Хозяйственный кодекс украины статья 42

Хозяйственный кодекс Украины

Раздел I
Основные принципы хозяйственной деятельности
Глава 1
Общие положения

Глава 2
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ФОРМЫ УЧАСТИЯ ГОСУДАРСТВА
И МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ

Глава 3
ОГРАНИЧЕНИЕ МОНОПОЛИЗМА И ЗАЩИТА
СУБЪЕКТОВ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ И ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
ОТ НЕДОБРОСОВЕСТНОЙ КОНКУРЕНЦИИ

Глава 4
ХОЗЯЙСТВЕННАЯ КОММЕРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
(ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО)

Глава 5
НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Раздел II
СУБЪЕКТЫ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ
Глава 6
Общие положения

Глава 7
ПРЕДПРИЯТИЕ

Глава 8
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И КОММУНАЛЬНЫЕ УНИТАРНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ

Глава 9
ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ОБЩЕСТВА

Статью 81 исключен на основании Закона N 514-VI от 17.09.2008

Глава 10
ПРЕДПРИЯТИЯ КОЛЛЕКТИВНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

Глава 11
ЧАСТНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ. ДРУГИЕ ВИДЫ ПРЕДПРИЯТИЙ

Статью 115 исключена на основании Закона N 3269-VI от 21.04.2011

Глава 12
ОБЪЕДИНЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЙ

Статью 125 исключена на основании Закона N 2522-VI от 09.09.2010

Глава 13
ГРАЖДАНИН КАК СУБЪЕКТ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ.
ОСОБЕННОСТИ СТАТУСА ДРУГИХ СУБЪЕКТОВ ХОЗЯЙСТВА

Раздел III
Имущественная основа хозяйствования
Глава 14
ИМУЩЕСТВО СУБЪЕКТОВ ХОЗЯЙСТВА

Глава 15
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ
В СФЕРЕ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ

Глава 16
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВ
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

Глава 17
ЦЕННЫЕ БУМАГИ В ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Глава 18
КОРПОРАТИВНЫЕ ПРАВА И КОРПОРАТИВНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Раздел IV
ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА
Глава 19
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ

Глава 20
ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ДОГОВОРЫ

Глава 21
ЦЕНЫ И ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ В СФЕРЕ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ

Глава 22
ВЫПОЛНЕНИЕ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ.
ПРЕКРАЩЕНИЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ

Глава 23
ПРИЗНАНИЕ СУБЪЕКТА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА БАНКРОТОМ

Раздел V
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПРАВОНАРУШЕНИЯ
В СФЕРЕ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ
Глава 24
ОБЩИЕ ОСНОВЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ УЧАСТНИКОВ
ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ

Глава 25
ВОЗМЕЩЕНИЕ УБЫТКОВ В СФЕРЕ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ

Глава 26
ШТРАФНЫЕ И ОПЕРАТИВНО-ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ САНКЦИИ

Глава 27
АДМИНИСТРАТИВНО-ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ САНКЦИИ

Статья 242 исключена на основании Закона N 2756-VI от 02.12.2010

Статью 243 исключена на основании Закона N 3541-IV от 15.03.2006

Глава 28
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СУБЪЕКТОВ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ ЗА НАРУШЕНИЕ
АНТИМОНОПОЛЬНО-КОНКУРЕНТНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Раздел VI
ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
В отдельных областях хозяйствования
Глава 29
ОБЛАСТИ И ВИДЫ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Глава 30
ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
ХОЗЯЙСТВЕННО-ТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Параграф 1. Поставка

Параграф 2. Контрактация сельскохозяйственной продукции

Параграф 3. Энергоснабжение

Пункт 4. Биржевая торговля

Пункт 5. Аренда имущества и лизинг

Статью 290 исключена на основании Закона N 1509-VI от 11.06.2009

Пункт 6. Другие виды хозяйственно-торговой деятельности

Глава 31
КОММЕРЧЕСКОЕ ПОСРЕДНИЧЕСТВО (АГЕНТСКИЕ ОТНОШЕНИЯ)
В СФЕРЕ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ

Глава 32
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ

Глава 33
КАПИТАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО

Глава 34
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Глава 35
ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Параграф 1. Финансы и банковская деятельность

Параграф 2. Страхование

Параграф 3. Посредничество в осуществлении операций с ценными бумагами. Фондовая биржа

Параграф 4. Аудит

Пункт 5. Лотерейная деятельность

Глава 36
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВ ДРУГИХ СУБЪЕКТОВ
ХОЗЯЙСТВА (КОММЕРЧЕСКАЯ КОНЦЕССИЯ)

Раздел VII
Внешнеэкономическая деятельность
Глава 37
Общие положения

Глава 38
ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ

Раздел VIII
Специальный режим хозяйствования
Глава 39
СПЕЦИАЛЬНЫЕ (СВОБОДНЫЕ) ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ

Глава 40
КОНЦЕССИИ

Глава 41
ДРУГИЕ ВИДЫ СПЕЦИАЛЬНЫХ РЕЖИМОВ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Глава 4: ХОЗЯЙСТВЕННАЯ КОММЕРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО)

Статья 42. Предпринимательство как вид хозяйственной деятельности

1. Предпринимательство — это самостоятельный, инициативная, систематическая, на собственный риск хозяйственная деятельность, которая осуществляется субъектами хозяйствования (предпринимателями) с целью достижения экономических и социальных результатов и получение прибыли.

Статья 43. Свобода предпринимательской деятельности

1. Предприниматели имеют право без ограничений самостоятельно осуществлять любую предпринимательскую деятельность, которая не запрещена законом.
2. Особенности осуществления отдельных видов предпринимательства устанавливаются законодательными актами.
3. Перечень видов хозяйственной деятельности, которые подлежат лицензированию, а также перечень видов деятельности, предпринимательство в которых запрещается, устанавливаются исключительно законом.
4. Осуществление предпринимательской деятельности запрещается органам государственной власти и органам местного самоуправления.
Предпринимательская деятельность должностных и служебных лиц органов государственной власти и органов местного самоуправления ограничивается законом в случаях, предусмотренных частью второй статьи 64 Конституции Украины (254к/96-ВР).

Статья 44. Принципы предпринимательской деятельности

1. Предпринимательство осуществляется на основе:

  • свободного выбора предпринимателем видов предпринимательской деятельности;
  • самостоятельного формирования предпринимателем программы деятельности, выбора поставщиков и потребителей продукции, которая вырабатывается, привлечение материально-технических, финансовых и других видов ресурсов, использование которых не ограничен законом, установление цен на продукцию и услуги соответственно закону;
  • свободного найму предпринимателем работников;
  • коммерческого расчета и собственного коммерческого риска;
  • свободного распоряжения прибылью, которая остается у предпринимателя после уплаты налогов, собрания и других платежей, предусмотренных законом;
  • самостоятельного осуществления предпринимателем внешнеэкономической деятельности, использование предпринимателем надлежащей нему частицы валютной выручки на свое усмотрение.

Статья 45. Организационные формы предпринимательства

1. Предпринимательство в Украине осуществляется в любых организационных формах, предусмотренных законом, на выбор предпринимателя.
2. Порядок создания, государственной регистрации, деятельности, реорганизации и ликвидаци субъектов предпринимательства отдельных организационных форм определяется этим Кодексом и другими законами.
3. Относительно граждан и юридических лиц, для которых предпринимательская деятельность не является основной, положение этого Кодекса распространяются на ту часть их деятельности, которая по своему характеру есть предпринимательской.

Статья 46. Право найму работников и социальные гарантии относительно использования их работы

1. Предприниматели имеют право укладывать с гражданами договоры относительно использования их работы. При заключении трудового договора (контракта, соглашения) предприниматель обязан обеспечить надлежащие и безопасные условия работы, оплату работы не низшую от определенной законом и ее своевременное получение работниками, а также другие социальные гарантии, включая социальное и медицинское страхование и социальное обеспечение соответственно законодательству Украины.

Статья 47. Общие гарантии прав предпринимателей

1. Государство гарантирует всем предпринимателям, независимо от избранных ними организационных форм предпринимательской деятельности, равного права и равные возможности для привлечения и использования материально-технических, финансовых, трудовых, информационных, естественных и других ресурсов.
2. Обеспечение предпринимателя материально-техническими и другими ресурсами, которые централизованно распределяются государством, осуществляется с целью выполнения предпринимателем поставок, работ или услуг для государственных потребностей.
3. Государство гарантирует неприкосновенность имущества и обеспечивает защита имущественных прав предпринимателя. Изъятие государством или органами местного самоуправления у предпринимателя основных и оборотных фондов, другого имущества допускается соответственно статье 41 Конституции Украины (254к/96-ВР) на основаниях и в порядке, предусмотренных законом.
4. Убытки, причиненные предпринимателю вследствие нарушения гражданами или юридическими лицами, органами государственной власти или органами местного самоуправления его имущественных прав, возмещаются предпринимателю соответственно этому Кодексу и других законов.
5. Предприниматель или гражданин, который работает у предпринимателя по найму, в предусмотренных законом случаях может быть привлечен к выполнению в рабочее время государственных или общественных долгов, с возмещением предпринимателю соответствующих убытков органом, который принимает такое решение. Споры о возмещении убытков решаются судом.

Статья 48. Государственная поддержка предпринимательства

1. С целью создания благоприятных организационных и экономических условий для развития предпринимательства органы власти на условиях и в порядке, предусмотренных законом:

  • предоставляют предпринимателям земельные участки, передают государственное имущество, необходимое для осуществления предпринимательской деятельности;
  • оказывают содействие предпринимателям в организации материально-технического обеспечения и информационного обслуживания их деятельности, подготовке кадров;
  • осуществляют первоначальное обустройство неосвоенных территорий объектами производственной и социальной инфраструктуры с продажей или передачей их предпринимателям в определенному законом порядке;
  • стимулируют модернизацию технологии, инновационную деятельность, освоение предпринимателями новых видов продукции и услуг;
  • подают предпринимателям другие виды помощи.

2. Государство оказывает содействие развитию малого предпринимательства, создает необходимые условия для этого.

Статья 49. Ответственность субъектов предпринимательства
1. Предприниматели обязаны не наносить ущерб окружающей среде, не поднимать права и законные интересы граждан и их объединений, других субъектов хозяйствования, учреждений, организаций, права местного самоуправления и государства.
2. За причиненные вред и убытки предприниматель несет имущественную и другую установленную законом ответственность.

Статья 50. Деятельность иностранных предпринимателей в Украине

1. Особенности осуществления предпринимательской деятельности на территории Украины, на ее континентальном шельфе и в исключительное (морской) экономической зоне иностранными юридическими лицами, гражданами определяются этим Кодексом и другими законами Украины.
2. В случае если действующим международным договором, согласие на обязательность которого предоставлен Верховной Радой Украины, установлен другие правила относительно предпринимательства, чем те, что предусмотрен законодательством Украины, применяются правил международного договора. Правила международных договоров Украины, действующих на момент принятия Конституции Украины (254к/96-ВР), применяются соответственно Конституции Украины в порядке, определенному этими международными договорами.

Статья 51. Прекращение предпринимательской деятельности

1. Предпринимательская деятельность прекращается:

  • по собственной инициативе предпринимателя;
  • в случае окончания срока действия лицензии;
  • в случае прекращения существование предпринимателя;
  • на основании решения суда в случаях, предусмотренных этим Кодексом и другими законами.

2. Порядок прекращения деятельности предпринимателя устанавливается законом соответственно требованиям этого Кодекса.

ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ КОДЕКС УКРАИНЫ

от 16 января 2003 года №436-IV

(В редакции Законов Украины от 04.02.2005 г. №2424-IV, 03.03.2005 г. №2452-IV, 03.03.2005 г. №2454-IV, 25.03.2005 г. №2505-IV, 16.06.2005 г. №2664-IV, 16.06.2005 г. №2668-IV, 23.06.2005 г. №2705-IV, 06.07.2005 г. №2738-IV, 01.12.2005 г. №3164-IV, 15.12.2005 г. №3201-IV, 15.12.2005 г. №3202-IV, 15.12.2005 г. №3205-IV, 23.02.2006 г. №3480-IV, 15.03.2006 г. №3528-IV, 15.03.2006 г. №3541-IV, 14.09.2006 г. №133-V, 16.11.2006 г. №358-V, 01.12.2006 г. №424-V, 15.12.2006 г. №483-V, 09.01.2007 г. №549-V, 17.09.2008 г. №514-VI, 18.09.2008 г. №523-VI, 31.10.2008 г. №639-VI, 25.12.2008 г. №800-VI, 05.03.2009 г. №1070-VI, 11.06.2009 г. №1509-VI, 24.07.2009 г. №1617-VI, 21.01.2010 г. №1837-VI, 11.02.2010 г. №1873-VI, 01.06.2010 г. №2289-VI, 06.07.2010 г. №2435-VI, 08.07.2010 г. №2457-VI, 09.09.2010 г. №2510-VI, 09.09.2010 г. №2522-VI, 07.10.2010 г. №2592-VI, 02.12.2010 г. №2756-VI, 22.12.2010 г. №2850-VI, 21.04.2011 г. №3262-VI (вступ. в силу 27.08.2011 г.), 21.04.2011 г. №3263-VI, 21.04.2011 г. №3269-VI, 12.05.2011 г. №3322-VI, 19.05.2011 г. №3384-VI (вступ. в силу 18.12.2011 г.) 16.06.2011 г. №3531-VI, 05.07.2011 г. №3569-V (вступ. в силу 02.09.2011 г.), 07.07.2011 г. №3610 (вступ. в силу 07.08.2011 г.) 08.07.2011 г. №3686-VI, 08.09.2011 г. №3713-VI, 22.12.2011 г. №4212-VI (вступ. в силу 18.01.2013 г.), 22.12.2011 г. №4220-VI, 13.03.2012 г. №4498-VI, 22.03.2012 г. №4618-VI, 24.05.2012 г. №4835-VI (вступ. в силу 16.12.2012 г.), 21.06.2012 г. №5007-VI, 04.07.2012 г. №5042-VI (вступ. в силу 01.01.2013 г.), 04.07.2012 г. №5044-VI (вступ. в силу 05.08.2012 г.), 05.07.2012 г. №5060-VI, 05.07.2012 г. №5063-VI, 05.07.2012 г. №5073-VI (вступ. в силу 03.02.2013 г.), 05.07.2012 г. №5080-VI, 06.07.2012 г. №5178-VI (см. сроки вступления в силу), 06.09.2012 г. №5203-VI (вступ. в силу 07.10.2012 г.), 06.09.2012 г. №5204-VI, 06.09.2012 г. №5213-VI, 02.10.2012 г. №5405-VI, 16.10.2012 г. №5463-VI (вступ. в силу 02.12.2012 г.), 06.11.2012 г. №5480-VI, 16.05.2013 г. №245-VII, 04.07.2013 г. №399-VII (вступ. в силу 25.08.2013 г.), 04.07.2013 г. №406-VII (вступ. в силу 11.08.2013 г.), 10.10.2013 г. №642-VII (вступил в силу 28.03.2014 г.), 24.10.2013 г. №663-VII, 10.04.2014 г. №1197-VII, 13.05.2014 г. №1255-VII, 13.05.2014 г. №1258-VII, 05.06.2014 г. №1315-VII (см. сроки вступления в силу), 17.06.2014 г. №1508-VII, 15.04.2014 г. №1206-VII, 22.07.2014 г. №1602-VII (вступил в силу 20.09.2015 г.), 14.10.2014 г. №1700-VII (вступил в силу 26.04.2015 г.), 14.10.2014 г. №1701-VII, 14.10.2014 г. №1702-VII, 05.04.2015 г. №191-VIII (вступил в силу 05.04.2015 г.), 12.02.2015 г. №198-VIII, 02.03.2015 г. №222-VIII (вступил в силу 28.06.2015 г.), 07.04.2015 г. №289-VIII (вступил в силу 01.05.2016 г.), 09.04.2015 г. №310-VIII, 16.07.2015 г. №629-VIII, 25.12.2015 г. №922-VIII (см. сроки вступления в силу), 31.05.2016 г. №1390-VIII, 02.06.2016 г. №1405-VIII, 22.09.2016 г. №1540-VIII, 06.10.2016 г. №1670-VIII, 23.03.2017 г. №1982-VIII (вступил в силу 19.07.2017 г.), 06.04.2017 г. №2002-VIII (см. сроки вступления в силу), 13.04.2017 г. №2019-VIII, 01.07.2014 г. №1555-VII, 16.11.2017 г. №2210-VIII, 18.01.2018 г. №2269-VIII, 06.02.2018 г. №2275-VIII)

(По всему тексту Кодекса слова «орган государственной налоговой службы», «налоговый орган» и «государственный налоговый орган» во всех падежах и числах заменены словами «орган доходов и сборов» в соответствующем падеже и числе в соответствии с Законом Украины от 04.07.2013 г. №406-VII)

(По всему тексту Кодекса в тексте Кодекса слова «государственный стандарт» во всех падежах и числах заменены словами «национальный стандарт» в соответствующем падеже и числе в соответствующем падеже и числе в соответствии с Законом Украины от 22.07.2014 г. №1602-VII)

Хозяйственный кодекс Украины устанавливает в соответствии с Конституцией Украины правовые основы хозяйственной деятельности (хозяйствования), которая базируется на разнообразии субъектов хозяйствования разных форм собственности.

Хозяйственный кодекс Украины имеет целью обеспечить возрастание деловой активности субъектов хозяйствования, развитие предпринимательства и на этой основе повышение эффективности общественного производства, его социальную направленность в соответствии с требованиями Конституции Украины, утвердить общественный хозяйственный порядок в экономической системе Украины, способствовать гармонизации ее с другими экономическими системами.

Раздел I Основные принципы хозяйственной деятельности


Глава 1 Общие положения


Статья 1. Предмет регулирования

1. Настоящий Кодекс определяет основные принципы хозяйствования в Украине и регулирует хозяйственные отношения, возникающие в процессе организации и осуществления хозяйственной деятельности между субъектами хозяйствования, а также между этими субъектами и другими участниками отношений в сфере хозяйствования.

Статья 2. Участники отношений в сфере хозяйствования

1. Участниками отношений в сфере хозяйствования являются субъекты хозяйствования, потребители, органы государственной власти и органы местного самоуправления, наделенные хозяйственной компетенцией, а также граждане, общественные и другие организации, которые выступают учредителями субъектов хозяйствования либо осуществляют относительно их организационно-хозяйственные полномочия на основе отношений собственности.

Статья 3. Хозяйственная деятельность и хозяйственные отношения

1. Под хозяйственной деятельностью в настоящем Кодексе понимается деятельность субъектов хозяйствования в сфере общественного производства, направленная на изготовление и реализацию продукции, выполнение работ либо оказание услуг стоимостного характера, имеющих ценовую определенность.

2. Хозяйственная деятельность, осуществляемая для достижения экономических и социальных результатов и с целью получения прибыли, является предпринимательством, а субъекты предпринимательства — предпринимателями. Хозяйственная деятельность может осуществляться и без цели получения прибыли (некоммерческая хозяйственная деятельность).

3. Деятельность нехозяйствующих субъектов, направленная на создание и поддержание необходимых материально-технических условий их функционирования, которая осуществляется при участии или без участия субъектов хозяйствования, является хозяйственным обеспечением деятельности нехозяйствующих субъектов.

4. Сферу хозяйственных отношений составляют хозяйственно-производственные, организационно-хозяйственные и внутрихозяйственные отношения.

5. Хозяйственно-производственными являются имущественные и другие отношения, возникающие между субъектами хозяйствования при непосредственном осуществлении хозяйственной деятельности.

6. Под организационно-хозяйственными отношениями в настоящем Кодексе понимаются отношения, складывающиеся между субъектами хозяйствования и субъектами организационно-хозяйственных полномочий в процессе управления хозяйственной деятельностью.

7. Внутрихозяйственными являются отношения, складывающиеся между структурными подразделениями субъекта хозяйствования, и отношения субъекта хозяйствования с его структурными подразделениями.

Статья 4. Разграничение отношений в сфере хозяйствования с другими видами отношений

1. Не являются предметом регулирования настоящего Кодекса:

имущественные и личные неимущественные отношения, регулируемые Гражданским кодексом Украины;

земельные, горные, лесные и водные отношения, отношения по использованию и охране растительного и животного мира, территорий и объектов природно-заповедного фонда, атмосферного воздуха;

финансовые отношения при участии субъектов хозяйствования, возникающие в процессе формирования и контроля исполнения бюджетов всех уровней;

административные и другие отношения управления при участии субъектов хозяйствования, в которых орган государственной власти или местного самоуправления не является субъектом, наделенным хозяйственной компетенцией, и непосредственно не осуществляет организационно-хозяйственные полномочия относительно субъекта хозяйствования;

Отношения с участием субъектов хозяйствования, возникающие в процессе выполнения требований законодательства, регулирующего отношения в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения.

2. Особенности регулирования имущественных отношений субъектов хозяйствования определяются настоящим Кодексом.

3. К хозяйственным отношениям, возникающим из торгового мореплавания и не урегулированным Кодексом торгового мореплавания Украины, применяются правила настоящего Кодекса.

(В статью 4 внесены изменения в соответствии с Законом Украины от 14.10.2014 г. №1702-VII)
(см. предыдущую редакцию)

Статья 5. Конституционные основы правопорядка в сфере хозяйствования

1. Правовой хозяйственный порядок в Украине формируется на основе оптимального сочетания рыночного саморегулирования экономических отношений субъектов хозяйствования и государственного регулирования макроэкономических процессов, исходя из конституционного требования ответственности государства перед человеком за свою деятельность и определения Украины как суверенного и независимого, демократического, социального, правового государства.

2. Конституционные основы правового хозяйственного порядка в Украине составляют: право собственности Украинского народа на землю, ее недра, атмосферный воздух, водные и другие природные ресурсы, находящиеся в пределах территории Украины, природные ресурсы ее континентального шельфа, исключительной (морской) экономической зоны, осуществляемое от имени Украинского народа органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах, определенных Конституцией Украины; право каждого гражданина пользоваться природными объектами права собственности народа в соответствии с законом; обеспечение государством защиты прав всех субъектов права собственности и хозяйствования, социальной направленности экономики, недопущение использования собственности во вред человеку и обществу; право каждого владеть, пользоваться и распоряжаться своей собственностью, результатами своей интеллектуальной, творческой деятельности; признание всех субъектов права собственности равными перед законом, нерушимости права частной собственности, недопущение противоправного лишения собственности; экономическое многообразие, право каждого на предпринимательскую деятельность, не запрещенную законом, определение исключительно законом правовых основ и гарантий предпринимательства; обеспечение государством защиты конкуренции в предпринимательской деятельности, недопущение злоупотребления монопольным положением на рынке, неправомерного ограничения конкуренции и недобросовестной конкуренции, определение правил конкуренции и норм антимонопольного регулирования исключительно законом; обеспечение государством экологической безопасности и поддержание экологического равновесия на территории Украины; обеспечение государством надлежащих, безопасных и здоровых условий труда, защита прав потребителей; взаимовыгодное сотрудничество с другими странами; признание и действие в Украине принципа верховенства права.

3. Субъекты хозяйствования и другие участники отношений в сфере хозяйствования осуществляют свою деятельность в пределах установленного правового хозяйственного порядка, соблюдая требования законодательства.

Статья 6. Общие принципы хозяйствования

1. Общими принципами хозяйствования в Украине являются:

обеспечение экономического многообразия и равная защита государством всех субъектов хозяйствования;

свобода предпринимательской деятельности в пределах, определенных законом;

свободное движение капиталов, товаров и услуг на территории Украины;

ограничение государственного регулирования экономических процессов в связи с необходимостью обеспечения социальной направленности экономики, добросовестной конкуренции в предпринимательстве, экологической защиты населения, защиты прав потребителей и безопасности общества и государства;

защита национального товаропроизводителя;

запрещение незаконного вмешательства органов государственной власти и органов местного самоуправления, их должностных лиц в хозяйственные отношения.

Статья 7. Нормативно-правовое регулирование хозяйственной деятельности

1. Отношения в сфере хозяйствования регулируются Конституцией Украины, настоящим Кодексом, законами Украины, нормативно-правовыми актами Президента Украины и Кабинета Министров Украины, нормативно-правовыми актами других органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также иными нормативными актами.

Глава 2 Основные направления и формы участия государства и местного самоуправления в сфере хозяйствования


Статья 8. Участие государства, органов государственной власти, органов местного самоуправления в хозяйственной деятельности

1. Государство, органы государственной власти и органы местного самоуправления не являются субъектами хозяйствования.

2. Решения органов государственной власти и органов местного самоуправления по финансовым вопросам, возникающим в процессе формирования и контроля исполнения бюджетов всех уровней, а также из административных и других отношений управления, кроме организационно-хозяйственных, в которых орган государственной власти или орган местного самоуправления является субъектом, наделенным хозяйственной компетенцией, принимаются от имени этого органа и в пределах его властных полномочий.

3. Хозяйственная компетенция органов государственной власти и органов местного самоуправления реализуется от имени соответствующего государственного либо коммунального учреждения. Непосредственное участие государства, органов государственной власти и органов местного самоуправления в хозяйственной деятельности может осуществляться лишь на основании, в пределах полномочий и способом, которые определены Конституцией и законами Украины.

Статья 9. Формы реализации государством экономической политики

1. В сфере хозяйствования государство осуществляет долгосрочную (стратегическую) и текущую (тактическую) экономическую и социальную политику, направленную на реализацию и оптимальное согласование интересов субъектов хозяйствования и потребителей, разных общественных слоев и населения в целом.

2. Экономическая стратегия — избранный государством курс экономической политики, рассчитанный на длительную перспективу и направленный на решение крупномасштабных экономических и социальных задач, задач культурного развития, обеспечение экономической безопасности государства, сохранение и приумножение его экономического потенциала и национального богатства, повышение народного благосостояния. Экономическая стратегия включает определение приоритетных целей экономики, средств и способов их реализации, исходя из содержания объективных процессов и тенденций, имеющихся в национальном и мировом хозяйстве, и учитывая законные интересы субъектов хозяйствования.

3. Экономическая тактика — совокупность ближайших целей, задач, средств и способов их достижения для реализации стратегического курса экономической политики в конкретных условиях, складывающихся в текущем периоде развития экономики.

4. Правовое закрепление экономической политики осуществляется путем определения основ внутренней и внешней политики, в прогнозах и программах экономического и социального развития Украины и отдельных ее регионов, программах деятельности Кабинета Министров Украины, целевых программах экономического, научно-технического и социального развития, а также соответствующих законодательных актах.

Статья 10. Основные направления экономической политики государства

1. Основными направлениями экономической политики, которые определяются государством, являются:

структурно-отраслевая политика, направленная на осуществление государством прогрессивных изменений в структуре экономики совершенствование межотраслевых и внутриотраслевых пропорций, стимулирование развития отраслей, определяющих научно-технический прогресс, обеспечивающих конкурентоспособность отечественной продукции и рост уровня жизни населения. Составляющими этой политики являются промышленная, аграрная, строительная и другие сферы экономической политики, по которым государство осуществляет относительно самостоятельный комплекс мер стимулирующего воздействия;

инвестиционная политика, направленная на создание субъектам хозяйствования необходимых условий для привлечения и концентрации средств на потребности расширенного воспроизводства основных средств производства, преимущественно в отраслях, развитие которых определено как приоритеты структурно-отраслевой политики, а также обеспечение эффективного и ответственного использования этих средств и осуществление контроля за ним;

амортизационная политика, направленная на создание субъектам хозяйствования наиболее благоприятных и равноценных условий обеспечения процесса простого воспроизводства основных производственных и непроизводственных фондов преимущественно на качественно новой технико-технологической основе;

политика институционных преобразований, направленная на формирование рациональной многоукладной экономической системы путем трансформирования отношений собственности, осуществления разгосударствления экономики, приватизации и национализации производственных фондов, обеспечения на собственной основе развития разных форм собственности и хозяйствования, эквивалентности отношений обмена между субъектами хозяйствования, государственную поддержку и защиту всех форм эффективного хозяйствования и ликвидацию каких-либо противозаконных экономических структур;

ценовая политика, направленная на регулирование государством отношений обмена между субъектами рынка с целью обеспечения эквивалентности в процессе реализации национального продукта, соблюдение необходимой паритетности цен между отраслями и видами хозяйственной деятельности, а также обеспечение стабильности оптовых и розничных цен;

антимонопольно-конкурентная политика, направленная на создание оптимальной конкурентной среды деятельности субъектов хозяйствования, обеспечение их взаимодействия на условиях недопущения проявлений дискриминации одних субъектов другими, прежде всего в сфере монопольного ценообразования и за счет снижения качества продукции, услуг, содействие росту эффективной социально ориентированной экономики;

бюджетная политика, направленная на оптимизацию и рационализацию формирования доходов и использования государственных финансовых ресурсов, повышение эффективности государственных инвестиций в экономику, согласование общегосударственных и местных интересов в сфере межбюджетных отношений, регулирование государственного долга и обеспечение социальной справедливости при перераспределении национального дохода;

налоговая политика, направленная на обеспечение экономически обоснованной налоговой нагрузки на субъекты хозяйствования, стимулирование общественно необходимой экономической деятельности субъектов, а также соблюдение принципа социальной справедливости и конституционных гарантий прав граждан при налогообложении их доходов;

денежно-кредитная политика, направленная на обеспечение экономики экономически необходимым объемом денежной массы, достижение эффективного наличного оборота, привлечение средств субъектов хозяйствования и населения в банковскую систему, стимулирование использования кредитных ресурсов на потребности функционирования и развития экономики;

валютная политика, направленная на установление и поддержание паритетного курса национальной валюты относительно иностранных валют, стимулирование роста государственных валютных резервов и их эффективное использование;

внешнеэкономическая политика, направленная на регулирование государством отношений субъектов хозяйствования с иностранными субъектами хозяйствования и защиту национального рынка и отечественного товаропроизводителя.

2. Государство осуществляет экологическую политику, обеспечивающую рациональное использование и полноценное воспроизводство природных ресурсов, создание безопасных условий жизнедеятельности населения.

3. В социально-экономической сфере государство осуществляет социальную политику защиты прав потребителей, политику заработной платы и доходов населения, политику занятости, политику социальной защиты и социального обеспечения.

Статья 11. Прогнозирование и планирование экономического и социального развития

1. Осуществление государством экономической стратегии и тактики в сфере хозяйствования направляется на создание экономических, организационных и правовых условий, при которых субъекты хозяйствования учитывают в своей деятельности показатели прогнозных и программных документов экономического и социального развития.

2. Законом определяются принципы государственного прогнозирования и разработки программ экономического и социального развития Украины, система прогнозных и программных документов, требования к их содержанию, а также общий порядок разработки, утверждения и выполнения прогнозных и программных документов экономического и социального развития, полномочия и ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления по этим вопросам.

3. Основными формами государственного планирования хозяйственной деятельности являются Государственная программа экономического и социального развития Украины, Государственный бюджет Украины, а также другие государственные программы по вопросам экономического и социального развития, порядок разработки, задачи и реализация которых определяются законом о государственных программах.

4. Органы власти Автономной Республики Крым, местные органы исполнительной власти и органы местного самоуправления в соответствии с Конституцией Украины разрабатывают и утверждают программы социально-экономического и культурного развития соответствующих административно-территориальных единиц и осуществляют планирование экономического и социального развития этих единиц.

5. Субъектам хозяйствования, не учитывающим общественные интересы, отображенные в программных документах экономического и социального развития, не могут предоставляться предусмотренные законом льготы и преимущества в осуществлении хозяйственной деятельности.

Статья 12. Средства государственного регулирования хозяйственной деятельности

1. Государство для реализации экономической политики, выполнения целевых экономических и других программ и программ экономического и социального развития применяет разнообразные средства и механизмы регулирования хозяйственной деятельности.

2. Основными средствами регулирующего воздействия государства на деятельность субъектов хозяйствования являются:

лицензирование, патентование и квотирование;

применение нормативов и лимитов;

регулирование цен и тарифов;

предоставление инвестиционных, налоговых и других льгот;

предоставление дотаций, компенсаций, целевых инноваций и субсидий.

3. Условия, объемы, сферы и порядок применения отдельных видов средств государственного регулирования хозяйственной деятельности определяются настоящим Кодексом, другими законодательными актами, а также программами экономического и социального развития. Установление и отмена льгот и преимуществ в хозяйственной деятельности отдельных категорий субъектов хозяйствования осуществляются в соответствии с настоящим Кодексом и другими законами.

4. Ограничения по осуществлению предпринимательской деятельности, а также перечень видов деятельности, в которых запрещается предпринимательство, устанавливаются Конституцией Украины и законом.

(В статью 12 внесены изменения в соответствии с Законом Украины от 05.06.2014 г. №1315-VII)

Статья 13. Государственный заказ

1. Государственный заказ является средством государственного регулирования экономики путем формирования на договорной (контрактной) основе состава и объемов продукции (работ, услуг), необходимой для приоритетных государственных нужд, размещения государственных контрактов на поставку (закупку) этой продукции (выполнение работ, оказание услуг) среди субъектов хозяйствования, независимо от их формы собственности.

2. Государственный контракт — это договор, заключенный государственным заказчиком от имени государства с субъектом хозяйствования — исполнителем государственного заказа, в котором определяются экономические и правовые обязательства сторон и регулируются их хозяйственные отношения.

3. Поставки продукции для приоритетных государственных нужд обеспечиваются за счет средств Государственного бюджета Украины и других источников финансирования, привлекаемых для этого, в порядке, определенном законом.

Приобретение продукции для приоритетных государственных потребностей за счет государственных средств осуществляется в соответствии с требованиями Закона Украины «О публичных закупках».

5. Принципы и общий порядок формирования государственного заказа на поставку (закупку) продукции, выполнение работ, оказание услуг для удовлетворения приоритетных государственных нужд определяются законом.

6. Особенности отношений, возникающих в связи с поставками (закупкой) для приоритетных государственных нужд сельскохозяйственной продукции, продовольствия, вооружения и военной техники, а также других специально определенных (специфических) товаров, регулируются в соответствии с законом.

(В статью 13 внесены изменения в соответствии с Законом Украины от 25.12.2015 г. №922-VIII)
(см. предыдущую редакцию)

Статья 14. Лицензирование, патентование и квотирование в хозяйственной деятельности

1. Лицензирование, патентование определенных видов хозяйственной деятельности и квотирование являются средствами государственного регулирования в сфере хозяйствования, направленными на обеспечение единой государственной политики в этой сфере и защиту экономических и социальных интересов государства, общества и отдельных потребителей.

2. Правовые основы лицензирования, патентования определенных видов хозяйственной деятельности и квотирования определяются исходя из конституционного права каждого на осуществление предпринимательской деятельности, не запрещенной законом, а также принципов хозяйствования, установленных в статье 6 настоящего Кодекса.

3 Отношения, связанные с лицензированием видов хозяйственной деятельности, регулируются законом.

4. В сферах, связанных с торговлей за денежные средства (наличные, чеки, а равно с использованием других форм расчетов и платежных карточек на территории Украины), обменом наличных валютных ценностей (в том числе операции с наличными платежными средствами, выраженными в иностранной валюте, и с платежными карточками), в сфере игорного бизнеса и бытовых услуг, других сферах, определенных законом, может осуществляться патентование предпринимательской деятельности субъектов хозяйствования.

Торговый патент — это государственное свидетельство, удостоверяющее право субъекта хозяйствования заниматься определенными видами предпринимательской деятельности в течение установленного срока. Специальный торговый патент — это государственное свидетельство, удостоверяющее право субъекта хозяйствования на особый порядок налогообложения в соответствии с законом. Порядок патентования определенных видов предпринимательской деятельности устанавливается законом.

5. В необходимых случаях государство применяет квотирование, устанавливая предельный объем (квоты) производства либо оборота определенных товаров и услуг. Порядок квотирования производства и/или оборота (включая экспорт и импорт), а также распределения квот устанавливается Кабинетом Министров Украины в соответствии с законом.

(В статью 14 внесены изменения в соответствии с Законом Украины от 02.03.2015 г. №222-VIII)
(см. предыдущую редакцию)

Статья 15. Техническое регулирование в сфере ведения хозяйства

1. В сфере хозяйствования применяются технические регламенты, стандарты, кодексы установившейся практики и технические условия.

2. Применение стандартов кодексов установившейся практики или их отдельных положений является обязательным для:

субъектов хозяйствования, если обязательность применения стандартов или кодексов установившейся практики установлено нормативно-правовыми актами;

участников соглашения (контракта) относительно разработки, изготовления или поставки продукции, если в нем есть ссылка на определенные стандарты или кодексы установившейся практики;

производителя или поставщика продукции, если он составил декларацию о соответствии продукции определенным стандартам или применил обозначение этих стандартов в ее маркировании.

3. В случае изготовления продукции на экспорт, если соглашением (контрактом) определены иные требования, чем те, что установлены техническими регламентами, разрешается применение положений соглашения (контракта), если они не противоречат законодательству Украины в части требований к процессу изготовления продукции, ее хранения и транспортировки на территории Украины.

(В статью 15 внесены изменения в соответствии с Законом Украины от 05.06.2014 г. №1315-VII)

Статья 16. Дотации и другие средства государственной поддержки субъектов хозяйствования

1. Государство может предоставлять дотации субъектам хозяйствования: на поддержку производства жизненно важных продуктов питания, на производство жизненно важных лекарственных препаратов и средств реабилитации инвалидов, на импортные закупки отдельных товаров, услуги транспорта, обеспечивающие социально важные перевозки, а также субъектам хозяйствования, оказавшимся в критической социально-экономической или экологической ситуации, с целью финансирования капитальных вложений на уровне, необходимом для поддержания их деятельности, на цели технического развития, которые дают значительный экономический эффект, а также в других случаях, предусмотренных законом.

2. Государство может осуществлять компенсации или доплаты сельскохозяйственным товаропроизводителям за сельскохозяйственную продукцию, реализуемую ими государству.

3. Основания и порядок применения средств государственной поддержки субъектов хозяйствования определяются законом.

Статья 17. Налоги в механизме государственного регулирования хозяйственной деятельности

1. Система налогообложения в Украине, налоги и сборы устанавливаются исключительно законами Украины. Система налогообложения строится по принципам экономической целесообразности, социальной справедливости, сочетания интересов общества, государства, территориальных громад, субъектов хозяйствования и граждан.

2. С целью решения наиболее важных экономических и социальных задач государства законы, которыми регулируется налогообложение субъектов хозяйствования, должны предусматривать:

оптимальное сочетание фискальной и стимулирующей функций налогообложения;

стабильность (неизменность) в течение нескольких лет общих правил налогообложения;

устранение двойного налогообложения;

согласованность с налоговыми системами других стран.

3. Ставки налогов имеют нормативный характер и не могут устанавливаться индивидуально для отдельного субъекта хозяйствования.

4. Система налогообложения в Украине должна предусматривать предельные размеры налогов и сборов, которые могут взиматься с субъектов хозяйствования. При этом налоги и другие обязательные платежи, которые в соответствии с законом включаются в цену товаров (работ, услуг) или относятся на их себестоимость, уплачиваются субъектами хозяйствования независимо от результатов их хозяйственной деятельности.

Статья 18. Ограничение монополизма и содействие состязательности в сфере хозяйствования

1. Государство осуществляет антимонопольно-конкурентную политику и содействует развитию состязательности в сфере хозяйствования на основе общегосударственных программ, утверждаемых Верховной Радой Украины по представлению Кабинета Министров Украины.

2. Государственная политика в сфере экономической конкуренции, ограничения монополизма в хозяйственной деятельности и защиты субъектов хозяйствования и потребителей от недобросовестной конкуренции осуществляется уполномоченными органами государственной власти и органами местного самоуправления.

3. Органам государственной власти и органам местного самоуправления, их должностным лицам запрещается принимать акты и совершать действия, которые устраняют конкуренцию или необоснованно содействуют отдельным конкурентам в предпринимательской деятельности, либо вводят ограничение на рынке, не предусмотренное законодательством. Законом могут быть установлены исключения из этого правила с целью обеспечения национальной безопасности, обороны либо других общественных интересов.

4. Правила конкуренции и нормы антимонопольного регулирования определяются настоящим Кодексом и другими законами.

Статья 19. Государственный контроль и надзор за хозяйственной деятельностью

1. Субъекты хозяйствования имеют право без ограничений самостоятельно осуществлять хозяйственную деятельность, не противоречащую законодательству.

2. Субъекты хозяйствования подлежат государственной регистрации в соответствии с настоящим Кодексом и законом.

3. Государство осуществляет контроль и надзор за хозяйственной деятельностью субъектов хозяйствования в следующих сферах:

сохранения и расходования средств и материальных ценностей субъектами хозяйственных отношений — по состоянию и достоверности бухгалтерского учета и отчетности;

финансовых, кредитных отношений, валютного регулирования и налоговых отношений — по соблюдению субъектами хозяйствования кредитных обязательств перед государством и расчетной дисциплины, соблюдению требований валютного законодательства, налоговой дисциплины;

цен и ценообразования — по вопросам соблюдения субъектами хозяйствования государственных цен на продукцию и услуги;

монополизма и конкуренции — по вопросам соблюдения антимонопольно-конкурентного законодательства;

земельных отношений — по использованию и охране земель; водных отношений и лесного хозяйства — по использованию и охране вод и лесов, воспроизводству водных ресурсов и лесов;

производства и труда — по безопасности производства и труда, соблюдению законодательства о труде; по пожарной, экологической, санитарно-гигиенической безопасности; по соблюдению норм и правил, которыми установлены обязательные требования относительно условий осуществления хозяйственной деятельности;

потребления — за качеством и безопасностью продукции и услуг;

внешнеэкономической деятельности — по вопросам технологической, экономической, экологической и социальной безопасности.

4. Органы государственной власти и должностные лица, уполномоченные осуществлять государственный контроль и государственный надзор за хозяйственной деятельностью, их статус, общие условия, порядок осуществления контроля и надзора определяются законами.

5. Незаконное вмешательство и препятствование хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования со стороны органов государственной власти, их должностных лиц при осуществлении ими государственного контроля и надзора запрещаются.

6. Органы государственной власти и должностные лица обязаны осуществлять инспектирование и проверки деятельности субъектов хозяйствования непредубежденно, объективно и оперативно, соблюдая требования законодательства, уважая права и законные интересы субъектов хозяйствования.

7. Субъект хозяйствования имеет право на получение информации о результатах инспектирования и проверок его деятельности не позднее чем через тридцать дней после их окончания, если иное не предусмотрено законом. Действия и решения государственных органов контроля и надзора, а также их должностных лиц, которые проводили инспектирование и проверку, могут быть обжалованы субъектом хозяйствования в установленном законодательством порядке.

8. Все субъекты ведения хозяйства, обособленные подразделения юридических лиц, выделенные на отдельный баланс, обязаны вести первичный (оперативный) учет результатов своей работы, составлять и подавать в соответствии с требованиями закона статистическую информацию и другие данные, определенные законом, а также вести (кроме граждан Украины, иностранцев и лиц без гражданства, осуществляющих хозяйственную деятельность и зарегистрированных в соответствии с законом как предприниматели) бухгалтерский учет и подавать финансовую отчетность в соответствии с законодательством.

Запрещается требовать от субъектов ведения хозяйства, обособленных подразделений юридических лиц, выделенных на отдельный баланс, предоставление статистической информации и других данных, не предусмотренных законом или с нарушением порядка, установленного законом.

(В статью 19 внесены изменения в соответствии с Законом Украины от 05.06.2014 г. №1315-VII)

Статья 20. Защита прав субъектов хозяйствования и потребителей

1. Государство обеспечивает защиту прав и законных интересов субъектов хозяйствования и потребителей.

2. Каждый субъект хозяйствования и потребитель имеет право на защиту своих прав и законных интересов. Права и законные интересы указанных субъектов защищаются путем:

признания наличия или отсутствия прав;

признания полностью или частично недействительными актов органов государственной власти и органов местного самоуправления, актов других субъектов, противоречащих законодательству, ущемляющих права и законные интересы субъекта хозяйствования или потребителей; признания недействительными хозяйственных сделок по основаниям, предусмотренным законом;

восстановления положения, существовавшего до нарушения прав и законных интересов субъектов хозяйствования;

прекращения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;

присуждения к выполнению обязанности в натуре;

применения штрафных санкций;

применения оперативно-хозяйственных санкций;

применения административно-хозяйственных санкций;

установления, изменения и прекращения хозяйственных правоотношений;

другими способами, предусмотренными законом.

3. Порядок защиты прав субъектов хозяйствования и потребителей определяется настоящим Кодексом, другими законами.

Статья 21. Объединения предпринимателей

1. В целях содействия развитию национальной экономики, ее интеграции в мировое хозяйство, а также создания благоприятных условий для предпринимательской деятельности в Украине могут создаваться торгово-промышленные палаты как добровольные объединения предпринимателей и организаций. Торгово-промышленная палата является негосударственной самоуправляющейся уставной организацией, созданной на принципах членства, имеющей статус юридического лица.

2. Государство содействует торгово-промышленным палатам в выполнении ими уставных задач.

3. Порядок образования и деятельности торгово-промышленных палат устанавливается законом.

4. Субъекты хозяйствования — работодатели имеют право на объединение в организации работодателей для реализации и защиты своих прав.

5. Организации работодателей являются самоуправляющимися уставными организациями, которые образуются на принципах добровольности и равноправия с целью представительства и защиты законных интересов работодателей. Организации работодателей могут объединяться в союзы и другие уставные объединения работодателей.

6. Порядок образования и принципы деятельности организаций и объединений работодателей определяются законом.

Статья 22. Особенности управления хозяйственной деятельностью в государственном секторе экономики

1. Государство осуществляет управление государственным сектором экономики в соответствии с основами внутренней и внешней политики.

2. Субъектами хозяйствования государственного сектора экономики являются субъекты, действующие на основе лишь государственной собственности, а также субъекты, государственная доля в уставном капитале которых превышает пятьдесят процентов либо составляет величину, обеспечивающую государству право решающего воздействия на хозяйственную деятельность этих субъектов.

3. Полномочия субъектов управления в государственном секторе экономики — Кабинета Министров Украины, министерств, других органов власти и организаций относительно субъектов хозяйствования определяются законом.

4. Законом могут быть определены виды хозяйственной деятельности, которую разрешается осуществлять исключительно государственным предприятиям, учреждениям и организациям.

5. Государство реализует право государственной собственности в государственном секторе экономики через систему организационно-хозяйственных полномочий соответствующих органов управления относительно субъектов хозяйствования, относящихся к этому сектору и осуществляющих свою деятельность на основе права хозяйственного ведения или права оперативного управления.

6. Правовой статус отдельного субъекта хозяйствования в государственном секторе экономики определяется уполномоченными органами управления в соответствии с требованиями настоящего Кодекса и других законов. Отношения органов управления с названными субъектами хозяйствования в случаях, предусмотренных законом, могут осуществляться на договорных началах.

7. Государство применяет к субъектам хозяйствования в государственном секторе экономики все средства государственного регулирования хозяйственной деятельности, предусмотренные настоящим Кодексом, учитывая особенности правового статуса данных субъектов.

8. Законом устанавливаются особенности осуществления антимонопольно-конкурентной политики и развития состязательности в государственном секторе экономики, которые должны учитываться при формировании соответствующих государственных программ.

9. Процедура признания банкротом применяется относительно государственных предприятий с учетом требований, указанных в главе 23 настоящего Кодекса.

10. Органам управления, осуществляющим организационно-хозяйственные полномочия относительно субъектов хозяйствования государственного сектора экономики, запрещается делегировать другим субъектам полномочия по распоряжению государственной собственностью и полномочия по управлению деятельностью субъектов хозяйствования, за исключением делегирования названных полномочий в соответствии с законом органам местного самоуправления и других случаев, предусмотренных настоящим Кодексом и другими законами.

11. Субъект хозяйствования государственного сектора экономики вводит антикоррупционную программу в порядке, определенном законом.

(В статью 22 внесены изменения в соответствии с Законом Украины от 14.10.2014 г. №1700-VII)
(см. предыдущую редакцию)

Статья 23. Отношения субъектов хозяйствования с органами местного самоуправления

1. Органы местного самоуправления осуществляют свои полномочия относительно субъектов хозяйствования исключительно в пределах, определенных Конституцией Украины, законами о местном самоуправлении и другими законами, предусматривающими особенности осуществления местного самоуправления в городах Киеве и Севастополе, другими законами. Органы местного самоуправления могут осуществлять относительно субъектов хозяйствования также отдельные полномочия органов исполнительной власти, предоставленные им законом.

2. Отношения органов местного самоуправления с субъектами хозяйствования в случаях, предусмотренных законом, могут осуществляться также на договорных началах.

3. Правовые акты органов и должностных лиц местного самоуправления, принятые в пределах их полномочий, обязательны для исполнения всеми участниками хозяйственных отношений, которые расположены или осуществляют свою деятельность на соответствующей территории.

4. Незаконное вмешательство органов и должностных лиц местного самоуправления в хозяйственную деятельность субъектов хозяйствования запрещается. Не допускается издание правовых актов органов местного самоуправления, которыми устанавливаются не предусмотренные законом ограничения по обороту отдельных видов товаров (услуг) на территории соответствующих административно-территориальных единиц.

5. Органы и должностные лица местного самоуправления имеют право обращаться в суд о признании недействительными актов предприятий, других субъектов хозяйствования, ограничивающих права территориальных громад, полномочия органов местного Самоуправления.

6. Органы, должностные и служебные лица местного самоуправления несут ответственность за свою деятельность перед субъектами хозяйствования, основания, виды и порядок которой определяются Конституцией Украины и законом.

7. Споры о восстановлении нарушенных прав субъектов хозяйствования и возмещении причиненного им ущерба вследствие решений, действий либо бездействия органов, должностных или служебных лиц местного самоуправления при осуществлении ими своих полномочий разрешаются в судебном порядке.

Статья 24. Особенности управления хозяйственной деятельностью в коммунальном секторе экономики

1. Управление хозяйственной деятельностью в коммунальном секторе экономики осуществляется через систему организационно-хозяйственных полномочий территориальных громад и органов местного самоуправления относительно субъектов хозяйствования, относящихся к коммунальному сектору экономики и осуществляющих свою деятельность на основе права хозяйственного ведения или права оперативного управления.

2. Правовой статус отдельного субъекта хозяйствования в коммунальном секторе экономики определяется уполномоченными органами управления в соответствии с требованиями настоящего Кодекса и других законов. Отношения органов управления между указанными субъектами в случаях, предусмотренных законом, могут осуществляться на договорных началах.

3. Субъектами хозяйствования коммунального сектора экономики являются субъекты, действующие на основе лишь коммунальной собственности, а также субъекты, в уставном капитале которых доля коммунальной собственности превышает пятьдесят процентов либо составляет величину, обеспечивающую органам местного самоуправления право решающего воздействия на хозяйственную деятельность этих субъектов.

4. Законом могут быть установлены особенности осуществления антимонопольно-конкурентной политики относительно коммунального сектора экономики, а также дополнительные требования и гарантии права собственности Украинского народа и права коммунальной собственности при реализации процедуры банкротства относительно субъектов хозяйствования коммунального сектора экономики.

5. Органы местного самоуправления несут ответственность за результаты деятельности субъектов хозяйствования, относящихся к коммунальному сектору экономики, на основаниях, в пределах и порядке, определенных законом.

6. Субъект хозяйствования коммунального сектора экономики вводит антикоррупционную программу в порядке, определенном законом.

(В статью 24 внесены изменения в соответствии с Законом Украины от 14.10.2014 г. №1700-VII)
(см. предыдущую редакцию)

Глава 3 Ограничение монополизма и защита субъектов хозяйствования и потребителей от недобросовестной конкуренции


Статья 25. Конкуренция в сфере хозяйствования

1. Государство поддерживает конкуренцию как соревнование между субъектами хозяйствования, обеспечивающее благодаря их собственным достижениям получение ими определенных экономических преимуществ, в результате чего потребители и субъекты хозяйствования получают возможность выбора необходимого товара и при этом отдельные субъекты хозяйствования не определяют условий реализации товара на рынке.

2. Органам государственной власти и органам местного самоуправления, регулирующим отношения в сфере хозяйствования, запрещается принимать акты или совершать действия, которые определяют привилегированное положение субъектов хозяйствования той либо иной формы собственности, или ставят в неравное положение отдельные категории субъектов хозяйствования либо иным способом нарушают правила конкуренции. При нарушении этого требования органы государственной власти, к полномочиям которых относится контроль и надзор за соблюдением антимонопольно-конкурентного законодательства, а также субъекты хозяйствования могут оспаривать такие акты в установленном законом порядке.

3. Уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления должны осуществлять анализ состояния рынка и уровня конкуренции на нем и принимать предусмотренные законом меры по упорядочению конкуренции субъектов хозяйствования.

4. Государство обеспечивает защиту коммерческой тайны субъектов хозяйствования в соответствии с требованиями настоящего Кодекса и других законов.

Статья 26. Государственная помощь субъектам хозяйствования

1. Правовые основы проведения мониторинга государственной помощи субъектам хозяйствования и осуществления контроля за допустимостью такой помощи для конкуренции устанавливаются законодательством о государственной помощи субъектам хозяйствования.

(Статья 26 изложена в новой редакции в соответствии с Законом Украины от 01.07.2014 г. №1555-VII)
(см. предыдущую редакцию)

Статья 27. Ограничение монополизма в экономике

1. Монопольным признается доминирующее положение субъекта хозяйствования, которое дает ему возможность самостоятельно или вместе с другими субъектами ограничивать конкуренцию на рынке определенного товара (работ, услуг).

2. Монопольным является положение субъекта хозяйствования, доля которого на рынке определенного товара превышает размер, установленный законом.

3. Монопольным может быть признано также положение субъектов хозяйствования на рынке товара при наличии других условий, определенных законом.

4. В случае общественной необходимости и с целью устранения негативного воздействия на конкуренцию органы государственной власти осуществляют в отношении существующих монопольных образований меры антимонопольного регулирования в соответствии с требованиями законодательства и меры демонополизации экономики, предусмотренные соответствующими государственными программами, за исключением естественных монополий.

5. Органам государственной власти и органам местного самоуправления запрещается принимать акты или совершать действия, направленные на экономическое усиление существующих субъектов хозяйствования-монополистов и образование без достаточных оснований новых монопольных образований, а также принимать решения об исключительно централизованном распределении товаров.

Статья 28. Естественные монополии

1. Состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке является более эффективным при условии отсутствия конкуренции в результате технологических особенностей производства (в связи с существенным уменьшением расходов производства на единицу продукции по мере увеличения объемов производства), а товары (услуги), производимые субъектами хозяйствования, не могут быть заменены в потреблении другими, в связи с чем спрос на этом товарном рынке меньше зависит от изменения цен на такие товары, чем спрос на другие товары (услуги), — считается естественной монополией.

2. Субъектами естественной монополии могут быть субъекты хозяйствования любой формы собственности (монопольные образования), производящие (реализующие) товары на рынке, который находится в состоянии естественной монополии.

3. Законом о естественных монополиях определяются сферы деятельности субъектов естественных монополий, органы государственной власти, органы местного самоуправления, другие органы, регулирующие деятельность указанных субъектов, а также иные вопросы регулирования отношений, возникающих на товарных рынках Украины, которые находятся в состоянии естественной монополии, и на смежных рынках при участии субъектов естественных монополий.

Статья 29. Злоупотребление монопольным положением на рынке

1. Злоупотреблением монопольным положением считается:

навязывание таких условий договора, которые ставят контрагентов в неравное положение, или дополнительных условий, не касающихся предмета договора, включая навязывание товара, не нужного контрагенту;

ограничение или прекращение производства, а также изъятие товаров из оборота с целью создания или поддержки дефицита на рынке либо установления монопольных цен;

другие действия, совершенные с целью создания препятствий доступа на рынок (выхода с рынка) субъектов хозяйствования;

установление монопольно высоких или дискриминационных цен (тарифов) на свои товары, что приводит к нарушению прав потребителей или ограничивает права отдельных потребителей;

установление монопольно низких цен (тарифов) на свои товары, что приводит к ограничению конкуренции.

Статья 30. Неправомерные сделки между субъектами хозяйствования

1. Неправомерными сделками между субъектами хозяйствования признаются сделки или согласованные действия, направленные на:

установление (поддержание) монопольных цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат), наценок;

распределение рынков по территориальному принципу, объему реализации либо закупки товаров, их ассортименту или по кругу потребителей либо по другим признакам — с целью их монополизации;

устранение с рынка или ограничение доступа к нему продавцов, покупателей, других субъектов хозяйствования.

Статья 31. Дискриминация субъектов хозяйствования

1. Дискриминацией субъектов хозяйствования органами власти в настоящем Кодексе признается:

запрещение создания новых предприятий либо других организационных форм хозяйствования в какой-либо сфере хозяйственной деятельности, а также установление ограничений на осуществление отдельных видов хозяйственной деятельности или производство определенных видов товаров с целью ограничения конкуренции;

принуждение субъектов хозяйствования к приоритетному заключению договоров, первоочередной реализации товаров определенным потребителям или к вступлению в хозяйственные организации и другие объединения;

принятие решений о централизованном распределении товаров, приводящем к монопольному положению на рынке;

установление запрета на реализацию товаров из одного региона Украины в другой;

предоставление отдельным предпринимателям налоговых и других льгот, ставящих их в привилегированное положение относительно других субъектов хозяйствования, что приводит к монополизации рынка определенного товара;

ограничение прав субъектов хозяйствования по приобретению и реализации товаров;

установление запретов либо ограничений относительно отдельных субъектов хозяйствования или групп предпринимателей.

2. Дискриминация субъектов хозяйствования не допускается. Законом могут быть установлены исключения из положений настоящей статьи с целью обеспечения национальной безопасности, обороны, общественных интересов.

Статья 32. Недобросовестная конкуренция

1. Недобросовестной конкуренцией признаются любые действия в конкуренции, противоречащие правилам, торговым и другим честным обычаям в предпринимательской деятельности.

2. Недобросовестной конкуренцией является неправомерное использование деловой репутации субъекта хозяйствования, создание препятствий субъектам хозяйствования в процессе конкуренции и достижение неправомерных преимуществ в конкуренции, неправомерный сбор, разглашение и использование коммерческой тайны, а также другие действия, квалифицируемые в соответствии с частью первой настоящей статьи.

3. Недобросовестная конкуренция влечет юридическую ответственность лиц, если их действия имеют негативное воздействие на конкуренцию на территории Украины, независимо от того, где совершены такие действия.

Статья 33. Неправомерное использование деловой репутации субъекта хозяйствования

1. Неправомерным использованием деловой репутации субъекта хозяйствования признаются: неправомерное использование чужих обозначений, рекламных материалов, упаковки; неправомерное использование товара другого производителя; копирование внешнего вида изделия другого производителя; сравнительная реклама.

2. Неправомерным является использование без разрешения уполномоченного на то лица чужого имени, коммерческого наименования, торговой марки, других обозначений, а также принадлежащих другому лицу рекламных материалов и т. п., что может привести к смешиванию с деятельностью другого субъекта хозяйствования, имеющего приоритет на их использование.

3. Использование в коммерческом наименовании собственного имени гражданина является правомерным, если к собственному имени прибавляется какой-либо отличительный элемент, который исключает смешивание с деятельностью другого субъекта хозяйствования.

4. Неправомерным использованием товара другого производителя является введение в хозяйственный оборот под своим обозначением товара другого производителя путем изменений либо снятия обозначений производителя без разрешения уполномоченного на то лица.

5. Копированием внешнего вида изделия является воспроизведение внешнего вида изделия другого субъекта хозяйствования и ввод его в хозяйственный оборот без однозначного указания производителя копии, что может привести к смешиванию с деятельностью другого субъекта хозяйствования. Не признается неправомерным копирование внешнего вида изделия или его частей, если такое копирование обусловлено исключительно их функциональным применением.

6. Действие части пятой настоящей статьи не распространяется на изделия, имеющие охрану как объекты права интеллектуальной собственности.

7. Сравнительной является реклама, содержащая сравнение с товарами (работами, услугами) либо деятельностью другого субъекта хозяйствования. Не признается неправомерным сравнение в рекламе в случаях, предусмотренных законом.

Статья 34. Создание препятствий субъектам хозяйствования в процессе конкуренции

1. Препятствиями в процессе конкуренции считаются: дискредитация субъекта хозяйствования, навязывание потребителям принудительного ассортимента товаров (работ, услуг), склонение к бойкоту субъекта хозяйствования или дискриминации покупателя (заказчика), или к расторжению договора с конкурентом, подкуп работника поставщика или покупателя (заказчика).

2. Дискредитацией субъекта хозяйствования является распространение в какой-либо форме неправдивых, неточных или неполных сведений, связанных с лицом или деятельностью субъекта хозяйствования, которые причинили или могли причинить вред деловой репутации субъекта хозяйствования.

3. Куплей-продажей товаров, выполнением работ, оказанием услуг с принудительным ассортиментом является купля-продажа одних товаров, выполнение работ, оказание услуг при условии купли-продажи других товаров, выполнения работ, оказания услуг, не нужных потребителю или контрагенту.

4. Склонением к бойкоту субъекта хозяйствования считается побуждение конкурентом другого лица, непосредственно или через посредника, к отказу от установления договорных отношений с этим субъектом хозяйствования.

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

Смотрите еще:

  • Мировой суд октябрьского района участок 2 мурманск Мировой суд октябрьского района участок 2 мурманск Судебный участок № 2 Ленинского судебного района г. Мурманска Аппарат мирового судьи Мировой судья Тилькиджи Ксения […]
  • С каких доходов не выплачиваются алименты Адвокатские истории С каких доходов алименты платить не надо? Согласно п.12 «Списка видов доходов, учитываемых при определении размера алиментов на одного из супругов, детей, родителей, […]
  • Воинская часть 2091 жаркент Воинская часть 2091 жаркент СССР -------- КОМИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ -------- 49-й пограничный отряд КГБ Дислоцировался в г.Панфилов Алма-Атинской области. […]
  • Мировой суд г лангепас Судебный участок № 1 Лангепасского судебного района Понедельник 8:30-18:00, Вторник-Пятница 8:30-17:00 Прием граждан и документов работниками аппарата мирового судьи осуществляется в […]
  • Являются ли права удостоверением личности при покупке сигарет Документы удостоверяющие личность Здравствуйте. Подскажите пожалйста в какой статье конкретно прописано что водительское удостоверение, является удостоверением личности и его можно […]
  • Сохранение на корсары гпк rev3 Сохранение на корсары гпк rev3 Обязательные требования по добавлению сохранения: 1. Версия игры 2. Имя персонажа 3. Ранг 4. Корабли 5. Предметы(Деньги,амуниция) 6. Пройденные квесты […]
Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии запрещены.