Как суд разрешает земельный спор

Глава 25. РАЗРЕШЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ СПОРОВ.

Статья 158. Органы, разрешающие земельные споры.
1. Земельные споры разрешаются судами, органами местного самоуправления и органами исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов.
2. Исключительно судом разрешаются земельные споры по поводу владения, пользования и распоряжения земельными участками, находящимися в собственности граждан и юридических лиц, а также споры по разграничению территорий сел, поселков, городов, районов и областей.
3. Органы местного самоуправления разрешают земельные споры в границах населенных пунктов относительно границ земельных участков, находящихся в собственности и пользовании граждан, и соблюдения гражданами правил добрососедства, а также споры по разграничению границ районов в городах.
4. Органы исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов разрешают земельные споры относительно границ земельных участков вне границ населенных пунктов, расположения ограничений в использовании земель и земельных сервитутов.
5. В случае несогласия собственников земли или землепользователей с решением органов местного самоуправления, органа исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов спор разрешается судом.

Статья 159. Порядок рассмотрения земельных споров органами местного самоуправления и органами исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов.
1. Земельные споры рассматриваются органами исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов и органами местного самоуправления на основании заявления одной из сторон в месячный срок со дня подачи заявления.
2. Земельные споры рассматриваются при участии заинтересованных сторон, которые должны быть заблаговременно уведомлены о времени и месте рассмотрения спора. В случае отсутствия одной из сторон при первом разрешении вопроса и отсутствия официального согласия на рассмотрение вопроса рассмотрение спора переносится. Повторное отложение рассмотрения спора может иметь место лишь по уважительным причинам.
3. Отсутствие одной из сторон без уважительных причин при повторном рассмотрении земельного спора не приостанавливает его рассмотрение и принятие решения.
4. В решении органа местного самоуправления или органа исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов определяется порядок его выполнения.
5. Решение передается сторонам в 5-дневный срок со времени его принятия.

Статья 160. Права и обязанности сторон при рассмотрении земельных споров.
Стороны, участвующие в земельном споре, имеют право знакомиться с материалами по этому спору, делать из них выписки, принимать участие в рассмотрении земельного спора, представлять документы и другие доказательства, возбуждать ходатайства, давать устные и письменные объяснения, возражать против ходатайств и доказательств другой стороны, получать копию решения по земельному спору и, в случае несогласия с этим решением, обжаловать его.

Статья 161. Исполнение решения органов исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов и органов местного самоуправления по земельным спорам.
1. Решение соответствующих органов исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов, органов местного самоуправления вступает в силу с момента его принятия. Обжалование указанных решений в суде приостанавливает их исполнение.
2. Исполнение решения по земельным спорам осуществляется органом, принявшим это решение.
3. Исполнение решения не освобождает нарушителя от возмещения убытков или потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства вследствие нарушения земельного законодательства.
4. Исполнение решения по земельным спорам может быть приостановлено или его срок может быть продлен вышестоящим органом или судом.

Органы, которые решают земельные споры, порядок их рассмотрения и решения

Действующий ЗК несколько изменил систему органов, которые могут рассматривать и решать земельные споры. Согласно ст. 158 ЗК такие споры они решаются судами, органами местного самоуправления и органами исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов. Причем указанная норма предусматривает определенное разграничение компетенции этих органов. Так, исключительно судом решаются земельные споры по поводу владения, пользования и распоряжения земельными участками, находящимися в собственности граждан и юридических лиц, а также споры о разграничении территорий сел, поселков, городов, районов и областей. Органы местного самоуправления решают споры в пределах населенных пунктов относительно границ земельных участков, находящихся в собственности и пользовании граждан, и соблюдения гражданами правил добрососедства, а также споры о размежевании границ районов в городах. Органы исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов разрешают споры относительно границ земельных участков за пределами населенных пунктов, установления ограничений в использовании земель и земельных сервитутов.

Рассмотрение и решение земельных споров органами местного самоуправления или органами исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов не лишает участников спора права на обращение в суд. Согласно ч. 5 ст. 158 ЗК в случае несогласия собственников земли или землепользователей с решением органов местного самоуправления или органов исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов спор разрешается судом. Принимая во внимание резкое увеличение количества земельных споров, усложнение их рассмотрения и практической актуализации содержания было бы целесообразным принятие специального законодательного акта об их рассмотрении и решения. Детальное законодательное урегулирование условий и порядка рассмотрения и разрешения земельных споров является насущной потребностью практики современного реформирования земельных отношений.

Разрешение земельных споров судами сейчас достаточно распространено. Согласно п. 2 постановления Пленума Верховного Суда Украины «О практике применения судами земельного законодательства при рассмотрении гражданских дел» по общему правилу, разграничение между судами общей юрисдикции подведомственности земельных и связанных с земельными отношениями имущественных споров происходит в зависимости от субъектного состава их участников. Так, общим судам подведомственны земельные споры в случае, если хотя бы одной из сторон, участвующих в деле, является гражданин. Хозяйственными судами разрешаются земельные споры с участием предприятий, учреждений, организаций, других юридических лиц, а также граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без создания юридического лица и в установленном порядке приобрели статус субъекта предпринимательской деятельности.

Исходя из соответствующих положений Конституции, ЗК, ГПК и ХПК, а также указанного постановления, судам подведомственны дела по заявлениям, в частности: по поводу владения, пользования, распоряжения земельными участками, находящимися в собственности граждан или юридических лиц, и признании недействительными государственных актов о право собственности и право постоянного пользования земельными участками, о праве граждан на земельную долю (пай) при приватизации земель государственных и коммунальных сельскохозяйственных предприятий, учреждений и организаций, использование при этом земельных участков из мелиоративными системами о распределении несельскохозяйственных угодий при ликвидации сельскохозяйственных предприятий, учреждений , организаций, о признании недействительным отказа в рассмотрении заявлений граждан о бесплатной передаче в собственность (приватизации) земельных участков из земель государственной или коммунальной собственности для ведения фермерского и личного крестьянского хозяйства, садоводства, строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных зданий и сооружений, дачного дома и индивидуального гаража, о признании недействительным отказа в предоставлении в постоянное пользование земельных участков юридическим лицам, о признании незаконным отказа в продаже земельных участков из земель государственной или коммунальной собственности гражданам и юридическим лицам, имеющим право на получение этих участков в собственность, а также иностранным государствам; об урегулировании споров, связанных с арендой земли, о установления и прекращения действия земельных сервитутов; о принудительном прекращении права на земельный участок из предусмотренных законом оснований, о недействительности отказа в рассмотрении заявления о согласовании места расположения объекта, относительно которого нарушается вопрос об изъятии (выкупе) земельного участка; об урегулировании споров по проведению разведывательных работ на землях, находящихся в собственности или пользовании граждан или юридических лиц, о решении имущественных споров, связанных с земельными отношениями, в том числе о возмещении собственникам и землепользователям убытков, причиненных изъятием (выкупом) определенных угодий, ограничением их прав или нарушением земельного законодательства, о возмещении расходов сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства, о признании недействительными договоров купли-продажи, дарения, залога, обмена земельных участков, заключенных с нарушением установленного законом порядка, о возвращении самовольно занятого земельного участка или об освобождении земельного участка лицом, занимающим ее без должных на то оснований, о разрешении споров относительно разграничения территорий сел, поселков, городов, районов и областей; о решении земельного спора, согласно определенной ЗК компетенции рассматривался органом местного самоуправления или органом исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов, по решению которого одна из сторон в земельном споре не соглашается.

В п. 4 указанного постановления Пленума Верховного Суда предусмотрено, что суды рассматривают дела по спорам о границах земельных участков, находящихся в собственности или пользовании граждан-заявителей, которые не соглашаются с решением органа местного самоуправления или органа исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов. Указанные споры подлежат рассмотрению местными судами независимо от того, рассматривались они предварительно органом местного самоуправления или органом исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов или нет. Решения этих органов относительно такого спора не может быть основанием для отказа в принятии заявления или для закрытия производства в возбужденном деле.

Безусловно, приведенный перечень земельных споров, рассматриваются и решаются в судебном порядке не является исчерпывающим. Так, с принятием Закона «О разграничении земель государственной и коммунальной собственности» появилась новая категория споров, рассматриваемых органами судебной власти. Споры о разграничении земель государственной и коммунальной собственности, как правило, возникают между органами государственной власти и органами местного самоуправления разного уровня. Такие споры подлежат рассмотрению и разрешению хозяйственными судами.

Особенности решения земельных споров хозяйственными судами, возникающих между предприятиями, учреждениями и организациями как юридическими лицами, предусмотренные ГПК. Однако при их рассмотрении и решении должны применяться не только процессуальные нормы, но и нормы материального права. Это, в частности, касается рассмотрения и разрешения споров, возникающих в фермерском хозяйстве. Понятно, что земельные споры граждан с органами государственной власти и местного самоуправления по вопросам предоставления земельного участка для ведения фермерского хозяйства, а также споры по имущественным вопросам, связанных с земельными отношениями, с участием граждан, являющихся членами фермерского хозяйства, подведомственны судам общей юрисдикции. Однако, поскольку фермерские хозяйства являются юридическими лицами, их земельные споры с другими юридическими лицами, в том числе о предоставлении или продаже земельного участка из земель государственной или коммунальной собственности для расширения хозяйства, подведомственные хозяйственным судам.

Особенности рассмотрения и разрешения земельных споров хозяйственными судами обращается внимание в обзорном письме Высшего хозяйственного суда Украины от 30 ноября 2007 г. № 01-8/918 «О некоторых вопросах практики решения споров, связанных с арендой земельных участков». Также следует обратить внимание, что когда одним из участников земельного спора является иностранный субъект права или предприятие, принадлежащие иностранным инвесторам, международным организациям и объединениям, спор может рассматриваться хозяйственным судом при наличии договора между сторонами о его рассмотрении в хозяйственном суде. Это связано с особенностями юрисдикционного статуса иностранных предприятий и допустимостью применения к ним процессуальных норм национального законодательства.

Согласно п. 7 постановления Пленума Верховного Суда Украины «О практике применения судами земельного законодательства при рассмотрении гражданских дел» подведомственны судам споры, связанные с земельными отношениями, рассматриваются в исковом производстве. По заявлению стороны, которая не соглашается с решением органа местного самоуправления или органа исполнительной власти по земельному спору, суд проверяет правильность этого решения и решает спор по существу. При рассмотрении земельных споров о защите прав собственников земельных участков, стороной в которых является гражданин, применяется трехлетний срок исковой давности, если иное не предусмотрено законом. Если для определенных правоотношений, связанных с осуществлением права собственности на землю или пользования ею, законом установлены иные сроки обращения в суд за разрешением спора, применяются установленные сроки.

Разрешение земельных споров органами местного самоуправления осуществляется соответствующими советами в соответствии с полномочиями, которые прямо предусмотрены в земельном законодательстве. Они закреплены для областных советов — ст. 8, для Киевской и Севастопольской городских советов — ст. 9 и для сельских, поселковых, городских советов — ст. 12 ЗК. При этом органы местного самоуправления согласно ч. ст. 158 ЗК решают земельные споры, возникающие в отношении земель соответствующих населенных пунктов относительно границ земельных участков, находящихся в собственности или в пользовании граждан, то есть пограничные споры, и споры относительно соблюдения гражданами правил добрососедства, а также споры о размежевании границ районов в городах.

Отметим что межевые споры и споры, возникающие в связи с отклонениями от правил добрососедства, являются относительно новыми видами споров. Критерии определения границ земельных участков и содержание требований относительно добрососедства предусмотренные гл. 17 ЗК. Так, споры соблюдения правил добрососедства, т. е. избрания собственниками и землепользователями таких способов использования земельных участков в соответствии с их целевым назначением, при которых собственникам и землепользователям соседних земельных участков причиняется наименее неудобств (затенение, задымление, неприятные-запахи, шумовое загрязнение и т. п. ), подлежат рассмотрения соответствующими органами местного самоуправления. Что касается споров о размежевании границ районов в городах, то их решения носит самоуправляемый характер.

Разрешение земельных споров органами исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов сохраняет свои административные признаки и осуществляется государственными органами. Это определяется самой категорией споров, к которым отнесены земельные споры относительно границ земельных участков за пределами населенных пунктов, расположение: ограничений в использовании земель и относительно земельных сервитутов, Возникновение таких споров может иметь место, например, в случаях отклонения от требований содержания земельных сервитутов, предусмотренных гл. 16 ЗК, реализации права пользования чужим земельным участком для сельскохозяйственных нужд или для застройки, закрепленных в гл. 16-1 ЗК, или несоблюдение ограничений, установленных нормами гл. 18 ЗК.

Согласно ч. 4 ст. 158 ЗК органы исполнительной власти с земельным ресурсам решают земельные споры, относительно границ земельных участков, расположенных за пределами населенных пунктов, а также расположении ограничений в использовании земель и земельных сервитутов. При таком охвата органами исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов указанного вида земельных споров не остаются споры для решения областными и районными советами, о которых говорится в ст. ст. 8, 10 ЗК. Можно предположить, что органы исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов разрешают земельные споры относительно границ земельных участков государственной собственности, находящиеся за пределами населенных пунктов, а областные и районные советы вправе решать аналогичные пограничные споры относительно земельных участков коммунальной собственности, но прямого указания на это в смысле рассматриваемой земельно-правовой нормы нет.

Однако из содержания приведенной земельно-правовой нормы следует несколько выводов. Известно, что органом центральной исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов в области земельных отношений в настоящее время является Госкомзем, а его местными органами являются соответствующие управления в областях и отделы в районах. Однако в ст. 15 ЗК, посвященной полномочиям центрального органа исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов, не предусмотрено функций указанного органа по решению им земельных споров, а полномочия местных органов исполнительной власти в области земельных отношений вообще не определены в ЗК. Не предусмотрены такие функции и для местных государственных администраций, а, следовательно, нет и возможности делегировать такие полномочия региональным и местным органам специального управления земельными ресурсами.

Можно было бы удовлетвориться указанием приведенной земельно-правовой нормы на то, что орган центральной исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов уполномочен решать другие вопросы в области земельных отношений. Однако его компетенция по решению земельных споров не урегулирована на законодательном уровне. ЗК все же требует решения земельных споров в соответствии с законом.

Условия и порядок рассмотрения и разрешения земельных споров включают наличие ряда предусмотренных законодательством правовых требований, определяющих правомерность оснований земельного спора и правомочность участия в его рассмотрении. К ним надо отнести владения субъективным правом на конкретный земельный участок и реальное нарушение этого права, препятствование удовлетворению необходимых потребностей и законных потребностей собственника земельного участка или землепользователя, наличие предмета земельного спора и установления границ правовых требований со стороны его сторон, обращение в компетентный орган за защитой нарушенного субъективного права и т. п. . Это могут быть обнаружены как в процессе подготовки дела к рассмотрению, так и при решении земельного спора по существу.

Наибольшую сложность для органов, рассматривающих земельные споры, составляют вопросы отделения настоящих (реальных) нарушений субъективных прав и законных интересов землевладельцев и землепользователей от допущенных (мнимых) нарушений, вызванных юридической неосведомленностью. Правовые последствия рассмотрения таких споров разные. В первом случае будет иметь место восстановления нарушенных земельных прав, а во втором — сохранение существующего правового состояния. Поэтому предварительная подготовка земельных споров к рассмотрению с целью определения условий правомерности возбуждения спора и правомочия участия в их рассмотрении, имеет важное значение для правильного и обоснованного их решения.

Необходимость досудебной подготовки земельных споров к рассмотрению обращается внимание и в постановлении Пленума Верховного Суда Украины «О практике применения судами земельного законодательства при рассмотрении гражданских дел». Так, согласно п. 25 указанного постановления, в частности, по делам об установлении порядка пользования земельным участком совладельцев жилого дома необходимо истребовать: документы о предоставлении его для строительства и обслуживания жилого дома и хозяйственных построек; план земельного участка, отведенного в натуре (на местности ) план этого участка с указанием его частей, находящихся в фактическом пользовании каждого из совладельцев, а также расположенных на нем зданий, плодово-ягодных насаждений; правоустанавливающие документы на дом с указанием размера долей каждого совладельца; договор или решение суда о разделе дома в натуре или определения порядка пользования им; договор о порядке пользования земельным участком.

При подготовке к рассмотрению дел о предоставлении земельного участка для ведения фермерского хозяйства принадлежит истребовать: документы об образовании, специальность или профессию истца, стаж его работы в сельском хозяйстве, место жительства; план расположения земельного участка; обоснование ее размера и перспектив деятельности фермерского хозяйства; документы конкурсной комиссии о рассмотрении заявления и прохождения конкурсного отбора; проект отвода земельного участка, разработанный организацией, имеющей на это соответствующее разрешение (лицензию).

В делах о возмещении убытков или вреда необходимо истребовать: акт соответствующей комиссии, созданной Киевской, Севастопольской городскими советами, районной государственной администрацией или исполнительным комитетом городского (городов областного значения) совета для определения размера убытков, причиненных собственникам земли и землепользователям, утвержденный органом, который создал эту комиссию; проект мероприятий для приведения в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, земельных участков, предоставленных во временное пользование, и смету расходов на это, документы о стоимости работ по приведению в прежнее состояние испорченных или поврежденных земель; справку надлежащей службы районной государственной администрации о средней урожайности соответствующих культур; справку о рыночной цене этих культур.

В случае, когда для выяснения обстоятельств, имеющих значение для дела, необходимы специальные знания, судья при подготовке дела к рассмотрению, а суд — во время ее рассмотрения могут назначить проведение соответствующей экспертизы с соблюдением требований ст. 57 ГПК. Приведены требования предварительной подготовки земельных дел к рассмотрению зависимости от их содержания, видов и состава участников, важны не только для органов судебной власти, но и для органов местного самоуправления и органов исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов.

Требования к условиям и порядку разрешения земельных споров при их судебном разбирательстве предусмотренные соответствующими нормами ГПК и ХПК. их судебное разбирательство осуществляется определенным определенным в законе составом суда и в предусмотренные сроки, а завершается принятием соответствующего решения с определением порядка вступления в силу, его обжалования и исполнения с соблюдением требований, предъявляемых для судебных решений.

Несколько иной порядок установлен ЗК для решения земельных споров органами местного самоуправления и органами исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов. Самоуправляющийся и административный порядок рассмотрения земельных споров предусматривают обращение в указанные органы, сроки рассмотрения споров ними, процедуру их рассмотрения и некоторые другие требования. Так, согласно ст. 159 ЗК земельные споры рассматриваются органами исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов и органами местного самоуправления на основании заявления одной из сторон в месячный срок со дня подачи заявления. Они рассматриваются с участием заинтересованных сторон, которые должны быть заблаговременно уведомлены о времени и месте рассмотрения спора. В случае отсутствия одной из сторон при первом решении вопроса и отсутствия официального согласия на его рассмотрение вопросы, рассмотрение спора переносится. Повторное откладывание рассмотрения земельного спора может иметь место лишь по уважительным причинам.

Согласно содержанию указанной земельно-правовой нормы отсутствие одной из сторон без уважительных причин при повторном рассмотрении земельного спора не приостанавливает его рассмотрения и принятия соответствующего решения. В решении органа местного самоуправления или органа исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов определяется порядок его исполнения. Принятое решение передается сторонам спора в 5-дневный срок с момента его принятия.

Поскольку рассмотрение земельных споров органами исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов относится к административного порядка их решения, то в процессе их рассмотрения, решения и исполнения могут применяться соответствующие нормы КоАП.

При решении земельных споров органами местного самоуправления последние должны руководствоваться не только ЗК, но и положениями Закона «О местном самоуправлении в Украине».

Поскольку местные советы не являются постоянно действующими органами, а работают в сессионном режиме, предусмотренном ст. 46 Закона «О местном самоуправлении в Украине» (сессии созываются по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал), то соблюдение установленного месячного срока для рассмотрения ими земельных споров является проблематичным. На самом деле, трудно представить, что сессия совета будет созвана для рассмотрения земельного спора только ради соблюдения установленного ЗК срока для его рассмотрения. С целью соблюдения указанного срока разрешения споров, местные советы делегируют свои полномочия по их рассмотрения органам государственной исполнительной власти или исполнительным органам местного самоуправления, с последующим утверждением принятых ими решений на очередной сессии совета. В целом это не противоречит ст. ст. 27, 33, 44 и другим нормам Закона «О местном самоуправлении в Украине».

Права и обязанности сторон при рассмотрении земельных споров имеют важное значение для их объективного и обоснованного решения. Так, согласно ст. 160 ЗК стороны, участвующие в земельном споре, имеют право знакомиться с материалами по этому спору, делать из них выписки, участвовать в рассмотрении земельного спора, представлять документы и иные доказательства, заявлять ходатайства, давать устные и письменные объяснения, возражать против ходатайств и доказательств другой стороны, получать копию решения по земельному спору, и в случае несогласия с этим решением, обжаловать его. При судебном рассмотрении земельного спора, стороны наделены всеми процессуальными правами, предусмотренными для участников судебного процесса.

Выполнение решений органов исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов и органов местного самоуправления по земельным спорам является конечной целью их рассмотрения и решения. Поэтому указанные органы должны принять реалистичных мер по исполнению решения уже на стадии его принятия. Согласно ст. 161 ЗК решения соответствующих органов исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов или органов местного самоуправления вступает в силу с момента его принятия. Однако обжалования указанных решений в суде приостанавливает их исполнение.

Земельные споры и помощь в их разрешении через суд

Спор представляет собой взаимное притязание 2-ух или же нескольких лиц (т.е. сторон). Это притязание чаще всего касается одного и того же объекта и может быть разрешен только посредством состязания (доказывания словесного, отстаивания собственной точки зрения) на протяжении судебного процесса. К примеру, гражданин, который вынужден провести мероприятия, связанные с устранением сорной растительности на соседних участках, поскольку эти сорняки стали постепенно заражать его участок, может предъявить иск к нарушителям правил по борьбе с сорняками.

Это будет специальный иск о возмещении понесенных расходов. В случае если нарушитель будет отказываться возместить эти расходы, суд обяжет его возместить вред. Обе стороны, получается, имеют определенные притязания на стоимость расходов. Получается так, что одной нужно оплатить, а второй кажется, что она не должна ничего платить.

Земельный спор представляет собой обсуждение и поступательное доказывание имеющихся прав на землю, которое происходит с точным соблюдением прописанной процессуальной процедуры на основании равноправия всех участников земельных правоотношений перед законом.

Предметом спора земельного становится любая конфликтная ситуация. Она связывается с земельным участком, границами его, а также размерами и прочее.

Сторонами в спорах, кроме собственников земли и других пользователей, становятся юрлица и физлица, которые нарушили их законные интересы. Плюс могут выступать в этом качестве и органы власти, органы управления, которые приняли решение по земельным вопросам.

Земельные споры касаются по большей части возникновения, прекращения, изменения прав пользователей земельными участками и землей. Споры возникают как между непосредственными пользователями земельными участками, землей, так и между органами по государственному регулированию земельных отношений и землепользователями.

Разрешение земельного спора представляет собой правоотношение, которое полностью урегулировано нормами земельного, гражданско-процессуального, гражданского, арбитражно-процессуального права.

Специфичность подобных споров заключается в их объекте. По большей части это земля. Представленный объект фигурирует как прямо, так и косвенно. К примеру, очень специфичными представляются споры, которые связан с предоставлением, изъятием и установлением порядка пользования землей, порядка возмещения тех затрат, которые возникают в связи с земельными спорами, земельными отношениями.

Земельные споры классифицированы могут быть зависимости от имеющегося порядка и по их рассмотрению. Это административные и судебные. Если касаться более детально других классификаций, то они могут быть осуществлены по объекту, а также субъекту спора, некоторым иным основаниям.

Земля представляет собой основное национальное богатство. Оно находится под тщательной охраной со стороны государства. Подобное определение земли закрепляется в действующем Земельном кодексе Украины. Это вполне понятно, поскольку земля представляет собой важнейшее национальное богатство, оно играет важнейшую роль в государственной экономике.

В частности, представляет собой основное средство производства, здесь размещаются наиболее важные производственные мощности в сфере промышленности, здесь же возводятся жилые помещения для граждан. Фактически земля – условие для существования биологических индивидов.

Несмотря на существенный массив законодательства, в государстве земельные правоотношения регулируются недостаточно. Причина этого заключается как минимум в существовании большого числа законов, подзаконных актов, которые регулируют в определенной степени тот или иной аспект правоотношений. И разобраться порой в таких правоотношениях очень сложно.

Они требуют проведения тщательного, детального анализа.

На фоне имеющегося отсутствия единого нормативно-правового акта, который мог быт дать ответы на все вопросы, охватить большинство аспектов земельно-правовых отношений, возникают нарушения существующих земельных прав. А это становится причиной возникновения земельных споров.

Земельные споры представляют собой такой вид правоотношений, который связан с разрешением разногласий, возникающих вследствие нарушений права собственности, а также нарушений права пользования участком.

Могут возникать вопросы, проблемы и с отводом, изъятием у субъекта земли.

Органы, которым предоставлено право на разрешение земельных споров на территории Украины:

  • органы местного самоуправления;
  • суды;
  • органы исп. власти, если дело касается земельных ресурсов.

Судами (и только судами) разрешаются все земельные споры, которые касаются вопросов пользования, владения и распоряжения участками. Они находятся в собственности граждан, а также могут принадлежать на определенном праве юридическим лицам. Плюс на плечи судов ложатся и споры по размежеванию территорий поселков, сел, городов, областей, районов.

Органами местного самоуправления решаются земельные споры только в пределах населенных пунктов и по таким вопросам:

  • границы земельных участков (они должны находиться в собственности или же в пользовании),
  • соблюдения правил добрососедства,
  • соблюдение границ районов на территории городов.

Органы исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов разрешают земельные споры – за пределами населенных пунктов – относительно границ земельных участков, ограничений в использовании участков и земельных сервитутов.

В случае наличия несогласия владельцев или же землепользователей с принятыми решениями данных органов все споры решает суд.

В любом из указанных случаев субъекту предоставляется право обратиться в суд по любому вопросу.

Описать все возможные варианты по возникновению земельных споров, все возможные пути их разрешения на практике оказывается очень сложно.

На кого возложено решение межевых споров (споры размера земельного участка, границы) в черте города (села)?

Вопросы решения споров, в том числе, касающиеся размера земельных участков, установления границ земельных участков регулируются Главой 25 Земельного кодекса Украины.

Согласно ч. 1 ст. 158 Земельного кодекса Украины к органам, имеющим право решать земельные споры относятся:

• органы местного самоуправления;

• органы исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов.

Суды решают земельные споры по поводу:

— Владение, пользование и распоряжение земельными участками, которые находятся в собственности граждан и юридических лиц;

— Споры о разграничении территорий сел, поселков, городов, районов и областей.

Органы местного самоуправления решают земельные споры в пределах населенных пунктов относительно:

— Границ земельных участков, находящихся в собственности и пользовании граждан;

— Соблюдение гражданами правил добрососедства;

— Размежевании границ районов в городах.

К сведению! Органы исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов разрешают земельные споры относительно границ земельных участков за пределами населенных пунктов, расположении ограничений в использовании земель и земельных сервитутов.

Имейте в виду! Согласно ст. 124 Конституции Украины юрисдикция судов распространяется на все правоотношения, возникающие в государстве. А поэтому при возникновении любых межевых споров, даже не обращаясь в органы местного самоуправления, лицо имеет право обратиться непосредственно в суд для защиты своих прав и интересов. Данную позицию подтвердил в своем Постановлении от 16 апреля 2004 года № 7 «О практике применения судами земельного законодательства при рассмотрении гражданских дел» Пленум Верховного суда Украины и определил, что дела по спорам о границах земельных участков, находящихся в собственности или пользовании граждан-заявителей подлежат рассмотрению местными судами независимо от того, рассматривались они предварительно органом местного самоуправления или органом исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов или нет.

Таким образом, решение пограничных споров (споры размера земельного участка, границы) в черте города (села) осуществляется органами местного самоуправления и судом.

Порядок разрешения пограничных споров судами определяется в соответствии процессуальным законодательством Украины.

Рассмотрение и разрешение земельных споров органами местного самоуправления осуществляется в порядке, определенном статьями 159-161 Земельного кодекса Украины, и в общем выглядит так:

1. Лицо для решения земельного спора должно подать в орган местного самоуправления (городской, сельской, поселкового совета) заявление.

2. Орган местного самоуправления с участием заинтересованных лиц в срок 1 месяц рассматривает поданное заявление.

3. Орган местного самоуправления принимает решение о поданного заявления и определяет порядок, как следует выполнить данное решение.

4. Стороны спора получают решение местного органа самоуправления в течение 5 дней с момента его принятия.

5. Исполнение решения осуществляет орган, принявший решение — орган местного самоуправления.

Обратите внимание! Решение органа местного самоуправления вступает в силу с момента его принятия. Выполнение его может быть приостановлено в случае обжалования данного решения одной из сторон в суде.

Материал разработан Земельным союзом Украины по заказу ПРООН

2. Органы, уполномоченные разрешать земельные споры и их компетенция

В Российской Федерации действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Федерации, составляющие судебную систему России.

Конституционный Суд РФ является судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства. В тех случаях, когда у суда общей юрисдикции возникают сомнения в вопросе о том, соответствует ли Конституции РФ применяемый или подлежащий применению по конкретному делу закон, .суд вправе обратиться в Конституционный Суд РФ с соответствующим запросом. Конкретные земельные споры Конституционный Суд РФ не рассматривает.

Суды общей юрисдикции рассматривают дела по земельным спорам, если хотя бы одной из сторон является гражданин, не имеющий статуса предпринимателя, либо когда такой статус имеется, но дело возникло не в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, а также по жалобам указанных лиц на решения местной администрации по земельным вопросам. Судам, в частности, подведомственны:

а) требования о признании неправомерным отказа местной администрации в предоставлении земельного участка, в том числе для создания крестьянского (фермерского) хозяйства, ведения личного подсобного хозяйства, строительства индивидуального жилого дома, для индивидуального садоводства и огородничества, сенокошения, выпаса скота; б) жалобы на в регистрации и выдаче соответствующей администрацией государственных актов, удостоверяющих право собственности на землю, а также на отказ в регистрации заключенного договора аренды земли;

в) требования о признании неправомерными прекращения местной администрацией права собственности на землю и пользования земельными участками и их аренды;

г) жалобы собственников земельных участков и землепользователей на решение местной администрации о предварительном согласовании места размещения объекта, для строительства которого необходимо изъятие земельного участка для государственных и общественных нужд;

д) жалобы собственников участков земли, арендаторов о признании недействительными актов, изданных государственными и иными органами не в соответствии с их компетенцией либо с нарушением требований законодательства;

е) требования о признании преимущественного права наследования земельного участка после смерти главы крестьянского (фермерского) хозяйства, а также о преимущественном праве наследования земельного участка для, ведения личного подсобного хозяйства, жилищного, дачного, гаражного строительства, ведения предпринимательской деятельности, для садоводства и животноводства, а также о наследовании права аренды;

ж) требования о признании неправомерным отказа администрации в предоставлении служебного надела, а также отказа в сохранении права пользования служебным наделом за лицами, перечисленными в законе;

з) требования о возмещении убытков, причиненных изъятием, выкупом или временным занятием земельных участков для государственных и общественных нужд, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей или ухудшением качества земель в результате влияния, вызванного деятельностью предприятий, учреждений, организаций и граждан;

и) требования о возмещении убытков, причиненных в результате неправомерного занятия земельного участка, его загрязнением, порчи и других нарушений прав собственников земельных участков, землевладельцев и земле — пользователей;

к) требования о возмещении убытков, понесенных собственником земли, землепользователем в связи с проведе-

10 — 6092 нием изыскательских работ;

л) требования о возмещении местной администрацией стоимости произведенных затрат на улучшение земель в случае добровольного прекращения права пожизненного наследуемого владения и пользования земельными участками и их аренды, а также требования местной администрации к землевладельцу или землепользователю о возмещении ущерба, связанного с ухудшением качественного состояния и порчей земли;

м) жалобы на решения местной администрации о предоставлении земельного участка другим лицам, которыми ущемлены права и охраняемые законом интересы собственника, землепользователя (например, собственники в результате решения местной администрации лишены подъезда к своим земельным участкам);

и) споры между собственниками индивидуальных жилых строений, расположенных на смежных (соседних) земельных участках, об устранении препятствий в пользовании земельным участком, в том числе когда оспариваются его границы и размеры;

о) споры между садоводческим некоммерческим объединением и его членами, споры членов такого объединения между собой, а также споры между супругами, в том числе и бывшими, по поводу раздела земельного участка или определения порядка пользования этим участком;

п) споры между членами дачного некоммерческого объединения и названным объединением по поводу пользования земельным участком и его раздела95.

Неподведомственны судам споры и жалобы, связанные с предоставлением земель, их изъятием для государственных и общественных нужд, прекращением прав на землю, по вопросам аренды, отчуждения и приобретения земельных участков, а также иные земельные и имущественные споры, связанные с земельными отношениями, когда его участниками являются предприятия, их объединения, организации любых организационно-правовых форм, а также граждане и их объединения, самостоятельно осуществ- ляющие предпринимательскую деятельность, в том числе ведущие крестьянское (фермерское) хозяйство, поскольку указанные дела относятся к юрисдикции арбитражного суда.

В случае отказа в предоставлении земельного участка заявление, с которым гражданин обращается в суд, должно содержать указание о цели использования и размерах земельного участка, который истец просит обязать местную администрацию предоставить ему в собственность, а также местоположение этого участка.

Проверяя законность и обоснованность отказа местной администрации в предоставлении земельного участка, суд выясняет: имеются ли условия, при наличии которых гражданин может претендовать на получение участка, местоположение, размер, пригодность земельного участка, по поводу которого возник спор, для использования в целях, указанных истцом, а также реальную возможность предоставления ему этого участка.

Рассмотрим некоторые более конкретные аспекты земельных споров, встречающихся в работе судов общей юрисдикции.

В частности, такие споры могут возникнуть в связи с отказом в предоставлении гражданину земельного участка * либо прекращением его собственности, владения или пользования земельным участком. Суд, признав жалобу обоснованной, выносит решение о признании права истца на земельный участок. Данное судебное решение является основанием, при наличии которого органы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним обязаны осуществить государственную регистрацию права на землю или сделки с землей в порядке, установленном законом (п. 2 ст. 59 ЗК РФ). Земельные споры возникают при нарушении местной администрацией порядка исполнения Указа Президента РФ от 7 марта 1996 г. № 337 «О реализации конституционных прав граждан на землю»1. В нем, например, установлено, что при передаче сельскохозяйственных угодий в собственность гражданам и юридическим лицам им бесплатно передаются в собственность земельные участки, занятые кустарником, мелколесьем и другими несельско- хозяйственными угодьями и расположенные между участками продуктивных земель в границах отводимого земельного массива. А земельные участки, выбывшие из сельскохозяйственного оборота, передаются бесплатно гражданам и юридическим лицам, получающим земельные участки впервые или дополнительно к имеющимся, для производства сельскохозяйственной продукции при условии финансирования ими не менее 50 процентов стоимости работ по освоению земель. Если гражданин или юридическое лицо встретят препятствия со стороны местной администрации в реализации названных земельных прав, они вправе обратиться с жалобой и защитой в судебные органы.

Аналогичные споры могут возникать при реализации Указа Президента РФ от 16 мая 1991 г. № 485 «О гарантиях собственникам объектов недвижимости в приобретении в со1 бственность земельных участков под этими объекта- ми»96. Указ предусматривает право приобретения в собственность земельных участков (долей земельных участков), на которых расположены ранее приватизированные здания, строения, сооружения, помещения, объекты незавершенного строительства, в первую очередь физическими и юридическими лицами — собственниками указанных объектов недвижимости. При отсутствии документов, подтверждающих права на земельный участок, он предостав- ? ляется в фактических границах существовавших (существующих) под приватизированными предприятиями на дату утверждения плана приватизации; под зданиями, строениями, сооружениями, помещениями, объектами незавершенного строительства — на дату вступления в силу права собственности на объект недвижимости.

Надо помнить также, что Пленум Верховного Суда РФ от 22 апреля 1992 г., о котором уже говорилось, подчеркнул также, что судам общей юрисдикции подведомственны требования граждан о признании неправомерным отказа местной администрации в предоставлении земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства, строительства индивидуального жилого дома, для индивидуального садоводства и огородничества, для создания крестьянского (фермерского) хозяйства. Таким образом, законодательная и судебная практика идут по пути всестороннего рассмотрения и разрешения судами земельных споров.

Проверяя законность и обоснованность отказа местной администрации в предоставлении земельного участка, суды выясняют, имеются ли условия, при наличии которых гражданин может претендовать на получение участка, выясняют местоположение, размер, пригодность земельного участка, по поводу которого возник спор, для использования в целях, указанных истцом, и выявляется также реальная возможность предоставления истцу этого участка. Выполняя эти требования, предписанные судам постановлением Верховного Суда РФ, районный суд возлагает на себя тем самым сложные землеустроительные функции, направленные на распоряжение землей, что, по мнению некоторых авторов J, выходит за пределы его полномочий.

Не совсем понятно разъяснение Пленума Верховного Суда РФ № 6 от 22 апреля 1992 г. о том, что суд вправе принять к производству и рассмотреть по существу требование гражданина, если его заявление о предоставлении земельного участка не было рассмотрено местной администрацией в предусмотренный срок. Надо ли понимать это разъяснение как обязанность суда указать в решении размер либо нахождение предоставляемого земельного участка, и реально предоставить судом этот участок в натуре, или только суд обязан вынести решение, обязывающее местную администрацию вынести решение о предоставлении земельного участка заявителю, то есть подтвердить его право на земельный участок, оставив на усмотрение местной администрации определение его размера и местонахождения.

Пленум Верховного Суда РФ требует, чтобы заявлении, с которым гражданин обращается в суд в случае отказа в предоставлении земельного участка, были указаны цель использования и размеры земельного участка, которые истец просит предоставить. В противном случае судья выносит определение об оставлении заявления без движения.

Аналогичную категорию конфликтов составляют споры по поводу жалоб граждан на отказ в регистрации и выдаче местной администрацией государственных актов, удосто- веряющих право собственности на землю либо на отказ в регистрации договора аренды земли. В эту группу входят также споры о признании неправомерными решений администрации в предоставлении служебного земельного надела либо о предоставлении земельных участков другим лицам с нарушением прав и законных интересов иных собственников либо землепользователей.

В судебной практике возможны иски членов сельскохозяйственных организаций о предоставлении им земельной доли в натуре. Право на владение земельной долей они получили в ходе аграрной реформы и реорганизации колхозов и совхозов. Как известно, Указом Президента РФ от 27 декабря 1991 г. № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» на органы исполнительной власти субъектов Федерации возлагалась обязанность установить предельные размеры земельных участков, предоставляемых крестьянским (фермерским) хозяйствам, а районные органы исполнительной власти обязаны были совместно с землеустроительными органами (ныне органы Росземкадастра) установить среднерайонные нормы бесплатной передачи земли в собственность граждан с учетом качества земли. Местной администрации предписывалось обеспечить контроль за реализацией прав членов колхозов и работников совхозов на беспрепятственный выход из них для создания крестьянских (фермерских) хозяйств. Руководителям хозяйств было предложено в течение одного месяца со дня подачи заявления о создании такого хозяйства выделять земельные доли для работника и членов его семьи в натуре. Среднерайонную норму земельной доли крестьянам-фермерам и земельный участок гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, жилищного строительства, огородничества в сельской местности разрешено было передавать в собственность бесплатно.

Право на получение земельной доли бесплатно в ходе аграрной и земельной реформы получили работники колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, пенсионеры этих хозяйств, проживающие на их территории, лица, занятые в социальной сфере на селе.

При определении земельной доли учитывались все сельскохозяйственные угодья в границах хозяйств, за исключением земель, переданных в ведение сельских, городских администраций, в том числе земель приусадебного фонда, участков, занятых пастбищами обще

ственного пользования, включенных в фонд перераспределения земель, используемых сортовых участков для испытания новых сортов сельскохозяйственных культур, переданных хозяйству в аренду. Размер индивидуальных земельных долей устанавливался независимо от трудового участия (вклада) работника и определялся в натуральном и стоимостном выражении. Выделение земельных долей в натуре лицам, выходящим из сельскохозяйственных предприятий (организаций), являлось обязательным, кроме случаев, предусмотренных п. 20-23 и 26 Положения о реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий, утвержденного постановлением Правительства РФ от 4 сентября 1992 г. Эти особенности распространялись на отдельные виды сельскохозяйственных предприятий, в частности, на племенные хозяйства, селекционные центры-, учебно-опытные хозяйства, птицефабрики, городские сельскохозяйственные организации либо расположенные в субтропической зоне.

Указ Президента РФ от 27 октября 1993 г. № 1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» расширил круг собственников земельных долей, имеющих право без согласия других собственников на выдел земельного участка в натуре не только для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, но и для сдачи земли в залог и аренду, расширения до установленной нормы участка, используемого под личное подсобное хозяйство и индивидуальное жилищное строительство.

Для ускорения процедуры оформления на зе

мельный участок и на выдел участка в натуре местная администрация согласно названному Указу была обязана рассматривать заявления граждан в месячный срок с момента их подачи, а копии решений о предоставлении земельного участка в собственность, о выделе земли либо об отказе в этом выдавать в семидневный срок с момента принятия решения. Соответствующие свидетельства о праве собственности на земельный участок должны выдаваться в течение десяти суток с момента принятия решения местной администрацией.

Названный нами Указ Президента РФ* еще раз подчеркнул, что все споры, связанные с приобретением, отчуждением земельных участков, а также другие земельные споры рассматриваются в судебном порядке. При этом местоположение земельного участка, выделяемого в счет земельных долей для образования крестьянского (фермерского) хозяйства, сельскохозяйственного кооператива, иных сельскохозяйственных организаций и личного подсобного хозяйства, определяется в месячный срок по согласованию между собственниками земельных долей. В случае разногласий решение принимает орган местного самоуправления. При решении этого вопроса должно быть обеспечено компактное размещение земель выделяемого участка.

Неполное знание законодательных и иных правовых актов о правах граждан на землю часто приводит к судебным ошибкам.

При разрешении подобных и смежных с ними земельных споров в настоящее время следует иметь в виду положения ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации». До введения в действие федерального закона ‘об обороте земель сельскохозяйственного назначения оборот земельных участков сельскохозяйственного назначения осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и ЗК РФ с учетом лесного законодательства, законодательства об охране окружающей среды, специальных федеральных законов, содержащих нормы земельного права о данной категории земель, а также с учетом следующих положений.

При переходе права на земельный участок от одного собственника земельного участка, землепользователя, землевладельца, арендатора земельного участка к другому категория и целевое назначение такого земельного участка не подлежат изменению.

В тех субъектах Федерации, оборот земель в которых до введения в действие ЗК РФ регулировался соответствующими законами указанных субъектов, оборот земель сельскохозяйственного назначения продолжает регулироваться законами ,этих субъектов до введения в действие федерального закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения.

Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица могут владеть и пользоваться земельными участками сельскохозяйственного назначения только на праве их аренды.

Приватизация земельных участков сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не допускается.

Не совсем пока ясна судебная практика по вопросу о дальнейшей судьбе права на земельный участок (земельную долю), внесенный в качестве вклада в уставный капитал хозяйственного общества или в паевой фонд сельхозартели. Так, Д. и Т. обратились в районный суд с иском к АО «Междуречье» о выделении имущественных и земельных паев, которые они добровольно передали в качестве учредительного взноса в АО «Междуречье», будучи пен- * сионерами колхоза, реорганизованного впоследствии в акционерное общество. Районный суд отказал в иске, мотивируя свое решение тем, что истцы, как участники акционерного общества, должны сами продать свои имущественные и земельные доли другим членам общества, а общество не обязано выкупать земельный пай при выходе учредителей из его состава. Судебная коллегия Верховного Суда РФ удовлетворила протест Заместителя Генерального прокурора РФ и отменила решение суда, указав при этом, что в деле отсутствуют документы о регистрации акционерного общества, письменные заявления истцов о вступлении в него. Районный суд не истребовал устав общества, не установил, какой по форме организацией является ответчик. Если по существу АО «Междуречье» — товарище — ство с ограниченной ответственностью, то в случае выхода

участника его доля должна выделяться из стоимости имущества предприятия98.

В Рекомендациях о порядке распоряжения земельными долями и имущественными паями, одобренными постановлением Правительства РФ от 1 февраля 1995 г. № 96 предусмотрено правило о внесении в качестве вклада в уставный капитал сельскохозяйственных коммерческих организаций земельных долей или права пользования ими. Их внесение осуществляется на основании учредительных документов. При внесении в уставный капитал права пользования земельной долей учредительный договор должен содержать условия осуществления этого права. По истечении срока, на который было внесено право пользования земельной долей в уставный капитал, собственник земельной доли сохраняет возможность выделения в натуре земельного участка в счет доли в случаях, предусмотренных земельным законодательством. При внесении земельных долей в уставный капитал сельскохозяйственных коммерческих организаций с передачей права собственности юридическому лицу выдается свидетельство На право собственности на этот земельный участок коммерческой организации, а свидетельство о* праве собственности на занимаемую долю, внесенную в уставный капитал в указанной организации, теряет юридическую силу. В Рекомендациях также предусмотрено, что при наличии разногласий по поводу выделения земельных участков, а также при отсутствии согласия о способе определения местоположения этих участков спор разрешается в суде.

Есть особенности решения этой проблемы в сельскохозяйственных кооперативах. Согласно ФЗ от 8 декабря 1995 г. «О сельскохозяйственной кооперации»99 член (участник) сельскохозяйственной организации вправе передать выделенный ему земельный участок или причитающуюся ему земельную долю в счет паевого взноса в паевой фонд кооператива (с условием или без условия их возврата в натуральной форме в случае выхода из кооператива) либо передать земельный участок, находящийся в его собственности кооперативу в аренду на условиях, установленных законодательством. В соответствии с уставом кооператива либо в соответствии с решением общего собрания членов кооператива и с согласия лица, выходящего из кооператива, может быть предусмотрена выплата стоимости паевого взноса в виде земельного участка или другого имущества кооператива. При выделе земельного участка в счет паевого взноса размер земельного участка определяется, исходя из размера паевого взноса члена кооператива ‘и стоимости земельного участка, на основании которой он был зачислен в паевой взнос. Местонахождение земельного участка, выделяемого выходящему члену кооператива в счет паевого взноса в соответствии с уставом кооператива или в. соответствии с решением общего собрания членов кооператива либо решением суда, устанавливается правлением кооператива (ст. 18).

Обсуждаемый вопрос усложнился из-за того, что ГК РФ 1994 г. признал право собственности, в том числе на уставный капитал, состоящий из земельных участков (долей) за самими юридическими лицами. В этой связи возник принципиальный вопрос: распространяется ли требование нового ГК РФ в этой части на земельные отношения в аграрном секторе в полной мере, и имеет ли он (ГК РФ) приоритетное значение по сравнению с ЗК РФ, регулирующим аналогичные отношения. Однозначного ответа на этот вопрос нет100.

Применение норм ГК РФ к правилам о возврате земельных участков лишь на компенсационной основе находится в противоречии с Конституцией РФ, устанавливающей, что право частной собственности на земельные участки охраняется законом. Никто не может быть лишен своего права на земельный участок, который был ему государством бесплатно предоставлен в ходе земельной реформы. Это допустимо только с согласия самого гражданина. Имеются проблемы в судебной практике при разрешении дел о наделении земельными участками работников социальной сферы села. Президент РФ издал Указ от 2 марта 1992 г. № 213 «О порядке установления нормы бес- платной 1 передачи земельных участков в собственность граждан»101. В нем установлено, что при определении среднерайонной нормы бесплатной передачи земли в собственность принимаются во внимание, и лица, занятые в социальной сфере села.

Отсюда у судей возник вопрос: включаются ли работники социальной сферы села в списки на получение земельных участков в обязательном порядке, или лица этой категории учитываются только при определении среднерайонной нормы.

. Положением о реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий, утвержденным по2становлением Правительства РФ от 4 сентября 1992 г.102, работникам социальной сферы села было предоставлено бесспорное право на включение в списки претендентов на земельные доли (независимо от согласия трудового коллектива). Однако в этой связи возник вопрос: могут ли быть удовлетворены иски сотен граждан (работников социальной сферы села), не получивших право на земельные доли до 4 сентября 1992 г. Такие иски действительно имеют место в судебной практике. Кроме того, некоторые трудовые коллективы и местные администрации и после названного срока продолжали включать работников социальной сферы села в списки собственников земельных долей.

В более худшем положении оказались пенсионеры социальной сферы села, которые вообще не были включены в перечень лиц, которым разрешалось претендовать на земельные доли103.

Исходя из смысла земельной реформы и ее правовых основ, надо считать, что требования названных нами граждан о наделении их земельными долями бесплатно за счет земель сельскохозяйственного назначения подлежат удовлетворению. При невозможности обеспечить это (в случаях отсутствия соответствующих земель в хозяйствах, ликвидации, реорганизации этих хозяйств) земельные участки следует предоставлять за счет районного фонда перераспределения земель, переданных в ведение сельской, по- администрации.

Суд, рассматривая земельный спор, обязан принять решение в соответствии с законом (ч. 2 ст. 120 Конституции РФ). Это конституционное правило возлагает на суд обязанность сверять предписания всех иных подзаконных правовых актов с требованиями, сформулированными в законе. Если суд придет к убеждению, что закон противоречит Конституции РФ, он вправе разрешить дело по существу, руководствуясь соответствующими нормами Конституции . А в тех случаях, когда возникают сомнения в вопросе о том, соответствует ли Конституции примененный и подлежащий применению по конкретному делу закон, суд вправе обратиться с соответствующим запросом в Конституционный Суд РФ (ч. 4 ст. 125 Конституции РФ).

Судам общей юрисдикции подведомственны многие виды земельных споров. Они рассматривают конфликты между членами дачных некоммерческих объединений, ставшими по новому законодательству собственни2ками дачи, о порядке пользования земельными участками104, требования собственников жилых домов, считающих неправильным изъятие у них земельных участков для государственных нужд и снос в связи с этим их домов, требования’ об устранении препятствий в пользовании4 земельным участком в порядке защиты права пользования105.

В городах и иных поселениях нередки споры по поводу раздела земельных участков. Например, постановлением главы администрации пос. Ашукино от 6 января 1997 г. за собственниками дома № 8/10 по улице Ломоносова был закреплен земельный участок размером в 915 кв. м. Кириенко П.И. (собственник 0,45 долей указанного дома) обратился в суд Пушкинского района Московской области с иском к Меркушиной Л.И. (собственнице 0,55 долей названного дома) о разделе земельного участка при доме. Он просил выделить ему размер участка, соответствующий его доле в праве собственности на дом.

По делу была назначена и проведена землеустроительная экспертиза. Экспертом были предоставлены три варианта раздела земельного участка.

Стороны стали собственниками дома в порядке наследования в 1994 г. Они произвели раздел дома в судебном порядке. Из объяснений сторон в судебном заседании выяснено, что внутренний забор, разделяющий участки, был установлен летом 1996 г. Истец с его установкой не согласен.

Суд, оценив экспертные варианты раздела земельного участка, наиболее приемлемым и удобным для раздела участка признал третий вариант, позволяющий выделить сторонам участки земли по размеру, соответствующие долям сторон в праве собственности на землю. Первый вариант не соответствовал этому подходу, по нему истцу выделялся земельный участок на 55 кв. м меньше по площади, чем приходится на его долю. Кроме того, стороны не настаивали на раздёле участка по этому варианту. Второй вариант незначительно отличался от третьего, но граница участка, выделяемого истцу слева по фасаду располагается на удалении всего одного метра от дома, что затрудняет обслуживание и ремонт дома.

Оценив собранные доказательства по делу, суд решил произвести раздел спорного участка, выделив в пользование Кириенко П.И. земельный участок размером 412 кв. м, указав его границы, в пользование Меркушиной Л.И. земельный участок размером 503 кв. м, указав его границы. Решение суда истцами обжаловано не было.

При разрешении подобных споров следует подчеркнуть следующие правовые подходы. Действующее земельное законодательство разрешает гражданам и юридическим лицам образовывать общую совместную или общую долевую собственность путем добровольного объединения прина1длежащих им земельных участков, земельных долей (паев)106. Одновременно российское земельное законодательство не запрещает раздела земельных участков между со- собственниками на самостоятельные объекты собственности. Однако размеры земельных участков, разрешенных для раздела, нормируются законодательством субъектов

Федерации. Например, решением Московского областного совета от 16 декабря 1992 г. № 4/28 «О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам на территории Московской области» установлено: при разделе между наследниками земельных участков, предоставленных для ведения садоводства, минимальным размером признается участок в 0,02 га107.

По Закону Саратовской области «О земле», принятому Саратовской областной думой 12 ноября 1991 г.108 установление предельных (минимальных и максимальных размеров земельных участков) отнесено к компетенции Саратовской областной думы. При этом названный Закон предусматривает, что земельный участок может быть делимым и неделимым. Земельный участок неделимым может быть признан на основании закона. Неделимым признается земельный участок, который по своему целевому и хозяйственному назначению и разрешенному использованию не может быть разделен на самостоятельные земельные участки.

Закон Саратовской области «О земле» установил следующий порядок раздела земельных участков.

Земельный участок, находящийся в общей долевой собственности, может быть разделен между ее участниками по соглашению между ними.

Участник общей долевой собственности на земельный участок вправе требовать выдела своей земельной доли из земельного участка в натуре (на местности).

При недостижении участниками общей долевой собственности соглашения о способе и условиях раздела общего земельного участка или выдела земельной доли одного из них, участник общей долевой собственности на земельный участок вправе требовать выдела своей земельной доли из общего земельного участка в натуре (на местности) в судебном порядке.

• Если выдел земельной доли в натуре не допускается законом или невозможен без причинения вреда земельному участку, находящемуся в общей собственности, и всему, что прочно с ним связано, собственник имеет право на выплату соразмерной стоимости земельного

В случае если определенная в праве общей собственности земельная доля не может быть выделена в натуре в установленном размере, собственник вправе требовать компенсации этой разницы.

Выплата компенсации участнику общей долевой собственности на земельный участок остальными собственниками, вместо выдела земельной доли в натуре (на местности), допускается с его согласия.

Кредитор участника долевой собственности вправе предъявить требование о выделении доли его должника для обращения на нее взыскания.

Раздел земельного участка, находящегося в общей совместной собственности, и выдел из него земельной доли может быть осуществлен при условии предварительного определения земельной доли в порядке, предусмотренном федеральным и областным законодательством.

В последние годы в Российской Федерации возрожден институт мировых судов. Согласно ФЗ от 17 декабря 1998 г. «О мировых судьях в Российской Федерации»1 мировой судья рассматривает в первой инстанции (в числе других дел) дела об определении порядка пользования земельными участками, строениями и другим недвижимым имуществом. Кроме того, в его компетенцию входит рассмотрение дел о разделе между супругами совместно нажитого имущества и дел по имущественным спорам при цене иска, не превышающей 500 минимальных размеров оплаты труда, установленных законом на момент подачи заявления. Эти положения имеют отношение к разрешению земельных споров, поскольку земельные участки по гражданскому законодательству признаны недвижимым имуществом.

Смотрите еще:

  • Регистрация ооо гарантия Регистрация ооо гарантия Вам необходимо открыть ООО в Москве? Для выполнения этой задачи необходимо знание законов и практические навыки. Наше предложение: регистрация фирмы быстро и по […]
  • Гражданский кодекс право на землю Глава 27. Право собственности на землю (земельный участок). Статья 373. Земля (земельный участок) как объект права собственности.1. Земля является основным национальным […]
  • Как написать сопроводительное письмо в налоговую образец Сопроводительное письмо в налоговую Сопроводительное письмо в налоговую - это пояснительная записка к уточненной декларации по НДС, а также другим документам, отправленным в налоговую […]
  • Заявление об оплате труда адвоката образец Заявление об оплате труда адвоката по назначению Заявитель принимала участие в судебном разбирательстве и осуществляла защиту подсудимого. Учитывая, что заявитель принимала участие в […]
  • Работа в госслужбе хабаровск Работа в госслужбе хабаровск Деятельность по профилю организации Главный государственный налоговый инспектор Прием документов заканчивается через 2 дня Управление Федеральной налоговой […]
  • Усн выставлять ндс НДС при УСН Актуально на: 7 ноября 2018 г. По общему правилу организации и ИП, применяющие упрощенную систему налогообложения, НДС не начисляют и не платят, т.к. не признаются […]
Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии запрещены.