Трудовой кодекс с изменениями от 2014 года

Оглавление:

Обзор изменений трудового законодательства 2018

Одно из наиболее значимых изменений в действующее трудовое законодательство — новый размер минимального размера оплаты труда (далее – МРОТ) с 1 января 2018 года. На сегодняшний день, закон о повышении МРОТ с 2018 года еще не принят. Сейчас законопроект 274625-7 находится на стадии рассмотрения в Государственной Думе[1]. Представляется логичным, что в 2018 году закон о повышении МРОТ будет принят, и все работодатели будут учитывать новый размер минимальной оплаты труда. Так, с 1 января 2018 года размер МРОТ составит 9489 рублей (вместо 7800 рублей на сегодняшний день). Предполагается, что, начиная с 2019 года, размер МРОТ будет определяться ежегодно на основании величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации за II квартал предыдущего года. Статья 133 Трудового кодекса РФ строго регулирует вопрос установления минимального размера оплаты труда, любые нарушения будут караться штрафными санкциями.

В дальнейшем размер МРОТ достигнет величины в 100% прожиточного минимума. В этой связи стоит отметить, что Трудовой Кодекс РФ изначально предусматривает условие о том, что величина МРОТ должна быть равна прожиточному минимуму трудоспособного населения[2].

Однако своевременно обеспечить исполнение данного правила государство не смогло и ввело порядок поэтапного повышения МРОТ (ст. 421 ТК РФ). Соответственно, предполагается, что к 2019 году переходные условия уже не будут действовать, и размер МРОТ будет соответствовать Трудовому кодексу РФ и будет исчисляться из величины прожиточного минимума[3].

Рекомендация: в силу вышеописанного консультанты рекомендуют прослеживать размер установленного прожиточного минимума и утверждать заработную плату не менее установленного порога (прожиточного минимума).

Отдельные комментарии и разъяснения:

! Месячная зарплата сотрудника, который в полной мере отработал норму рабочего времени и выполнил нормы труда, не может быть менее установленного МРОТ[4].

! Работа в Северных районах коэффициенты и надбавки всегда начисляют сверх МРОТ[5].

«Минимизация рисков» оплаты сверхурочной работы по требованию работника

На сегодняшний день у работодателя возникают вопросы и споры относительно оплаты работы в выходные и праздничные дни. Часы сверх обычного времени в выходные и праздники не нужно считать, как сверхурочные. Оплатить их требуется не менее чем в двойном размере. Платить за лишние два часа еще и в полуторном размере как за сверхурочные не нужно[6]. Например, стандартный день 8 часов, а сотрудник отработал в праздник 10 часов. Компания оплатит их вдвойне.

В Трудовом законодательстве теперь содержится ясная формулировка, работу в выходные дни необходимо оплачивать лишь за фактически отработанные часы. Это касается и командировок.

Рекомендация: Консультанты рекомендуют издавать приказ «О графике работы в служебной поездке», так вы снизите риски оплаты сотруднику лишних средств.

На практике возникают случаи, когда работник пытается взыскать с Общества дополнительные денежные средства, так, как трудился по заданию компании в выходные дни.
Рекомендация: Доплачивать за добровольный выход компания не обязана, воздержитесь от этой процедуры. Сотрудник должен предъявить весомые доказательства, что трудился по заданию компании. Настоящее подтверждается судебной практикой[7].

В случае если сотрудник работал в выходные дни несколько часов – в двойном размере оплачиваются только фактически отработанные часы.

Рекомендации: Минимизируем риски путем установления «верных» формулировок в трудовом договоре с сотрудником.

Разъяснение законодателя относительно неполного рабочего дня

Законодатель исключает неточную формулировку относительно неполного рабочего дня и недели. С 29 июня 2017 года оба режима могут считаться неполным рабочем временем.

Раннее в понимании законодательной нормы у компаний имелась неопределённость в части установления неполного рабочего дня или недели: «Для работников, работающих неполный рабочий день (смену) и (или) неполную рабочую неделю, нормальное число рабочих часов за учетный период соответственно уменьшается[8]». Из-за «или» возникала неясность. Компании считали, что установить можно только какой-то один режим. Но это неверно, кодекс допускает комбинированный график работы (ч. 5–7 ст. 74, ч. 3 ст. 104 ТК РФ). Так считают и судьи[9]. Норма, которая вызывала массу полемик и неопределенность изменена. Компания вправе установить одновременно неполный рабочий день и неделю.

Отдельные комментарии и разъяснения:

Уважаемые клиенты, следует помнить о том, что компания Обязана установить неполное время работы по просьбе следующих лиц:

1) Сотрудника, который ухаживает за больным родственником;

2) родителя, опекуна, попечителя ребенка до 14 лет или инвалида до 18 лет;

3) беременной сотрудницы;

Рекомендации: Согласуйте с сотрудником индивидуальный график работы. Рабочие часы вы вправе поделить на части. Пример, 2 часа утром и 4 часа вечером. Условия следует прописать в Договоре с сотрудником.

Следует помнить: Работнику, работающему на условиях неполного рабочего времени, ненормированный рабочий день может устанавливаться, только если соглашением сторон трудового договора установлена неполная рабочая неделя, но с полным рабочим днем (сменой)[10].

Трудовые проверки в 2018 году, «спектр возможностей» проверяющего

С 1 января 2018 года в силу вступает Постановление Правительства, которое вносит существенное изменение в порядок осуществления федерального государственного надзора в сфере труда[11].

Теперь предмет плановой проверки ГИТ ограничен вопросами, которые включены в проверочные листы.

Отдельные комментарии и разъяснения: согласно п.4[12] в предмет проверок федерального государственного надзора в сфере труда входит: 1) соблюдение требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе полноты и своевременности выплаты заработной платы, 2) соблюдения государственных нормативных требований охраны труда, а также выполнение предписаний об устранении выявленных в ходе осуществления федерального государственного надзора в сфере труда нарушений и о проведении мероприятий по предотвращению нарушений обязательных требований и по защите трудовых прав работников.

Новые положения будут применяться с 2018 г. Начало их применения по отношению к конкретной организации зависит от присвоенной ей категории риска.

Отдельные комментарии и разъяснения: Деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся работодателями, относится к следующим категориям риска в зависимости от показателя потенциального риска причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда (жизнь и здоровье работников, трудовые права работников, связанные с невыплатой в установленный срок заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений), определяемого в соответствии с пунктом 2 настоящей нормы:

а) высокий риск — в случае если показатель потенциального риска причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда составляет 1 и более;

б) значительный риск — в случае если показатель потенциального риска причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда составляет от 0,99 до 0,75;

в) средний риск — в случае если показатель потенциального риска причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда составляет от 0,74 до 0,5;

г) умеренный риск — в случае если показатель потенциального риска причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда составляет от 0,49 до 0,25;

д) низкий риск — в случае если показатель потенциального риска причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда составляет менее 0,24.

2. Значение показателя потенциального риска причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда (Р) определяется по формуле:

Т — показатель тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями обязательных требований;

Ку — коэффициент устойчивости добросовестного поведения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, связанного с исполнением обязательных требований.

Так, как в трудовых проверках теперь применяется риск-ориентированный подход. Теперь можно узнать, как часто ждать трудовых проверок. Это зависит от степени риска, которую присвоили трудинспекторы. Посмотреть свой риск можно на сайте Роструда в разделе Планы проверок. Всего есть пять уровней риска (указанные выше)[13]. На категорию риска компании влияют несчастные случаи, долги по зарплате, штрафы, штат и др. От уровня риска зависит, как часто компанию будут проверять (см. таблицу ниже).

Комментарии к изменениям: При проведении плановой проверки инспектор ГИТ не может расширить предмет проверки. Он ограничен вопросами, включенными в проверочные листы (списки контрольных вопросов) (п. 8 Положения о надзоре в сфере труда).

Рекомендации: В случае проверки предъявляйте требование об ознакомлении с предметом проверки в проверочном листе, исключая риски проверки вне предмета проверки ГИТ.

Такие листы государственные инспекторы труда будут применять во время проверок всех работодателей, в том числе ИП.

Проверочные листы для плановой проверки включают перечни вопросов по самым важным требованиям трудового законодательства, а также нормативных актов, содержащих нормы трудового права.

Проверочные листы с 1 января 2018 г. начнут применять при проведении плановых проверок организаций и ИП, отнесенных к категории умеренного риска, а с 1 июля 2018 г. — всех остальных (п. 2 Постановления Правительства РФ от 08.09.2017 N 1080). Узнать, отнесена ли организация к категории умеренного риска, можно в Роструде через запрос (п. 13 Правил отнесения к категории риска). Но перед отправкой запроса на официальном сайте Роструда можно проверить, не отнесена ли организация к категории высокого или значительного риска (п. 21 Положения о надзоре в сфере труда).

Формы проверочных листов с конкретными перечнями вопросов утверждены Приказом Роструда от 10.11.2017 N 655. Приказ находится на регистрации в Минюсте.

Рекомендации: Компания вправе снизить личный уровень риска, таким образом снижая частоту проверок. В случае, если Ваша компания не подпадает ни в один список – риск не значителен, однако внеплановая проверка сотрудниками ГИТ возможна, к примеру, если на компанию подаст жалобу сотрудник.

Инспекторы Роструда станут проверять доступность рабочих мест для инвалидов

Общества, которые обязаны в соответствии с действующим законодательством организовывать рабочие места для инвалидов будут подлежать проверке сотрудниками Роструда.

Комментарий: В Москве для работодателей, численность работников которых составляет более 100 человек размер квоты (обязательных рабочих мест составляет 2%).

Соответствующие изменения внесены в Постановление Правительства РФ от 01.09.2012 N 875 «Об утверждении Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права».

Указывается, что инспектора Роструда будут осуществлять надзор за соблюдением требований законодательства РФ по обеспечению доступности для работников, являющихся инвалидами, специальных рабочих мест и условий труда в установленной сфере деятельности.

Предметом соответствующего вида государственного надзора является проверка обеспечения доступности для работников, являющихся инвалидами, специальных рабочих мест и условий труда. Постановление вступает в силу с 1 января 2018 года[14].

Рекомендация: Консультанты сообщают, что настоящее требование должно исполняться работодателями, в противном случае это повлечет применение штрафных санкций.

Обязательная индексация зарплаты в 2018 году

Работодателей обяжут повышать зарплату сотрудникам не реже одного раза в год. Проект с поправками в статьи 134 — 134.1 ТК РФ рассмотрит Госдума (№ 1119655-6). Организации и ИП, имеющих наемных сотрудников, могут обязать ежегодно повышать зарплату работникам в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Величина индексации должна быть не ниже уровня инфляции в конкретном регионе. От повышения зарплат освободят только тех, кто платит своим сотрудникам зарплату выше 10 размеров региональных МРОТ. Условие об индексации должно быть закреплено при этом во внутреннем документе. Сейчас обязательную индексацию зарплат сотрудников проводят только бюджетные организации.

Внесение изменений в Стандарт для смывающих и обезвреживающих веществ, который необходим для защиты работников от химического воздействия

Минздравсоцразвития сформировал новые предложения по изменению пунктов 9 и 24 Стандарта безопасности труда. «Обеспечение работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами», изменения вступят во 2-ом квартале 2018 года[15].

Актуально для работодателей, деятельность которых связанна с химической промышленностью, медицинских учреждений, лабораторий и.т.п.

Комментарии и разъяснения: Если работа сотрудников связана с загрязнениями или воздействием на кожу вредных веществ, им нужно выдавать смывающие и обезвреживающие средства. Их выбирают в зависимости от вредного фактора, который воздействует на сотрудника, и выдают на основании типовых норм (п. 12 приложения 2 к приказу Минздравсоцразвития России от 17 декабря 2010 г. № 1122н).

Защитные средства нужно выдать сотруднику, который работает с органическими растворителями, дезинфицирующими средствами, с бактериально-опасными средами, с низкими температурами. Очищающие средства выдаются сотрудникам, которые в работе сталкиваются с производственными загрязнениями.

Для офисных сотрудников – юристов, бухгалтеров, менеджеров типовые нормы не предусматривают смывающих и обезвреживающих средств (письмо Минтруда России от 30 августа 2016 г. № 15-2/ООГ-3095.

Работодатель составляет перечень рабочих мест и список сотрудников, которым нужно выдавать смывающие и обезвреживающие средства. Список утверждает работодатель организации. После он издает приказ о назначении ответственного лица за выдачу сотрудникам смывающих и обезвреживающих средств. Еще одним приказом нужно назначить ответственного за учет и контроль за выдачу средств в установленные сроки (пп. 14, 24 приложения 2 к приказу Минздравсоцразвития России от 17 декабря 2010 г. № 1122н). Вы можете объединить приказы об утверждении перечня и о назначении ответственных лиц в один документ и назначить одного сотрудника, чтобы он выдавал и вел учет средств. Ответственным можно назначить должностное лицо, с которым заключен договор о материальной ответственности. Срок использования средств исчисляют со дня, когда их выдали работнику. При этом учитывают срок годности, указанный производителем.

Важно: Сотрудник, которому выдают смывающие или обеззараживающие средства, должен поставить свою подпись в личной карточке учета и выдачи смывающих или обеззараживающих средств. Не забудьте проинформировать работников о правилах использования смывающих и обезвреживающих средств.

Рекомендации: Работодатель имеет право не выдавать средства каждому сотруднику, а обеспечить постоянное наличие в санитрано-бытовых помещениях дозаторов с жидким смывающим веществом. При этом личные карточки учета выдачи смывающих и обезвреживающих средств заполнять не нужно. Укажите в них ссылку на п.20 Приказа и укажите способ выдачи.

Важно: в случае уклонения от установленных правил, сотрудник государственной инспекции труда вправе оштрафовать работодателя в размере до 80.000 рублей.

Изменение процедуры действий в случае, если по результатам спец- оценки на рабочем месте не было выявлено никаких вредных/опасных производственных факторов

Если на рабочих местах во время спецоценки установили оптимальный или допустимый класс условий труда, вы обязаны подать на них декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда. Изменения вступят во 2-ом квартале 2018 года

Декларацию подают в трудовую инспекцию по месту нахождения организации. Сделать это нужно не позднее тридцати рабочих дней со дня утверждения отчета о проведении спец-оценки[16].

Есть утвержденная форма декларации соответствия. Документ состоит из двух частей. Первую часть заполняет работодатель, вторую — территориальный орган Роструда.

Декларацию подают только на рабочие места с 1-м и 2-м классом условий труда (ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ). Документ не нужен, если профессия сотрудника, который работает на этом месте, входит в списки, по которым досрочно назначают страховые пенсии по старости (Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ, постановление Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10). Исключение — рабочие места, на которых предоставляют гарантии и компенсации за работу с вредными или опасными условиями труда. Декларация не нужна и в том случае, если раньше на рабочем месте устанавливали класс 3.1 и выше, а потом изменили на класс 2 (ч. 1 ст. 11Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ) изменения вступят во 2-ом квартале 2018 года[17].

Легализована работа «Фрилансеров»

В Государственной думе рассмотрен вопрос о легализации работы фрилансеров. С 1 января 2018 года будет создана специальная информационная система, с помощью которой работодатели смогут легко заключать трудовой договор с дистанционными работниками, а последние в свою очередь смогут иметь доступ к уплате пенсионных взносов, оплачивать услуги медицинского страхования.

Иностранные работники: 2018 год – сокращение квот

Постановлением Правительства РФ от 04 декабря 2017 года № 1467 на 2018 год утверждены новые квоты на иностранную рабочую силу в организациях, которые занимаются определенными видами деятельности.

В частности, с 30 до 28% от общей численности персонала сокращена квота для прочего сухопутного пассажирского транспорта (код 49.3), а также автогрузового транспорта (код 49.41). Остальные показатели остались на уровне 2017 года.

До 1 января работодатели, у которых число сотрудников-иностранцев превышает новые показатели, должны это исправить.

Рекомендации: Напоминаем, что для увольнения работников в такой ситуации есть специальное основание – пункт 9 статьи 327.6 Трудового кодекса РФ: «приведение численности работников, являющихся иностранными гражданами и лицами без гражданства, в соответствие с установленными федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации ограничениями на осуществление трудовой деятельности иностранными гражданами и лицами без гражданства».

Важно: Для организаций нарушение допустимой доли иностранных работников может обернуться штрафом от 800 тыс. до 1 млн руб. либо приостановлением деятельности на срок от 14 до 90 суток. Должностным лицам грозит штраф от 45 тыс. до 50 тыс. руб.

Утвердили правила при осуществлении охраны объектов и (или) имущества

Приказом Минтруда России от 28.07.2017 № 601н утвердил правила по охране труда при осуществлении охраны (защиты) объектов и имущества. Они применяются с 17 февраля 2018 года.

Правила определяют государственные нормативные требования к охране труда при охране объектов и имущества работниками юридических лиц с особыми уставными задачами, ведомственной охраны, а также частных охранных организаций.

Указанные требования обязательны для исполнения работодателями – юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм при осуществлении ими охраны объектов и имущества.

Рекомендации: Работодатель обязан обеспечить: выполнение работ по охране объектов в соответствии с требованиями Правил, иных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, и технической (эксплуатационной) документации организации-изготовителя; проведение обучения работников по охране труда и проверку знаний по охране труда; контроль за соблюдением работниками требований инструкции по охране труда.

Приказом Минтруда России утверждены: требования охраны труда при проведении осмотра транспортных средств; требования охраны труда при осмотре поездов, маневрирующих составов, локомотивов, сцепок вагонов и перевозимых на них грузов, а также при сопровождении транспортных средств с охраняемыми грузами; требования охраны труда при осуществлении охраны искусственных сооружений.

Годовой отчет СЗВ-СТАЖ. Форма СЗВ-СТАЖ – это отчет о пенсионном стаже сотрудников, который обычно по итогам года сдают в ПФР.

Форму СЗВ-СТАЖ сдают организации и предприниматели, которые выплачивают физлицам вознаграждения:

по трудовым договорам;

гражданско-правовым договорам на выполнение работ или оказание услуг;

договорам авторского заказа и лицензионным договорам.

Об этом сказано в пункте 1.5 Порядка, утвержденного постановлением Правления Пенсионного фонда РФ от 11 января 2017 № 3п. Форму СЗВ-СТАЖ сдают по итогам года. Срок сдачи – не позднее 1 марта следующего года. Первый раз эту форму нужно сдать за 2017 год, не позже 1 марта 2018 года (п. 2 ст. 11 Закона от 1 апреля 1996 № 27-ФЗ). Организации сдают СЗВ-СТАЖ в территориальные отделения Пенсионного фонда РФ по своему месту регистрации. Предприниматели – по месту жительства (п. 1 ст. 11 Закона от 1 апреля 1996 № 27-ФЗ).

Неиспользованные отпуска сгорают с 2018 года

С 1 января 2018 года Организации будут штрафовать, если они позволят своим работникам не ходить в отпуск более двух лет. А если речь идет о сотрудниках, не достигших 18 лет, либо работа связана с опасными, вредными и тяжелыми условиями труда, то в течение года. Организации, у которых сотрудники больше двух лет не были в ежегодном оплачиваемом отпуске, грозит штраф от 30 000 до 50 000 рублей. В худшем случае может быть даже приостановлена деятельность организации сроком на 90 дней (ст. 5 КоАП РФ).

Важно: Не использованный отпуск у работников не сгорает. Даже, если трудящиеся больше двух лет не были в отпуске, все дни отдыха за ними сохраняются и должны быть представлены работникам.

Рекомендации: Итак, как же отпускать на отдых работников в 2018 году, чтобы отпуск не сгорел, согласно изменениям ТК РФ? Все дни отпуска делятся на две части: обязательную – 14 дней и необязательную – оставшиеся 14 дней.

Обязательную часть работники должны использовать ежегодно. А вот оставшиеся 14 дней они могут по своему желанию перенести на следующий период, но не более чем на

12 месяцев. Главное верно прописать условия в договоре.

Увеличение командировочных расходов

В связи с принятием Федерального закона от 29.07.2017 N 214-ФЗ «О проведении эксперимента по развитию курортной инфраструктуры в Республике Крым, Алтайском крае, Краснодарском крае и Ставропольском крае» работодателю придется увеличить командировочные расходы, если работник отправлен в командировку в Республику Крым, Алтайский, Краснодарский и Ставропольский край.

Согласно ст. 6 настоящего Закона плательщиками курортного сбора являются физические лица, достигшие совершеннолетия, проживающие в объектах размещения более 24 часов.

Сумма курортного сбора, подлежащая уплате, исчисляется как произведение количества дней фактического проживания плательщика курортного сбора в объекте размещения, за исключением дня заезда, и соответствующего размера курортного сбора. При этом сумма курортного сбора, подлежащая уплате, не включается в стоимость проживания.

Рекомендации: в случае, если Ваша организация зачастую отправляет своих работников в территориальные единицы, указанные выше работодатель будет обязан увеличить сумму командировочных, однако консультанты сообщают, что в силу законодательства возможно избежать настоящих издержек.

Организации, где на рабочих местах установлено наличие вредных и(или) опасных производственных факторов

Согласно Приказу Министерства труда и социальной защиты РФ от 24.01.2014 № 33н актуализированы обязательные требования в Перечне вредных/опасных факторов и видов работ, подлежащих обязательным медосмотрам.

Внесение изменений коснулось перечня вредных/опасных факторов производства, а также видов работ, для проведения которых необходимо проходить обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры

Актуально для организации, где на рабочих местах установлено наличие вредных и(или) опасных производственных факторов

Приказ вступит в силу во 2-ом квартале 2018 года.

Формируются новые предложения по изменению следующих статей в ТК РФ

Формирование новых предложений по изменению статьи 58 Трудового кодекса РФ
Снятие избыточных требований к процедуре заключения трудового договора
4-й квартал 2018 года
Все организации

Формирование новых предложений по изменению статьи 140 Трудового кодекса РФ
Изменения в сроках расчета в случае прекращения трудового договора
4-й квартал 2018 года
Все организации

Создание нового законопроекта О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской федерации (в части исключения дублирования полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере охраны труда)
Проект федерального закона, который поможет разграничить и разделить полномочия контрольно-надзорных органов в области охраны труда
4-й квартал 2018 года

Федеральные контрольно-надзорные органы
Формирование новых предложений по изменению статьи 84.1 Трудового кодекса РФ
Изменение процедуры прекращения трудового договора
4-й квартал 2018 года
Все организации

Изменения в 2017 году, которые работодатель обязан учитывать

На фоне предстоящих изменений, которые вступят с 1 по 4 квартал 2018 года, рассмотрим изменения, которые работодатель обязан учитывать на данный момент, т.е. с 2017 года.

Обзор изменений в трудовом законодательстве Российской Федерации

Изменения, появляющиеся в трудовом законодательстве в 2016 году, затрагивают сразу несколько статей Трудового кодекса РФ. Какие положения уже внесены, а какие только планируется «притворить» в жизнь, рассмотрим в данной статье.

ПРО ЗАЕМНЫЙ ТРУД..

Согласно утвержденному Президентом РФ Федеральному закону № 116-ФЗ «О внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации» , принятым 05.05.2014г., предусмотрен ряд поправок в Закон РФ от 19.04.1991г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» и Трудовой кодекс РФ в части, касающейся вопроса использования работодателем работников сторонних организаций и вступивших в силу с 1 января 2016 года.

В первую очередь, указанным законом в Трудовой кодекс вносится статья 56.1 о запрещении заемного труда. При этом под заемным трудом понимается труд, осуществляемый работником по распоряжению работодателя в интересах, под управлением и контролем физического или юридического лица, не являющихся работодателем данного работника.

Кроме того, Трудовой кодекс РФ пополнен главой 53.1 об особенностях регулирования труда работников, направленных временно работодателем к другим физическим или юридическим лицам по договору о предоставлении труда работников (персонала).

Исходя из этого, в практических целях необходимо провести четкую грань между заемным трудом и договором о предоставлении труда работников (персонала), для которого установлено особое регулирование.

Руководствуясь нормами вышеуказанного закона, можно сделать вывод, что договор о предоставлении труда работников (персонала) отличает от заемного труда то, что он является соглашением сторон, а не односторонним распоряжением и для его заключения требуется согласие работника. Кроме того, его отличает временность направления на работу к другому работодателю (не более 9 месяцев).

Статья 22, пункт 2.1 Федерального закона от 24.07.1998г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» обязывает работодателя, временно направившего работника для работы у другого лица, уплачивать страховые взносы исходя из:

страхового тарифа в соответствии с основным видом экономической деятельности принимающей стороны;

надбавок и скидок к тарифу, устанавливаемых с учетом результатов специальной оценки условий труда на рабочих местах, на которых фактически работают направленные работники.

Принимающая сторона должна предоставить все сведения, необходимые для определения тарифа, надбавок и скидок.

Документы, в которые Законом № 116-ФЗ от 05.05.2014г. вносятся изменения:

Трудовой кодекс РФ

ст. 56.1 и гл. 53.1 регулируют труд работников, направляемых временно на работу по договору о предоставлении персонала.

Закон РФ от 19.04.1991г. № 1032-1 «О занятости населения в РФ»

ст. 18.1 вводит понятие «деятельность по предоставлению труда работников (персонала)».

Федеральный закон от 24.07.1998г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»

п. 2.1 ст. 22 обязывает работодателей заемных работников уплачивать за них взносы на случай травматизма.

ПРО ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ..

В профессиональном стандарте содержится необходимый перечень требований к знаниям, навыкам и умениям, которыми должен обладать специалист организации.

Рекомендательный порядок для профессиональных стандартов упразднил Федеральный закон N 122-ФЗ от 02.05.2015г. , изменив и порядок их применения.

С 1 июля 2016 года вступают в силу п.п. 2 и 3 ст. 195 Трудового кодекса РФ.

Профессиональные стандарты станут обязательными для применения всеми категориями работодателей, если Трудовым кодексом и иными нормативными правовыми актами РФ будут установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции.

В настоящее время применение профессиональных стандартов работодателями носит рекомендательный характер.

В 2016 году введен порядок формирования пенсионных прав людей и начисления пенсии в системе обязательного пенсионного страхования. На сегодняшний день размер трудовой пенсии по старости, в первую очередь, должен зависеть от объема страховых взносов, которые в течение трудовой деятельности работодатели уплачивают за работника в систему обязательного пенсионного страхования. И если посмотреть на пенсионную формулу, которая действовала ранее, то трудовой стаж почти не имел влияния на размер пенсии. Благодаря новому порядку расчета, станет возможным значение страхового стажа сделать больше при формировании пенсионных прав и расчета размера пенсии.

Федеральным законом от 29.12.2015г. № 385-ФЗ предусмотрены изменения подходов к индексации пенсий. С 1 февраля 2016г . на 4% индексируются страховые пенсии всем пенсионерам, кроме работающих.

При прекращении трудовой деятельности работающим пенсионерам размер пенсий будет рассчитан с учетом всех прошедших за период работы индексаций.

Эта мера обусловлена тем, что увеличение размера страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии – это компенсация инфляционных издержек. Поскольку работающие пенсионеры имеют источник для покрытия этих издержек в виде заработной платы, то предусмотрено, что и суммы страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии будут выплачиваться в размере, исчисленном без учета индексации.

Решение об индексации пенсий территориальными органами ПФР будут приниматься на основании сведений, поступивших от работодателей по состоянию на 30 сентября 2015 года. В апреле 2016 будет введена ежемесячная отчетность работодателей.

НА СЕГОДНЯШНИЙ ДЕНЬ ЭТО ПЛАНИРУЕМЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ

Трудовое законодательство для микропредприятий

Министерством труда разработаны поправки в Трудовой кодекс РФ, цель которых – значительно упростить делопроизводство в организациях, относящихся к микропредприятиям (максимум 15 сотрудников при годовой выручке не более 120 000 000 рублей без учета НДС).

Согласно поправкам предприятия смогут использовать типовые формы трудовых договоров, утвержденные Правительством РФ, что избавит работодателя от необходимости самостоятельно разрабатывать и утверждать локальные нормативные акты, поскольку все основные требования будут отражены как раз в таком типовом договоре. Принимаемые поправки в ТК РФ дадут возможность выбора работодателю: воспользоваться типовой формой трудового договора или разрабатывать документы самостоятельно.

Предполагается, что в феврале документ будет внесен правительством в Госдуму..

Санкции при небольших нарушениях Трудового кодекса РФ.

Государственная инспекция труда (ГИТ) будет реже штрафовать нарушителей. Минтруд России предлагает отменить штраф, накладываемый при незначительном нарушении норм Трудового кодекса РФ, совершенном впервые, заменив его предупреждением. Кроме того, ведомство разработало перечень видов нарушений, совершение которых обязательно повлечет за собой вынесение предупреждения инспектором ГИТ.

Квотирование иностранных работников

Минтруд России предлагает установить ограничение численности иностранных работников . Так, в 2016 году планируется ввести квоты:

строительство – не более 65% от общей численности работников организации;

автомобильный грузовой и сухопутный пассажирский транспорт – не более 35% от общей численности работников;

сфера выращивания овощей — 50% от общей численности работников;

деятельность в области спорта — 25% от общей численности работников;

розничная торговля алкогольными напитками и табаком — 15% от общей численности работников;

полный запрет в привлечении иностранных работников в розничной торговле лекарственными препаратами в аптеках, торговле в нестационарных сооружениях и на рынках, а также вне магазинов, палаток и рынков.

Данные квоты не распространяются на граждан стран, входящих в ЕАЭС: Армении, Беларуси, Казахстана и Кыргызстана.

Выплата заработной платы во время приостановки работы

Работодателю придется платить работнику во время приостановки им деятельности. Поправки, предлагаемые Министерством труда России к внесению в статью 142 Трудового кодекса РФ, подразумевают сохранение средней зарплаты сотрудника на время приостановки им трудовой деятельности из-за задержки работодателем выплаты на срок более 15 дней. Действующая сейчас норма трудового законодательства, установленная 142 статьей, не имеет практического применения из-за отсутствия прописанной в документе обязанности работодателя по выплате заработной платы в таком случае.

Увеличение части тарифов страховых взносов на превентивные меры

В ходе подготовки закона о бюджете Фонда социального страхования (ФСС) на 2016–2018 годы разработаны предложения об увеличении части тарифов страховых взносов по несчастным случаям на превентивные меры. Сейчас работодатели могут использовать 20% тарифа, в 2016 году планируется увеличить норму до 30% .

Новое направление по стимулированию работодателей к улучшению условий труда дает возможность использовать эти средства на субсидирование процентной ставки кредита на модернизацию, которая повлечет за собой специальную оценку условий труда (Статья 17, 426–ФЗ). Результаты СОУТ подтвердят, что условия труда улучшены.

Увеличение обязанностей работодателя

У работодателей может возникнуть новая обязанность: при приеме на работу информировать работника о доступных вариантах формирования его пенсии и правопреемстве пенсионных накоплений. На рассмотрение в Госдуму внесен соответствующий законопроект, который предусматривает поправки в статью 68 Трудового кодекса РФ.

Болеть станет невыгодно

Вероятно, с 2016 года изменится формула расчета больничных листов — не в пользу работников, имеющих небольшой опыт. Минтруд России подготовил законопроект, которым предлагается выплачивать пособие по временной нетрудоспособности в размере 100% среднего заработка тем работникам, которые имеют 15 лет страхового стажа и более . Предлагается также повысить страховой стаж с 8 до 15 лет для выплаты пособия в размере 80% среднего заработка. Если продолжительность стажа менее 8 лет , больничные будут оплачиваться в размере 60% среднего заработка.

В настоящее время больничный лист оплачивается в размере 100%, если у работника имеется 8 лет страхового стажа, 80% среднего заработка получают работники, продолжительность страхового стажа которых составляет от 5 до 8 лет, при страховом стаже менее 5 лет размер пособия составляет 60% среднего заработка.

План Минтруда, впрочем, не предусматривает резкого повышения необходимого страхового стажа: ограничения будут увеличиваться до предлагаемых значений каждый год на 6 месяцев и для того, чтобы получить пособие по нетрудоспособности в размере средней заработной платы в 2016 году, нужно будет иметь 8,5 лет стажа.

Повышение минимального размера оплаты труда

Правительство РФ подготовило законопроект, которым предусматривается повышение федерального МРОТ в 2016-2018 годах. Размер МРОТ в 2016 году составил 6204 руб. в месяц.

Помимо этого, разработан законопроект, которым предлагается привязать размер МРОТ к региональному прожиточному минимуму. С 2017 года предлагается установить МРОТ в процентном соотношении к величине прожиточного минимума трудоспособного населения в субъекте РФ:

С 01.01.2017 года размер МРОТ должен составить 65% величины прожиточного минимума за I квартал 2016 года;

С 01.01.2018 года — 75% величины прожиточного минимума за I квартал 2017 года;

С 01.01.2019 года — 85% величины прожиточного минимума за I квартал 2018 года;

Начиная с 01.01.2020 года ежегодно — 100% величины прожиточного минимума за I квартал года, предшествующего году, на который устанавливается минимальный размер оплаты труда.

Обзор изменений трудового законодательства в 2014-2015 гг.

Автор: Лариса Миннегалиева

В последнее время законодатель достаточно активно совершенствует трудовое законодательство. Вносится огромное количество поправок не только в Трудовой кодекс РФ, но и в иные нормативные акты, связанные со сферой трудовых отношений, в частности, с 1 января 2015 г. значительно усиливается ответственность за нарушение трудового законодательства. Рассмотрим основные изменения, которые должен знать как работодатель, так и работник.

Изменения в оценке условий труда

С 1 января 2014 г. вместо ранее проводимой аттестации рабочих мест введена специальная оценка условий труда, направленная на обеспечение безопасности работников в процессе их труда. При этом обязанности по ее организации и финансированию полностью возлагаются на работодателя. Если нет оснований для проведения внеплановой оценки, то специальная оценка условий труда проводится не реже, чем один раз в пять лет. Суть этой процедуры заключается в том, что сначала осуществляется идентификация вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, а затем проводится оценка уровня их воздействия на работника. В результате чего каждому рабочему месту присваивается один из четырех классов: оптимальное, допустимое, вредное или опасное рабочее место. Если рабочее место признается небезопасным, работнику устанавливаются гарантии и компенсации, в т.ч. ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск. Если же работодатель будет уклоняться от проведения такой оценки или нарушать порядок ее проведения, то с 1 января 2015 г. он может быть привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст. 5.27.1. КоАП РФ с возложением на него штрафа в размере до 80 000 рублей.

Изменения в обязательных условиях трудового договора

С 1 января 2014 г. изменениями в ст. 57 Трудового кодекса РФ для всех работодателей введена новая обязанность — указывать в трудовом договоре с каждым работником условия труда на рабочем месте, а для работников, работающих во вредных условиях труда, еще и прописывать гарантии и компенсации, полагающиеся за работу с вредными и (или) опасными условиями труда.

Регулирование труда научных работников

С 1 января 2015 г. внесены следующие изменения в правовое регулирование труда научных работников, руководителей научных организаций (их заместителей):

— закреплен единый подход к назначению на должности научных работников во всех научных организациях;

— установлен предельный возраст для замещения должностей руководителей (их заместителей) — 65 лет. Есть возможность продлить срок пребывания в указанных должностях до 70 лет;

— трудовые договоры на замещение должностей научных работников могут заключаться как на неопределенный срок, так и на срок, определенный сторонами трудовых договоров. Трудовые договоры с руководителями (их заместителями), которые достигли 65 лет или достигнут этого возраста в ближайшие 3 года, сохраняют действие до истечения установленных в них сроков, но не более чем до 1 января 2018 г.

Мобильность трудовых ресурсов

С 1 января 2015 года у работодателя есть возможность получить сертификат на привлечение трудовых ресурсов, который подтверждает участие работодателя в региональной программе повышения мобильности трудовых ресурсов и дает ему право на получение финансовой поддержки. Порядок получения такого сертификата определяется каждым субъектом РФ самостоятельно. В рамках данной программы с работником заключается трудовой договор на неопределенный срок или срочный трудовой договор не менее чем на три года, в котором указываются меры поддержки, порядок и условия их предоставления.

Заемный труд запрещается

В мае 2014 г. в Трудовой кодекс РФ введена новая статья 56.1. о запрете заемного труда. Данная норма вступает в силу с 1 января 2016 г. Под заемным трудом понимается труд, осуществляемый работником по распоряжению работодателя в интересах, под управлением и контролем лица, не являющегося работодателем данного работника.

Предусмотрена также и новая глава в Трудовом кодексе РФ — гл. 53.1 «Особенности регулирования труда работников, направляемых временно работодателем к другим физическим лицам или юридическим лицам по договору о предоставлении труда работников (персонала)». Работодатель может направлять своих работников к физическому лицу для личного обслуживания, ведения домашнего хозяйства, а к юридическим лицам — для временного исполнения обязанностей отсутствующих сотрудников, за которыми сохраняется место работы, для проведения работ, связанных с заведомо временным (до 9 месяцев) расширением производства или объема оказываемых услуг. Кто же может быть таким работодателем? Во-первых, частные агентства занятости (юридические лица, зарегистрированные на территории России и прошедшие аккредитацию), во-вторых, юридические лица, если работники с их согласия направляются временно к определенным юридическим лицам (аффилированным по отношению к направляющей стороне; являющимся акционерным обществом, если направляющая сторона является стороной акционерного соглашения об осуществлении прав, удостоверенных акциями акционерного общества; являющимся стороной акционерного соглашения с направляющей стороной).

Изменение МРОТ с 1 января 2015 года

С 1 января 2015 г. минимальный размер оплаты труда (МРОТ) увеличивается с 5 554 рублей до 5 965 рублей в месяц (Федеральный закон от 01.12.2014 г. N 408-ФЗ «О внесении изменения в ст. 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда»). МРОТ используется для регулирования оплаты труда и определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, беременности, родам и иных целей обязательного социального страхования.

Усиление ответственности за нарушение трудового законодательства

Одной из мер по улучшению условий труда работников и снижению уровня производственного травматизма стало усиление ответственности работодателя за нарушение трудового законодательства. Значительные изменения произошли в сфере административной ответственности. Так, в 2014 г. в КоАП РФ была предусмотрена одна общая статья — ст. 5.27., которая устанавливала меры административной ответственности за нарушение законодательства о труде и об охране труда. С 2015 г. в КоАП РФ внесены изменения в ст. 5.27., конкретизирующие ответственность за разные виды правонарушений, и введена новая статья — 5.27.1., которая устанавливает меры ответственности за отдельные нарушения в сфере охраны труда. Например, максимальный размер штрафов в прежней редакции ст. 5.27. КоАП РФ составлял для должностных лиц, а также лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, от 1000 до 5000 рублей, для юридических лиц — от 30 000 до 50 000 рублей, а в новой редакции ст. 5.27. КоАП РФ максимальный размер штрафа возрос в несколько раз: для должностных лиц размер штрафа составляет от 10 000 до 20 000 рублей, для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, от 30 000 до 40 000 рублей, для юридических лиц — от 100 000 до 200 000 рублей.

Что касается охраны труда, то появилась совершенно новая статья — 5.27.1. КоАП РФ, которой дифференцируются размеры штрафов за административные правонарушения:

— за нарушение государственных нормативных требований охраны труда — штраф для должностных лиц от 2000 до 5000 рублей, для юридических лиц — от 50 000 до 80 000 рублей;

— за нарушение установленного порядка проведения специальной оценки условий труда (ее непроведение) штраф для должностных лиц от 5000 до 10 000 рублей, для юридических лиц — от 60 000 до 80 000 рублей;

— за допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний — штраф для должностных лиц от 15 000 до 25 000 рублей, для юридических лиц — от 110 000 до 130 000 рублей;

— за необеспечение работников средствами индивидуальной защиты штраф для должностных лиц от 20 000 до 30 000 рублей, для юридических лиц — от 130 000 до 150 000 рублей;

— за повторное совершение аналогичных административных правонарушений штраф для должностных лиц от 30 000 до 40 000 рублей, а для юридических лиц — от 100 000 до 200 000 рублей.

Внося изменения в ст. 4.5. КоАП РФ, законодатель увеличил срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение трудового законодательства с 2 месяцев до 1 года. Такой продолжительный срок давности позволит привлечь к административной ответственности в несколько раз больше работодателей, нарушающих законодательство о труде.

Стоит отметить, что с 1 января 2014 г. в Уголовном кодексе РФ претерпела изменения и ст. 143 «Нарушение требований охраны труда», в результате чего уголовная ответственность стала дифференцированной в зависимости от того, погиб один человек или больше. Если нарушение требований охраны труда повлекло причинение тяжкого вреда здоровью работника, то предусмотрено наказание в виде штрафа в удвоенном размере — до 400 000 рублей, а если привело к смерти одного или нескольких лиц, то предусмотрено наказание в виде лишения свободы до 5 лет.

Таким образом, как административная, так и уголовная ответственность работодателя значительно усилились. И если ранее работодателю было проще заплатить штраф, чем выполнять все необходимые законом предписания, то в новых условиях работодателю стоит соблюдать трудовое законодательство — это сбережет его «кошелек» и обеспечит работников нормальными условиями труда.

Николаенко Татьяна, советник коллегии адвокатов «Юридическая компания «Хренов и Партнёры», г. Москва.

Автор статьи даёт нам перечень изменений трудового и иного, связанного с трудовым, законодательства, однако перечень этот неполный и довольно несистематизированный. Многие из предложенных новелл не нуждаются в комментариях (например, изменение МРОТ).

Статья 57 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ) в части особых условий труда претерпела изменения лишь в замене слов «компенсации за тяжёлую работу и» на слова «гарантии и компенсации за», но работодатель и ранее был обязан включать условие о «компенсации за тяжёлую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте» (в редакции 2006 года).

Остановимся на проблеме введения специальной оценки условий труда в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ (ред. от 23.06.2014) «О специальной оценке условий труда». Изменения трудового законодательства, в связи с принятием этого закона, вступили в силу с 1 января 2014 года.

Основные изменения, которые были внесены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке труда» (далее по тексту — Федеральный закон № 421-ФЗ):

1) Статьёй 3 Федерального закона № 421-ФЗ вносится изменение в ст. 21 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», согласно которому при исчислении квоты для приёма на работу инвалидов в среднесписочную численность работников не будут включаться работники, условия труда которых отнесены к вредным или опасным условиям труда.

2) Статьёй 4 Федерального закона № 421-ФЗ внесено изменение в п. 2 ст. 6 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования)», согласно которому в общей части индивидуального лицевого счёта застрахованного лица теперь будут указываться периоды работы, дающие право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в том числе периоды работы на вредном производстве, если класс условий труда на рабочем месте соответствовал вредному или опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда. Изменения вступили в силу с 01.01.2015.

3) Статьёй 5 Федерального закона № 421-ФЗ внесены изменения в ст. 143 Уголовного кодекса РФ, согласно которым ужесточается уголовная ответственность за нарушение требований охраны труда в сравнении с предыдущей редакцией Уголовного кодекса Российской Федерации.

4) Статьёй 9 Федерального закона № 421-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». Так, ст. 33.2 дополнена п. 2.1, которым установлены дополнительные тарифы страховых взносов на финансирование страховой части трудовой пенсии в зависимости от результатов специальной оценки условий труда. Величина тарифа страховых взносов зависит от установленного в результате специальной оценки условий труда класса условий труда, к которым относятся оптимальный, допустимый, вредный и опасный. Изменения вступили в силу с 01.01.2015.

5) Статьёй 10 Федерального закона № 421-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». П. 3 ст. 27 изложен с учётом того, что в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы на вредном производстве, если класс условий труда на рабочих местах по работам соответствовал вредному или опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.

6) Статьёй 11 Федерального закона № 421-ФЗ внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, в том числе в Кодекс добавлена ст. 5.27.1, согласно которой предусмотрена административная ответственность за нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или отсутствие её проведения. Изменения вступили в силу с 01.01.2015.

7) Статья 12 Федерального закона № 421-ФЗ вносит значительные изменения в Трудовой кодекс РФ в связи с законодательством о специальной оценке условий труда. Изменения касаются реализации прав работниками, которые предоставлены им законодательством о специальной оценке условий труда, а также обязанностей работодателей по соблюдению законодательства о специальной оценке условий труда. Так, согласно новой редакции ст. 117 Трудового кодекса РФ, работникам установлен ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск в размере семи календарных дней (минимально), если условия труда работников на рабочих местах по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным и опасным условиям труда.

8) Статьёй 13 Федерального закона № 421-ФЗ вносятся изменения в Федеральный закон от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования». Статья 58.3 указанного Федерального закона дополнена ч. 2.1, согласно которой установлены дополнительные тарифы страховых взносов в зависимости от класса условий труда, установленного при проведении специальной оценки условий труда.

В целом, по прошествии года с небольшим надо признать, что не все вопросы специальной оценки рабочих мест ясны работодателям. Что касается тех рабочих мест, что существовали на момент принятия ФЗ «О специальной оценке условий труда» и были аттестованы, здесь нет никаких сомнений. Однако сложности существуют для компаний, которые уже после вступления в силу вышеназванного закона вводят в штатное расписание новые должности, безусловно имеющие вредные и опасные характеристики работы, и принимают работников из других организаций, где ранее была проведена аттестация рабочих мест и работник твёрдо знал, что он имеет право на компенсацию за вредные условия труда, дополнительный отпуск и досрочную пенсию.

Однако ФЗ «О специальной оценке условий труда» никоим образом не связывает специальную оценку условий труда с той аттестацией рабочих мест, что проводилась ранее. Таким образом, иногда складывается ситуация, когда работник на той же должности, но в иной компании, при проведении специальной оценки условий труда может получить класс вредности ниже, чем у него был ранее, без изменения существенных условий труда, что, несомненно, приводит к проблемам в социальной сфере и вынуждает работодателя устанавливать дополнительные льготы для работников путём внесения их в коллективный договор либо локальные нормативные акты компании.

В связи с часто встречающимися вопросами об изменении статуса работника с точки зрения оценки вредных и опасных условий труда Минтруд России дал «Разъяснение Минтруда России по наиболее часто встречающимся вопросам о специальной оценке условий труда» от 15 декабря 2014 года.

Одно из разъяснений Минтруда указывает, что «к моменту вступления в силу Федерального закона № 421-ФЗ виды и достигнутые размеры предоставляемых гарантий (компенсаций) работникам, на рабочих местах которых по результатам проведённой до 31.12.2013 аттестации рабочих мест по условиям труда установлены вредные (опасные) условия труда, должны сохраняться до улучшения условий труда на данных рабочих местах, подтверждённого результатами проведения специальной оценки условий труда».

Пересмотр предоставляемых компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, возможен по результатам специальной оценки условий труда. При этом улучшением условий труда считается уменьшение итогового класса (подкласса) условий труда на рабочем месте.

Смотрите еще:

  • Раздел имущества сервиз Делимая или неделимая вещь Здравствуйте, в общем такой вопрос: супруги в течении многих лет жизни коллекционировали старинную посуду и столовые приборы, а после смерти одного из них по […]
  • Медаль ск рф Приказ Следственного комитета РФ от 19 июля 2017 г. № 97 “О внесении изменений в приказ Следственного комитета Российской Федерации от 23.06.2014 № 53 “О наградах и поощрениях […]
  • В 1787 году уголовный кодекс Ответственность за неисполнение решений суда по новому закону 16 января 2014 года Верховной Радой Украины был принят Закон Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О судоустройстве […]
  • Закон 100-з об административных правонарушениях Закон Ярославской области от 3 декабря 2007 г. N 100-з "Об административных правонарушениях" (с изменениями и дополнениями) Закон Ярославской области от 3 декабря 2007 г. N 100-з"Об […]
  • 722 коап комментарий 722 коап комментарий Определен порядок проверки достоверности сведений об абоненте, а также о пользователях услуг связи абонента (см. аннотацию) Депутатский законопроект, вносящий […]
  • Налоговый кодекс рф 2014 статья 23 СТАТЬЯ 23. ОБЯЗАННОСТИ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ (ПЛАТЕЛЬЩИКОВ СБОРОВ). НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (НК РФ) Раздел II. НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКИ И ПЛАТЕЛЬЩИКИ СБОРОВ. НАЛОГОВЫЕ АГЕНТЫ. […]
Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии запрещены.