Федеральным законом от 02.11.2013 года № 307-ФЗ «О внесении изменений в статью 12 части первой и главу 30 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» внесены изменения в части главы 30 НК РФ «Налог на имущество организаций», которые вступают в действие с «01» января 2014 года.

1. Объекты налогообложения по налогу на имущество организаций остались на 2014 год без изменений.

Так, согласно статье 374 Налоговому кодексу РФ (далее по тексту — НК РФ) , «1. Объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по nbsp; концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 настоящего Кодекса .

4. Не признаются объектами налогообложения:

1) земельные участки и иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы);

2) имущество, принадлежащее на праве оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации;

3) объекты, признаваемые объектами культурного наследия (памятниками истории и культуры) народов Российской Федерации федерального значения в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

4) ядерные установки, используемые для научных целей, пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ и хранилища радиоактивных отходов;

5) ледоколы, суда с ядерными энергетическими установками и суда атомно-технологического обслуживания;

6) космические объекты;

7) суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов;

8) движимое имущество, принятое с 1 января 2013 года на учет в качестве основных средств.».

Таким образом, состав имущества для исчисления налога на имущество организаций, применяемый в 2013 году, применяется (действует) также в 2014 году.

2. Положения НК РФ по определению налоговой базы претерпели значительные изменения.

2.1. В силу статьи 375 НК РФ,«1. Налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

2. Налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 настоящего Кодекса.

3. При определении налоговой базы как среднегодовой стоимости имущества, признаваемого объектом налогообложения, такое имущество учитывается по его достаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации.

В случае, если для отдельных объектов основных средств начисление амортизации не предусмотрено, стоимость указанных объектов для целей налогообложения определяется как разница между их первоначальной стоимостью и величиной износа, исчисляемой по установленным нормам амортизационных отчислений для целей бухгалтерского учета в конце каждого налогового (отчетного) периода.».

То есть, по общему правилу, база по налогу на имущество организаций определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения (пункт 1 статьи 375 НК РФ).

Однако, в отношении отдельных объектов недвижимости налог на имущество организаций с «01» января 2014 года исчисляется исходя из их кадастровой стоимости по состоянию на «01» января года налогового периода (пункт 2 статьи 375 НК РФ).

При этом следует отметить, что в соответствии с пунктом 4 статьи 376 НК РФ стоимость таких объектов не учитывается при расчете среднегодовой стоимости имущества налогоплательщика.

Так, в силу пункта 4 статьи 376 НК РФ в новой редакции, вступившей в силу с 01.01.2014 года, «Средняя стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, за отчетный период определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества (без учета имущества, налоговая база в отношении которого определяется как его кадастровая стоимость) на 1-е число каждого месяца отчетного периода и 1-е число месяца, следующего за отчетным периодом, на количество месяцев в отчетном периоде, увеличенное на единицу.

Среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, за налоговый период определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества (без учета имущества, налоговая база в отношении которого определяется как его кадастровая стоимость) на 1-е число каждого месяца налогового периода и последнее число налогового периода, на количество месяцев в налоговом периоде, увеличенное на единицу.».

2.2. Особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества установлены статьей 378.2 НК РФ, введенной в действие с 01.01.2014 года. Так, согласно пункту 1 статьи 378.2 НК РФ, база по налогу на имущество организаций рассчитывается исходя из кадастровой стоимости в отношении следующих объектов недвижимости (примечание: содержащиеся ниже сведения указаны только в отношении российских организаций):

— административно-деловых центров и торговых центров (комплексов), а также помещений в них (подпункт 1 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ). В пунктах 3 и 4 статьи 378.2 НК РФ приведены определения понятий «административно-деловой центр» и «торговый центр (комплекс)» соответственно. Критерием отнесения к такому имуществу является вид разрешенного использования земельного участка, на котором расположен центр, и (или) предназначение либо фактическое использование здания в установленных целях;

— нежилых помещений, которые в соответствии с кадастровыми паспортами или документами технического учета предназначены или фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общепита и бытового обслуживания (подпункт 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ). Фактическим использованием нежилого помещения в этих целях признается использование не менее 20 процентов площади помещения для размещения указанных объектов (пункт 5 статьи 378.2 НК РФ).

В силу пункта 9 статьи 378.2 НК РФ, вид фактического использования зданий и помещений в них определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ в порядке, установленном Минэкономразвития России по согласованию с Минфином России. До принятия соответствующего акта применяется порядок, закрепленный нормативным правовым актом субъекта РФ (часть 2 статьи 4 Федерального закона от 02.11.2013 года № 307-ФЗ). Следует отметить, что такой нормативный правовой акт по состоянию на 18.04.2014 года отсутствует.

Ежегодно не позднее 1-го числа очередного налогового периода, т.е. не позднее 1 января, перечень имущества, которое указано в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, утверждается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ (пункт 7 статьи 378.2 НК РФ). Этот же орган направляет такой перечень в электронной форме в ИФНС по месту нахождения объектов недвижимости и размещает его на официальном сайте субъекта РФ в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Минфин России в письме от 29.11.2013 года № 03-05-04-01/51779 разъяснил, что «По мнению Минфина России, в случае если уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации Перечень официально не размещен в срок, установленный п. 7 ст. 378.2 Кодекса, на налогоплательщика-собственника не может быть возложена обязанность по уплате налога в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, устанавливающего особенности определения налоговой базы на очередной налоговый период исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, действие которого распространено с начала указанного налогового периода. Следовательно, сумма налога и авансовых платежей за этот налоговый период исчисляется в отношении указанных объектов без учета положений ст. 378.2 Кодекса, то есть исходя из налоговой базы, определяемой в общеустановленном порядке в соответствии с п. 1 ст. 375 Кодекса.».

Дополнительно Минфин России в письме от 18.12.2013 года № 03-05-05-01/55962 указал, что «если в соответствии с п. 2 ст. 378.2 Кодекса в субъекте Российской Федерации принят региональный закон, устанавливающий особенности определения налоговой базы с 2014 г. исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в пп. 1 и 2 п. 1 ст. 378.2 Кодекса, то объекты недвижимости подлежат налогообложению по кадастровой стоимости при условии их включения в Перечень объектов недвижимого имущества, размещенного на официальном сайте не позднее 1 января 2014 г.

Объекты недвижимого имущества, указанные в пп. 1 и 2 п. 1 ст. 378.2 Кодекса, не включенные в Перечень объектов недвижимого имущества на соответствующий налоговый период, в силу пп. 2 п. 12 ст. 378.2 Кодекса подлежат налогообложению исходя из налоговой базы, определяемой в соответствии с п. 1 ст. 375 Кодекса, то есть исходя из среднегодовой стоимости имущества, признаваемого объектом налогообложения.».

Аналогичная позиция Минфина России содержится Письме от 06.02.2014 года № 03-05-05-01/4765.

Таким образом, если перечень объектов недвижимого имущества отсутствует (не размещен) на официальном сайте субъекта РФ в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» либо объекты недвижимого имущества не включены перечень объектов недвижимого имущества, то объекты недвижимого имущества подлежат налогообложению исходя из налоговой базы, определяемой в соответствии с пунктом 1 статьи 375 НК РФ.

Также следует обратить внимание на позицию Минфина России по вопросу определения налоговой базы по налогу на имущество организаций в отношении произведенных арендатором капитальных вложений в арендованное недвижимое имущество, по которому налоговая база определяется как кадастровая стоимость, изложенную в письме от 19.02.2014 года № 03-05-05-01/6958, в соответствии с которой, «до момента возврата арендованного имущества с неотделимыми улучшениями арендодателю либо возмещения последним произведенных расходов именно арендатор признается лицом, произведшим капитальные вложения, приносящие ему экономические выгоды, поэтому на нем лежит обязанность по их отражению в бухгалтерском учете в составе основных средств. Суд характеризует данные вложения как произведенные арендатором за счет собственных средств, а не за счет средств, предоставленных арендодателем. Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации подтвердила правильность данной позиции (Определение от 26.03.2012 N ВАС-2715/12).

С учетом изложенного если организацией-арендатором произведены капитальные вложения в арендованный объект недвижимого имущества, налоговая база в отношении которого определяется в соответствии со ст. 378.2 Кодекса исходя из кадастровой стоимости, то налоговая база в отношении учтенных на балансе арендатора капитальных вложений в арендованный объект недвижимого имущества определяется в соответствии с п. 1 ст. 375 Кодекса.».

Таким образом, налог на имущество организаций исчисляется и уплачивается не только в отношении объектов недвижимого имущества, а также в отношении капитальных вложений в арендованный объект недвижимого имущества.

2.3. По составу перечня объектов недвижимого имущества необходимо отметить, что состав сведений, которые должны быть включены в перечень, определяет ФНС России (пункт 8 статьи 378.2 НК РФ). Однако, до принятия ФНС России данного акта соответствующие полномочия предоставлены высшему исполнительному органу государственной власти субъекта РФ по согласованию с ФНС России (часть 1 статьи 4 Федерального закона от 02.11.2013 года № 307-ФЗ).

Согласно абзацу 4 пункта 3 статьи 12 НК РФ в редакции, действующей с 03.11.2013 года, законодательные (представительные) органы субъекта РФ наделены полномочием устанавливать особенности определения налоговой базы по региональным налогам, следовательно, и по налогу на имущество организаций. Порядок и пределы реализации данного полномочия предусматриваются НК РФ. Новые нормы главы 30 НК РФ «Налог на имущество организаций», на основании части 2 статьи 5 Федерального закона от 02.11.2013 года № 307-ФЗ действующие с 01.01.2014 года, содержат порядок реализации органами субъектов РФ своих полномочий и пределы их осуществления, в частности, полномочий о возможности утверждения перечня объектов, налоговая база в отношении которых определяется как их кадастровая стоимость.

Таким образом, законодательные (представительные) органы субъектов РФ вправе установить конкретные особенности определения базы по налогу на имущество организаций, т.е. упомянутый перечень объектов, только с 1 января 2014 года. До этой даты действовала редакция главы 30 НК РФ, согласно которой налогоплательщики, за исключением отдельных иностранных организаций, рассчитывают базу по налогу на имущество организаций исходя из среднегодовой стоимости объектов. При этом указания на возможность определения базы на основании иных стоимостных показателей положения данной главы не содержали.

Некоторые субъекты РФ приняли соответствующие законы до «01» января 2014 года (например, Закон г. Москвы от 20.11.2013 года № 63 «О внесении изменений в Закон города Москвы от 5 ноября 2003 года № 64 «О налоге на имущество организаций» и Закон Московской области от 15.11.2013 года № 137/2013-ОЗ «О внесении изменений в Закон Московской области «О налоге на имущество организаций в Московской области»).

По налогу на имущество организаций в Удмуртской Республике действует Закон УР от 27.11.2003 года № 55-РЗ «О налоге на имущество организаций в Удмуртской Республике» в редакции с последними изменениями, внесенными Законами УР от 04.07.2013 года № 41-РЗ, вступившими в силу с «01» января 2014 года, т.е. до настоящего времени изменения в Закон УР от 27.11.2003 года № 55-РЗ «О налоге на имущество организаций в Удмуртской Республике», на основании Федерального закона от 02.11.2013 года № 307-ФЗ, не внесены.

3. Внесены изменения в отношении налоговых ставок.

Согласно статье 380 НК РФ, «1. Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации и не могут превышать 2,2 процента, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

1.1. В отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, налоговая ставка не может превышать следующих значений:

1) для города федерального значения Москвы: в 2014 году — 1,5 процента, в 2015 году — 1,7 процента, в 2016 году и последующие годы — 2 процента;

2) для иных субъектов Российской Федерации: в 2014 году — 1,0 процента, в 2015 году — 1,5 процента, в 2016 году и последующие годы — 2 процента.

2. Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий налогоплательщиков и (или) имущества, признаваемого объектом налогообложения.

3. Налоговые ставки, определяемые законами субъектов Российской Федерации в отношении железнодорожных путей общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, не могут превышать в 2013 году 0,4 процента, в 2014 году — 0,7 процента, в 2015 году — 1,0 процента, в 2016 году — 1,3 процента, в 2017 году — 1,6 процента, в 2018 году — 1,9 процента. Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утверждается Правительством Российской Федерации.

4. В случае, если налоговые ставки не определены законами субъектов Российской Федерации, налогообложение производится по налоговым ставкам, указанным в пунктах 1 и 3 настоящей статьи.».

Как указывалось выше, налог на имущество организаций в Удмуртской Республике исчисляется с учетом Закона УР от 27.11.2003 года № 55-РЗ «О налоге на имущество организаций в Удмуртской Республике». Статьей 1 указанного Закона (в редакции Закона УР от 08.06.2005 года № 24-РЗ) установлена налоговая ставка в размере 2,2 процента, для жилищных, жилищно-строительных и жилищно-накопительных кооперативов в отношении принадлежащего им жилищного фонда установлена налоговая ставка в размере 0,01 процента.

Таким образом, в настоящее время налоговые ставки по Удмуртской Республике не определены, следовательно, налогообложение необходимо производить по налоговым ставкам, указанным в пунктах 1 и 3 статьи 380 НК РФ.

4. Внесены изменения в форму налоговой декларации по налогу на имущество, а также в формат налогового расчета по авансовому платежу по налогу на имущество организаций.

Приказом ФНС России от 24.11.2011 года № ММВ-7-11/895 «Об утверждении форм и форматов представления в электронном виде налоговой декларации и налогового расчета по авансовому платежу по налогу на имущество организаций и порядков их заполнения» утверждены формы и форматы налоговой отчетности. Приказом ФНС России от 05.11.2013 года № ММВ-7-11/[email protected] «О внесении изменений в приложения к приказу ФНС России от 24 ноября 2011 года № ММВ-7-11/895 «Об утверждении форм и форматов представления в электронном виде налоговой декларации и налогового расчета по авансовому платежу по налогу на имущество организаций и порядков их заполнения» (зарегистрировано в Минюсте России 19.12.2013 года № 30649) внесены изменения в Приказ ФНС России от 24.11.2011 года № ММВ-7-11/895.

Данный документ официально вступил в силу 31.12.2013 года (изменения, внесенные Приказом ФНС России от 05.11.2013 года № ММВ-7-11/[email protected], вступили в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования (опубликован в «Российской газете» — 20.12.2013 года) и применяются начиная с представления налоговой декларации по налогу на имущество организаций за налоговый период 2013 года). Новая форма расчета по авансовым платежам необходимо применять с отчетности за первый квартал 2014 года.

В разделе 2 декларации появилась новая строка 270, в которой необходимо отразить остаточную стоимость всех учтенных на балансе основных средств по состоянию на 31 декабря налогового периода, за исключением остаточной стоимости имущества, не облагаемого налогом согласно подпунктам 1 — 7 пункта 4 статьи 374 НК РФ.

II. Вопрос: порядок исчисления и уплаты налога на имущество организаций в отношении индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН.

Ответ: В соответствии со статьей 373 НК РФ,«1. Налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе — налогоплательщики) признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 настоящего Кодекса.», т.е. плательщиками налога на имущество организаций являются организации — юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ (далее — российские организации), а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории РФ (далее — иностранные организации), определение которых дано в статье 11 НК РФ. Следовательно, индивидуальные предприниматели не являются плательщиками налога на имущество организаций.

Согласно статье 346.11. НК РФ, «3.Применение упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 2, 4 и 5 статьи 224 настоящего Кодекса), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности) . ».

Таким образом, индивидуальные предприниматели не являются плательщиками налога на имущество организаций. При применении индивидуальными предпринимателями упрощенной системы налогообложения, они освобождаются от обязанности по уплате налога на имущество физических лиц в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности.

23.04.2014 года

Юридическая компания «Бизнес-Аналитика»

Смотрите еще:

  • Парковка штраф коап Какой штраф за неправильную парковку в разных местах? Последние годы активно развивается проблема неправильной парковки, езды по тротуарам. Понимая, что с этой проблемой нужно бороться, […]
  • Исполнение бюджета 2014 доклад Аналитика // Экономика и финансы А. Силуанов. Доклад oб исполнении федерального бюджета за 1 полугодие 2014 г 11 сентября 2014 г А. Силуанов выступил на заседании Правительства с докладом […]
  • Возврат 13 процентов при покупке квартиры работающим пенсионерам Возврат подоходного налога при покупке квартиры пенсионером в 2017 году ​ помещения не может.​ вариант вернуть налог​ на двоих получать​ годы.​ выхода их на​ понятия, как «налоговый​ 900 […]
  • Если не платить алименты пол года что будет За каждый день просрочки по уплате алиментов можно будет требовать неустойку Около 600 тыс. детей, которые живут в неполных семьях, сейчас не получают алименты Власти всерьез решили […]
  • Нк рф 2014 ст 220 Нк рф 2014 ст 220 Как и в других случаях. Ничем не отличается. Можно обратиться в специальную фирму, вам там все декларации заполнят:good: за денежку:blush: конечно. Вообще-то здесь […]
  • Отказ от доли в материнском капитале одного из детей Эксперты советуют отказаться от практики дарения долей в праве на имущество, приобретенное за счет средств материнского капитала Согласно действующему законодательству жилое помещение, […]
Закладка Постоянная ссылка.

Обсуждение закрыто.