Источники финансирования дефицита бюджета пример

Источники финансирования дефицита бюджета пример

14.1. Дефицит бюджета и источники его покрытия

Дефицит бюджета – превышение расходов над доходами соответствующего уровня. Иными слова это положение, когда при утверждении бюджета на часть расходов нет доходных источников. Однако это не означает, что источники не появятся в дальнейшем, в ходе исполнения бюджета.

Бюджетный кодекс определяет, что в случае принятия бюджета на очередной год с дефицитом федеральным законом, законом субъекта РФ или нормативным актом органа местного самоуправления утверждаются источники финансирования дефицита бюджета.

Кодекс также устанавливает предельный уровень дефицита бюджета для каждого уровня бюджетной системы.

Размер дефицита федерального бюджета не может превышать суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга Российской Федерации.

Предельный размер дефицита бюджета субъекта РФ связан с объемов доходов и не может превышать 15 процентов объема доходов бюджета субъекта РФ без учета помощи из федерального бюджета.

Размер дефицита местного бюджета не может превышать 10 процентов объема доходов местного бюджета без учета помощи из федерального бюджета и бюджета субъекта РФ.

Кроме того, кодекс содержит еще одно ограничение, согласно которому текущие расходы бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований не могут превышать объемов доходов соответствующего бюджета. Следовательно, текущие расходы должны с одной стороны быть обеспечены доходами, а с другой стороны их объемы должны определяться при формировании бюджетов с учетом планируемого объема доходов.

На федеральном уровне дефицит определяется как в суммовом выражении, так и в процентах к валовому внутреннему продукту (ВВП). В последние годы федеральный бюджет утверждается без дефицита и даже с превышением доходов над расходами

В 2003 году федеральный бюджет утвержден по расходам в сумме 2 трлн. 345,6 млрд. рублей и по доходам в сумме 2 трлн. 417,7 млрд. рублей. Превышение доходов над расходами определено в сумме 72 млрд. 150 млн. рублей. При этом объем ВВП прогнозируется в сумме 13 трлн. 50 млрд. рублей, уровень инфляция (потребительских цен) 10- 12 процентов. Превышение доходов над расходами в 2003 году планируется распределить следующим образом: 51,4 млрд. рублей направляется на погашение государственного долга и 20,7 млрд. рублей направляются на пополнение финансового резерва.

Финансовый резерв – это средства, аккумулируемые на погашение государственного долга в последующие годы.

На примере нашего условного субъекта РФ с численностью 800 тыс. человек параметры бюджета примерно следующие: расходы определены в сумме 4 млрд. 643 млн. рублей, а доходы в сумме 4 млрд. 418 млн. рублей. Дефицит утвержден 224,7 млн. рублей, что составляет 15 процентов доходов бюджета без учета помощи из федерального бюджета, или 4,8 процента к общим расходам бюджета.

На примере муниципального образования рассмотрим порядок определения параметров возможных расходов. Собственные доходы муниципального образования – города с численность населения порядка 100 тыс. жителей составляют 320 млн. рублей. С учетом требований бюджетного кодекса дефицит не может превышать 10 процентов от доходов, т.е. составит 32 млн. рублей. Финансовая помощь из бюджетов других уровней определена в сумме 100 млн. рублей. Следовательно, расход бюджета данного муниципалитета должны быть определены в следующем размере:

Расх . = Дох . с обст . + Дох . ф ин. пом . + Деф . =320+100+32= 452 млн. рублей.

Если объем планируемых расходов будет превышать определенную выше сумму местному самоуправлению придется или сократить расходы по каким-то статьям или изыскать на муниципальном уровне дополнительные доходы.

Выше уже отмечалось, что если бюджет принимается с дефицитом, в документе, утверждающем бюджет, должны быть определены источники его финансирования.

Для федерального бюджета определены две группы источников финансирования дефициты: внешние и внутренние.

Внешние источники определены в следующих формах:

— государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;

— кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций, предоставленных в иностранной валюте, привлеченные Российской Федерацией.

Внутренние источники финансирования дефицита определены следующих формах :

— кредиты, полученные Российской Федерацией от кредитных организаций в валюте Российской Федерации;

— государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;

— бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;

— поступления от продажи имущества, находящегося в федеральной собственности;

— сумма превышения доходов над расходами по государственным запасам и резервам;

— изменения остатков средств на счетах по учету средств федерального бюджета.

Источники финансирования дефицита бюджета субъекта РФ несколько отличаются от федерального уровня и состоят только из внутренних источников в следующих формах:

— государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени субъекта РФ;

— бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы;

— кредиты, полученные от кредитных организаций;

— поступления от продажи имущества находящегося в государственной собственности субъекта РФ;

— изменения остатков средств на счетах по учету средств бюджета субъекта РФ.

Для муниципального уровня источники финансирования дефицита бюджета по формам практически не отличаются от источников, определенных для субъекта РФ:

— муниципальные займы, осуществляемые путем выпуска муниципальных ценных бумаг от имени муниципального образования;

— кредиты, полученные от кредитных организаций;

— бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные из бюджетов других уровней;

— поступления от продажи муниципального имущества;

— изменения остатков средств на счетах по учету средств местного бюджета.

На практике основными источниками финансирования дефицита бюджета на уровне субъекта и на уровне муниципального образования являются бюджетные ссуды и кредиты коммерческих организаций. Займы не получили широкого распространения. Продажа имущества – источник, который по мере продаж имеет свойство уменьшаться и в итоге является конечным.

VII . Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации

Классификация источников финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации (Приложения 7, 8) является группировкой источников финансирования дефицитов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, включая бюджеты государственных внебюджетных фондов.

Классификация источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации включает в себя код администратора источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов, группу, подгруппу, статью, подстатью, элемент, программу (подпрограмму) и код экономической классификации источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов.

Классификация источников внешнего финансирования дефицитов федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации включает в себя код администратора источников внешнего финансирования дефицитов бюджетов, группу, подгруппу, статью, подстатью, элемент, программу (подпрограмму) и код экономической классификации источников внешнего финансирования дефицитов бюджетов.

Структура кода классификации источников финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации представлена в виде трех составных частей:

2. Вид источников финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации;

3. Экономическая классификация источников финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации.

Вид источников финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации

Экономическая классификация источников финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации

1. Администратор

Код администратора заполняется в соответствии с перечнем главных распорядителей средств соответствующего бюджета. При этом обеспечивается идентичность указанного признака по доходам бюджета и источникам финансирования дефицита бюджета.

По источникам, администрируемым федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственных внебюджетных фондов, используются коды классификации источников финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации в соответствии с приложением 12 к настоящим Указаниям.

2. Вид источников финансирования
дефицитов бюджетов Российской Федерации

Виды источников финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации устанавливаются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Код вида источников финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации подразделяется на группу, подгруппу, статью, подстатью, элемент и программу (подпрограмму).

В рамках данного кода предусмотрены следующие группы:

000 01 00 00 00 00 0000 000 — Долговые обязательства Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных внебюджетных фондов, выраженные в ценных бумагах;

000 02 00 00 00 00 0000 000 — Кредитные соглашения и договоры, заключенные от имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных внебюджетных фондов;

000 03 00 00 00 00 0000 000 — Прочие источники финансирования дефицитов бюджетов;

000 04 00 00 00 00 0000 000 — Исполнение государственных и муниципальных гарантий;

000 05 00 00 00 00 0000 000 — Акции и иные формы участия в капитале, находящиеся в государственной и муниципальной собственности;

000 06 00 00 00 00 0000 000 — Земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности;

000 07 00 00 00 00 0000 000 — Государственные запасы драгоценных металлов и драгоценных камней;

000 08 00 00 00 00 0000 000 — Остатки средств бюджетов;

000 09 00 00 00 00 0000 000 — Курсовая разница;

000 10 00 00 00 00 0000 000 — Иные финансовые активы.

Группа «Долговые обязательства Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных внебюджетных фондов, выраженные в ценных бумагах» (000 01 00 00 00 00 0000 000) состоит из двух подгрупп:

000 01 01 00 00 00 0000 000 — Долговые обязательства Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, выраженные в ценных бумагах, указанных в валюте Российской Федерации;

000 01 02 00 00 00 0000 000 — Долговые обязательства Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, выраженные в ценных бумагах, указанных в иностранной валюте.

Группа «Кредитные соглашения и договоры, заключенные от имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных внебюджетных фондов» (000 02 00 00 00 00 0000 000) включает следующие подгруппы:

000 02 01 00 00 00 0000 000 — Кредитные соглашения и договоры, заключенные от имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных внебюджетных фондов, указанные в валюте Российской Федерации;

000 02 02 00 00 00 0000 000 — Кредитные соглашения и договоры, заключенные от имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных внебюджетных фондов, указанные в иностранной валюте.

Группа «Прочие источники финансирования дефицитов бюджетов» (000 03 00 00 00 00 0000 000) включает следующие подгруппы:

000 03 01 00 00 00 0000 000 — Прочие источники внутреннего финансирования дефицитов бюджетов;

000 03 02 00 00 00 0000 000 — Прочие источники внешнего финансирования дефицитов бюджетов.

Группа «Исполнение государственных и муниципальных гарантий» (000 04 00 00 00 00 0000 000) включает следующие подгруппы:

000 04 01 00 00 00 0000 800 — Исполнение государственных и муниципальных гарантий в валюте Российской Федерации, если платежи в качестве гаранта не ведут к возникновению эквивалентных требований со стороны гаранта к должнику, не исполнившему обязательство;

000 04 02 00 00 00 0000 800 — Исполнение государственных и муниципальных гарантий в иностранной валюте, если платежи в качестве гаранта не ведут к возникновению эквивалентных требований со стороны гаранта к должнику, не исполнившему обязательство.

Группа «Акции и иные формы участия в капитале, находящиеся в государственной и муниципальной собственности» (000 05 00 00 00 00 0000 000) не имеет подгрупп.

Группа «Земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности» (000 06 00 00 00 00 0000 000) включает следующие подгруппы:

000 06 01 00 00 00 0000 000 — Земельные участки до разграничения государственной собственности на землю;

000 06 02 00 00 00 0000 000 — Земельные участки после разграничения государственной собственности на землю;

000 06 03 00 00 00 0000 000 — Иные земельные участки и земельные участки, предназначенные для целей жилищного строительства, находящиеся в государственной собственности.

Группа «Государственные запасы драгоценных металлов и драгоценных камней» (000 07 00 00 00 00 0000 000) включает следующие подгруппы:

000 07 01 00 00 01 0000 410 — Поступления от реализации государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней на внутреннем рынке;

000 07 02 00 00 01 0000 410 — Поступления от реализации государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней на внешнем рынке.

Группа «Остатки средств бюджетов» (000 08 00 00 00 00 0000 000) включает следующие подгруппы:

000 08 01 00 00 00 0000 000 — Остатки финансовых резервов бюджетов;

000 08 02 00 00 00 0000 000 — Прочие остатки средств бюджетов.

Группы «Курсовая разница» (000 09 00 00 00 00 0000 000) и «Иные финансовые активы» (000 10 00 00 00 00 0000 000) не имеют подгрупп.

Дальнейшая детализация подгрупп кода вида источников финансирования дефицитов бюджетов производится посредством статей и подстатей.

Элемент источника финансирования дефицитов бюджетов отражает принадлежность источника финансирования дефицита бюджета соответствующему бюджету бюджетной системы Российской Федерации.

Выделяются следующие коды элементов источника финансирования дефицитов бюджетов:

01 — федеральный бюджет;

02 — бюджет субъекта Российской Федерации;

03 — местный бюджет;

04 — бюджет городского округа;

05 — бюджет муниципального района;

06 — бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации;

07 — бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации;

08 — бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования;

09 — бюджет территориального фонда обязательного медицинского страхования;

10 — бюджет поселения.

В рамках классификации программ (подпрограмм) источников финансирования дефицитов бюджетов законодательным актом Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации или решением муниципальных образований производится дальнейшая детализация подстатей источников финансирования дефицитов бюджетов с учетом специфики исполнения соответствующих бюджетов.

3. Экономическая классификация источников
финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации

Экономическая классификация источников финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации (18 — 20 разряды кода классификации источников финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации) определяется трехзначным кодом классификации операций сектора государственного управления, предусматривающей группировку операций по их экономическому содержанию, и определена следующими позициями:

171 Доходы от переоценки активов;

310 Увеличение стоимости основных средств;

330 Увеличение стоимости непроизведенных активов;

410 Уменьшение стоимости основных средств;

430 Уменьшение стоимости непроизведенных активов;

500 Поступление финансовых активов;

510 Поступление на счета бюджетов;

520 Увеличение стоимости ценных бумаг, кроме акций и иных

форм участия в капитале;

530 Увеличение стоимости акций и иных форм участия в

550 Увеличение иных финансовых активов;

600 Выбытие финансовых активов;

610 Выбытие со счетов бюджетов;

620 Уменьшение стоимости ценных бумаг, кроме акций и иных форм

участия в капитале;

630 Уменьшение стоимости акций и иных форм участия в капитале;

650 Уменьшение иных финансовых активов

700 Увеличение обязательств;

710 Увеличение задолженности по внутренним долговым

720 Увеличение задолженности по внешним долговым

800 Уменьшение обязательств;

810 Уменьшение задолженности по внутренним долговым

820 Уменьшение задолженности по внешним долговым

Классификация источников внутреннего финансирования
дефицитов бюджетов Российской Федерации

Классификация источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации является группировкой заемных средств, привлекаемых Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и муниципальными образованиями для финансирования дефицитов соответствующих бюджетов.

Администраторами источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, органы управления государственных внебюджетных фондов, а также бюджетные учреждения, созданные органами государственной власти и органами местного самоуправления, имеющие право в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществлять государственные и муниципальные внутренние заимствования, заключать кредитные соглашения и договоры для привлечения кредитов (за исключением бюджетных учреждений), предоставлять государственные и муниципальные гарантии, осуществлять операции с активами, находящимися в государственной и муниципальной собственности.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе производить дальнейшую детализацию классификации источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации с применением кодов программ (подпрограмм).

Субъекты Российской Федерации и муниципальные образования обеспечивают преемственность кодов администраторов источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов по источникам внутреннего финансирования дефицитов бюджетов.

Подгруппа 000 01 01 00 00 00 0000 000 «Долговые обязательства Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, выраженные в ценных бумагах, указанных в валюте Российской Федерации» отражает поступления средств от реализации государственных ценных бумаг и ценных бумаг муниципальных образований, указанных в валюте Российской Федерации (000 01 01 00 00 00 0000 710), и погашение долговых обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, выраженные в ценных бумагах, указанных в валюте Российской Федерации (000 01 01 00 00 00 0000 810).

Подгруппа 000 02 01 00 00 00 0000 000 «Кредитные соглашения и договоры, заключенные от имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных внебюджетных фондов, указанные в валюте Российской Федерации» отражает поступление средств, полученных по кредитным соглашениям и договорам, заключенным от имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных внебюджетных фондов, указанным в валюте Российской Федерации (000 02 01 00 00 00 0000 710), а также отражает операции по погашению кредитов по кредитным соглашениям и договорам, заключенным от имени Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных внебюджетных фондов, указанным в валюте Российской Федерации (000 02 01 00 00 00 0000 810).

В подгруппе 000 03 01 00 00 00 0000 000 «Прочие источники внутреннего финансирования дефицитов бюджетов» отражается привлечение Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, Пенсионным фондом Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, Федеральным фондом обязательного медицинского страхования, территориальными фондами обязательного медицинского страхования прочих источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации, в том числе поступления от продажи имущества, осуществляемые в рамках приватизации (000 03 01 00 00 00 0000 710), а также погашение обязательств за счет указанных источников (000 03 01 00 00 00 0000 810).

При этом по коду 000 03 01 00 00 01 0001 810 «Компенсационные выплаты по сбережениям граждан» отражается выплата предварительной компенсации (компенсации) по вкладам в Сберегательном банке Российской Федерации по состоянию на 20 июня 1991 года, вкладам (взносам) в организациях государственного страхования по состоянию на 1 января 1992 года, выкуп государственных ценных бумаг (ГКО СССР) и сертификатов Сберегательного банка СССР, размещенных на территории РСФСР до 1 января 1992 года, а по коду 000 03 01 00 00 01 0002 810 «Прочие источники внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета, кроме компенсационных выплат по сбережениям граждан» отражаются платежи по погашению государственных товарных обязательств, векселей Министерства финансов Российской Федерации, прочие платежи.

Подгруппа 000 04 01 00 00 00 0000 000 «Исполнение государственных и муниципальных гарантий» отражает исполнение государственных и муниципальных гарантий в валюте Российской Федерации, если платежи в качестве гаранта не ведут к возникновению эквивалентных требований со стороны гаранта к должнику, не исполнившему обязательство (000 04 01 00 00 00 0000 800).

Группа 000 05 00 00 00 00 0000 000 «Акции и иные формы участия в капитале, находящиеся в государственной и муниципальной собственности» отражает поступления от продажи (приобретения) акций, долей, паев, находящихся в государственной и муниципальной собственности.

По коду 000 05 00 00 00 00 0000 630 отражаются поступления от продажи (уменьшение стоимости) акций, долей, паев, находящихся в государственной и муниципальной собственности, а также в собственности Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, территориальных фондов обязательного медицинского страхования.

По коду 000 05 00 00 00 00 0000 530 отражается приобретение (увеличение стоимости) акций и иных форм участия в капитале, находящихся в государственной и муниципальной собственности, а также в собственности Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, территориальных фондов обязательного медицинского страхования.

Группа 000 06 00 00 00 00 0000 000 «Земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности» отражает:

  • поступления от продажи (уменьшение стоимости) земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности (000 06 00 00 00 00 0000 430);
  • поступления от продажи земельных участков до разграничения государственной собственности на землю (000 06 01 00 00 00 0000 430);
  • поступления от продажи земельных участков до разграничения государственной собственности на землю, на которых расположены объекты недвижимого имущества, находившиеся до отчуждения в федеральной собственности (000 06 01 00 00 01 0000 430);
  • поступления от продажи земельных участков до разграничения государственной собственности на землю, на которых расположены объекты недвижимого имущества, находившиеся до отчуждения в собственности субъектов Российской Федерации (000 06 01 00 00 02 0000 430);
  • поступления от продажи земельных участков, до разграничения государственной собственности на землю, на которых расположены иные объекты недвижимого имущества, не находившиеся до отчуждения в федеральной собственности или собственности субъектов Российской Федерации (000 06 01 00 00 03 0000 430);
  • поступления от продажи земельных участков после разграничения государственной собственности на землю (000 06 02 00 00 00 0000 430);
  • поступления от продажи земельных участков, находящихся в федеральной собственности (000 06 02 00 00 01 0000 430);
  • поступления от продажи земельных участков, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации (000 06 02 00 00 02 0000 430);
  • поступления от продажи земельных участков, находящихся в муниципальной собственности (000 06 02 00 00 03 0000 430);
  • поступления от продажи иных земельных участков, а также земельных участков, предназначенных для целей жилищного строительства, находящихся в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю (000 06 03 00 00 00 0000 430 «Иные земельные участки и земельные участки, предназначенные для целей жилищного строительства, находящиеся в государственной собственности);
  • приобретение (увеличение стоимости) земельных участков в собственность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (000 06 00 00 00 00 0000 330 «Приобретение (увеличение стоимости) земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности»).

Группа 000 07 00 00 00 01 0000 000 «Государственные запасы драгоценных металлов и драгоценных камней» отражает:

  • поступления от реализации государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней на внутреннем рынке (000 07 01 00 00 01 0000 410);
  • поступления от реализации государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней на внешнем рынке (000 07 02 00 00 01 0000 410);
  • затраты на приобретение государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней (000 07 00 00 00 01 0000 310).

Группа 000 08 00 00 00 00 0000 000 «Остатки средств бюджетов» отражает изменение остатков средств в течение соответствующего финансового года (уменьшение (со знаком «+») или увеличение (со знаком «-«):

  • остатков средств бюджетов;
  • остатков средств Пенсионного фонда Российской Федерации;
  • остатков средств Фонда социального страхования Российской Федерации;
  • остатков средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования;
  • остатков средств территориальных фондов обязательного медицинского страхования.

По группе «Курсовая разница» отражается курсовая разница по средствам федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации; бюджетов муниципальных образований, а также по средствам Пенсионного фонда Российской Федерации.

По группе «Иные финансовые активы» отражаются операции по увеличению и уменьшению иных финансовых активов в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований собственности Пенсионного фонда Российской Федерации, собственности Фонда социального страхования Российской Федерации, собственности Федерального фонда обязательного медицинского страхования, собственности территориальных фондов обязательного медицинского страхования.

Классификация источников внешнего финансирования
дефицитов федерального бюджета и бюджетов субъектов
Российской Федерации

Классификация источников внешнего финансирования дефицитов федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации является группировкой заемных средств, привлекаемых Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для финансирования дефицитов соответствующих бюджетов.

Источниками внешнего финансирования дефицитов соответствующих бюджетов являются государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации, кредиты правительств иностранных государств, банков, фирм и международных финансовых организаций (в иностранной валюте), привлеченные Российской Федерацией.

Администраторами источников внешнего финансирования дефицитов бюджетов являются органы государственной власти, имеющие право в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществлять государственные внешние заимствования, заключать кредитные соглашения и договоры, указанные в иностранной валюте, для привлечения кредитов, предоставлять государственные гарантии в иностранной валюте.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе производить дальнейшую детализацию классификации источников внешнего финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации с применением кодов программ (подпрограмм).

Классификация источников внешнего финансирования дефицитов федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации отражает:

  • поступление средств от реализации внешних облигационных займов Российской Федерации, а также выпуск еврооблигаций Российской Федерации с окончательными сроками погашения в 2010 и 2030 годах в ходе обмена коммерческой задолженности бывшего СССР и задолженности бывшего СССР перед Международным банком экономического сотрудничества и перед Международным инвестиционным банком, а также выпуск облигаций государственного валютного займа 1999 года в ходе новации облигаций внутреннего государственного валютного займа III серии, поступление средств от реализации внешних облигационных займов субъектов Российской Федерации (000 01 02 00 00 00 0000 700 «Привлечение долговых обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, выраженных в ценных бумагах, указанных в иностранной валюте»);
  • погашение основной суммы долга по внешним облигационным займам Российской Федерации (в том числе по еврооблигациям с окончательными сроками погашения в 2010 и 2030 годах), по облигациям внутреннего государственного валютного займа и облигаций государственного валютного займа 1999 года, по внешним облигационным займам субъектов Российской Федерации (000 01 02 00 00 00 0000 800 «Погашение долговых обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, выраженных в ценных бумагах, указанных в иностранной валюте»);
  • получение Российской Федерацией финансовых и нефинансовых кредитов, предоставленных международными финансовыми организациями (000 02 02 01 00 00 0000 720 «Кредиты международных финансовых организаций»), а также платежи в погашение основной суммы долга по полученным и использованным финансовым и нефинансовым кредитам международных финансовых организаций (000 02 02 01 00 00 0000 820 «Кредиты международных финансовых организаций»);
  • получение Российской Федерацией финансовых и нефинансовых кредитов, предоставленных правительствами иностранных государств, в том числе под государственную гарантию Российской Федерации (000 02 02 02 00 00 0000 720 «Кредиты правительств иностранных государств»), а также погашение основной суммы долга по связанным (нефинансовым) и несвязанным (финансовым) кредитам, полученным Российской Федерацией от правительств иностранных государств, в том числе под государственную гарантию Российской Федерации, по двусторонним межправительственным соглашениям о реструктуризации долговых обязательств бывшего СССР перед официальными иностранными кредиторами, являющимися членами Парижского клуба, по связанным (нефинансовым) и несвязанным (финансовым) кредитам, полученным бывшим СССР от правительств иностранных государств, содержащим долговые обязательства бывшего СССР перед официальными иностранными кредиторами, являющимися членами Парижского клуба, и не вошедшим в соглашения о реструктуризации, по межправительственным соглашениям с официальными кредиторами, не являющимися членами Парижского клуба, платежи товарными поставками (000 02 02 02 00 00 0000 820 «Кредиты правительств иностранных государств»);
  • получение Российской Федерацией кредитов и займов, предоставленных иностранными банками и фирмами, получение субъектами Российской Федерации кредитов иностранных коммерческих банков (000 02 02 03 00 00 0000 720 «Кредиты иностранных коммерческих банков и фирм»), а также погашение основной суммы долга по кредитам иностранных коммерческих банков и фирм, полученным Российской Федерацией, по задолженностям бывшего СССР Лондонскому клубу кредиторов, коммерческой задолженности, задолженности перед Международным банком экономического сотрудничества и перед Международным инвестиционным банком, обмениваемым на еврооблигации с окончательными сроками погашения в 2030 году по решениям Правительства Российской Федерации (000 02 02 03 00 00 0000 820 «Кредиты иностранных коммерческих банков и фирм»);
  • привлечение прочих источников внешнего финансирования дефицитов бюджетов (000 03 02 00 00 00 0000 700 «Привлечение прочих источников внешнего финансирования дефицитов бюджетов»), а также погашение основной суммы долга по кредитам Внешэкономбанка, предоставленным в 1998 — 1999 годах Министерству финансов Российской Федерации за счет средств Центрального банка Российской Федерации, а также по кредитам в иностранной валюте, полученным Российской Федерацией из прочих источников (000 03 02 00 00 0 0000 800 «Погашение обязательств за счет прочих источников внешнего финансирования дефицитов бюджетов»);
  • погашение обязательств по государственным гарантиям в иностранной валюте, предоставленным Российской Федерации, субъектом Российской Федерации (000 04 02 00 00 00 0000 800 «Исполнение государственных гарантий в иностранной валюте, если платежи в качестве гаранта не ведут к возникновению эквивалентных требований со стороны гаранта к должнику, не исполнившему обязательство»).

Бюджетный дефицит

Сбалансированность бюджета

Бюджет как финансовый документ можно разделить на две условные части, для их обозначения в российской практике употребляется термин «над чертой» и «под чертой»:

— над чертой находятся доходы и расходы бюджета, которые составляют положительный или отрицательный баланс. Если расходы превышают доходы, то такой бюджетный баланс называется дефицитом, если доходы превышают расходы бюджета — профицитом;

— под чертой располагаются источники финансирования дефицита бюджета. Основу их структуры составляют: долговые источники, источники от операций с активами, источники от операций с предоставлением бюджетных кредитов органам власти другого уровня и юридическим лицам, а также изменение остатков на счетах бюджета (табл. 6.7).

Данное разделение бюджета служит для того, чтобы обособить финансовые потоки, формирующиеся в целях осуществления:

— политики формирования доходов и расходов;

— долговой политики (осуществление заимствований, погашение долга в целях поддержки инвестиций и (или) проведения антициклической бюджетной политики);

— политики управления активами (приватизация предприятий, покупка/продажа земли и других активов);

— политики управления ликвидностью средств бюджета (для недопущения возникновения кассовых разрывов исполнения бюджетов, т.е. временной нехватки доходов).

Разделение бюджета на две части позволяет обеспечить оперативность и гибкость управления бюджетом. Многие показатели «под чертой» трудно зафиксировать заранее, поскольку они носят сложно предсказуемый, вероятностный характер: например, фактическая цена приватизации предприятия, скорее всего, будет отличаться от прогнозной, запланированные заимствования могут оказаться невыгодными в связи с резким ростом процентных ставок, также и объем погашения внешних облигаций может измениться в связи с изменением валютного курса и т.д. Принятое деление бюджета на две части как бы отделяет полномочия представительных органов власти по утверждению направления полученных в бюджет доходов на финансирование расходов (т.е. непосредственно бюджетную политику) от управления финансовыми и нефинансовыми активами, что является прерогативой исполнительной власти.

Необходимо пояснить особенность использования термина «источники финансирования дефицита бюджета». Если бюджет дефицитный (расходы превышают доходы), то дефицит требует погашения за счет источников финансирования (долговых, продажи активов, снижения остатков). Но если бюджет профицитный, то после финансирования расходов возникает остаток нераспределенных доходов, который можно направлять на погашение долга, покупку активов и (или) на увеличение остатков на счетах.

Тогда данные финансовые потоки правильнее называть направлениями использования профицита.

ИСТОРИЧЕСКИЙ ЭКСКУРС

Термин источники финансирования дефицита бюджета остался в российской бюджетной практике с тех времен, когда считалось, что бюджет обязательно должен быть дефинитным, т.е. все доходы, собранные в бюджет, должны быть обязательно направлены на выполнение государством своих полномочий — предоставление услуг по образованию, здравоохранению, обороне государства и т.п. То есть накопление бюджетных остатков считалось неправильным бюджетным управлением.

Позже, в конце 1990-х гг., данный подход в Российской Федерации был пересмотрен. В связи с цикличностью экономического развития, а также целесообразностью применения долговых инструментов для стимулирования экономического развития страны и (или), напротив, осуществления резервирования средств в периоды экономического роста и (или) поступления конъюнктурных доходов профицитный бюджет признается нормой в годы погашения долга и накопления резервных фондов.

В соответствии с данным подходом требование дефицитности бюджета было отменено, однако терминология осталась прежней.

К источникам финансирования дефицита относятся:

• долговые инструменты (привлечение заимствований и их погашение);

• операции с активами (продажа, покупка);

• кредиты (предоставление кредитов юридическим лицам и другим уровням бюджетной системы и их погашение);

• изменение остатков на счетах бюджета.

Каждый из перечисленных источников финансирования дефицита — сальдовый, т.е. представляет собой результат вычитания «оттока» бюджетных средств из их «притока». Например, сальдо долговых источников является разницей между объемом привлечения долга и погашения действующих обязательств; сальдо операций с активами — разницей между объемом поступлений от продажи активов (например, приватизации имущества) и средств, затраченных на приобретение новых активов.

Источники финансирования дефицита делятся на внешние и внутренние (в российской практике в зависимости от валюты расчета). Соответственно, внутренние источники финансирования дефицита — это источники в валюте страны, внешние — в иностранной валюте.

Таблица 6.7. Пример «профицитного» и «дефицитного» бюджета (федеральный бюджет Российской Федерации), млрд руб.

При профицитном бюджете отрицательные значения но источникам финансирования дефицита надо понимать как «направления расходования профицита».

Основным требованием к структуре бюджета является принцип сбалансированности. Он означает, что разница между расходами и доходами бюджета (т.е. дефицит/профицит бюджета) должна быть равна объему источников финансирования дефицита с обратным знаком (см. табл. 6.7).

Понятие сбалансированности бюджета можно пояснить с помощью следующих тождеств:

Расходы — Доходы = Дефицит (+)/Профицит (-) бюджета = Сумма сальдо источников финансирования дефицита бюджета (включая изменение остатков на счетах)

Доходы + Поступления по источникам финансирования -= Расходы + Выплаты по источникам финансирования.

Данный принцип представляет собой аналог принципа двойной записи в коммерческом бухгалтерском учете:

— если есть поступления в бюджет, то они должны быть учтены или как доходы, или как поступления по источникам финансирования дефицита (и одновременно отразиться как увеличение остатков средств на счетах бюджета);

— если производится расходование средств, то операция отражается или как расходы, или как списание средств по источникам финансирования дефицита (и одновременно уменьшение остатков средств на счетах бюджета).

Под доходами в данной схеме понимаются возвратные и регулярные поступления в бюджет — налоговые и неналоговые доходы, безвозмездные поступления, могут также присутствовать доходы от продажи активов, если они регулярные. Сложно прогнозируемые, нерегулярные и (или) регулируемые поступления (долговые заимствования, поступления от продажи имущества, акций, земли и т.д.) учитываются в источниках финансирования дефицита бюджета.

Данная схема удобна для прогнозирования и утверждения бюджета (управления бюджетом), поскольку сложно утвердить в законе о бюджете «непредсказуемые» доходы и ожидать исполнения данных прогнозов.

ИНФОРМАЦИЯ К РАЗМЫШЛЕНИЮ

Существуют различные подходы к делению доходов и расходов на те, что учитываются «над чертой» и «под чертой». Соответственно получаются разные значения дефицита/профицита. Это не является ошибкой, данные схемы предусматривают разнос понимание «доходов» и «расходов» в зависимости от цели использования.

Рассмотрим основные цели определения размера дефицита/ профицита.

1. Определения влияния бюджета на активы и обязательства органа власти. Данная схема основана на методологии, приведенной в Руководстве по статистике государственных финансов, и применяется в ряде видов бюджетной отчетности Российской Федерации. Под доходами здесь понимаются поступления, увеличивающие активы органа власти, под расходами — все списания средств, уменьшающие активы. На основе данной отчетности проводятся международные сопоставления стран по показателям, характеризующим бюджетную систему.

2. Определение платежеспособности бюджета. Особенность данной схемы состоит в том, что доходы и расходы делятся на текущие, капитальные и связанные с заимствованием: поступления в бюджет включают текущие доходы, капитальные доходы и заимствования, расходования средств — текущие расходы, капитальные расходы и расходы по погашению долга. Балансирующей статьей будет увеличение или уменьшение бюджетных остатков. В такой схеме выделяется несколько видов балансов, основной из которых — баланс по текущим доходам и расходам. Считается, что состояние бюджета критическое, если текущие доходы не покрывают текущих расходов, т.е. для финансирования текущих расходов (заработной платы, социальных пособий и т.д.) приходится привлекать заемные средства или продавать активы государства. В таких случаях говорят о проедании бюджета. Данная схема анализа структуры бюджета используется при определении параметров долговой политики, а также при определении платежеспособности бюджетов. Ее часто можно встретить в исследованиях рейтинговых агентств.

3. Баланс бюджета без учета долговых потоков. Данный баланс называется первичным дефицитом профицитом бюджета. Он представляет собой превышение доходов над расходами без учета расходов на обслуживание долга. Данный баланс описывает способность доходной части покрывать собственно расходы на содержание государства и выполнение его полномочий, т.е. показывает ситуацию в случае отсутствия долговых обязательств.

Смотрите еще:

  • Билеты пдд онлайн 2014 в гибдд категория в с ПДД 2018 онлайн России Новые правила ПДД экзамена 2018 5 вопросов за ошибку Официальные экзаменационные билеты ПДД 2018 новые с 10 апреля 2018 категории ABM A1B1 Частные Автоинструкторы […]
  • Статья 245 ч1 коап рф За жестокое обращение с животными может быть установлена административная ответственность на федеральном уровне С такой инициативой 1 сегодня выступили депутаты Госдумы Сергей Миронов, […]
  • Денежное довольствие летчика Финансово-экономическая деятельность Оклад по воинскому званию военнослужащих, проходящих военную службу по контракту Размер (порядок расчета) выплаты: от 5 000 до 30 000 […]
  • Как забрать отказ от иска Можно ли отозвать отказ от иска о разводе, если муж добился его запугиванием? Здравствуйте! 10 января я отказалась от искового заявления расторжения брака(из за запугивания моего мужа).Мне […]
  • Наследственное право после 6 месяцев Можно ли вступить в наследство через 20 лет? Наследование предполагает ограничение во времени. В какой срок можно принять наследство? Что делать, если прошло уже 5, 10, 15 или даже 20 лет, […]
  • Сколько получают судебный пристав Сколько зарабатывает судебный пристав? Сколько денег зарабатывают судебные приставы? Еще недавно зарплата госслужащих была минимальной, и они работали за сущие «копейки» на благо Родины. […]
Закладка Постоянная ссылка.

Обсуждение закрыто.