Закон о пенсиях на госслужбе

Сергей Кивалов пообещал пенсионерам госслужбы восстановить их конституционные права (ВИДЕО)

Закон Украины «О Государственной службе» вступил в силу еще мае прошлого года. Но негативные изменения, которые он повлек за собой, стали очевидны только сейчас. Бывшие госслужащие начали массово жаловаться на отсутствие перерасчета пенсий.

Перерасчет пенсий производится исходя из зарплат нынешних чиновников, которые перечисляют страховые взносы в пенсионный фонд. Но такого перерасчета для госслужащих на пенсии в последние годы не проводили. Люди, которые платили в два с половиной раза больше налогов, чем другие, остались без заслуженных надбавок и гарантий.

Народный депутат Украины Сергей Кивалов постоянно проводит личный прием граждан в общественной приемной по улице Черняховского, 2

Парламентарий стремится достичь максимальной эффективности в своей работе и помочь всем, кто обращается за помощью. В последний раз на депутатском приеме было рассмотрено более шести вопросов, о чем писала газета «Слово» («Слово» №38; http://www.slovo.odessa.ua/news/22146-pomoch-kazhdomu-kto-v-etom-nuzhdaetsya-narodnyy-deputat-provel-ocherednoy-priem-grazhdan.html#ixzz4u4jIuYn)

И одним из них был вопрос о восстановлении права на перерасчет пенсии бывшим государственным служащим, вышедшим на пенсию до 01.05.2016г.

На сегодняшний день пенсионеры государственной службы лишены гарантированного Конституцией Украины права на перерасчет ранее назначенных пенсий.

— Раньше и у нас были какие-то социальные гарантии, — говорит НАТАЛЬЯ ЧЕРКИЗОВА, бывший сотрудник одесской налоговой инспекции. — Мы работали за хорошие пенсии. Сейчас у нас это отняли в связи с законом. Мы считаем, что это дискриминационный закон, потому что он аннулировал наши права.

— Мы всегда все налоги платили правильно. – делится НАДЕЖДА БЛИНОВА, бывший работник областного казначейства – Больше платили, чем остальные. А теперь оказались в худшем положении.

За плечами Надежды Блиновой — 42 года стажа. 18 из них – женщина проработала в областном казначействе. Под ее руководством трудилось более двухсот сотрудников.

— Закон, лишающий бывших госслужащих права на перерасчет пенсий, нарушает общее гарантированное Конституцией Украины право человека на то, что не будут сужаться его права. Если всем повышают пенсии, и госслужащим должны повысить. – Считает политический эксперт ГЕННАДИЙ ЧИЖОВ.

На сегодняшний день бывшие госслужащие готовы свои права отстаивать. Они собрали подписи не только одесситов, но и жителей Одесской области из Арциза, Татарбунар, Сараты, Раздельной, других районов.

— Мы обратились к Сергею Васильевичу Кивалову, потому что знаем: он, как Народные депутат, помогает восстановить справедливость, — говорит Наталья Черкизова. — Мы хотим, чтобы дискриминационный закон был аннулирован. И была восстановлена статья 37-1 о госслужбе.

Результатом встречи Сергея Кивалова с пенсионерами стало решение о подготовке депутатского запроса на имя премьер-министра Украины Владимира Гройсмана. Помимо того, запланировано внести изменения в закон «О государственной службе». Ведь люди не виноваты, что трудились на государственных должностях!

В данный момент депутатский запрос премьер-министру направлен. Вот что пишет Сергей Кивалов:

«Уважаемый Владимир Борисович!

Ко мне, как к народному депутату Украины, обратились пенсионеры, прежние государственные служащие (контактное лицо: Черкизова Наталья Юрьевна), с вопросом о восстановлении права на перерасчет пенсии государственным служащим.

Из обращения и представленных материалов усматривается, что согласно ст. 37-1 Закона Украины «О государственнойслужбе» от 16.12.1993 г..№3723-XII в редакции, действовавшей на момент назначения пенсии заявителям, было установлено, что, в случае повышения размера заработной платы работающим государственным служащим, а также в связи с приобретением лицом права на пенсионное обеспечение государственного служащего по этому Закону соответственно осуществляется перерасчет ранее назначенных пенсий. Перерасчет пенсии осуществляется исходя из суммы заработной платы, на которую начисляются страховые взносы на общеобязательное государственное пенсионное страхование работающего государственного служащего соответствующей должности и ранга на момент возникновения права на перерасчет пенсии.

Законом Украины «О государственной службе» от 10.12.2015 № 889-VIII, который вступил в силу с 01.05.2016 г., не предусмотрено проведение перерасчетов пенсий государственным служащим, в связи с отменой норм ст. 37-1 Закона Украины «О государственной службе» от 16.12.1993 г..№3723-XII. Кроме того, статьей 90 Закона Украины «О Государственной службе» от 10.12.2015 № 889-VIII определено, что пенсионноеобеспечение государственных служащих осуществляется в соответствии с Законом Украины «Об общеобязательном государственномпенсионном страховании» от 09.07.2003 г..№ 1058-IV. В результате внесения вышеуказанных изменений заявители фактически были лишены гарантированного Конституцией Украины права на перерасчет ранее назначенных пенсий на основании ст. 37-1 Закона Украины «О государственной службе» от 16.12.1993 г. Пенсионеров государственной службы.

Также, следует отметить, что пенсионеры определенной группы платили взносы в Пенсионный фонд Украины в 2,5 раза выше, чем другие категории работающих. Заявители отмечают, что повышение Законом Украины «О Государственном бюджете Украины на 2017 год» от 21.12.2016 г. №1801-VIII пенсий всем пенсионерам, кроме государственных служащих, пенсии которым назначены в 01.05.2016 г..является дискриминационным положением, и сужением прав и свобод граждан. Учитывая актуальностьзатронутых вопросов, прошу Вас, уважаемый Владимир Борисович, принять меры по восстановлению права на перерасчет пенсии государственным служащимс учетом всех составляющих заработной платы (оклада, ранга, надбавок, надбавки за выслугу лет, доплат, премий, материальной помощи на оздоровление и материальной помощи для решения социально-бытовых вопросов и т.д.), который предназначен для 01.05.2016 г.. в соответствии со ст. 37-1 Закона Украины «О государственной службе» от 16.12.1993 г.. №3723-XII, предусмотрев механизмы, условия и порядок осуществления такого перерасчета. О результатах рассмотрения депутатского запроса и принятых решениях прошу сообщить в срок, установленный ст. 15 Закона Украины «О статусе народного депутата Украины» и проинформировать заявителя».

Пенсия без пересчета

№17 (1367) 28.04—09.05.2018

Пенсионеров — бывших государственных служащих неправомерно лишили права на перерасчет размера выплат в зависимости от изменения доходов нынешних чиновников. Этот факт пытаются доказать авторы соответствующего обращения в Конституционный Суд.

Как указано в представлении 51 народного депутата, начиная с 1.12.2015 пенсионеры фактически утратили право на просмотр пенсионных выплат, что было закреплено ст.37-1 Закона «О государственной службе». Ведь в декабре 2015 года Правительство, когда в очередной раз повысило госслужащим оклады, передало полномочия по утверждению формы справок о зарплате на усмотрение Пенсионного фонда и попутно «потеряло» память о пересчете выплат.

В новой редакции профильного акта право на перерасчет пенсий тоже исчезло. Зато появились отсылки к общим условиям пенсионного обеспечения, где, конечно, ни о какой привязке к должностным окладам нынешних чиновников речи не шло.

При этом такое правило распространяется не только на тех, кто поступил на госслужбу после вступления в силу этого акта, но и на старые кадры. Ведь в свое время, соглашаясь на мизерные зарплаты, они рассчитывали, что в будущем это компенсируется повышенной пенсией.

Однако так не произошло. И нардепы надеются, что КС согласится с неконституционностью соответствующих норм и восстановит правило пересчета. Впрочем, учитывая аргументы в это мало верится.

Пенсии госслужащих (вопросы — ответы)

Право на назначение пенсии госслужащего

Женщина в 2012 г. достигла 50-летнего возраста, как матери инвалида c детства ей назначена пенсия по возрасту в соответствии с Законом о пенсионном страховании. Работает в государственном органе, стаж госслужащего в апреле 2013 г. составит 10 лет. Будет ли она иметь право на назначение пенсии согласно Закону о госслужбе?

В соответствии со ст. 37 Закона о госслужбе на получение пенсии государственных служащих имеют право, в частности, женщины, достигшие пенсионного возраста, установленного ст. 26 Закона о пенсионном страховании, при наличии страхового стажа, необходимого для назначения пенсии по возрасту в минимальном размере, предусмотренного абзацем первым части первой ст. 28 Закона о пенсионном страховании (30 лет), в том числе стажа государственной службы не менее 10 лет, и которые на момент достижения указанного возраста работали на должностях государственных служащих, а также женщины, имеющие не менее 20 лет стажа работы на должностях, отнесенных к категориям должностей государственных служащих, независимо от места работы на момент достижения указанного возраста. Пенсия государственным служащим назначается в размере 80% суммы их заработной платы, с которой был уплачен единый взнос на общеобязательное государственное социальное страхование, а до 01.01.2011 г. — страховые взносы на общеобязательное государственное пенсионное страхование, а лицам, которые на время обращения за назначением пенсии не являются государственными служащими, — в размере 80% заработной платы работающего государственного служащего соответствующей должности и ранга по последнему месту работы на государственной службе, с которой был уплачен единый взнос на общеобязательное государственное социальное страхование, а до 01.01.2011 г. — страховые взносы на общеобязательное государственное пенсионное страхование.

Согласно ст. 26 Закона о пенсионном страховании женщины, которые родились в 1962 г., право на пенсию имеют по достижении 60 лет.

Учитывая указанное, по достижении 60-летнего возраста при условии соблюдения требований, предусмотренных ст. 37 Закона о госслужбе, женщина будет иметь право на назначение пенсии госслужащего.

Зачисление в стаж госслужбы работы в органах ГНС

Будет ли учитываться в стаже госслужбы при выходе на пенсию работа в органе ГНС, если лицо проработало в налоговой службе 10 лет, а в 2013 г. будет работать в другом государственном органе (также госслужба)?

Статьей 37 Закона о госслужбе предусмотрено, что для получения пенсии государственных служащих необходимо достичь определенного возраста, иметь страховой стаж для мужчин — 35 лет, для женщин — 30, в том числе стаж государственной службы не менее 10 лет, и на момент достижения пенсионного возраста работать на должностях госслужащих. Правом на назначение пенсии государственных служащих пользуются также лица, имеющие не менее 20 лет стажа работы на должностях, отнесенных к категориям должностей государственных служащих, независимо от места работы на момент достижения указанного возраста. Пенсия государственным служащим назначается в размере 80% суммы их заработной платы, с которой был уплачен единый взнос на общеобязательное государственное социальное страхование, а до 01.01.2011 г. — страховые взносы на общеобязательное государственное пенсионное страхование.

Согласно Порядку № 283 в стаж государственной службы засчитывается, в частности, работа на должностях руководящих работников и специалистов в аппарате органов ГНС.

Указанный порядок регулирует вопрос исчисления стажа государственной службы для лиц, занимающих должности государственных служащих.

Следовательно, при увольнении лица из органов ГНС в 2013 г. и трудоустройстве в государственный орган на должность государственного служащего стаж работы в органе ГНС будет учтен в стаже государственной службы, а в случае соблюдения требований, предусмотренных ст. 37 Закона о госслужбе, назначена пенсия госслужащего.

Сохранение стажа работы в органах ГНС после реорганизации ведомства

Сохранится ли стаж, отработанный в органе ГНС, для получения пенсии госслужащего, если ГНС реорганизовано в Министерство?

Согласно Порядку № 283 в стаж государственной службы засчитывается работа на должностях государственных служащих в государственных органах, предусмотренных в ст. 25 Закона о госслужбе, а также на должностях, отнесенных Кабинетом Министров Украины к соответствующей категории должностей государственных служащих. Кроме того, в стаж государственной службы засчитывается работа, в частности, на должностях руководящих работников и специалистов в аппарате органов ГНС.

Исчисленный в соответствии с этим Порядком стаж государственной службы применяется для установления государственным служащим надбавки за выслугу лет, предоставления дополнительных оплачиваемых отпусков и назначения пенсии.

Учитывая положения Порядка № 283 в стаж государственной службы засчитывается работа в органе ГНС, и при условии соблюдения требований, предусмотренных ст. 37 Закона о госслужбе, а именно: достижение пенсионного возраста, наличие страхового стажа для мужчин35 лет, для женщин30 лет, в том числе стажа государственной службы 10 лет и работы на время достижения пенсионного возраста в государственном органе на должности государственного служащего, будет назначена пенсия по нормам Закона о госслужбе.

После работы в органах ГНС — работа в другой государственной структуре

Будет ли учтен стаж работы в органе ГНС для начисления пенсии, если лицо (при наличии стажа работы в органе ГНС 15 лет и выходе на пенсию по инвалидности) согласно Закону о госслужбе изъявит желание в дальнейшем работать в другой государственной структуре?

В соответствии со ст. 37 Закона о госслужбе пенсия по инвалидности назначается при наличии страхового стажа, установленного для назначения пенсии по инвалидности согласно Закону о пенсионном страховании, лицам, признанным инвалидами I или II группы в период нахождения на государственной службе, которые имеют стаж государственной службы не меньше 10 лет, а также лицам из числа инвалидов I или II группы независимо от времени установления им инвалидности, которые имеют не меньше 10 лет стажа государственной службы на должностях, отнесенных к категориям должностей государственных служащих, если непосредственно перед обращением за назначением такой пенсии они работали на указанных должностях. Пенсия по инвалидности в соответствии с этим Законом назначается независимо от причины инвалидности при условии прекращения государственной службы.

Если указанные лица возвращаются на государственную службу, выплата пенсии по инвалидности прекращается на период до увольнения с работы или достижения ими предельного возраста нахождения на государственной службе.

Следовательно, при условии трудоустройства лица на работу в государственный орган на должность госслужащего выплаты пенсии по инвалидности, назначенной согласно ст. 37 Закона о госслужбе, будут прекращены до увольнения с должности госслужащего. После увольнения выплата пенсии будет возобновлена по материалам пенсионного дела или по желанию лица с учетом дополнительно предоставленных документов, по которым будет проведен в случае целесообразности перерасчет пенсии с заработной платы по другой должности, при этом будет учтен стаж работы в органе ГНС.

Правительство привело порядок выплаты пенсий госслужащим в соответствие пенсионной реформе

06.02.2018 5762 0 0

Правительство привело порядок выплаты пенсий государственным служащим в соответствии с Законом Украины от 3 октября 2017 № 2148-VIII «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно повышения пенсий».

Так, постановлением от 25 января 2018 № 27 внесены изменения в постановление КМУ «Некоторые вопросы пенсионного обеспечения отдельных категорий лиц».

Предполагается, что с 1 октября 2017 пенсии, назначенные после вступления в силу Закона Украины «О мерах по законодательному обеспечению реформирования пенсионной системы» (кроме пенсий лиц с инвалидностью I и II групп, лиц с инвалидностью вследствие войны III группы и участников боевых действий, лиц, на которых распространяется действие пункта 1 статьи 10 Закона Украины «О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты») в соответствии со статьей 37 Закона Украины от 16 декабря 1993 № 3723-XII «О государственной службе», в период работы на должностях государственной службы, определим них Законом Украины от 10 декабря 2015 № 889-VIII «О государственной службе», а также на должностях и на условиях, предусмотренных Законом Украины «О прокуратуре», «О судоустройстве и статусе судей», выплачиваются в размере, вычисленному согласно Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании».

После увольнения выплата пенсии, назначенной в соответствии с Законом Украины от 16 декабря 1993 № 3723-XII «О государственной службе», возобновляется.

Также сохранена норма, что по 31 декабря 2017 года, максимальный размер пенсии (с учетом надбавок, повышений, дополнительной пенсии, целевой денежной помощи, пенсии за особые заслуги перед Украиной, индексации и других доплат к пенсии, установленных законодательством, кроме доплаты к надбавкам отдельным категориям лиц, имеющим особые заслуги перед Родиной) не может превышать 10740 гривен.

Пенсионное обеспечение-2017: что изменилось?

07.02.2017 19548 0 1

С принятием Закона от 06.12.16 г. № 1774-VІІІ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины» (далее – Закон № 1774) начиная с 01.01.17 г. изменились правила, по которым осуществляется пенсионное обеспечение граждан. Рассмотрим, что именно изменилось и лиц каких категорий это касается.

Ограничение размера выплачиваемой пенсии и полный запрет на ее получение

Основное изменение, произошедшее в пенсионном обеспечении текущего года, – это предоставленная пенсионерам некоторых категорий возможность работать и одновременно получать пенсию. Об этом поговорим далее, а сейчас – о сохранении действия норм об ограничении размера получаемой пенсии (или же полный запрет получения одновременно и пенсии, и заработной платы работающим пенсионерам).

Итак, в «базовом» нормативно-правовом акте, а именно в ст. 85 Закона от 05.11.91 г. № 1788-ХІІ «О пенсионном обеспечении» (далее – Закон № 1788), с внесением в него изменений Законом № 1774 продлен установленный еще с 01.04.15 г. (см. Закон от 02.03.15 г. № 213-VІІІ) запрет на получение пенсии или ежемесячного пожизненного денежного содержания, если лицо будет работать. Это касается госслужащих, а также прокуроров, судей.

О вышеизложенном – подробнее. Лицам, работающим на должностях и на условиях, установленных Законами от 10.12.15 г. № 889-VІІІ «О государственной службе» (далее – Закон № 889), от 02.06.16 г. № 1402-VІІІ «О судоустройстве и статусе судей» (далее – Закон № 1402), от 14.10.14 г. № 1697-VІІ «О прокуратуре» (далее – Закон № 1697), назначенные пенсии или ежемесячное пожизненное денежное содержание не выплачиваются.

Сказанное особо актуально в связи с тем, что упомянутым лицам выплата зарплаты и пенсии производится за счет средств, утвержденных в Госбюджете соответствующего года.

Поэтому бывшему, например, госслужащему или прокурору следует определиться – уволиться с должности, дающей право на получение пенсии госслужащего или прокурора, и получать в полном объеме назначенную ему пенсию или остаться на работе (причем именно на должности, дающей право на упомянутую пенсию), но пенсию не получать вообще – а только заработок в соответствии с занимаемой должностью.

Еще обратим внимание: отныне согласно Закону № 1774 временное приостановление одновременного получения назначенной пенсии и заработка касается лиц, ставших пенсионерами в соответствии с нормами уже нового законодательства о госслужбе. Ранее прекращение пенсионного обеспечения для работающих касалось тех, кому пенсия назначена согласно Закону от 16.12.93 г. № 3723-ХІІ «О государственной службе» (далее – Закон № 3723).

Кстати, аналогичные изменения в этой части внесены и в ст. 37 Закона № 3723. Правда, не изменились нормы по возобновлению выплаты пенсии в соответствии с Законом № 1788 после увольнения с вышеупомянутой работы, как это и предусматривалось ранее.

То есть, например, госслужащему, который уволился с должности, дающей право на госслужебную пенсию, возобновляется выплата назначенной ему пенсии. Практически это выглядит следующим образом.

Скажем, госслужащему, решившему прекратить трудовые отношения в государственном органе и уволиться с занимаемой им должности, необходимо подать заявление об увольнении в кадровое подразделение по месту работы. После оформления приказа или иного распорядительного документа об его увольнении он должен взять копию этого приказа (документа) или сделать выписку из трудовой книжки для подтверждения факта своего увольнения. Далее нужно обратиться в отделение Пенсионного фонда по месту назначения пенсии, предъявить им упомянутые документы. После этого Пенсионным фондом возобновляется выплата назначенной пенсии госслужащего.

В период работы на иных должностях или работах (т. е. не упомянутых в вышеуказанных законах), лица, как и ранее, могут получать пенсию в ограниченных размерах. Поэтому если назначенная пенсия превышает 150 % прожиточного минимума, установленного для лиц, утративших трудоспособность (далее – ПМ), то она будет выплачиваться в размере 85 %. В то же время законодательство предусматривает, что размер выплачиваемой пенсии не может быть меньше 150 % размера этого ПМ. С 01.01.17 г. это 1 870,50 грн. (1 247 грн. х 150 %).

Это значит, что продлено еще до 31.12.17 г. установленное с 01.04.15 г. ограничение пенсии, которую может получить работающий пенсионер.

Например, госслужащий или судья, которым пенсия назначена на условиях и в размерах, установленных Законами № 889 и № 1402 соответственно, оставят работу на должностях, дающую право на такую пенсию (ежемесячное пожизненное денежное содержание). Если они решат работать на другой должности (не госслужащего или судьи, а, например, на должности патронатной службы – консультант или помощник заместителя руководителя госоргана, или же на должности из числа работников обслуживающего персонала), то они имеют право получать кроме своего заработка по должности еще и пенсию госслужащего (судьи). Конечно, размер этой пенсии ограничивается 85 % назначенной пенсии, если пенсия (ежемесячное пожизненное денежное содержание) превышает 150 % ПМ (с 01.01.17 г. это 1 870,50 грн.).

Обновленная согласно Закону № 1774 редакция ст. 85 Закона № 1788 предусматривает выплату пенсии без учета получаемой зарплаты (дохода) начиная с 01.01.18 г.

Ограничение размера выплачиваемой пенсии и невозможность одновременного получения и назначенной пенсии, и заработной платы в полной мере касается лиц, которым назначена пенсия в соответствии с Законом от 20.09.01 г. № 2728-ІІІ «О дипломатической службе» (далее – Закон № 2728). Дело в том, что согласно ст. 29 данного Закона работник дипломатической службы пользуется всеми правами, определенными законодательством о госслужбе, то есть таким лицам пенсия назначается на принципах, установленных для госслужащих.

Таким образом, в период работы на должности дипломата пенсия, назначенная в соответствии с аконодательством, не выплачивается. Вышеупомянутая норма будет действовать до 31.12.17 г.

Обратим внимание: в Законе № 2728 не идет речь только о пенсиях госслужащих. Поэтому если дипломату назначена пенсия не по специальному закону, а на общих основаниях, то и тогда в период его работы на дипломатической должности пенсия ему не будет выплачиваться.

Напоминаем: в соответствии со ст. 90 Закона № 889 госслужащим пенсия назначается на общих основаниях, то есть согласно Закону от 09.07.03 г. № 1058-ІV «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» (далее – Закон № 1058).

Максимальный и минимальный размер пенсии

Законодательством определено, что минимальный размер пенсии по возрасту устанавливается в размере ПМ для лиц, утративших трудоспособность (ст. 28 Закона № 1058).

Согласно ст. 8 Закона от 21.12.16 г. № 1801-VІІІ «О Государственном бюджете Украины на 2017 год» (далее – Закон № 1801) размер этого ПМ составляет: с 01.01.17 г. – 1 247 грн.; с 01.05.17 г. – 1 312 грн.; с 01.12.17 г. – 1 373 грн.

Это значит, что минимальная пенсия в течение текущего года будет такой же, как и размер ПМ для вышеупомянутых лиц.

Как видим, в январе текущего года размер минимальной пенсии остался на том же уровне, что и в декабре 2016 года, поскольку в соответствии с Законом от 25.12.15 г. № 928-VІІІ «О Государственном бюджете Украины на 2016 год» (далее – Закон № 928) размер этого ПМ с 01.12.16 г. также был равен 1 247 грн.

В течение 2017 года, по мере роста упомянутого ПМ, а именно с 01.05.17 г. и с 01.12.17 г., будет увеличиваться соответственно размер минимальной пенсии.

Важна также и норма, подтвержденная Законом № 1774, о максимальном размере пенсии, которую может получать лицо. Как и в прошлом году (см. Закон от 24.12.15 г. № 911-VІІІ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины»), пенсия с учетом надбавок, повышений, дополнительной пенсии, целевой денежной помощи, пенсии за особые заслуги перед Украиной, индексации и прочих доплат к пенсии, установленных законодательством, кроме доплаты к надбавкам отдельным категориям лиц, имеющих особые заслуги перед Родиной, не может превышать 10 740 грн. Такое ограничение будет действовать до 31.12.17 г.

Для справки. Исходя из норм п. 3 ст. 27 Закона № 1058, максимальный размер пенсии не может превышать 10 ПМ для лиц, утративших трудоспособность. Если бы не применялся вышеуказанный механизм ограничения, то она могла бы выплачиваться в следующих размерах:

  • в период с 01.01.17 г. по 30.04.17 г. – 12 470 грн.;
  • с 01.05.17 г. по 30.11.17 г. – 13 120 грн.;
  • с 01.12.17 г. по 31.12.17 г. – 13 730 грн.

Влияние изменения размера ПМ на пенсионные выплаты

Изменение размера ПМ будет учитываться при перерасчете предусмотренных законодательством различных видов пенсионных выплат, повышений и надбавок.

В частности, будут подлежать перерасчету следующие выплаты

а) минимальные размеры пенсии:

  • по инвалидности для участников ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы (ст. 54 Закона от 28.02.91 г. № 796-ХІІ «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших в результате Чернобыльской катастрофы», далее – Закон № 796; постановление КМУ от 23.11.11 г. № 1210 «О повышении уровня социальной защиты граждан, пострадавших в результате Чернобыльской катастрофы»);
  • шахтерам (ст. 27 Закона № 1058, ст. 7 и 8 Закона от 02.09.08 г. № 345-VІ «О повышении престижности шахтерского труда»);

б) надбавки:

  • гражданам, имеющим статус Почетного донора Украины (ст. 13 Закона от 23.06.95 г. № 239/95-ВР «О донорстве крови и ее компонентов»);
  • на иждивенцев (ст. 16 Закона от 09.04.92 г. № 2262-ХІІ «О пенсионном обеспечении лиц, уволенных с воинской службы, и некоторых других лиц»);

в) пенсионные выплаты, предусмотренные Законом от 01.06.2000 г. № 1767-ІІІ «О пенсиях за особые заслуги перед Украиной» (ст. 5, 6 Закона). В частности, с даты установления нового размера ПМ матерям, которые родили 5 и более детей и воспитали их до 6-летнего возраста, производится перерасчет пенсии за особые заслуги.

В связи с изменением размера ПМ будут пересчитываться также минимальные пенсии, назначенные участникам боевых действий, инвалидам войны и тем, кто получил инвалидность во время ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы, при условии установления связи инвалидности с Чернобыльской катастрофой. Изменятся повышения к пенсии ветеранам войны и жертвам нацистских преследований.

Кто имеет право на получение пенсии без ограничений

В п. 2 Заключительных и переходных положений Закона № 1774 установлено, к каким лицам и при каких условиях ограничение, касающееся выплаты пенсии, ежемесячного пожизненного денежного содержания не применяется.

Итак, в течение особого периода могут получать эти выплаты, даже если их размер больше чем 10 740 грн., следующие категории лиц:

  • которые проходят военную службу или состоят на должностях в Министерстве обороны, Главном управлении разведки Минобороны, МВД, Нацполиции, аппарате Совета нацбезопасности и обороны, Госспецтранспорта, СБУ, Службе внешней разведки, Госпогранслужбе, Управлении госохраны, Государственной пенитенциарной службе, ГСЧС, Госспецсвязи, Нацгвардии, органах военной прокуратуры.
    Обращаем внимание: в течение 2016 года тем, кто проходил военную службу или состоял на должностях в Нацполиции, даже в течение особого периода пенсия выплачивалась в ограниченном законодательством размере. С 01.01.17 г. пенсионеры-полицейские могут получать назначенную им пенсию в полном размере;
  • принимают участие в АТО, проведении мероприятий по обеспечению правопорядка на государственной границе, отражении вооруженного нападения на объекты, охраняемые военнослужащими, освобождении этих объектов в случае захвата, отражении попыток насильственного завладения оружием, боевой и другой техникой.

Согласно определению ст. 1 Закона от 06.12.91 г. № 1932-ХІІ «Об обороне Украины» особым считается период, наступающий с момента объявления решения о мобилизации либо доведения его до исполнителей в отношении скрытой мобилизации или с момента введения военного положения в Украине либо в отдельных ее местностях и охватывает время мобилизации, военное время и частично восстановительный период после окончания военных действий. Так, объявление и проведение частичной мобилизации состоялось согласно Указу Президента от 17.03.14 г. № 303/2014 «О частичной мобилизации».

Также упомянутое ограничение не касается пенсий/ежемесячного пожизненного денежного содержания, назначенных прокурорским работникам и судьям на период исполнения этими лицами полномочий членов Высшей квалификационной комиссии судей и Высшего совета юстиции.

Конечно, после окончания особого периода назначенная пенсия/ежемесячное пожизненное денежное содержание должно выплачиваться на условиях, определенных для лиц, не относящихся к вышеупомянутым.

Это значит, что, например, военнослужащему, который служит на должности в аппарате Минобороны, после завершения этого периода пенсия будет выплачиваться с учетом установленного законодательством ограничения ее размера. Или же судье после завершения им полномочий как члена Высшего совета юстиции ежемесячное пожизненное денежное содержание должно выплачиваться также в ограниченном размере.

Если пенсия превышает 10 ПМ (12 470 грн.), то она подлежит налогообложению по ставке 18 %, а также из нее удерживается военный сбор – 1,5 %. Такое налогообложение не коснется участников боевых действий в период Второй мировой войны, инвалидов войны и лиц, на которых распространяется действие ст. 10 Закона от 22.10.93 г. № 3551-XII «О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты» (далее – Закон № 3551).

Особенности выплаты пенсии научным работникам

Размер назначенной и получаемой научной пенсии зависит от следующих факторов: когда назначена пенсия; в каком именно учреждении работает пенсионер; какую должность он занимает. Это предусмотрено обновленными в соответствии с Законом № 1774 нормами Закона от 26.11.15 г. № 848-VІІІ «О научной и научно-технической деятельности» (далее – Закон № 848).

Так, согласно ст. 37 Закона № 848, если научная пенсия назначена до 01.10.11 г. (до вступления в силу Закона от 08.07.11 г. № 3668-VІ «О мерах по законодательному обеспечению реформирования пенсионной системы» (далее – Закон № 3668) и пенсионер занимает определенные Законом № 889 должности госслужбы или работает на должности прокурора (Закон № 1697), народного депутата (Закон от 17.11.92 г. № 2790-ХІІ «О статусе народного депутата Украины», далее – Закон № 2790), судьи (Закон № 1402), то такая пенсия ему должна выплачиваться только в размере, исчисленном на общих основаниях согласно Закону № 1058.

Если же пенсионер, получающий научную пенсию, продолжает работать на научной должности, то кроме заработка он имеет право получать 85 % назначенного размера пенсии, но не менее 150 % ПМ.

Иное дело, если научный работник обрел право на пенсию после пенсионной реформы, то есть после 01.10.11 г. Если он в дальнейшем будет работать на должности, дающей право на получение научной пенсии по Закону № 848, или на должности госслужащего, прокурора, народного депутата, судьи, то лишается права на получение своей пенсии. В таком случае ему полагается к выплате пенсия, исчисленная на общих основаниях.

Кроме вышеизложенного, до 31.12.17 г. пенсионерам – научным работникам, в случае если они работают на иных должностях (т. е. не научных, не госслужебных, не прокурорских, не судейских, а также не на должностях народных депутатов), назначенная после 01.10.11 г. научная пенсия выплачивается в сокращенном размере, а именно 85 % от назначенной. При этом выплачиваемая пенсия не может быть меньше чем 150 % ПМ. После того как они уволятся с работы, возобновится выплата пенсии в полном размере. Обращаем внимание, что речь идет о тех научных работниках – пенсионерах, которым пенсия назначена после 01.10.11 г.

Все эти новации не касаются: инвалидов I и ІІ групп; инвалидов войны ІІІ группы и участников боевых действий; членов семей военнослужащих Минобороны, органов внутренних дел, государственной безопасности бывшего СССР, которые погибли или умерли из-за контузии, ранения, увечья и т. п. во время защиты Родины, участия в антитеррористических операциях и т. п. О пенсиях этим категориям лиц – далее.

Пенсии военнослужащим

А теперь о том, как внесенные в законодательство изменения повлияли на порядок выплаты пенсии военнослужащим.

Прежде всего обращаем внимание: «неприкосновенной» остается пенсия лиц тех категорий, которые перечислены в п. 1 ст. 10 Закона № 3551. Они могут получать назначенную пенсию в полном объеме.

Упомянутая норма Закона № 3551 распространяется, в частности, на:

  • семьи военнослужащих, которые погибли (пропали без вести) или умерли в результате ранения, контузии или увечья, полученных во время защиты Родины;
  • семьи лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, полицейских, которые погибли или умерли в результате ранения, контузии или увечья, полученных во время участия в АТО;
  • семьи добровольцев, которые обеспечивали проведение АТО (в т. ч. волонтеры) и погибли (пропали без вести), умерли из-за ранения, контузии или увечья;
  • семьи военнослужащих (резервистов, военнообязанных) и работников ВСУ, Нацгвардии, СБУ, Службы внешней разведки, Госпогранслужбы, Госспецтранспорта, военных прокуроров, а также работников МВД, Управления госохраны, Госспецсвязи, ГЧС, Государственной пенитенциарной службы, других воинских формирований, которые находились непосредственно в районах АТО и погибли (пропали без вести) или умерли.

Законом № 3551 определено, что к членам семей погибших или пропавших без вести военнослужащих относятся: иждивенцы погибшего; родители; один из супругов, который не женился во второй раз; дети, которые не имеют (и не имели) своих семей; дети, которые имеют свои семьи, но стали инвалидами до достижения совершеннолетия; дети, оба из родителей которых погибли или пропали без вести.

Отметим: вышеупомянутые категории лиц вправе в то же время работать на должностях госслужбы, судьи, прокурора и получать назначенную им пенсию/ежемесячное пожизненное денежное содержание в полном объеме.

Все вышеупомянутые позиции действовали и в течение 2016 года, а теперь Законом № 1774 подтверждено их действие также в 2017 году.

Кроме того, после внесения Законом № 1774 изменений в ст. 54 Закона от 09.04.92 г. № 2262-ХІІ «О пенсионном обеспечении лиц, уволенных с военной службы, и некоторых других лиц» (далее – Закон № 2262) такая преференция введена еще и для других категорий лиц.

Она касается теперь тех, на кого распространяется действие Закона от 24.03.98 г. № 203/98-ВР «О статусе ветеранов военной службы, ветеранов органов внутренних дел, ветеранов Национальной полиции и некоторых других лиц и их социальная защита» (далее – Закон № 203).

В частности, согласно ст. 5 Закона № 203 речь идет:

  • о гражданах Украины, которые безукоризненно прослужили на военной службе, в органах МВД, Нацполиции, налоговой милиции, пожарной охране, Государственной уголовно-испол­нительной службе, органах гражданской защиты, Госспецсвязи 25 лет и более и уволены в запас или в отставку;
  • инвалидах І и ІІ групп, инвалидность которых наступила в результате ранения, контузии, увечья или заболевания, в частности в связи с их участием в АТО, и других категориях лиц.

Поэтому лица, указанные в Законе № 203, могут обращаться в органы Пенсионного фонда по месту получения пенсии для ее получения в полном размере.

Как видим, круг лиц, имеющих право на получение пенсии в полном размере, даже если они работают на специальных должностях, расширен.

Еще добавим: после внесения изменений в ст. 63 Закона № 2262 изменился порядок проведения перерасчета пенсий военнослужащим. Теперь он будет проводиться в связи с повышением денежного обеспечения соответствующих категорий военнослужащих, а условия, порядок и размеры процедуры перерасчета должен утвердить Кабмин.

Максимальный размер пенсии уволенных с военной службы лиц до 31.12.17 г. не может превышать 10 740 грн. (обновленная согласно Закону № 1774 ст. 43 Закона № 2262).

Особенности выплаты пенсии должностным лицам органов местного самоуправления

Как уже отмечалось выше, пенсии/ежемесячное пожизненное денежное содержание лицам, занимающим должности госслужбы, а также тем, кто работает на должностях прокуроров и судей, не выплачиваются.

Из данного правила есть исключения.

Начиная с 01.01.17 г. согласно Закону № 1774 имеют право возобновить получение назначенной пенсии некоторые пенсионеры.

Надеемся, приятной новостью для должностных лиц органов местного самоуправления, а также избранных на выборные должности лиц будет установленная для них Законом № 1774 преференция в части возможности получения назначенной пенсии (правда, в несколько меньшем, нежели она назначена, размере). То есть начиная с 01.01.17 г. снят установленный ранее запрет на получение назначенной пенсии тем должностным лицам местных советов и их исполнительных органов, которые работают на должностях, дающих право на получение специальной пенсии (ст. 21 Закона от 07.06.01 г. № 2493-ІІІ «О службе в органах местного самоуправления»).

Теперь эти лица имеют возможность получать 85 % назначенного размера пенсии (если размер этой выплаты превышает 150 % ПМ, то есть с 01.01.17 г. – 1 870,50 грн.). То есть ограничение не применяется к пенсии в размере ниже 150 % ПМ.

Также имеют возможность получать пенсию в размере 85 % назначенного размера следующие категории лиц:

  • служащие Нацбанка (ст. 64 Закона от 20.05.99 г. № 679-ХІV «О Национальном банке Украины»);
  • судебные эксперты (ст. 18 Закона от 25.02.94 г. № 4038-ХІІ «О судебной экспертизе»);
  • помощники-консультанты народного депутата Украины (ст. 1.1 Положения о помощнике-консультанте народного депутата Украины, утвержденного постановлением Верховной Рады от 13.10.95 г. № 379/95-ВР);

Еще есть следующая норма, установленная Законом № 1774.

Согласно ст. 58 Закона № 796 назначенные в соответствии с данным Законом пенсии не будут выплачиваться уже вплоть до 31.12.17 г. (было – до 01.12.16 г.). Норма касается лиц, которые будут занимать должности госслужбы или же работать на должностях прокуроров и судей.

В случае работы «чернобыльцев» на других должностях у них осталось право на получение назначенной пенсии в размере 85 %, но не менее 150 % ПМ.

Полный объем пенсии без учета получаемого дохода пострадавшие в результате Чернобыльской катастрофы лица смогут получать начиная с 01.01.18 г.

Кроме того, с внесением изменений в ст. 67 Закона № 796 максимальная пенсия, которую могут получить «чернобыльцы», до 31.12.18 г., как и для других граждан, составляет 10 740 грн.

Представление документов в Пенсионный фонд

Для получения пенсии/ежемесячного пожизненного денежного содержания без установленного ограничения необходимо представить в орган Пенсионного фонда подтверждающие документы с указанием в них места службы (работы), иначе преференция к указанным выше лицам не будет применяться. Это касается и случаев, когда лицо принимает участие в АТО или же служит на государственной границе и т. п.

Также отметим: во избежание недоразумений при определении статуса лица (т. е. работающий пенсионер или неработающий) необходимо оформить это должным образом в органах Пенсионного фонда. Тогда работники Пенсионного фонда согласно материалам пенсионного дела, а также данным персонифицированного учета будут принимать, в частности, решения о выплате пенсии в размере 85 % от назначенной суммы или же определятся с выплатой пенсии в полном объеме. Главное, чтобы пенсионер подал подтверждающие документы вовремя.

Напомним: согласно п. 2.21 Порядка представления и оформления документов для назначения (перерасчета) пенсий в соответствии с Законом Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании», утвержденного постановлением правления ПФУ от 25.11.05 г. № 22-1, документами, подтверждающими факт, что лицо не работает, являются:

  • трудовая книжка;
  • индивидуальные сведения о застрахованном лице, которые предоставляются отделом персонифицированного учета. Форма, по которой они предоставляются, содержится в приложении 1 (при необходимости – в приложении 3) к Положению о реестре застрахованных лиц Государственного реестра общеобязательного государственного социального страхования, утвержденному постановлением правления ПФУ от 18.06.14 г. № 10-1;
  • сведения об отсутствии информации о госрегистрации физлица-предпринимателя по имеющимся в органе, назначающем пенсию, данным.

В случае трудоустройства после назначения пенсии необходимо уведомить орган, назначающий пенсию, по месту пребывания на учете в качестве получателя пенсии о дате трудоустройства, виде занятости (т. е. заключение трудового договора, гражданско-правового договора, регистрация в качестве физлица-предпринимателя, осуществление независимой профессиональной деятельности) путем подачи заявления.

В случае увольнения об этом (а именно о дате увольнения) также следует уведомить орган Пенсионного фонда. Такое уведомление проводится путем подачи лицом заявления с копией трудовой книжки, где содержится запись об увольнении, или же с копией гражданско-правового договора (если таковой был заключен).

Смотрите еще:

  • Федеральный закон от 18 июля 1995 г 108-фз о рекламе Федеральный закон от 18 июля 1995 г. N 108-ФЗ "О рекламе" Федеральный закон от 18 июля 1995 г. N 108-ФЗ"О рекламе" С изменениями и дополнениями от: 18 июня, 14, 30 декабря 2001 г., 20, 22 […]
  • Увольнение по состоянию здоровья в украине кзот Можно ли уволить работника по состоянию здоровья Фото: Первый Криворожский Среди многочисленных оснований для увольнения работника в Кодексе законов о труде Украины (далее — КЗоТ) указано […]
  • Земельный участок борки тюмень Земельные участки в селе Борки 09.11.2018 10:58 | Купить участок большой площади в селе Борки промышленный, 3800 сот. Продается участок земли 38 га по Тобольскому тракту. 25 км от г. […]
  • Опекунство усыновление Онлайн-консультант 38 (057) 756-88-03 Время работы с 9:00 до 18:00 ( Пн-Пт ) Страница: 1 ТЕМА: Что лучше оформлять опекунство или усыновление? Что лучше оформлять опекунство […]
  • Лучший адвокат липецк ЛУЧШИЙ адвокат в Липецке? Юридические услуги в Липецке (Юридические услуги Липецк) Документирование иностранцев в Липецке Мы готовы помочь оформить РВП, ВНЖ или Гражданство России в […]
  • Протокол осмотра выстрела Протокол осмотра предмета В центре комнаты, на полу, правой щечкой вниз лежит пистолет системы "ТТ", калибра 7,62 мм ГН-648. Ствол пистолета направлен в сторону входной двери. Расстояние […]
Закладка Постоянная ссылка.

Комментарии запрещены.