Статья 103 кодекса российской федерации

Статья 103 ЖК РФ. Выселение граждан из специализированных жилых помещений

Новая редакция Ст. 103 ЖК РФ

1. В случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи.

2. Не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях:

1) члены семьи военнослужащих, должностных лиц, сотрудников органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации, органов государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, погибших (умерших) или пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы или служебных обязанностей;

2) пенсионеры по старости;

3) члены семьи работника, которому было предоставлено служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии и который умер;

4) инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья по вине работодателя, инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие профессионального заболевания в связи с исполнением трудовых обязанностей, инвалиды из числа военнослужащих, ставших инвалидами I или II групп вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы либо вследствие заболевания, связанного с исполнением обязанностей военной службы, семьи, имеющие в своем составе детей-инвалидов, инвалидов с детства.

3. Гражданам, указанным в части 2 настоящей статьи, предоставляются другие жилые помещения, которые должны находиться в черте соответствующего населенного пункта.

4. Выселение граждан из служебных жилых помещений или жилых помещений в общежитиях с предоставлением других жилых помещений в случае, предусмотренном частью 2 статьи 102 настоящего Кодекса, осуществляется прежним собственником или юридическим лицом, передающими соответствующие жилые помещения.

5. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не могут быть выселены из специализированных жилых помещений без предоставления других благоустроенных жилых помещений, которые должны находиться в границах соответствующего населенного пункта.

Комментарий к Статье 103 ЖК РФ

1. Комментируемая статья регулирует выселение из специализированных жилых помещений. Нормы данной статьи имеют общее значение для всех случаев выселения из указанных помещений, независимо от их вида.

Прекращение договоров найма специализированных жилых помещений, в том числе в случаях расторжения указанных договоров, влечет возникновение у нанимателей и членов их семей юридической обязанности освободить занимаемые ими помещения в добровольном порядке.

Как и прежнее жилищное законодательство, Кодекс предусматривает возможность выселения граждан из специализированных жилых помещений: а) без предоставления другого жилого помещения, б) с предоставлением другого жилого помещения (ср., например, со ст. ст. 107, 108 ЖК РФ 1983 г.). Поэтому если бывшие наниматели отказываются добровольно освободить жилое помещение, предоставленное по договору найма, который расторгнут или прекращен по иным основаниям, то у наймодателя возникает правовое основание для обращения в суд с иском о выселении соответствующего гражданина и членов его семьи без предоставления другого жилого помещения. Если нанимателями являются граждане, указанные в ч. 2 ст. 103 Кодекса, то наймодатель также вправе требовать их выселения в судебном порядке, но с обязательным предоставлением другого жилого помещения.

Применительно к выселению из общежитий на практике следует учитывать, что Кодекс применяется только к тем правоотношениям, которые связаны с предоставлением жилых помещений и пользованием ими в общежитиях, находящихся в собственности государства и муниципальных образований. Если жилое помещение, предоставленное под общежитие, принадлежит коммерческой организации на праве собственности, то положения Кодекса, регулирующие предоставление и использование жилых помещений специализированного жилищного фонда, не могут быть применены: в данном случае речь идет о договорных обязательствах, основанных на нормах гражданского законодательства.

Таким образом, при выселении из жилых помещений в общежитиях, принадлежащих на праве собственности коммерческой организации, следует руководствоваться положениями ГК РФ, а не Кодекса.

В случае предъявления иска об определении порядка пользования жилым помещением он рассматривается судом на общих основаниях с учетом всех обстоятельств, имеющих значение для данного дела, в том числе и существующего порядка пользования указанным жилым помещением, мнения собственника по поводу пользования жилым помещением и иных заслуживающих внимания обстоятельств (см. Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за III квартал 2005 г., утвержденный Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 23.11.2005 ).
———————————
Бюллетень Верховного Суда РФ. 2006. N 3.

2 — 4. Только с предоставлением другого жилого помещения в границах данного населенного пункта из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях могут быть выселены категории граждан, указанные в п. п. 1 — 4 ч. 2 комментируемой статьи. При этом указанным категориям граждан в случае выселения предоставляется другое жилое помещение при условии, что они не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Обратим внимание, что гражданам, выселяемым из специализированных жилых помещений в соответствии со ст. 103 Кодекса, должно быть предоставлено жилое помещение, которое может и не быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта (о содержании понятия «благоустроенное жилое помещение» см. ст. 89 Кодекса и комментарий к ней).

Предоставляемое гражданам, выселяемым из служебного жилого помещения или жилого помещения в общежитии, другое жилое помещение должно находиться в границах соответствующего населенного пункта (ч. 3 ст. 103), отвечать санитарным и техническим требованиям (ч. 2 ст. 15) и, как следует из содержания ч. 2 ст. 103 Кодекса, относиться к жилищному фонду социального использования. Благоустроенность и размер другого жилого помещения правового значения не имеют.

Перечень категорий граждан, которым предоставляется другое жилое помещение при выселении из служебных жилых помещений и общежитий, в Кодексе существенно сокращен по сравнению с ЖК 1983 г. В него не включены такие, например, категории граждан, как участники Великой Отечественной войны, пребывавшие в составе действующей армии; лица, проработавшие в организации-наймодателе более 10 лет; одинокие лица с проживающими вместе с ними несовершеннолетними детьми и другие, которые прежде не могли быть выселены из служебных жилых помещений без предоставления другого жилого помещения.

Для сравнения можно также напомнить, что в соответствии со ст. 110 ЖК РФ 1983 г. без предоставления другого жилого помещения из общежитий могли быть выселены только прекратившие работу сезонные, временные работники и лица, работавшие по срочному трудовому договору, а также лица, обучавшиеся в учебных заведениях и выбывшие из них. При этом прочие работники организации, предоставившей общежитие, могли быть выселены без предоставления другого жилого помещения только в трех случаях увольнения с работы: по собственному желанию без уважительных причин, за нарушение трудовой дисциплины и совершение преступления.

Таким образом, Кодекс существенно расширил круг лиц, которые могут быть выселены из общежитий и служебных жилых помещений без предоставления другого жилого помещения.

В то же время следует иметь в виду положения ст. 13 Вводного закона, которые содержат дополнительные гарантии для граждан, проживающих в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Кодекса. В соответствии с названной статьей указанные граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (ч. 1 ст. 51 Кодекса), или имеющие право состоять на данном учете (ч. 2 ст. 52 Кодекса), не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Кодекса. Категории граждан, выселяемых из служебных жилых помещений и общежитий с предоставлением другого жилого помещения, были определены в ст. ст. 108 и 110 ЖК РФ 1983 г.

В судебной практике возникал вопрос: подлежит ли выселению без предоставления другого жилого помещения родитель, лишенный родительских прав, в том случае, если он вместе с ребенком проживает в общежитии и судом признано невозможным их совместное проживание? Президиум Верховного Суда РФ указал, что в отношении жилых помещений, относящихся к специализированному жилищному фонду, Кодекс устанавливает специальное правовое регулирование. Статьи 101 — 103 Кодекса, содержащие положения о расторжении, прекращении договора найма специализированного жилого помещения и выселении из общежития, не предусматривают возможность выселения граждан, лишенных родительских прав, если судом установлена невозможность их совместного проживания с ребенком.

Таким образом, жилищным законодательством не предусмотрено выселение из общежития родителя, лишенного родительских прав, чье совместное проживание с ребенком признано судом невозможным. Положения ч. 2 ст. 91 Кодекса в части выселения без предоставления другого жилого помещения распространяются только на граждан, занимающих жилое помещение по договору социального найма. Суд может решить вопрос о месте проживания ребенка с учетом его интересов исходя из конкретных обстоятельств дела (см. Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за четвертый квартал 2005 г., утвержденный Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 01.03.2006 ).
———————————
Бюллетень Верховного Суда РФ. 2006. N 5.

Другой комментарий к Ст. 103 Жилищного кодекса Российской Федерации

При расторжении или прекращении договора найма специализированного жилого помещения граждане обязаны его освободить. В случае отказа они подлежат выселению в судебном порядке, как правило, без предоставления другого жилья.

Обозначенные в ч. 2 комментируемой статьи категории граждан не могут быть выселены без предоставления другого жилья, если они:

а) не имеют другого жилья на праве собственности или по договору социального найма;

б) состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Говоря о случаях такого выселения, законодатель ограничился только указанием, что жилье должно быть предоставлено в черте соответствующего населенного пункта, не предусмотрев его благоустроенность и размер. Это значит, что такое жилье должно отвечать лишь требованиям ст. 15 ЖК (см. комментарий к ней). Надо полагать, что такое выселение осуществляется без снятия с учета нуждающихся в жилых помещениях (см. ст. 56 и 57 ЖК РФ).

Вместе с тем вряд ли уместно говорить о выселении, когда договор прекращается в связи с утратой жилого помещения (ч. 1 ст. 102) или смертью нанимателя. Данное обстоятельство не обозначено в ч. 1 ст. 103 как изъятие из общих правил выселения.

Помимо общих положений каждый вид специализированных жилых помещений имеет ряд особенностей, что обусловлено назначением такого жилья (см. комментарии к ст. 93 — 98, 104 — 109).

Статья 103 ТК РФ. Сменная работа

Новая редакция Ст. 103 ТК РФ

Сменная работа — работа в две, три или четыре смены — вводится в тех случаях, когда длительность производственного процесса превышает допустимую продолжительность ежедневной работы, а также в целях более эффективного использования оборудования, увеличения объема выпускаемой продукции или оказываемых услуг.

При сменной работе каждая группа работников должна производить работу в течение установленной продолжительности рабочего времени в соответствии с графиком сменности.

При составлении графиков сменности работодатель учитывает мнение представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов. Графики сменности, как правило, являются приложением к коллективному договору.

Графики сменности доводятся до сведения работников не позднее чем за один месяц до введения их в действие.

Работа в течение двух смен подряд запрещается.

Комментарий к Статье 103 ТК РФ

Многосменный режим работы — работа в две, три или четыре смены в течение суток (например, три смены по 8 ч). При этом работники организации в течение определенного периода времени (например, месяц) работают в разные смены.

Организация труда при использовании многосменного режима труда осуществляется в порядке, определенном статьей 103 Трудового кодекса РФ и Постановлением Совмина СССР и ВЦСПС от 12 февраля 1987 г. «О переходе объединений, предприятий на многосменный режим работы с целью повышения эффективности производства».

Сменная работа вводится на предприятиях в случаях, когда длительность производственного процесса превышает допустимую продолжительность ежедневной работы, в целях более эффективного использования оборудования, увеличения объема выпускаемой продукции или оказываемых услуг.

При использовании сменного режима работы каждая группа работников должна производить работу в течение установленной продолжительности рабочего времени в соответствии с графиком сменности (например, 8 ч при 5-дневной рабочей неделе), которыми определяется порядок перехода работников из одной смены в другую.

При составлении графиков сменности работодатель учитывает мнение представительного органа работников. График сменности может быть как самостоятельным локальным актом, так и прилагаться к коллективному договору.

Графики сменности должны отражать требование статьи 110 Трудового кодекса РФ о предоставлении работникам еженедельного непрерывного отдыха продолжительностью не менее 42 часов. Ежедневный (междусменный) отдых должен быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующей отдыху смене.

Графики сменности доводятся до сведения работников не позднее чем за один месяц до введения их в действие. Несоблюдение этого срока нарушает право работника на своевременное информирование его об изменении условий труда. Работа в течение двух смен подряд запрещается.

При использовании сменной работы выделяются дневная, вечерняя и ночная смены. Смена, в которой не менее 50 процентов рабочего времени приходится на ночное время, считается ночной (ночным является время с 22 ч вечера до 6 ч утра), а смена, непосредственно предшествующая ночной, — вечерней.

Другой комментарий к Ст. 103 Трудового кодекса Российской Федерации

1. Статья 103 ТК РФ регламентирует как условия применения сменной работы, так и порядок утверждения и введения графиков сменности.

2. Часть 1 ст. 103 указывает на два случая, когда возможно введение режима сменной работы:

а) если длительность производственного процесса превышает допустимую продолжительность ежедневной работы. Длительность производственного процесса определяется технологическими факторами; производственный процесс может занимать часть суток, превышающую продолжительность рабочей смены, или быть непрерывным. Поскольку продолжительность ежедневной работы законом не установлена (за исключением продолжительности ежедневной работы отдельных категорий работников), под допустимой продолжительностью ежедневной работы следует понимать продолжительность работы (смены), установленную правилами внутреннего трудового распорядка;

б) в целях более эффективного использования оборудования, увеличения объема выпускаемой продукции или оказываемых услуг.

3. В основе организации сменной работы лежит график сменности, который устанавливает число смен, начало и окончание работы каждой смены, перерывы для отдыха и порядок чередования смен.

Продолжительность смены ни Трудовым кодексом, ни другими федеральными законами не определена. Ограничения продолжительности смен касаются только несовершеннолетних работников, инвалидов и лиц, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (см. ст. 94 ТК РФ и комментарий к ней).

4. На непрерывных производствах, когда невозможно соблюдение недельной нормы рабочего времени для каждой смены работников, графики сменности составляются на основе суммированного учета рабочего времени (см. ст. 104 ТК РФ и комментарий к ней). Наиболее рациональным для непрерывного производства считается режим работы, основанный на применении четырехбригадного графика сменности. Сущность этого графика заключается в том, что круглосуточную работу обеспечивают четыре бригады, из которых ежедневно работают три, а четвертая отдыхает. Существуют несколько вариантов четырехбригадного графика. Широко применяется четырехдневный вариант: каждая бригада работает четыре дня в одну смену, а затем после отдыха (один или два дня) переходит в другую смену. При восьмичасовой смене бригады за месяц отработают разное количество часов. Например, при норме рабочего времени в месяц 167 часов первая бригада отработает 128 часов, вторая — 178, третья — 152, четвертая — 184 часа. Такие графики вводятся, как правило, на три месяца или на больший срок, что позволяет компенсировать переработку в один месяц недоработкой в другие месяцы и в среднем обеспечить соблюдение недельной нормы рабочего времени (Методические рекомендации по организации многосменной работы производственных объединений (предприятий) промышленности // Переход на многосменный режим работы: Сборник материалов. М., 1988. С. 15).

5. Графики сменности могут составляться на различные периоды. Если сменная работа организована с применением суммированного учета рабочего времени, график сменности составляется на учетный период.

При составлении графика сменности работодатель обязан учесть мнение представительного органа работников и довести утвержденный график до сведения работников не позднее чем за один месяц до введения его в действие.

6. Запрещение работы в течение двух смен подряд является дополнительной гарантией реализации работниками их права на отдых.

Статья 103. Выселение граждан из специализированных жилых помещений

СТ 103 ЖК РФ.

1. В случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи.

2. Не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях:

1) члены семьи военнослужащих, должностных лиц, сотрудников органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации, органов государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, погибших (умерших) или пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы или служебных обязанностей;

2) пенсионеры по старости;

3) члены семьи работника, которому было предоставлено служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии и который умер;

4) инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья по вине работодателя, инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие профессионального заболевания в связи с исполнением трудовых обязанностей, инвалиды из числа военнослужащих, ставших инвалидами I или II групп вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы либо вследствие заболевания, связанного с исполнением обязанностей военной службы, семьи, имеющие в своем составе детей-инвалидов, инвалидов с детства.

3. Гражданам, указанным в части 2 настоящей статьи, предоставляются другие жилые помещения, которые должны находиться в черте соответствующего населенного пункта.

4. Выселение граждан из служебных жилых помещений или жилых помещений в общежитиях с предоставлением других жилых помещений в случае, предусмотренном частью 2 статьи 102 настоящего Кодекса, осуществляется прежним собственником или юридическим лицом, передающими соответствующие жилые помещения.

5. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не могут быть выселены из специализированных жилых помещений без предоставления других благоустроенных жилых помещений, которые должны находиться в границах соответствующего населенного пункта.

Комментарий к Ст. 103 Жилищного кодекса РФ

1. При расторжении или прекращении договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения. В случае отказа освободить жилое помещение граждане-наниматели подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений (см. комментарий к ст. 101, 102 Кодекса).

2. Не могут быть выселены из служебных жилых помещений или жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений лица, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

По смыслу этого положения могут быть выселены из служебных жилых помещений или жилых помещений в общежитиях без предоставления другой жилплощади лица:

а) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, т.е. если они имеют другую жилплощадь на основе договора социального найма;

б) имеющие жилплощадь как собственники этого жилья или являющиеся членами семьи собственника жилого помещения, при этом не состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Сказанное связано с тем, что служебные жилые помещения, как и жилые помещения в общежитиях, могут быть предоставлены лицам для временного проживания, в ряде случаев уже имеющим жилую площадь на основе права собственности либо договора социального найма (см. комментарий к ст. 93 — 94 Кодекса).

Не могут быть выселены из служебных жилых помещений или помещений в общежитиях граждане, не являющиеся нанимателями по договорам социального найма или собственниками жилых помещений, т.е. не имеющие другого жилья.

Но такие льготы применяются относительно особых категорий граждан, перечисленных в ч. 2 этой статьи.

Не могут быть выселены из служебных жилых помещений или жилых помещений в общежитиях без предоставления другой жилой площади и при расторжении или прекращении договоров найма следующие категории граждан:

1) члены семьи военнослужащих, должностных лиц, сотрудников органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации, органов государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, погибших (умерших) или пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы или служебных обязанностей;

2) пенсионеры по старости (все категории пенсионеров по старости, не только применительно к пункту первому);

3) члены семьи работника, которому было предоставлено служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии и который умер (к понятию члена семьи нанимателя см. комментарий к ч. 1 ст. 69 Кодекса).

Для применения этой льготы не имеет значения характер выполняемых трудовых обязанностей умершим: являлся ли он постоянным или временным работником; наступила ли смерть от профессионального или общего заболевания. ;

4) инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья по вине работодателя, инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие профессионального заболевания в связи с исполнением трудовых обязанностей, инвалиды из числа военнослужащих, ставших инвалидами I или II групп вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы либо вследствие заболевания, связанного с исполнением обязанностей военной службы.

3. Перечисленным гражданам должны предоставляться другие жилые помещения (соответствующие санитарно-техническим требованиям), которые должны находиться в черте населенного пункта, по месту проживания до выселения.

4. Выселение граждан из служебных жилых помещений или жилых помещений в общежитиях с предоставлением других жилых помещений допустимо в случаях перехода права собственности на служебные жилые помещения или жилые помещения в общежитиях, а также передачи таких помещений в хозяйственное ведение или оперативное управление другому юридическому лицу (ч. 2 ст. 102 Кодекса) .
———————————
При применении этих положений следует обратить внимание на ст. 13 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации»: «Граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, состоят в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса».

Статья 103. Сменная работа

СТ 103 ТК РФ.

Сменная работа — работа в две, три или четыре смены — вводится в тех случаях, когда
длительность производственного процесса превышает допустимую продолжительность ежедневной
работы, а также в целях более эффективного использования оборудования, увеличения объема
выпускаемой продукции или оказываемых услуг.

При сменной работе каждая группа работников должна производить работу в течение
установленной продолжительности рабочего времени в соответствии с графиком сменности.

При составлении графиков сменности работодатель учитывает мнение представительного
органа работников в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия
локальных нормативных актов. Графики сменности, как правило, являются приложением к
коллективному договору.

Графики сменности доводятся до сведения работников не позднее чем за один месяц до
введения их в действие.

Работа в течение двух смен подряд запрещается.

Комментарий к Ст. 103 Трудового кодекса РФ

1. Часть 1 комментируемой статьи указывает на два случая, когда возможно введение режима сменной работы:

1) если длительность производственного процесса превышает допустимую продолжительность ежедневной работы;

2) в целях более эффективного использования оборудования, увеличения объема выпускаемой продукции или оказываемых услуг.

2. В основе организации сменной работы лежит график сменности, который устанавливает число смен, начало и окончание работы каждой смены, перерывы для отдыха и порядок чередования смен.

Продолжительность смены ни ТК РФ, ни другими федеральными законами не определена. Ограничения продолжительности смен касаются только несовершеннолетних работников, инвалидов и лиц, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (см. ст. 94 ТК РФ и комментарий к ней).

3. На непрерывных производствах, когда невозможно соблюдение недельной нормы рабочего времени для каждой смены работников, графики сменности составляются на основе суммированного учета рабочего времени (см. ст. 104 ТК РФ и комментарий к ней).

Графики сменности могут составляться на различные периоды. Если сменная работа организована с применением суммированного учета рабочего времени, график сменности составляется на учетный период.

При составлении графика сменности работодатель обязан учесть мнение представительного органа работников и довести утвержденный график до сведения работников не позднее чем за один месяц до введения его в действие.

Статья 103 УПК РФ. Личное поручительство

Новая редакция Ст. 103 УПК РФ

1. Личное поручительство состоит в письменном обязательстве заслуживающего доверия лица о том, что оно ручается за выполнение подозреваемым или обвиняемым обязательств, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 102 настоящего Кодекса.

2. Избрание личного поручительства в качестве меры пресечения допускается по письменному ходатайству одного или нескольких поручителей с согласия лица, в отношении которого дается поручительство.

3. Поручителю разъясняются существо подозрения или обвинения, а также обязанности и ответственность поручителя, связанные с выполнением личного поручительства.

4. В случае невыполнения поручителем своих обязательств на него может быть наложено денежное взыскание в размере до десяти тысяч рублей в порядке, установленном статьей 118 настоящего Кодекса.

Комментарий к Статье 103 УПК РФ

1. Для избрания данной меры пресечения выносится постановление, отбирается обязательство о личном поручительстве, но получения на то согласия прокурора или судебного решения не требуется.

2. Лиц, которые могут быть поручителями, называет обвиняемый (подозреваемый), либо эти лица сами обращаются в органы предварительного расследования или суд, заявляя о своем желании поручиться за надлежащее поведение лица, привлекаемого к уголовной ответственности, в случае оставления его на свободе.

3. В качестве поручителей могут выступать родственники, соседи, друзья или хорошие знакомые обвиняемого (подозреваемого). В законе прямо указано, что поручителями могут быть только заслуживающие доверия лица. Из этого следует, что поручители должны иметь авторитет в глазах окружающих и достаточно очевидные возможности для оказания положительного влияния на поведение обвиняемого (подозреваемого).

4. Личное поручительство основывается не на боязни своей ответственности в случае уклонения обвиняемого, а на уверенности поручителя, что обвиняемый (подозреваемый) не будет уклоняться от органов предварительного расследования и суда.

5. Данная мера пресечения считается избранной после вынесения постановления об избрании меры пресечения и принятия (должного оформления) от поручителя письменного документа — подписанного им обязательства.

6. В обязательстве рекомендуется отражать наименование, место и дату оформления, фамилию, имя, отчество, должность, место работы и адрес места жительства, данные об удостоверяющем личность документе поручителя, а также факт того, что он ручается за надлежащее поведение и явку обвиняемого (подозреваемого) по вызову следователя (дознавателя и др.) и суда, ему разъяснена сущность обвинения (в чем подозревают лицо, за которое он поручается) и мера ответственности, которой они могут быть подвергнуты в случае нарушения обвиняемым (подозреваемым) меры пресечения. В обязательстве, кроме того, отражаются фамилия, имя, отчество и адрес места жительства обвиняемого (подозреваемого).

7. Поручитель ставится в известность о сущности дела, по которому избрана данная мера пресечения. Это значит, что в обязательстве должна быть указана не только юридическая оценка (квалификация) совершенного обвиняемым (подозреваемым) общественно опасного деяния, но и кратко обстоятельства его совершения (время, место, способ, последствия и т.п.).

8. Помимо этого обвиняемому (подозреваемому) должна быть вручена копия постановления об избрании данной меры пресечения.

9. См. также комментарий к ст. ст. 102, 118, 228 УПК РФ.

Другой комментарий к Ст. 103 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации

1. Для избрания данной меры пресечения необходимо собрать доказательства, подтверждающие, что поручитель или поручители заслуживают доверия.

2. Число поручителей законом не установлено.

3. Поручители ручаются за надлежащее поведение обвиняемого (подозреваемого), за исключением его действий, указанных в п. 1 ст. 102 УПК РФ. В отношении поручительства закреплены общие требования, предъявляемые к обвиняемому при применении мер пресечения: 1) не скрываться; 2) не препятствовать расследованию и судебному разбирательству; 3) не заниматься преступной деятельностью; 4) не препятствовать исполнению приговора; 5) являться по вызовам дознавателя, следователя, прокурора и суда. Однако поручители несут ответственность только при несоблюдении обвиняемым (подозреваемым) условий, указанных в п. п. 2, 3 ст. 102 УПК РФ.

4. Избрание данной меры пресечения допускается только по письменным заявлениям поручителей при наличии согласия обвиняемого.

5. Дознаватель, следователь, прокурор, суд выносят мотивированное постановление (определение) об избрании поручительства в качестве меры пресечения, знакомят с ним обвиняемого (подозреваемого) и поручителей и составляют протокол избрания данной меры пресечения с указанием в нем сведений о поручителях, факта разъяснения обвиняемому и поручителям возложенных на них обязанностей и ответственности поручителей в случае ненадлежащего поведения обвиняемого, а также того, что поручители поставлены в известность о сущности подозрения или обвинения, предъявленного обвиняемому. Протокол подписывает следователь (дознаватель, прокурор), обвиняемый (подозреваемый) и поручители.

6. В случае невыполнения обвиняемым (подозреваемым) обязанностей, предусмотренных ст. 102 УПК РФ, на каждого из поручителей налагается денежное взыскание до ста минимальных размеров оплаты труда, а в отношении обвиняемого (подозреваемого) может быть избрана более строгая мера пресечения.

7. Доводы поручителя о том, что он добросовестно выполнял свои обязанности, но, несмотря на это, не смог предотвратить нежелательное поведение обвиняемого (подозреваемого), не освобождают его от ответственности.

8. Поручитель может отказаться от поручительства, заявив об этом ходатайство должностному лицу или органу, избравшему меру пресечения, если на данный момент обвиняемый (подозреваемый) не нарушил принятых на себя обязательств. Отмена поручительства возможна лишь по мотивированному постановлению (определению) органа расследования или суда.

Смотрите еще:

  • Возражение на исковое заявление по выселению Возражение на исковое заявление по выселению Автострахование Жилищные споры Земельные споры Административное право Участие в долевом строительстве Семейные […]
  • Консультант алименты на детей Консультант пульс всегда в курсе событий Алименты: кто, кому и как (часть 2) Налогообложение алиментов Что касается налогов, то в случае уплаты алиментов следует обратить внимание на […]
  • Альфа банк подал в суд что делать Что делать,если банк подал в суд Добрый вечер. Подскажите пожалуйста как мне быть?Брала кредит наличными 104 000,платила пол года,потом ушла на декрет,родила и не смогла больше […]
  • Адвокат по выселению москва Основания и порядок выселения из муниципальной квартиры (служебного жилья) Согласно 92 статьи Жилищного кодекса РФ, служебное жилье – это специализированная категория помещений жилого […]
  • Закон об ипотеки право аренды Как арендодателю обезопасить себя при сдаче земельного участка в аренду Особенности аренды земельных участков определены Земельным кодексом. В соответствии с пунктом 5 статьи 22 Земельного […]
  • Отказ от доли в материнском капитале одного из детей Эксперты советуют отказаться от практики дарения долей в праве на имущество, приобретенное за счет средств материнского капитала Согласно действующему законодательству жилое помещение, […]
Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии запрещены.