Закон о милиции и полиции сравнение

Отличия новой полиции от старой милиции. Комментарий эксперта

С 4 июля на улицах Киева появится Национальная полиция, заявлял ранее министр внутренних дел Арсен Аваков. Соответствующий закон о создании Национальной полиции утвердила и Верховная Рада. Согласно документу, новое подразделение будет состоять из криминальной и патрульной полиции, полиции охраны, специальной полиции и полиции особого назначения КОВД (Корпус оперативно-внезапного действия).

Подробнее о Национальной полиции в эфире радиостанции Голос Столицы рассказал эксперт по праву, доктор юридических наук Борис Малышев.

Как вы относитесь к созданию национальной полиции? Сможет ли она реально улучшить ситуацию в правоохранительной сфере?

— Она сможет что-то изменить при двух условиях: если действительно проводить переаттестацию существующего персонала милиции, сокращение командного состава, и при условии надлежащего материального обеспечения и общественного контроля.

К сожалению, в принятом законе этого нет. Скажем, конкурсные принципы набора полицейских устанавливаются только для низшего состава, и продвижение по службе будет происходить так же, как и сейчас — по желанию конкретного руководителя.

О зарплатах в законе также ничего не сказано, никакие минимальные гарантии не прописаны. То есть сейчас это тоже будет зависеть от руководителя.

У новой полиции будет больше прав и полномочий, чем у сегодняшней милиции?

— Плюс этого закона в том, что четко прописаны все полицейские меры, которые непосредственно могут касаться каждого из нас. И не на уровне инструкций, как было раньше, а на уровне закона.

Четко указано, когда можно осуществлять проверку документов, когда и в каком порядке можно осуществлять проверку и досмотр вещей гражданина, когда можно останавливать транспортное средство, когда можно проникать в жилье.

Я уже не говорю о том, что в законе четко выписан порядок применения всех принудительных мероприятий в отношении граждан. Это и резиновые дубинки, и физическая сила, и слезоточивые гранаты…

Это большой шаг вперед, потому что закон четко регламентирует основания и порядок применения всех этих мер в отношении гражданина.

А какие еще плюсы?

— Перед вторым чтением этого закона удалось отстоять такую интересную норму, что у каждого полицейского — кроме тех, которые находятся на специальном задании и в гражданской одежде — будет жетон, на котором выбит его номер, и полицейский не в праве каким-либо образом мешать фиксировать этот номер.

Он будет уникальным, и каждый человек будет знать, на кого конкретно потом жаловаться.

На форме всех спецподразделений, скажем, на шлемах, также будут эти номера. Поэтому при массовых мероприятиях можно будет легко идентифицировать полицейских, которые совершали незаконные действия, скажем, при разгоне демонстрантов.

В субботу, 4 июля, в 21.00 приступил к службе 1-й батальон киевской патрульной полиции в количестве 500 человек, передает пресс-служба МВД. На 12-ти часовую смену заступили 200 машин, в каждой по два полицейских. Еще 100 человек несли службу в качестве пешего патруля.

Чем \»закон о полиции\» отличается от \»закона о милиции\»?

Ответственным за разработку опубликованного в эти выходные законопроекта «О полиции» было само ведомство, которое предполагалось реформировать, то есть МВД. В результате получилась лишь видимость реформы.

При сравнении текстов «полицейского» законопроекта и действующего закона «О милиции» можно найти заметные различия. Но если учесть подзаконные акты, которые были приняты к действующему закону, то получится, что новый реформаторский законопроект «О полиции» практически ничем не отличается от нынешнего милицейского. Кроме названия и пункта о беспрепятственной проверке частных предприятий. А также еще одной важной детали: теперь при управлении МВД куда больше функций будет у президента. Получается, будущая полиция ― это нынешняя милиция, только в большей степени зависимая от главы государства и имеющая больше полномочий, чтобы «кошмарить» бизнес.

Теперь определять структуру полиции станет президент

Согласно документу, предполагается, что полиция останется федеральным органом исполнительной власти,Это следует из Федерального конституционного закона от 17.12.97 «О правительстве Российской Федерации» руководимым непосредственно президентом. Однако до сих пор часть функций по ее руководству осталась за председателем правительства. Например, правительством устанавливаются численность и размер оплаты работы милиции, а также бюджет МВД и привилегии для его руководства.

Именно правительство РФ сегодня определяетПостановление правительства РФ от 07.12.00 № 925 (ред. от 14.02.09) «О подразделениях криминальной милиции» порядок создания, состав и численность всех местных управлений как криминальной милиции, так и милиции общественной безопасности и согласует назначения на ключевые должности региональных милицейских начальников.

Разработчики законопроекта предлагают убрать из закона нынешнее разделение милиции, предложив именно президенту определить ее структуру, способ и величину оплаты труда полицейских.

Бизнес будет легче «кошмарить»

Чтобы придать законопроекту новизну и актуальность, в его текст разработчики включили ряд прав сотрудников МВД, которые сегодня регулируются подзаконными актами, забыв при этом указать в законопроекте ряд ограничений, которые на них накладываются сегодня.

Например, документом предусматривается,п. 5 ст. 13 законопроекта «О полиции» что любой полицейский имеет право «беспрепятственно знакомиться в организациях с необходимыми материалами, документами, статистическими данными и иными сведениями», тогда как существующий порядокПриказ МВД России от 02.08.05 № 636 «Об утверждении Инструкции о порядке проведения сотрудниками милиции проверок и ревизий финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности» документальных проверок МВД накладывает на милицию множество ограничений. Например, сегодняшняя инструкция настаивает на том, чтобы подобные проверки проводились на основании мотивированного постановления начальника органа внутренних дел и ограниченным кругом сотрудников.

Милиция и полиция: отличия

Милиция в Российской Федерации — система государственных органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств и наделенных правом применения мер принуждения в пределах, установленных Законом о милиции и другими федеральными законами.

Милиция входит в структуру органов Министерства внутренних дел Российской Федерации и подразделяется на криминальную милицию и милицию общественной безопасности (местная милиция).

Криминальная милиция осуществляет предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, организует и осуществляет розыск лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия, суда и т.д.

Милиция общественной безопасности (МОБ) обеспечивает личную безопасность, охрану общественного порядка, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений и т.п. В нее входят дежурные части, подразделения патрульно-постовой службы, государственной автомобильной инспекции, группы объектов по договорам, участковые инспектора милиции и иные подразделения.

Милиция появилась в 1917 году как «рабоче-крестьянская милиция» в противовес прежней царской полиции. Под милицией в то время понимали временное войско, формируемое из граждан, от латинского militia — «ополчение, войско», от miles — «солдат». Милицейские отряды существовали и до революции. Они, например, помогали полиции бороться с забастовками на заводах и выступлениями против режима.

После Октябрьской революции было решено не возвращать полицию (очевидно, из-за неприятных ассоциаций большевиков, связанных с этим словом) и органы охраны правопорядка до сих пор именуются милицией, что не соответствует подлинному значению этого термина.

Милиции запрещается прибегать к пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению. Всякое ограничение граждан в их правах и свободах допустимо лишь на основаниях и в порядке, предусмотренных законом.

Сотрудник милиции, прежде чем ограничить человека в правах и свободах, обязан разъяснить ему, почему это делается. И еще должен разъяснить его права и обязанности в связи с этим.

Милиция должна сообщить о задержании гражданина его родственникам (а в случае задержания несовершеннолетних — в обязательном порядке), по месту работы или учебы; при необходимости принять меры к оказанию доврачебной помощи, а также устранить опасность здоровью задержанных лиц.

Милиция обязана ознакомить задержанного с документами и материалами дела.

Сотрудники милиции имеют право применять физическую силу, в том числе и боевые приемы борьбы, для пресечения преступлений и административных правонарушений, задержания лиц, их совершивших.

Полиция — это система особых органов по охране общественного порядка и борьбе с преступностью. Полиция проводит расследование некоторых видов правонарушений. В зависимости от назначения выделяются криминальная, патрульная, дорожно-транспортная, налоговая, военная и другие виды полиции.

В русском языке слово это известно с начала XVIII века. Предполагают, что оно восходит к немецкому Polizei, а оно в свою очередь к латинскому politia — государственное устройство, государство.

В любом государстве полиция занимается прежде всего охраной порядка, а также предупреждением и раскрытием преступлений. В то же время основная ответственность за поддержание порядка ложится на государство. Если говорить в целом, то на полицию возложены три основные функции: предупреждение и расследование преступлений, поддержание общественного порядка и оказание помощи населению. Полиция работает в тесной связке с населением. Упор делается на предупреждение преступлений, а не на их расследование и установление причин совершения.

Полиция наделена широкими полномочиями. Сотрудники имеют при себе наручники, дубинки или огнестрельное оружие. Но до применения оружия или спецсредств дело доходит редко. В действительности большая часть работы полиции вообще не требует применения силы. Когда возникает такая необходимость, то полицейские начинают с самых щадящих методов. При этом они докладывают обо всех случаях применения огнестрельного оружия своему руководству.

Сотрудники полиции проходят регулярную спецподготовку, где их учат, как применять силу, а также разрешать конфликтные ситуации.

Полиция должна умело принимать тактические решения, оценивать свои действия. Сотрудник полиции вполне законно может арестовать подозреваемого и доставить его в полицейский участок для допроса.

В некоторых странах полиция использует так называемые «системы раннего предупреждения» или «системы раннего вмешательства». Они предусматривают хранение жалоб на действия сотрудников полиции, чтобы выявлять неблагонадежных. В некоторых департаментах полиции, например в США, если таких жалоб на полицейского много, то автоматически направляется рапорт начальнику полиции. Даже если все эти жалобы беспочвенны, но они есть и их много, значит, у сотрудника «хромает» индивидуальный стиль работы.

В современном обществе возникла необходимость появления единых международных стандартов подготовки полицейских кадров. Она обусловлена, прежде всего, ростом транснациональной преступности и существенными различиями в национальных системах подготовки полицейских кадров.

Международные универсальные стандарты подготовки полицейских разрабатываются в рамках Организации Объединенных Наций и других международных организаций. Региональные стандарты принимаются в рамках региональных международных организаций, таких как Совет Европы, и рассчитаны на строго региональное применение.

Версия 5.1.11 beta. Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи.

© 2018 МИА «Россия сегодня»

Сетевое издание РИА Новости зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 08 апреля 2014 года. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-57640

Учредитель: Федеральное государственное унитарное предприятие «Международное информационное агентство «Россия сегодня» (МИА «Россия сегодня»).

Главный редактор: Анисимов А.С.

Адрес электронной почты Редакции: [email protected]

Телефон Редакции: 7 (495) 645-6601

Настоящий ресурс содержит материалы 18+

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты [email protected]

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Закон о милиции и полиции сравнение

Действующая правоохранительная система России не справляется с поставленными перед ней целями и задачами и не отвечает современным требованиям. Это признается и обществом, и руководством страны, и привело к необходимости ее реформирования. Видимо из-за того, что наибольшей критике подвергается деятельность Министерства внутренних дел, сотрудники которого чаще других находятся в непосредственном взаимодействии с гражданами, Президентом РФ 24 декабря 2009 года был подписан Указ о совершенствовании деятельности Министерства внутренних дел. Составной частью совершенствования указанной системы является реформирование системы органов внутренних дел. В частности, в рамках реализации данного Указа, 7 августа 2010 года на публичное обсуждение был вынесен проект Федерального Закона «О полиции». Данный Закон, в том виде, в котором он принят, является, по сути, действующим Законом «О милиции» с некоторыми изменениями и дополнениями, основным из которых является переименование милиции в полицию. В пользу данного довода свидетельствует и то обстоятельства, что согласно ст.56 ч.2 Закона никаких кадровых изменений не предвидится. Приведенные выше обстоятельства послужили основанием для пред-ставленного в данной курсовой работе краткого сравнительного анализа Федерального закона «О полиции» и уже недействующего Федерального закона «О милиции». Несомненно, что данная тема актуальна, но вот разработанность её явно недостаточна, поскольку Закон «О полиции» принят совсем недавно. Целью курсовой работы является рассмотрение и сопоставление Федерального закона «О полиции» и Федерального закона «О милиции». Исходя из поставленной цели можно выделить следующие задачи: — рассмотреть история принятия, цель принятия ФЗ «О полиции»; — проанализиолвать в сравнении двух законов: общие полодения, принципы, обязанности, права и т.д.; — проанализировать влияние ФЗ «О полиции» на общественность. При написании данной работы были использованы различные источники литературы, в том числе и нормативно-правовые акты.

Приведенный сравнительный анализ ФЗ «О милиции» с ФЗ «О поли-ции» приводит к выводу, что реформа как таковая не проводилась. Так как ФЗ «О полиции» просто немного видоизменен и те измнения, которые были проведены в той или иной мере учитывают предложенные общественностью изменения в деятельности системы МВД, но и они носят бессистемный характер. Какое-либо реформирование без изменения кадровой политики, без оптимизации и модернизации системы подготовки и профессионального обучения сотрудников представляется бессмысленным. Необходимо отметить, что имеется и официальное мнение по Закону «О полиции»: «Закон закрепляет и раскрывает новую, партнерскую, а не доминантную, модель взаимоотношений полиции и общества. Это позволит, по нашему мнению, каждому сотруднику при осуществлении своих обязанностей ощущать себя частью общества, а обществу, в свою очередь, лучше понимать, что оно делегировало полиции функции защиты себя от бесправья, включая не очень приятную и специфичную миссию принуждения во имя закона». Важно, что в новом нормативном акте регламентируется процедура проверки сотрудников полиции на профессиональную пригодность, порядок приема на службу в правоохранительные органы, включающий тестирование на токсические зависимости, психофизиологическое исследование и другие испытания, заявила председатель Координационного совета Президиума Генерального совета партии «Единая Россия» по вопросам инновационного развития медицинской и фармацевтической промышленности, заслуженный врач РФ Татьяна Яковлева: «Профессионализм наших органов правопорядка оставляет желать лучшего. В силу различных причин в последние годы снизилось качество подбора и обучения милицейских кадров, слабо передается опыт ветеранов органов внутренних дел, высок уровень коррупции среди со-трудников. Налицо все предпосылки для радикальных перемен. Поэтому Президент РФ решил провести модернизацию милиции, даже сменив название этого органа по охране общественного порядка на «полиция».

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосова-нием 12.12.1993 г.). (действующая редакция). // М. «Пресс». 2010. 2. Федеральный закон Российской Федерации от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции» (действующая редакция) // М. «Закон» 2011. 3. Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) от 30.12.2001 N 195-ФЗ. (действующая редакция) // М. «Закон» 2010. 4. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от от 18.12.2001 N 174-ФЗ (действующая редакция) // М. «Закон» 2010. 5. Указ Президента РФ №1468 от 24 декабря 2009 года. «О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел Российской Федерации» // М. «Консультант-Плюс». 2010. 6. Приказ МВД РФ от 14 июля 2004 г. N 440 «Об утверждении Инструк-ции о порядке проведения военно-врачебной экспертизы в органах внутренних дел Российской Федерации и внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» // М. «Консультант-Плюс». 2010. 7. Постановление Конституционного Суда РФ от 15 июля 2009 г. N 13-П «По делу о проверке конституционности части четвертой статьи 29 Закона Российской Федерации «О милиции» и статьи 1084 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с запросами Нижегородского районного суда города Нижнего Новгорода и Сормовского районного суда города Нижнего Новгорода» // М. «Консультант-Плюс». 2010. 8. Аврутин Ю. А. Полиция и милиция в механизме обеспечения государ-ственной власти в России. — СПб. : Юридический центр Пресс , 2003. — 500 с. 9. Александров С. Г. Борьба с преступностью как принцип деятельности полиции // История государства и права. – 2004. — N 5. — С. 21-23. 10. Анисимов Л. Закон о полиции как безусловный фактор укрепления правопорядка // Кадровик. — 2011. — N 5. — С. 10-19. 11. Бельский К. С. Полицейское право : лекц. курс / К. С. Бельский. — М. : Дело и Сервис , 2004. — 815 с. 12. Булавин С. П. Правовой статус сотрудника полиции // Административное право и процесс. — 2011. — N 9. — С. 2-10. 13. Булавин С. П. Федеральный закон «О полиции» : предпосылки и концептуальные идеи // Административное право и процесс. — 2011. — N 4. — С. 3-9. 14. Быков А. В. Полицейская система современного демократического государства: монография. – М. : ЮНИТИ : Закон и право , 2010. — 303 с. 15. Вечернин Д. А. Административно-правовой статус федеральных органов налоговой полиции : автореф. дис. . канд. юрид. наук. — Екатеринбург : Б. и. , 1999. — 23 с. 16. Горшенева И. А. Полиция в механизме современного демократического государства : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 021100 «Юриспруденция». — М. : Юнити : Закон и право , 2004. — 174 с. 17. Делягин М. Закон “О полиции”: как это будет?. Статья. // «Ведомо-сти» от 16.09.2010. №174. 18. Дербичева С. А. Проблемы позиционирования и восприятия полиции / милиции в современном обществе // Закон и право. – 2005. — N 3. — С. 38-40. 19. Дербичева С. А. Схемы и модели преобразования Российской милиции в свете закономерностей милицейского / полицейского позиционирования // Закон и право. – 2005. -N 10. — С. 71-76. 20. Керова А. Сравнительный анализ ФЗ N 1026-I от 18 апреля 1991 г. «О милиции» и проекта ФЗ «О полиции» // Городское управление. — 2010. — N 10. — С. 7-16. 21. Кодан С. В. Полицейское законодательство Российской империи : развитие, становление, систематизация : вторая половина XVII — первая треть XIX вв. : очерки / С. В. Кодан. — Екатеринбург : УрАГС; Зерцало-Урал , 2000. — 220 с. 22. Небратенко Г. Г. Возрождение российской полиции : история и современные перспективы // История государства и права. — 2011. — N 9. — С. 22-24. 23. Нургалиев Р. Г. Интервью с министром внутренних дел РФ Р. Г. Нургалиевым //Законодательство. — 2011. — N 4. — С. 5-10. 24. Пресс-конференция министра финансов РФ Александра Кудрина ИТАР-ТАСС от 24.01.2011 г. // «Комсомольская правда». 2011. №24. 25. Пресс-конференция начальника правового департамента МВД РФ генерал-лейтенантв милиции Валерия Черникова дал ИТАР-ТАСС от 16.01.2011 г. // «Комсомольская правда». 2011. №16. 26. Рюден Е. Ю. Правовая природа службы в полиции (милиции) в условиях административной модернизации государственной службы // Закон и право. — 2009. — N 3. — С. 31-34. 27. Седунов А. В. Российская полиция во второй половине ХIХ-начале ХХ в. : сфера компетенции, отношение к службе, реформирование // История государства и права. – 2005. — N 3. — С. 41-43.

От милиции к полиции

Бывший сотрудник угрозыска Евгений Вышенков – о системе МВД в СССР и России

10 ноября в России отмечается профессиональный праздник –​ День сотрудника органов внутренних дел РФ. В советское время он носил другое название – День милиции, но и тогда, и сегодня, помимо множества торжественных и памятных мероприятий, на которых чествуют в этот день отличившихся сотрудников и поздравляют ветеранов, главным событием праздника остается большой торжественный концерт по телевидению.

​Последние реформы в МВД начал осуществлять, будучи президентом, Дмитрий Медведев еще в 2009 году и закончил преобразованием милиции в полицию в 2011-м. Мы попытаемся сравнить сегодняшнюю полицию с милицией советского времени, разобраться, как изменили медведевские реформы органы внутренних дел в стране, и ответить на вопрос, почему же, несмотря на все эти реформы, преступность в России не падает, а растет. У нас в гостях Евгений Вышенков, заместитель директора Агентства журналистских расследований, с 1984-го по 1993 год – сотрудник спецотдела уголовного розыска, его последнее звание – капитан милиции.​

– Евгений, если совершить историческую экскурсию, какие этапы развития милиции-полиции вы бы выделили?

– Когда мы смотрим на какую-либо индустрию, в данном случае – на МВД, мы должны понимать, что температура этой индустрии полностью соответствует температуре всех индустрий в том теле, которое называется «государство» (журналистики, геологии, чего угодно). Если мы об этом забываем, то у нас получается, что в какой-то индустрии температура – 38, а в какой-то – 36,6. Это чепуха, антинаучный подход.

Мы помним три основных этапа (не будем брать времена Хрущева или Иосифа Виссарионовича): это «развитой социализм», это некая вспышка буржуазной революции после 1991 года и это наше время.

Каждый из этих этапов имел свою идеологию. У первого – некая социалистическая законность рабочих и крестьян, где все, так или иначе, живут, мягко говоря, скромно при тотальном дефиците. Все говорят, что нужно читать «Малую Землю», но все хотят иметь стихи Анны Ахматовой, которую никто не читал.

Дальше – буржуазная революция, где главное слово – «воля», а не «свобода» (а это совершенно разные понятия), и современный этап, где главное слово – «деньги». Если это бизнес, то человек, где бы он ни находился, прежде всего думает о бизнесе. В геологии, в журналистике то же самое: он думает о том, как заработать деньги. Это методологически совпадает с Советским Союзом, ведь мы помним культовую фразу из фильма «Бриллиантовая рука: «Чтоб ты жил на одну зарплату!» Активный советский человек понимал, что на зарплату инженера в 115 рублей жить почетно, но не хочется.

Так мы жили. КГБ гонялся за тремя людьми, которые перепечатывали «Архипелаг ГУЛАГ». Никакого вреда советской власти они не наносили, но зато остальные пятьдесят миллионов взрослых мечтали курить Marlboro.

Что изменилось сейчас? Изменился размер зарплат и возможности приобретения. Братство Советского Союза заключалось в том, что человек, имеющий джинсы Wrangler, с пачкой Marlboro и зажигалкой Biс становился статусным и абсолютно недосягаемым. Вот такие были африканские ценности. Сейчас это переросло в дачи в Черногории, Ницце и так далее.

В Советском Союзе никто не мог дать никакому полицейскому взятку в десять тысяч долларов. А сейчас можно – почему? Денег стало больше, возможностей стало больше. В методе ничего не изменилось. Мы видим, как сами сотрудники системы МВД постоянно иронизируют между собой: ЗАО «Следственный комитет», ОАО «Главное следственное управление», ООО «ГИБДД»… Они правильно говорят, правильно над собой смеются. Это некие коммерческие организации, где есть заработная плата, есть некий порядок, и есть некий доход и инструменты получения этого дохода. Все честно.

При этом, безусловно, кого-то где-то сажают или выгоняют, потому что, как Петр I в свое время создал «Табель о рангах» и сказал, кто к какому рангу относится и что для этого надо, так и в наше время была создана декларация. Это тоже некая «табель о рангах»: будь любезен, задекларируй. Сначала все стали смеяться и говорить, что никто не будет ничего декларировать. Но выяснилось, что сила декларации заключается не в том, хочу ли я или нет, а в том, что это своего рода присяга.

Итак, от каждого госслужащего, от каждого полицейского требуют декларацию. Как ты это сделаешь, твои проблемы. У тебя есть одна пепельница и один чайник. Но проходит год, и тебе говорят: «Старина, у тебя ведь еще и эта вещь есть. Пошел вон!» Рамки – вот что создали. Это очень важная вещь. Кроме того, декларация становится публичной, и это тоже имеет общественное значение. Мы можем увидеть, что у какого-нибудь крупного чиновника есть моторная лодка, а потом зафиксировать, например, его постоянные походы по ресторанам и спросить его: «Как же так?» Все правильно – «Чтоб ты жил на одну зарплату!».

– Можно ли сравнить советскую милицию, в которой вы служили, с сегодняшней полицией?

– Самое страшное – это статистика. Ни в каком самом страшном сне нашей полиции сейчас не приснится, какой ужасной была статистика в Советском Союзе. Она давалась сверху. Партия и правительство говорили, какая будет раскрываемость преступлений. И я давал эту раскрываемость. Раскрываемость на конец декабря 1985 года я получал в конце сентября, и по тяжким преступлениям она была 96%. Мне начальник уголовного розыска говорил: «У нас по району 96%! Хорошо меня услышали, товарищ?» – «Понял, иду исполнять!» А как же мне ее исполнить? Очень просто – сокрытием преступлений. Ты что-то раскрываешь, а что-то скрываешь.

Сейчас любой человек придет в дежурную часть и скажет: «Вы знаете, у меня в подполе стук!» Ему скажут: «Если ты нездоров, то иди домой». А он ответит: «А я требую, чтобы приняли заявление!» – «Ну, если так, то давай». И эту белиберду зарегистрируют. Дежурный думает: «Зачем мне это надо? Не зарегистрирую – пойдет жаловаться. Лучше зарегистрирую, а потом выкину куда-нибудь».

В Советском Союзе было не так. Без визы начальника отделения никакая дежурная часть ничего не возьмет. Сидит дежурный. Ты можешь принести что угодно, хоть разбойное нападение на банк. Начальник поставит резолюцию – тогда зарегистрируют. Вертикаль тогда работала очень хорошо.

Приведу пример. Квартирная кража. Прихожу, смотрю: двери взломаны, все к чертовой матери переворошили, все понятно. «Гражданочка, а что пропало-то?» – «Мельхиоровые ложки». – «Когда вы их покупали?» – «Десять лет назад». – «Сколько они тогда стоили?» – «Пятнадцать рублей». – «А сейчас сколько стоят?» – «Да нисколько!» Понятно. Я пишу, что пропали какие-то малозначительные ложки, которые не представляют никакого ущерба для гражданки. Факт? Факт! Дальше смотрю на все это «великолепие» и пишу: «Обстановка не нарушена». Я так решил (может, у меня самого дома книжки по полу разбросаны, может, я сам неряха). Регистрирую это, говорю: «Подпишите». Она же не читает, не понимает – она подписывает. Прихожу в отдел и пишу: «Гражданка вызывает меня, сотрудника розыска, я прихожу: обстановка не нарушена. У нее пропали какие-то ложки, которые ничего не стоят». Все. Квартирной кражи в отчете нет.

Проходит неделя. Мне звонят из Петроградского района: «Жека, у тебя на 7-й линии квартирная кража была?» Я говорю: «У меня этих квартирных краж – как собак нерезаных!» – «Там ложки какие-то пропали». Я говорю: «А почему ты спрашиваешь?» – «Да у нас козла одного приняли, он на эпизоды распрягается, и этот берет». Я говорю: «Понял, подъеду». Подъезжаю и допрашиваю «козла». Он говорит: так и так, и это, и это, и это тоже мое. Классно! А у меня-то нет квартирной кражи.

Я иду к гражданке. «Гражданка, мы тут неделю не спали, а ложки-то ваши нашлись!» Она говорит: «Здорово!» Я говорю: «Так и так, надо переписать бумажку, я тут чего-то неправильно написал, начальство ругает». Она: «Да легко!» Пишу бумажку: все разбросано, все раскидано, пропали дорогущие ложки, которые остались от папы.

То есть я по указанию руководства совершил несколько должностных преступлений. Мы каждый день ходили под преступлениями, и прокуратура об этом прекрасно знала. Почему? Потому что была статистика раскрываемости.

Это я рассказал про квартирные кражи. А, допустим, были совершенно омерзительные преступления против детей. Это у меня называлось «под задницей». Был, до сих пор помню, 21 материал по развратным действиям против несовершеннолетних. 21 раз в Советском Союзе ко мне приходили родители и писали заявления, что такой-то, такой-то приставал, щупал и так далее. И 21 раз я это не зарегистрировал, а положил «под задницу». Мне за такое поведение грозила в лучшем случае хорошая прокуратура и четыре года условно, а в худшем – трешка тюрьмы, потому что было сказано: «Пока не раскроем, этого нет!», потому что партия и правительство сказали, что нападений на детей в Советском Союзе нет. Ну, раз нет, значит нет.

Сейчас, я думаю, полицейский так сделает только в том случае, если вы будете стоять с пистолетом и угрожать его застрелить. А так он никогда этого не сделает – зачем ему это надо: дети, родители. Он что, болен психически. А тогда это было. Вот вам и Советский Союз, вот вам и статистика…

– Согласно статистике, сейчас преступность в России продолжает расти. Генеральный прокурор Юрий Чайка сообщил, что в 2015 году она выросла почти на 9%. Информация за этот год на портале правовой статистики Генпрокуратуры пока не обнародована. А в прошлом году на 10% увеличилось количество преступлений небольшой тяжести и на 11% – средней. Почти на 12% выросло число совершаемых краж. Судя по всему, этот рост продолжится. Евгений, как вы считаете, имеет ли он какое-то отношение к той ситуации, которая сложилась сегодня в органах внутренних дел страны?

– Чем хуже мы живем, тем больше агрессия. Что такое рост преступности? Это общие фразы. Обыватель считает, что профессиональный преступник – это плохо. Профессиональный преступник совершает квартирную кражу – все честно, государство стабильное. А когда студенты университета лезут в чужую квартиру, это плохой знак. Это значит, что преступность размывается, как наркотик. И эта история о росте преступности говорит не о том, что профессиональная преступность стала какой-то другой, а о том, что жить стало хуже, и обычный человек идет и отнимает айфон. Дальше он попадает в тюрьму, в агрессивную среду, рушится семья и так далее. Так что все бы силы я бросал бы сюда.

А с профессиональной преступностью разберемся. С ними легко, они очень логичны, редко совершают эмоциональные поступки, они вне политики.

Возьмем коррупционные дела. Недели две назад мне один подполковник рассказал, что было на совещании. Они сидят, а им сверху: «Коррупция! Коррупция! Давайте показатели!» Вроде все правильно. Но это тоже давление на систему, чтобы они «давали угля». Начальнику говорят: туда пойди, сюда пойди, а он вдруг отвечает: «Нам что, врачей за пять тысяч рублей с больничными «нахлобучивать»?» Ему говорят: «Слушай, в конце года кто там знает, врач он или не врач? В конце года важнее показатели. Один патрон или один танк – и то, и это является боеприпасом». А он: «Нам в падлу это делать. Им жрать нечего, этим врачам. Я не буду направлять своих сотрудников на эти дела». – «Но выписывание бюллетеня за деньги – преступление?» – «Преступление. Но я не буду «щелкать» врачей и учителей, потому что не могу. У меня сотрудники тоже по пять-десять тысяч «щелкают», и нормально. Давайте мы будем «шлепать» каких-то серьезных ребят, и самим будет приятно».

Но для того, чтобы «шлепать» серьезных ребят, нужно иметь возможность, а с врачом-то легко – нашел какую-нибудь барышню, она завела больничный, зашел в кабинет – и все: «Здрасьте, Иван Иваныч!» А для того, чтобы зайти в кабинет к председателю комитета, нужна Марья Ивановна другого уровня, ее нужно по-другому убедить, замотивировать.

Вот была история с заместителем руководителя КГИОП, которого сотрудники ФСБ арестовали за взятку. Делая об этом новость, я указал компанию, представитель которой передал ему взятку за откат. Он не выдержал, решил, что слишком дорого, и пошел в ФСБ. Так потом эта компания мне весь мозг съела: «Женя, убери нас из сводки! Нам же надо жить дальше! Мы его «нахлобучили» не потому, что он брал взятки, а потому, что у него пошел перебор. А мы готовы давать. Ты нас указал, а как мы в другие-то кабинеты заходить будем?»

– Главные последние реформы в МВД осуществил, будучи президентом России, Дмитрий Медведев. В декабре 2009 года он издал указ «О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел РФ», а активная фаза преобразований началась с марта 2011 года, когда вступил в силу федеральный закон «О полиции», повлекший переименование милиции в полицию. Изменили ли эти реформы российские органы внутренних дел?

– Что касается главной реформы, то это не переименование милиции в полицию. Это некая стилистическая правильность, преддверие того, что мы называем капитализмом. Честно сказать, у нас не милиция, не некое народное образование, придуманное еще швейцарцами, а именно полиция. Менты Кивинова – это уже глубокое прошлое.

А самое главное, на что никто не обратил внимания, – это то, что произошло с фразой Медведева «кошмарить бизнес». Она стала неким тэгом, над этой фразой все потешаются. Но именно после этого начались очень важные процессы. Через некоторое время на пост руководителя всей экономической полиции МВД пришел генерал Сугробов. Он плохо кончил, сейчас находится под арестом, но я бы отметил его прогрессивную роль.

Есть установка партии: «не кошмарить» бизнес – это некая системная вещь. А кого тогда «кошмарить»? Где та сфера, где мне всегда скажут, что я прав? Это только одна вещь – бюджет. Давайте вспомним, что в Советском Союзе за хищение государственной собственности карали намного строже, чем за хищение личной. Частной собственности у нас не было, и все силы были брошены на бюджет, потому что не отбить «государеву копейку» – большой грех, и полицейский в данном случае всегда прав, а предприниматель всегда неправ. И произошло это смещение в бюджетную историю. Это и полицейскому всегда выгодно.

Но это, конечно, не значит, что полицейский здесь всегда будет работать честно. Тут, как в любой индустрии, есть много нюансов. И появилось очень много всяких историй. Мы знаем в основном о больших историях, о губернаторах, например, но ведь есть и очень много маленьких историй. И они пошли по этому пути, и Сугробов сделал это. Я не знаю, чем он руководствовался – государственным интересом или планом своей индустрии. Он не поэтому плохо закончил. Это называется «очень жестокая внутриклановая борьба». Но это важная история, и она сыграла свою роль.

– А что реформы так и не смогли изменить в лучшую сторону – так, как надеялись сотрудники правоохранительных органов?

– В любой стране мира некрасиво спрашивать: «Сколько ты зарабатываешь?» Существует этика. Но есть еще одна стороны медали – соответствуешь ли ты тому, кто ты есть. И здесь наделано очень много кодексов – моральных, этических и так далее. Вроде там все написано правильно. Но хоть бы один раз некоему сотруднику (сержанту ли, генералу ли) в каком-либо ведомстве (неважно, МЧС это или ФСБ) сказали: «Слушай, дружок, ты подъехал на «мерседесе». Мы понимаем, что у тебя есть богатая жена или папа, но больше на «мерседесе» не подъезжай!» – «А чего, я не имею права?» – «Имеешь, но это некрасиво, неэтично!» Такого нет.

Коррупцию ни в какой стране невозможно победить полностью, как нельзя победить карманных воров или насморк. Но давайте потихоньку, давайте сначала сделаем нормы поведения. Меня не волнует, украл ты этот «мерседес», или у тебя брат – крупный золотопромышленник, но на работу ты на «мерседесе» приезжать не будешь, а будешь приезжать на подержанном «форде», потому что на тебя смотрят! На работу ты будешь приходить в другом костюме, в других часах. Это абсолютно нормально, это называется дресс-код. Любая компания может нанять человека и сказать ему, что у них в компании ходят в зеленых рубашках, а если человек не хочет, значит, он не в компании. Это очень важная вещь. Она не решит вопрос о том, беру я от кого-то деньги или нет. Она решит вопрос о том, как я выгляжу.

Большинство людей подчиняются неким эстетическим привычкам. Долгие десятилетия в Советском Союзе, когда вы заходили в какое-то официальное место, вас спрашивали: «Чего тебе надо?» А сейчас девушки спрашивают: «Чем я могу вам помочь?» Поменялся подход, люди стали более вежливыми.

Мы – представители власти, и, когда мы приходим – неважно куда: на скандал или в банк на ревизию, – мы должны одеться, по большому счету, серо (мы не говорим о сотрудниках оперативных подразделений, которые работают на улицах и ходят с длинными волосами, небритые, в спортивных куртках). А этого нет.

В Советском Союзе это было, причем не только на языке, это было прописано. Например, ответственным работникам партии было запрещено строить себе дома выше двух этажей, чтобы соседи не тыкали пальцем. В СССР все милиционеры любили курить Marlboro, но, когда приходил гражданин, они это Marlboro прятали в стол. Это абсолютно нормальная цивилизационная вещь.

Сейчас такого нет. Это не значит, что большинство полицейских так хорошо живут. Но есть очень важный довод, который никто никогда не приводит. Есть такая вещь, как часы. На ботинки не смотрят – все в форме, все на служебных машинах… Но начальство приезжает в часах, а в часах все разбираются. И вот сидит руководитель, рассказывает про раскрываемость, про коррупцию, а все смотрят на его часы, и нет никакого диалога! Если был бы честный разговор, то ему сказали бы: «Слышишь, генерал, у тебя часы в пять зарплат, и что ты мне рассказываешь?» У нас часы – символ роскоши, символ статуса.

У нас ответственные православно-религиозные деятели – в часах, администрация президента – в часах, губернаторы – в часах, полковники – в часах. Мы помним время золотых цепей. Сейчас часы стали золотой цепью. Что такое золотая цепь? Это погоны. Чем толще цепь, чем больше бриллиантов на кресте, тем выше у тебя звание. Так был устроен этот мир. Но сейчас, правда, Porsche Cayenne ставят не у работы, а, допустим, за двести метров.

Смотрите еще:

  • Ст 381 гк рф судебная практика Ст 381 гк рф судебная практика Автострахование Жилищные споры Земельные споры Административное право Участие в долевом строительстве Семейные споры […]
  • Ч 4 ст 1216 коап Ваше право Юридический интернет портал Статья 1216 часть 3 Административного кодекса РФ Добрый день! Интересует Кодекс об административных нарушениях 2014, штрафы. В конце прошлого месяца […]
  • Захват земельного участка в рк Усилится ответственность за незаконный захват участков земель 370 участков земли в Астане реализованы незаконно. Продавая участки по поддельным документам, сотрудники акимата, ЦОНа и […]
  • Купить земельный участок арамиль Купить земельный участок в Арамиле 16.10.2018 18:28 | Купить участок в Арамиле Дачный поселок "Красная поляна" расположен на юго-востоке в 12 км от Екатеринбурга, в Сысертском районе, […]
  • Претензия в банк по нарушению Претензия в банк Получить письменный ответ о позиции кредитного учреждения в спорной ситуации поможет претензия в банк. Руководство или уполномоченный сотрудник обязаны будут не только […]
  • Адвокат должностные преступления Адвокат в Харькове Адвокат в Харькове . Юридические услуги . Уголовные дела . Помощь при ДТП. Брачный договор. Раздел имущества. Абонентское обслуживание .Возмещение ущерба Консультация […]
Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии запрещены.