Правовые акты административного правонарушения

Лекция 1. Административное право как отрасль права

1.4. Источники административного права

Источники административного права — это внешние формы выражения административно-правовых норм. В практическом варианте имеются в виду юридические акты различных государственных органов, содержащие такого рода правовые нормы, т.е. нормативные акты.

Нормативные акты в установленном порядке обязательно должны быть зарегистрированы и опубликованы.

Характерным для отрасли административного права является наличие множества источников. Административное право кодифицировано лишь частично.

Новый Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) от 30 декабря 2001 г. состоит в большей степени из норм процессуального характера.

КоАП определяет задачи и принципы законодательства об административных правонарушениях, перечень видов административных наказаний и правила их применения, органы и должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, порядок производства по делам об административных правонарушениях, в том числе установление мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, порядок исполнения постановлений о назначении административных наказаний.

Многообразие административно-правовых норм предполагает и многообразие содержащих и выражающих их источников. Это требует изложение источников административного права в определенной последовательности по их юридической силе.

К источникам административного права относятся:

1. Конституция РФ — основной источник любого права, в том числе и административного. В Конституции закрепляются основные права и свободы личности, реализуемые преимущественно в сфере государственного управления, формирование и деятельность органов исполнительной власти, разграничение функций органов исполнительной власти РФ и субъектов РФ.

2.Международно-правовые договора и соглашения.

3.Федеральные законы и кодексы, такие как «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ», «О гражданстве Российской Федерации», «Об основных гарантиях избирательных прав и право на участие в референдуме граждан РФ» и т.д.

4. Законы субъектов РФ. Например, Законодательным собранием Ростовской области принят областной закон от 25 октября 2002 г. № 273-ЗС «Об административных правонарушениях». Правовой основой данного областного закона являются Конституция РФ, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Устав Ростовской области.

5. Указы и распоряжения Президента РФ.

6. Постановление и распоряжение Правительства РФ (Постановления правительств субъектов РФ).

7. Ведомственные нормативные акты (приказы министров, председателей государственных комитетов, инструкции, наставления, уставы и т.д.).

8. Акты субъектов Российской Федерации.

9. Ведомственные акты субъектов РФ.

10. Ведомственные акты местного самоуправления.

Административное право относится к числу самых несистематизированных, а тем более — некодифицированных отраслей правовой системы России. Во многом это объясняется его многопрофильностью.

§ 60. Понятие и источники административного права. Административные правонарушения

§ 60. Понятие и источники административного права. Административные правонарушения

Когда речь заходит об административном праве, первое, что приходит на ум неискушенному в юриспруденции человеку, – это словосочетания «административное правонарушение», «административный проступок», «административное наказание», «административный арест», «арест на пятнадцать суток». Все эти понятия действительно относятся к сфере административного права. Его содержание, однако, не исчерпывается мерами ответственности за правонарушения против общественного порядка, прав и свобод граждан, собственности, установленного порядка управления и т. д.

Административное право – это отрасль права, регулирующая общественные отношения, возникающие в сфере управления, в процессе исполнительной деятельности органов государственного управления. Административное законодательство придает правилам поведения в области административного управления характер правоотношений.

Нормы административного права регулируют правила создания, реорганизации, ликвидации государственных органов; обязанности и права этих органов и их служащих; соблюдение, поддержание и охрану общественного порядка и другие вопросы.

Субъектами административных правоотношений, как видно из определения, являются органы исполнительной власти и иные исполнительные органы. Это могут быть вышестоящие и нижестоящие органы, например федеральное министерство и областной департамент. Они находятся между собой в отношениях соподчинения. Нормы административного права действуют и в отношении органов государственного управления, несоподчиненных между собой, скажем, федеральных министерств. Административное право регулирует также отношения между органами управления и государственными предприятиями (например, министерством и заводом); между центральными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления; между органами исполнительной власти и негосударственными хозяйственными и социально-культурными объединениями (областным департаментом образования, например, и частной гимназией); между органами исполнительной власти и общественными объединениями, такими как партии, ассоциации, движения; между органами исполнительной власти и гражданами.

Методы административного регулирования общественных отношений имеют характер юридических властных предписаний, исходящих от уполномоченных на это субъектов управления. Положение участников административных правоотношений не является равным. Этим они отличаются, например, от гражданско-правовых отношений (§ 39).

Иногда говорят, что в административных правоотношениях одни (субъекты) приказывают, дают распоряжения, применяют санкции, другие (объекты) подчиняются, выполняют предписания, подвергаются санкциям. Но это не очень точная характеристика. Граждане тоже могут быть субъектами административно-правовых отношений. Важное условие: они (граждане) не должны в этом случае находиться в устойчивых правовых отношениях с тем или иным исполнительным органом или организацией, не должны подчиняться в силу служебных обязанностей их управленческим распоряжениям. Достаточно в этом смысле сказать о праве граждан обжаловать незаконные, ущемляющие их права и интересы действия и решения работников государственных и общественных органов. Жалоба – это обращение в государственные и иные официальные органы к должностным лицам в связи с нарушением прав, свобод и интересов граждан.

Источниками административного права являются различные административно-правовые нормы. Они отражены в Конституции РФ, Кодексе РФ об административных правонарушениях. Далее идут федеральные законы, такие как: «Об органах Федеральной службы безопасности», «О Государственной границе Российской Федерации» и др. Принимают законодательные акты и субъекты РФ. Следующий уровень – указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, приказы федеральных министерств, агентств и служб, распоряжения местных администраций.

Нормы человеческого общежития, правила деятельности в сфере управления соблюдают, к сожалению, не все. Поэтому законодательством предусмотрена административная ответственность, которая выражается в мерах административного наказания. Основой административного наказания является административное правонарушение. Это не преступление, хотя порой весьма трудно отличить одно от другого.

Регламентирует административную ответственность Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ). Он введен в действие с 1 июля 2002 г.

Настоящий Кодекс основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах Российской Федерации.

В Кодексе пять разделов: раздел I – Общие положения; раздел II – Особенная часть (административные правонарушения и ответственность за них); раздел III – Судьи, органы, должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях; раздел IV – Производство по делам об административных правонарушениях; раздел V – Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях.

Признаки административных правонарушений

Каковы признаки административных правонарушений? Их пять: 1) деяние (действие или бездействие); 2) его противоправность; 3) его виновность; 4) причинная связь между противоправным деянием и его вредными последствиями; 5) общественный вред.

В Особенной части КоАП РФ сформулированы различные виды административных правонарушений. К ним, в частности, относятся:

• посягающие на права граждан (в процессе выборов, трудовых отношений и т. д.);

• посягающие на здоровье, санитарно-эпидемическое благополучие населения и общественную нравственность (потребление наркотических средств, вовлечение несовершеннолетних в употребление спиртных напитков или одурманивающих веществ, занятие проституцией и т. д.);

• в области охраны окружающей природной среды и природопользования (порча земель, нарушение требований по охране недр и т. д.);

• на транспорте (действия, угрожающие безопасности движения на железнодорожном транспорте, безбилетный проезд и т. д.);

• в области дорожного движения (превышение установленной скорости движения, нарушение правил проезда перекрестков и т. д.);

• в области предпринимательской деятельности (незаконная продажа товаров, обман потребителей и т. д.);

• в области таможенного дела (нарушение таможенных правил);

• в области воинского учета (неисполнение гражданами обязанностей по воинскому учету, уклонение от медицинского обследования и т. д.) и др.

За каждое из административных правонарушений (проступков) предусмотрено соответствующее административное наказание.

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое административное право?

2. Каковы субъекты административных правоотношений?

3. Между какими субъектами управления регулируются отношения нормами административного права?

4. Каковы источники административного права?

5. Какой правовой акт предусматривает ответственность за административные правонарушения и какова его структура?

6. Каковы признаки административных правонарушений?

7. Какие виды административных правонарушений вам известны?

Учимся защищать свои права. Информация к размышлению и действию

B соответствии с Законом РФ от 27 апреля 1993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» и другими правовыми актами аналогичной правозащитной направленности гражданин имеет право на административное обжалование (в вышестоящие органы) и право на судебное обжалование. В административном плане жалоба должна быть рассмотрена в срок до одного месяца. Анонимные заявления не рассматриваются. Автор жалобы должен сообщить свои фамилию, имя и отчество, адрес, сведения о месте работы или учебы.

Если жалоба в вышестоящие органы (вышестоящим лицам) не дала результата, гражданин имеет право обратиться с жалобой в суд. Сроки ее подачи: не позже трех месяцев с момента нарушения прав, не позже одного месяца после отказа вышестоящего органа в удовлетворении жалобы.

Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации (Извлечения)

Статья 2.1. Административное правонарушение

1. Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

2. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

3. Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности заданное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности заданное правонарушение юридическое лицо.

Темы для проектов, рефератов и обсуждения

1. Порча вагонов электричек: правовые, моральные, финансовые и технические аспекты.

2. Чем опасны нарушения правил дорожного движения?

Законодательство РФ об административных правонарушениях

Административное право представляет собой важнейшую отрасль правовой системы нашего государства. В свою очередь, административное законодательство выступает правовой основой для построения и функционирования такой мощной и активной подсистемы государственного аппарата, как исполнительная власть. Законодательная база административного права разобрана на множество нормативных актов, в основе которых Конституция Российской Федерации.

Источники административного права РФ

С точки зрения науки источниками административного права признаются акты государственных органов, в которых содержатся нормы административно-правового характера. Определяют следующие виды источников права:

  1. В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы». Законодательство административного права не является исключением, большая часть норм источников права основаны на принципах и нормах международных договоров и соглашений.
  2. Конституция РФ, а также уставы и Конституции субъектов Федерации, которые содержат нормы административно-правовой направленности.
  3. Указы Президента РФ и правовые акты глав субъектов РФ.
  4. Постановления Правительства и правовые акты администрации субъектов РФ.
  5. Нормативно-правовые акты региональных и федеральных органов исполнительной власти, а также органов местного самоуправления.
  6. Соглашения между федеральными объединениями, публичные договоры федеративного и административного значения.

Возвращаясь к законодательству об административных правонарушениях, следует отметить, что его база значительно меньше общепринятых норм источников административного права, однако каждая норма также основывается на нормах и принципах международного права.

Законодательство РФ об административных правонарушениях

Согласно статье 1.1. Кодекса об Административных правонарушениях законодательство данной области состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов РФ. Таким образом, в базу законодательства можно включить:

  • общеправовые законодательные акты (прежде всего Конституция РФ), отраслевые – КоАП РФ, Федеральные законодательные акты Правительства РФ, Федеральные законы и иные документы;
  • законодательные акты, имеющие отношение к иным отраслям права, но имеющие в своей структуре нормы, регламентирующие отношения в сфере административных правонарушений (Таможенный, Налоговый, Гражданский кодексы РФ и т.д.);
  • международные акты, имеющие действие в данной области правоотношений.

Основу законодательства РФ об административных правонарушениях составляет КоАП РФ и нормативно правовые акты, принимаемые органами государственной власти и субъектов РФ.

Исходя из вышесказанного следует — на территории субъектов Федерации могут быть созданы законодательные акты, где установлены административные наказания за деяния, не указанные в КоАП РФ и они действительно есть:

  • Кодекс Волгоградской области об административных правонарушениях
  • https://duma.tomsk.ru/page/16800/
  • Закон Ростовской области об административных правонарушениях
  • Закон республики Адыгея об административных правонарушениях
  • Закон республики Алтай об административных правонарушениях
  • Кодекс республики Башкортостан об административных правонарушениях
  • Закон республики Бурятия об административных правонарушениях
  • Закон Краснодарского края об административных правонарушениях

Важно отметить, что законы, принимаемые субъектами РФ, не могут противоречить нормам Кодекса об Административных правонарушениях. Разрешение споров по вопросам соответствия законов субъектов РФ Кодексу отнесено к ведению Конституционного Суда РФ.

Кодекс об административных правонарушениях РФ

Основной законодательный документ в сфере отношений, связанных с административными документами, представляет собой кодифицированный акт, который устанавливает общий перечень всех административных правонарушений и полноценно регулирует общественные отношения по привлечению правонарушителей к административной ответственности. КоАП РФ фиксирует порядок привлечения к административной ответственности и порядок исполнения решений по административным делам, перечисляет административные наказания и порядок их назначения, устанавливает органы, рассматривающие дела в данной сфере. Действующий на территории РФ Кодекс об административных правонарушениях был принят Государственной Думой 20 декабря 2001 г., последние изменения были внесены в него действием Федерального закона № 326-ФЗ от 03.08.2018 г. «О внесении изменений в статью 30.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», которые вступили в силу 14 августа 2018 г.

Источники института административной ответственности

Поскольку институт административной ответственности является частью административного права, то среди множества источников административного права обоснованно выделить источники института административной ответственности.

Источниками института административной ответственности являются юридические акты, содержащие нормы, регулирующие отношения, возникающие при привлечении физических и юридических лиц к административной ответственности.

С этой позиции источником института административной ответственности, прежде всего, является Конституция РФ.

Как источник административной ответственности Конституция РФ:

• устанавливает: обязанность органов государственной власти и местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их

объединений соблюдать законы; обязанность органов государственной власти и местного самоуправления обеспечивать каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом;

предоставляет каждому: право защищать права и свободы всеми способами, не запрещенными законом; право на судебную защиту предоставляемых прав и свобод; право на получение квалифицированной юридической помощи; право на возмещение государством вреда, причиненного незаконным действием или бездействием органов государственной власти и их должностных лиц; право на неприкосновенность жилища и частной жизни; право на защиту чести и доброго имени; право на охрану достоинства личности;

не допускает: принудительного лишения имущества иначе как по решению суда; использования доказательств, полученных с нарушением федерального закона; возложения ответственности за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением.

Кроме Конституции РФ источником института административной ответственности является законодательство об административных правонарушениях.

Законодательство об административных правонарушениях состоит из Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает:

общие положения и принципы законодательства об административных правонарушениях;

перечень видов административных наказаний (мер административной ответственности) и правила их применения;

меры административной ответственности за нарушение правовых норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

общий порядок производства по делам об административных правонарушениях, в том числе установление мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях;

порядок исполнения постановлений о назначении административных наказаний;

подсудность дел об административных правонарушениях в соответствии с законодательством о судебной системе;

подведомственность дел об административных правонарушениях комиссиям по делам несовершеннолетних и защите их

прав в соответствии с законодательством о защите прав несовершеннолетних;

подведомственность дел об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ, федеральным органам исполнительной власти в соответствии с установленной струк-турой федеральных органов исполнительной власти;

подведомственность дел об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с задачами и функциями, возложенными на органы государственной власти субъектов Российской Федерации федеральными законами.

Кодекс РФ об административных правонарушениях включает в себя пять разделов.

Раздел I «Общие положения» содержит нормы-задачи и нормы- принципы законодательства об административных правонарушениях, а также нормы-дефиниции административного правонарушения и административного наказания, закрепляет перечень административных наказаний и устанавливает правила назначения административных наказаний.

Раздел II «Особенная часть» устанавливает составы административных правонарушений в сферах, регулируемых нормами федерального законодательства.

Раздел III «Судьи, органы, должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях» устанавливает полномочия органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ, а также полномочия органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов РФ.

Раздел IV «Производство по делам об административных правонарушениях» устанавливает общие положения производства, определяет участников производства, их процессуальные права и обязанности, вводит понятие предмета доказывания, доказательств, оценки доказательств, устанавливает меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, регулирует стадии возбуждения дела, рассмотрения дела, пересмотра постановлений и решений по делам об административных правонарушениях.

Раздел V «Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях» содержит нормы, устанавливающие общие положения и порядок исполнения отдельных видов административных наказаний.

Законы субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливают:

административные наказания (меры административной ответственности) в виде предупреждения и административного штрафа за нарушение норм законов и иных нормативных

правовых актов субъекта Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления;

порядок организации производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации;

порядок создания, реорганизации и ликвидации комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, административных комиссий и иных коллегиальных органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонару-шениях, предусмотренных законом субъекта РФ;

подсудность дел об административных правонарушениях, предусмотренный законом субъекта РФ, мировым судьям;

подведомственность дел об административных правонарушениях, предусмотренных законом субъекта РФ, уполномоченным органам и учреждениям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

подведомственность дел об административных правонарушениях, предусмотренных законом субъекта РФ, комиссиям по делам несовершеннолетних и защите их прав;

подведомственность дел об административных правонарушениях, предусмотренныж законом субъекта РФ, административным комиссиям, иным коллегиальным органам субъектов РФ;

перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации;

иные вопросы в соответствии с КоАП РФ.

Структура законов субъектов РФ об административных правонарушениях определяется субъектами РФ самостоятельно.

К источникам института административной ответственности могут быть отнесены и иные федеральные законы, а также нормативные правовые акты Президента РФ, Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, содержащие нормы института административной ответственности.

Например, источниками административной ответственности являются: Арбитражный процессуальный кодекс РФ (АПК РФ), федеральные законы, устанавливающие особые условия привлечения к административной ответственности должностных лиц, вытолняющих определенные государственные функции (см.: ч.

нительной власти в области внутренних дел (см.: ч. 10 ст. 27.10 КоАП РФ), и т.д.

Согласно ч. 2 ст. 1.1 КоАП РФ источниками института административной ответственности являются международные договоры Российской Федерации об административных правонарушениях. При этом признается приоритет норм международного договора Российской Федерации над нормами КоАП РФ. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законодательством об административных правонарушениях, то применяются правила международного договора.

В качестве источников института административной ответственности могут выступать акты Конституционного Суда РФ, принятые по результатам рассмотрения дел о проверке конституционности нормативных правовых актов, регулирующих административную ответственность, или отдельные положения таких нормативных правовых актов. К таким актам относятся, в частности, постановления и определения Конституционного Суда РФ по делам о проверке конституционности отдельных положений Кодекса РФ об административных правонарушениях и законов Российской Федерации об административных правонарушениях (административной ответственности).

Важную роль в обеспечении единообразного толкования и применения судами норм КоАП РФ играют постановления Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, обобщающие судебную практику по делам об административных правонарушениях.

Правовые акты административного правонарушения

. Система административного права — это его внутренняя форма, как уже было отмечено, что характеризует его внутреннюю построение. Структура системы административного права включает в себя: а) административные правовые нормы б) административно ни правовые институти.

. Административно-правовые нормы можно охарактеризовать как общеобязательные, формально-определенные правила поведения человека в обществе, устанавливаются (санкционируются) и обеспечиваются государством с целью закрепление, регулирование ния и охраны общественных отношений в сфере государственного управления.

Административно-правовым нормам присущи как общие признаки, характеризующие любую правовую норму, так и определенные особенности, характерные только для этого вида правовых норм. К особых признаков ад инистративно-правовых норм можно отнести следующие:

— закрепляют властные (руководящие) и внутренне-организационные отношения:

— метод воздействия на общественные отношения является государственно-властным (императивным);

— обеспечение государственного убеждения и принуждения при их реализации;

— органическое объединение их в пределах области административного права (законодательства) и невозможность существования отдельно.

Административно-правовые нормы имеют логическую структуру (гипотеза, диспозиция, санкция) и могут по разным критериям группироваться по определенным видам. Они могут объединяться по разным критериям и ств ворюваты административно-правовые институты (например, общие, особые и специальные).

Административно-правовой институт — это объединение двух и более административно-правовых норм в единую начальную, видовую или родовую группу для регулирования соответствующих общественных отношений.

Объединяясь, нормы и институты образуют общую, особую и специальную части административного права Украины,. Общая часть объединяет административно-правовые нормы, институты и нормативно-пра авови акты, закрепляющие и регулирующие основные принципы управления, правовой статус субъектов управления, формы и методы их деятельности, функционирования административного процесса и гарантии. И спос оби обеспечения законности в государственном управлении.

Особенная часть включает в себя административно-правовые нормы, институты и нормативно-правовые акты, закрепляющие и регулирующие управления в различных сферах общественной жизни, а именно: в экономической, адм министративно-политической, социально-культурной, государственно-правовой и и.

Специальная часть занимает административно-правовые нормы, институты и нормативно-правовые акты, регулирующие административно-правовую деятельность конкретных органов (например, внутренних дел, таможенной службы, налоговой администрации и т.д..

Названы три вида институтов следует рассматривать как общие свою очередь, они делятся на главные и начальныеі.

Внешнюю форму административного права составляют его источника . Источниками административного права называют правовые обычаи, нормативные договоры и нормативно-правовые акты, правовые акты государственного управления, содержащих административно-правовые нормы.

Основным видом источников административного права является нормативно-правовые акты — письменные документы государственных органов и других компетентных субъектов, принимаемых ими в установленном порядке и содержат административно-правовые нормы. Существуют различные критерии для классификации но ормативно-правовых актов, которые представляют собой источники административного права по юридической силе их можно разделить на конституционные, законные и подзаконные. Например,. Конституция Украины закрепляет, что общест мадяны имеют право участвовать в управлении государственными делами, пользуются равным правом доступа к государственной службе, а также к службе в органах местного самоуправления (в 38 38).

Среди законов, являющихся источниками административного права, можно выделить кодифицированные и инкорпорированы. К кодифицированных законов относят, например,. Кодекс Украины об административных правонарушениях земе. Ельня кодекс Украины,. Таможенный кодекс Украины и некоторые другие инкорпорированы законы, в свою очередь, могут быть органическими и обычными. К органическим законов как источников административного права можно отне сти. Закона Украины»О милиции»,»О прокуратуре»,»О. Вооруженных. Силах Украины»,»О. Службе безопасности Украины»,»О государственной контрольно-ревизионной службе в Украине»,»Об. Антимонопольном комитете Украины и»,»Об органах и службах по делам несовершеннолетних и специальных учреждениях для несовершеннолетних»,»О государственной налоговой службе»,»О государственной службе»и др.. К обычным законов как источников административног в права относят. Закона Украины»О предпринимательстве»,»О занятости населения»,»О государственной границе Украины»,»О таможенном деле в Украине»О чрезвычайном положении»,»Об охране труда»,»О пожаров на безопасность»,»Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»,»Об обращениях граждан»и ита ін.

Названные источники административного права — это источники высшей юридической силы. Нормы. Конституции Украины, закрепляющие права человека и гражданина, имеют прямое действиею.

Определенная часть административно-правовых норм может быть закреплена в постановлениях. Верховной. Рады Украины. Например,. Положение о материальной ответственности военнослужащих за ущерб, причиненный государством. Иоасу, утвержденное. Постановлением. Верховной. Рады Украины от 23 июня 1995 г, или. Положение об общих собраниях граждан по месту жительства в Украине, утвержденное. Постановлением. Верховной. Рады Украины от 17 декабря 1993 р.

Источниками административного права являются ряд подзаконных нормативных актов. Президента Украины и. Кабинета. Министров Украины, в частности:. Национальная программа борьбы с коррупцией, утвержденная. Указом. Президент и Украины,. Указ. Президента Украины»Об урегулировании некоторых вопросов, связанных с процессом управления объектами государственной собственности»;. Порядок обслуживания граждан железнодорожным транспортом, утвержденным ный. Постановлением. Кабинета. Министров Украины. Инструкция по делопроизводству по обращениям граждан в органах государственной власти и местного самоуправления, объединениях граждан, на предприятиях, в учреждениях, ор ганизациях независимо от форм собственности, в средствах массовой информации, утвержденной. Постановлением. Кабинета. Министров Украины и др.. Источниками административного права могут быть и общие постановления. Кабинета в. Министров Украины и профсоюзов Украины по вопросам охраны труда и социальной защиты работников независимо от формы собственностиі.

Отдельную группу нормативных актов, признаются источниками административного права, составляют акты центральных и местных органов исполнительной власти. Сюда относят приказы министерств, государственных комитетов и служб, других органов центральной исполнительной власти со специальным статусом, распоряжения председателей местных государственных администрацийй.

Источниками административного права могут быть также нормативные акты руководителей предприятий, учреждений и организаций, акты территориальных общин, представительных и исполнительных органов местного самоврядув ния и органов местной самоорганизации населения, если в них помещены административно-правовые нормы.

Подзаконные нормативно-правовые акты, детализирующие отдельные нормы или институты законов, рассматриваются некоторыми авторами как правовые акты государственного управления. По мнению. В. К. Колпакова, акты управления харак ктеризуються по двум особливостями4 а) как правовые источники и б) как управленческие. Они имеют между собой диалектическую связь их определяют из трех наиболее распространенных позиций: а) как формы управленческой д ияльности государства, б) как документы, исходящие от компетентных органов в) как властные действия государственных исполнительно-распорядительных органов. В. К. Колпаков определяет правовые акты государственного управления как властные, п идзаконни, воплощенные в установленную форму волеизъявления субъектов государственного управления, непосредственно влияющие на правовые нормы и отношения с целью их усовершенствования в соответствии с государственными интересеінтересів.

Одним из кодифицированных источников административного права является. Кодекс Украины об административных правонарушениях (КУоАП), который был принят 7 декабря 1984 г. (начал действовать с 1 июня 1985 г). В нем помещаются я нормы, регулируют и охраняют материальные и процессуальные общественные отношения в сфере административных правонарушений и административной ответственности. В общих положениях закрепляются заданием ния и система законодательства об административных правонарушениях, компетенция и полномочия государственных органов и органов местного самоуправления по решению вопросов об административных правонарушениях, их предотвращения, выявления и устранения причин и условий, способствующих их совершению, силу законодательства и обеспечения режима законности при производстве по делам об административных правонарушенияхення.

Материальное право об административных правонарушениях и административной ответственности состоит из. Общей и. Особенной частей. В общей части закрепляются понятия административного правопо орушення, отдельные элементы объективных и субъективных признаков состава административного проступка, понятие и виды административных взысканий и общие правила их наложения.,

В особенной части закрепляются виды административных проступков в различных областях, а именно: а) охраны труда и здоровья населения, б) те, посягающие на собственность в) охраны природы, использования природных ресурсов, охраны памятников истории и культуры г) в промышленности, строительстве и в области использования электрической и тепловой энергии; в сельском хозяйстве д) при нарушении ветерена рно-санитарных правил; е) на транспорте, в области дорожного хозяйства и связи; есть) жилищных прав граждан, жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства; ж) торговли, финансов и кустарно-ремесленных ичих промыслов, с) стандартизации, качества продукции и метрологии; а) те, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность, и) те, посягающие на установленный порядок управления.

В процессуальном праве закрепляется система органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, дела, подведомственные им, а также их компетенция по рассмотрению этих дел.

Отдельный раздел посвящен регулированию порядка производства по делам об административных правонарушениях,. В нем закреплены задачи и принципы производства по делам об административных правонарушениях я, порядок составления протоколов, задержания правонарушителей, их личный досмотр, досмотр вещей и изъятие вещей и документов. Определяется круг лиц, участвующих в производстве по делу об админис тративне правонарушения, порядок вынесения на рассмотрение дел, обжалования и опротестования постановлений относительно дела об административных правонарушенияхя.

Отдельным разделом регулируется порядок исполнения постановлений о наложении административных взысканий. В нем закрепляются основные положения и порядок проведения по выполнению постановления о: а) вынесение предупреждения б) наложение штрафа в) возмездное изъятие предмета г) конфискации предмета, денег г) лишение специального права д) применения исправительных работ; е) применение административно го ареста; есть) возмещения имущественного ущербаи.

Следовательно, действующий кодекс Украины об административных правонарушениях регулирует материально-правовые и процессуальные административные деликатные правоотношения.

Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая

Смотрите еще:

  • Договор цессии в зачет долга Договор цессии в зачет долга * Собственные наименования вымышленные! о прекращении обязательств зачетом г. Москва «__»______199_ года Закрытое акционерное общество «Электросеть», […]
  • Отчетность при ооо усн доходы Отчетность при ооо усн доходы Уведомление о переходе на УСН необходимо подать в ИФНС в течение 30 дней со дня регистрации. Сдача отчетности в Инспекцию Федеральной налоговой службы […]
  • Статья 15 16 закон об образовании Права родителей ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ (ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ) 9. Родители (законные представители) имеют право на: 9.1. Обеспечение со стороны государства общедоступности […]
  • Как приватизировать земельный участок стоимость Сколько стоит приватизация земли Приватизация земельных участков на бесплатной основе продлена до 1 марта 2020 года. Желающие завершить процедуру в срок задумываются, во сколько им это […]
  • Вина при совершении административного правонарушения Вина при совершении административного правонарушения Как подчеркивается в Постановлении Конституционного Суда РФ от 27 апреля 2001 №7-П [1] , из ч.2 ст.54 Конституции РФ следует, что […]
  • Клевета уголовный кодекс украины 2018 Клевета уголовный кодекс украины 2018 Документ : Ответственность за клевету Ответсвенность за клевету ВОПРОС: Слышал, что с принятием нового Уголовного кодекса Украины отменена уголовная […]
Закладка Постоянная ссылка.

Обсуждение закрыто.